Вариант 1
Часть А.
А1. Общество, в котором преобладают товарно-денежные отношения:
Аграрное; 2. Феодальное; 3. Традиционное; 4. Капиталистическое. А2. В результате промышленного переворота:
Возрастает роль буржуазии; 2. Разрываются экономические связи; В лидеры выходят страны Восточной и Юго-Восточной Европы; Увеличивается доля крестьянства в общей численности населения. А3. Итогом модернизации является:
Переход к традиционному обществу; 2. Выравнивание уровня развития стран; 3. Обновление некоторых сторон жизни общества; 4. Создание огромных колониальных империй. А4. Развитию авиации вXIXв. способствовало создание:
Фонографа; 2. Конвертера; 3. Дирижабля; 4. Паровой машины. А5. Для монополистического капитализма характерно:
Слияние промышленного и банковского капитала; 2. Рост влияния мелкого и среднего бизнеса; 3. Прекращение экономических кризисов; 4. Развитие свободного рынка. А6. Какой художественный стиль характеризует высказывание:
Всякая социальная проблема, возникающая из противоречий между человеческими чувствами и окружающей обстановкой, дает материал для драмы…
Романтизм; 2. Классицизм; 3. Импрессионизм; 4. Реализм. А7. Требования стабильности, отказ от реформ характерны для:
Либерализма; 2. Консерватизма; 3. Анархизм; 4. Марксизм. А8. Дж. Стефенсон, К. Бенц, Ф Цеппелин являлись:
Художниками; 2. Изобретателями; 3. Писателями; 4. Политиками. А9. Новая черта в развитии капиталистического производства второй половиныXIXв.:
Появление фабрик; 2. Создание монополий; 3. Возрождение ремесленных цехов; 4. Появление электронных систем управления. А10. В каком году произошло событие, о котором идет речь в отрывке воспоминаний:
Я не могу равнодушно пройти миом гравюры, представляющей встречу Веллингтона с Блюхером в минуту победы под Ватерлоо…Европа еще спала в это время и не знала, что судьбы ее переменились.
В 1805 г.; 2. В 1812 г.; 3. В 1815 г.; 4. В 1821 г. А11. Общая причина поражения революций 1848-1849 гг.:
Иностранная интервенция; 2. Пассивность рабочего класса; 3. Межнациональные разногласия; 4. Разобщенность политических сил.
А12. Даты 1861 г., 1866 г., 1867 г. В истории Германии, Италии, Австро-Венгрии связаны с:
Крупнейшими научными открытиями; 2. Национально-освободительным движением; 3. Изменениями в государственном устройстве; 4. Социальными выступлениями пролетариата и крестьянства. А13. Государственное правление какой страны в началеXXв. представлено на схеме: Император
Парламент Общие Парламент
Правительство министерства Правительство
Италия; 2. Германия; 3. Англия; 4. Австо-Венгрия. А14. В серединеXIXв. Англия провозгласила свободу торговли главным принципом своей экономической политики, так как:
Активно поощряла пиратство; 2. Не имела собственного торгового флота; 3. Отказалась выполнять условия континентальной блокады; 4. Обладала промышленным и торговым превосходством над другими странами.
А15. «Законченный парламентский режим» в Англии характеризуется:
Многопартийностью; 2. Абсолютной властью монарха; 3. Частой сменой кабинета министров; 4. Ответственностью кабинета министров пред парламентом. А16. Приведенный перечень: Адольф Тьер, 72 дня, национальная гвардия, - относится к событиям:
Революция 1848 г. в Германии; 2. Революции 1848 г. во Франции; 3. Парижской коммуны во Франции; 4. Чартистского движения в Англии.
А17. Результат Гражданской войны в США:
Развитие фермерского хозяйства; 2. Сохранение рабства в южных штатах; 3. Полное уничтожение расовой дискриминации; 4. Ликвидация крупной земельной собственности на юге.
А18. Общимв политике премьер-министром Англии Дизраэли, Гладстона и канцлера Бисмарка было:
Проведение социальных реформ; 2. Проведение массовых репрессий; 3. Отказ от политики колониальных захватов; 4. Отказ от государственного вмешательства в экономику. А19. Национально-освободительная борьба в Латинской Америке привела к:
Появлению независимых государств; 2. Ликвидации феодальных пережитков; 3. Созданию единого государства на континенте; 4. Ликвидации традиционных черт в жизни общества.
