1 «Бюро забытых вещей. Верните литературным героям забытые ими вещи; назовите автора и произведение А) красивая трость с набалдашником из слоновой кости; Б) халат из персидской материи, настоящий восточный халат; В) корзиночка и шляпа соломенная с широкими полями; Г) мышеловки и лЕдник; Д) «Мемориал Святой Елены»; Е) Потрепанный картуз с большим козырьком; Ж) большой драдедамовый зеленый платок; З) визитная карточка, неразрезанные журналы, запыленные столы, окурки, не совсем опрятное платье, пожелтелый горностаевый мех, крупные браслеты, грязные перчатки.
Ответы 1) Павел Петрович Кирсанов (И.С. Тургенев «Отцы и дети»); 2) Илья Ильич Обломов (И.А. Гончаров «Обломов»); 3) Лариса Огудалова (А.Н. Островский «Бесприданница»); 4) майор Иван Пантелеич Прыщ, градоначальник г. Глупова с фаршированной головой (М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»); 5) Жюльен Сорель (Ф. Стендаль «Красное и чёрное»); 6) Гобсек; 7) Сонечка Мармеладова (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»); 8) Кукшина (И.С. Тургенев «Отцы и дети») 2 Ответьте на вопросы. Из какого произведения каждый из афоризмов? А) Отчего люди не летают так, как птицы ? Б) Не хочу учиться, а хочу жениться… В) Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта
Ответ А) “Гроза” А.Н. Островский Б) “Недоросль” Д.И. Фонвизин В) “Отцы и дети” И.С. Тургенев
3 Назовите произведение, его автора и жанр, имя и фамилию героя реплики и кому она адресована: «Хороши ваши приятели! Какое уважение к вам! Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека, – человек сам располагает своей судьбой, она смотрит на вас, как на вещь». Ответ: драма А.Н. Островского «Бесприданница», Юлий Капитоныч Карандышев к Ларисе Дмитриевне Огудановой.
4 Определите стихотворный размер четверостишия А.А. Фета. Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья.
Ответ: хорей
5 Назовите художественно-выразительное средство, используемое Ф.И. Тютчевым в словосочетаниях: «дивная пора», «день хрустальный», «тёплая лазурь». (2 балла) Ответ: эпитет 6 Рассмотрите гравюру работы Владимира Андреевича Фаворского, которая была создана в 1931 году. Ответьте на вопросы. (8 баллов) 1 Какие черты внешнего и внутреннего облика М.Ю. Лермонтова переданы в гравюре? 2 Какова роль пейзажа в работе? С какими лирическими образами поэзии этого автора перекликаются изображенные на гравюре образы природы?
Примерный ответ На гравюре В. А. Фаворского М. Ю. Лермонтов изображен в расстегнутом офицерском сюртуке, с эполетами; он полулежит на бурке, рядом фуражка. За спиной – вершины гор. Эти портретные и пейзажные детали связаны непосредственно с биографией Лермонтова, со ссылками и службой на Кавказе, где трагически оборвалась и жизнь поэта. По словам В. Г. Белинского, «Кавказ был колыбелью его поэзии…». В поэме «Измаил Бей» сказано: Приветствую тебя, Кавказ седой! Твоим горам я путник не чужой: Они меня в младенчестве носили И к небесам пустыни приучили. И долго мне мечталось с этих пор Всё небо юга да утесы гор.
Прекрасен ты, суровый край свободы,
И вы, престолы вечные природы,
Когда, как дым синея, облака
Под вечер к вам летят издалека,
Над вами вьются, шепчутся, как тени…
<…>
Как я любил, Кавказ мой величавый,
Твоих сынов воинственные нравы,
Твоих небес прозрачную лазурь
И чудный вой мгновенных, громких бурь<…>
В поэме «Аул Бастунжи»:
Тебе, Кавказ, – суровый царь земли –
Я снова посвящаю стих небрежный:
Как сына ты его благослови
И осени вершиной белоснежной!
От ранних лет кипит в моей крови
Твой жар и бурь твоих порыв мятежный…
М. Ю. Лермонтов «На севере диком стоит одиноко…».
М. Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу…».
М. Ю. Лермонтов «Из Гёте ("Горные вершины спят во тьме ночной…")».
