Ответы в самом низу встроенного документа
УГЛЕРОД И КРЕМНИЙ Углерод и его оксиды 14-1. Составьте формулу: а) карбида бериллия; б) карбида алю¬миния; в) соединения углерода с фтором. Укажите степень окисле¬ния углерода в этих соединениях. 14-2. По рисунку, изображающему кристаллическое строение алмаза, подсчитайте, сколько электронов входит во внешний элект¬ронный слой каждого атома углерода в алмазе. 14-3. В смеси оксида углерода (II) и азота содержится 50% (по объему) оксида углерода (II). Каково будет содержание (в про¬центах) оксида углерода (IV) в газе, полученном после сгорания указанной смеси и поглощения избытка кислорода? Задачу решите устно. 14-4. Почему древесный уголь при высокой температуре горит на воздухе с пламенем, а при более низких температурах — без пламени? 14-5. Как вы ответите на вопрос — почему оксид углерода (II) горит, а оксид углерода (IV) не горит в атмосфере кисло¬рода? 14-6. Почему опасность появления угара при закрывании печей во время топки уменьшается по мере ослабевания накала углей? 14-7. Как разделить смесь из оксида углерода (II) и оксида углерода (IV) так, чтобы каждый из этих газов получить отдельно? Укажите: а) физический способ; б) химический способ. 14-8. Какой газ образуется: а) при сильном прокаливании из¬вестняка; б) при сильном прокаливании смеси известняка с углем? 14-9. Придумайте простой химический опыт, при помощи кото¬рого можно отличить оксид углерода (II) от водорода. 14-10. При нагревании оксида цинка с углем образуется газ, воспламеняющийся при поджигании на воздухе. Напишите уравне¬ние реакции. 14-11. Один из технических способов получения сажи состоит в нагревании оксида углерода (II) под давлением в присутствии ка¬тализаторов. Составьте уравнение реакции, происходящей при этом, зная, что образующийся наряду с сажей газ может поглощаться раствором щелочи. 14-12. Перечислите области нахождения в природе и применение углекислого газа. 14-13. В цилиндр (рис. 11), наполненный раствором щелочи, вводится смесь углекислого газа и азота. Почему наблюдается уменьшение размера пузырьков и что собирается над раствором щелочи? 14-14. Опишите подробно, как, воспользовавшись раствором 102 щелочи, узнать, является ли исследуемый образец газа чистым углекислым газом или же смесью азота с углекислым газом. 14-15. Для получения углекислого газа учащиеся пользовались одинаковыми приборами (рис. 12). Какой из приборов еще будет действовать при открытии крана? Ответ поясните. 14-16. Можно ли генераторный газ применять для восстановле¬ния оксидов металлов? Дайте обоснованный ответ. 14-17. При 20аС в 1 л воды растворяется 3,8∙10-2 моль угле¬кислого газа. Сколько это составляет в граммах на литр? 14-18. Растение в солнечный день поглощает около 5 г угле¬кислого газа на каждый квадратный метр своей листовой поверх¬ности. Рассчитайте, сколько приблизительно граммов углерода накопит за день подсолнечник, листовая поверхность которого 1,8 м2. 14-19. При обжиге 100 г известняка получилось 40 г углекисло¬го газа. Считая, что весь карбонат кальция разложился, найдите содержание (в процентах) его в этом образце известняка. 14-20. Сколько углекислого газа должно выделиться при обжи¬ге 500 кг известняка, содержащего 92% карбоната кальция? 14-21. Какой объем оксида углерода (IV) при нормальных условиях получится в результате сгорании 96 г сажи? 14-22. Человек выдыхает в сутки до 1300 г углекислого газа. Какой объем при нормальных условиях занимает такое количество углекислого газа? 14-23. При сжигании 16 мл смеси оксида углерода (II) и оксида углерода (IV) в избытке кислорода объем уменьшился на 2 мл. Каково объемное содержание (в процентах) оксида углерода в этой смеси? 14-24. Смесь 200 мл оксида углерода (II) и азота сожгли в атмос¬фере кислорода и избыток последнего удалили. Какой объем зани¬мает газ, получившийся при сгорании? Задачу решите устно. 103 14-25. При горении угля в замкнутом объеме воздуха последний постепенно обогащается углекислым газом. Сколько (в процентах) кислорода будет в таком измененном по составу воздухе, когда со¬держание С02 в нем достигнет 2,5% (по объему)? Угольная кислота и ее соли 14-26. Если углекислый газ пропустить через воду, окрашенную лакмусом в фиолетовый цвет, то окраска переходит в красную; при нагревании окраска вновь становится фиолетовой. Дайте объя¬снение этим явлениям. 14-27. Каким весьма простым способом можно отличить соли угольной кислоты от солей азотной, серной и соляной кислот? Дайте подробное объяснение. 14-28. В чем. действие соляной кислоты на карбонат натрия Na2C03 сходно с действием ее на сульфит натрия Na2S03? 14-29. Как можно осуществить превращения, схемы которых приведены ниже? Напишите уравнения соответствующих реакций: 1) СаС12 → СаС03 3) Ва (N03)2 → ВаС03 2) СаС03 → СаС12 4) ВаС03 → Ва (N03)2 14-30. Ученик прилил к растворам соды и сульфата натрия, находящимся в пробирках, избыток раствора хлорида бария. На вопрос учителя о том, в какой пробирке находился раствор сульфата натрия, ученик не мог ответить, так как спутал пробирки. При по¬мощи какого простого опыта можно было бы дать ответ на вопрос учителя? 14-31. Поташ, извлекаемый из древесной золы, содержит зна¬чительную примесь сульфата калия. Как следует поступить, чтобы обнаружить эту примесь в поташе? 14-32. 11,44 г кристаллического карбоната натрия образуют. 4,24 г безводной соли. Вычислите число молекул воды в кристал¬лической соли. 14-33. Из 54 г кристаллической соды Na2C03 10H2O необходимо приготовить 10-процентный раствор Na2C03. Сколько для этого надо воды? 14-34. При анализе мела одного из месторождений было найде¬но СаО 55,60% и С02 43,91%. Содержит ли мел этого месторожде¬ния другие, кроме карбоната кальция, соли угольной кислоты? 14-35. Что выгоднее применять для нейтрализации — соду кристаллическую или соду обезвоженную, если последняя дороже первой приблизительно в 2,2 раза? 14-36. В 1974 г. в нашей стране было выработано 4,5 млн. т кальцинированной соды. Какому количеству чистой кристалличе¬ской соды это соответствует? 