Раздел «Мир в новое время. XIX — начало XX в.» Тема: «АНГЛИЯ В XIX в.» Вариант I Выберите правильный ответ 1.Позиция Англии в вопросе переустройства Европы после наполеоновских войн: 100 1) политическое равновесие должно быть постоянной чертой европейской политики; 2) восстановление дореволюционных порядков в Европе; 3) создание международной организации для поддержания порядка в Европе; 4) ввести полицейский режим на континенте. 2.Цель создания чартистской партии: 1) борьба за всеобщее избирательное право; 2) сбор подписей под хартией; 3) протащить» через палату общин законопроект о всеобщем избирательном праве; 4) руководство чартистским движением. 3. Законодательная власть принадлежала: 1) королю; 2) парламенту; 3) премьер-министру; 4) палате общин. 4 Парламентская реформа 1867 г.: 1) снизила имущественный ценз; 2) ввела всеобщее избирательное право; 3) снизила возрастной ценз; 4) расширила права основных масс населения. 5. Массовые волнения 1815—1819 гг. были вызваны: 1) поражением Англии в наполеоновских войнах; 2) потерей части колониальных владений; 3) реакционной внутренней политикой правительства тори; 4) ростом безработицы и налогов. 6. Функции верхней палаты — палаты лордов: 1) утверждение законопроектов; 2) разработка законодательства; 3) введение новых налогов; 4) формирование правительства. 7. К концу XIX в. монархия в Англии: 1) укрепила свое положение; 2) была упразднена; 3) уступила свои позиции парламенту; 4) была реставрирована. 8. В Великобритании XIX в. были заложены основы: 1) демократического общества; 2) правового государства; 3) гражданского общества; 4) авторитарного государства. 9. Соотнесите историческую личность и факт его биографии: 1) Ч. Грей а) деятель чартистского движения; 2) Р. Пиль б) премьер-министр консерваторов; 101 3) Д. Гарни в) лидер вигов; 4) Б. Дизраэли г) видный деятель тори. 10. Парламентская реформа 1832 г.: 1) лишила часть «гнилых местечек» права быть представленными в палате общин; 2) снизила имущественный ценз; 3) предоставила избирательные права тред-юнионам; 4) снизила возрастной ценз. 11. Профсоюзное движение в Англии явилось формой: 1) борьбы пролетариата за свои экономические и политические права; 2) объединения различных рабочих партий; 3) организации стачечного движения; 4) высшего подъема чартистского движения. 12. Продолжите своими словами. Консерватизм — это... Вариант II Выберите правильный ответ 1. Продолжите своими словами. Чартизм — это... 2. По результатам Венского конгресса Англия: 1) закрепила за собой остров Мальту; 2) вернула свои колонии на Американском континенте; 3) получила контроль над Ионическими островами в Средиземном море; 4) получила ряд новых территорий на Европейском континенте. 3. Какие способы предлагались чартистами для достижения цели? 1) создание партии и своей идеологии; 2) марши протестов; 3) вооруженная сила или забастовки; 4) агитация за хартию. 4. Для Англии первой половины XIX в. Характерно: 1) резкое сокращение численности населения, занятого в с/х; 2) развитие передовых способов земледелия; 3) интенсивное развитие индустрии; 4) снижение промышленного производства. 5. Партия тори выражала интересы: 1) земледельческой аристократии; 2) англиканского духовенства; 3) промышленников и финансистов; 4) основной массы населения (горожан, крестьян). 6. Соотнесите исторические личности и факт биографии: 1) Р. Оуэн а) лидер либеральной партии. 2) Д. Рикардо б) лидер чартистского движения; 3) Ф. О. Коннор в) один из создателей политической экономии; 4) У. Гладстон г) представитель утопического социализма. 102 7. К концу XIX в. в результате непрерывных реформ в Англии: 1) изменилось положение на мировой арене; 2) сформировалась социалистическая идеология; 3) британская политическая система стала более демократичной; 4) сложилась двухпартийная система. 