1.Кто стоял у истоков школы научного управления?
a. А. Файоль;
b. Д. Гетти;
c. М. Фоллетт;
d. Э. Мейо.
e. Ф. Тейлор;
2.Исследования ученых какой школы базировались на использовании данных точных наук?
a. школы научного управления;
b. классической или административной школы;
c. школы науки управления и количественный подход;
d. школы поведенческих наук.
e. школы человеческих отношений;
3.Какой тип управления характерен для организаций, сопротивляющихся изменениям и
имеющих негибкие оргструктуры и устойчивые задачи?
a. эдхократический;
b. иерархический;
c. органический;
d. авторитарный.
e. механистический;
4.Чье учение стало основным теоретическим источником современных концепций
менеджмента?
a. М. Фоллетт;
b. А. Файоля;
c. Д. Гетти;
d. Ф. Тейлора;
5.Какую цель обычно организация перед собой не ставит:
a. выживание;
b. сокращение производства.
c. приумножение прибыли;
6.Какова основная современная тенденция в развитии организаций?
a. разукрупнение организаций;
b. снижение значимости иерархий;
c. ускорение в развитии организаций.
d. снижение организованности;
7.К чему следует отнести потребителей продукции?
a. к факторам непосредственного окружения организации;
b. к факторам общего внешнего окружения организации.
c. к факторам внутренней среды организации;
8.Представители какой научной школы впервые описали принцип управления —
единоначалие?
a. школы человеческих отношений.
b. школы научного управления;
c. классической или административной школы;
d. школы науки управления или количественный подход;
e. школы поведенческих наук;
9.Какой уровень управления организацией должен вырабатывать и проводить политику взаимодействия с внешней средой?
a. все уровни.
b. низовой;
c. высший;
d. средний;
10.Представители какой научной школы ратовали за по¬вышение заботы руководителей и подчиненных?
a. административной школы;
b. школы науки управления или количественный подход.
c. школы поведенческих наук;
d. школы человеческих отношений;
e. школы научного управления;
11.Какое государство является родиной менеджмента?
a. Германия.
b. Франция;
c. США;
d. Россия;
e. Англия;
12.Известные научные подходы в менеджменте хронологически расположены так:
a. поведенческий, ситуационный, количественный, системный;
b. поведенческий, количественный, системный, ситуационный;
c. количественный, ситуационный, поведенческий, системный;
13.Менеджмент-это:
a. наука, практика и искусство;
b. наука и искусство;
c. практика и управление.
14.Какие подсистемы можно выделить в системе управления организацией?
a. структурно-информационную, информационно-поведенческую и саморазвития.
b. формальную и неформальную;
c. нормативную и маркетинговую;
d. административную и производственную;
15.Кто из ученых внес наибольший вклад в развитие классической, или административной школы управления?
a. Э. Мейо.
b. Ф. Тейлор;
d. А. Файоль;
e. Д. Гетти;
16.Когда менеджмент выделился в самостоятельную об¬ласть знаний?
a. в средние века.
b. в середине XX в. ;
c. в XVIII в. ;
d. в XIX в. ;
e. на рубеже XIX и XX вв. ;
17.Сколько существует основных подходов в развитии управленческой науки?
a. три;
b. пять;
c. шесть;
d. четыре;
e. два.
18.Что такое менеджмент?
a. главный принцип управления;
b. теория и практика управления;
c. исключительно теория управления;
d. исключительно практика управления.
19.Кто из данных представителей был родоначальником «школы человеческих отношений»?
a. А.Маслоу.
b. Р.Оуэн;
c. М.П.Фоллет;
d. Э.Мэйо;
20.Какое из утверждений, верно характеризует понятие менеджмент:
a. менеджмент - это управление хозяйственной деятельностью;
b. менеджмент - это государственное управление;
c. менеджмент - это общественное управление;
d. менеджмент - это управление предприятием по найму;
21.Какими методами управления характеризуется период
a. анархическими;
b. административно-командными;
c. бюрократическими;
d. «военного коммунизма»?