14-37. Почему нельзя получить соду непосредственно действи¬ем карбоната кальция на поваренную соль? 104 14-38. Сколько кристаллической соды Na2CO3∙10H2O необхо¬димо для нейтрализации 49 г серной кислоты? 14-39. Сколько граммов карбоната кальция необходимо для того, чтобы, действуя на него кислотой, получить 1,12 л углекисло¬го газа, измеренного при нормальных условиях? Задачу решите устно. 14-40. Какими двумя способами гидрокарбонат натрия мо¬жет быть превращен в карбонат натрия? Напишите уравнения реак¬ций. 14-41. Одну из двух одинаковых порций гидрокарбоната натрия прокалили и затем обе порции раздельно обработали избытком соля¬ной кислоты. Укажите, в каком случае и во сколько раз объем га¬за, образовавшегося при действии кислоты, больше. 14-42. Как освободить карбонат натрия от небольшой примеси гндрокарбоната натрия? 14-43. В одной из трех склянок имеется раствор гидроксида натрия, в другой — гидрокарбоната натрия, в третьей — карбоната натрия. Как распознать содержимое каждой склянки? 14-44. Почему можно растворить в соляной кислоте карбонат бария, но не сульфат бария? О 14-45. При производстве соды аммиачным способом удается ис¬пользовать около 73% поваренной соли, содержащейся в рассоле. Вычислите, сколько гидрокарбоната натрия можно получить из такого количества рассола, в котором содержится 117 т хлорида натрия. 14-46. Какой объем углекислого газа образуется из 42 г гидро¬карбоната натрия при: а) нагревании его, б) действии на него избытка кислоты? 14-47. Какой объем углекислого газа (в пересчете на н. у.) образуется при нагревании 1 моль гпдрокарбоната натрия? 14-48. Вычислите потерю в массе (в процентах), происходящую при прокаливании гидрокарбоната натрия. 14-49. Сколько (в процентах) от первоначальной массы состав¬ляет остаток, получающийся при нагревании гидрокарбоната нат¬рия? 14-50. 146 г смеси карбоната и гидрокарбоната натрия нагре¬вали до тех пор, пока не прекратилось уменьшение массы. В ос¬татке после нагревания 137 г. Сколько (в процентах) карбоната натрия содержалось в смеси? 14-51. Можно ли прокалить без того, чтобы произошло хими¬ческое изменение: а) карбонат натрия; б) карбонат кальция; в) гидрокарбонат натрия? Ответ мотивируйте. , 14-52. Что получится при прокаливании минерала трона со¬става Na2C03∙NaHC03∙2H20? 14-53. Как из карбоната натрия получить гидрокарбонат нат¬рия и из последнего — карбонат? В каком из этих процессов по¬требуется нагревание? 105 Основные виды топлива 14-54. Почему графит и кокс горят без пламени, между тем как горение дров и каменного угля сопровождается пламенем? 14-55. Объясните, почему кокс, получаемый из каменного угля, воспламеняется труднее, чем уголь. 14-56. Если при горении топлива получается черный дым, то говорят, что сжигание производится неправильно. Верно ли это? Почему? 14-57. Обладают ли запахом продукты полного сгорания бен¬зина? (Примерный состав бензина: С — 86%, Н — 14%.) 14-58. Вычислите теоретически потребное количество сухого воздуха для полного сгорания 1 кг бензина (его примерный состав: С — 86%, Н — 14%). Содержание кислорода в воздухе принять равным 23% (по массе). 14-59. Вычислите количество сухого воздуха, теоретически необходимое для полного сгорания 1 кг угля состава: С — 82,2%; Н — 4,6%; S — 1%; О — 4%; N — 1,2%; воды — 1%; золы — 6%. Кислорода в воздухе 23% (по массе). 14-60. Вычислите, сколько теплоты выделяется при сгорании 1 м3 (в пересчете на н. у.) водяного газа следующего состава: СО — 40%; Н2 — 50%, С02 и N2 — по 5% (по объему), зная, что при сгорании 1 моль водорода и оксида углерода (II) выделяется соответственно 245 и 284 кДж. 14-61. Какой объем кислорода будет израсходован при сгорании 1 м3 водяного газа следующего состава (в процентах по объему): Н2 — 49%, СО — 44%, N2 — 4%, С02 — 3%? 14-62. Каково было бы содержание углекислого газа (в про¬центах по объему) в дымовом газе, если бы весь кислород воздуха вступил в реакцию с углем, образуя углекислый газ? Содержание кислорода в воздухе принять равным 20,9% (по объему). Свойства кремния и его соединений 14-63. Во сколько раз (приблизительно) в земной коре атомов кислорода больше, чем атомов кремния? (Процентное содержание соответственно равно 49,5 и 25,7%.) 14-64. Руководствуясь электронной теорией валентности, выве¬дите формулы соединений кремния: а) с магнием; б) с водородом. 14-65. Кремний был впервые получен пропусканием паров фто¬рида кремния над нагретым калием. Напишите уравнение реакции получения кремния этим способом. 14-66. Кремний получается посредством прокаливания смеси из кремнезема и металлического магния. Напишите уравнение ре¬акции и рассчитайте теоретически необходимый состав исходной смеси (в процентах). 14-67. В чем сходен кремний с типичными металлами и чем он отличается от них по физическим и химическим свойствам? 14-68. Оксид кремния (IV) при накаливании с кремнием реаги- 106 рует с ним подобно тому, как оксид углерода (IV) с углем. Соста¬вив уравнение реакции, укажите степень окисления кремния я образующемся летучем соединении. 14-69. Как, исходя из кремнезема и имея в распоряжении все другие необходимые вещества, получить кремниевую кислоту? При¬ведите уравнения соответствующих реакций. 14-70. Составьте уравнения реакций между: а) кремнеземом и содой; б) кремнеземом и оксидом кальция; в) силикатом натрия и соляной кислотой. Укажите, при каких условиях (при обычной температуре или при нагревании, в водном растворе или между твердыми веществами) идет каждая из названных реакций. 14-71. Какими известными вам способами можно из белого пес¬ка получить растворимые в воде химические соединения? Напишите уравнения реакций. 14-72. При нагревании нитрата KN03 с оксидом SiO2 образу¬ется соль кремниевой кислоты и оксид N206, который далее разлага¬ется на N02 и кислород. Напишите уравнение указанной реакции. 14-73. Очень чистый кремний для транзисторов готовится пу¬тем превращения химически чистого кремния в четыреххлористый (или четырехбромистый) кремний и восстановления последнего во¬дородом. Напишите соответствующие уравнения реакций. 