8. Требования Лондонской ассоциации рабочих: 1) всеобщее избирательное право для мужчин; 2) всеобщее избирательное право для всех; 3) введение социального страхования рабочих; 4) вознаграждение труда депутатов. 9. Первенство Англии в промышленной революции обусловило: 1) возрастание роли промышленной и финансовой буржуазии; 2) возрастание роли колониальной аристократии; 3) укрепление позиций рабочего класса; 4) расширение демократических прав населения. 10. Небывалому развитию английской промышленности во второй половине XIX в. способствовали: 1) интенсивное развитие внутреннего рынка; 2) колониальная политика Великобритании; 3) разработка калифорнийских и австралийских золотых приисков; 4) развитие железнодорожного транспорта. 11.Великобританию XIX в. называли: 1) «мастерская мира»; 2) «полицейский Европы»; 3) «викторианское королевство»; 4) «жандарм в юбке». 12. В сельском хозяйстве стали использоваться: 1) мелиорация; 2) химические удобрения; 3) система трехполья; 4) новые технические культуры. Тема: «ФРАНЦИЯ В XIX в.» Вариант I Выберите правильный ответ 1. Новая французская армия отличалась от армий других европейских стран: 1) сословным составом армии; 2) большей подвижностью и маневренностью; 3) четкой иерархической структурой; 4) комплектованием армии на основе воинской обязанности граждан. *• Доказательствами укрепления личной власти Наполеона является: 1) плебисцит, одобривший признание Наполеона императором; 2) часть мер, перечеркнувших завоевания революции, проведенных Наполеоном; 103 3) сохранение завоеваний революции в социальной области; 4) переход власти к трем консулам, где первым консулом был Наполеон. 3. Конституция Второй республики провозглашала: 1) право рабочих на труд; 2) введение поста президента; 3) всеобщее избирательное право (как для мужчин, так и для женщин); 4) частную собственность. 4. Став первым консулом, Наполеон Бонапарт: 1) отменил конституцию 1791 г.; 2) прекратил завоевательные походы армии; 3) упразднил местное самоуправление; 4) учредил министерство полиции. 5. Закон 1850 г. ввел ценз: 1) возрастной; 2) имущественный; 3) оседлости; 4) национальности. 6. Функции Законодательного корпуса по Конституции 1852 г.: 1) обсуждение законопроектов; 2) разработка новых законодательств; 3) контрольно-судебные; 4) финансовые. 7. Гражданский кодекс Франции 1804 г. вошел в историю как: 1) Кодекс Наполеона; 2) Конституция Наполеона; 3) Декларация прав человека и гражданина; 4) Декларация независимости. 8. Продолжите своими словами. Ассигнации — это... 9. Видными сторонниками республиканских идей были: 1) В. Гюго; 2) Л. Гамбетт; 3) Л. Трошю; 4) Л.-А. Тьер. 10. Все французские революции XIX в.: 1) приводили к расколу в правящем правительстве; 2) утверждали идеи равенства; 3) способствовали становлению демократической республики; 4) утверждали идеи верховенства закона. 11. При Наполеоне I Франция по своему политическому устройству была: 1) монархией; 2) республикой; 3) конституционной монархией; 4) абсолютной монархией. 104 12. Укажите наиболее известные битвы наполеоновской армии: 1) Аустерлицкое сражение; 2) Трафальгарская битва; 3) битва под Лейпцигом; 4) битва под Малоярославцем. Вариант II Выберите правильный ответ 1. Продолжите своими словами. Континентальная блокада — это... 2. Укажите, о какой армии говорили, что в ней «каждый солдат носит в ранце маршальский жезл»: 1) о французской; 2) о прусской; 3) о русской; 4) об австрийской. 3. В странах, включенных в состав Франции, производились следующие перемены: 1) укреплялась власть монархов; 2) утверждалось равенство граждан, отменялись феодальные повинности; 3) церковная власть переходила в подчинение французской Церкви; 4) вводился Кодекс Наполеона. 