130. Процесс подбора кадров рассматривается как функция управле- ния, которая реализуется в отношении: а) к производству; б) к личности; в) к менеджерам; г) нет правильного ответа. 131. Прогноз потребности в кадрах – это: а) сбор информации о качественной и количественной потребности в кад- рах с учетом фактора времени; б) установление фактического наличия кадров с учетом их качественных и количественных характеристик; в) выяснение недостатка или избытка кадров во времени и в соответствии с этим разработка мероприятий по обеспечению, высвобождению, повыше- нию квалификации кадров; г) нет верного ответа. 28 132. Определите правильную последовательность процедуры плани- рования набора персонала: а) планирование найма персонала планирование выбора из претендентов планирование внедрения сотрудников планирование принятия на работу; б) планирование найма персонала планирование выбора из претенден- тов планирование принятия на работу планирование внедрения со- трудников; в) планирование внедрения сотрудников планирование найма персонала планирование выбора из претендентов планирование принятия на работу; г) планирование принятия на работу планирование найма персонала плани- рование выбора из претендентов планирование внедрения сотрудников. 133. Определите, из какого источника можно получить информацию о персонале, которая показывает процесс становления личности: а) трудовая книжка; б) психологические тесты; в) автобиография; г) аттестат зрелости. 134. Информация о сильных и слабых сторонах претендента на должность, его навыках и склонностях, памяти, профессиональной при- годности может извлекаться с помощью: а) личной анкеты; б) психологических тестов; в) собеседования с претендентом; г) рекомендательных писем. 135. Недостатком набора кадров внутри организации является: а) большие расходы при наборе; б) высокая стоимость повышения квалификации; в) нет знаний производства; г) много времени затрачивается на испытательный срок. 136. Преимуществом набора кадров вне организации является: а) незначительные расходы при наборе; б) реализация возможности роста кадров; в) знание сотрудников и их возможностей; г) новые импульсы для предприятия. 137. Такие качества, как уравновешенность, адаптивность и кон- тактность, относятся к следующему критерию оценки сотрудников: а) образование; б) поведение; 29 в) целеустремленность; г) интеллектуальные способности. 138. Определите неверное высказывание: а) отбор персонала должен проводиться на строгой плановой основе; б) в процессе планирования персонала определяются наличие, будущие потребности в кадрах и разрабатываются программы их развития; в) для набора персонала целесообразно использовать внутренний и внеш- ний рынок рабочей силы; г) в рыночной экономике для формирования персонала фирмы приемлемы интуитивные методы отбора кадров. 139. Методы оценки персонала можно объединить в три основные группы: а) прогностический, практический и имитационный; б) диалектический, практический и имитационный; в) статистический, диалектический и прогностический; г) графический, статистический и диалектический. 140. Средства и методы отбора претендентов на вакантные должно- сти наиболее часто классифицируются: а) на стратегические и тактические; б) на личностные и технические; в) на контурные и структурированные; г) на простые и сложные. 141. Личностными средствами оценки сотрудника являются: а) анализ и оценка документов (биографии, успеваемости, анкеты и др.); б) тестирование; в) собеседование; г) все перечисленные. 142. Наибольшую сложность в группе личностных средств отбора персонала представляет: а) тест на интеллект и характер; б) интервью-собеседование; в) анализ биографии; г) проверка личной анкеты. 143. Предназначен для определения степени соответствия основных квалификационных признаков сотрудника определенной должности: а) профиль требований, б) описание должности; 30 в) должностная инструкция; г) нет верного ответа. 144. Ротация персонала – это: а) своеобразная кратко- или среднесрочная аренда персонала другой фирмы; б) вертикальное перемещение кадров, т.е. повышение в должности; в) горизонтальное перемещение кадров, например начальник цеха – на- чальник отдела, старший технолог отдела – старший технолог цеха. г) формирование нового кадрового резерва. 145. В процедуре оценки персонала: а) применяется система методов, дополняющих друг друга; б) оцениваются результаты труда и личностные параметры; в) используются личностные и технические средства оценки персонала; г) все перечисленное. 146. Вхождение в рынок связано не только и не столько с изменени- ем и адаптацией к условиям рыночных отношений хозяйственного меха- низма, сколько: а) с техническим перевооружением производства; б) с подготовленностью кадров; в) с внедрением новых технологий; г) с нормативно-правовой базой. 