menu
person

Тема №7776

Задачи по химии повышенной сложности для контроля знаний (Часть 1)

А1 Сложным является каждое из двух веществ:

1) аммиак и серная кислота 3) сульфат бария и водород

2) медь и гидроксид натрия 4) вода и алмаз

А2 К кислотным оксидам относится

1) оксид натрия 3) оксид углерода

2) оксид цинка (II) 4) оксид фосфора (V)

А3 Основанием и кислотой соответственно являются

1) HNO3 и NH4Al(SO4)2 3) H2SO3 и Сa(OH)2

2) H2SиNaNO3 4) KOHиH4P2O7

А4 Метафосфорной кислоте соответствует формула

1)HPO32)H3PO4 3)H4P2O7 4)H3PO3

А5 Ортофосфату кальция соответствует формула

1)Ca3(PO4)2 2)Ca(PO3)2 3)Ca2P4O7 4)K3PO4

А6 Какое из перечисленных веществ является простым?

1) кварц3) кремний

2) кремнезем 4) бурый газ

А7 К сложным веществам относятся

1) кислород 3) негашеная известь

2) воздух 4) алмаз

А8 Сульфату меди (II) соответствует формула

1)CuS 2)CuCO33) CuSO3 4)CuSO4

А9 Азотистой кислоте соответствует формула

1)HN3 2)NH3 3)HNO2 4)HNO3

А10 Гидроксиду железа(III) соответствует формула

1) FeO 2) Fe2O3 3) Fe(OH)2 4) Fe(OH)3

А11 Сернистой кислоте соответствует формула

1)H2S 2)H2SO3 3)H2SO4 4)H2S2O7

А12К амфотерным оксидам относится

1) оксид алюминия 3) оксид железа (II)

2) оксид кальция 4) оксид серы (VI)

А13 К кислотным оксидам относится

1) оксид азота (V)3) оксид азота (I)

2) оксид азота (II)4) аммиак

А14 К основным оксидам относятся

1) оксид азота (V)3) оксид алюминия

2) оксид железа (III)4) оксид меди (II)

А15 Основание и кислотой соответственно являются

1) HNO3 и NH4Al(SO4)2 3) H2SO4 и Ca(OH)2

2) H2SиNaNO3 4) KOHиH4P2O7

A16 Двухосновной кислотой является

1) хлорная 3) кремниевая

2) ортофосфорная 4) метафосфорная

A17 Амфотерным и кислотным оксидами соответственно являются

1)ZnO,Na2O 3)P2O5,Na2O

2)SO3,CaO 4)ZnO,Cl2O3

A18 Кислотой и основанием являются растворы

1) гидроксида серы (VI) и гидроксохлорида магния

2) сероводорода и гидроксида натрия

3) гидроксида калия и оксида фосфора (V)

4) аммиака и хлороводорода

А19К щелочам относится гидроксид

1) серы (IV)3) кальция

2) железа (III)4) магния

A20 Только кислоты расположены в ряду

1)KCl,HCl,NaOH3)NaHCO3

2)H2SO4,HI,CH3COOH4)HCN,KH2PO4

A21 Сульфиту аммония соответствует формула

1)Na2SO3 2) (NH4)2SO3 3) (NH4)2SO4 4) (NH4)2S

A22 Какое из перечисленных веществ является простым?

1) красный фосфор 3) мел

2) сероводород 4) воздух

А23 Какое из перечисленных веществ не является простым?

1) алмаз 3) корунд

2) водород 4) графит

 

Базовый модуль №1

Тема: Повторение основных стехиометрических понятий и законов химии. Моль - мера количества вещества

Атом– это электронейтральная частица, состоящая из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов.

Относительная атомная масса химического элемента– это величина, показывающая отношение массы атома данного химического элемента к 1/12 массы атома углерода12С.

Молекула– это электронейтральная частица, образуемая при связывании химическими связями атомов одного или нескольких элементов и определяющая химические свойства вещества.

Моль– это количество вещества, содержащее столько структурных единиц (атомов, молекул, электронов и др.) сколько содержится атомов в 12 г изотопа углерода12С.

Число Авогадропоказывает число частиц в одном моль вещества.NA= 6,02·1023моль–1.

Молярная масса– масса 1 моль атомов одного химического элемента.

Молярный объем– объем 1 моль любого газа при нормальных условиях.

Нормальные условия:T= 273 ºK(0 ºC);P= 101,3 кПа (1 атм);Vm= 22,4 л/моль.

Количество веществасвязано с массойm, объемомVи числом молекулN:

 

Задачи

  1. Сколько молекул Н2О содержится в 18 г воды? в 1 литре воды при н.у.?
  2. Какова массовая доля хлора в смеси 0,2 моль хлорида калияKClи 0,3 моль хлорида магнияMgCl2?
  3. Во сколько раз число атомов азота в 5 г аммиакаNH3больше, чем в 5 г сульфата аммония (NH4)2SO4?
  4. Сколько атомов азота в 100 г карбоната аммония (NH4)2CO3, содержащего 10% неазотистых примесей?
  5. Какова масса кислорода в 15 г серной кислотыH2SO4?
  6. Определить среднюю массу атома фтора (в кг), если известно, что масса атома углерода12Cравна 1,993·10–26кг.
  7. Относительная молекулярная масса бромида некоторого металла в 1,8 раза больше относительной молекулярной массы его хлорида. Определите, что это за металл.
  8. Для приготовления цементного раствора, применяемого в строительстве, смешивают цементный порошок, песок и воду в массовом отношении 1,5:6,0:2,5. Вычислите массы компонентов для приготовления 500 т такого раствора.
  9. Массовая доля воды в кристаллогидрате сульфата натрияNa2SO4·nH2Oравна 59,9 %. Определите формулу кристаллогидрата.