4. Созданию демократической республики во Франции способствовали: 1) признание гимном Французской республики «Марсельезы»; 2) умеренный курс правительства в области внутренней политики; 3) введение полной свободы печати; 4) начальное образование стало бесплатным и обязательным. 5. По вопросам преобразований во Франции республиканцы разделились: 1) на социалистов; 2) на оппортунистов; 3) на консерваторов; 4) на радикалов. 6. В результате краха наполеоновской империи во Франции была восстановлена власть: 1) Бурбонов; 2) Директории; 3) трех консулов; 4) якобинцев. 7. Укажите последнее сражение периода наполеоновских войн: 1) битва под Лейпцигом; 2) битва при Ватерлоо; 3) битва при Шевардино; 4) битва у мыса Трафальгар. 8. Промышленная революция во Франции вызвала: 105 1) бурный рост строительства железных дорог; 2) появление новых банков; 3) возрастание политического веса крестьянства; 4) ухудшение положения рабочих. 9. Июль 1830 г. во Франции связан: 1) с новой революцией; 2) со стачечным движением ткачей; 3) с реставрацией династии Бурбонов; 4) с митингами и демонстрациями рабочих. 10. Путь к утверждению демократии во Франции в конце XIX в. шел: 1) через демократические революции; 2) через отказ от монархического устройства; 3) через отрицание идей национализма; 4) через усиление идей анархистов. 11.Опорой монархии Луи-Филиппа являлись: 1) легитимисты; 2) банкиры; 3) республиканцы; 4) крупные капиталисты. 12.Видные деятели Парижской коммуны: 1) Л. Франкель; 2) В. Гюго; 3) Л. Варлен; 4) Мак-Магон. Тема: «США В XIX в.» Вариант I Выберите правильный ответ 1. А. Гамильтон, министр финансов в правительстве Д. Вашингтона, доказывал, что: 1) развитие собственной промышленности и торговли приведет страну к процветанию; 2) основа процветания экономики — сельское хозяйство; 3) правительство должно ограждать американскую промышленность от конкурентов; 4) Америка должна стать государством фермеров. 2. Характерными чертами американской жизни XIX в. были: 1) освоение целины; 2) постоянное переселение; 3)оседлость; 4) использование опыта коренного населения (индейцев). 3. Аболиционисты объединились в партию: 1) демократическую; 2) консервативную; 106 3) лейбористскую; 4) республиканскую. 4. Результатом Гражданской войны явилось: 1) развитие сельского хозяйства в США по фермерскому пути; 2) закрепление ведущей роли Юга в политической жизни страны; 3) усиление республиканской армии; 4) закрепление демократических основ в США. 5.Демократические республиканцы были сторонниками: 1) отмены рабовладельческого труда на плантациях; 2) захвата новых земель; 3) пригородные зоны отдать под сельское хозяйство; 4) территориального расширения страны. 6. Коренное население Американского континента проживало: 1) в резервациях; 2) на своих исконных землях; 3) на плантациях; 4) в крупных американских городах. 7.На плантациях выращивали: 1) табак; 2) индиго; 3) сахарный тростник; 4) лен. 8. Расовая сегрегация — это: 1) нарушение принципов гражданского равенства; 2) ограничение гражданских прав по признаку расовой принадлежности; 3) частичное разрешение неграм воспользоваться своими правами; 4) система раздельного развития и проживания людей белой и черной рас. 9. Одно из названий американцев — «янки» — связано: 1) с уроженцами Севера, которых так называли южане; 2) с иммигрантами из Италии; 3) с уроженцами Юга, которых так называли северяне; 4) с иммигрантами из Ирландии. 10. На протяжении всего XIX в. США поощряло: 1) иммиграцию; 2) миграцию; 3) эмиграцию; 4) колонизацию. 11. Продолжите своими словами. Олигархия — это... 12. На протяжении XIX в. в США иммигрировали: 1) ирландцы; 2) китайцы; 3) итальянцы; 4) австрийцы. 107 Вариант II Выберите правильный ответ 1. В основном новые переселенцы становились: 1) банкирами; 2) фермерами; 3) промышленниками; 4) плантаторами. 2. Сторонников А. Гамильтона называли: 1) федералистами; 2) демократическими республиканцами; 3) конфедератами; 4) консерваторами. 