147. Повышение квалификации персонала – это: а) прохождение стажировки за границей; б) приобретение новой специальности; в) участие в работе семинаров и конференций; г) все перечисленное. 148. Развитие персонала означает: а) способность сотрудника осознать необходимость регулярной учебы, чтобы соответствовать растущим требованиям; б) способность коллектива осознать необходимость командного или группового управления при активном участии всего персонала, а не только руководителей; в) способность организации осознать решающую роль каждого сотрудника и необходимость развития его потенциала; г) все перечисленное верно. 149. К активным методам обучения персонала относятся: а) использование разнообразных технических средств обучения; б) использование централизованного, фронтального обучения; в) использование изменяющихся, открытых элементов обучения; г) верно а) и в). 31 ТЕМА 5. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 150. Результатом управленческого труда является: а) разнообразные товары; б) специфические услуги; в) управленческие решения; г) организационная структура. 151. Под управленческим решением понимается: а) наиболее рациональный вариант действий из множества возможных при данных условиях функционирования системы управления; б) основной вид управленческого труда; в) совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически после- довательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач; г) все перечисленное. 152. В осуществлении управленческого решения существенная роль принадлежит руководителю организации, который обязан: а) умело, творчески поставить задачи перед разработчиками управленче- ского решения и управлять процессом его выработки; б) правильно принять управленческое решение; в) организовать реализацию управленческого решения и контроль за этим процессом; г) реализовать все перечисленное. 153. Управленческие решения могут приниматься в условиях: а) определенности; б) риска; в) неопределенности; г) могут приниматься во всех названных условиях. 154. Управленческие решения можно классифицировать по различ- ным признакам. Так стратегические и тактические решения имеют сле- дующий классификационный признак: а) форма подготовки; б) масштаб решаемых проблем; в) степень влияния на будущее организации; г) функциональное назначение. 32 155. По жесткости регламентации выделяют следующие управлен- ческие решения: а) эвристические, графические, аналитические; б) контурные, структурированные и алгоритмические; в) простые, сложные и уникальные; г) шаблонные и творческие. 156. Рациональное управленческое решение: а) основываются на общих знаниях, здравом смысле – осмысленном опыте жизни, профессиональной деятельности, обостренном чувстве реальности; б) основывается на предположении руководителя, что его выбор правилен; в) предполагает использование научных методов и объективных критериев; г) верно а) и б). 157. На стадии реализации управленческого решения: а) анализируется проблемная ситуация; б) выявляются все возможные действия, устраняющие причины проблемы; в) разрабатываются альтернативные решения, и дается их оценка; г) принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до ис- полнителей. 158. Методами принятия управленческих решений являются: а) эвристические методы; б) коллективные методы; в) количественные методы; г) все перечисленные методы. 159. Наиболее распространенным методом коллективной подготовки управленческих решений является: а) «мозговой штурм» или «мозговая атака»; б) кольцевая (японская) система; в) метод Дельфы; г) нет верного ответа. 160. Эвристические методы принятия управленческих решений: а) в большей части базируются на интуиции менеджера, принимаются опера- тивно, но не гарантируют от выбора ошибочных (неэффективных) решений; б) позволяют экспериментально проверить реализацию решений, изменить исходные предпосылки, уточнить требования к ним; в) базируются на использовании экспертами больших информационных возможностей компьютерной техники; 33 г) предназначены для выявления новых идей и способов решения проблем в ходе их обсуждения при благоприятной атмосфере для генерирования инноваций. 161. При использовании этого метода принятия управленческих ре- шений, сначала опрашивается множество независимых друг от друга экс- пертов, а затем результаты опроса анализируются в процессе групповых дискуссий. Этот метод называется: а) «мозговой штурм»; б) кольцевая (японская) система; в) метод Дельфы; г) нет верного ответа. 162. Линейное моделирование как количественный метод принятия решений: а) позволяет вводить дополнительные переменные в процессе решения задач; б) использует линейные зависимости; в) позволяют экспериментально проверить реализацию решений, изменить исходные предпосылки, уточнить требования к ним; г) реализуется в методах теории массового обслуживания. 