14-74. Фторид натрия, применяемый в качестве консервирую¬щего средства для древесины и в борьбе с вредителями сельско¬хозяйственных культур, можно получить нагреванием смеси фто¬рида кальция, соды и песка. Составьте уравнение происходящей при этом реакции. 14-75. Выразите молекулярными и ионными уравнениями реак¬ции: а) между растворами силиката натрия и соляной кислоты; б) между кремниевой кислотой и раствором гидроксида калия. 14-76. Выразите в виде соединений оксидов формулы следую¬щих минералов: анортит CaAl2Si208, серпентин Mg3H4Si209, аль¬бит Na2Al2Si6016, виллемит Zn2Si04 и ортоклаз KAlSi308. 14-77. При нагревании смеси белого песка с коксом в электри¬ческой печи до 3500°С получается соединение, содержащее около 70% кремния и 30% углерода. Напишите уравнение этой реакции, учитывая, что одним из продуктов реакции является оксид угле-рода (II). Силикатная промышленность 14-78. Согласно древнегреческой легенде, первое стекло было получено при следующих обстоятельствах. Купцы, везшие на ко¬рабле груз соды, пристали к песчаному берегу реки и, не найдя камней, чтобы подложить их под котлы для варки пищи, использо¬вали глыбы соды. Какого состава стекло могло быть получено в этих условиях? Напишите уравнение реакции. 14-79. Сколько (по массе) кальцинированной соды необходимо для введения в стекло 1 части Na20? 103 14-80. Один из сортов стекла для выработки столовой посуды имеет следующий состав: Si02 — 75%, СаО — 9%, Na20—16%. Сколько оксидов Na20, Si02 приходится в этом сорте стекла на 1 моль СаО? 14-81. Так называемое нормальное стекло содержит 13% окси¬да натрия, 11,7% оксида кальция и 75,3% оксида кремния. Выра¬зите состав стекла формулой (в виде соединения оксидов). 14-82. Какое минимальное количество соды, известняка и крем¬незема нужно иметь для получения 1 т нормального стекла? (См. 14-81.) 14-83. Требуется сварить стекло состава: SiO2 — 73%, СаО — 10% и Na2O — 17%. Сколько для этого необходимо песка, мела и кальцинированной соды, если считать, что песок состоит из чисто¬го оксида кремния и указанные соли не содержат примесей? Расчет вести на 100 мас. ч. стекла. 14-84. Вычислите, сколько по расчету должно получиться стек¬ла из шихты состава: 100 мае. ч. кварцевого песка, 38 мае. ч. каль¬цинированной соды и 30 мас. ч. мела, если пренебречь потерями и принять, что указанные материалы не содержат примесей. 14-85. Для варки стекла была приготовлена шихта, состоящая из 74 мас. ч. кварцевого песка, 15 мас. ч. поташа и 21 мас. ч. гаше¬ной извести. Принимая, что эти материалы не содержат примесей, определите (в процентах) содержание оксидов в полученном стекле. 14-86. Важнейшими составными частями портландского цемен¬та являются силикаты кальция, имеющие состав: СаО — 73,7%, SiO2—26,3%; СаО —65,1%, Si02 — 34,9%. Сколько молей СаО приходится в каждом из этих соединений на 1 моль Si02? 14-87. В металлургии степень кислотности шлаков измеряется отношением общего количества кислорода, связанного в кислотных оксидах, к количеству кислорода, связанного в основных оксидах. Вычислить кислотность шлака такого состава: 44% оксида кремния, 12% оксида кальция и 34% оксида железа (II). 14-88. Для выработки стекловолокна применяется стекло сле¬дующего состава: кремнезем — 54%, глинозем—14%, оксид бо¬ра — 10%, оксид кальция,— 16%, оксид магния — 4%, оксид натрия — 2%. Используя эти данные, расположите указанные со¬ставные части в порядке уменьшения их мольных долей. 15 МЕТАЛЛЫ Общие свойства металлов 15-1. Какой металл самый тугоплавкий и в связи с этим исполь¬зуется в светотехнике? Где он применяется в быту? 15-2. Какой металл самый легкоплавкий и в связи с этим ис- 108 пользуется в физических приборах? Какой из этих приборов можно встретить в быту? 15-3. Какой металл самый легкий из числа металлов, исполь¬зуемых в качестве конструкционных материалов? 15-4. В каком отношении сходны пары металлов и инертные газы? Ответ поясните, приведя примеры. 15-5. Почему нельзя нити накала электрических лампочек изго¬товлять из меди, а электрические провода, подводящие к ним ток, — из вольфрама? 15-6. Какие металлы можно расплавить при температуре: а) кипящей воды; б) пламени свечи (около 800°С); в) спиртовой лам¬пы (около 1100°С)? Материал для решения задачи найдите в спра¬вочнике. 15-7. Все металлы имеют цвет от белого до серого, за исклю¬чением двух общеизвестных металлов, один из которых имеет крас¬ную, а другой — желтую окраску. Назовите эти два металла. 15-8. Назовите три металла, не окисляющиеся на воздухе да¬же при прокаливании. 15-9. Масса платинового и серебряного тиглей при накалива¬нии на воздухе не изменяется, а железного и медного увеличива¬ется. Чем объясняется разница? 15-10. Назовите те из известных вам металлов, которые: а) вы¬тесняют водород из воды; б) не вытесняют водород из воды. 15-11. Тай называемая философская шерсть алхимиков получа¬ется сжиганием металлического цинка. Что представляет собой эта «шерсть» с химической точки зрения? 15-12. Можно ли по следующей совокупности свойств отличить типичные металлы от неметаллов: электропроводность, теплопро¬водность, ковкость, хрупкость, упругость, светопропускаемость? Дайте подробный ответ и укажите известные вам исключения от обычной характеристики металлов. 15-13. Какие свойства присущи большинству химических эле¬ментов — металлические или неметаллические? Дайте обоснован¬ный ответ. 15-14. Хлорид меди (II) можно получить растворением предвари¬тельно обожженного на воздухе металла в соляной кислоте. Напи¬шите уравнения реакций получения хлорной меди таким способом. Почему необходим предварительный обжиг металла? 15-15. При нагревании раствора хлорида меди (II) с металли¬ческой медью получается хлорид меди, в котором медь одновалент¬на. Что в этой реакции окисляется и что восстанавливается? 15-16. Оксид меди (II) при накаливании переходит в оксид меди (I). Напишите уравнение реакции и укажите, какой элемент при этом превращении отдает электроны и какой их присоединяет. 