3. Значение Гражданской войны в США: 1) сохранила целостность государства; 2) ликвидировала рабство; 3) укрепила основы плантаторского хозяйства; 4) послужила началом процесса эмиграции. 4. К особенностям развития США относится: 1) использование рабского труда; 2) отсутствие аристократии; 3) освоение целинных земель; 4) отсутствие феодальных традиций. 5. США — первая страна, где утвердилось(-ась): 1) всеобщее избирательное право для мужчин; 2) идея равенства; 3) частная собственность; 4) демократические права и свободы. 6. К преимуществам Севера в Гражданской войне относится: 1) лучшая военная подготовка; 2) превосходство в экономике; 3) количественное превосходство; 4) тактика ведения войны — оборонительная. 7. Одна из правящих партий в США: 1) консервативная; 2) анархическая; 3)-демократическая; 4) социалистическая. 8. Острым вопросом политической борьбы в США являлся: 1) вопрос рабства; 2) вопрос государственной религии; 3) вопрос пути развития; 4) вопрос иммигрантов. 108 9. В конце XIX в. США превратились: 1) в крупнейшего экспортера зерновых; 2) в «мастерскую мира»; 3) в крупнейшего экспортера стали; 4) в страну «всеобщего благоденствия». 10. Формы и методы аболиционистов: 1) издание газет и журналов; 2) организация маршей протеста; 3) создание тайных организаций; 4) разъяснительная работа среди населения. 11. Продолжите своими словами. Конфедерация — это... 12. Росту промышленного производства содействовало: 1) создание большого внутреннего рынка для промышленных товаров; 2) увеличение спроса на сельскохозяйственную технику; 3) наличие свободных, пригодных для освоения земель на Севере США; 4) процесс иммиграции, который достиг невиданных размеров. Тема: «ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ И ДВИЖЕНИЕ В ЕВРОПЕ И США В XIX в.» Вариант I Выберите правильный ответ 1. XIX в. в Европе характеризуется: 1) революциями в европейских странах; 2) развитием идей социалистического утопизма; 3) национально-освободительным движением; 4) становлением политической экономии. 2. Рабочие выдвигали требования: 1) гарантий занятости, которые могло дать государство; 2) против нарушения имущественных прав; 3) свободы создания профессиональных союзов; 4) улучшения материальных условий жизни. 3. Идеи К. Маркса: 1) при частной собственности равенство недостижимо; 2) социализм есть следствие развития капитализма; 3) преобразования возможны только мирным утем; 4) верховенство закона. 4. Цель политического движения XIX в.: 1) установление политической свободы; 2) введение всеобщего избирательного права как для мужчин, так и для женщин; 3) установление конституционного правления; 4) создание массовых политических партий, 5.Национально-освободительное движение выражало идеи: 1) национального превосходства одних над другими; 109 2) создания национальных государств; 3) господства одной нации над другими; 4) достижения независимости. 6.Английский философ Джереми Бентам доказывал: 1) развитие человечества определяется конкуренцией идей; 2) свобода — это право принимать самостоятельные решения; 3) моральным является все, что приносит пользу отдельной личности; 4) что полезно для каждого человека в отдельности, то полезно для общества. 7. Консерваторы считали: 1) свобода и равенство необходимы для развития государства; 2) природа человека несовершенна; 3) человек рожден, чтобы быть свободным; 4) в государстве должны соблюдаться традиции и вековые обычаи. 8. Либеральное движение разделилось: 1) на экстремистов; 2) на умеренных; 3) на реакционеров; 4) на радикалов. 9. К концу XIX в. либеральные ценности: 1) изжили себя; 2) подверглись критике во всей Европе; 3) подверглись ревизии; 4) стали ценностями всего западного общества. 10. Для защиты своих интересов рабочие создавали: 1) рабочие партии; 2) профессиональные союзы; 3) национальные партии; 4) корпорации. 