163. Принцип Парето: а) предполагает выбор того решения, которое имеет наибольшее число сторонников; б) используется в том случае, если группа состоит из нескольких коалиций, каждой из которых невыгодно отменять свое решение; в) используется при принятии решений, когда все эксперты образуют еди- ное целое, одну коалицию; г) используется в том случае, когда коалиций нет, т.е. предлагается число решений, равное числу экспертов. 164. Иерархия в принятии решений предполагает: а) делегирование полномочий по принятию решения ближе к тому уровню, на котором имеется больше необходимой информации и который непо- средственно участвует в реализации принятого решения; б) использование целевых межфункциональных групп, в которых члены, входящие в их состав, отбираются из различных подразделений и уровней организации; в) использование непосредственных (прямых) горизонтальных связей при принятии решений; 34 г) что процесс принятия решения должен находиться в руках одного (об- щего) руководителя. 165. Решение считается эффективным, если оно отвечает требовани- ям, вытекающим из решаемой ситуации и целей организации. Т.е. решение должно быть: а) экономичным, своевременным, обоснованным; б) своевременным и обоснованным; в) обоснованным и экономичным; г) экономичным, своевременным, обоснованным и реально осуществимым. 166. Основными причинами невыполнения управленческих решений являются: а) решение было недостаточно четко сформулировано менеджером; б) решение было ясно и четко сформулировано, но исполнитель его плохо уяснил; в) решение было четко сформулировано, и исполнитель его уяснил, но у него не было необходимых условий и средств для его выполнения; г) все перечисленное верно. 167. Для того чтобы модель деятельности исполнителя была выпол- нена в соответствии с первоначальной идеей менеджера, к ней предъявля- ют ряд требований: а) полнота и точность модели решения; б) стрессоустойчивость и гибкость модели решения; в) согласованность и мотивация модели решения; г) все перечисленные требования. 168. Точность модели принятия управленческих решений: а) характеризует оперативную модель с точки зрения представленности в ней всей динамики предстоящей деятельности; б) необходима потому, что если задача ставится абстрактно, то она не вы- полняется вообще или выполняется формально; в) предполагает способность исполнителя четко реализовать план дейст- вий, сложившийся в его сознании, в любых сложных ситуациях; г) связана с тем, что исполнитель чаще всего выполняет решение в оди- ночку. 169. Согласованность модели решения связана с тем, что исполни- тель чаще всего выполняет решение в одиночку. Поэтому необходимо: а) мотивировать деятельность исполнителей решений; 35 б) согласовывать действия исполнителя по задачам, времени, месту и т.п. с другими исполнителями; в) выбрать оптимальное соотношение между стабильностью (неподвижно- стью) и гибкостью модели; г) верно б) и в). 170. Наиболее часто встречающиеся в организации коммуникации – это: а) цепочная и многосвязная; б) звездная и иерархическая; в) цепочная, многосвязная, звездная и иерархическая; г) иерархическая, цепочная и многосвязная. 171. В многосвязной структуре коммуникации: а) ярко выражен «коммутатор-руководитель», через которого передаются все задачи; б) все ее участники связаны между собой; в) решение, передаваемое с одного конца на другой, становится известно всем исполнителям и всеми обсуждается; г) ярко выражены командные отношения. 172. В процессе контроля первоначальные цели организации могут: а) модифицироваться; б) уточняться; в) изменяться; г) все перечисленное верно. 173. В практике управления организацией применяются три основ- ные разновидности контроля: а) предварительный, текущий, последующий. б) предварительный, промежуточный, итоговый; в) текущий, промежуточный, итоговый; г) предварительный, текущий, итоговый. 36 ТЕМА 6. РУКОВОДИТЕЛЬ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА 174. Управленческий труд – это: а) особая категория общественного труда с последующей дифференциацией по видам и подвидам работ и основывается на понимании управления как ви- да профессиональной деятельности, присущей всякому совместному труду; б) вид общественного труда, основной задачей которого является обеспе- чение целенаправленной, скоординированной деятельности, как отдельных участников совместного трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом. в) это планомерная деятельность работников административно- управленческого персонала, направленная на организацию, регулирование, мотивацию и контроль за работой сотрудников организации; г) все перечисленное верно. 175. Содержание управленческого труда зависит от его объекта и определяется: а) структурой производственных процессов; б) приемами труда и его техническим оснащением; в) взаимоотношениями, которые возникают в процессе выполнения управ- ленческих функций; г) все ответы верны. 