15-17. При 300°С оксид серебра разлагается. Укажите, что при этом окисляется и что восстанавливается. 15-18. При взаимодействии сульфата железа (III) с медью обра¬зуется сульфат железа (II) и сульфат меди. Составьте ионное урав- 109 нение этой реакции и укажите элемент отдающий и элемент присое¬диняющий электроны. 15-19. Ниже приведены плотности некоторых металлов (в г/см3): алюминий — 2,70; литий — 0,53; калий — 0,86; радий — 5,00; кальций — 1,54; цезий — 1,87. На основании этих данных рассчи¬тайте объем 1 моль каждого из перечисленных металлов. 15-20. Где больше содержится атомов: в 1 мг платины или в 1 мг золота? Задачу решите, не прибегая к вычислениям. 15-21. Известно, что, чем больше валентных электронов при¬ходится на атом металлического твердого вещества, тем выше тем¬пература его кипения. Исходя из этого, расположите в ряд по воз¬растающей температуре кипения: калий, кальций, сурьму, хром. Проверьте ваш ряд по данным справочника. 15-22. Назовите известные вам металлы I, II и III группы перио¬дической системы: а) легко окисляющиеся на воздухе; б) не окис¬ляющиеся на воздухе. Электрохимический ряд напряжений 15-23. Аристотель считал золото самым «благородным» из ме¬таллов, а остальные известные в его время металлы располагал по степени «благородства» в ряд: серебро, медь, олово, железо. Что представляет собой аристотелевский ряд металлов с современ-ной точки зрения? 15-24. Руководствуясь данными, расположите перечисленные 6 элементов в электрохимический ряд напряжений: а) медь вы¬тесняет ртуть из растворов солей ртути; б) железо не вытесняет цинк; в) железо растворяется в кислотах с выделением водорода; г) медь не вытесняет водород из кислот; д) серебро не вступает в химическую реакцию с растворами солей ртути. 15-25. Алхимики считали одним из доказательств возможности превращения одного металла в другой следующее наблюдение рудоко¬пов, добывающих медные руды: их железные кирки обмеднялись с поверхности при соприкосновении с рудничными водами. Каково правильное объяснение этого явления? 15-26. Если в раствор нитрата серебра ввести каплю ртути, из нее вырастают блестящие металлические кристаллы. Объясните это явление, запишите полное и сокращенное ионное уравнение. 15-27. Медные предметы после погружения в раствор хлорида ртути (И) становятся как бы «серебряными». Объясните это явление, запишите ионное уравнение. 15-28. Между какими из попарно взятых веществ, формулы ко¬торых даны (электролит берется в виде водного раствора), произой¬дет химическая реакция: а) Си и НС1; б) Си и Hg (N03)2; в) Zn и Pb (N03)2? Изобразите уравнение реакций в ионной форме. 15-29. Учтя положение меди в электрохимическом ряду напря¬жений, придумайте 3—4 способа получения сульфата меди. Напиши¬те уравнения реакций. 110 15-30. Между какими из попарно взятых веществ, формулы ко¬торых даны (электролит берется в виде водного раствора), произой¬дет химическая реакция: а) Си и Ag2S04; б) Fe и ZnCl2; в) Ag и АиС13? 15-31. Между какими из попарно взятых веществ, формулы ко¬торых приведены ниже (электролит берется в виде водного раство¬ра), произойдет химическая реакция: a) Cd и H2S04; б) Со и NiS04; в) Си и FeS04? Напишите уравнения реакций в ионной форме. 15-32. Между какими из следующих попарно взятых веществ, формулы которых приведены ниже (электролит берется в виде вод¬ного раствора), произойдет химическая реакция: а) А1 и Hg (N03).2; б) Zn и MgCl2; в) Fe и CuCl2? Напишите уравнения реакций в ион¬ной форме. 15-33. Между какими из следующих попарно взятых веществ, формулы которых даны ниже (электролит берется в виде водного раствора), произойдет химическая реакция: a) Ag и H2F2; б) Mg и Pb (N03)2; в) Zn и НВг? Изобразите уравнения реакций в ионной форме. 15-34. Между какими из следующих попарно взятых веществ (электролит берется в виде водного раствора) произойдет химиче¬ская реакция: а) серебро и сульфат меди; б) цинк и нитрат серебра; в) Магний и соляная кислота? Напишите уравнения реакций в ион¬ной форме. 15-35. При пропускании водорода через раствор соли меди из¬менений не наблюдается, но если в раствор опустить пластинку платины, она покрывается красным налетом, а раствор обесцвечи¬вается. Объясните это явление, связав его с электрохимическим ря¬дом напряжений, и напишите уравнения реакций. Платина при этом не изменяется. Какую же она играет роль? 15-36. Назовите металлы, не вытесняющие водород из кислот. 15-37. При погружении в раствор нитрата серебра одного ме¬талла, относящегося к I группе периодической системы элементов, раствор окрашивается в голубой цвет. О каком металле идет речь? Изобразите уравнение реакции в ионной форме. 15-38. Один металл аналитически можно открыть следующим образом: каплю раствора его соли помещают на чистую медную плас¬тинку. На пластинке появляется при этом серебристо-белое пятно, бесследно исчезающее при нагревании. Металл относится ко II груп¬пе периодической системы элементов. О каком металле идет речь? Изобразите уравнение реакции в ионной форме. 15-39. В середине XIX в. для получения хлорида цинка, хло¬рида железа (II), хлорида серебра, хлорида золота соответствую¬щий металл «растворяли» либо в соляной кислоте, либо в «царской водке» (смеси соляной и азотной кислот). Для получения каких из перечисленных солей применялась соляная кислота, а для каких — «царская водка»? 111 15-40. Сообразуясь с положением металлов в электрохимиче¬ском ряду напряжений, укажите, что будет наблюдаться при до¬бавлении цинка к раствору, содержащему сульфат алюминия и сульфат меди. Приведите уравнение реакции в ионной форме. 15-41. Можно ли сохранять раствор медного купороса: а) в оцинкованных; б) в луженых (покрытых слоем олова) ведрах? Почему? 15-42. Бордосская жидкость (средство борьбы с возбудителями болезней сельскохозяйственных культур), получаемая добавлением раствора медного купороса к известковому молоку, не должна со¬держать непрореагировавший медный купорос. Как проще всего это проверить? 