1. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
1. К какому сословию принадлежал А.П. Чехов?
А. К дворянам. В. Крестьянам. Б. Разночинцам, Г. Купцам.
2. Писатель родился:
а) в Таганроге; в) Петербурге;
б) Симбирске; г) Москве.
3. А.П. Чехов окончил Московский университет. Какой факультет?
А. Химический.
Б. Философский.
В. Историко-филологический.
Г. Медицинский.
4. Свою творческую деятельность начал Чехов в журнале:
а) «Отечественные записки»;
б) «Стрекоза»;
в) «Осколки»;
г) «Будильник».
5. К какому политическому направлению примыкал А.П. Чехов?
А. К западничеству.
Б. Либерализму.
В. Почвенничеству.
Г. Ни к одному.
6. А.П. Чехов дружил со многими русскими художниками и композиторами. Причиной ссоры с И.И. Левитаном стало произведение:
а) «Человек в футляре»; в) «Палата № 6»;
б) «Попрыгунья»; г) «Ионыч».
7. Первая пьеса А.П. Чехова:
а) «Чайка»; в) «Вишневый сад»;
б) «Безотцовщина»; г) «Иванов».
8. Первые произведения А.П. Чехов публиковал под псевдонимами. Всего известно около 50 чеховских псевдонимов. Найдите в списке псевдоним Н.В. Гоголя, а не А.П. Чехова:
а) человек без селезенки;
б) брат моего брата;
в) Балдастов;
г) Алов.
9. Героем этюдов, рассказов, повестей А.П. Чехова становятся:
а) «лишние люди»; в) «средние люди»;
б) «нигилисты»; г) «праведники».
10. Какие рассказы входят в «маленькую трилогию» А.П. Чехова?
А. «Палата №6», «Попрыгунья», «Человекв футляре».
Б. «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».
В. «Душечка», «О любви», «Попрыгунья».
Г. «Человек в футляре», «Ионыч», «Палата № 6».
11. Тема «маленького человека», известная по произведениям А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, неожиданно обыгрывается у А.П. Чехова. Каково авторское отношение к этому литературному типу?
А. Герой находится в бедственном, унизительном положении, связанном с социальными условиями. Он достоин жалости («среда заела»).
Б. Герой сам себя ставит в жалкое положение, подвергает унижению свое достоинство. Он смешон.
В. Герой находится в бедственном положении не только из-за социальных условий, но и в силу собственных недостатков.
12. В рассказах А.П. Чехова ярко представлены недостатки своего времени, выраженные в сатирической форме. Подберите произведения, соответствующие указанным проблемам:
1) приспособленчество, угодничество;
2) добровольное самоуничижение;
3) бескорыстный шпионаж, жандармская тупость;
4) отражение социальной несправедливости в личном несчастье людей.
А. «Унтер Пришибеев».
Б. «Смерть чиновника».
В. «Тоска».
Г. «Хамелеон».
13. В 1890 году А.П. Чехов едет на Сахалин, проводит огромную работу по переписи и обследованию каторжного населения. Результатами поездки стала книга о Сахалине. Как она называлась?
А. «Рассказ неизвестного человека».
Б. «Остров Сахалин».
В. «В ссылке».
Г. «Убийство».
14. Какой из рассказов А. П. Чехова назвали «самым страшным» произведением русской литературы того времени?
А. «В овраге». В. «Палата № 6».
Б. «Дама с собачкой». Г. «Крыжовник».
15. С каким театром тесно сотрудничал А.П. Чехов?
А. С Малым.
Б. «Современником».
В. Художественным.
Г. Имени Станиславского.
16. Часто чеховские произведения сравнивают по настроению, приемам, которые использует автор, с одним из направлений живописи. С каким?
А. Экспрессионизмом.
Б. Сюрреализмом.
В. Пуантилизмом.
Г. Импрессионизмом.
2. РАССКАЗ «ИОНЫЧ»
1. Действие рассказа происходит:
а) в уездном городе;
б) губернском городе;
в) родовом поместье.
2. Семья Туркиных, мнению читателей города, считалась:
а) обычной семьей;
б) наиболее интересной;
в) очень скучной.
