5. Какие события относятся к 1946 г.? Укажите два верных события из пяти предложенных. Обведите цифры, • соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов. 1) смерть И.В. Сталина 2) денежная реформа 3) процесс по «делу врачей» 4) начало четвёртой пятилетки 5) преобразование СНК в Совет министров Ответ:_______________________ . 6. Какие черты характеризуют политическое развитие СССР в первые послевоенные годы? Укажите два верных ответа из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов. 1) усилении идеологического контроля 2) усиление культа личности И.В. Сталина 3) смягчение национальной политики 4) уменьшение количества госслужащих 5) уменьшение роли партии в хозяйственной жизни страны Ответ:'_______________________ . Часть 3 (С ) jsS * 7. Установите соответствие между понятиями и определениями. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами. ПОНЯТИЯ А) депортация Б) репатриация В) репарация ОПРЕДЕЛЕНИЯ 1) отказ одной из сторон выполнять договор 2) возвращение на родину военнопленных, беженцев, эмигрантов, перемещённых лиц 3) возмещение побеждённым государством ущерба государству-победителю 4) изгнание, ссылка 8. Прочтите отрывок из документа и напишите название противоборства, о котором идёт речь. «Очень скоро начал проявляться необычный характер этой странной войны. Военные средства, в структуре которых уже к началу 50-х годов доминирующее положение заняло ядерное оружие, выступали в качестве постоянной, но только гипотетической угрозы, в то время как интенсивность использования очень жёстких невоенных (идеологических, политических, экономических и технологических) средств непрерывно нарастала... Благодаря усилиям американцев, такие средства всё чаще и чаще начинали применяться... для оказания силового давления... на Советский Союз». Ответ:_______________________ война. Часть 3 (С ) Прочтите отрывок из воспоминаний и выполните задания Cl, С2. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории. 110 Часть 3 (С ) ♦Ощущение незащищённости особенно усили- 1 лось после Хиросимы и Нагасаки... Для решения I поставленной задачи по всей стране был создан це- | лый архипелаг институтов... Здесь собрали тысячи | уцелевших после войны и репрессий высококвали- . фицированных учёных, конструкторов, инжене- . ров, организаторов производства... Атмосфера была очень благоприятная для работы. Это была обета- ' новка сотрудничества и полного доверия экспери- I ментаторов и теоретиков, крупных учёных и моло- I дых специалистов. Все были воодушевлены сверхзада- | чей — восстановить мировое равновесие, обеспечить > безопасность страны... , Восторг по поводу первого успешного испытания был огромный. Все обнимались друг с другом, даже 1 с Берией... I Самым болезненным и неприемлемым для мно- I гих и многих учёных было отрицание теории отно- | сительности и квантовой механики, генетики и ки- i бернетики, борьба с космополитизмом. В этом отно- . шении на “объекте” воздух был чистым. Это... объяснялось... тем, что среди нас были... учёные аб- 1 солютно бескомпромиссной порядочности ». I С1.0 каком событии идёт речь? В каком году оно I произошло? Кто был научным руководителем этого ”| проекта? I С2. Приведите не менее двух положений, кото- , рые характеризуют развитие науки в послевоенное время. СЗ. К какому периоду отечественной истории относится понятие ♦апогей сталинизма»? Объясните этот термин. С4. Приведите не менее трёх фактов, подтверждающих эту оценку историков. Раздел 6. СССР в 1953 г. — середине 60-х гг. XX в. Тема 27. Изменения политической системы Часть 1 (А ) 1. Период руководства Н.С. Хрущёва 1) 1948— 1956 гг. 3) 1956—1966 гг. 2) 1953— 1964 гг. 4) 1961—1968 гг. 2. Противником Н.С. Хрущёва в борьбе за власть во второй половине 1950-х гг. был 1) Г.М. Маленков 3) Л.Д. Троцкий 2) Н.И. Бухарин 4) Л.П. Берия 3. Назначение Н.С. Хрущёва в 1958 г. на пост председателя Совета министров означало 1) ослабление роли партии в жизни страны 2) претворение на практике принципа разделения властей 3) начало процесса реабилитации жертв сталинских репрессий 4) сосредоточение партийной и государственной власти в одних руках 4. Выступление Н.