15-43. Почему при приготовлении бордосской жидкости (см. предыдущую задачу) не следует пользоваться железной мешалкой? 15-44. Один из способов очистки ртути от примеси металлов (например, цинка и олова) заключается в том, что ее взбалтывают с раствором сульфата ртути HgS04, На чем основан этот способ очистки? Дайте обоснованный ответ. 15-45. Цинк, поступающий в продажу, содержит (наряду с другими примесями) медь и свинец. Чтобы получить из него чистый сульфат цинка, не содержащий примеси солей этих металлов, его обрабатывают недостаточным количеством кислоты, чтобы не весь цинк перешел в раствор. Объясните, почему приходится прибегать к такому способу. 15-46. Имеется раствор железного купороса с примесью мед¬ного купороса. Каким простым способом можно получить из него раствор железного купороса без примеси медного купороса? 15-47. В раствор, содержащий по 0,01 моль следующих солей: сульфат серебра, сульфат цинка, сульфат ртути (II), сульфат алю¬миния, сульфат меди (II) и сульфат железа (II), вводится одинако¬выми порциями (по 0,01 моль) металлическое железо. После каждой добавки железа раствор тщательно встряхивается. Какой металл и в каком количестве (в молях) выделится из раствора после первой добавки железа, после второй добавки и т. д.? Напишите уравнения происходящих реакций в ионной форме. 15-48. В раствор, содержащий по 0,1 моль нитрата серебра, нитрата цинка, нитрата ртути (II), нитрата алюминия, нитрата ме¬ди (II) и нитрата железа (II), вводится одинаковыми порциями (по 0,1 моль) металлическое железо. После каждой добавки желе¬за раствор тщательно встряхивают. Какой металл или какие ме¬таллы и в каком количестве (в молях) выделятся из раствора после первой добавки железа, после второй и т. д.? Напишите уравнения происходящих реакций в ионной форме. 15-49. Найдите в электрохимическом ряду напряжений металл по следующим признакам: а) он не вытесняет водород из растворов кислот; б) он вытесняет ртуть из растворов ее солей. 15-50. Что будет наблюдаться при частичном разрушении цин¬кового покрытия железа, предназначенного для защиты последне- 112 го от коррозии? Ответ пояс¬ните и приведите уравнение реакции. 15-51. На рисунке 13 изо¬бражена схема гальваничес¬кого элемента. В нем не происходит изменений, пока проволочки А и Б разъеди¬нены. Но если концы прово¬лочек соединить, наблюдают¬ся следующие явления: а) на поверхности серебряной плас¬тинки выделяется металли¬ческая медь (хотя серебряная пластинка не изменяет¬ся); б) цинковая пластинка «растворяется»; в) в прово¬лочке появляется электри¬ческий ток, т. е. движение электронов (в каком направ¬лении?); г) в трубочке с рас¬твором хлорида натрия ио¬ны хлора перемещаются (в каком направлении?). Изоб¬разите электронно-ионными уравнениями происходящие химические реакции. Что изме¬нится, если в левом сосуде се¬ребряную пластинку .заменить золотой? медной? угольной? 15-52. На рисунке 14 изображена схема гальвани¬ческого элемента. В нем не происходит изменений, пока проволочки А и Б разъеди¬нены. Но если концы прово¬лочек соединить, наблюдают¬ся следующие явления: а) на поверхности золотой пластин¬ки выделяется металлическое серебро; б) раствор в левом сосуде начинает окрашивать¬ся в голубой цвет; в) по проволочкам перемещаются электроны (в каком направ¬лении?). Изобразите проис-ходящие реакции электрон¬но-ионными уравнениями. 15-53. На рисунке 15 изображена схема гальванического эле¬мента. В нем не происходит изменений, пока проволочки А и Б разъ¬единены. Но если концы проволочек соединить, наблюдаются сле¬дующие явления: а) на поверхности медной пластинки пузырьками выделяется свободный водород; б) по проволочкам перемещаются электроны (в каком направлении?); в) железо в левом сосуде раст¬воряется — его атомы превращаются в ионы. Изобразите происходя¬щие реакции электронно-ионными уравнениями. Электролиз 15-54. Что правильно: а) в реакциях окисления-восстановления образуются свободные электроны или б) в реакциях окисления-вос¬становления электроны переходят от металла к металлу? 15-55. Какой ток используют для электролиза расплава пова¬ренной соли — постоянный или переменный? Что будет происходить в том и другом случае? 15-56. При электролизе водного раствора на катоде выдели¬лось 11,2 л (в пересчете на н. у.) водорода. Сколько молей электро¬нов вступило при этом в реакцию? 15-57. На рисунке 16 изображен листок фильтровальной бумаги, пропитанный раствором электролита. Большие кружки — концы цилиндрических электродов. Малыми кружками отмечено положе¬ние отдельных катионов и анионов в растворе. Перерисуйте чертеж и укажите стрелкой направление движения каждого иона при вклю¬чении тока. 15-58. Что образуется в растворе у катода при электролизе расплава соли кальция? 15-59. На фильтровальную бумагу, смоченную раствором суль¬фата натрия, положили кристаллик хлорида меди (II) и по обе сто¬роны его поместили электроды. При включении тока от кристаллика потянулся окрашенный язычок. Какого цвета? В каком направле¬нии — к катоду или аноду? 15-60. Какие вторичные процессы происходят на катоде и аноде при электролизе водного раствора хлорида натрия? 15-61. Какие процессы будут происходить на катоде и аноде при* электролизе водного раствора со¬ли КА1 (S04)2? Напишите элект¬ронно-ионные уравнения реакций. 15-62. В каких случаях при электролизе на катоде выделяется водород? Приведите примеры с уравнениями реакций. 15-63. В каких случаях при электролизе на аноде выделяется кислород? Приведите примеры с уравнениями реакций. 15-64. Проводится электролиз водного раствора гидроксида натрия. Будет ли меняться по мере прохождения электрического тока: а) количество гидроксида натрия; б) концентрация раство¬ра? Почему? 15-65. При рафинировании меди электролизом черновую медь помещают в раствор сульфата меди, подкисленный серной кислотой, и подвергают электролизу. Чем при этом должна служить черновая медь — анодом или катодом? 