 

Тема : Расчеты на вывод молекулярных формул веществ

Задачи

  1. В оксиде хлора массой 3,66 г содержится 1,42 г хлора. Определите формулу оксида хлора.
  2. Определите формулу кристаллогидрата, в котором массовые доли кальция, хлора и воды равны соответственно 18,2; 32,4 и 49,4 %.
  3. Два элемента – элемент группы IA и группы IVA образуют соединения с водородом, в каждом из которых массовая доля водорода составляет 12,5 %. Какие это элементы?
  4. Массовая доля углерода в веществе составляет 51,89%, хлора – 38,38 %, остальное – водород. Относительная плотность паров этого вещества по воздуху равна 3,19. Определите истинную формулу вещества.
  5. При полном сгорании 3,8 г вещества, в состав которого входят углерод и сера, образовались 2,2 г диоксида углерода и диоксид серы. Относительная плотность вещества по водороду равна 38, определите его формулу.
  6. При сжигании 0,46 г кислородсодержащего органического вещества было получено 0,88 г оксида углерода (IV) и 0,54 г воды. Плотность паров вещества по водороду равна 23. Определите его молекулярную формулу.
  7. Установите формулу алкена, 4,2 г которого могут присоединить 16 г брома.
  8. При сжигании 1,64 г неизвестного органического вещества в избытке кислорода получили 1,12 л углекислого газа, 1,26 мл воды (н. у.). В трубке для сжигания осталось 1,06 г несгораемого остатка, представляющего собой карбонат натрия. Выскажите предположения о строении органического вещества.
  9. При анализе неизвестного минерала было установлено, что он содержит только медь, железо и серу. При обжиге на воздухе образца минерала массой 10,08 г было получено 1,792 л (н.у.) некоторого газа и 9,60 г твердого остатка. Определите формулу минерала.

 

 

 

Тема : Газовые законы, их использование при решении расчетных задач

Задачи

  1. Образец газа при 0ºС и давлении 1,013·105Па занимает объем 22,4 л. Какой объем он будет занимать: а) при 25 °С и 1,52·105Па; б) 50 °С и 2,53·105Па?
  2. Водяной пар при 100 °С и давлении 1,013·105Па занимает объем 200 см3. Приведите его объем к нормальным условиям.
  3. Объем резиновой камеры автомобильной шины равен 0,025 м3, давление в ней 5,0665·105Па. Определите массу воздуха, находящегося в камере при 20 °С.
  4. Определите молярную массу газа, если его образец массой 0,750 г при 20 °С и 0,989·105Па занимает объем 4,62 л. Назовите газ.
  5. Рассчитайте плотность газообразногоXeF6:

а) при нормальных условиях;

б) при 25 °С и 0,962·105Па.

  1. Какое давление создают 5,0·1013молекул идеального газа в объеме 1 мл при 0 °С?
  2. Рассчитайте, какой объем (в литрах) занимают:

а) 1 кг водяного пара при 100 °С и 1,013·105Па;

б) 1 кг метана при 25 °С и 1,013·105Па.

  1. Объем резиновой камеры автомобильной шины равен 0,040 м3. Какое давление в ней создается, если при 17 °С масса находящегося в ней воздуха равна 160 г?
  2. Какой объем занимает 1 моль водяного пара при температуре кипения (100 °С) и давлении 101,3 кПа?
  3. Определите состав газовой смеси, состоящей из азота и водорода, если при температуре 127 °С и давлении 10 атм ее плотность составляет 1,28 г/л.
  4. При 17 ºС давление азота в баллоне составляет12,5 МПа. Предельно допустимое давление в баллоне не должно превышать 20,3 МПа. При какой температуре баллон взорвется?
  5. При растворении 52 г сплава цинка с медью в азотной кислоте выделилась смесь оксида азота (II) и азота объемом 12,39 л, измеренным при температуре 24°С и давлении 1,05·105Па. Вычислите массовую долю (%) меди и цинка в сплаве.

 

 

Письменная работа №1

Вариант 1

1.Производство фосфорной кислоты осуществляется в две стадии – сжигание фосфора и поглощение оксида водой. Рассчитайте массу фосфора, необходимого для получения 500 л 40%-ного раствора фосфорной кислоты. Производственными потерями можно пренебречь.

2.Допишите уравнение ОВР, уравняйте, используя метод электронно-ионного баланса (метод полуреакций), укажите окислитель и восстановитель.

Mn(NO3)2+ (NH4)2S2O8+ … → HMnO4+ H2SO4+ …

3.Ток силой 2,2 А проходит через раствор медного купороса в течение 2 ч. Какова масса выделившейся меди?

 

Вариант 2

1.Смесь хлоридов натрия и калия массой 3,00 г растворили в воде и осадили избытком нитрата серебра. Масса осадка после фильтрования и высушивания равнялась 7,10 г. Рассчитайте массовые доли содей в исходной смеси.

2.Допишите уравнение ОВР, уравняйте, используя метод электронно-ионного баланса (метод полуреакций), укажите окислитель и восстановитель.

Na2S + Na2Cr2O7+ H2SO4→ S + …

3.Сколько граммов кислоты образуется при электролизе раствора медного купороса в течение 3 ч 10 мин. при силе тока 0,56 А.

 

Вариант 3

1.При обжиге железного колчедана массой 800 кг получен оксид серы (IV) объемом 270 м3, что составляет 96% от теоретически возможного. Рассчитайте массовую долю примесей в колчедане и вычислите массу серной кислоты, которую можно получить из 1 т такого колчедана.

2.Допишите уравнение ОВР, уравняйте, используя метод электронно-ионного баланса (метод полуреакций), укажите окислитель и восстановитель.

As2S3+ H2O2+ NH4OH → (NH4)3AsO4+ …

3.Через два раствора пропускали ток в течение 12 мин. Через раствор хлорида железа (II) пропускали ток силой 3 А, а через раствор хлорида железа (III) - ток силой 4 А. В каком из растворов выделится больше железа?

 

Вариант 4

1.Предложите способ получения фосфорной кислоты из фосфора. Сколько фосфорной кислоты можно получить из 15,5 г фосфора?

2.Допишите уравнение ОВР, уравняйте, используя метод электронно-ионного баланса (метод полуреакций), укажите окислитель и восстановитель.

As2S3+ HNO3→ H3AsO4+ NO2+ …

3.Через соединенные последовательно растворы хлорида олова (II) и хлорида олова (IV) пропускали ток силой 3 А в течение 10 мин. Вычислить количества олова и хлора, выделившихся из каждого раствора в отдельности.

 

Вариант5

1.Вычислите массу серного колчедана, требуемого для получения 100%-ной серной кислоты массой 1 кг.