С. Хрущёва на XX съезде партии с докладом «О преодолении культа личности и его последствий» объяснялось стремлением руководства страны 1) уничтожить всевластие КПСС 2) ликвидировать тоталитарный режим в СССР 3) преодолеть крайности сталинского правления 4) показать бесперспективность строительства коммунизма в СССР 112 Тема 27 5. Решения XX съезда КПСС привели к 1) новой волне репрессий 2) появлению многопартийности 3) возрождению культа личности вождя 4) началу процесса десталинизации общества 6. Прочтите отрывок из документа и укажите год его опубликования. «Товарищи! Чтобы не повторить ошибок прошлого, Центральный Комитет решительно выступает против культа личности. Мы считаем, что Сталина чрезмерно возвеличили... Необходимо... по- большевистски осудить и искоренить как чуждый духу марксизма-ленинизма и несовместимый с принципами партийного руководства и нормами партийной жизни культ личности, вести беспощадную борьбу против всех и всяческих попыток возродить его в той или иной форме». 1) 1945 г. 2) 1956 г. 3) 1953 г. 4) 1964 г. 7. Волюнтаризмом называют политику, которая 1) опирается на террор и насилие 2) приводит к модернизации страны 3) провозглашает мирное сосуществование государств 4) игнорирует объективные условия и научно обоснованные рекомендации 8. К мероприятиям Н.С. Хрущёва в политической сфере относится 1) принятие новой Конституции 2) сокращение прав союзных республик 3) ликвидация монополии КПСС на власть 4) частичная реабилитация жертв репрессий 9. Восстановление в правах репрессированных граждан называется 1) ротация 3) реабилитация 2) депортация 4) демократизация 10. Ликвидация ГУЛАГа, обновление Основ уголовного законодательства, упразднение понятия «враг народа» во второй половине 1950-х — начале 1960-х гг. означало 1) отмену «сталинской» Конституции 2) ликвидацию преступности в стране 3) превращение СССР в правовое государство 4) частичную демократизацию политического режима в СССР [ГП 2 ~ 3“ ari l . Причина отставки Н.С. Хрущёва 1) угроза потери власти партаппаратом 2) поражение Хрущёва на выборах 3) ухудшение состояния здоровья Хрущёва 4) массовые выступления рабочих и интеллигенции Тема 28. Экономика СССР в 1953-1964 гг. Часть 1 (А ) 1. К мероприятиям Н.С. Хрущёва в экономической сфере относится 1) разрешение приватизации земли 2) ликвидация отраслевых министерств 3) отказ от административных методов управления 4) перенесение центра тяжести на развитие лёгкой промышленности £ 5 * г 2" 3" 4 2. О каком событии идёт речь в отрывке из документа? «Люди к нам в Адамовский район (Оренбургская обл.) прибывали в марте — апреле 1954 г. <...> В апреле — мае во главе директоров... совхозов и секретарей партийных организаций на санях, платформах и полевых вагончиках, гусеничных тракторах доставлялись и высаживались, если можно так сказать, “десантом” в абсолютно голое ковыльное поле, где не 114 Тема 28 было никакого населения. Они сразу же включались в пахоту... строительство центральных усадеб». 1) освоение целины 2) коллективизация 3) эвакуация предприятий на восток страны 4) восстановление национальной автономии репрессированных народов 3. Преобразование в области сельского хозяйства, проведённое в период Н.С. Хрущёва 1) реорганизация МТС 2) отмена всех плановых показателей 3) замена продразвёрстки продналогом 4) предоставление полной независимости колхозам 4. К экстенсивному пути развития сельскохозяйственного производства относится 1) увеличение урожайности 2) введение новых технологий 3) расширение посевных площадей 4) повышение производительности труда 5. К интенсивному пути развития производства относится 1) расширение посевных площадей 2) строительство новых предприятий 3) увеличение числа рабочих на предприятии 4) использование достижений научно-технического прогресса 6. С экономическими реформами Н.С. Хрущёва связано понятие 1) «хутор» 3) «семилетка» 2) «комбед» 4) «стахановец» 7. В послевоенное время совнархозом назывался 1) орган защиты прав трудящихся 2) сельскохозяйственный кооператив 3) высший орган государственной власти 4) территориальный орган управления экономикой 8. Создание совнархозов в конце 1950-х гг. привело к 1) сокращению армии управленцев 2) усилению централизации управления промышленностью 3) нарушению хозяйственных связей между предприятиями 4) ускорению внедрения в производство достижений научно-технического прогресса 9. Причина неудачи экономических реформ в сельском хозяйстве в первой половине 1960-х гг. 1) роспуск колхозов 2) сложные погодные условия 3) саботаж противников реформ 