15-66. При электролизе расплавленного гидрида лития водород выделяется на аноде. Исходя из этого, укажите как поляризована молекула LiH. 15-67. С каким полюсом батареи — положительным или отрица¬тельным — должен быть соединен металлический предмет при его никелировании? 15-68. Химический способ распознавания полюсов постоянного тока заключается в том, что концы проводов прикладываются к фиолетовой лакмусовой бумажке, смоченной раствором соли. Какие именно соли можно при этом взять? Как будет изменяться цвет бумажки? Напишите электронно-ионные уравнения. Щелочные металлы 15-69. Даны одинаковые по форме и величине кусочки лития и железа. Как отличить друг от друга Литий и железо, исполь¬зуя лишь их различия в физических свойствах? 15-70. При производстве одной марки искусственного каучука применяется проволока из вещества, обладающего высокой электри¬ческой проводимостью и горящего в кислороде желтым пламенем с образованием белого дыма. Что это за вещество? Дайте обоснован-ный ответ. 15-71. Как, располагая кусочком чистого натрия, обнаружить присутствие в керосине воды? 15-72. В пробирку налили воду и керосин, затем туда бросили кусочек лития. Опишите, какие явления будут наблюдаться. 15-73. Вещество А вступает с водой в реакцию замещения, об¬разуя вещество В. К раствору вещества В прибавили соляной кис¬лоты, после чего раствор выпарили. В выпарительной чашке ока¬залась чистая поваренная соль. Назовите вещества А и В. Приве¬дите уравнения упоминаемых здесь реакций. 15-74. Вещество А, соединяясь с водой, образует вещество В, а вещество В взаимодействует с серной и соляной кислотами с об¬разованием воды и солей, окрашивающих пламя в желтый цвет. На¬зовите вещества А и В. Приведите уравнения упоминаемых здесь реакций. 15-75. Какой объем водорода (в пересчете на н. у.) выделится при растворении в воде 1 моль щелочного металла? 15-76. Какое количество лития вступило в реакцию с водой, если при этом выделился 1 л водорода (в пересчете на н. у.)? 115 15-77. Растворимость карбоната лития при раз¬личных температурах составляет: при 0°С— 1,5%, при 50°С— 1%, при 100°С— 0,7%. Какие измене¬ния должны происходить в случае нагревания насы¬щенного при 0°С раствора этой соли и такая ли кар¬тина будет наблюдаться при нагревании насыщен¬ных растворов большинства других солей? 15-78. Имеется несколько банок с карбонатами и сульфатами лития, натрия и калия. Укажите прос¬той способ, которым можно определить: а) какие из них содержат карбонаты; б) в какой из банок кар¬бонат лития (см. 15-77)? 15-79. Используя данные таблицы растворимос¬ти, предложите способ получения карбоната лития из других его солей. 15-80. Можно ли приготовить: а) раствор натрия в воде; б) раствор натрия в керосине? Ответ поясните. 15-81. Куски гидроксида натрия при хранении на воздухе по¬степенно расплываются, но с течением времени как бы «высыхают», превращаясь в белый порошок. Объясните эти явления, приведите уравнения реакций. 15-82. Определите степень окисления азота и серы в соедине¬ниях, формулы которых Na2S и K3N. 15-83. Калий~ при слабом нагревании энергично реагирует с серой, а в расплавленном состоянии сгорает в атмосфере хлора. Напишите уравнения этих реакций. 15-84. Для определения атомной массы одного из щелочных ме¬таллов воспользовались прибором, изображенным на рисунке 17. Масса прибора вместе с налитой в него водой и трубкой — 200 г. Отвесили кусочек щелочного металла в 1,4 г, опустили в воду. Прибор закрыли пробкой с трубкой, содержащей оксид лития (I). Когда реакция между металлом и водой в приборе закончилась, масса прибора была 201,2 г. а) Рассчитайте атомную массу металла и назовите его. б) Какое назначение имеет оксид лития, помещен¬ный в запирающую прибор трубку? в) Больше или меньше истин¬ного получится атомная масса металла, если не применять трубку с оксидом лития (I)? 15-85. Назовите в качестве примеров две реакции, при которых атомы натрия превращаются в ионы натрия. 15-86. Пользуясь лишь таблицей атомных масс и не прибегая к расчетам, укажите, в какой из солей содержание (в процентах) калия наибольшее: KBr, KC1, KI, KN03, КС103. 15-87. Какой объем водорода (в пересчете на н. у.) выделится при растворении в воде 28 г лития? 15-88. 0,300 т кристаллогидрата хлорида лития прокаливали в кварцевой посуде с избытком серной кислоты до постоянной мас¬сы. В чашке осталось 0,253 г вещества. Каково содержание (в про¬центах) хлорида лития в этом образце? 116 15-89. Один из лабораторных способов получения чистого водо¬рода состоит в действии воды на сплав натрия со свинцом, в ко¬тором первого из этих металлов 30%. Какой объем водорода (в пе¬ресчете на н. у.) можно получить используя 100 г такого сплава? 15-90. При растворении какого количества натрия в воде выде¬лится такой же объем водорода, как при растворении 14 г лития? 15-91. Какой объем водорода получится при действии на воду сплава, содержащего 4,6 г натрия и 3,9 г калия? 15-92. 3,58 г смеси гидроксида натрия и гидроксида калия при взаимодействии с соляной кислотой дали 5,04 г хлоридов. Ка¬ков был состав смеси? 15-93. Напишите формулы оксидов и гидроксидов элементов, строение атомов которых схематически представлено на рисунке 18. Назовите эти элементы. Укажите, какой из гидроксидов должен быть наиболее сильным основанием. 15-94. Сохраняются ли ионы натрия: а) при взаимодействии гидроксида натрия с соляной кислотой; б) при взаимодействии гидроксида натрия с раствором хлорида меди (II); в) при прока¬ливании гидрокарбоната натрия; г) при электролизе расплавлен¬ного гидроксида натрия? Напишите уравнения соответствующих реакций. 15-95. Какие из солей натрия и калия содержат наибольшее количество (в процентах) этих металлов? 15-96. Какой из известных вам хлоридов металлов имеет наи¬меньшую молекулярную массу? 15-97. Какова процентная концентрация раствора гидроксида натрия, полученного растворением 2,3 г натрия в 100 г воды? 15-98. Сколько карбоната калия должно вступить в реакцию, чтобы при действии на него известкового «молока» получилось 28 кг гидроксида калия? 