11. Английский социолог Г. Спенсер утверждал: 1) развитие человечества определяется конкуренцией идей; 2) свобода — это право принимать самостоятельные решения; 3) моральным является все, что приносит пользу отдельной личности; 4) что полезно для каждого человека в отдельности, то полезно для общества; 12. Сторонники социалистических идей: 1) считали частную собственность залогом личной свободы; 2) отрицали принцип неприкосновенности частной собственности; 3) выступали за расширение демократических прав и свобод; 4) отрицали свободную конкуренцию и прогресс. Вариант II Выберите правильный ответ 1. В XIX в. самым значительным среди социальных движений становится: 110 1) рабочее движение; 2) крестьянское движение; 3) национально-освободительное движение- 4) чартистское движение. 2. Продолжите своими словами. Революция — это... 3. Либералы представляли историю как: 1) переход из одного качественного состояния в другое; 2) циклический путь развития; 3) непрерывный процесс развития, совершенствования; 4) постоянное чередование прогресса и регресса. 4. Представителями социалистических идей были: 1) Р. Оуэн; 2) Ш. Фурье; 3) Г. Спенсер; 4) Д. Бентам. 5. Программный документ, написанный К. Марксом и Ф. Энгельсом: 1) «Манифест Коммунистической партии»; 2) «Основы правового государства»; 3) «Капитал»; 4) «Происхождение частной собственности и государства». с. Главной силой в борьбе с революционными идеями был: 1) либерализм; 2) утопизм; 3) консерватизм; 4) социализм. 7. Наиболее полно взгляды реформистов обосновал: 1) А. Смит; 2) Э. Бернштейн; 3) Ф. Энгельс; 4) Э. Берк. 8. Одним из основателей консерватизма является: 1) Э. Берк; 2) Ж. де Местр; 3) К. Маркс; 4) Э. Бернштейн. 9. Создание «Фабианского общества» связано с именами: 1) В. Вильсона; 2) Д. Джолитти; 3) Б. Шоу; 4) Г. Уэльса. 10. Идею естественного неравенства консерваторы перенесли: 1) на нации и национальные государства; 2) на учение о предопределении; 111 3) на религиозное учение; 4) на национально-освободительное движение. 11. В области образования либералы считали, что: 1) необходимо обязательное всеобщее начальное образование; 2) образование должно быть предоставлено только ответственным гражданам; 3) высшее образование должно быть предоставлено всем; 4) образование должно быть под контролем церкви. 12. С точки зрения «Фабианского общества» социальное законодательство должно: 1) дать рабочим право на отдых; 2) обеспечить достойную старость рабочим; 3) гарантировать материальное благополучие- 4) обеспечить получение высшего образования. Тема: «XIX в. — ВЕК ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ И УРБАНИЗАЦИИ» Вариант I Выберите правильный ответ 1.Промышленный переворот — это: 1) переход от феодализма к капитализму; 2) научно-техническая революция; 3) переход от ручного труда к машинному; 4) общественно-экономическая формация. 2. Продолжите своими словами. Экономический кризис — это... 3. Луддитами называли сторонников: 1) разрушения машин и фабричных зданий; 2) уравнительной заработной платы; 3) всеобщего избирательного права; 4) улучшения материальных условий жизни; 4. В ходе промышленной революции возросла общественная роль: 1) земельной аристократии; 2) сельскохозяйственных наемных рабочих (бараков); 3) промышленной буржуазии; 4) фермерства. 5. Основные черты экономики периода промышленной революции: 1) начало процесса колониальных захватов; 2) появление новых отраслей экономики; 3) заканчивается формирование мирового рынка; 4) возникновение новых культур в сельском хозяйстве. 6. Финансовый капитал — это: 1) слияние банковского и финансового капитала; 2) финансовая олигархия; 3) слияние банковского и промышленного капитала; 4) экономическая категория эпохи капитализма. 112 7. Концентрация производства: 1) тесно связана с концентрацией капитала, ведет к образованию монополий; 2) увеличение производства; 3) объединение предприятий однородной продукции; 4) сосредоточение производства в одном месте. 