4) решение хозяйственных задач административно-политическими методами 10. Итог развития советской экономики к середине 1960-х гг. 1) переход к информационной стадии развития общества 2) разрушение командно-административной системы 3) повсеместная замена ручного труда машинным 4) начало массовых закупок хлеба за границей 1 11. Решению в СССР жилищной проблемы в 1960-х гг. способствовало 1) массовое перемещение населения в восточные районы страны 2) увеличение количества коммунальных квартир 3) строительство панельных домов 4) снижение рождаемости 116 Тема 29 Тема 29. || «Оттепель» в духовной жизни Часть 1 (А ) 1. Перемены в духовной жизни советского общества второй половины 1950-х — первой половины 1960-х гг. получили название 1) «разрядка» 2) «оттепель» 3) «перестройка» 4) «культурная революция» 2. В результате «оттепели» в сфере культуры 1) была полностью отменена цензура печати 2) исчез партийный контроль над духовной сферой 3) официальным направлением в живописи стал авангардизм 4) был дан глубокий импульс для развития оте- чественногообразования, науки и искусства 3. Прочтите отрывок из письма и укажите его автора. «...Мне стало известно о том, что правительство “не чинило бы никаких препятствий моему выезду из СССР” . Для меня это невозможно. Я связан с Россией рождением, жизнью, работой. Я не мыслю своей судьбы отдельно и вне её... Осознав это, я поставил в известность Шведскую Академию о своём добровольном отказе от Нобелевской премии». 1) М. Шолохов 3) И. Оренбург 2) А. Фадеев 4) Б. Пастернак 4. «Оттепель» в литературе проявилась в 1) введении свободы слова 2) реабилитации многих деятелей литературы 3) разрешении свободы творческой деятельности 4) прекращении международных связей с зарубежной общественностью 5. Прочтите отрывок из документа и укажите, оценка творчеству какого автора в нём дана. «Лаконичная и отточенная проза больших художественных обобщений <...> Повесть “Один день Ивана Денисовича” написана рукой зрелого, своеобычного мастера. В нашу литературу пришёл сильный талант». 1) А. Хачатуряна 2) Г. Маленкова 3) Ю. Бондарева 4) А. Солженицына 6. Главный приз Каннского кинофестиваля «Золотую пальмовую ветвь» в 1958 г. получил фильм 1) «Сорок первый» 2) «Летят журавли» 3) «Броненосец Потёмкин» 4) «Стенька Разин и княжна» 7. О каком явлении в развитии советской культуры свидетельствует отрывок из документа? «...Несмотря на отдельные неточности и ошибки, имеющие частный характер, постановления ЦК КПСС по идеологическим вопросам сохраняют всё своё принципиальное значение, отражают позицию партии, направляющей наше искусство по пути жизненной правды и народности. Критика упадочного декадентского искусства, формалистического трюкачества, серости и примитивизма необходима и плодотворна для развития современного советского искусства...» 1) о процессе десталинизации 2) об отказе от принципов соцреализма 3) о построении в СССР развитого социалистического общества 4) о сохранении жёсткого партийно-государственного контроля в области культуры 118 Тема 30 8, Переход к обязательной восьмилетней политехнической школе во второй половине 1950-х гг. был вызван 1) началом индустриализации 2) завершением промышленного переворота 3) началом кампании по борьбе с безграмотностью 4) построением основ индустриального общества в СССР [ТТЛ 2 ~ 3"“ 9. Впервые во времена Н.С. Хрущёва появилось словосочетание 1) атомная бомба 2) атомный ледокол 3) космическая станция 4) персональный компьютер £$V [ТТЛ 2"— 3“ Т ~ Тема 30. Политика мирного сосущ ествования: успехи и противоречия Часть 1 (А ) 1. Прочтите отрывок из документа и укажите понятие, которое иллюстрирует текст документа. «Мы уверены, что в наше время война не является неизбежной. Можно и должно освободить человека от страха перед её ужасами. Самый лучший и надёжный способ сделать войну невозможной — это... решит проблему разоружения... Мы считаем, что различия в мировоззрениях не должны портить отношения между странами. Между всеми странами должны быть налажены тесные экономические и культурные связи. Это поможет народам и государственным деятелям глубже знать и лучше понимать друг друга». 1) « разрядка» 3) « перестройка» 2) «экспансия» 4) «культурная революция» 119 Политика мирного сосуществования... 2. К событиям в области международных отношений в период правления Н.