1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ 2016–2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 6 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом: ‒ внимательно прочитайте задание; ‒ если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким), его содержание впишите в отведённое поле, запись ведите чётко и разборчиво. За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, но не выше указанной максимальной оценки. Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы. Максимальное количество баллов – 70. Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри. Желаем успеха! Всероссийская олимпиада школьников по истории. 2016‒2017 уч. г. Школьный этап. 6 класс. 2 Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий 1. Рассмотрите схему и выполните задание. Верны ли следующие утверждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме («да» ‒ «нет»)? Ответы внесите в таблицу. 1.1. Цифрой «8» в легенде схемы обозначена территория Египетского царства к 1500 г. до н. э. 1.2. Цифрой «9» в легенде схемы обозначены оазисы. 1.3. Район пирамид обозначен на схеме цифрой «4». 1.4. Цифрой «1» на схеме обозначена дельта реки Нил. 1.5. Цифрой «5» на схеме обозначена столица Нижнего Египта. 1.6. Основной район добычи золота располагался в районе, обозначенном на схеме цифрой «3». 1.7. Цифрой «2» на схеме обозначено Средиземное море. 1.8. На схеме обозначен и подписан город, в который фараоном Тутанхамоном была перенесена столица Египетского царства. Ответ: 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. 1.8. нет да нет да нет нет нет да По 1 баллу за каждый верный ответ. Всего за задание 8 баллов. Всероссийская олимпиада школьников по истории. 2016‒2017 уч. г. Школьный этап. 6 класс. 3 2. Установите последовательность создания памятников, представленных на иллюстрациях. Запишите буквы, которыми обозначены иллюстрации, в правильной последовательности в таблицу. А) Б) В) Г) Д) Ответ: Г В Б А Д 6 баллов за полностью верную хронологию. 1 балл за хронологию с одной ошибкой. За две и более ошибки – 0 баллов. Всего за задание 6 баллов. Всероссийская олимпиада школьников по истории. 2016‒2017 уч. г. Школьный этап. 6 класс. 4 3. Установите соответствие между историческими деятелями и соот- ветствующими характеристиками их деятельности: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬ А) древнегреческий поэт, автор трагедии «Прометей прикованный» Б) стратег, руководивший действиями афинского войска в Марафонской битве В) греческий скульптор, создатель статуи «Дискобол» (метатель диска) Г) стратег, руководивший действиями афинского войска в Саламинском морском сражении Д) троюродный брат Александра Маке- донского, талантливый эпирский полко- водец, один из сильнейших противников Рима Е) афинский драматург, создатель комедии «Птицы» 1) Эсхил 2) Мильтиад 3) Пирр 4) Фемистокл 5) Мирон 6) Аристофан Ответ: А Б В Г Д Е 1 2 5 4 3 6 По 2 балла за каждое верное соотнесение. Всего за задание 12 баллов. 4. Прочтите текст (каждое предложение пронумеровано), в котором нарушена последовательность предложений. (1) В 594 г. до н. э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона. (2) Приступив к управлению Афинами, Солон установил новые законы. (3) На городской площади появились деревянные доски в рост человека, на которых были записаны принятые законы. (4) Но сделав многое для того, чтобы лишить знать преимуществ по управлению государством, Солон навлёк на себя недовольство слишком многих и был вынужден покинуть родину. (5) Земледельцы, познакомившись с первыми же нововведениями, записанными в законах, ликовали – теперь ни одного свободного афинянина рабом за долги не сделают. (6) В VII ‒ начале VI в. до н. э. большинство простого народа в Аттике находилось в порабощении у знатных людей. (7) После длительной смуты афиняне, стремившиеся не допустить войны между гражданами одного полиса, уговорили остальных начать переговоры. (8) Всевластие знати, неравенство между бедными и богатыми привело к восстанию демоса. Всероссийская олимпиада школьников по истории. 2016‒2017 уч. г. Школьный этап. 6 класс. 5 Напишите правильную последовательность предложений, указав их порядковые номера. Ответ: 68712354. 14 баллов за полностью верную последовательность. 7 баллов за после- довательность с одной ошибкой. За две и более ошибки – 0 баллов. Всего за задание 14 баллов. 5. Расположите отрывки из произведений литературы в хронологической последовательности описываемых в них событий. 