ТЕМА 1. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА 1. Менеджмент на современном этапе развития рыночных отноше- ний объективно является: а) наукой; б) практикой; в) искусством; г) все ответы верны. 2. Цель управления организацией в рыночной экономике состоит: а) в выполнении формального плана, разработанного бюрократическим аппаратом; б) в наиболее полном удовлетворении постоянно учитываемых реальных потребностей человека через рыночный механизм спроса, предложения и прибыли; в) в получении максимальной прибыли; г) в увеличении объема выпуска. 3. Метод достижения цели менеджмента в рыночной экономике – это: а) создание экономической заинтересованности работника в результатах его труда; б) административное регулирование; в) внеэкономическое командное давление на работника; г) верно б) и в). 4. Современный менеджмент как междисциплинарная область науки в качестве источников включает: а) социально-экономический поток, к которому относятся социология, психология, экономика и философия; б) кибернетический поток, включающий собственно кибернетику, теорию сложных систем и синергетику; в) поток управления техническими системами, к которому можно отнести теорию управления и теорию автоматического регулирования. г) все перечисленное. 5. Концепция современного менеджмента реализуется: а) в коммерческой сфере – в интересах предпринимательства; б) в социальной сфере – в учреждениях образования, культуры, здраво- охранения, социальной работы с населением, а также в организациях, управляющих социальными процессами; 5 в) в политической сфере – в органах исполнительной власти на государст- венном и местном уровнях управления; г) во всех перечисленных сферах. 6. Одним из основных источников менеджмента как междисципли- нарной области науки является кибернетический поток, который дал ме- неджменту: а) теорию построения структуры организации и ее системы управления; б) методы обоснования и принятия оптимальных управленческих решений, прогнозирования и риска; в) знания по самоуправлению и самоорганизации сложных систем; г) все ответы верны. 7. Первой объективной предпосылкой, которая стимулировала инте- рес к управлению, является: а) сложившаяся рыночная ситуация; б) промышленная революция в Англии; в) возникновением трансконтинентальных компаний; г) великие географические открытия. 8. Какая школа внесла важный вклад в развитие управленческой мысли, отделив управленческую работу от неуправленческой: а) школа «человеческих отношений»; б) классическая административная школа; в) школа научного управления; г) количественная школа. 9. Основателем школы «научного управления» и автором работ «Управление фабрикой», «Принципы научного менеджмента» является: а) М. Блюмфилд; б) Р. Оуэн; в) Ф. Джилберт; г) Ф. Тейлор. 10. Представителем какой школы управления является А. Файоль: а) школы научного управления; б) классической административной школы; в) школы человеческих отношений; г) количественной школы. 11. Исследователь в области менеджмента, представитель «админи- стративной школы», который разделил весь процесс управления на пять основных функций – это: а) А. Файоль; 6 б) М. Блюмфилд; в) М. Вебер; г) Г. Эмерсон. 12. Главные идеи классического управления в виде позитивной тео- рии «рациональной бюрократии» разработаны немецким социологом: а) Н. Луманом; б) Э. Гидденсом; в) М. Вебером; г) Э. Дюркгеймом. 13. Изучением вопросов роли и функций менеджмента занималась: а) школа научного управления; б) классическая административная школа; в) школа человеческих отношений; г) количественная школа. 14. Родоначальником школы «человеческих отношений» принято считать: а) Р. Оуэна; б) Э. Мэйо; в) А. Маслоу; г) Д. Макгрегора. 15. Иерархическая теория потребностей была разработана ученым- бихевиористом, представителем школы «человеческих отношений»: а) Р. Оуэном; б) Э. Мэйо; в) А. Маслоу; г) Д. Макгрегором. 16. Теория Х и теория У – это набор постулатов в науке об управле- нии, связанных с мотивацией работников. Их автором является: а) Р. Блейк; б) Д. Макгрегор; в) М. Фоллет; г) Э. Мэйо. 17. Представители какой школы менеджмента рассматривали управ- ление как логический процесс, который может быть выражен математически: а) школы научного управления; б) административной школы; в) школы человеческих отношений; г) количественной школы. 7 18. Научная мысль в XX веке обогатила менеджмент целым рядом вы- дающихся достижений – научных подходов, среди которых особо значимые: а) количественный, ситуационный, системный, процессный подходы; б) системный, процессный, ситуационный, матричный подходы; в) количественный, ситуационный, стратегический подходы; г) системный, стратегический, тактический, оперативный подходы. 