3. Доктору Старцеву знакомые:
а) настоятельно советовали познакомиться с Туркиными;
б) ничего не говорили ему о них;
в) считали, что ему не стоит с ними знакомиться.
4. Вера Иосифовна Туркина писала романы, которые:
а) печатались в известных журналах, и она видела в этом необходимость;
б) нигде никогда не печатались, потому что она не считала это нужным.
5. Екатерина Ивановна Туркина:
а) увлекалась литературой и писала романы;
б) увлекалась живописью и была художницей;
в) увлекалась музыкой и была пианисткой.
6. Иван Петрович Туркин:
а) не любил шутить, был замкнутым человеком;
б) был гостеприимным хозяином и приятным собеседником.
7. Почему Старцев продолжал работать в земской больнице, хотя у него огромная практика в городе?
А. Очень увлечен работой.
Б. Жадность одолела.
В. Сохранил идеалы молодости.
8. Как относится «новый» Старцев к работе и больным?
А. Внимательно. В. Равнодушно. Б. Чутко.
9. Старцев и Екатерина Ивановна были увлечены друг другом, но вскоре расстались:
а) из-за Дмитрия Ионыча, который не мог решиться сделать ей предложение;
б) из-за Екатерины Ивановны, которая решила посвятить свою жизнь музыке.
10. Следующая цитата характеризует:
...мечты, томления и надежды привели... к такому глупенькому концу, точно в маленькой пьесе на любительском спектакле. И жаль было своего чувства, этой своей любви...
а) Старцева;
б) Екатерину Ивановну Туркину.
11.0 ком говорит Старцев Котику:
Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь — сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей... Днем нажива, а вечером - клуб.
А. О жителях города.
Б. О посетителях клуба, к которым Старцев относится презрительно.
В. О самом себе.
12. Кого имеет в виду Старцев, когда думает: «Бездарен не тот, кто не пишет повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого»?
А. Екатерину Ивановну.
Б. Веру Иосифовну.
В. Ивана Петровича.
13. Следующие слова: «Характер... изменился: стал тяжелым, раздражительным. ...Любовь была ...единственной радостью и, вероятно, последней» характеризуют:
а) Д.И. Старцева; в) И.П. Туркина.
б) Е.И. Туркину;
14. Отметьте признаки начинающейся эволюции Старцева в Ионыча: а) увлечен своим делом;
б) любит говорить о своей земской больнице;
в) любит Котика (Екатерину Ивановну);
г) способен на безумства: идет ночью на свидание на кладбище;
д) не ходит пешком, имеет пару лошадей и кучера Пантелеймона;
е) уходя с кладбища и садясь в коляску, думает: «Ох, не надо бы полнеть!» - - значит, жизнь довольно благополучная, сытая, спокойная.
3. пьеса «вишневый сад» ("общие вопросы)
1. А.П. Чехов считал, что «Вишневый сад» по жанру:
а) трагедия;
б) комедия;
в) трагикомедия;
г) драма.
2. Темой пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» является:
а) судьба России, ее будущее;
б) судьба Раневской и Гаева;
в) вторжение в жизнь поместного дворянства капиталиста Лопахина.
3. Основная идея пьесы:
а) разрушительная роль новой богатой буржуазии;
б) упадок дворянского поместного сословия;
в) ожидание настоящих «хозяев жизни», способных превратить Россию в цветущий сад.
4. В чем особенность диалога в пьесе «Вишневый сад»?
А. Построен как диалог-монолог.
Б. Классический диалог - реплика является ответом на предыдущую.
В. Неупорядоченный разговор - персонажи не слышат друг друга.
5. В пьесе два сюжета: внешний и внутренний. Кульминацией внешнего сюжета является:
а) уход Ани с Трофимовым;
б) продажа сада с аукциона;
в) Фирс, забытый в заколоченном доме;
г) звуки топора.
6. Все герои пьесы — классовые враги, люди непримиримых идейных взглядов, но А.П. Чехов не делает их личными врагами. Напротив, они доброжелательны друг к другу. В чем же суть конфликта?
А. Они чужие, не способны понять друг друга.
Б. Причина их расхождения - личные моральные качества.
В. Причина их расхождения - сама жизнь, ее устройство, ее законы.
7. Как в Художественном театре назвали характерное для чеховских пьес развитие действия?