8. Виды транспорта, которые стали развиваться в Х1Хв.: 1) пароходство речное и морское; 2) железные дороги; гужевой транспорт; 3) воздушный транспорт. 9.Процесс урбанизации привел к возникновению: 1) общественного транспорта; 2) полиции; 3) сферы услуг; 4) органов городского самоуправления. 10.Соотнесите форму монополии и ее функцию: Картель а) сохраняет производственную самостоятельность; б) устраняет конкуренцию на рынке сырья и сбыта; в) теряет коммерческую самостоятельность; г) теряет собственность на средства производства. 11.Средства массовой информации — газеты: 1) формировали мышление городского населения; 2) повышали рост грамотности населения; 3) стали ядром объединения рабочих в организации; 4) способствовали развитию культуры. 12.В результате промышленной революции меняется образ жизни населения. Появились: 1) спортивные сооружения; 2) универсальная мода; 3) национальная одежда; 4) театры, цирки. Вариант II Выберите правильный ответ 1. Соотнесите форму монополии и ее функцию: Концерн а) сохранение самостоятельности в управлении; б) финансовая зависимость; в) финансовая самостоятельность; г) полная потеря самостоятельности. 2. Производительные силы — это: 1) производство средств производства; 2) наличие собственности на средства производства; 113 3) совокупность средств производства и производственных отношений; 4) совокупность средств производства и людей, приводящих их в движение. 3. Основными центрами торговли становятся во второй половине XIX в.: 1) фондовые биржи; 2) ярмарки; 3) крупные промышленные центры; 4) акционерные компании. 4. Исключительное право в какой-либо сфере деятельности — это: 1) монополия; 2) капитал; 3) власть; 4) конкуренция. 5. Главный мотив деятельности предпринимателей: 1) получение максимальной прибыли; 2) снижение себестоимости продукции производства; 3) затоваривание рынка продукцией первой необходимости; 4) ликвидация конкуренции на рынке сырья и сбыта. 6. Рождение и развитие индустриальной цивилизации связано: 1) с освоением колоний; 2) с развитием мануфактурного производства; 3) с промышленной революцией; 4) с открытиями и изобретениями. 7. Соотнесите изобретателя и его открытие, изобретение: 1) Р. Фултон а) создал аппарат телеграф; 2) Д. Стефенсон б) изобрел пароход; 3) С. Морзе в) изобрел телефон; 4) А. Белл г) изобрел паровоз. 8. При империализме: 1) вывоз капитала доминирует над вывозом товара; 2) одновременно вывозится и капитал, и товары; 3) вывоз товаров преобладает над вывозом капитала; 4) вывозится только капитал. 9. Под воздействием промышленной революции возрастает уровень: 1) высокого материального благосостояния; 2) грамотности населения; 3) образования населения; 4) сферы услуг для населения. 10. В доиндустриальном обществе основная часть населения: 1) рабочие; 2) купечество; 3) крестьянство; 4) буржуазия. 11. Основной формой предпринимательства в конце XIX в. являются: 114 1) акционерные компании; 2) монополии; 3) банковская система; 4) государственная монополия. 12. В отличие от крестьянства рабочие были: 1) лично свободны; 2) экономически зависимы; 3) лично зависимы; 4) внеэкономически зависимы. Тема: «РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В НАЧАЛЕ XIX в.» Вариант I Выберите правильный ответ 1. Россия в начале XIX в. была: 1) индустриальным государством; 2) аграрным государством; 3) аграрно-индустриальным государством; 4) постиндустриальным государством. 2. Укажите дату начала войны Франции с Россией в начале XIX в.: 1)26 июня 1812 г.; 2) 12 июня 1812 г.; 3)14 июля 1812 г.; 4) 22 июня 1812 г. 3. Развитие России сдерживалось наличием экономической системы: 1) феодально-крепостнической; 2) феодальной; 3) крепостной; 4) многоукладной. 