19. Используя этот подход, менеджеры могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. Это: а) количественный подход; б) ситуационный подход; в) системный подход; г) процессный подход. 20. Определите неверное утверждение: а) все организации являются системами; б) системы бывают двух типов: открытые и закрытые; в) открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой; г) составляющие части (элементы) сложных систем сами не могут являться системами. 21. Системный подход к изучению менеджмента как системы управ- ления предприятием требует ее изучения: а) в статике и динамике; б) в рамках глобальной и локальной деятельности; в) на текущий момент и на перспективу; г) все перечисленное верно. 22. В середине XX века трудами ученых разных стран была создана особая наука об управлении (целенаправленном воздействии) сложными системами разной природы, которая получила название: а) синергетика; б) кибернетика; в) общая теория систем; г) маркетинг. 23. Менеджмент – это: а) управление организацией в условиях рыночной экономики; б) самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленный на достижение субъектом хозяйствования, действующего в рыночных условиях, определенных заданных целей путем эффективного использования имеющихся материальных и трудовых ресурсов с непо- 8 средственным применением принципов, функций и методов экономиче- ского воздействия; в) это наука и искусство побеждать, умение добиваться поставленных це- лей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей; г) все перечисленное верно. 24. Понятия «менеджмент» и «управление»: а) абсолютно равнозначны; б) понятие «управление» намного шире; в) понятие «менеджмент» шире чем «управление»; г) их невозможно сравнить. 25. Современный менеджмент как наука управления стремится най- ти и разработать средства и методы, которые способствовали бы: а) наиболее эффективному достижению целей организации; б) повышению производительности труда; в) повышению рентабельности производства исходя из сложившихся усло- вий динамичной среды; г) все перечисленное верно. 26. Стратегический менеджмент: а) нацелен на совершенствование управления организацией, создание но- вых организационных структур, форм активизации и стимулирования, планирования и контроля и др.; б) занимается перспективным анализом факторов внешней среды организации, возможностей получения выгодных заказов, путей получения преимуществ в конкурентной борьбе и другими проблемами долговременного порядка; в) решает задачи кризисной и предкризисной диагностики предприятий, выведения предприятий из соответствующих состояний и другими про- блемами этой тематики; г) верно а) и б). ТЕМА 2. СИСТЕМА КАТЕГОРИЙ МЕНЕДЖМЕНТА 27. Закон специализации управления является: а) общим законом управления; б) особенным законом управления; в) специфическим законом управления; г) не является законом управления. 9 28. В практической работе управление не может быть осуществлено без объединения, координации деятельности многих работников. Это по- ложение отражает закон: а) специализации управления; б) интеграции управления; в) демократизации управления; г) необходимой и достаточной централизации управления. 29. Закон демократизации управления предполагает: а) необходимость в разделении различных функций и полномочий отдель- ных людей и коллективов; б) объединение разрозненных, специализированных действий в общий процесс функционирования и развития управления; в) участие значительного числа работников в процессе управления г) с одной стороны, централизованное, сконцентрированное управление, с другой – предусматривает необходимость передачи определенных полно- мочий управления на более низкие ступени иерархии. 30. Следование какому закону управления в условиях рыночной экономики позволит фирме опередить своих конкурентов, быстрее найти новые рынки сбыта, своевременно преобразовать управленческие структу- ры и т.д. а) специализации управления; б) интеграции управления; в) демократизации управления; г) рационального использования времени. 31. Принципы менеджмента вытекают из законов управления и от- ражают существенные черты экономической системы, в рамках которой они действуют и обусловлены: а) экономической политикой государства; б) производственными отношениями, господствующими в обществе; в) государственно-правовыми нормативными актами; г) этическими нормами. 32. В группе «принципов управления производством», принцип, ко- торый ориентирует на высокое качество продукции и повышение произво- дительности труда – это: а) принцип прибыльности; б) принцип плановости; в) принцип проектирования организационных структур; г) принцип научной организации управленческого труда. 