С. Хрущёва относится 1) создание СЭВ 2) ухудшение отношений с Китаем 3) Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки. 4) заключение советско-германского пакта о ненападении 3. Направление внешней политики СССР во второй половине 1950-х — начале 1960-х гг. 1) прекращение оказания помощи развивающимся странам 2) отказ от силовых методов в международных отношениях 3) установление контактов с лидерами ведущих держав 4) усиление гонки вооружений 4. Причина Карибского кризиса 1) вторжение американских войск на Кубу 2) размещение советских ядерных ракет на Кубе 3) захват советского корабля карибскими пиратами 4) претензии Кубы на лидерство в социалистическом содружестве 5. В каком году произошли события, о которых идёт речь в документе? «Вчера поздно вечером подпольные реакционные организации предприняли попытку вызвать в Будапеште контрреволюционный мятеж против народной власти... Правительство ВНР обратилось к правительству СССР с просьбой о помощи. В соответствии с этой просьбой советские воинские части, находящиеся в Венгрии согласно Варшавскому договору, оказали помощь войскам Венгерской республики в восстановлении порядка в Будапеште». 1) 1945 г. 2) 1953 г. 3) 1956 г. 4) 1962 г. 120 Часть 2(B) 6. На XX съезде КПСС впервые прозвучал тезис о 1 -esv 1) превосходстве советского строя 2) неизбежности войны на современном этапе 3) необходимости объединения военных сил НАТО и ОВД 4) многообразии форм перехода различных стран к социализму 7. Пересмотр советским руководством внешнеполитической линии во второй половине 1950-х гг. объяснялся 1) осознанием опасности для человечества применения ядерного оружия 2) провозглашением в США «доктрины сдерживания социализма» 3) ослаблением позиций СССР на международной арене 4) вторжением советских войск в Афганистан 8. Ввод советских войск в Венгрию, строительство Берлинской стены 1) подтолкнули начало «холодной войны» 2) предотвратили начало ядерной войны 3) подорвали авторитет СССР в глазах Восточной Европы 4) способствовали развитию культурных и экономических связей со странами Западной Европы Часть 2 (В) 1. Расположите в хронологическом порядке события в развитии отечественного образования. Напишите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов. A) открытие первого университета Б) введение обязательного семилетнего обучения B) издание Декрета об отделении церкви от школы Г) создание обязательной восьмилетней политехнической школы Ответ:_______________________ . 121 ЩЩкR to ПНСАроМ ft |*Чсо|юм Часть 2(B) 2. Какие мероприятия в социальной сфере были проведены в период руководства страной Н.С. Хрущёва? Укажите два верных ответа из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов. 1) снижение пенсионного возраста 2) широкомасштабное жилищное строительство 3) лишение колхозников свободы передвижения 4) введение обязательного медицинского страхования 5) введение платы за обучение в высших учебных заведениях Ответ:_______________________ . 3. Какие важнейшие научные достижения были достигнуты в период руководства Н.С. Хрущёва. Укажите два верных достижения из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов. 1) создание самого мощного в мире синхрофазотрона 2) запуск первого искусственного спутника Земли 3) открытие первой бактериологической станции 4) полёт космического корабля на Марс 5) первое испытание атомной бомбы Ответ:_______________________ . 4. Какие события относятся к периоду «оттепели »>? Укажите два верных события из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.
1) отказ от курса на «построение коммунизма» 2) освобождение политзаключённых из лагерей 3) разоблачение культа личности И.В. Сталина 4) депортация народов Кавказа 5) критика личности В.И. Ленина Ответ:_______________________ . Часть 2(B) 5. Укажите два события внешней политики 1 СССР 1960-х гг. Обведите цифры, соответствующие I верным ответам, и запишите их в указанном месте | без дополнительных символов. , 1) Карибский кризис . 2) вступление СССР в Лигу Наций 3) первый визит руководителя СССР в США I 4) создание Организации Варшавского договора | 5) разрыв дипломатических отношений с Юго- i славней Ответ:_______________________ . 1 6. Установите соответствие между датами и событиями. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами. ДАТЫ СОБЫТИЯ A) 1953 г. 1) открытие X X съезда партии Б) 1956 г. 2) смерть И.