15-99. Сколько гидроксида калия можно получить путем добав¬ления гашеной извести к 100 кг поташа, если принять, что 5% КОН теряется при очистке продуктов? 15-100. Какое количество поташа может заменить при нейтрали¬зации 5,3 г безводной соды? 15-101. Гидроксид калия обычно содержит в виде примеси кар¬бонат калия. Как убедиться в наличии этой примеси? 15-102. Через раствор, содержащий 60 г гидроксида натрия, пропустили углекислый газ, полученный при действии избытка со¬ляной кислоты на 200 г карбоната кальция. Какая соль натрия и в каком количестве при этом образовалась? 15-103. Выведите формулу кристаллогидрата нитрата лития, зная, что его молекулярная масса — 123. 15-104. Какие из смесей: а) оксида и гидроксида металла; б) металла и оксида металла — дают при растворении в воде рас¬твор только одного вещества? Кальций и его соединения 15-105. С атомом какого инертного газа и с ионом какого гало¬гена сходна по электронному строению частица, возникшая в резуль¬тате удаления из атома кальция валентных электронов? • 15-106. Приведите уравнения четырех различных реакций, при которых атомы кальция превращаются в ионы кальция. 15-107. Почему строители называют негашеную известь кипелкой, а гашеную — пушонкой? 15-108. Почему негашеную известь следует хранить в закупорен¬ной таре? 15-109. Почему воспрещено тушить воспламенившийся металли¬ческий кальций водой? 15-110. Приведите уравнения реакций, при которых происхо¬дит: а) окисление кальция; б) восстановление кальция. В каких реакциях степень окисления кальция не меняется? 15-111. Напишите названия и приведите формулы известных вам соединений кальция; укажите, какие из них: а) растворимы и ка¬кие нерастворимы в воде; б) реагируют с водой; в) образуют газ при действии кислоты. 15-112. Хлорат кальция, применяемый для уничтожения сорня¬ков, является солью той же кислоты, которая образует бертоле¬тову соль. Составьте формулу хлората кальция и уравнение его электролитической диссоциации. 15-113. Кислород, применяемый в аппаратах искусственного дыхания, часто содержит углекислый газ, возбуждающий дыхатель¬ный центр. Можно ли получить из такого кислорода чистый и су¬хой кислород путем пропускания газа через трубку, содержащую: а) негашеную известь; б) гашеную известь? Ответы обоснуйте уравнениями соответствующих реакций. 15-114. Можно ли для освобождения углекислого газа от влаги использовать трубку, наполненную кусками негашеной извести? Почему? 15-115. Можно ли полностью освободить азот, содержащий не¬большую примесь хлороводорода и водяных паров, от этих примесей посредством пропускания его через трубку, содержащую: а) не¬гашеную известь; б) гашеную известь? Ответы обоснуйте уравне¬ниями соответствующих реакций. 118 15-116. Чтобы отделить кислород от углекислого газа и влаги, необходимо составить прибор из склянки с раствором гидроксида калия, трубки с обезвоженным медным купоросом и склянки с из¬вестковой водой. Изобразите схемой порядок присоединения друг к другу частей прибора. Какая часть предназначается для провер¬ки полноты поглощения углекислого газа? 15-117. Какое химическое превращение происходит с гашеной известью в новых кирпичных зданиях? Почему, пока не закончится этот процесс, стенки здания остаются сырыми? В подтверждение своего ответа приведите уравнение соответствующей реакции. 15-118. Для ускорения ввода в эксплуатацию вновь отстроен¬ных кирпичных зданий строители предлагали ставить в комнаты жа¬ровни с горящим углем. Для чего? 15-119. На чем основано применение нагретого кальция для очистки аргона от примеси кислорода и азота? 15-120. Перечислите области применения гидроксида кальция. © 15-121. Можно ли приготовить раствор в воде: а) оксида каль¬ция; б) гидроксида кальция; в) карбида кальция; г) карбоната кальция; д) хлорида кальция; е) гидрокарбоната кальция? Отве¬ты мотивируйте. 15-122. В нашем распоряжении известняк и вода. Как получить, не расходуя никаких других материалов, кроме двух названных, 5 новых сложных веществ, относящихся к 5 разным классам хими¬ческих соединений (каким?)? Составьте уравнение каждой реакции и укажите условия ее осуществления. 15-123. Как отличить прозрачную известковую воду от разбав¬ленного раствора едкого натра, располагая лишь стеклянной труб¬кой? 15-124. Соединение кальция, образующееся при разложении кар¬бида кальция водой, вновь используется для производства карби¬да. Какие последовательные превращения необходимо для этого осуществить? 15-125. Приведите примеры реакций, при которых происходят процессы, выраженные схемой: 1) Са2+ + СОз → СаС03; 2) СаС03 + ? → Са2+ + ? 15-126. Могут ли находиться одновременно в растворе в зна¬чительной концентрации ионы: a) Mg2+ и С1‾; б) Са2+ и С1‾; в) Са2+ и С02-; г) Са2+ и НС03~; д) Са2+ и POJ-; е) Са2+ и Н2РО~. 15-127. Как превратить карбонат кальция путем присоедине¬ния двух весьма распространенных веществ в соединение, способ¬ное диссоциировать на ионы? 15-128. Какие два имеющиеся в природе (где?) вещества обус¬ловливают появление у природных вод временной жесткости? 15-129. Как, не прибегая к химическим реактивам, обнаружить присутствие в воде растворенного гидрокарбоната кальция? 119 15-130. Негашеная известь содержит часто в виде примеси из¬вестняк и песок. Как обнаружить в ней ту и другую примесь? 15-131. В каких условиях обжига разложение известняка будет происходить с большей полнотой: в печах, позволяющих отводить газ, или в герметически закрытых печах? Почему? 15-132. Какие из перечисленных ниже веществ могут быть при¬менены для уничтожения временной жесткости воды, вызванной при¬сутствием в ней гидрокарбоната кальция: а) поваренная соль; б) гидроксид натрия; в) сода; г) соляная кислота? Дайте обосно¬ванный ответ, приведя уравнения соответствующих реакций. 15-133. Какие из перечисленных ниже веществ могут быть при¬менены для снижения жесткости воды, вызванной присутствием в ней гипса: а) карбонат калия; б) поваренная соль; в) гидроксид натрия? Дайте обоснованный ответ, приведя уравнения соответ-ствующих реакций. 