Задание №1
Для анализа учащимся было предложено твердое кристаллическое вещество белого цвета. В ходе эксперимента школьники установили, что данное вещество растворяется в воде, не разлагается при нагревании, окрашивает пламя в желтый цвет, взаимодействует с раствором соляной кислоты с образованием газообразного вещества, вызывающего помутнение известковой воды. Определите состав неизвестного вещества и запишите два уравнения реакций, которые провели учащиеся.
Ответ:
Задание №2
Серебристо-белое простое вещество "А", обладающее хорошей тепло- и электропроводностью, бурно реагирует с темно-фиолетовыми кристаллами простого вещества "В", способного возгоняться при нагревании. При добавлении к продукту реакции раствора щелочипроисходит образование студенистого осадка "С", который растворяется в избытке щелочи. Назовите вещества "А", "В", "С", напишите уравнения перечисленных реакций.
Задание №3
Для получения негашеной извести прокаливали известняк. При этом выделился газ, который пропустили через раствор известковой воды до образования осадка. Составьте уравнения проведенных реакций.
Задание №4
С легкого, серебристо-белого металла химическим путем удалили прочную оксидную пленку и добавили воду. Выделяющийся при этом газ пропустили через стеклянную трубку с черным порошком при нагревании. Образовалось простое вещество желто-красного цвета с металлическим блеском, обладающее высокой тепло- и электропроводностью. Определите исходное вещество, составьте 2 уравнения проведенных реакций.
Задание №5
На занятиях химического кружка учащиеся исследовали кристаллическое вещество белого
цвета. При добавлении к нему концентрированной серной кислоты и последующем нагреванием смеси стал выделяться газ с резким запахом тяжелее воздуха, хорошо растворимый в воде. К раствору полученного газа добавили раствор нитрата серебра, выпал белый творожистый осадок. Определите состав исследуемого вещества и запишите его название. Составьте 2 уравнения реакций, которые были проведены учащимися в процессе его распознавания.
Задание №6
Ученик проводил опыты в вытяжном шкафу по идентификации соли неорганической кислоты. Образец соли белого цвета он растворил в воде. К полученному раствору добавил соляную кислоту, при этом выделился газ со специфическим запахом "тухлых яиц", при горении которого образовался другой бесцветный ядовитый газ с резким запахом. Водный раствор этого газа изменил окраску лакмуса с фиолетовой на розовую. Определите, соль какой кислоты исследовал ученик. Составьте 2 уравнения реакций, которые были проведены учеником при исследовании соли.
Задание №7
При анализе твердого вещества белого цвета было установлено: при нагревании разлагается, в воде не растворяется, но растворяется в соляной кислоте с образованием газа, который вызывает помутнение известковой воды. Предположите состав неизвестного вещества, составьте уравнения возможных реакций.
Задание №8
Неизвестное газообразное вещество растворяется в воде с образованием бесцветного раствора, который окрашивает лакмус в красный цвет. При добавлении к нему раствора нитрата серебра образуется белый творожистый осадок, а при действии цинка выделяется газ, который с кислородом образует «гремучую» смесь. Установите состав неизвестного вещества, составьте уравнения указанных реакций.
Задание №9
При взаимодействии раствора неизвестного вещества с раствором нитрата бария образуется белый осадок, нерастворимый в азотной кислоте. При действии на этот же раствор раствором щелочи образуется белый студенистый осадок, растворимый в избытке щелочи. Предположите состав неизвестного вещества, составьте уравнения возможных реакций.
Задание №10
Неизвестное вещество белого цвета подвергли нагреванию с твердым гидроксидом калия. В результате выделился газ с резким запахом, хорошо растворимый в воде. При действии на раствор исходного вещества раствором хлорида бария образуется белый осадок, нерастворимый в кислотах. Установите состав неизвестного вещества, составьте уравнения указанных реакций.
Задание №11
Неизвестное вещество образует раствор голубого цвета, при взаимодействии которого с раствором нитрата бария образуется белый осадок. При действии на этот же раствор раствором щелочи образуется осадок голубого цвета, который при нагревании становится черным. Установите состав неизвестного вещества, составьте уравнения указанных реакций.
Задание №12
Для анализа учащимся было предложено твердое кристаллическое вещество ярко-голубого цвета. После растворения этого вещества в воде и добавления к полученному раствору щелочи, выпал осадок ярко-голубого цвета, разлагающийся при нагревании с образованием вещества черного цвета. Определите состав неизвестного вещества и запишите два уравнения реакций, которые провели школьники.
