1. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
1. Укажите место рождения А.А. Блока:
а) Москва;
б) Петербург;
в) Берлин;
г) Одесса.
2. Родители поэта по происхождению были из:
а) дворян;
б) крестьян;
в) разночинцев;
г) купечества.
3. Какое образование получил А.А. Блок:
а) юридический и филологический факультет Петербургского университета;
б) юридический факультет Петербургского университета;
в) юридический и филологический факультет Московского университета;
г) филологический факультет Московского университета.
4. К какому направлению относится раннее творчество А.А. Блока;
а) футуризм;
б) акмеизм; в) символизм.
5. Учителем, «духовным предтечей», стал для А.А. Блока философ: а) В. Соловьев;
б) Д. Мережковский;
в) А. Белый;
г) Вяч. Иванов.
6. Юный А.А. Блок в анкете 1897 года писал о том, что желал бы умереть «на сцене от разрыва сердца». Блок увлекался театром всерьез, готовился в актеры и входил в состав труппы:
а) Московского Художественного Общедоступного театра;
б) Свободного театра;
в) Петербургского драматического кружка;
г) Товарищества Новой драмы.
7. В журнале Мережковского «Новый Путь» в 1903 году появилась первая подборка стихов А.А. Блока:
а) «Стихи о Прекрасной Даме»;
б) «Из посвящений»;
в) «Нечаянная радость»;
г) «Снежная маска».
8. Прекрасная Дама в жизни А.А. Блока меняла свое лицо не один раз. Женой стала:
а) К.М. Садовская;
б) Л.Д. Менделеева;
в) Н.Н. Волохова;
г) Л.А. Дельмас.
9. Мысль об исторической связи Куликовской битвы и современности была высказана в цикле 1908 года «На поле Куликовом» и в статье:
а) «Безвременье»;
б) «О современном состоянии русского символизма»;
в) «Литературные итоги 1907 года»;
г) «Народ и интеллигенция».
10. Стихотворение «Скифы» — одно из последних произведений поэта — отразило взгляды писателей, поэтов и философов, объединившихся вокруг сборника «Скифы». Идеологом скифства был:
а) С. Есенин;
б) Н. Клюев;
в) А. Ремизов;
г) Р. Иванов-Разумник.
11. С именем А.А. Блока в литературоведение вошло понятие, введенное Ю. Тыняновым:
а) «диалектика души»;
б) «лишний человек»; в) «лирический герой»;
г) «литературный портрет».
12. Последняя пьеса, изданная при жизни поэта:
а) «Балаганчик»;
б) «Король на площади»;
в) «Рамзес»;
г) «Роза и Крест».
13. После окончания работы над каким произведением А.А. Блок записал: «Сегодня я — гений»:
а) «Незнакомка»;
б) «О доблестях, о подвигах, о славе...»;
в) «Скифы»;
г) «Двенадцать».
14. А.А. Блок умирает в 1921 году. Назовите причину его смерти:
а) расстреляли;
б) от воспаления сердечных клапанов;
в) покончил жизнь самоубийством;
г) погиб на фронте.
2. ЛИРИКА
1. В каком поэтическом цикле А.А. Блока особо ярко проявились черты символизма:
а) «На поле Куликовом»;
б) «Ямбы»;
в) «Кармен»;
г) «Стихи о Прекрасной Даме».
2. Найдите соответствие стихотворений А.А. Блока основным мотивам его лирики.
1. Мотив мрачной разочарованности.
2. Мотив назначения поэта и поэзии.
3. Мотив «страшного мира».
4. Мотив Родины.
а) «Фабрика»; б) «К Музе»; в) «Осенняя воля»; г) «Я стар душою».
3. К какому мотиву творчества А.А. Блока можно отнести приведенный отрывок:
Но к цели движется поэт,
Стремится, истиной влекомый,
И вдруг провидит новый свет
За далью, прежде незнакомой.
а) Тема Родины;
б) интимная лирика;
в) тема поэта и поэзии.
4. Какая тема является ведущей в книге «Стихи о Прекрасной Даме»:
а) тема духовного преображения лирического героя;
б) отрицания «страшного мира»;
в) поэта и поэзии;
г) рокового соблазна.
5. В поэтическую трилогию, которую А.А. Блок назвал «трилогией вочеловечивания», вошли три книги, каждая из которых имела значимое заглавие. Назовите последнюю:
б) «Кармен»;
в) «Нечаянная Радость»;
г) «Снежная ночь».
6. Традиции «петербургских мотивов» можно увидеть в цикле А.А. Блока «Город». Петербург населен нищими, сытыми, рабочими и блудницами... — реальность. О событиях января 1905 года стихотворение:
а) «Шли на приступ. Прямо в грудь...»;
б) «Фабрика»;
в) «Сытые»;
г) «Поднимались из тьмы погребов...».
7. В стихотворении А.А. Блока «Осенняя воля» четко просматриваются традиции литературы XIX века, поэта, автора стихотворения «Родина». Назовите этого поэта:
а) А.С. Пушкин;
б) Ф.И. Тютчев;
в) М.Ю. Лермонтов;
г) Н.А. Некрасов.
8. Соотнесите название стихотворного цикла и его поэтическую героиню,
1. «Стихи о Прекрасной Даме».
2. «Снежная маска».
3. «Кармен».
а) Л. Андреева-Дельмас;
б) Л. Менделеева;
в) Н. Волохова.
9. Цикл стихотворений «На поле Куликовом» является произведением:
а) на историческую тему;
б) о современности;
в) о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.