В. Сталина B) 1964 г. 3) запуск первого в мире искусственного спутника 4) избрание Л.И. Брежнева первым секретарём ЦК КПСС £SV Ы1 ш ш 7. Прочтите отрывок из документа и напишите дату события, о котором идёт речь. I «...Королёв, позвонив Хрущёву с Байконура, ‘ кричал в телефонную трубку... “Парашют раскрыл- | ся, идёт на приземление! Корабль в порядке!” <...> | Хрущёв всё время переспрашивал: “Жив, подаёт сигналы? Жив? Жив?” Никто тогда не мог сказать точно, чем кончится полёт. Наконец Хрущёв услы- I шал: “Жив!” *. | Ответ:_______________________ . г 8. Прочтите отрывок из документа и укажите | название периода, о котором идёт речь. i ♦За неуспехом реформ... последовал продолжи- ■ тельный период “застоя” . И всё-таки... Главным ре- ( 123 Часть 3 (С ) 1 зультатом бурного и противоречивого десятилетия, без сомнения, была невозможность, немыслимость возврата к сталинизму, по крайней мере в его прежних, “классических” , формах. Но и это неполный итог. Ведь именно в те годы были брошены в землю семена нового социального и политического мышления. Развеяно немало иллюзий. В общественную жизнь вошло поколение, не знавшее тотального страха, способное учиться понимать собственное общество и перестраивать его. Через два десятилетия эти семена дали всходы». Ответ:_______________________ . ' Часть 3 (С ) Прочтите отрывок из документа и выполните за- I дания Cl, С2. Используйте в ответах информацию | текста, а также знания из курса истории. I «...В послесталинское время предлагалось две , программы — маленковская, являвшая собой как бы новый вариант НЭП <...>, и хрущёвская <...> До I сего дня многие авторы уверяют, что, если бы сель- I ское хозяйство пошло тогда по первому пути, оно I процветало бы. <... > ■ Но это всего лишь странный самообман, ибо хозяева этих участков не обладали какой-либо техни- I кой, энергоносителями, лошадьми, кормами, паст- I бищами, удобрениями, семенами и т. п. и всё это по- | лучали — более или менее “законно” — в своих • колхозах и совхозах, и даже вывоз продукции “частников” на рынки не обходился без колхозного и ' совхозного транспорта. Не приходится уже гово- I рить о зерне, подсолнечнике, сахарной свёкле, | льне, хлопке и т. д., которых “частники” и не бра- ■ лись выращивать. Программа Хрущёва была по сути дела прямо I противоположной; он, в частности, ориентировался I на крупные и оснащённые по последнему слову тех- | ники фермы, или, вернее, целые агрофирмы США, I хотя, понятно, не имел в виду, что аналогичные ( мощные хозяйства, “агрогорода” , в СССР будут в Часть 3 (С ) собственности отдельных лиц; он собирался “займ- 1 ствовать” из-за океана только технологическую, но I не собственно экономическую сущность тамошнего | сельского хозяйства. . Уже по одной этой причине реальный успех был невозможен, ибо мощным двигателем американ- ' ских агрофирм является способная постоянно расти I прибыльность, чётко выражающаяся в долларах, | что в СССР того времени было, конечно, немысли- < мым. Нельзя не добавить к этому, что богатое государство США вкладывало в сельское хозяйство мил- ' лиарды, а позднее десятки миллиардов долларов». I С1. Укажите, в чём состояла суть маленковской и | хрущёвской программы развития сельского хозяй- i ства. Какая программа легла в основу реформирования аграрного сектора СССР в 1950— 1960-х гг.? 1 С2. Назовите не менее двух причин, мешавших I подъёму сельского хозяйства в СССР. | СЗ. В период хрущёвской «оттепели» сформировались взгляды людей, которых называют «шестидесятники». Какие события российской истории повлияли на формирование их взглядов? С4. Назовите не менее трёх представителей поколения « шестидесятников ». 125 JS$ ✓ Раздел 7. СССР в середине 60-х — середине 80-х гг. XX в. Тема 31. Консервация политического режима и общ ественная жизнь в середине 60-х — середине 80-х гг. Часть 1 (А ) 1. Так называемая «брежневская» Конституция СССР была принята в 1) 1936 г. 2) 1964 г. 3) 1977 г. 4) 1982 г. 2. Период нахождения у власти Л.