2.Допишите уравнение ОВР, уравняйте, используя метод электронно-ионного баланса (метод полуреакций), укажите окислитель и восстановитель.

AuCl3+ H2O2+ NaOH → Au + O2+…

3.Через раствор иодида бария пропускали ток силой 5,2 А в течение 18 мин. Какие реакции протекали на электродах? Какие вещества и в каких количествах выделились на катоде и аноде?

 

Вариант6

1.Какую массу ледяной уксусной кислоты можно получить из карбида кальция массой 100 г с массовой долей примесей 4%.

2.Допишите уравнение ОВР, уравняйте, используя метод электронно-ионного баланса (метод полуреакций), укажите окислитель и восстановитель.

KI + (NH4)2Cr2O7+ H2SO4→ KIO3+ …

3.Какие процессы происходят на электродах при электролизе раствора сульфата никеля, если оба электрода сделаны из никеля? Как изменится масса анода после пропускания тока силой 3,2 А в течение 30 мин.?

 

Вариант7

1.При сжигании в токе хлора смеси цинковых и кадмиевых опилок массой 11 г образовалось 20,3 г смеси хлоридов металлов. Определите массу цинка в этой смеси.

2.Допишите уравнение ОВР, уравняйте, используя метод электронно-ионного баланса (метод полуреакций), укажите окислитель и восстановитель.

NaCrO2+ H2O2+ NaOH → Na2CrO2+ …

3.Какие процессы протекают на электродах при электролизе раствора сульфата кадмия (электроды инертные). Какие вещества и в каком количестве выделятся на электродах при прохождении через раствор тока силой 3,6 А в течение 42 мин.?

 

Вариант8

1.Сплав цинка и магния массой 10 г обработали избытком соляной кислоты. После выпаривания раствора образовался осадок массой 30,1 г. Определите массу магния в сплаве.

2.Допишите уравнение ОВР, уравняйте, используя метод электронно-ионного баланса (метод полуреакций), укажите окислитель и восстановитель.

Zn+KMnO4+H2SO4→ …

Сколько времени потребуется для разложения 1 моль воды при силе тока 6 А?

Базовый модуль №2

Тема: Расчетные задачи с использованием различных способов выражения состава растворов (Вычисления по уравнениям параллельных реакций)

 

Задачи

  1. Смесь кальция и оксида кальция массой 4,8 г обработали водой. Объем выделившегося газа составил 1,12 л. Рассчитайте массовые доли компонентов смеси.
  2. После нагревания смеси нитратов цинка и натрия массой 20,5 г образовавшиеся газы были пропущены через воду, причем 1,12 л газа (н. у.) не поглотилось. Определите состав смеси нитратов.
  3. При окислении смеси, содержащей железо, медь и алюминий, израсходовано 5,32 л кислорода (н. у.), при взаимодействии такой же навески этой же смеси с соляной кислотой, молярная концентрация которой равна 5 моль/л, потребовалось 120 мл раствора, а при воздействии раствором гидроксида натрия выделилось 1,12 л водорода (н. у.). Определите состав смеси металлов.
  4. При действии избытка соляной кислоты на 7,12 г смеси карбонатов кальция и натрия выделилось 1,568 л газа. Вычислите массу осадка, который образовался после добавления к полученному раствору избытка сульфата натрия (растворимостью осадка пренебречь).
  5. Смесь меди и алюминия массой 13,0 г обработали умеренно концентрированной азотной кислотой при нагревании. При этом выделилось 25,2 л газа (н. у.). Определите состав смеси металлов.
  6. Смесь опилок алюминия и магния массой 4,3 г растворили в соляной кислоте, а выделившийся газ пропустили сначала через трубку, содержащую избыток оксида меди (II) и нагретую до 400 С, а затем через трубку с Р2О5. В результате масса второй трубки увеличилась на 3,6 г. Рассчитайте массовую долю магния в смеси.
  7. Смесь гидрокарбоната и карбоната натрия массой 95 г нагрели до постоянной массы, которая оказалась равной 79,5 г. Вычислите массовые доли компонентов смеси.
  8. На взаимодействие смеси меди, железа и алюминия со щелочью потребовалось 13,33 гNaOH. При хлорировании такой же навески смеси металлов вступило в реакцию 12,5 л (н.у.) хлора. При действии на такую же навеску соляной кислотой с массовой долейHCl10% ее потребовалось 343,64 мл (плотность 1,1 г/мл). Определите массовую долю металлов в смеси.

 

 

 

 

Тема: Вычисления при приготовлении, разбавлении, концентрировании и смешивании растворов (Вычисления по уравнениям последовательных реакций)

 

Задачи

  1. Колонна синтеза аммиака дает 1500 т продукта в сутки. Рассчитайте массу раствора 63%-й азотной кислоты, которую получают из этого количества аммиака.
  2. Вычислите массу бертолетовой соли, которую нужно разложить для выделения кислорода, необходимого для получения 10,8 г оксида алюминия из чистого металла.
  3. Сожгли 12 л (при н. у.) пропана С3Н8, содержащего 0,02 объемных долей негорючих примесей. Полученный углекислый газ пропустили через известковую воду. Вычислите массу полученного осадка.
  4. Вычислите, какая масса белого фосфора сгорела в избытке кислорода, если известно, что образовавшийся продукт растворили в избытке воды, а затем в раствор для полной нейтрализации кислоты добавили 40 мл раствора с молярной концентрацией гидроксида калия, равной 0,25 моль/л.
  5. Навеску алюминия нагрели с оксидом неизвестного металла Х2О3, при этом получили 28 г металла X. Та же навеска алюминия полностью растворилась в соляной кислоте, вытеснив 16,8 л водорода при н. у. Назовите металл X.
  6. Определите массу хлорида фосфора (V), растворенного в воде, если на нейтрализацию полученных при этом кислот израсходовали 200 мл 10%-го раствора гидроксида натрия (плотность раствора 1,109 г/мл).
  7. Определите массу пирита, содержащего 10 % примесей, необходимого для получения 1 т олеума с массовой долей серного ангидрида SО310 %.
  8. При действии серной кислоты на твердый гидросульфит натрия получили газ, который обесцветил 1 л раствора перманганата калия. Если к полученному раствору добавить избыток хлорида бария, выпадет 46,6 г осадка. Определите массу израсходованного гидросульфита натрия и молярную концентрацию раствора перманганата калия.