15-134. Известно, что в питьевой воде относительно большое количество ионов Са2+. Укажите, какая, по вашему мнению, соль, содержащаяся в воде, может являться источником этого иона? Дайте обоснованный ответ. 15-135. Смесь карбоната кальция и сульфата натрия обработа¬ли соляной кислотой, выпарили досуха и добавили воды. Какие те¬перь вещества находятся в осадке и в растворе? 15-136. Ученику предложены четыре образца твердых веществ: сода, мел, сульфат натрия и гипс. Можно ли распознать эти веще¬ства, имея воду и азотную кислоту? Дайте обоснованный ответ. 15-137. При очень высокой температуре сульфат кальция частич¬но разлагается с образованием оксида кальция, кислорода и еще одного газа. Составьте уравнение этой реакции и укажите, можно ли ее рассматривать как окислительно-восстановительную. 15-138. Почему при изготовлении комбинированных ядохими¬катов нельзя вводить в один и тот же состав гашеную известь и соду? Ответ обоснуйте. 15-139. Каким простым способом можно отличить жженый гипс от кристаллического гипса? Дайте обоснованный ответ. 15-140. Как отличить гашеную известь от тонко размолотого известняка? Ответ мотивируйте. 15-141. Через известковую воду в течение продолжительного времени пропускали углекислый газ. Полученной прозрачной жид¬кости дали испариться. ЧтЬ представляет собой выпавший осадок? 15-142. Как превратить гипс в карбонат кальция? Ответ под¬твердите уравнениями реакций. 15-143. Укажите, где и как используются продукты обжига из¬вестняка. 15-144. При гашении образца чистой жженой извести добавление воды было прекращено, когда масса этого образца увеличилась на 30%. Вся ли известь была погашена? Ответ подтвердите расчетом. 15-145. Для получения известкового теста берут около 2,5 л воды на каждый килограмм негашеной извести. Во сколько раз это 120 превышает то количество воды, которое соответствует уравнению реакции? 15-146. Количество воды, необходимое для гашения извести до образования пушонки, составляет приблизительно 70% от массы извести. Во сколько раз это превышает такое количество воды, которое отвечает уравнению реакции? 15-147. Анализ образца арзакенского (Армянская ССР) серого мрамора дал 55,64% СаО, 42,64% С02. Весь ли оксид кальция свя¬зан в этом образце в виде углекислой соли? 15-148. Известняк содержал 94,4% СаС03, 1,6% MgC03 и око¬ло 4% других соединений, не являющихся карбонатами, Каково «содержание» (в процентах) С02 в этом известняке? 15-149. Сколько (в процентах) должен потерять в массе при прокаливании известняк, имеющий следующий состав: СаС03 — 96,24%, MgC08 — 1,14%, А1,0„ — 0,63%, Fe203— 0,19%, Si02 — 1,72%? 15-150. 8 г доломита CaC03∙MgC03 дали при действии избытка кислоты 3,8 г углекислого газа. Каково содержание (в процентах) кальция в этом образце доломита? 15-151. Сколько граммов 10-процентного раствора соляной ки¬слоты пойдет на растворение 3,68 г доломита CaC03∙MgC03? 15-152. Сколько потеряют 46 г доломита CaC03∙MgC03 при прокаливании до полного удаления углекислого газа? 15-153. Степенью обжига известняка называется отношение (выраженное в процентах) количества разложившегося карбоната кальция к количеству карбоната кальция, содержащегося в изве¬стняке до обжига. Вычислите степень обжига известняка для слу¬чая, когда в выгруженной из печи жженой извести на 88 мае. ч. оксида кальция (II) приходится 9 мае. ч. карбоната кальция. 15-154. Раствор хлорида кальция применяется в медицине в ка¬честве кровоостанавливающего средства. Вычислите, сколько каль¬ция в виде ионов поступает в организм при приеме внутрь столовой ложки (15 мл) раствора, содержащего в 100 мл 5 г СаС12∙6Н20. 15-155. К 10 мл раствора соли кальция добавили избыток раство¬ра соды. Образовавшийся осадок отфильтровали и прокалили до постоянной массы. В остатке — 0,28 г. Сколько кальция в виде ионов содержалось в литре взятого раствора? 15-156. Для предуборочного обезлиствения хлопчатника при его механической уборке применяется цианамид кальция. Найдите про¬стейшую формулу этого соединения, зная, что в нем Са — 50%, С— 15% и N — 35%. 15-157. Белгородский мел содержит карбонат кальция и кар¬бонат магния в пересчете на СаО и MgO соответственно 54,0 и 0,5%. Какое количество примесей содержит (в процентах) белго¬родский мел? 15-158. Как отличить оксид кальция от гидроксида кальция? 15-159. При производстве гидроксида натрия и хлора электро¬лизом поваренной соли соляной рассол перед поступлением его в 121 электролизер должен быть очищен от примеси солей кальция и маг¬ния. Это производится путем обработки рассола такими реактива¬ми, которые дают с солями кальция и магния нерастворимые осадки. В результате такой очистки раствор содержит только соль натрия. С помощью каких солей могут быть удалены указанные при¬меси? 15-160. Концентрацию гидроксида кальция в известковом мо¬локе можно определять по плотности. Если плотность его при 20 С равна 1,119, то известковое молоко содержит 18,9 % гидроксида каль¬ция. Вычислите по этим данным «содержание» оксида кальция СаО в 100 г и в 1 л известкового молока. 15-161. Попробуйте объяснить, почему при взаимодействии кальция с холодной водой реакция, вначале протекающая быстро, затем замедляется. 15-162. Как изменяются молярные объемы в кристаллическом состоянии элементов одной группы периодической системы? Для ответа рассмотрите в качестве примера металлы Be, Mg, Ca, Sr, Ba. Их плотности равны соответственно 1,82; 1,74; 1,55; 2,6; 3,5. Алюминий 15-163. С атомом какого инертного газа и с ионом какого га-логена сходна по электронному строению частица, возникающая в результате удаления из атома алюминия валентных электронов? 15-164. По каким внешним признакам вы отличаете изделия из алюминия от изделий из других металлов, с которыми вам при¬ходится встречаться? 15-165. Составьте электронные формулы соединении, образуе¬мых алюминием с азотом и с серой. 15-166. В СССР изобретен следующий способ производства алю¬миниевой проволоки: расплавленный алюминий выпускается через круглое отверстие, струя затвердевает, не разбиваясь на капли. Почему?