10 33. Обеспечить эффективность управления невозможно без профес- сионально подготовленного руководителя. В связи с этим, самоменедж- мент как базовый принцип предусматривает: а) формирование личности менеджера; б) воспитание предпринимательских черт и других деловых качеств; в) самовоспитание характера, самостоятельности, активности; г) все вышеперечисленное. 34. Создание атмосферы творческого поиска, использование мер по- ощрения, делегирование полномочий, поддержание хорошего микрокли- мата входит в группу принципов: а) управления производством; б) управления людьми; в) принципов, способствующие формированию личности менеджера; г) управления бизнесом. 35. Принцип проектирования организационных структур, преду- сматривает полную реорганизацию управленческих и производственных структур один раз: а) в 2–3 года; б) в 3–4 года; в) в 4–5 лет; г) в 5–6 лет. 36. Слово «функция» латинского происхождения, оно означает: а) исполнение, деятельность, обязанность; б) способ достижения какой-либо цели; в) управление, руководство; г) системность. 37. Функции управления – это: а) совокупность типических для менеджера ценностей, норм, точек зрения и идей, которые сознательно формируют образец его поведения; б) совокупность разнообразных способов и приемов, используемых ме- неджерами для активизации инициативы и творчества людей в процессе трудовой деятельности; в) виды деятельности, выполняемые всеми менеджерами для того, чтобы достичь целей организации; г) устойчивые причинно-следственные связи в производственных отноше- ниях, позволяющие определять существующие зависимости между от- дельными процессами и явлениями в экономике. 11 38. Первым звеном (первой функцией) в цепочке управленческого процесса в организации является: а) функция планирования; б) функция организации; в) функция руководства; г) функция контроля. 39. Функция организации представляет собой: а) процесс выработки целей организации и определение наилучших спосо- бов их достижения; б) процесс распределения ресурсов для достижения поставленных органи- зацией целей; в) действия, нацеленные на то, чтобы побудить людей работать эффектив- но и охотно; г) процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых резуль- татов с запланированными. 40. Выработка целей организации и определение наилучших спосо- бов их достижения реализуется через функцию: а) планирования; б) организации; в) руководства; г) контроля. 41. Выполняя функцию организации, менеджер должен: а) создать у работников стимулы трудиться с полной отдачей; б) внести коррективы путем перепланирования, реорганизации или пере- ориентации; в) учесть все виды деятельности, выполняемые работниками, а также все технические средства и оборудование, используемые работниками в своей деятельности. г) выработать цели организации и определить наилучшие способы их дос- тижения. 42. Чтобы сплотить сотрудников и организацию в целом в эффек- тивную рабочую команду, менеджер должен успешно овладеть навыками в выполнении функции: а) планирования; б) организации; в) руководства; г) контроля. 12 43. Определите, какое утверждение является неверным: а) в процессе контроля осуществляется согласование всех трех основных функций управления (планирования, организации и руководства), по- скольку выявляются недостатки, допущенные при их выполнении; б) в процессе контроля осуществляется согласование функций планирова- ния и организации, поскольку выявляются недостатки, допущенные при их выполнении; в) в процессе контроля осуществляется согласование с функцией планирова- ния, поскольку выявляются недостатки, допущенные при ее выполнении; г) функция контроля – это самостоятельный процесс и согласование и дру- гими функциями не требуется. 44. Методы менеджмента – это: а) совокупность типических для менеджера ценностей, норм, точек зрения и идей, которые сознательно формируют образец его поведения; б) совокупность разнообразных способов и приемов, используемых ме- неджерами для активизации инициативы и творчества людей в процессе трудовой деятельности; в) виды деятельности, выполняемые всеми менеджерами для того, чтобы достичь целей организации; г) устойчивые причинно-следственные связи в производственных отноше- ниях, позволяющие определять существующие зависимости между от- дельными процессами и явлениями в экономике. 45. Методы менеджмента имеют: а) сугубо практическое значение; б) абстрактное значение; в) чисто теоретическое значение; г) нет верного ответа. 46. С точки зрения функционального назначения, методы в системе менеджмента должны обеспечивать: а) высокую эффективность деятельности организации; б) активную творческую деятельность каждого работника; в) четкую организацию производственной и управленческой деятельности; г) все перечисленное. 