 

 

 

Письменная работа №2

Вариант 1

1.Определите массу пирита, содержащего 10 % примесей, необходимого для получения 1 т олеума с массовой долей серного ангидрида SО310 %.

2.Допишите уравнение ОВР, уравняйте, используя метод электронно-ионного баланса (метод полуреакций), укажите окислитель и восстановитель.

Bi2S3+ HNO3→ S + NO + …

3.Сколько времени надо пропускать электрический ток через раствор соли серебра, чтобы покрыть с двух сторон пластинку размером 4 х 6 см2слоем серебра толщиной 0,02 мм, если сила тока 0,6 А, а плотность серебра 10,5 г/см3?

 

Вариант 2

1.Смесь гидрокарбоната и карбоната натрия массой 95 г нагрели до постоянной массы, которая оказалась равной 79,5 г. Вычислите массовые доли компонентов смеси.

2.Допишите уравнение ОВР, уравняйте, используя метод электронно-ионного баланса (метод полуреакций), укажите окислитель и восстановитель.

NaOCl + KI + H2SO4→ I2+ …

3.При электролизе раствора нитрата хрома (III) в течение 12 мин. на катоде выделилось 0,29 г хрома. Составить уравнение протекающей реакции и вычислить силу тока.

 

Вариант 3

1.Смесь меди и алюминия массой 13,0 г обработали умеренно концентрированной азотной кислотой при нагревании. При этом выделилось 25,2 л газа (н. у.). Определите состав смеси металлов.

2.Допишите уравнение ОВР, уравняйте, используя метод электронно-ионного баланса (метод полуреакций), укажите окислитель и восстановитель.

CrCl3+Br2+KOH→K2CrO4+ …

3.Какова сила пропускаемого тока, если за 30 мин. из 40 мл 0,12н раствора был полностью выделен весь металл?

 

Вариант 4

1.Для каталитического гидрирования 17,8 г смеси муравьиного и уксусного альдегидов до соответствующих спиртов потребовалось 11,2 л водорода (н.у.). Определить состав смеси альдегидов.

2.Допишите уравнение ОВР, уравняйте, используя метод электронно-ионного баланса (метод полуреакций), укажите окислитель и восстановитель.

MnSO4+ NaBiO3+ HNO3→ Bi(NO3)3+ …

3.Какой объем водорода при н.у. выделится при электролизе водного раствора щелочи силой тока 2,4 А за 5 мин. 45 с?

 

 

Вариант 5

1.Смесь сульфида железа (II) и пирита массой 20,8 г подвергли обжигу, при этом образовалось 16 г твердого остатка. Определить состав смеси.

2.Допишите уравнение ОВР, уравняйте, используя метод электронно-ионного баланса (метод полуреакций), укажите окислитель и восстановитель.

Al+K2Cr2O7+H2SO4→ …

3.Какой объем кислорода при н.у. выделился на аноде, если при электролизе раствора нитрата серебра за это же время на катоде образовалось 0,1324 г серебра?

 

Вариант 6

1.Разложение 27,34 г смеси бертолетовой соли и перманганата калия сопровождалось выделением 4,928 л кислорода (н.у.). Определите массы компонентов исходной смеси.

2.Допишите уравнение ОВР, уравняйте, используя метод электронно-ионного баланса (метод полуреакций), укажите окислитель и восстановитель.

Cr2(SO4)3+ K2S2O8+ H2O →K2Cr2O7+ …

3.Электрический ток проходит последовательно через раствор медного купороса, а затем через раствор серной кислоты. Сколько гремучего газа (мл) при н.у. должно выделится при электролизе серной кислоты, если на катоде в растворе медного купороса образовалось 0,1426 г меди?

 

Вариант 7

1.При взаимодействии газа (н.у.), полученного при обжиге 8,8 г сульфида железа (II) и 12 г пирита, с раствором гидроксида натрия образовалась средняя соль. Рассчитайте объем израсходованного 25%-ного раствора гидроксида натрия (ρ = 1,28 г/мл).

2.Допишите уравнение ОВР, уравняйте, используя метод электронно-ионного баланса (метод полуреакций), укажите окислитель и восстановитель.

HIO3+H2O2→I2+ …

3.Приготовили раствор, содержащий 0,2 моль хлорида ртути (II), и 0,3 моль хлорида меди (II). Какие вещества и в каком количестве выделятся на угольных электродах, если через приготовленный раствор пропускать ток силой 10 А в течение 2 ч? Что останется в растворе?

 

Вариант 8

1.При термическом разложении 16,72 г смеси карбонатов кальция и магния выделилось 4,032 л газа. Определите массы компонентов в исходной смеси веществ.

2.Допишите уравнение ОВР, уравняйте, используя метод электронно-ионного баланса (метод полуреакций), укажите окислитель и восстановитель.

CrBr3+H2O2+NaOH→Br2+ …

3.Смешали 20 мл 0,1 н раствора нитрата серебра и 20 мл 0,6 н нитрата меди (II). Через полученный раствор пропустили ток силой 0,3 А в течение 1 ч. Какие вещества и в каком количестве выделятся на угольных электродах? Что останется в растворе?

 

Базовый модуль №3

Тема: Расчетные задачи по уравнениям химических реакций (избыток/недостаток)

Задачи

  1. Установить состав и массу солей, если через раствор, содержащий 28 г KOH, пропустить: а) 15 л СО2; б) 10 л СО2; в) 2,5 л СО2
  2. Определите массу соли, полученной при смешении раствора объемом 40 мл с массовой долей азотной кислоты 20% и плотностью 1,12 г/мл с раствором объемом 36 мл с массовой долей гидроксида натрия 15% и плотностью1,17г/мл.
  3. Водный раствор, содержащий, гидроксид кальция массой 3,7 г, поглотил оксид углерода (IV) объемом 1,68 л (н. у.). Определите массу осадка.
  4. При прокаливании NaHCO3 до постоянной массы произошло уменьшение массы твердого вещества на 39,6 %. Содержал ли исходный NaHCO3 примеси и в каком количестве?
  5. Углерод массой 12 г сожгли в кислороде объемом 16,8 л. Определите объемный состав газовой смеси после реакции.
  6. Определите массу гидрофосфата кальция, образовавшегося при взаимодействии гидроксида кальция массой 3,7 г с ортофосфорной кислотой массой 3,92 г.
  7. К раствору массой 200 г с массовой долей хлорида цинка 34% прилили раствор объемом 116 мл с массовой долей гидроксида натрия 32% и плотностью 1,35 г/мл. Определите массу осадка и массовые доли солей в растворе.
  8. После растворения смеси хлорида бария и сульфата натрия в воде масса образовавшегося осадка оказалась в 3 раза меньше массы солей в фильтрате (растворе). Определите массовые доли солей в исходной смеси, если известно, что в фильтрате отсутствуют ионы бария.