10. В письме к К.С, Станиславскому А.А. Блок писал: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь...» Какую тему имел в виду поэт:
а) тему любви;
б) философскую проблематику;
в) тему Родины;
г) тему назначения поэта и поэзии.
11. Из какого произведения А.А. Блока эти строки: В синем сумраке белое платье За решеткой мелькает резной.
б) «В ресторане»;
в) «Соловьиный сад».
12. Определите стихотворный размер стихотворения А.А. Блока «Незнакомка»:
И каждый вечер в час назначенный
(Иль это только снится мне?)
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
а) Ямб;
б) хорей;
в) дактиль;
г) амфибрахий.
13. Как композиционно построено стихотворение «Незнакомка»:
а) кольцевая композиция;
б) автор последовательно развивает мысль;
в) принцип противопоставления двух частей.
14. Определите размер стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе...»:
а) трехстопный хорей;
б) амфибрахий;
в) пятистопный дактиль;
г) пятистопный ямб.
15. С помощью каких художественных средств в стихотворении «О, весна без конца и без краю...» А.А. Блок передает ощущение беспредельности и противоречивости жизни:
а) гипербола;
б) метонимия;
в) совместимость противоположностей.
16. Какие приемы использует А.А. Блок в следующих примерах:
1. «Весенний и тлетворный дух».
2. «И очи синие, бездонные // Цветут на дальнем берегу».
3. «Доколе матери тужить? // Доколе коршуну кружить?»
а) Метафора;
б) анафора;
в) оксюморон.
3. ПОЭМА «ДВЕНАДЦАТЬ»
1. В каком году написана поэма:
а) в 1917г.; в) 1919 г.;
б) 1918 г.; г) 1920 г.
2. Название поэмы многозначно. Число «двенадцать» повторяется на различных уровнях: идейном, композиционном, образном... Найдите неверное утверждение:
а) в поэме двенадцать глав;
б) двенадцать главных героев;
в) двенадцать эпизодических героев;
г) временные рамки поэмы — двенадцать часов.
3. Композиция поэмы в литературоведении получила определение:
а) кольцевой;
б) хронологической;
в) «метельной»;
г) «пунктирной».
4. Художественной особенностью композиции поэмы А.А. Блока «Двенадцать» является построение ее на основе:
а) сопоставления двух миров;
б) противопоставления двух миров;
в) событийности времени.
5. Старый мир в поэме сравнивается:
а) с псом;
б) попом;
в) буржуем;
г) со старушкой.
6. Укажите, каково отношение автора к красногвардейцам в поэме:
а) это олицетворение разрушительной силы, которую несет в себе революция;
б) объект насмешки автора;
в) соединение созидающего и разрушительного начала;
г) воплощение идеального представления о революции.
7. Ответьте на поставленный вопрос следующего фрагмента поэмы:
А кто это? —
Длинные волосы
И говорит вполголоса:
* Предатели!
* Погибла Россия!..
а) Поп;
б) бродяга;
в) барыня в каракуле;
г) писатель.
8. Цветовая символика ассоциируется с образом времени: с крушением черного старого мира, с верой поэта в упорядоченное будущее — в его «белые одежды», наконец, с кровавым, переходным настоящим, которому соответствует сочетание красного, черного и белого цветов. Но в поэме есть еще один цвет. Какой?
а) Фиолетовый;
б) коричневый;
в) серый;
г) желтый.
9. Рисуя картину вселенской дисгармонии, А.А. Блок использует различные ритмы, размеры, жанры. Не используется поэтом:
а) частушка;
б) городской романс;
в) пословица;
г) молитва.
10. Русская интеллигенция восприняла образ Христа в финале поэмы по-разному. Найдите в многоголосии концепций мнение А.А. Блока:
а) Христа ведут на расстрел большевики;
б) если вглядеться в столбы метели на этом пути, то увидишь «Иисуса Христа»;
в) в образе Христа — спасение душ Петрухи, его одиннадцати товарищей, всей разбойной России;
г) Христос — революция, двенадцать — апостолы этой новой веры.
11. Образ Христа в поэме А.А. Блока «Двенадцать» трактовался по-разному. Какова символистская идея поэта:
а) Иисус Христос как символ революции;
б) как символ будущего, «языческий» Христос;
в) как Сверхчеловек;
г) как символ Высшей Справедливости.
12. Определите художественный прием, который использует автор в данном отрывке:
Трах-тах-тах! —
И только эхо
Откликается в домах...
Только вьюга долгим смехом
Заливается в снегах...
а) Гипербола;
б) синекдоха;
в) метонимия;
г) олицетворение.
13. Определите основной стихотворный размер поэмы:
а) шестистопный ямб;
б) четырехстопный хорей;
в) пятистопный амфибрахий;
г) верлибр.
14. Какая статья А.А. Блока помогает понять отношение поэта к революции, выраженное в поэме:
а) «Стихия и культура»;
б) «Народ и интеллигенция»;
в) «Интеллигенция и революция»;
г) «Катилина».
Эталоны правильных ответов:
1. 1б, 2а, За, 4в, 5а, 6в, 7б, 8б, 9г, 10г, 11в, 12в, 13г, 14б.
2. 1г, 2) 1г, 2б, За, 4в; Зв, 4а, 5г, 6а, 7в; 8) 1б, 2в, За; 9в, 10в, 11в, 12а, 13в, 14г, 15в; 16) 1в, 2а, 3б.
3. 1б, 2г, Зв, 4б, 5а, 6в, 7г, 8в, 9в, 10б, 11г, 12г, 13б, 14в.