47. Какие требования предъявляются к свойствам методов менедж- мента: а) методы должны быть объективными, соответствовать законам, на кото- рых базируется управленческая деятельность; б) методы должны представлять собой систему, т.е. должны быть взаимо- обусловленными и пропорциональными по силе воздействия; 13 в) методы должны обеспечивать гармоничное сочетание личных, коллек- тивных, государственных и общественных интересов. г) все перечисленные требования. 48. Особенностью методов менеджмента как инструментов практи- ческого управления является их: а) взаимосвязь; б) взаимообусловленность; в) иерархичность; г) верно а) и б). 49. Главная черта методов менеджмента – это: а) обеспечение гармонии в коллективе; б) органическое сочетание индивидуальных, коллективных и социальных интересов; в) направленность на интересы отдельных работников и организации в целом; г) все ответы верны. 50. Наиболее широко используются в практике менеджмента сле- дующие методы: а) экономические; б) организационные; в) социально-психологические; г) все перечисленные. 51. Эти методы имеют приоритетное положение в системе методов менеджмента. В условиях рыночной экономики они выполняют роль базо- вых способов влияния на поведение людей, активизируют их труд, повы- шают деловую активность предприятий. Это: а) экономические методы; б) организационные методы; в) социальные методы; г) психологические методы. 52. Способы воздействия на имущественные интересы отдельных людей и их объединений – это: а) экономические методы; б) организационные методы; в) социальные методы; г) психологические методы. 53. К экономическим методам менеджмента относится: а) различные формы оплаты труда; 14 б) система налогов; в) вознаграждения работников за инновации; г) все перечисленное относится. 54. Какая группа методов по своему функциональному назначению расчленяется на три подгруппы: организационно-стабилизирующие, орга- низационно-распорядительные, организационно-дисциплинарные: а) экономические методы; б) организационные методы; в) социальные методы; г) психологические методы. 55. Организационные методы: а) представляют собой способы воздействия на социальные и психологи- ческие интересы фирм и их персонала; б) воздействуют на имущественные интересы фирм и их персонала; в) базируются на объективных законах организации совместной деятель- ности людей и управления ею; г) используются в целях гармонизации взаимоотношений работников фирм и установления наиболее благоприятного психологического климата. 56. Разработка структуры, штата, положения об исполнителях, рег- ламентов деятельности, концепции управления фирмой является формой реализации: а) организационно-стабилизирующих методов; б) организационно-распорядительных методов; в) организационно-дисциплинарных методов; г) экономических методов. 57. Организационно-распорядительными методами менеджмента являются: а) штаты и структура аппарата управления; б) приказы, распоряжения; в) указания, установки; г) верно б) и в). 58. Функциональное назначение организационно-дисциплинарных методов менеджмента заключается в: а) установлении долговременных организационных отношений и связей в системах управления между исполнителями управленческих работ, а также между самостоятельными субъектами хозяйствования на договорной основе; б) действиях субъектов управления, направленных на устранение возни- кающих отклонений от запланированного, установленного режима функ- 15 ционирования организации-системы, выработку и осуществление реакции на изменения ситуации или среды фирмы; в) недопущении в будущей деятельности отклонений от установленного режима работы организации, с целью исключения несоблюдения трудовой, производственной и технологической дисциплин, режима трудового рас- порядка и других нарушений; г) нет верного ответа. 59. К социальным методам менеджмента относятся: а) поддержание социальной преемственности; б) повышение социально-производственной активности; в) социальное нормирование; г) все названные относятся. 60. Одним из психологических методов менеджмента является: а) гуманизации труда; б) моральное стимулирование; в) составление положений об исполнителях; г) установление регламентов деятельности. 61. Принцип материального стимулирования указывает на необхо- димость справедливого вознаграждения за вклад работника в конечные ре- зультаты деятельности организации, а соответствующие этому принципу методы устанавливают: а) штаты и структуру аппарата управления; б) положения о службах и исполнителях функций; в) конкретную величину оплаты за трудовой вклад; г) регламентацию деятельности работников. 