22.Какие существуют виды самоконтроля менеджера?
a. административный, производственный, финансовый;
b. предварительный, функциональный, стоимостной;
c. формальный и неформальный.
d. промежуточный и конечный;
23.Каковы основные составляющие "организаторских способностей"?
a. умение работать с людьми, воздействовать на них.
b. контактность, стрессоустойчивость, доминантность;
c. лидерство, способность вести за собой;
d. способность влиять на людей, разрешать конфликты;
24.Что включает в себя система управления в элементар¬ном виде?
a. принципы, методы и функции управления;
b. субъект, объект управления и связи;
c. совокупность объектов управления.
d. совокупность органов управления;
25.Что изучают при фотографии рабочего дня?
a. потери рабочего времени;
b. способы выполнения задач.
c. методы работы руководителя;
d. структуру затрат времени;
26.Какого метода менеджмента не существует:
a. материального и административного;
b. социально психологического и экономического;
c. либерального и морального.
27.Группа экономических методов менеджмента включает в себя методы:
a. трудовые нормативы;
b. нормативы рентабельности и взаимоотношений с бюджетом;
c. финансирование и кредитование;
d. внутрифирменного планирования;
e. экономического стимулирования;
28.Какие методы управления направлены на организацию процесса производства и
управления и основываются на правовом обеспечении управления:
a. организационно- распорядительные;
b. экономические;
c. социально- психологические.
29.Что означает профессионализм менеджера?
a. знание технологии отрасли;
b. опыт практической работы в отрасли;
c. работу на постоянной профессиональной основе.
d. управленческую подготовку;
30.Основные формы воздействия на коллектив:
a. убеждение, как метод воспитания и формирования личности;
b. повышение и активизация творческой инициативы членов коллектива;
c. установление в коллективе благоприятного морального климата;
d. использование критики и самокритики.
e. планирование социального развития коллектива;
f. развитие и сохранение различных методов, традиций и ритуалов, сформировавшихся внутри коллектива;
31.Какая функция находится в центре круга самоменеджмента?
a. постановка целей;
b. планирование;
c. самоконтроль;
d. работа с информацией.
e. организация трудового процесса;
32.Кем прежде всего должен быть менеджер?
a. экономистом.
b. специалистом данной отрасли;
c. специалистом по управлению;
d. социологом;
e. психологом;
33.На чем основываются административные методы уп¬равления?
a. на штрафных санкциях.
b. на законодательных и нормативных актах;
c. на экономических интересах объектов управления;
d. на воздействии на социально-бытовые условия работа¬ющих;
34.Каковы общие методы управления?
a. воспроизводственные и маркетинговые;
b. законодательные и нормативные.
c. административные, экономические и социально-психо логические;
d. сетевые и балансовые;
35.Что такое самоменеджмент?
a. организация личной работы руководителя;
b. способность и возможность системы планировать и организовывать свою деятельность;
c. самостоятельность в деятельности менеджера.
36.На чем основываются социально-психологические ме¬тоды управления?
a. на воздействии на сознание и социальные условия.
b. на морально-психологическом климате;
c. на законодательных и нормативных актах;
d. на материальном интересе работников;
37.Кто впервые ввел понятие «принципы менеджмента»:
a. А. Маслоу;
b. А. Файоль;
c. П. Гетти
d. Ф. Тейлор;
e. М. Фоллетт;
38.Какие методы управления получили у нас в последние годы наибольшее развитие?
a. балансовые;
b. социально-психологические;
c. экономические;
d. сетевые.
e. административные;
39.Что такое методы управления?
a. основные правила управления;
b. управленческие законы;
c. закономерности управления;
d. способы воздействия субъекта на объект;
e. методы работы менеджеров.
40.Какое утверждение правомерно для лидера?
a. он организует работу;
b. он просто существует;
c. он ведет за собой;
d. он управляет.
e. он командует;
41.Главные цели применения социально-психологических методов:
a. организационное регламентирование, нормирование и организационно- методическое инструктирование;
b. повышение продуктивности и качество работы;
c. формирование положительного социально-психологического климата в коллективе.
d. использование принципов и методов оценки и стимулирования повышения эффективности труда на каждом рабочем месте;
e. применение социально-психологических методов;
42.На чем основывается научная организация труда?
a. на использовании опыта других менеджеров;
b. на четком разделении труда.
c. на использовании исследований и передового опыта;
d. на строгом соблюдении дисциплины, регламента;
43.Какие действия соответствуют стилю руководства «приказание»:
a. постановка задачи;
b. разъяснение выполнения;
c. контроль.
44.Совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом и осознающих свою принадлежность к данной совокупности, является:
a. организацией;
b. группой;
c. неформальной группой.