А20. Английская колонизация Индии привела к:
Обнищанию населения; 2. Развитию предпринимательства; 3. Развитию внутренней и внешней торговли; 4. Полной ликвидации остатков традиционализма. А21. Эра «просвещенного правления», коренным образом преобразовавшая Японию, получила название:
«период сёгуната»; 2. «Новый курс» Цыси; 3. «революция Мэйдзи»; «политика самоусиления». А22. В Антанту входили:
Англия, Россия, Франция; 2. Япония, Германия, Италия. Германия, Франция, Россия; 4. Германия, Италия, Австро-Венгри. Часть В.
В1. Расположите в хронологической последовательности революции во Франции. а) Июльская революция; б) Февральская революция; в) Сентябрьская революция; г) Великая французская революция. В2. Расположите в правильной последовательности причины, вызывающие экономические кризисы. а) спад производства; б) рост производства товаров; в) стремление к увеличению прибыли; г) нарушение пропорционального развития экономики. В3. Какие социальные слои населения формируются в эпоху индустриализации? (Укажите два верных ответа из пяти предложенных). а) пролетариат; б) крестьянство; в) колонизаторы; г) средний класс.
В4. Какие черты присущи традиционным обществам Востока? (Укажите два верных ответа из пяти предложенных).
Верховенство закона; 2) всевластие государства; 3) высокая миграция населения; 4) господство частной собственности; 5) разделение общества на замкнутые группы. В5. Установите соответствие между понятием и определением.
а) чартизм; б) каудильизм; в) аболиционизм.
1) движение за отмену рабства; 2) движение за избирательную реформу;
3) антивоенное движение; 4) диктаторская власть, устанавливаемая небольшой группой господствующих слоев населения.
В6. Установите последовательность между деятелями науки и областью знаний.
а) В. Рентген; б) Р. Кох; в) Ч. Дарвин.
Физика; 2) медицина; 3) биология; 4) матматика. Часть С.
Король с девяти часов следил за математически точным, неумолимым продвижением своих армий. Войска все шли и шли по намеченным путям, завершая окружение, шаг за шагом смыкая вокруг Седана стену из людей и пушек.
О какой войне идет речь в отрывке из документа? Напишите дату этой войны.
Вариант 2
А.1 Зависимость человека от природы, преимущественное развитие земледелия и скотоводства характерны для общества:
Традиционного; 2. Индустриального; 3. Капиталистического; 4.Модернизированного. А2. В результате промышленного переворота:
Возникают мануфактуры; 2. Замедляются темпы развития общества; 3. Создается система мировых хозяйственных связей; 4. Главной отраслью экономики становится сельское хозяйство. А3. Результатом модернизации политической сферы является:
Укрепление сословного строя; 2. Запрещение политических партий; 3. Объединение трех ветвей власти в одних руках; 4. Утверждение принципов правового государства и гражданского общества. А4. Развитию металлургии вXIXв. способствовало создание:
Паровой машины; 2. Лампы накаливания; 3. Станка Ж. Жаккара; 4. Мартеновской печи. А5. Появление монополий на рубежеXIX-XXвв. было вызвано:
Увеличением государственного вмешательства в экономику; 2. Большими затратами при внедрении новых технологий; 3. Стремление сохранить высокий уровень конкуренции; 4. Сокращением природных ресурсов. А6. Какой художественный стиль характеризует высказывание:
Трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса, причем все должно быть в перспективе, т.е. каждая сторона предмета, всякого плана должна быть направлена к центральной точке.
Романтизм; 2. Классицизм; 3. Реализм; 4. Постимпрессионизм. А7. Требования свободы слова, совести, частного предпринимательства характерны для:
Анархизма; 2. Либерализма; 3. Марксизма; 4. Консерватизма. А8. Г. Форд, Т. Эдисон, Г. Маркони являлись:
Появление мануфактуры; 2. Развитие свободной конкуренции; 3. Начало промышленного переворота; 4. Расширение государственного вмешательства в экономику. А10. Кто является автором слов?
Моя истинная слава не в том, что я выиграл сорок сражений: Ватерлоо изгладит память о всех этих победах. Но что не может быть забыть, что будет жить вечно – это мой Гражданский кодекс.