 

 

 

 

 

 

Тема : Решение расчетных задач на скорость химической реакции, химическое равновесие, электролиз

Электролиз— это окислительно-восстановительный процесс, протекающий при прохождении постоянного электрического тока через раствор или расплав электролита.

Катодные процессы в водных растворах солей

Электрохимический ряд напряжений металлов

Li, Rb,К,Ва, Sr,Са, Na, Mg,Аl

Mn, Zn,Сr, Fe, Cd,Со, Ni, Sn, Pb

H2

Cu, Hg, Ag, Pd, Pt, Au

2Н2О + 2е–= Н2↑ + 2ОН–

Меn++nе–= Ме0

2Н2О + 2е–= Н2↑ + 2ОН–

 

Меn++nе–= Ме0

Анодные процессы в водных растворах солей

Кислотный остаток (анион) Аn–

Бескислородный(Сl–, Вr–,I–, S2–и др.)

Кислородсодержащий(SO42–, NO3–, СО32–и др.)

Окисление аниона (кроме фторидов)

Аn––nе–= А0

В кислой, нейтральной средах:2Н2O– 4е–=O2↑ + 4Н+

В щелочной среде:4OН–– 4е–=O2↑ + 2Н2O

Задачи

  1. Составьте уравнения реакций окисления на аноде и восстановления на катоде, протекающих при электролизе водного раствора сульфата меди (II), если используют: а) графитовые электроды; б) медные электроды.
  2. Составьте уравнения реакций, протекающих на электродах при электролизе:
  3. а) расплава йодида калия; б) водного раствора йодида калия (инертные электроды).
  4. Предскажите продукты электролиза водных растворов следующих солей (электроды инертные): а) КСl; б) СuСl2; в)Cd(NO3)2; г)CuSO4; д)H2SO4; е)NaOH.
  5. Вычислите массу свинца, выделившегося на катоде в результате пропускания тока силой 3 А через расплавленный бромид свинца (II) в течение 30 минут.
  6. Определите время, необходимое для осаждения на катоде 6,4 г меди, при пропускании постоянного тока силой 5,36 А через водный раствор сульфата меди.
  7. При пропускании постоянного тока силой в 6,4 А в течение 30 мин через расплав хлорида неизвестного металла на катоде выделилось 1,07 г металла. Определите состав соли, которую подвергли электролизу.
  8. При электролизе 0,5 кг водного раствора сульфата никеля (II) на катоде выделилось 29,35 г металла. Вычислите массу продукта, выделившегося на аноде, и массовую долю сульфата никеля в исходном растворе, считая, что электролизNiSO4прошел полностью.
  9. Рассчитайте силу тока в цепи при электролизе поваренной соли на графитовых электродах, если за 1 ч 40 мин. и 25 с на катоде выделилось 1,4 л водорода, измеренного при нормальных условиях.
  10. Электролиз 400 г 8%-ного раствора сульфата меди (II) продолжали до тех пор, пока масса раствора не уменьшилась на 20,5 г. Вычислите массовые доли соединений в растворе, полученном после окончания электролиза, и массы веществ, выделившихся на инертных электродах.

Тема : Решение расчетных задач по курсу органической химии

Задачи

  1. Образец нитробензола массой 85 г, содержащий 7% примесей, восстановили до анилина; выход реакции равен 85%. Вычислите массу образовавшегося анилина.
  2. Какой объем хлороводорода (н.у.) может прореагировать с 20,0 г смеси, состоящей из диметиламина и этиламина?
  3. Этиловый эфир глицина массой 2,06 г прокипятили с раствором, содержащим 1,50 г гидроксида калия, и полученный раствор выпарили. Рассчитайте массу сухого остатка.
  4. При пропускании смеси метиламина и бутана через склянку с соляной кислотой масса последней увеличилась на 7,75 г. Массовая доля бутана в исходной смеси составляла 25%. Определите объем исходной газовой смеси (н.у.).
  5. Какой минимальный объем 10%-ного раствора гидроксида калия (плотность 1,09 г/мл) потребуется для поглощения продуктов полного сгорания 100 л пропана (измерено при температуре 20 ºС и давлении 95 кПа)?
  6. Рассчитайте, сколько серебра можно получить при взаимодействии 18 г глюкозы с избытком аммиачного раствора оксида серебра. Какой объем (н.у.) газа выделится при спиртовом брожении такого же количества глюкозы, если выход продукта реакции составляет 75%?
  7. При пропускании смеси пропана и ацетилена через склянку с бромной водой масса склянки увеличилась на 1,3 г. При полном сгорании такого же количества исходной смеси углеводородов выделилось 14 л (н.у.) оксида углерода (IV). Определите массовую долю пропана в исходной смеси.
  8. При действии избытка натрия на смесь этилового спирта и фенола выделилось 6,72 л водорода (н.у.). Для полной нейтрализации этой же смеси потребовалось 25 мл 40%-ного раствора гидроксида калия (плотность 1,4 г/мл). Определите массовые доли веществ в исходной смеси.