45.При работе с неформальной группой следует:
a. использовать только социально-психологичес¬кий метод.
b. наиболее часто использовать административный метод;
c. сочетать различные методы управления;
46.Комитет является возможным типом:
a. неформальной организации;
b. такой формы организации работы не существует.
c. формальной организации;
47.Какой стиль лучше применить в творческих, научных коллективах с высокой мотивацией
к работе при хорошо отлаженном производственном процессе?
a. либеральный или пассивный;
b. жесткого администрирования;
c. демократический;
48.Неформальный лидер может оказывать:
a. отрицательное влияние на своих коллег;
b. как положительное, так и отрицательное влияние на своих коллег.
c. положительное влияние па коллег;
49.Авторитарное руководство характеризуется:
a. невмешательством руководства в процесс принятия решений;
b. разделением власти и участием работников в управлении;
c. высокой степенью единоличной власти руководителя.
50.Члены неформальной организации:
a. удовлетворяют свои потребности в общении, вза¬имопомощи, принадлежности;
b. пользуются поддержкой руководства.
c. являются ее заложниками;
51.Слабая степень эмоциональной близости, ориентация на деловые качества
характеризует:
a. формальную организацию;
b. неформальную организацию.
c. любую организацию;
52.Что такое процесс управления?
a. последовательная деятельность менеджера;
b. совокупность непрерывных, взаимосвязанных функций;
c. совокупность принципов и методов управления.
53.Для того, чтобы использовать власть, основанную на вознаграждении следует:
a. располагать определенными ресурсами.
b. иметь систему жесткого контроля;
c. иметь отлаженную систему мотивации;
54.Стиль руководства – это:
a. система разработанных норм взаимоотношений между руководителем и подчинённым;
b. порядок введения изменений в работу организации.
c. наиболее привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации;
55.Какая существует норма управляемости для руководителей высшего уровня?
a. семь человек.
b. десять человек;
c. пятнадцать человек;
d. пять человек;
e. три человека;
56.Что такое функция управления?
a. управленческая деятельность;
b. должностная обязанность менеджера.
c. обособленный вид управленческой деятельности;
57.Как следует ставить перед подчиненными задачи в случае единоличного принятия решений:
a. цели следует определять совместно с сотрудниками;
b. задачи должны быть поставлены в соответствии с функциональным направлением исполнителей.
c. надо ставить частичные задачи;
58.Основные причины вступления в формальные группы:
a. взаимопомощь, общие интересы, увлечения;
b. получение кредита на льготных условиях.
c. вознаграждение, заработная плата, престиж;
59.В процессе работы предприятия формальные и неформальные группы:
a. соперничают;
b. противостоят, конфликтуют друг с другом;
c. взаимодействуют друг с другом.
60.Человек, имеющий возможность воздействовать на группу людей, направлять и организовывать их работу, является:
a. авторитетным работником.
b. формальным лидером;
c. неформальным лидером;
61.Что такое субъект управления?
a. орган, воспринимающий управленческие воздействия человека.
b. любой орган в системе управления;
c. орган, осуществляющий управленческие воздействия;
62.Существование неформальной организации:
a. показатель слабости руководителя;
b. естественное явление для организации.
c. результат умелого руководства;
63.В процессе мотивации членов неформальной группы следует:
a. использовать те же методы и стратегию моти¬вации, что и относительно других работников;
b. установить, какие потребности они испытывают;
c. улучшить им условия труда.
64.Спонтанно возникающие группы людей, кото¬рые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели, называются:
a. формальной организацией;
b. неформальной организацией;
c. сложной организацией.
a. сотрудники имеют различный уровень образования;
b. сотрудники имеют приблизительно одинаковый уровень образования.
c. либеральный или пассивный стиль руководства?
d. в армии;
e. сотрудники имеют различный интеллектуальный уровень;
f. начальная стадия формирования коллектива;
66.Если в фирме существует неформальная орга¬низация;
a. следует выявить ее лидера и перевести его в другое подразделение.
b. следует сотрудничать с ней;
c. следует наделить ее членов большей ответствен¬ностью;
67.Неформальная организация представляет собой:
a. объединение недобросовестных работников;
b. объединение работников на основе общих инте¬ресов, убеждений.
c. объединение работников, недовольных услови¬ями труда, размером заработной платы;
a. иметь отлаженную систему мотивации;
c. располагать определенными ресурсами.