176. Управленческий труд имеет свои специфические особенности: а) он участвует в создании материальных благ не прямо, а через труд дру- гих лиц; б) средствами труда служит организационная и вычислительная техника; в) его результатом являются необходимые обществу товары и услуги; г) верно а) и б). 177. В качестве предмета управленческого труда выступают: а) управленческий процесс; б) управленческий процесс и люди, участвующие в нем; в) управленческие решения; г) организационная и вычислительная техника. 178. Главная особенность управленческого труда состоит в том, что задачи развития и совершенствования организации руководитель решает: а) в организационном аспекте; б) в производственном аспекте; в) в технологическом аспекте; г) в философском аспекте. 37 179. Принцип комплексности, лежащий в основе рациональной ор- ганизации управленческого труда предполагает: а) установление и строгое соблюдение определенных правил, положений, указаний, инструкций, нормативов и других нормативных документов, ос- нованных на объективных закономерностях развития системы управления; б) что научная организация управленческого труда развивается не по од- ному направлению, а по их совокупности, касается не одного работника, а всего управленческого коллектива. в) закрепление за каждым подразделением определенных функций, работ и операций с возложением на них полной ответственности за конечные ре- зультаты его деятельности в процессе управления; г) что трудовой коллектив должен работать в условиях стабильности его состава, функций и задач, решаемых коллективом. 180. Согласно Трудовому кодексу Республики Беларусь, формы, системы и размеры оплаты труда работников внебюджетных (коммерче- ских) организаций устанавливаются нанимателем на основании: а) коллективного договора; б) коллективного соглашения; в) трудового договора; г) все ответы верны. 181. В бюджетной сфере основным механизмом обеспечения равных условий оплаты труда традиционно служит Единая тарифная сетка работ- ников Республики Беларусь, включающая: а) 27 тарифных разрядов; б) 28 тарифных разрядов; в) 23 тарифных разрядов; г) 26 тарифных разрядов. 182. Оплата труда служащих государственного аппарата и прирав- ненных к ним органов, а также военнослужащие, лица рядового и началь- ствующего состава осуществляться: а) по системе фиксированных окладов; б) на основе Единой тарифной сетки; в) на основе ЕТС и по системе фиксированных окладов; г) нет верного ответа. 183. К выплатам компенсирующего характера не относится: а) выплаты надбавок за работу в местностях с тяжелыми климатическими условиями; б) доплаты за работу в ночное время, за работу в многосменном режиме; в) ежегодные доплаты к отпуску (материальная помощь к отпуску); г) доплаты к тарифным ставкам за работу в зонах радиоактивного загряз- нения. 38 184. К принципам оплаты и стимулирования труда относится: а) универсальность; б) простота и доступность; в) справедливость; г) все ответы верны. 185. С учетом специфики труда менеджера выделяют следующие виды норм: а) нормы управляемости для руководителей; б) укрупненные нормативы численности для специалистов; в) времени и обслуживания для технических исполнителей; г) все ответы верны. 186. С помощью нормативов численности: а) можно произвести оптимальную расстановку работников; б) определяется общая численность работников по функции управления; в) определяется численность специалистов организации; г) верно а) и б). 187. Методы прямого нормирования при определения норм управ- ленческих работ: а) используются для определения объемов работ тех категорий аппарата управления, труд которых вообще не поддается сколь-нибудь удовлетво- рительному учету из-за отсутствия критериев регламентации сроков вы- полняемой ими работы; б) используются для определения нормативов постоянно повторяющихся работ; в) применяются для установления норм обслуживания, т.е. числа обслужи- ваемых работников, приходящегося на одного обслуживающего; г) применяются для установления укрупненных нормативов численности различных категорий работников. 188. Определите неверное высказывание: а) фотография рабочего дня руководителя состоит в наблюдении и замерах всех без исключения затрат времени на протяжении полного рабочего дня или его определенной части; б) с помощью хронометража изучают затраты рабочего времени на выпол- нение повторяющихся трудовых операций; в) моментные наблюдения применяются для изучения труда специалистов, занятых выполнением различной работы; г) при киносъемке процесс труда фиксируется на видеопленке, где в ре- зультате просмотра можно увидеть «узкие» места организации труда. 