 

 

 

Тема : Решение комбинированных задач (Материальный баланс)

Задачи

  1. Цинковую пластинку опустили в раствор нитрата серебра. Через некоторое время пластинку вынули, промыли водой, высушили и взвесили. Ее масса увеличилась на 1,51 г. Найдите массу серебра, выделившегося из раствора.
  2. После выдерживания медной пластинки массой 23,04 г в растворе нитрата серебра ее масса составила 32,16 г. Какой объем 90%-ного раствора азотной кислоты (плотность 1,483) потребуется для растворения пластинки после серебрения?
  3. Цинковую пластинку погрузили в 500 г раствора сульфата железа (II) с массовой долей 20%. После выдерживания пластинки в растворе ее масса уменьшилась на 5 г. Какова массовая доля сульфата железа (II) в растворе после реакции?
  4. Медную пластинку массой 15 г погрузили в раствор нитрата серебра. На растворение осажденного серебра потребовалось 25 мл 15%-ной азотной кислоты (ρ = 1,085 г/мл). Какова масса медной пластинки после выдерживания в растворе нитрата серебра?
  5. Пластинку металла массой 25 г некоторое время выдерживали в растворе соляной кислоты. Масса образца при этом уменьшилась на 3,36%, объем выделившегося газа составил 336 мл (при н.у.). Определите, из какого металла была сделана пластинка.
  6. Печатную медную плату некоторое время выдерживали в 230 мл 10%-ного раствора хлорида железа (III) (ρ= 1,2 г/мл). Анализ полученного раствора показал, что процентная концентрация хлорида железа (III) и хлорида меди (II) оказалась одинаковой. Сколько дигидрата хлорида меди (II) можно получить после упаривания раствора?
  7. Смесь хлоридов калия и натрия массой 2,075 г растворили в воде и к полученному раствору прибавили 40 мл 1 М раствора нитрата серебра. Выпавший осадок отделили, в фильтрат опустили медную пластинку массой 50 г. После окончания реакции масса пластинки увеличилась до 50,76 г. Рассчитайте массовую долю хлорида калия в исходной смеси.

 

 

Письменная работа №3

Вариант 1

1.Сколько граммов алкоголята калия образуется, если 46 г этилового спирта прореагируют с 0,4 молями калия?

2.При каталитическом окислении 290 г бутана получили 400гуксусной кислоты. Найдите выход реакциивпроцентах.

3.После выдерживания медной пластинки массой 14,72 г в растворе нитрата серебра масса пластинки составила 19,28 г. Определите объем раствора 62%-ной азотной кислоты (плотность 1,384 г/мл), который необходим для растворения пластинки.

 

Вариант 2

1.Достаточно ли 232 г оксида серебра для окисления 57,2 г этаналя?

2.При разложении при 1000°С 20 л метана получили5л водорода. Найдите выход реакции в процентах к теоретическому.

3.Железную пластинку массой 200 г опустили в раствор нитрата серебра. После окончания реакции масса пластинки увеличилась на 0,8%. Определите количество и массу находившегося в растворе серебра.

 

Вариант 3

1.Определите количество 1,1,2,2-тетрахлорэтана, который можно получить при взаимодействии 2,6 г ацетилена с хлором объемом 5,6 л.

2.При взаимодействии 88 г уксусного альдегида с гидроксидом меди (II) получили 90 г кислоты. Определите выход реакции в процентах от теоретического.

3.В раствор, содержащий 3,76 г нитрата меди (П) и 3,25 г нитрата ртути (II) погрузили цинковую пластинку. Как изменится масса пластинки после полного вытеснения меди и ртути из раствора?

 

Вариант 4

1.Определите массу циклогексана, который можно получить при взаимодействии 0,5 моль бензола с водородом объемом 44,8 л.

2.При гидратации 11,2 г оксида кальция получено 13,32 г гидроксида кальция. Определите выход реакции в процентах от теоретически возможного.

3.При погружении в раствор нитрата меди (II) массивной свинцовой пластинки ее масса уменьшилась на 1,44 г. Определите количество растворившегося свинца.

 

Вариант5

1.Определите объем этана, полученного при взаимодействии 6,5 г ацетилена с 0,7 моль водорода.

2.При сжигании железа в хлоре объемом 13,44 л получено 45,5гхлорида железа (Ш). Определите выход продукта реакции в процентах от теоретически возможного.

3.В раствор, содержащий в виде нитрата 4,48 г металла со степенью окисления +2, поместили цинковую пластинку. После полного выделения металла масса пластинки увеличилась на 1,88 г. Определите, какой металл находился в растворе.

 

Вариант6

1.Определите массу гексахлорциклогексана, который можно получить при взаимодействии 0,2 моль бензола с хлором объемом 17,92 л.

2.При восстановлении 246 г нитробензола было получено 150 г анилина. Сколько это составляет в процентах от теоретически возможного?

3.Пластинку массой 25 г опустили в раствор соляной кислоты. После выделения 336 мл водорода пластинку вынули, промыли водой, высушили и взвесили; масса уменьшилась на 3,36%. Из какого металла была сделана пластинка?

 

Вариант7

1.Для хлорирования на свету бензола массой 117 г использовали хлор объемом 112 л. Найдите массу продукта реакции.

2.При восстановлении нитробензола было израсходовано 26,88 л (н.у.) водорода, в результате получили 29,76 г анилина. Найдите выход реакции в процентах.

3.В раствор, содержащий 10,4 г сульфата кадмия, погрузили цинковую пластинку. Через некоторое время пластинку вынули, высушили и взвесили, масса увеличилась па 0,94 г. Определите состав образовавшегося раствора.

 

Вариант8

1.Какую массу сложного эфира метилацетата можно получить из метанола массой 16 г и уксусной кислотой массой 27 г?

2.Из бензола массой 31,2 г был получен нитробензол массой 40,0 г. Вычислите выход реакциивпроцентах от теоретического.

3.Медную пластинку массой 50 г погрузили на некоторое время в раствор нитрата ртути (II), после чего масса пластинки стала равной 55 г. Затем пластинку нагрели до приобретения ею первоначального цвета. Вычислить конечную массу пластинки.

 

Вариант9

1.Какую массу метилацетата можно получить из метанола массой 16 г и уксусной кислотой массой 270 г?

2.При окислении 17,92 л оксида серы (IV) образуется 60 г оксида серы (VI). Определите выход оксида серы (VI) в процентахоттеоретически возможного выхода.