69.Систематическая подготовка принятия решения о целях, средствах и действиях путём целенаправленной сравнительной оценки различных действий в ожидаемых условиях, называется:
c. планированием;
70.Какая функция управления обеспечивает согласование взаимодействие всех остальных?
d. координация;
71.Какова роль координации в процессе управления?
c. обеспечивать взаимодействие и согласованность звеньев;
72.Какой тип оргструктуры имеют многие малые приятия?
a. линейный;
73.Какая оргструктура позволяет наилучшим образом учитывать особенности производимых или реализуемых товаров?
d. продуктовая.
74.В чем состоит основное отличие линейно-штабной организационной структуры управления организацией от линейно-функциональной?
c. в полномочиях функциональных подразделений;
75.Теория ожидания В. Врума включает следующие переменные:
a. валентность;
76.Какой из указанных факторов оказывает наибольшее влияние на нормы управляемости руководителей низового уровня?
a. масштабы деятельности предприятия;
77.Какие существуют типы дивизиональных оргструктур?
b. потребительские, региональные и продуктовые.
78.Назовите первую функцию процесса управления?
c. планирование;
79.Главным фактором, определяющим эффективность мотивации, является:
d. учёт потребностей человека;
80.Какой основной недостаток имеют региональные орг¬структуры?
a. большая численность аппарата управления;
81.Назовите недостатки матричной организационной структуры:
b. присутствие «духа» нездорового соперничества между руководителями;
82.Какие основные требования - критерии входят в систему контроля:
a. эффективность контроля;
83.В дивизионной структуре деление организации на элементы и блоки происходит:
b. по видам товаров и услуг;
84.Какой основной недостаток характерен для линейно - функциональных организационных структур управления пи предприятиями?
a. отсутствие единства действия;
85.Каково основное свойство предприятия, имеющего органический тип управления?
d. гибкость;
86.Назовите недостатки линейной организационной структуры:
b. концентрация власти в управляющей верхушке;
87.В иерархию потребностей по Маслоу включаются:
b. потребности в безопасности;
88.Каковы основные содержательные теории мотивации?
c. А. Маслоу, Ф. Герцберга, Д. Мак Клелланда;
89.Кто является создателем «теории ожидания»?
c. В. Врум.
90.Какие функции управления называют общими?
c. планирование, организация, мотивация, контроль координация;
91.Какова высшая потребность в пирамиде потребностей А. Маслоу?
c. самовыражения;
92.Назовите преимущества функциональной организационной структуры:
c. уменьшение потребности в специалистах широкого профиля;
93.Каковы основные процессуальные теории мотивации?
c. ожидания, справедливости, Портера-Лоурера;
94.Контроль- дорогое удовольствие, поэтому стоит:
b. осуществлять его в случае необходимости.
95.В какой организационной структуре функциональные подразделения лишены властных полномочий?
a. в линейно-штабной;
96.Какие организационные формы предприятий наиболее распространены в рыночной экономике?
d. общества с ограниченной ответственностью;
97.На каких потребностях основывается «теория потребностей Мак-Клелланда»?
b. власти;
98.Какой уровень управления комбинированной организа¬ционной структуры отражает особенности конкретной орга¬низации?
99.К микробарьерам успешной коммуникации относят:
b. возрастание роли иностранных слов.
100.На каком уровне находится высшее руководство на схеме предпринимательской организации?
c. на низовом;
101.Что такое коммуникационные сети?
b. соединение участников коммуникационного процесса ;
102.Какая современная организация основана на участии работников в управлении?
e. партисипативная;
103.Какая из перечисленных коммуникационных сетей характеризуется наибольшей централизацией власти?
b. "колесо";
104.В функцию контроля не входят:
b. разработка стандартов (эталонов);
105.Поведение, ориентированное на контроль:
b. означает, что работники поддерживают работу в тех областях, где проводятся измерения, и снижают усилия там, где контроля нет;
106.На что больше всего времени тратит современный менеджер:
d. телефонный разговор;
107.Текущий контроль-это:
a. контроль, осуществляемый в ходе проведения работ;
108.Наличие в организации должностных инструкций позволяет:
b. чётко распределять полномочия и зоны ответственности;
109.Что не относится к основным элементам процесса коммуникаций:
c. функция.