62. В практике менеджмента в качестве одного из психологических методов используется гуманизация труда, что предусматривает: а) устранение монотонности рабочих процессов; б) цветовое оформление помещений и оборудования; в) использование специально подобранной музыки при однообразной работе; г) все названное может быть использовано. 16 ТЕМА 3. ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ 63. Любая организация предполагает: а) определенное расположение ее на территории и в рамках отведенного для нее там места; б) конкретную структуру – составные части и их взаимодействие (иерар- хию, взаимосвязь); в) разделение между структурными единицами предусмотренных для них обязанностей – функций; г) все перечисленное. 64. В качестве организаций могут выступать: а) предприятия, фирмы; б) учреждения, ведомства; в) верно только а); г) верно а) и б). 65. Характеристика каждой организации должна предусматривать: а) основные цели и задачи; б) используемые ресурсы; в) систему управления; г) все перечисленное. 66. Из всего многообразия определений понятия «организация» вер- ными являются: а) организация – это процесс, посредством которого создается и сохраня- ется структура управляемой или управляющей системы; б) организация – это совокупность взаимоотношений, прав, обязанностей, целей, ролей, видов деятельности, которые имеют место в процессе совме- стного труда; в) организация – это группа людей с общими целями; г) все определения верные. 67. Сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфра- структуры, инструментов и соответствующих знаний, необходимых для осуществления преобразований в материалах, информации и людях – это: а) производство; б) ресурсы; в) технология; г) система управления. 17 68. Ни одна организация не может функционировать изолированно, вне зависимости от факторов внешней среды. Какие из перечисленных ими являются: а) структура организации; б) средства массовой информации; в) рыночная конъюнктура; г) верно б) и в). 69. Система управления является важнейшей характеристикой орга- низации. Эта система предполагает: а) наличие и функционирование руководителей и объектов управления; б) наличие каналов для передачи командной информации и информации со- стояния (обратной связи), целенаправленную переработку этой информации; в) деятельность по подготовке и принятию управленческих решений; г) все перечисленное. 70. Объем управленческой деятельности напрямую связан: а) с составом решаемых организацией задач; б) содержанием решаемых организацией задач; в) масштабом решаемых организацией задач; г) все ответы верны. 71. Слово «иерархия» пришло в теорию и практику управления: а) из военной сферы; б) из церковной сферы; в) из политической сферы; г) из экономической сферы. 72. Иерархия управления – это организационная структура, имею- щая форму пирамиды, состоящая из высшего, среднего и низшего звеньев управления. Форма пирамиды показывает, что: а) на каждом последующем уровне управления находится меньше людей, чем на предыдущем; б) на каждом последующем уровне управления находится больше людей, чем на предыдущем; в) на каждом последующем уровне управления находится одинаковое ко- личество людей; г) количество людей не зависит от уровня управления. 73. К управляющим высшего звена управления следует отнести: а) главного бухгалтера фирмы, начальника цеха; б) генерального директора фирмы, ректора вуза; в) цехового мастера, руководителя проектной группы; г) начальника отдела кадров, куратора учебной группы. 18 74. Мастера столярного цеха следует отнести к управляющим: а) высшего уровня управления; б) среднего уровня управления; в) низшего уровня управления; г) он не относится к управляющим. 75. Отвечают за доведение конкретных заданий до непосредствен- ных исполнителей менеджеры: а) всех уровней управления; б) высшего уровня управления; в) среднего уровня управления; г) низшего уровня управления. 76. Цели организации – это: а) широкие долгосрочные ориентиры организации; б) конкретные краткосрочные ориентиры организации; в) система мер, направленная на достижение целей и задач организации; г) нет правильного ответа. 77. Стратегические цели, которые направлены на решение масштаб- ных проблем, устанавливают менеджеры: а) всех уровней управления; б) высшего уровня управления; в) среднего уровня управления; г) низшего уровня управления. 78. С повышением уровня управления удельный вес заданий: а) по специальности падает, а по менеджменту возрастает; б) по специальности возрастает, а по менеджменту падает; в) по специальности падает и по менеджменту падает; г) по специальности возрастает и по менеджменту возрастает. 79. Независимо от вида и размеров организации менеджеры должны обладать: а) техническими навыками; б) коммуникативными навыками; в) аналитическими навыками; г) всеми перечисленными. 