И. Брежнева 1) 1954— 1977 гг. 2) 1964— 1982 гг. 3) 1964— 1985 гг. 4) 1965— 1984 гг. 3. Политику середины 1960-х — начала 1980-х гг. характеризует 1) активное проведение политических реформ 2) ослабление власти партийного аппарата 3) отсутствие протеста в обществе 4) возрождение сталинизма 4. Что характерно для политической системы СССР в 1970-е — середине 1980-х гг.? 1) регулярное проведение демократических свободных выборов 2) отсутствие жёсткого идеологического контроля 3) отсутствие критических настроений в обществе 4) рост и укрепление бюрократического аппарата 126 Тема 31 5. Включение в Конституцию 1977 г. положения о партии как «ядра политической системы» официально подтверждало 1) наличие в обществе многопартийности 2) усиление роли общественных организаций 3) начало процесса демократизации советского общества 4) монопольное положение КПСС в советской политической системе jfiSV [ГП 2"— Ж ~ 6. «Брежневская» Конституция, в отличие от «сталинской», 1) вводила пост Президента страны 2) закрепляла федеративное устройство страны 3) содержала перечень основных прав советских граждан 4) провозглашала построение развитого социалистического общества ПГГП 2"“ 3"” 7. Политическая концепция, разработанная во второй половине 1960-х гг. окружением Л.И. Брежнева, получила название концепции 1) марксизма-ленинизма 2) развитого социализма 3) демократического социализма 4) социализма с человеческим лицом
8. Коррупцией называется 1) обесценивание денег 2) снижение темпов развития экономики 3) перевод экономики на военные рельсы 4) подкуп, продажность общественных и государственных деятелей, чиновников, должностных лид
9. Причина появления диссидентского движения 1) окончание «холодной войны» 2) пропаганда западных спецслужб 3) кризис официальной идеологии 4) смягчение партийного контроля над жизнью общества Консерваг^ия политического режима и общественная жизнь 10. Что свидетельствовало об усилении идеологического давления в литературе и искусстве в середине 1960-х — начале 1980-х гг.? 1) отмена шестой статьи Конституции СССР 1977 г. 2) награждение М. Шолохова Нобелевской премией 3) роспуск творческих союзов 4) ужесточение цензуры 11. Что свидетельствовало об усилении идеологического контроля в сфере культуры в середине 1960-х — начале 1980-х гг.? 1) проведение Олимпиады 1980 г. 2) «Шахтинское дело» и «дело врачей* 3) принятие закона об обязательном всеобщем среднем образовании 4) внедрение практики госзаказов на создание художественной продукции 12. Концепция «развитого социализма* позволяла 1) выиграть «холодную войну* 2) создать в СССР гражданское общество 3) ускорить строительство коммунизма в СССР 4) обосновать консервативный внутриполитический курс 13. Прочтите отрывок из документа и укажите название движения, о котором идёт речь. «Основные задачи “движения” <...> включают в себя “демократизацию страны путём выработки в людях демократических и научных убеждений, сопротивление сталинизму, самозащиту от репрессий, борьбу с экстремизмом любого толка” *. 1) «диссидентское* 2) «стахановское* 3) «движение неприсоединения* 4) «демократическая контрреволюция* 128 Тема 32 Тема 32. Экономика «развитого социализма» Часть 1 (А ) 1. Период 1970-х — начала 1980-х гг. в истории советского общества получил название 1) «застой» 3) «лихие 70-е» 2) « оттепель» 4) « перестройка» 2. Руководитель реформ середины 1960-х гг. в промышленности и сельском хозяйстве 1) Е. Гайдар 3) Г. Маленков 2) А. Косыгин 4) Н. Вознесенский 3. Восстановление отраслевых министерств в 1960-х гг. привело к 1) развитию рыночных отношений 2) росту эффективности производства 3) увеличению бюрократического аппарата 4) отказу от командных методов управления 4. Экономическая реформа второй половины 1960-х гг. предполагала 1) отказ от централизованной системы управления промышленностью 2) преимущественное развитие отраслей группы «Б» 3) экономическое стимулирование работников 4) разрешение частной собственности 5. Причина неудачи реформы 1965 г. в промышленности 1) авария на Чернобыльской АС 2) мировой экономический кризис 3) возросшая самостоятельность предприятий 4) сохранение директивного планирования Экономика «развитого социализма» 6. Увеличение добычи нефти, газа, угля в Западной Сибири, строительство агрокомплексов в 1970-е гг. означало, что 1) СССР превратился в мирового промышленного лидера 2) СССР вступил в стадию постиндустриального развития 3) экономика СССР сохраняла экстенсивный характер 4) экономика страны носила аграрный характер 7. Основное мероприятие аграрной реформы 1965 г. 1) увеличение экспорта хлеба 2) создание фермерских хозяйств 3) прикрепление крестьян к земле 4) повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию 8. Причина неудачи