39 189. В основе управленческого труда лежат определенные нормы, ко- торые должны строго соблюдаться менеджером. Наиболее важные из них: а) юридические, моральные и организационные; б) экономические, юридические, моральные и организационные; в) организационные, моральные и экономические; г) юридические, технические, моральные и организационные; 190. Элементами, характеризующими деятельность менеджера в рамках культуры управленческого труда, являются: а) личная культура, рациональное распределение рабочего времени, куль- тура речи; б) культура содержания рабочего места, культура в работе с письмами, культура приема посетителей; в) культура проведения массовых мероприятий, организационная культура руководителя; г) все ответы верны. 191. Организационная культура руководителя включает: а) культуру проведения различного рода совещаний, переговоров и бесед; б) разработку организационных норм, планов личной работы; в) подбор и расстановку кадров, работу с кадрами; г) верно б) и в). 192. В бывшем СССР при подборе управленческих кадров руково- дствовались четырьмя основными требованиями: политическая грамот- ность, моральная устойчивость, компетентность, организаторские способ- ности: а) политическая грамотность, моральная устойчивость, инициативность, нестандартное мышление; б) политическая грамотность, моральная устойчивость, компетентность, организаторские способности; в) способность к инновациям, моральная устойчивость, компетентность, организаторские способности; г) нестандартное мышление, инициативность, ситуационное лидерство, ра- зумные личные ценности. 193. К личным качествам современного менеджера относятся: а) коммуникабельность и чувство успеха; б) нестандартное мышление, изобретательность, инициативность и спо- собность генерировать идеи; в) способность формировать и развивать эффективные рабочие группы; г) верно а) и б). 40 194. Власть может принимать разнообразные формы: а) утилитарную (воздействие посредством сильных мотивов); б) авторитарно-нормативную (законная власть); в) объединенную (власть группы); г) все перечисленное верно. 195. Форма власти, которая осуществляется посредством воздейст- вия сильных мотивов на окружающих – это: а) утилитарная власть; б) авторитарно-нормативная власть; в) объединенная власть; г) нет верного ответа. 196. В группу способов рассудочного влияния менеджера входят: а) требование; б) критика; в) подражание; г) верно а) и б). 197. Какой способ влияния на окружающих сводится к доказатель- ству правильности того или иного задания руководителя: а) требование; б) убеждение; в) внушение; г) просьба. 198. Различные способы влияния на подчиненных, используемые менеджером, не должны вызывать: а) чувства раздражения; б) чувства ненависти; в) чувства досады; г) всего перечисленного. 199. Авторитет менеджера – это: а) заслуженное доверие, которым пользуется руководитель у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе; б) признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств менеджера объективным требованиям; в) систему отношений, ценностей и результата работы менеджера; г) все ответы верны. 41 200. Забота об авторитете руководителя – не только его личное дело, но и: а) высшего руководства; б) руководителей одного уровня; в) подчиненных; г) всех перечисленных. 201. Псевдоавторитет – это: а) мнимый авторитет; б) ложный авторитет; в) реальный авторитет; г) верно а) и б). 202. Если руководитель высокомерен, гордится и старается всюду подчеркнуть свои бывшие или мнимые нынешние заслуги, считая, что это обеспечивает ему высокий авторитет. То, по мнению А. Макаренко – это: а) авторитет педантизма; б) авторитет чванства; в) авторитет подавления; г) авторитет расстояния. 203. Стиль руководства – это: а) своего рода «почерк» в действиях менеджера; б) относительно устойчивая система способов, методов и форм практиче- ской деятельности менеджера; в) манера и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализа- ции управленческих решений; г) все определения верны. 204. Впервые вопрос о стилях руководства был рассмотрен: а) К. Левиным; б) А. Маслоу; в) Д. Макгрегором; г) Р. Оуэном. 205. Определите неверное высказывание: а) для авторитарного стиля характерна централизация власти в руках од- ного руководителя, требующего, чтобы обо всех делах докладывали только ему; б) либеральному стилю присущи ставка на администрирование и ограни- ченные контакты с подчиненными; 42 в) менеджер, использующий преимущественно демократический стиль на- ходится в постоянном контакте с сотрудниками, часть управленческих функций делегирует другим специалистам, доверяет людям; г) менеджер-либерал боится конфликтов, в основном соглашается с мнени- ем подчиненных. 206. Для менеджера, использующего какой стиль характерно как можно больше вопросов решать коллегиально, систематически информи- ровать подчиненных о положении дел в коллективе, часть управленческих функций делегировать другим специалистам: а) авторитарный; б) демократический; в) либеральный; г) ситуативное руководство. 207. Гибкость руководителя и заключается в том, чтобы: а) использовать преимущества демократического стиля руководства; б) использовать преимущества авторитарного стиля руководства; в) использовать преимущества либерального стиля руководства; г) использовать преимущества каждого стиля и применять его в зависимо- сти от особенностей ситуации. 