1. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
1. Тургенев учился в Московском и Петербургском университетах, отправился в Германию совершенствоваться в любимой науке, получил степень магистра:
а) философии;
б) филологии;
в) истории;
г) права.
2. В пятидесятые годы И.С. Тургенев сотрудничал с редакцией журнала:
а) «Отечественные записки»;
б) «Москвитянин»;
в) «Новое время»;
г) «Современник».
3. В период, предшествовавший отмене крепостного права, И.С. Тургенев возлагал политические надежды на:
а) революционно-демократическое движение;
б) крестьянское восстание;
в) либеральные реформы;
г) анархистов.
4. Укажите, к какому литературному направлению относится творчество И.С. Тургенева:
а) к классицизму;
б) к романтизму;
в) к сентиментализму; г) к реализму.
5. Прототипом Рудина в одноименном романе становится человек, с которым Тургенев сблизился во время обучения за границей. Кто этот человек?
А. Н.В. Станкевич.
Б. М.А. Бакунин.
В. Т.Н. Грановский.
Г. А.И. Герцен.
6. Причина разрыва И.С. Тургенева с «Современником»:
а) проект И.С. Тургенева «Общества для распространения грамотности и первоначального образования »;
б) негласное сотрудничество с А.И. Герценым (посылает обличительный материал в «Колокол»);
в) сближение И.О. Тургенева с одним из вдохновителей «хождения в народ» П.Л. Лавровым;
г) публикация статьи Н.А. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?».
7. Тургенев пропагандировал русскую литературу за пределами России, знакомил и русского читателя со многими шедеврами зарубежной литературы. Среди знакомых И.О. Тургенева найдите человека, с которым его связывала почти сорокалетняя дружба:
а) Г. Флобер;
б) Ж. Санд;
в) П. Виардо;
г) П. Мериме.
8. «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями». Какой политической партии симпатизировал И.С. Тургенев?
А. Революционерам-демократам.
Б. Разночинцам.
В. Либералам.
Г. Монархистам.
9. Определите произведение И.С. Тургенева по его началу:
В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленной дворней.
А. Рассказ «Муму». Б. Роман «Рудин». В. Роман «Накануне».
10. Из какого стихотворения в прозе И.С. Тургенева взяты строки:
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Голько ею, только любовью держится и движется жизнь.
А. «Как хороши, как свежи были розы...».
Б. «Русский язык».
В. «Воробей».
11. И.С. Тургенев не является автором произведения:
а) «Накануне»;
б) «Пошехонская старина»;
в) «Дворянское гнездо».
12. Какой стилистический прием использовал И.С. Тургенев, назвав одну из повестей, входящих в цикл «Записки охотника», «Живые мощи»?
А. Оксюморон.
Б. Синекдоху.
В. Сравнение.
Г. Аллегорию.
13. И.С. Тургенев написал:
а) «Записки врача»;
б) «Записки на манжетах»;
в) «Записки охотника»;
г) «Записки из Мертвого дома».
2. РОМАН «ОТЦЫ И ДЕТИ» (ОБЩИЕ ВОПРОСЫ)
1. Роман «Отцы и дети» вышел в свет в году:
а) 1859;
б) 1840;
в) 1862;
г) 1893.
13.) Чем закончилась дуэль Базарова и Павла Петровича Кирсанова?
А. Базаров был ранен.
Б. Герои отказались от подобного способа разрешения конфликта.
В. Кирсанов был ранен.
Г. Герои помирились до дуэли.
14. Автор вводит в сюжет романа дуэль Базарова и П.П. Кирсанова, чтобы:
а) придать роману характер авантюрного произведения;
б) возвысить в глазах читателя Павла Петровича Кирсанова;
в) унизить в глазах читателя Базарова;
г) подтвердить нежизнеспособность «принсипов» Павла Петровича Кирсанова.
15. Какое слово в лексиконе Базарова относилось к «ругательным»? А. Прогресс. В. Романтизм.
Б. Либерализм. Г. «Принсипы».
16. И.С. Тургенева заслуженно называют «мастером русского пейзажа». Каков характер пейзажа в финальной сцене (у могилы Базарова)?
А. Романтический.
Б. Социальный.
В. Психологический.
Г. Философский.
Д. Символический.
17. В спорах Базаров отрицал искусство, любовь, природу. Кто из героев романа был главным оппонентом по эстетическим вопросам?
А. Аркадий Кирсанов.
Б. Павел Петрович Кирсанов.
В. Анна Сергеевна Одинцова.
Г. Николай Петрович Кирсанов.
Д. Василий Иванович Базаров.
18. Определите социальное положение героев романа (найдите соответствие):
1) «эмансипе»;
2) русский аристократ;
3) полковой лекарь;
4) студент-барич;
5) студент-демократ.
А. Евгений Базаров.
Б. Кукшина.
В. Василий Иванович Базаров.
Г. Аркадий Кирсанов.
Д. Павел Петрович Кирсанов.
19. На какие круги русского общества возлагает надежды Базаров:
а) на крестьянство;
6) дворянскую аристократию;
в) русское патриархальное дворянство;
г) интеллигенцию.
20. Кто из героев романа «Отцы и дети» может быть назван «маленьким человеком»:
а) Василий Иванович Базаров;
б) Николай Петрович Кирсанов;
в) Аркадий Кирсанов;
г) другой персонаж романа.
21. Кого из героев романа «Отцы и дети» Д.И. Писарев назвал «маленьким Печориным»?
А. Базарова.
Б. Павла Петровича Кирсанова.
В. Аркадия Кирсанова.
Г. Николая Петровича Кирсанова,
22. Какой герой «вводит» в роман тему чиновничества нового времени?
