Раздел «Западная Европа и Россия в новое время» Тема: «АНГЛИЯ В XV—XVIII вв.» Вариант I Выберите правильный ответ 1. В начале XVII в. в Англии по-прежнему вся земля считалась собственностью: 1) короля и лендлордов; 2)короля; 3) лендлордов; 4) лендлордов и крестьян. 2.Выберите факты, подтверждающие незавершенность Английской революции: 1) установление конституционной монархии. 2) принятие Конституции; 3) сохранение некоторых феодальных пережитков; 4) введение всеобщего избирательного права 3.Знаменитая армия Кромвеля строилась: 1) на назначении командного состава по знатности; 2) на жесткой дисциплине; 3) на всеобщей воинской повинности; 4) на оплате солдатской службы. 4.Основная причина Английской революции: 1) противоречия между старыми феодальными отношениями и новыми капиталистическими отношениями; 2) неограниченная власть короля и дворянства; 3) необходимость ликвидации абсолютизма, сдерживающего развитие капиталистических отношений; 4) обострение социальных противоречий в обществе. 74 5.Самыми многочисленными группами среди пуритан были: 1) протестанты; 2) пресвитериане; 3) индепенденты; 4) католики. 6. Продолжите своими словами. Революция - это... 7. Английский парламент состоял из двух палат: 1) палаты лордов, члены которой назначались королем; 2) палаты общин, члены которой избирались от городов; 3) палаты сословных представителей, члены которой избирались от городов и деревень; 4) палаты лордов, члены которой избирались лендлордами. 8. Соотнесите исторические события и даты: 1) гражданская война а) 1640—1653 гг.; 2) провозглашение республики б) 1660 г.; 3) долгий парламент в) 1642—1648 гг.; 4) в) реставрация монархии г) 1649 г. 9.Борьбу народных масс за дальнейшее развитие революции продолжили: 1) Джон Лильберн и левеллеры; 2) Оливер Кромвель и его армия; 3) Джеральд Уинстенли и диггеры; 4) Прайд и его армия. 10.Пресвитериане отражали интересы: 1) крупных землевладельцев из нового дворянства; 2) средней и мелкой буржуазии; 3) банкиров и купцов; 4) среднего слоя нового дворянства. 11. Режим протектората стал возможен благодаря: 1) выступлениям диггеров; 2) новым мятежам сторонников монархии; 3) влиянию левеллеров на армию Кромвеля; 4) крестьянским волнениям против помещиков. 12. В результате Английской революции Англия стала: 1) конституционной монархией; 2) абсолютной монархией; 3) парламентской республикой; 4) президентской республикой. Вариант II Выберите правильный ответ 1.Результатами Английской революции можно считать: 1) ликвидацию абсолютизма; 2) сохранение монархии, наследственной палаты лордов; 75 3) установление республиканского строя; 4) уничтожение всех феодальных пережитков. 2. В Англии мануфактуры создавались в основном: 1) в сельской местности, так как там не было цеховых правил; 2) в городах и сельской местности; 3) в городах, так как там господствовали цеховые правила; 4) в поместьях лендлордов. 3. Выберите факты, подтверждающие развитии капитализма в сельском хозяйстве Англии: 1) применение примитивных орудий труда; 2) использование наемного труда батраков? 3) производство сельскохозяйственной продукции для продажи; 4) сосредоточение в руках лендлордов земли. 4. Одним из изобретений, положившее начало промышленному перевороту в Англии: 1) паровой двигатель; 2) летучий челнок для ткацкого станка; 3) применение ватерного способа в металлургии; 4) механическая прялка «Дженни». 5.Выберите факты, подтверждающие, что в XVI в. в Англии была абсолютная монархия: 1) власть короля была неограниченной; 2) парламент собирался и распускался по решению короля; 3) присутствовало разделение властей; 4) король имел право вводить новые налоги без парламента. 