208. Исследования немецких ученых выявили зависимость между результатами труда и стилем руководства. Исследовались производитель- ность труда, психологический климат, текучесть кадров и прибыль. Самые высокие результаты наблюдались у коллектива, где преобладает: а) либеральный стиль руководства; б) демократический стиль руководства; в) авторитарный стиль руководства; г) нет правильного ответа. 209. В управленческой решетке ГРИД наглядно представлены: а) различные способы реализации властных полномочий руководителем; б) различные способы реализации управленческих функций руководителем; в) различные способы реализации управленческих принципов руководителем; г) различные способы принятия управленческих решений руководителем.
210. Согласно системе ГРИД основными типами управления явля- ются: а) 9.1 1.9 1.1 2.2 9.9; б) 9.1 1.9 1.1 3.3 9.9; в) 9.1 1.9 1.1 4.4 9.9; г) 9.1 1.9 1.1 5.5 9.9. 43 211. Для руководителя типа 9.1 характерно: а) максимальная забота об эффективности производства в сочетании с ми- нимальной заботой о подчиненных; б) минимальная забота о производстве в сочетании с максимальной забо- той о подчиненных; в) минимальная забота о производстве и о нуждах работников; г) максимальная забота о производстве в сочетании с максимальной забо- той о людях. 212. В управленческой практике выделяют три дополнительных ти- па управления: а) консерватизм, оппортунизм, фасадизм; б) патернализм, оппортунизм, фасадизм; в) патернализм, либерализм, фасадизм; г) патернализм, оппортунизм, консерватизм.
213. В этом стиле приоритет отдается исполнительности. В нем со- четается высокий уровень заботы о производстве с высоким уровнем забо- ты о людях. И он носит дополнительный характер – это: а) фасадизм; б) оппортунизм; в) патернализм; г) нет верного ответа.
214. Поведенческое действие руководителя какого типа можно вы- разить фразой: «Люди – это не товар, ценность которого можно измерить с помощью некоторой шкалы, поэтому мысли и чувства людей играют пер- востепенную роль: а) тип 9.1; б) тип 1.9; в) тип 9.9; г) тип 1.1;
215. Выделите признаки оппортунистического поведения руководи- теля: а) стремится угодить всем и каждому, создает репутацию посредством хва- стовства, знает слабости других и использует их в своих целях, льстив; б) великодушный диктатор, снисходительный, постоянно дает советы, вы- полняет обязательства; в) управляет толпой, любит поучать, сторонник предписаний, ожидает слепой лояльности; г) верно б) и в). 44 ТЕМА 7. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ 216. Конфликт – это: а) столкновение противоречивых или несовместимых сил; б) противоречие, возникающее между людьми, коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противопо- ложности интересов; в) разногласие между отдельными членами (группами членов) организации; г) все ответы верны. 217. Первый международный центр разрешения конфликтов был создан: а) в 1985 г. в США; б) в 1986 г. в Австралии; в) в 1987 г. в Германии; г) в 1988 г. в Швейцарии. 218. Конфликтная ситуация – это: а) случайные столкновения интересов субъектов социального взаимодействия; б) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов со- циального взаимодействия, которые создают почву для противоборства между ними; в) процесс противоборства между субъектами социального взаимодейст- вия, направленный на выяснение отношений; г) этап развития конфликта. 219. Конфликтная ситуация обязательно включает: а) объекты конфликта; б) субъекты конфликта; в) объекты и субъекты конфликта; г) инцидент, объекты и субъекты конфликта. 220. Конфликтогены – это: а) слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту; б) поведенческие реакции личности в конфликте; в) проявления конфликта; г) нет верного ответа. 221. К какому типу конфликтогенов относятся следующие действия: угроза, обвинение, насмешка, издевка, сарказм: а) снисходительное отношение; б) менторские отношения; 45 в) негативное отношение; г) нарушение этики. 222. Конфликт может быть: а) функциональным; б) дисфункциональным; в) и функциональным и дисфункциональным; г) нет верного ответа. 223. Результат конфликта в основном зависит: а) от типа конфликта; б) от того, насколько эффективно им управляет менеджер; в) от количества сотрудников, вовлеченных в конфликт; г) степени несовпадения интересов конфликтующих сторон. 224. Внутриличностный конфликт – это: а) постоянные эмоциональные переживания личностью своих неудач: б) состояние тревоги, вызванное новой задачей; в) столкновение противоположно направленных мотивов личности; г) внутреннее колебание личности, вызванное проблемой выбора. 225. Внутриличностный конфликт может возникнуть из-за: а) физических, умственных и эмоциональных перегрузок работника; б) невнимания и непонимания коллег; в) противоречивых требований руководителя; г) все ответы верны. 