3.Для того, что посеребрить железную пластинку массой 20 г, ее опустили в стакан, содержащий 200 г 10%-ного раствора нитрата серебра. Через некоторое время пластинку вынули, а в растворе определили содержание нитрата серебра — оказалось, что масса нитрата серебра уменьшилась на 20%. Определите массу посеребренной пластинки.

 

 

Вариант 10

1.Какую массу хлорметана можно получить из 160 г метана и 71 г хлора?

2.При полной этерификацией уксусной кислотой 184 г технического глицерина, содержащего 10% примесей, образовалось 1,5 моль сложного эфира. Определите, какой процент это составляет от теоретически возможного количества.

3.Цинковую пластинку массой 20 г поместили в 400 г 11,34%-ного раствора нитрата железа (III). Через некоторое время пластинку вынули и установили, что массовая доля нитрата трехвалентного железа в растворе стала равной образовавшейся соли цинка. Определите массу пластинки после реакции.

 

Вариант 11

1.Найдите массу гидроксида меди (П), который образуется при сливании 400 г 13,5%-ного раствора хлорида меди и 400 г 20% -ного раствора гидроксида натрия.

2.Через раствор массой 50 г с массовой долей йодида натрия 15% пропустили избыток хлора. Выделился йод массой 5,6 г. Определите выход продукта реакции в процентах.

3.Пластинку из металла Me поместили в раствор неизвестного нитрата (масса раствора 10 г, массовая доля нитрата 9,68%). Через некоторое время пластинку вынули и взвесили — масса металла уменьшилась на 0,112 г; после окончания реакции в растворе находился нитрат двухвалентного металла Me с массовой долей 10,68%. Определите металл и напишите уравнение реакции.

 

Вариант 12

1.Какая масса осадка образуется при сливании 200 г 5,85% -ного раствора хлорида натрия и 100 г 1,7% -ного раствора нитрата серебра?

2.При хлорировании 160 г метана был получен хлорметан с выходом 85%. Найдите массу образовавшегося вещества.

3.Раствор хлорида двухвалентного металла разделили на две равные части. В одну из них опустили железную пластинку, и ее масса после окончания реакции увеличилась на 0,1 г. Во вторую порцию опустили кадмиевую пластинку, и ее масса уменьшилась на 0,6 г. Хлорид какого металла находился в растворе?

 

Вариант 13

1.10,7 г хлорида аммония смешали с 6 г гидроксида натрия и смесь нагрели. Какой газ и сколько его по объему выделилось?

2.Какое количество этилового спирта может быть получено при гидратации 44,8лэтилена (н.у.), если выход реакции составляет 80% ?

3.25 г цинкового порошка поместили в 100 г раствора нитрата серебра. Через некоторое время порошок отфильтровали, высушили и взвесили; масса порошка составила 26,51 г. Определите массовую концентрацию нитрата цинка в растворе.

 

 

 

 

Вариант 14

1.Сколько граммов нитробензола теоретически можно получить из 234 г бензола и 140 г 90%-ного раствора азотной кислоты?

2.Найдите массу 1,2-дихлорэтана, которая может быть получена при взаимодействии 89,6 л этилена с хлором, если выход реакции составляет 85%.

3.Алюминиевую пластинку поместили в 100 г раствора сульфата кадмия. После прекращения реакции масса пластинки увеличилась на 1,41 г. Рассчитайте массовую долю сульфата кадмия в исходном растворе.

 

Вариант 15

1.Рассчитайте, какое количество вещества фенолята натрия образуется при взаимодействии фенола массой 0,141 кг и гидроксида натрия массой 0,141 кг.

2.Какой объем 96%-ного этилового спирта (плотность 0,8 г/мл) может быть получен при гидратации 44,8 л этилена, если выход реакции 90%?

3.Пластинку из металла, для которого характерна степень окисления + 2, погрузили в раствор сульфата алюминия массой 198,2 г. Через некоторое время масса пластинки уменьшилась на 1,8 г, а в растворе появился сульфат металла, его массовая доля составила 18%. Определите металл, из которого сделана пластинка.

 

Вариант 16

1.Рассчитайте, какая масса продукта образуется в результате взаимодействия 9,4% -ного раствора фенола массой 0,5 кг и водного раствора, в котором содержится бром количеством вещества 2 моль.

2.Сколько граммов этилового спирта можно получить при брожении 360 г глюкозы С6Н12О6, если выход реакции составляет 70% от теоретического?

3.Железную пластинку массой 20 г поместили в раствор массой 80 г с массовой долей нитрата серебра 12%. Через некоторое время массовая доля нитрата серебра в растворе стала 8%. Какова стала масса пластинки, если все полученное серебро осело на ней?

ИДЗ №1

Тема: Окислительно-восстановительные реакции

Задачи

  1. Составить уравнение реакции взаимодействия оксида марганца (IV)cконцентрированной соляной кислотой (лабораторный метод получения хлора). Схема реакции:HCl+MnO2→Cl2+MnCl2+H2O
  2. Составить уравнение реакции взаимодействия сероводорода с подкисленным раствором перманганата калия. Схема реакции:

H2S + KMnO4+ H2SO4→ S + MnSO4+ K2SO4+ H2O

  1. При пропускании сероводородаH2Sчерез подкисленный раствор перманганата калияKMnO4малиновая окраска исчезает и раствор мутнеет. Опыт показывает, что помутнение раствора происходит в результате образования элементарной серы. Составить уравнение реакции при помощи метода электроноо-ионного баланса (метода полуреакций).
  2. Составить уравнения реакций взаимодействия раствора сульфита натрияNa2SO3(восстановитель) с раствором перманганата калияKMnO4(окислитель) в различных средах:А) в кислой среде,

В) в нейтральной и слабощелочной среде,

С) в сильнощелочной среде.

 

  1. Составить уравнения реакций взаимодействия раствора сульфата железаFeSO4(восстановитель) с раствором пероксида водородаH2O2(окислитель) в кислой среде.

 

  1. Составить уравнения реакций взаимодействия раствора пероксида водородаH2O2(восстановитель) с раствором перманганата калияKMnO4(окислитель) при рН<7.
  2. Раствор соли манганата калияK2MnO4имеет красивый темно-зеленый цвет, однако со временем цвет раствора превращается в бурый. Составте уравнение реакции диспропорционирования раствора соли манганата калия.