4. Противниками самодержавия и крепостничества выступили дворяне: 1) их нельзя отнести к дворянству — это интеллигенция; 2) русская буржуазия была еще слаба; 3) буржуазия тесно сотрудничала с дворянством; 4) они «втянулись» в капиталистические отношения и были заинтересованы в преобразованиях. 5. Министерская реформа Александра I в 1802 была основана: 1) на принципе единоличия; 2) на принципе демократизма; 3) на принципе ответственности; 4) на принципе самостоятельности. 6. Соотнесите признаки, соответствующе феодализму и капитализму: 1) признаки феодализма; 2) признаки капитализма; 115 а) господство натурального хозяйства; б) широкое развитие товарного хозяйства; в) рабочая сила-товар; г) экономический характер принуждения; д) внеэкономический характер принуждения. 7. В хронологическом порядке расположите важнейшие события первой половины XIX в., проставив порядковые номера: а) тарутинский маневр; б) создание Северного общества; в) смерть Александра I; г) кавказская война; д) восстание декабристов; е) начало строительства храма Христа Спасителя. 8. Сословия дореформенной России: 1) дворянство, духовенство, крестьянство, казачество, мещанство; 2) духовенство, буржуазия, мещанство, казачество; 3) дворянство, духовенство, купечество, рабочие, крестьянство; 4) буржуазия, рабочие, крестьянство. 9. По своему политическому устройству Россия: 1) самодержавная монархия; 2) республика; 3) конституционная монархия; 4) феодальная республика. 10. В результате войны России со Швецией в 1808—1809 гг. Финляндия вошла в состав Российской империи. На каких условиях? 1) на правах автономии; 2) на правах федерации; 3) без каких-либо прав; 4) на правах конфедерации. 11. В конце июля 1812 г. русским армиям удалось соединиться. Это произошло: 1) под Минском; 2) под Харьковом; 3) под Киевом; 4) под Смоленском. 12. Укажите дату дворцового переворота, который привел Александра к престолу: 1)1—2 марта 1796 г.; 2)11—12 марта 1801 г.; 3) 25—26 февраля 1801 г.; 4) 26—27 января 1796 г. Вариант II Выберите правильный ответ 1. Продолжите своими словами. Самодержавно-монархическое государство — это: 116 2. «Государственный совет создан: 1) в 1820 г.; 2) в 1810 г.; 3) в 1811 г.; 4) в 1812 г. 3.В июне 1807 г. русская армия потерпела поражение под Фридландом. Был заключен мир России и Франции. В историю он вошел как: 1) Тильзитский мир; 2) Фридрихштадтский мир; 3) Бухарестский мир; 4) Версальский мир. 4.Стратегический план Наполеона в походе на Россию: 1) вклиниться между армиями, окружить, разбить поодиночке; 2) дать генеральное сражение одной из армий; 3) вклиниться между армиями, окружить, дать генеральное сражение; 4) одновременно окружить армии и разбить их. 5.Континентальная блокада была невыгодна России, потому что: 1) российская промышленность испытывала острый кризис; 2) пошатнулось политическое положение России; 3) русские дворяне и купцы терпели убытки, падал курс рубля; 4) Россия оказалась в политической изоляции. 6.М. И. Кутузов 1 сентября 1812 года решил оставить Москву, отступая на Рязань, сделал при этом обманный маневр. Этот маневр вошел в историю как: 1) Рязанский маневр; 2) Тарутинский маневр; 3) Калужский маневр; 4) Шевардинский маневр. 7. Бородинское сражение 1812 г. произошло: 1) 26 августа; 2) 24 августа; 3) 1 сентября; 4) 2 сентября. 8. К числу привилегированных сословий относились: 1) купечество; 2) духовенство; 3) казачество; 4) мещанство. 9. Допишите название процесса, о котором свидетельствуют следующие факты из истории России первой половины XIX в.: 1) рост численности рабочих; 2) открытие в 1837 г. первой железной дороги; 3) увеличение ввоза машин в 4 раза; 4) рост производства машин; 117 5) ____________________________________________________ . 