80. Руководители высшего звена управления в большей степени опираются на: а) аналитические и технические навыки; б) коммуникативные и технические навыки; 19 в) аналитические и коммуникативные навыки; г) коммуникативные навыки. 81. Руководители низшего звена управления в большей степени опираются на: а) аналитические и технические навыки; б) технические и коммуникативные навыки; в) аналитические и коммуникативные навыки; г) технические навыки. 82. Поведение менеджеров в организации определяют их роли, ко- торые являются набором определенных поведенческих правил, соответст- вующих конкретной организации и конкретной должности. Это роли: а) межличностные роли; б) информационные роли; в) роли по принятию решений; г) все перечисленные. 83. Роли менеджера, которые включают функции принимающего и распределяющего информацию, связанные с получением, сбором и рас- пространением информации, а также представителя организации во внеш- ней среде называются: а) межличностные роли; б) информационные роли; в) роли по принятию решений; г) все перечисленные. 84. Когда менеджер передает информацию для внешних контактов организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли, то он ис- полняет роль: а) представителя; б) распределителя информации; в) приемника информации; г) распределителя ресурсов. 85. Способ и одновременно форма объединения людей для осущест- вления общих для них производственных и управленческих целей – это: а) иерархия управления; б) организационная структура; в) организационное собрание; г) система управления. 20 86. Организационная структура предприятия документально фикси- руется в графических схемах структуры, а также: а) в штатных расписаниях персонала; б) в положениях о подразделениях аппарата управления; в) в должностных инструкциях отдельных исполнителей; г) все перечисленное верно. 87. Важнейшие характеристики организационных структур: а) количество звеньев; б) иерархичность; в) характер распределения полномочий и ответственности по вертикали и горизонтали; г) все названные характеристики. 88. Чтобы разработать организационную структуру компании, ме- неджеры должны учесть: а) формирование вертикальной структуры; б) подразделение на отделы; в) формирование горизонтальной структуры; г) все перечисленные стадии. 89. Создание рабочих мест под конкретные функции, выполнение которых необходимо для осуществления запланированной работы менед- жер осуществляет на этапе: а) формирования вертикальной структуры; б) подразделения на отделы; в) формирования горизонтальной структуры; г) нет правильного ответа. 90. Качественная и количественная дифференциация и специализа- ция трудовой деятельности – это: а) горизонтальное разделение труда; б) функциональное разделение труда; в) квалификационное разделение труда; г) товарно-отраслевое разделение труда. 91. По горизонтали труд разделяется, как правило: а) по функциональному признаку; б) по квалификационному признаку; в) по товарно-отраслевому признаку; г) все ответы верны. 21 92. Структурная схема организации наглядно демонстрирует: а) кто и по отношению к кому обладает властными полномочиями; б) кто какие обязанности несет в организации; в) кто перед кем отвечает за выполнение своих обязанностей; г) все перечисленное. 93. Непрерывная линия власти, которая связывает каждый уровень работников со следующим, отражает: а) интеграцию управления; б) специализацию управления; в) систему соподчиненности; г) систему управления. 94. Соподчиненность в линейной структуре связана со следующими основными принципами: а) каждый работник подотчетен только одному начальнику; б) структура власти в организации охватывает всех работников и имеет строго определенный вид; в) структура власти в организации охватывает работников только по гори- зонтали; г) верно а) и б). 95. Право принимать решения, отдавать приказания, предпринимать меры и распределять ресурсы для достижения целей организации – это: а) обязанности менеджеров; б) властные полномочия; в) функции менеджеров; г) нет верного ответа. 96. Наиболее простая и распространенная система соподчиненности, в которой четко воплощена передача власти от верхних эшелонов к ниж- ним, называется: а) линейной организационной структурой; б) линейно-штабной организационной структурой; в) вертикальной структурой; г) горизонтальной структурой. 97. Организационная структура, которая возникла под воздействием необходимости сочетать специализацию с управленческим контролем из- вестна под названием: а) линейной организационной структуры; б) линейно-штабной организационной структуры; в) высокой структуры; г) плоской структуры. 