ИДЗ №2

Тестовые задания на тему: «Правила работы в лаборатории»

А1 Верны ли следующие суждения об использовании лабораторного оборудования и правила хранения препаратов бытовой химии?

А Для отбора определенного объема жидкости используют мерный цилиндр.

Б Средства бытовой химии следует хранить отдельно от продуктов питания.

1) верно только А3) верны оба суждения

2) верно только Б4) оба суждения неверны

А2 Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы и химической лаборатории?

А Воспламенившийся бензин тушат водой.

Б При работе с растворами кислот и щелочей необходимо надевать защитные перчатки и очки.

1) верно только А3) верны оба суждения

2) верно только Б4) оба суждения неверны

А3 Верны ли следующие суждения о чистых веществах смесях?

А Молоко является чистым веществом.

Б Гранит является смесью веществ.

1) верно только А3) верны оба суждения

2) верно только Б4) оба суждении неверны

А4 Верны ли следующие суждения о способах очистки веществ?

А Раствор поваренной соли в воде разделяют на компоненты фильтрованием.

Б Очистить кварцевый песок от стольных опилок можно с помощью магнита.

1) верно только А3) верны оба суждения

2) верно только Б4) оба суждения неверны

А5 Верны ли следующие суждения о назначении оборудования в химической лаборатории?

А Для закрепления пробирки на штативе используют зажим и лапку

Б С помощью термометра перемешивают раствор и определяют его температуру

1) верно только А3) верны оба суждения

2) верно только Б4) оба суждения неверны

А6 Верны ли следующие суждения о безопасной работе в химической лаборатории?

А Взрывчатые смеси с воздухом образуют метан.

Б Токсическими свойствами как хлороводород, так и оксид углерода(II).

1) верно только А3) верны оба суждения

2) верно только Б4) оба суждения неверны

А7 Верны ли следующие суждения о назначении оборудования в химической лаборатории?

А Для закрепления химической воронки для фильтрования используют зажим и лапку.

Б Для измерения объемов жидкости используют мерные цилиндры и бюретки?

1) верно только А3) верны оба суждения

2) верно только Б4) оба суждения неверны

А8 Верны ли следующие суждения об использовании химических веществ?

А Метиловый спирт является смертельно опасным веществом

Б Уксусная кислота используется в пищевой промышленности.

1) верно только А3) верны оба суждения

2) верно только Б4) оба суждения неверны

 

А9 Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории и использования химических препаратов?

А Запрещается работать в химической лаборатории одному.

Б При работе с кислотами и щелочами необходимо надевать защитные очки.

1) верно только А3) верны оба суждения

2) верно только Б4) оба суждения неверны

А10 Верны ли следующие суждения о способах разделения веществ?

А Из водного раствора сахара и поваренной соли можно выделить индивидуальные вещества с помощью ректификации

Б Для того чтобы выделить поваренную соль из загрязненного песком раствора , необходимо раствор профильтровать и фильтр выпарить.

1) верно только А3) верны оба суждения

2) верно только Б4) оба суждения неверны

А11 Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?

А При охлаждении жидкости необходимо закрыть пробирку пробкой.

Б При приготовлении раствора серной кислоты концентрированную кислоту необходимо добавлять в воду при перемешивании небольшими порциями.

1) верно только А3) верны оба суждения

2) верно только Б4) оба суждения неверны

А12 Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?

А Воздух является смесью веществ.

Б Бензин является чистым веществом.

1) верно только А3) верны оба суждения

2) верно только Б4) оба суждения неверны

А13 Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?

А Получать хлор необходимо в вытяжном шкафу.

Б При работе с растворами едких веществ необходимо надевать защитные перчатки и очки.

1) верно только А3) верны оба суждения

2) верно только Б4) оба суждения неверны

А14 Верны ли следующие суждения о способах очистки веществ?

А Отделить бензин от воды можно с помощью делительной воронки.

Б Разделить смесь воды, песка и сахара можно с помощью ректификации.

1) верно только А3) верны оба суждения

2) верно только Б4) оба суждения неверны

А15 Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?

АСерная кислота является смесью веществ.

БУгарный газ является чистым веществом.

1) верно только А3) верны оба суждения

2) верно только Б4) оба суждения неверны

А16 Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?

А Сливочное масло является чистым веществом.

Б Чугун является смесью веществ.

1) верно только А3) верны оба суждения

2) верно только Б4) оба суждения неверны

 

А17 Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?

А Сталь является смесью веществ

Б Латунь является чистым веществом.

1) верно только А3) верны оба суждения

2) верно только Б4) оба суждения неверны

А18 Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?

А Воспламенившийся бензин тушат, накрывая очаг воспламенения негорючим одеялом.

Б Воспламенившийся бензин тушат с помощью порошкового огнетушителя.

1) верно только А3) верны оба суждения

2) верно только Б4) оба суждения неверны

А19 Верны ли следующие суждения о способах получения веществ?

А Путем вытеснения воды нельзя собрать хлороводород.

Б Путем вытеснения воды нельзя собрать кислород.

1) верно только А3) верны оба суждения

2) верно только Б4) оба суждения неверны

А20 Верны ли следующие суждения о способах очистки веществ?

А Смесь углекислого газа и кислорода разделяют кристаллизацией.

Б Очистить воду от песка можно фильтрованием.

1) верно только А3) верны оба суждения

2) верно только Б4) оба суждения неверны

А21 Верны ли следующие суждения о назначении оборудования в химической лаборатории?

А Для закрепления пробирки на штативе используют пробиркодержатель.

Б С помощью ареометра измеряют плотность раствора.

1) верно только А3) верны оба суждения

2) верно только Б4) оба суждения неверны

А22 Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?

А Работать с раствором хлорида кальция необходимо в перчатках.

Б Водород в лаборатории получают в вытяжном шкафу.

1) верно только А3) верны оба суждения

2) верно только Б4) оба суждения неверны

А23 Верны ли следующие суждения о свойствах веществ?

А Растворимость большинства твердых веществ увеличивается при нагревании.

Б Кислород растворяется в воде лучше, чем азот.

1) верно только А3) верны оба суждения

2) верно только Б4) оба суждения неверны

Категория: Химия | Просмотров: 1 | Рейтинг: 0.0/0