10. Расположите в хронологической последовательности важнейшие события первой четверти XIX в.: 1) Тарутинский маневр; 2) создание Северного общества; 3) заграничные походы русской армии; 4) мятеж Черниговского полка; 5) создание Южного общества; 6) смерть Александра I. 11. Условия Тильзитского мира: 1) Наполеон получил на севере Европы свободу действий; 2) Россия присоединилась к континентальной блокаде; 3) установлена полная гегемония Франции в Европе; 4) Россия заключила договор с Англией против Франции. 12. Реформаторская деятельность Александра I связана с именем: 1) Н. Карамзина; 2) Н. Новосильцева; 3) М. Сперанского; 4) П. Палена. ОТВЕТЫ ПО КУРСУ «МИР В НОВОЕ ВРЕМЯ. XIX—НАЧАЛО XXв.» Англия в XIXв. Вариант I:1 —1; 2—4; 3—2; 4—1; 5—3, 4; 6—1; 7—3; я—3; 9—1в, 2г, За, 46; 10—1; 11—1; 12 — политическое движение, цель — защита традиционных устоев. Вариант II: 1 — первое массовое политически оформленное революционное движение рабочих в Англии; 2— 2, 4; 3—3, 4; 4— 1, 2; 5—1, 2; 6—1г, 2в, 36, 4а; 7—3, 4; 8— 1, 4; 9-1; 10 - 3, 4; 11 - 1; 12-1. Франция в XIX в. Вариант I: 1—2, 4; 2—1, 2; 3—2; 4—3, 4; 5—3; 6—1; 7—1; 8 —бумажные деньги; 9—1, 2; 10— 2; 11—1; 12—1, 3. Вариант II: 1 — экономическая политика Франции по отношению к Англии; 2—1; 3—2, 4; 4—3, 4; 5—2, 4; 6—1; 7—2; 8—1, 2; 9—1; 10—2, 3; 11—2, 4; 12—1. США в XIXв. Вариант 1:1—1, 3; 2—1, 2; 3—4; 4—1, 3; 5—2, 4; 6— 1; 7—1, 2; 8—4; 9—1; 10—1; 11 — власть, которой обладает группа людей в государстве; 12—1, 3. Вариант II: 1—2; 2—1; 3—1, 2; 4—2, 4; 5—1; 6—2, 3; 7—3; 8—1; 9—1; 10—1,4; 11 — объединение независимых самостоятельных государств; 12 — 1, 2. Общественная мысль и движение в Европе и США в XIX в. Вариант I: 1—1, 3; 2—1, 3; 3—1, 2; 4—1, 3; 5—2, 4; 6-3, 4; 7—1, 4; 8—2, 4; 9—4; 10—2; 11—1, 2; 12—2. Вариант II: 1—1; 2 —наиболее острая форма борьбы между новым и старым; 3—3; 4—1, 2; 5—1; 6—3; 7—2; 8 - 1; 9—3, 4; 10—1; 11—1; 12—1, 2. XIXвек —век индустриализации и урбанизации Вариант I: 1—3; 2 — периодически повторяющееся Перепроизводство товаров; 3—1; 4—3; 5—2, 3; 6—3; 7— 2; 8 - 1, 2; 9—1, 2; 10 — 1а, в; 11—1, 2; 12—1, 2. Вариант II: 1 — 1а, б; 2—4; 3—1; 4—1; 5- 1; 6—3; 7 — 16, 2г, За, 4в; 8—1; 9—2; 10—3; 11—1; 12—1, 4. Российская империя в начале XIX в. Вариант I: 1—2; 2—2; 3—1; 4—2; 5—1; 6—1а, г; 26, в, д; 7—1а, 26, Зв, 4д, 5е, 6г; 8—1; 9—1; 10—1; 11-4; 12 - 2. Вариант II: 1 — форма правления в России, при которой власть монарха неограниченна; 2—2; 3—1; 4—1; 5— 3; 6—2; 7—1; 8—1, 2; 9 — промышленная революция; 10—1, 3, 2, 5, 6, 4; 11—1, 2; 12—3. Россия во времена Николая I Вариант 1:1 — переход от ручного труда к машинному; 2—2, 3; 3—4; 4—1; 5—3; 6-1; 7—2; 8—1, 2; 9-1, 3; 1 10—1, 2; 11—3,4; 12—1,2. Вариант II: 1—2, 3; 2 — отход крестьян на заработки; 3—1; 4—3; 5—1, 4; 6—1; 7—1, 2; 8—3, 4; 9—1, 2; 10-2,3; 11—1,3; 12 — 1,2. Общественная мысль и движение в России первой половины XIX в. 133 Вариант 1:1—3; 2—1, 2; 3—1; 4-1, 2; 5—3; 6-3; 7-1 1, 2; 8—1; 9—1, 4; 10-1; 11—1, 2; 12—1, 3. Вариант II: 1—2, 3; 2—1, 2; 3—3, 4; 4—2, 3; 5—1; 6—1, 2; 7—1; 8—1, 3; 9-3; 10-2; 11 — 1, 2; 12—1, 2. Реформы второй половины XIX в. Вариант I; 1—2; 2—1, 2; 3—2, 4; 4—1; 5—преобразования в обществе; 6—3; 7—1; 8—1, 4; 9—3; 10—1, 4; 11— 2,3; 12-1,2. Вариант II: 1—1; 2—1; 3—1, 3; 4—3; 5—1, 2; 6—4; 7-2; 8—1; 9—1, 2; 10-3, 4; 11-4; 12—1, 2. Пореформенная Россия Вариант I: 1 — 1, 2; 2—3, 4; 3—1, 4; 4—1, 2; 5—1, 2; 6-1; 7—1, 2; 8-3, 4; 9—1; 10— 1, 2; 11 — периодически повторяющееся перепроизводство товаров; 12—1. Вариант II: 1—1, 2; 2—3; 3—1, 3; 4—2; 5—3; 6—1, 2; 7—1; 8—3; 9—отрицание общепринятых ценностей, идеалов; 10—1; 11—1, 2; 12—2, 4. Россия в 1900—1916 гг. Вариант 1:1—3; 2—1; 3—1, 2; 4—3; 5—2; 6—3; 7—3; 8 - 1; 9—3; 10 — долгосрочное вложение капитала в различные отрасли хозяйства с целью получения прибыли; 11 - 1; 12 - 2. Вариант II: 1—4; 2—2, 3; 3-1, 4; 4—2; 5—1, 3; 6—2; 7 - 1; 8—2; 9—1; 10—3; 11—1; 12 — разряд избирателей по имущественному, национальному и другим признакам.