А. «Бурный поток».
Б. «Подводное течение».
В. «Невидимая жизнь».
Г. «Буря и натиск».
8. Почему Раневская последние годы жила в Париже?
А. Она любит путешествовать.
Б. Не может жить в имении, где все напоминает о смерти мужа и гибели сына.
В. Надеется добыть денег для выкупа имения.
9. Какой выход из создавшейся ситуации (угроза продажи имения с аукциона за неуплату процентов) предлагает Лопахин?
А. Подождать, не пришлет ли Ане денег ярославская бабушка.
Б. Устроить заем под векселя.
В. Занять денег, вырубить сад и построить дачи.
10. Одно из главных действующих лиц в пьесе время. Найдите категорию летоисчисления Фирса:
а) мы посадим новый сад;
б) до несчастья (1861);
в) 22 августа;
г) настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь.
11. Кто из героев пьесы склонен произносить длинные, высоко парные речи?
А. Петя Трофимов.
Б. Епиходов.
В. Гаев.
Г. Варя.
12. Многие из героев живут прошлым, некоторые - будущим. Один герой в тексте живет настоящим. Кто?
А. Фирс.
Б. Трофимов.
В. Раневская.
Г. Лопахин.
13. Укажите, кто из героев пьесы «Вишневый сад» считает себя либералом, вольнодумцем, называет себя человеком 80-х годов, который пострадал за свои убеждения:
а) Лопахин; в) Епиходов;
б) Гаев; г) Симеонов-Пищик.
14. Среди черт «новой драмы» А.П. Чехова найдите ту, «символом» которой является Епиходов.
А. Атмосфера всеобщего неблагополучия.
Б. Атмосфера всеобщего одиночества.
В. Атмосфера психологической глухоты.
Г. Полифоничность чеховских драм, «хоровая судьба».
15. Кто научил Аню думать иначе и любить другую жизнь? А. Варя.
Б. Петя Трофимов.
Г. Гаев.
16. 22 августа — день торгов — день Святого Моисея. За кем «пошла» Россия?
А. За Гаевым.
Б. Трофимовым.
В. Лопахиным.
Г. Фирсом.
17. В пьесе «Вишневый сад» был единственный образ, к которому А.П. Чехов отнесся без тени иронии, с нежностью и любовью. Кто это?
А. Раневская.
Б. Варя.
В. Аня.
Г. Дуняша.
18. Пьеса «Вишневый сад» насыщена символами: вишневый сад, город, угадывающийся вдали, прохожий... Дополните этот ряд:
а) брошка в виде пчелки;
б) звук лопнувшей струны;
в) леденцы;
г) бильярд;
д) звук топора.
19. Что символизирует образ вишневого сада?
А. Красоту, поэзию старой дворянской жизни, культуры.
Б. Мертвую, уходящую красоту.
В. Бесхозяйственность, неприспособленность к жизни.
Г. Источник доходов, средство для безбедной жизни.
20. Найдите соответствующие героям речевые характеристики:
1) чувствительная искренность, манерность, напыщенность;
2) просторечие с либеральными разглагольствованиями, биллиардная лексика;
3) наукообразная речь, насыщенная политическими терминами.
Б. Гаев.
21. Кому принадлежат высказывания о пьесе Чехова «Вишневый сад»:
Это не комедия... Это трагедия, какой бы исход к лучшей жизни Вы ни открывали в последнем акте... Я плакал, как женщина, хотел, но не мог удержаться.
А. А.П. Чехову.
Б. К.С. Станиславскому.
В. А.М. Горькому.
Эталоны правильных ответов:
1. 1Г; 2а; ЗГ; 4б; 5Г; 6б; 7б; 8г; 9в; 10Б; 11Б; 12 - 1Г, 2Б, ЗА, 4В; 13Б; 14В; 15В; 16Г.
2. 1б; 2б; За; 4б; 5в; 6б; 7Б; 8В; 9б; 10а; 11В; 12Б; 13а; 14 — д, е.
3. 1б; 2а; Зв; 4В; 5б; 6В; 7Б; 8Б; 9В; 10б; 11В; 12Г; 13б; 14А, 15Б; 16В; 17В; 18 — б, д; 19А; 20 - 1В, 2Б, 3А; 21Б.