226. Конфликт, вызванный стремлением личности занять особое по- ложение в коллективе, относится к группе: а) внутриличностных конфликтов: б) конфликтов между личностью и коллективом; в) межличностных конфликтов: г) конфликтов между группами. 227. Чаще всего разрушительный характер носят отдельные: а) внутриличностные конфликты: б) межличностные конфликты; в) конфликты между личностью и группой; г) конфликты между группами. 228. Источниками конфликтов могут быть: а) нарушение коммуникаций в организации; б) разное понимание членами коллектива (группами) миссии, целей и за- дач организации; 46 в) дублирование полномочий и компетенции руководителей и подчиненных; г) все перечисленное. 229. Определите неверное утверждение: а) организационный конфликт имеет только одну форму; б) конфликт наряду с проблемами может приносить и пользу организации; в) конфликтная ситуация обязательно включает объекты и субъекты кон- фликта; г) конфликт может быть функциональным и дисфункциональным. 230. Противоречие между функциями и видом трудовой деятельно- сти сотрудника может явиться: а) объектом конфликта; б) субъектом конфликта; в) источником конфликта; г) формой конфликта. 231. Основными источниками конфликта между менеджером и пер- соналом являются: а) тщеславие и чванство, резкость и грубость в обращении с подчиненными; б) авторитарный стиль управления, низкий уровень профессионализма ме- неджера; в) несвоевременная реакция менеджера на жалобы и критику подчинен- ных, неудовлетворительные коммуникации; г) сплетни, инсинуации, раскрытие источника информации, полученной доверительным путем. 232. К негативным последствиям конфликтов следует отнести: а) более широкий и глубокий взгляд на проблему; б) выявление новых скрытых противоречий и нерешенных проблем; в) снятие взаимных подозрений, вопросов и недоумений; г) снятие антагонизма, агрессивности и напряженности. 233. Позитивными последствиями конфликтов могут быть: а) появление навыка коллегиальной выработки решений; б) воспитание терпимости и умения стать на чужую точку зрения; в) еще большее, чем до конфликта, убеждение в своей правоте и расхож- дение во взглядах; г) верно а) и б). 234. Выделите основные стратегии поведения менеджера в кон- фликтных ситуациях: а) атака, принуждение, уклонение, приспособление, решение проблемы; б) настойчивость, уклонение, уступчивость, компромисс, сотрудничество; 47 в) настойчивость, уклонение, принуждение, приспособление, компромисс; г) компромисс, настойчивость, уклонение, уход, сотрудничество. 235. Принуждение как стратегии поведения менеджера в конфликт- ных ситуациях – это когда: а) высокая напористость сочетается с низкой кооперативностью; б) высокая напористость сочетается с высокой кооперативностью; в) слабая напористость сочетается с высокой кооперативностью; г) слабая напористость сочетается с низкой кооперативностью. 236. По мнению специалистов в области управления, выбор этой стратегии поведения менеджером – оптимальный путь к ликвидации про- тиворечий. Это стратегия: а) уклонения; б) уступчивости; в) компромисса; г) настойчивости. 237. Проведение работы по разъяснению негативных последствий конфликтов в коллективе, менеджеры используют в качестве: а) административного средства разрешения конфликтов; б) организационного средства разрешения конфликтов; в) социально-психологического средства разрешения конфликтов; г) воспитательного средства разрешения конфликтов. 238. Материальные и моральные поощрения за действия руководи- телей и персонала, направленные на предотвращение и преодоление кон- фликтных ситуаций относятся к: а) административным средствам разрешения конфликтов; б) организационным средствам разрешения конфликтов; в) социально-психологическим средствам разрешения конфликтов; г) воспитательным средствам разрешения конфликтов. 239. К организационным средствам разрешения конфликтов не от- носится: а) открытость и гласность основных организационно-управленческих ме- роприятий; б) четкая координация деятельности персонала, подразделений и руково- дителей; в) формирование организационной культуры как единой системы ценност- ных ориентиров для всех членов организации; г) консолидация интересов всех работников организации вокруг ее миссии и целей. 48 240. Что относится к предпосылкам разрешения конфликта: а) достаточная зрелость конфликта; б) потребность субъектов конфликта в его разрешении; в) наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта; г) все перечисленное относится. 241. Основные фазы развития конфликта можно представить сле- дующим образом: а) подъем – начало – пик – спад; б) начало – подъем – пик – спад; в) пик – начало – подъем – спад; г) начало – пик – подъем – спад; 242. Установлено, что, если менеджер входит в конфликт на началь- ной фазе, он разрешается: а) на 60%; б) на 75%; в) на 86%; г) на 92%. ТЕМА 8. КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС В МЕНЕДЖМЕНТЕ 243. Процесс передачи информации и средства для этой передачи носят название: а) контрактации; б) коммуникации; в) аброгации; г) верификации. 