аграрной реформы 1965 г. 1) отставка А. Косыгина 2) ликвидация совнархозов 3) неэффективное использование капиталовложений 4) возросшая самостоятельность колхозов и совхозов 9. Основная часть капиталовложений в 1970-е гг. направлялась на развитие 1) сферы услуг 2) банковской сферы 3) лёгкой промышленности 4) военно-промышленного комплекса 10. В ч ём п р и ч и н а у м е н ь ш е н и я р о ж д а е м о с т и и увеличения смертности в СССР в начале 1980-х гг.? 1) обострение «холодной войны» 2) массовая эмиграция населения 3) массовые репрессии против населения 4) сокращение расходов на социальную сферу 130 Тема 33 11. Экономическая политика, проводимая в годы руководства Л.И. Брежнева, привела к 1) быстрому росту сельского хозяйства 2) использованию рыночного регулирования экономики 3) отставанию в наукоёмких отраслях промышленности 4) стабильному экономическому росту во всех отраслях хозяйства г 2" 5" Ж Тема 33. Политика разрядки: надежды и результаты Часть 1 (А ) 1. Основное направление внешней политики СССР в 1960— 1970-е гг. 1) экспорт революции 2) борьба за ликвидацию военных блоков 3) прекращение финансовой помощи соцстранам 4) поддержка международного коммунистического и национально-освободительных движений в странах «третьего мира» [тт~ 2Г~ 3 ^ 2. Наступление разрядки международной напряженности в середине 1970-х гг. было вызвано 1) роспуском Коминтерна 2) ликвидацией военных блоков 3) установлением стратегического паритета СССР с США в военной сфере 4) отказом крупнейших мировых держав от производства ядерного оружия £5V Т П з Г ж 3. Внешнеполитический курс середины 60-х первой половины 80-х гг., проводимый СССР с целью защиты социалистического строя в странах Восточной Европы, на Западе получил название 1) «доктрина Брежнева» 2) «хрущёвская оттепель» 3) «новое политическое мышление» 4) «курс на мирное сосуществование» 4. К мероприятиям Л.И. Брежнева в области внешней политики относится 1) вывод советских войск из Афганистана 2) создание системы коллективной безопасности 3) участие СССР в работе Потсдамской конференции 4) подписание советско-германского договора о признании послевоенных границ 5. В каком году произошли события, о которых идёт речь в документе? «21 августа прошлого года произошло трагическое событие: войска стран Варшавского пакта вторглись в дружественную Чехословакию. Эта акция имела целью пресечь демократический путь развития, на который встала эта страна. Танки стран Варшавского договора уничтожили... надежду ». 1) 1956 г. 2) 1961г. 3) 1968 г. 4) 1979 г. 6. Последствие ввода советских войск в Афганистан 1) усиление международной напряженности 2) укрепление единства социалистического лагеря 3) укрепление международного авторитета СССР 4) стабилизация внутриполитического положения в азиатском регионе 7. С помощью внешнеполитического курса, получившего на Западе название «доктрина Брежнева», советское руководство стремилось 1) прекратить региональные конфликты 2) достичь военно-стратегического паритета с США 3) усилить интеграцию стран Восточной Европы 4) решить национальные проблемы внутри страны 8. Какие события свидетельствовали о политическом кризисе внутри соцлагеря в начале 1980-х гг.? 1) образование независимого профсоюза «Солидарность» в Польше 2) заключение договора ОСВ-1 и ОСВ-2 3) раскол Германии на два государства 4) отмена визита Н.С. Хрущёва в Китай 132 Часть 2(B) Часть 2 (В ) 1. Расположите в хронологическом порядке термины. Напишите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов. А) «нэпман» В) ♦диссидент» Б) ♦целинник» Г) ♦подкулачник» Ответ: _______________________ . 2. Какие черты характеризуют политическое развитие СССР в 1960-х — первой половине 1980-х гг.? Укажите две верных черты из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов. 1) укрепление роли армии и органов безопасности 2) регулярное обновление партийной номенклатуры 3) массовый террор в отношении противников режима 4) укрепление позиций партийно-государственного аппарата 5) отсутствие жёсткого идеологического контроля в обществе Ответ:_______________________ . 3. Какие события произошли в период руководства Л.И. Брежнева? Укажите два верных события из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов. 1) лишение М. Ростроповича и Г. Вишневской российского гражданства 2) начало реабилитации жертв сталинских репрессий 3) принятие Продовольственной программы 4) передача Крыма Украине 5) создание концессий Ответ: 1 Часть 2(B) 4. Укажите два события внешней политики СССР 1970-х гг. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов. 1) участие СССР в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе 2) создание Совета экономической взаимопомощи 3) ввод советских войск в Афганистан 4) ввод советских войск в Венгрию 5) военный конфликт с Китаем Ответ:_______________________ . 5. Какие события относятся к понятию «холодная война»? Укажите два события из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов. 1) Великая Отечественная война 2) подписание Антикоминтерновского пакта 3) политическая конфронтация СССР и США 4) советско-югославский конфликт 1948—1949 гг. 5) бойкот американцами XXII Олимпийских игр в Москве Ответ:_______________________ . 6. Какие события относятся к понятию «разрядка»? Укажите два события из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов. 1) рост военных расходов 2) создание ОВД и НАТО 3) двусторонние встречи глав СССР и США 4) подписание в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 5) размещение на территории ЧССР и ГДР советских ядерных ракет среднего радиуса действия Ответ:_______________________ . 134 Часть 2(B) 7. Установите соответствие между названиями [ периодов и их хронологическими рамками. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ A) 1921— 1928 гг. Б) 1945—1953 гг. B) 1953—1964 гг. НАЗВАНИЕ ПЕРИОДА 1) нэп 2) «оттепель» 3) застой 4) апогей сталинизма 8. Прочтите отрывок из документа и напишите фамилию писателя, о котором идёт речь. «...Использует гуманное отношение Советской власти и ведёт враждебную работу безнаказанно. Поэтому надо предпринять все меры, о которых я писал в ЦК, то есть выдворить его из страны... Если мы сейчас его не выдворим, то он будет продолжать свою враждебную деятельность. Вы знаете, что он написал враждебный роман “Август 14-го” ... пасквиль “Архипелаг ГУЛаг”, теперь пишет “Октябрь 17-го” . Это будет новое антисоветское произведение». Ответ:_______________________ . 9. Прочтите отрывок из работы экономиста и напишите, о чём идёт речь. «Подъём второй экономики есть следствие неэффективности плановой экономики, неспособности официальной экономики обеспечивать нужды многих граждан. Вопреки ожиданиям, будто централизованно планируемая экономика должна эффективно предотвращать частную инициативу и нелегальную деятельность, многие условия, напротив, способствуют возникновению нелегальной деятельности». Ответ: «_______________________ » экономике. 135 Часть 3 (С ) 1 Часть 3(C) Прочтите отрывок из воспоминаний и выполните задания Cl, С2. Используйте в ответах информацию I текста, а также знания из курса истории. I «По справедливости тогдашний период назван I «застойным». Он был застоем в экономике, науке и | технике, социальной сфере. <...> I Хозяйство находилось в состоянии стагнации. . Это была суровая действительность. А приходилось говорить о мнимых успехах.<...> Страна тогда за- 1 купала за рубежом много промышленного оборудо- I вания. С его освоением наша промышленность не I справлялась. Положение усугублялось и тем, что | импортируемое иностранное оборудование не уста- I навливалось в нормативные сроки. Пролежав годы, . устаревало с точки зрения технологии и становилось фактически непригодным к работе ещё и по 1 этой причине. <...> I Почти систематически страна закупала и зерно. I Сельское хозяйство Советского Союза переживало | исключительно трудные времена, что ещё больше I отягощало экономическое положение. Все это не могло не отразиться в отрицательном плане на жизненном уровне населения. <...> 1 Члены Политбюро справедливо указывали на то, I что тяжёлая промышленность и гигантские строй- I ки поглощают колоссальные средства, а отрасли, | производящие предметы потребления <...>, а так- [ же услуги,— находятся в загоне.<...> Было ясно, . что наша наука и техника во многих отношениях отстают от развития науки и техники в передовых ка- ' питалистических странах. <... > ' Дело осложнялось ещё и тем, что само Политбю- I ро главных внутренних проблем, стоящих перед | страной, фактически серьёзно не обсуждало. Как I правило, принимались формальные решения, при- . чём без обсуждений. Тексты решений готовились ! соответствующими ведомствами. Не было той ответ-