Кавур; 2. Наполеон; 3. Бисмарк; 4. Меттерних. А11. Общаяпричина революций1848-1849 гг.в Европе:
Иностранный гнет; 2. Межнациональные разногласия; 3. Политическая раздробленность страны; 4. Ухудшение экономического положения населения. А12. Даты 1852 г., 1871 г. в истории Германии, Франции связаны с:
Социальными выступлениями пролетариата и крестьянства; 2. Проведением политических и социальных реформ; 3. Изменениями в государственном устройстве; 4. Национально-освободительным движением. А13. Государственное устройство, какой страны, сложившееся к началу XX в., представлено на схеме: Кайзер
Парламент Правительство
Италия; 2. Германии; 3. Англии; 4. Австро-Венгрии. А14. В серединеXIXв. в Англии сосредоточилось более 60% мировой добычи каменного угля, так как:
Англия лидировала по уровню экономического развития; 2. Англия обладала самыми большими запасами полезных ископаемых; 3. Континентальная Европа переживала экономический кризис; 4. Остальные страны мира перешли на другие источники энергии. А15. Политическую систему в Англии называли «системой качелей», так как:
У правительства отсутствовал четкий политический курс; 2. У власти чередовались две политические партии; 3. Политика реформ чередовалась с политикой контрреформ; 4. Обстановка в стране отличалась нестабильностью.
А16. Приведенный перечень: хартия, У. Ловетт, петиция, - относится к событиям:
Парижской коммуны; 2. Революция 1848 г. в Германии; 3. Революции 1848 г. во Франции; 4. Чартистского движения в Англии. А17. Результат Гражданской войны в США:
Ликвидация рабства на юге; 2. Развитие плантационного хозяйства; 3. Установление экономического господства юга; 4. Предоставление индейцам и рабам избирательных прав. А18. Общимв политике канцлера Бисмарка и императора Австро-Венгрии Франца Иосифа было: Проведение социальных реформ; 2. Проведение массовых репрессий; 3. Отказ от политики колониальных захватов; 4. Отказ от государственного вмешательства в экономику. А19. Национально-освободительное движение в Латинской Америке привело к:
Ускорение процесса модернизации; 2. Передача земли крестьянам и индейцам; 3. Складыванию правовых государств на континенте; 4. Возникновению на материке «просвещенных монархий».
А20. Причина обострения международной напряжённости в концеXIX– началеXXвв.:
Снижение уровня жизни населения Европы; 2. Великая французская буржуазная революция; 3. Установление авторитарных режимов в странах Запада; 4. Стремление империалистических стран к переделу мира. А21. Попытка реформирования китайского общества, в основе которого лежал принцип уравнительного распределения материальных благ, получила название:
«просвещенное правление»; 2. «политика самоусиления»; 3. «Новый курс» Цыси; 4. «движение тайпинов». А.22. в Тройственный союз входили: Англия, Россия, Франция; 2. Япония, Германия, Италия; 3. Германия, Франция, Россия; 4. Германия, Италия, Австро-Венгрия. Часть В.
В1. Расположите в хронологической последовательности периоды французской истории:
а) Реставрация; б) Вторая империя; в) Третья республика; г) «100 дней» Наполеона.
В2. Расположите в правильной последовательности причины роста городов в Новое время:
а) Миграция сельского населения; б) Рост продуктивности сельского хозяйства; в) Рост числа свободных рабочих рук в деревне; г) Внедрение передовых методов ведения сельского хозяйства.
В3. Какие названия соответствуют разным формам монополистических объединений? (Укажите два верных ответа из пяти предложенных).
1) Артель; 2) Гомстед; 3) синдикат; 4) Картель; 5) Гормуль.
В4. Какие черты присущи модернизированному обществу? (Укажите два верных ответа из пяти предложенных).
Отсутствие миграции населения; 2) господство рыночного хозяйства; 3) предоставление личности прав и свобод; 4) зависимость личности от социальной группы; 5) полный контроль государства над жизнью общества. В5. Установите соответствие между понятием и определением. а) милитаризм; б) авторитаризм; в) радикализм.
1) использование должностными лицами своего положения с целью обогащения;
2) политический режим, основанный на беспрекословном подчинении власти; 3) взгляды и действия, направленные на коренное изменение существующего порядка с помощью решительных методов; 4) увеличение военной мощи государства, подчинение всех сторон жизни военным целям.
В6. Установите соответствие между деятелем культуры и областью творчества.
а) Дж. Верди; б) О. Ренуар; в) Э. Золя.
1) литература; 2) музыка; 3) архитектура; 4) живопись.
Часть С.
Когда «корсиканское чудовище» оказалось, наконец, в надёжном заточении, был немедленно созван…большой конгресс крупных и мелких деспотов, для того чтобы разделить награбленное добро…Народы покупались и продавались, разделялись и соединялись, исходя только из, того что больше отвечало интересам и намерениям их правителей.
Как называется международный конгресс, о котором идет речь в отрывке из документа? В каком году он проходил?