244. Коммуникации, которые связывают органы и объекты управле- ния, находящиеся на различных уровнях иерархической лестницы – это: а) неформальные коммуникации; б) коммуникации с внешней средой; в) коммуникации по вертикали; г) коммуникации по горизонтали. 245. Средства передачи информации могут быть: а) бумажные (печатные); б) голосовые; в) электронные (телефон, факс, телевизор, радио, компьютер); г) все перечисленные. 49 246. Информация может быть представлена в двух формах: вербаль- ной и невербальной. Вербальные средства – это: а) языковые; б) речевые; в) жесты; г) верно а) и б). 247. Текстовой материал как средство передачи информации должен быть: а) изложен простым, доступным языком; б) подкреплен убедительными фактами; в) иметь четкую структуру, обеспечивающую неослабное внимание ауди- тории; г) все перечисленное верно. 248. Под деловым общением в менеджменте понимается организа- ция взаимодействия между людьми внутри организации и вне ее, вклю- чающая: а) передачу информации; б) прием информации; в) восприятие информации участниками; г) все перечисленное включает. 249. Формирование системы гармоничных коммуникаций организа- ции с ее целевыми аудиториями (общественностью, средствами массовой информации) на основе полной и объективной информированности в рам- ках достижения целей фирмы – это: а) деловые переговоры; б) симпозиумы; в) паблик рилейшнз; г) презентации. 250. Данная форма делового общения обычно носит официальный характер, и ее основной целью является коллективная подготовка управ- ленческих решений по всему кругу управленческих задач – это: а) деловые переговоры; б) деловые совещания; в) деловые беседы; г) деловые разговоры. 251. По назначению деловые совещания бывают: а) вырабатывающие и принимающие решения; б) разъясняющие и уточняющие задачи по реализации ранее принятых ре- шений; 50 в) разовые, регулярные и периодические; г) верно а) и б). 252. Какой этап проведения совещания специалисты называют пе- риодом отрицательной активности: а) после 45 минут работы; б) после 60 минут работы; в) после 80 минут работы; г) после 90 минут работы. 253. Эта форма делового общения предназначена для достижения соглашения, когда обе стороны имеют совпадающие либо противополож- ные интересы. Выступает как средство, взаимосвязь между людьми: а) деловые переговоры; б) деловые совещания; в) деловые беседы; г) деловые разговоры. 254. Деловые переговоры состоят из: а) выступлений и ответных выступлений; б) вопросов и ответов; в) возражений и доказательств; г) всего перечисленного. 255. Определите неверное высказывание: а) переговоры — это менеджмент в действии; б) для каждых переговоров необходимо разрабатывать и применять стан- дартную тактику и технику их ведения; в) успех переговоров всецело зависит от того, насколько хорошо вы к ним подготовлены; г) переговоры считаются завершенными, если их результаты подверглись тща- тельному анализу, на основе которого сделаны соответствующие выводы. 256. Деловые переговоры характеризуются тем, что: а) могут протекать легко или напряженно; б) партнеры могут договориться между собой без труда, или с большим трудом; в) партнеры могут вообще не прийти к согласию; г) все перечисленное верно. 257. Организация проведения деловых переговоров включает сле- дующие этапы: а) подготовка, проведение и анализ итогов деловых переговоров; б) проведение и завершение переговоров; 51 в) подготовка, проведение, завершение и анализ итогов деловых переговоров; г) проведение и анализ итогов деловых переговоров. 258. В процессе подготовки деловых переговоров необходимо: а) четко представлять себе предмет переговоров и обсуждаемую проблему; б) обязательно составить примерную программу, сценарий хода переговоров; в) наметить моменты своей неуступчивости, а также проблемы, где можно уступить, если неожиданно возникает тупик в переговорах; г) все перечисленное верно. 259. Организационная культура – это: а) система ценностей и норм поведения, разделяемых всеми членами орга- низации, имеющая целью ее эффективное функционирование; б) реализация возможностей культуры в интересах организации, использо- вание в этих целях могучего культурного арсенала; в) организационные нормы, которые устанавливают структуру организа- ции, состав и порядок деятельности функциональных подразделений и их руководителей; г) верно а) и б). 260. Сегодня в круг этических норм менеджмента входят: а) нетерпимость к классовому, расовому или национальному антагонизму; б) уважение к результатам чужого труда; в) уважение к женщине, к ветеранам и старикам, к властям и руководите- лям; г) все перечисленное входит.