1 «Была основана новая столица на востоке империи. Старый город Византий частично разрушили, укрепили и обнесли неприступной стеной. Этот город получил название в честь самого императора. Будучи язычником, он даровал христианам право свободно собираться и испо- ведовать их веру. Перед смертью император принял крещение». 2 «И тут уж друг на друга корабли пошли. Сначала удавалось персам сдерживать Напор. Когда же в узком месте множество Судов скопилось, никому никто помочь Не мог, и клювы направляли медные Свои в своих же, вёсла и гребцов круша. А греки кораблями, как задумали, Нас окружили… Найти спасенье в бегстве беспорядочном Весь уцелевший варварский пытался флот. Но греки персов, словно рыбаки тунцов, Кто чем попало, досками, обломками Судов и вёсел били. Крики ужаса И вопли оглашали даль солёную, Покуда око ночи не сокрыло нас». 3 «Обвал за обвалом, и снова обвал, В заснеженных Альпах идёт Ганнибал, Под самой вершиной могучих хребтов, Сыны Карфагена и гнёзда орлов. Слоны и верблюды, рабы чередой, В строю сорок тысяч тропой боевой, И белого марева утренний дым, Плывёт по равнинам седых Апеннин. Над пунами Канн ореол золотой, В веках не померкнет ярчайшей звездой, К ним слава взошла с недоступных вершин, А войско ползёт неуклонно на Рим...». Всероссийская олимпиада школьников по истории. 2016‒2017 уч. г. Школьный этап. 6 класс. 6 4 «Жители Милета подняли восстание против гнёта персов, которое охватило все греческие города в Малой Азии и было поддержано афинянами. Подавив восстание, персидский царь решил отомстить смелым грекам, покорить всю Грецию. Его послы, отправленные в греческие полисы, требовали «земли и воды», что на иносказательном языке древних дипломатов означало полное подчинение. Испугавшись, многие полисы покорились персам; отказались это сделать только два крупнейших из них ‒ Афины и Спарта. Спартанцы даже бросили персидских послов в колодец, приговаривая: «Если хотите, можете сами взять там землю и воду!» 5 «Гизерих взял в плен Евдоксию с её дочерьми от Валентиниана, Евдокией и Плацидией и, нагрузив на корабли огромное количество золота и иных царских сокровищ, отплыл в Карфаген, забрав из дворца и медь, и всё остальное. Он ограбил и храм Юпитера Капитолийского и снял с него половину крыши. Эта крыша была сделана из лучшей меди и покрыта густым слоем золота, представляя величественное и изумительное зрелище. Из кораблей, что были у Гизериха, один, который вёз статуи, говорят, погиб, со всеми же остальными вандалы вошли благополучно в гавань Карфагена». Ответ: 42315. 10 баллов за полностью верную хронологию. 5 баллов за хронологию с одной ошибкой. За две и более ошибки – 0 баллов. Всего за задание 10 баллов. Всероссийская олимпиада школьников по истории. 2016‒2017 уч. г. Школьный этап. 6 класс. 7 6. Рассмотрите контурную карту и выполните задания. 6.1. Обозначьте (подпишите названия в соответствующих местах) на кон- турной карте город, легендарное основание которого Ромулом относят к 753 г. до н. э., и реку, в воды которой по легенде была выброшена корзина с младенцами Ромулом и Рэмом по приказу царя Амулия. Ответ: город Рим и река Тибр. По 1 баллу за каждый элемент. Всего 2 балла. 6.2. Обозначьте на контурной карте город (отметьте соответствующий кружок и напишите название), в котором началось восстание гладиаторов под предводительством Спартака. Обозначьте на карте гору (напишите название в соответствующем месте), где находился первый лагерь восставших. Ответ: город Капуя и гора Везувий. По 2 балла за каждый верный элемент ответа. Всего 4 балла. Всероссийская олимпиада школьников по истории. 2016‒2017 уч. г. Школьный этап. 6 класс. 8 6.3. Прочтите отрывок из энциклопедической статьи. «В 49 году до н. э., вопреки запрету римского сената, Юлий Цезарь со своими легионами перешёл рубеж, служивший границей между Умбрией и Ближней Галлией, воскликнув: "Жребий брошен!" Это послужило началом войны между сенатом и Юлием Цезарем, в результате которой он овладел Римом». Обозначьте на схеме крестиком место, где произошло событие, о котором идёт речь. Ответ: район реки Рубикон. (2 балла) 6.4. Напишите названия трёх любых морей, являющихся составными частями крупного моря, которые изображены на данной схеме. Ответ: могут быть подписаны моря: Тирренское, Адриатическое, Ионическое, Лигурийское. По 2 балла за каждый верный элемент ответа. Всего 6 баллов. 6.5. Установите соответствие между названиями племён, населявших древнюю Италию, и цифрами, которыми обозначены места их расселения на карте. Ответ: Название племён Цифровые обозначения мест расселения латины 2 этруски 1 лигуры 4 По 2 балла за каждый верный элемент ответа. Всего 6 баллов. Всего за задание 20 баллов. Максимум за работу 70 баллов.