22 98. Главное отличие линейно-штабной оргструктуры от линейной оргструктуры состоит в том, что: а) в организации этой формы четко выражена соподчиненность сверху донизу; б) она включает в себя функциональные группы работников, находящихся под началом административного аппарата; в) менеджеры четко представляют себе свою сферу полномочий по приня- тию решений; г) процесс принятия решений существенно ускоряется и упрощается под- держание дисциплины. 99. Линейно-штабная оргструктура имеет преимущества: а) исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленче- ских функций; б) возможность подключать специалистов в конкретных областях к фор- мальной структуре соподчинения; в) освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем; г) верно б) и в). 100. Высокая организационная структура имеет: а) более низкую норму управления, чем плоская структура; б) больше иерархических уровней, чем плоская структура; в) более высокую норму управления, чем плоская структура; г) верно а) и б). 101. Подразделение работников организации на группы в зависимо- сти от схожести их навыков, опыта, сферы деятельности и используемых ресурсов – это: а) функциональное деление; б) специализированное деление; в) матричное деление; г) командное деление. 102. Работников объединяют одновременно в постоянные функцио- нальные группы и проектные команды, используя комбинацию принципов как функциональной, так и специализированной структур при: а) сетевом делении; б) матричном делении; в) командном делении; г) управлении проектом. 23 103. Организации используют матричную структуру, когда работа функциональных подразделений требует для успешного функционирова- ния в динамичной среде: а) сложных навыков; б) высокой квалификации; в) гибкого подхода; г) всего перечисленного. 104. Матричная структура имеет свои преимущества: а) возможность быстро реагировать и адаптироваться к изменяющимся внутренним и внешним условиям организации; б) рациональное использование кадров за счет специализации различных видов трудовой деятельности; в) исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленче- ских функций; г) верно а) и б). 105. Какие недостатки имеются у сетевой структуры: а) появление тенденций чрезмерной централизации; б) лишает руководство непосредственного контроля; в) если одна из компаний в сети сорвет необходимые поставки, это вызовет серьезные проблемы у головной организации; г) верно б) и в). 106. Стихийно образовавшаяся группа людей, вступивших в регу- лярное взаимодействие для достижения определенных целей, признается: а) неформальной организацией; б) формальной организацией; в) проектной организацией; г) нет верного ответа. 107. Определите неверное утверждение: а) менеджер должен согласиться и принять тот факт, что неформальная ор- ганизация существует; б) менеджер должен попытаться понять, насколько неформальная органи- зация может быть ценной, чтобы помочь менеджеру достичь его целей; в) менеджер должен выявить неформальных лидеров и управлять ими; г) менеджер должен попытаться разъединить цели неформальной и фор- мальной организации. 108. Признаками, характеризующими неформальные организации, являются: а) социальный контроль; б) сопротивление переменам; в) неформальные лидеры; г) все перечисленные. 24 ТЕМА 4. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ 109. Понятие «управление персоналом» используется в различных вариантах, аспектах и на нескольких уровнях: а) на уровне предприятия как системы; б) на уровне процессов производства; в) на уровне продуктов как овеществленной рабочей силы, которая была задействована при определенной расстановке кадров; г) на всех перечисленных уровнях. 110. На уровне процессов производства понятие «руководство пер- соналом»: а) включает разработку подсистемы регулируемых отношений; б) отражает непосредственное управление сотрудниками; в) сводится к оценке результативности персонала; г) верно а) и б). 111. Менеджмент персонала имеет три уровня, или измерения, которые обусловлены различными масштабами задач и временем их выполнения: а) оперативный, тактический и стратегический; б) высший, средний и низший; в) текущий, промежуточный и итоговый; г) нет верного ответа. 112. Основу содержания работы кадровых служб составляет: а) формирование кадров организации; б) развитие работников; в) совершенствование организации труда и его стимулирование, создание безопасных условий труда; г) все ответы верны. 113. Как правило, стратегия кадровой работы, формирование систе- мы управления персоналом осуществляются: а) высшим руководством организации; б) средним звеном управления; в) низшим звеном управления; г) все ответы верны. 114. Кадровая служба современной фирмы в странах с рыночной экономикой опирается на: а) исследовательскую базу; б) консультативную помощь; в) управленческую инфраструктуру; г) все перечисленное верно. 