Задание №13
На занятиях химического кружка учащиеся провели термическое разложение твердого кристаллического вещества темно-фиолетового цвета. Методом вытеснения воды собрали бесцветный газ, в котором тлеющая лучина разгорелась, а сера сгорела синим пламенем с образованием газообразного вещества с резким запахом. Определите состав неизвестного вещества и запишите два уравнения реакций, которые провели учащиеся.
Задание №14
На занятиях химического кружка учащиеся исследовали твердое кристаллическое вещество белого цвета, которое при нагревании разлагается с образованием двух газов, один из которых вызывает помутнение известковой воды, а другой образует с концентрированной соляной кислотой «белый дым». Определите состав неизвестного вещества, которое относится к классу средних солей, и запишите три уравнения реакций, которые провели учащиеся.
Задание №15
В лаборатории при пропускании постоянного электрического тока через бесцветную жидкость, не имеющую цвета и запаха, были получены два бесцветных газа. Один из них легче воздуха, горюч, его можно обнаружить по сгоранию с характерным звуком - «хлопок». Второй газ - тяжелее воздуха, в его атмосфере фосфор сгорает с образованием густого белого дыма, растворимого в воде с образованием раствора, окрашивающего лакмус в красный цвет. Определите состав исходного вещества и запишите три уравнения реакций.
Задание №16
Если кусочек мела захватить тигельными щипцами и подержать в пламени горелки 1-2 минуты, а затем поместить в стакан с водой, куда добавить несколько капель фенолфталеина, цвет раствора изменится. Как? Почему? Запишите уравнения соответствующих химических реакций.
Если кусочек мела сразу поместить в стакан с водой и фенолфталеином, признаков реакции не наблюдается. Чем это объяснить?
Задание №17
Газированную воду получают, пропуская через воду оксид углерода (IV) под давлением. Какое вещество придает кисловатый вкус газированной воде? Почему из бутылки с газированной водой без пробки выходят пузырьки газа? Какой это газ? Запишите уравнения происходящих реакций.
Реакция является обратимой.
Задание №18
При действии концентрированной серной кислоты на твердый хлорид натрия получили газ, который растворили в воде. Полученный раствор разделили на две части. К первой части добавили гранулу цинка, при этом наблюдалось бурное выделение пузырьков газа, ко второй части раствора добавили раствор нитрата серебра, в результате образовался творожистый осадок белого цвета. Запишите уравнения соответствующих реакций.
Задание №19
На занятия химического кружка учащиеся исследовали кристаллическое вещество белого цвета, которое окрашивает пламя в желтый цвет. В результате добавления к нему соляной кислоты выделился газ с запахом «тухлых яиц», при горении которого в недостатке кислородаобразуется сера. После растворения исследуемого вещества в воде и приливания к нему раствора нитрата свинца(II) образовался осадок черного цвета. Определите состав вещества и запишите 3 уравнения реакций, которые были проведены в результате его распознавания.
Задание №20
Юные химики исследовали кристаллическое вещество белого цвета. После растворения этого вещества в воде один ученик добавил раствор хлорида бария, при этом образовался белый осадок, не растворимый в кислотах. Второй ученик к раствору исследуемого вещества добавил раствор гидроксида натрия – образовался студенистый осадок, который затем растворился в избытке щелочи. О каком веществе может идти речь? Запишите 3 уравнения реакций, которые были проведены учащимися в процессе распознавания состава вещества.
Задание №21
Учащимся для распознавания было предложено кристаллическое вещество голубого цвета. Вещество растворили в воде и опустили в раствор железный гвоздь, на его поверхности выделилось вещество красного цвета, которое не растворилось в растворе серной кислоты, но вступило в реакцию с концентрированной серной кислотой, при этом выделился газ с резким запахом. К раствору исследуемого вещества добавили раствор нитрата бария. Образовался белый осадок, нерастворимый в кислотах. Определите состав исходного вещества и запишите 3 уравнения реакций, которые были проведены учащимися в процессе его распознавания.
Задание №22
При взаимодействии двух веществ образуется газ А с запахом «тухлых яиц», при горении которого в избытке кислорода образуется газ В с раздражающим запахом. В результате взаимодействия А и В выпадает вещество желтого цвета. Назовите вещества А и В. Составьте уравнения трех реакций, о которых идет речь в задаче.
Задание №23
Кристаллическое вещество хорошо растворяется в воде, образуя бесцветный раствор. При добавлении к нему раствора гидроксида натрия образуется осадок зеленого цвета, который на воздухе постепенно буреет. При приливании к раствору исходного вещества раствора нитрата серебра выпадает белый творожистый осадок, который не растворяется в кислотах. Установите состав исходного вещества и составьте уравнения трех реакций, о которых упоминается в условии задачи.