М. Ю. Лермонтов «Тучи ("Тучки небесные, вечные странники…")».
Тема Кавказа пронизывает творчество Лермонтова: поэмы
«Черкесы» и «Кавказский пленник», «Мцыри» и «Демон», повесть «Бэла» из
романа «Герой нашего времени» и др.
Изображенные на гравюре
задумчивые и печальные глаза
Лермонтова, взгляд, устремленный вдаль
– передают душевное
состояние поэта, подчеркнутое образами природы: в глубине одинокое
дерево, на горизонте остроконечные вершины гор и небо с облаками.
Пейзажный фон вызывает в памяти образы лирики Лермонтова –
одинокое дерево («сосна», «темный дуб»), «горные вершины», «тучки
небесные» и мотив одиночества, столь характерный для лирического героя
его поэзии (стихотворения «Одиночество», «На севере диком стоит
одиноко…», «Никто моим словам не внемлет… Я один…», «Утес»,
«Выхожу один я на дорогу…» и др.). В гравюре художник создал образ
Лермонтова большой лирической силы.
7 Решите литературную задачу.
Внимательно рассмотрите «облако слов», созданное по стихотворению
одного из русских поэтов ХIХ века. Восстановите текст произведения,
учитывая, что оно состоит из 8 строк. Укажите автора и название
стихотворения. Определите его метр, стихотворный размер и способ
рифмовки.
$IMAGE1$
Образец ответа
А. С. Пушкин
* * *
Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
1829
А. С. Пушкин, «Я вас любил…», рифма перекрестная, размер –
пятистопный ямб.
8 Прочитайте стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Я
помню чудное мгновенье» и выполните задания.
1 Расставьте логические ударения в первой строке стихотворения «Я
помню чудное мгновенье» во всех возможных вариантах.
1 Я помню чудное мгновенье
2 Я помню чудное мгновенье
3 Я помню чудное мгновенье
4 Я помню чудное мгновенье
2 Найдите вариант, не совместимый с авторской позицией Пушкина.
Не совместим с авторской позицией первый вариант: Я помню чудное
мгновенье. Действительно, мотив самоутверждения в любви и творчестве не
находит развития и подтверждения в тексте. Даже субъектность «я» в первой
строфе заменяется на «душе» и «и сердце» в 5 и 6 строфах.
3 На каком из потенциальных мотивов стихотворения делается акцент в
каждом из прочтений? Назовите этот мотив и продемонстрируйте примерами
из текста, как он развивается.
«Я помню чудное мгновенье» – мотив памяти.
Весь сюжет стихотворения можно выстроить как триаду: «помню —
забыл — вспомнил», в этом переносном значении можно рассматривать
глагол «воскресли», то есть воскресли в памяти.
«Я помню чудное мгновенье» – мотив чуда.
Чудом в стихотворении становится сам факт «явления» (героиня не
пришла, а именно явилась) лирическому герою «гения чистой красоты».
Пушкин подчеркнул это в пятой строфе нарочитым использованием
архаичной формы дательного падежа – пробуждение «душе», а не
родительного – «души», что весьма знаменательно. В контексте этого
мотива воскресение воспринимается и прочитывается буквально в самом
прямом религиозном значении как пробуждение к вечной жизни, то есть
чудо. В конце концов чудо есть свидетельство присутствия в мире или
проникновения в мир высшего Божественного начала. И разве явление той,
кто оказывается для поэта «и божеством и вдохновеньем», то есть не просто
возлюбленной, а музой-вдохновительницей, не чудо?
«Я помню чудное мгновенье» – мотив времени.
Мотив времени представлен на протяжении всего стихотворения
(«мгновенье» – «мимолетное» – «долго» – «годы» – «дни» – «мимолетное»
– вечность). В стихотворении утверждается быстротечность и, увы,
конечность самых лучших мгновений нашего бытия. А.С. Пушкин остро
ощущает ритм так называемого психологического времени, в котором годы
идут, а дни тянутся, то есть годы оказываются быстрее, а дни медленнее,
потому что жизнь, лишенная смысла («без божества и вдохновенья»),
представляется поэту дурной бесконечностью, а наделенная смыслом,
приобщается вечности, вследствие воскресения души опять же понятого
буквально.