25 115. Определение потребности в персонале, в общей концепции управления персоналом, включает: а) планирование и реализация карьеры и служебных перемещений; б) планирование качественной и количественной потребности в персонале; в) выбор методов расчета количественной потребности в кадрах; г) верно б) и в). 116. Свои функции служба управления персоналом выполняет со- вместно: а) с руководителем предприятия; б) с руководителями предприятия, линейных и функциональных подразделений; в) с руководителями функциональных подразделений; г) с руководителями линейных и функциональных подразделений. 117. Главная цель управления персоналом – это: а) стабилизация кадрового потенциала; б) обучение персонала; в) развитие кадрового потенциала; г) совершенствование системы управления персоналом. 118. Персонал организации состоит из: а) персонала управления этой организацией и ее подразделений; б) служащих и инженерно-технического персонала, не относящихся к пер- соналу управления; в) основных и вспомогательных рабочих, младшего обслуживающего пер- сонала, работников охраны; г) все перечисленное верно. 119. По степени отношения к управленческому решению управлен- ческие работники подразделяются на три группы: а) руководители, специалисты и технические исполнители; б) директора, начальники отделов, бригадиры; в) высший, средний и низший менеджмент; г) верно а) и в). 120. Готовят специальную информацию для принятия управленче- ских решений: а) линейные и функциональные руководители; б) специалисты аппарата управления; в) технический персонал аппарата управления; г) все ответы верны. 26 121. К техническому, или вспомогательному, персоналу относятся: а) секретари, курьеры, делопроизводители, копировщицы; б) машинистки, стенографистки, табельщицы; в) экономисты, инженеры, юристы, программисты; г) верно а) и б). 122. В понятие «кадровый потенциал управления организацией» включается: а) состав и квалификация управленческих кадров; б) организационная структура предприятия; в) структура и стиль работы аппарата управления; г) верно а) и в). 123. Маркетинг персонала не включает: а) исследование рынка рабочей силы, исследование качеств кандидатов, а также их требований и возможностей; б) воздействие на субъективное восприятие кандидатом преимуществ ра- бочего места в организации (реклама должностей); в) совершенствовании организационных структур и стиля управления; г) проведение сегментирования рынка рабочей силы (инженеры, экономи- сты, рабочие) и выбор путей ее привлечения. 124. Поиск необходимых работников для организации осуществля- ется с помощью: а) объявлений в газетах и других средствах массовой информации; нефор- мальных коммуникаций; б) консультантов по кадровому менеджменту; государственных служб занятости; в) конкурсов на замещение вакансий; ярмарок вакансий; г) все ответы верны. 125. Лизинг персонала обусловливается: а) краткосрочной потребностью предприятия в определенных кадрах; б) долгосрочной потребностью предприятия в определенных кадрах; в) процессами текучести и освобождения кадров; г) формированием потенциального резерва кадров. 126. Контроллинг персонала – это: а) установление степени соответствия сотрудников своей должности; б) централизованные административные действия и мероприятия в отно- шении персонала, например оформление записей в трудовой книжке; в) присоединение к внутрипроизводственной системе контроля, планиро- вания и регулирования работы с персоналом; г) мероприятия по сокращению штатов и увольнению сотрудников. 27 127. Мотивация результатов труда и поведения персонала, как функция управления персоналом, не включает: а) правовое регулирование трудовых взаимоотношений; б) управление конфликтами; в) обоснование структуры доходов, степени их дифференциации; г) управление содержанием и процессом мотивации трудового поведения. 128. Объем работ службы управления персоналом по выполнению своих функций зависит от: а) размеров предприятия и характеристик производимой продукции; б) степени автоматизации производства и квалификации персонала; в) ситуации на рынке труда и социально-психологической обстановки на предприятии и за его пределами; г) все ответы верны. 129. При разработке вариантов оргструктуры организации, функции системы управления персоналом поручаются конкретному специалисту: а) при продуктовом типе структуры; б) при малой численности персонала и незначительной трудоемкости в выполнении функции управления персоналом; в) в крупных организациях с широкими финансовыми возможностями; г) в крупных организациях при достаточно обособленных в пространствен- ном и административном отношениях функциональных сферах организации.