1. Это FeCl2 – хлорид железа (II)
2. FeCl2 + 2NaOH = Fe(OH)2 + 2NaCl
3. 4Fe(OH)2+ O2 + 2H2O= 4Fe(OH)3
4. FeCl2 + 2AgNO3 = 2AgCl + Fe(NO3)2
Задание №24
Имеется твердое вещество белого цвета А жадно поглощающее воду и поэтому использующееся для осушения газов. При растворении его в воде на холоде образуется кислота В, которая очень ядовита. В дальнейшем кислота В превращается в кислоту С, не ядовитую, при приливании к которой раствора нитрата серебра образуется осадок желтого цвета. Определить, что из себя представляет вещество А, и написать уравнения 3-х реакций.
Задание №25
Юные химики обнаружили склянку с тяжелой маслянистой жидкостью, этикетка отсутствовала. При приливании данного вещества в воду выделилось много теплоты. Исходное вещество вступило в реакцию с медью, выделился бесцветный газ с раздражающим запахом. Раствор этого вещества не вступил в реакцию с медью, но прореагировал с цинком с выделением бесцветного газа. При приливании к раствору исходного вещества хлорида бария образовался белый осадок, который нерастворим в кислотах. О каком веществе идет речь? Составьте уравнения 3-х реакций.
Задание №26
На занятиях химического кружка учащиеся исследовали кристаллическое вещество белого цвета. В результате добавления к нему гидроксида натрия и последующего нагревания полученной смеси выделился газ с резким специфическим запахом, при поднесении стеклянной палочки, смоченной в концентрированной соляной кислоте, образовался «белый дым». После растворения исходного вещества в воде и добавления к нему раствора нитрата бария образовался белый молочный осадок, который не растворим ни в каких кислотах. Определите состав исследуемого вещества и запишите его название. Составьте уравнение реакций, которые были проведены учащимися.
Ответ: (NH4)2 SO4 - сульфат аммония
t0
(NH4)2 SO4 + 2NaOH → Na 2 SO4 + 2NH3 ↑ + 2H2O
NH3 + HCl → NH4Cl
(NH4)2SO4 + Ba (NO3)2 → BaSO4 ↓ + 2NH4NO3
Задание №27
При прокаливании белого кристаллического вещества выделяется газ, поддерживающий горение и остается белый порошок, хорошо растворимый в воде, и окрашивающий пламя в фиолетовый цвет. При добавлении к полученному веществу раствора нитрата серебра образуется белый творожистый осадок, который не растворим даже в азотной кислоте. О каком веществе идет речь? Напишите уравнения двух реакций.
Ответ: KClO3 - хлорат калия (бертолетова соль)
2KClO3 → 2KCl +3O2
KCl + AgNO3 →AgCl + KNO3
Задание №28
Смесь двух газов (бесцветного и желто-зеленого) прореагировала на солнечном свету со взрывом, образовался газ с резким удушающим запахом. Раствор этого газа имеет кислую среду. При добавлении к этому раствору нитрата серебра образовался белый осадок нерастворимый ни в каких кислотах.О каких веществах идет речь? Составьте уравнения двух реакций.
Ответ: H2 - водород Cl2 - хлор
H2 + Cl2 → 2HCl
HCl + AgNO3 →AgCl ↓ + HNO3
Задание №29
Твердое вещество белого цвета окрашивает пламя в желтый цвет. При добавлении к его раствору хлорной воды, раствор окрасился в бурый цвет, при добавлении крахмала цвет меняется на синий. Если к водному раствору исходного вещества добавить раствор нитрата серебра, образуется желтый осадок. О каком веществе идет речь? Составьте уравнения двух происходящих реакций.
Ответ: NaI –иодид натрия
2NaI + Cl2 → 2NaCl + I2
NaI + AgNO3 →AgI ↓ + NaNO3
Задание №30
При электролизе бесцветной жидкости образуется два газа, один из которых поддерживает горение. Второй восстанавливает при нагревании медь из оксида меди ( II ). О каком веществе идет речь? Составьте уравнения двух реакций.
Ответ: H2O - вода
эл-з
2H2O → 2H2 + O2
H2 + CuO →Cu + H2O (при нагревании)
Задание №31
Юные химики исследовали кристаллическое вещество белого цвета, которое окрашивает пламя в фиолетовый цвет. После растворения этого вещества в воде один ученик добавил раствор нитрата серебра и получил осадок серовато-желтоватого цвета, нерастворимого в других кислотах. Второй ученик добавил к раствору хлорной воды и получил раствор буровато-коричневого цвета. О каком веществе идет речь? Составьте уравнения двух реакций.
Ответ: KBr – бромид калия
KBr + AgNO3 →AgBr ↓ + KNO3
2KBr + Cl2 → 2KCl + Br2