А. Павел Петрович Кирсанов.
Б. Ситников.
Г. Матвей Ильич Колязин.
23. Людей, близких Базарову по духу, называют:
а) шестидесятниками;
б) пятидесятниками;
в) декабристами;
г) восьмидесятниками.
24. Укажите, какой герой романа является, по сути, выразителем точки зрения автора:
а) Павел Петрович Кирсанов;
б) Аркадий Кирсанов;
в) Евгений Базаров;
г) Николай Петрович Кирсанов. 25. Критическую статью «Базаров» написал:
а) И.О. Тургенев; в) А.И. Герцен;
б) В.Г. Белинский; г) Д.И. Писарев.
3. РОМАН «ОТЦЫ И ДЕТИ» (РЕЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ)
1. Кому из героев принадлежит следующий портрет:
Она была удивительно сложена: ее коса золотого цвета и тяжелая, как золото, падала ниже колен, но красавицей ее никто бы не назвал; во всем ее лице только и было хорошего что глаза, и даже не самые глаза — они были невелики и серы, - - но взгляд их, быстрый и глубокий, беспечный до удали и задумчивый до уныния, - - загадочный взгляд. Что-то необычайное светилось в нем даже тогда, когда язык ее лепетал самые пустые речи.
А. Одинцовой. Б. Кате Лаптевой. В. Фенечке. Г. Княгине Р. Д. Кукшиной,
2. Кому из героев романа «Отцы и дети» соответствуют приведенные характеристики?
1. Представитель молодого дворянского поколения, быстро превращающийся в обыкновенного помещика, духовная ограниченность и слабоволие, поверхностность демократических увлечений, склонность к краснобайству, барские замашки и лень.
2. Противник всего подлинно демократического, любующийся собой аристократ, жизнь которого свелась к любви и к сожалению об уходящем прошлом, эстет.
3. Бесполезность и неприспособленность к жизни, к новым ее условиям, тип «уходящего барства».
4. Натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, нигилист.
А. Базарову.
Б. Аркадию Кирсанову.
В. Павлу Петровичу Кирсанову.
Г. Николаю Петровичу Кирсанову.
3. Кому из героев романа принадлежат слова:
Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги, а нравственные болезни происходят от дурного воспитания... от безобразного состояния общества, одним словом, -- исправьте общество, - болезней не будет.
А. Аркадию Кирсанову.
Б. Николаю Петровичу Кирсанову.
В. Базарову.
Г. Павлу Петровичу Кирсанову.
4. Базаров дает следующую характеристику:
Мы прощаемся с тобой навсегда, и ты сам это чувствуешь... ты поступил умно для нашей горькой, терпкой, бобыльей жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни зла, а есть молодая смелость [...] и молодой задор; для нашего дела это не годится. Ваш брат, дворянин, дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки... Ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральны! барич...
Б. Ситникову.
В. Николаю Петровичу Кирсанову.
5. Найдите соответствие героев романа и их портретных описаний.
1. Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем, приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом.
2. На вид ему было лет 45, его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро. Лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной.
3. ...человек высокого роста, в длинном балахоне с кистями... обнаженная красная рука... ленивый, но мужественный голос... Лицо длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.
Б. Базаров.
В. Ситников.
6. Найдите соответствие героев романа и их портретных описаний.
1. Все было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки... и чуть-чуть сжатые плечи, она... беспрестанно краснела и быстро переводила дух.
2. Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситце вое платье, голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах.
3. На кожаном диване полулежала дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном, платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевною косынкою на голове.
4. ... Увидел женщину высокого роста, в черном платье, остановившуюся в дверях залы... обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана, красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий... Какой-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица.
А. Одинцова.
Б. Катя, сестра Одинцовой.
В. Кукшина.
Г. Фенечка.
7. Определите, кому из героев романа «Отцы и дети» принадлежат приведенные «слова и словечки».
1. «Тамошние ученые», «иные скажут дело, я соглашусь», латинские слова, «вы, чай, слыхали...»
2. «...Без чувства собственного достоинства», «нет никакого прочного основания общественному», «принсипы»; французские слова, «я эфтим хочу доказать».
А. Павлу Петровичу Кирсанову.
Б. Евгению Базарову.
8. Кому из героев принадлежат следующие высказывания о при роде?
1. Нет, небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя, ем! так остаться, преобразования необходимы... на как их исполнить, как приступить?
2. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник,
3. И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе. Уже вечерело! солнце скрылось за небольшую осиновую рощу лежавшую в полуверсте от сада тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля. Солнечные лучи, с своей стороны, забирались в рощу и, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы осин таким теплым светом, что они становились похожи на стволы сосен, а листва их почти синела, и над нею поднималось бледно-голубое небо, чуть обрумяненное зарей.
4. А я вот думаю: я вот лежу здесь под стогом..! Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет...
5. Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...
Г. Автору.
Эталоны правильных ответов:
1. 1а; 2г; Зв; 4г; 5Б; 6г; 7в; 8А; 9А; 10В; 116; 12А;13в.
2. 1в; 2д; Зв; 4в; 5г; 6Г; 7А; 86; 9Г; ЮГ; 11г; 12в;13В; 14г; 15В; 16Г; 17Г; 18 -- 1Б, 2Д, ЗВ, 4Г, 5А; 19г; 20а; 21Б; 22Г; 23а; 24г; 25г.
3. 1Г; 2 - - 1Б, 2В, ЗГ, 4А; ЗВ; 4А; 5 - - 1В, 2А, ЗБ; 6 — 1Б, 2Г, ЗВ, 4А; 7 -- 1Б, 2А; 8 — 1Б, 2А, ЗВ, 4А, 5Г.