110.Кто такой менеджер?
b. профессиональный управляющий в условиях рынка;
111.Функцию обратной связи в управленческом цикле выполняет:
e. функция контроля;
112.Делегирование полномочий является:
c. обязательным элементом управления;
113.Коммуникационная сеть- это:
b. соединение определённым образом участников процесса с помощью информационных потоков;
114.Какой документ подлежит анализу на стадии предварительного контроля финансовых ресурсов организации является:
b. балансовый отчёт;
115.Делегирование полномочий- это:
a. передача полномочий;
116.При осуществлении контроля над деятельностью подчинённых наиболее рациональным поведением подчинённого является:
c. поведение, ориентированное на контроль
117.Коммуникационный процесс состоит из следующих элементов:
c. отправитель, сообщение, канал, получатель, обратная связь;
118.К макробарьерам успешной коммуникации относят:
a. перегрузку информационных каналов и искажение информации;
119.Без чего невозможны коммуникации:
a. обратной связи;
120.Какое основное правило менеджера в коммуникациях:
d. уметь слышать;
121.Эффективный контроль- это контроль, который:
b. результаты от контроля превышают затраты на него;
122. Укажите источники организационной эффективности:
c. выбор стратегии;
123.Каковы основные условия рациональной организации управленческих процессов?
d. распределение ответственности, полномочий;
c. пропорциональность, непрерывность, параллельность;
124.Метод «мозговой атаки» представляет собой:
c. способ принятия решения, при котором высказываются различные идеи, затем каждая обсуждается в группе экспертов;
125.Какое место занимает риск в деятельности менеджера:
c. риск- это нормальная ситуация для менеджера в условиях неопределённости;
126.Если анализируется стоимость информации, то каково направление такого анализа:
d. экономическое.
127.Стресс является результатом:
a. различных точек зрения у двух людей;
b. отрицательных и положительных событий в личной жизни;
128.К какой информации относится размер (норматив) налога на прибыль:
a. вторичной;
129.Распространение слухов в организации является:
a. результатом недостаточной информации относительно происходящих событий;
130.Что не относится к преградам на путях обмена информацией в организациях:
a. форма оплаты труда;
131.Какие действия могут вызвать экономический эффект:
b. определение приоритетов в работе;
132.Выберете несуществующий принцип принятия управленческого решения:
a. принцип меньшинства.
133.Укажите источники групповой эффективности:
a. роли.
134.Какие способы сокращения объёма информации существуют в управлении:
c. кодирование;
d. мнемотехника;
135.Какую информацию называют невербальной?
e. бессловесную;
136.Что такое документооборот:
c. количество документов, поступающих от отправителя к потребителю, в единицу времени (год, квартал, месяц);
137.Метод «ринги» предполагает, что:
c. решения принимаются через процедуру согласования на различных уровнях управления.
138.Источником информации может быть:
b. индивид, группа индивидов, организация.
139.Если проблему обсуждают специалисты, а решение формулируется руководителем, который несёт за него ответственность, то это следующая форма принятия решения:
c. коллегиальное;
140.Науке известны следующие виды конфликтов:
a. организационный, производственный, межличностный, внутриличностный .
141.«Вербальная информация» - это:
e. слова;
142.Наилучший эффект принятия важных управленческих решений даёт:
a. сочетание опыта, знаний, интуиции менеджера, использование современных технологий принятия управленческих решений;
143.Тенденция подавления отдельной личностью своих действительных взглядов на какое-нибудь явление, с тем чтобы не нарушать гармонию,- это:
b. психологический дисбаланс личности;
144.Работников одного уровня, но из разных отделов включает в себя:
c. горизонтальная группа;
145.Улучшение условий труда и быта работников предприятия характеризует эффективность менеджмента:
a. социальную;
146.Факт достижения нравственных целей организации и персонала за более короткий срок, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами отражает эффективность управления:
d. социальную;
147.Какой вид эффекта может вызвать выявление и использование у подчинённых мотивов к работе:
b. социально- экономический;
148.Моделирование как метод решения управленческих проблем стоит использовать:
b. при принятии как концептуальных, так и исполнительских решений.
149.Что такое информация с точки зрения менеджмента:
b. объём экономических данных в символах;
150.Какой этап является первым в процессе принятия и реализации управленческих решений?
b. признание проблемы;
151.Решения, определяющие принципиальные аспекты развития организации, называются:
b. концептуальными;