6. Английская поговорка «Копыто овцы превращает песок в золото» связана: 1) с развитием овцеводства и сукноделия; 2) с выведением особой породы овец; 3) с разработкой золотых приисков; 4) с развитием фермерского хозяйства. 7. Меры, предпринятые Карлом I и мешающие развитию мануфактур и торговли: 1) введение единой системы меры и веса; 2) монополия на производство и продажу основных товаров; 3) обложение специальным налогом торговли солью; 4) увеличение таможенных пошлин на ввозимую продукцию. 8. Новые дворяне занимались: 1) мануфактурным производством; 2) увеличением господской запашки; 3) производством продукции на рынок; 4) разведением новых пород лошадей. 9.Пуритане — это: 1) сторонники очищения Англиканской Церкви от остатков католичества; 76 2) сторонники создания независимых церковных общин; 3) сторонники упразднения Церкви; 4) сторонники отмены некоторых религиозных обрядов. 10. Главный соперник Англии в морской торговле: 1) Португалия; 2) Венеция; 3) Испания; 4) Франция. 11. Индепенденты отражали интересы: 1) крупных землевладельцев из нового дворянства; 2) банкиров и купцов; 3) среднего слоя нового дворянства; 4) средней и мелкой буржуазии. 12. Разгром «Непобедимой Армады» дал возможность Англии: 1) захватывать колонии; 2) совершать кругосветные путешествия; 3) продолжить поиск морского пути в Индии; 4) вывозить золото и серебро с Африканского континента. Тема: «ФРАНЦИЯ В XV—XVIII вв.» Вариант I Выберите правильный ответ 1. Существенными признаками абсолютизма являются: 1) экономическое обособление государства от других государств; 2) сосредоточение законодательной, исполнительной и судебной властей в одних руках; 3) создание огромного бюрократического аппарата; 4) установление высоких пошлин на ввозимые товары. 2. При выборах в Генеральные Штаты в 1789 г. избиратели дали наказы, в которых: 1) буржуазия требовала политических прав; 2) крестьяне требовали отмены феодальных повинностей; 3) буржуазия требовала демократической республики; 4) рабочие требовали избирательных прав. 3. Лозунг «Отечество в опасности!» связан: 1) с борьбой в Законодательном собрании; 2) с войной против Австрии и Пруссии; 3) с контрреволюционными действиями роялистов; 4) с выступлениями крестьянских масс против Жирондистов. 4. Бастилия в глазах населения: 1) была оплотом и твердыней абсолютной монархии; 2) представляла собой важную военную позицию; 3) ассоциировалась с кардиналом Ришелье; 77 4) представляла собой оплот Католической Церкви. 5.Наиболее важные декреты якобинцев: 1) об уничтожении феодальных повинностей 2) о введении нового революционного календаря; 3) о возвращении крестьянам всех общинных земель; 4) о провозглашении Франции республикой. 6.Слова «Государство — это я» принадлежат: 1) кардиналу Ришелье; 2) Людовику XIV; 3) Гастону Орлеанскому (брату короля); 4) Рошфору. 7. Продолжите своими словами. Суверенитет - это... 8. Определите основные сословия Франции: 1) духовенство; 2) дворянство; 3) крестьянство; 4) купечество; 5) все остальные. 9.Революция выдвинула талантливых полководцев, таких как: 1) Массен; 2) Сен-Жюст; 3) Мюрат; 4) М. Лафайет. « выберите факты, подтверждающие установление абсолютизма во Франции: 1) ЛюдовикаXIV называли «Король-Солнце»; 2) исключительное право создавать оперы имел аббат Перрен; 3) вводилась свобода вероисповедания; 4) только дворянство имело право свободного высказывания. 11.Укажите деятелей Французской революции: 1) Г.-О. Мирабо; 2) Ж.-Ж. Руссо; 3) М.-Ж. Лафайет; 4) Монтескье. 12. Основой политики якобинцев являлись: 1) жесткая централизация управления; 2) введение местного самоуправления; 3) революционный террор; 4) расширение демократических прав и свобод. Вариант II Выберите правильный ответ 1. Развитие промышленности во Франции сдерживалось: 1) наличием средневекового цехового законодательства; 78 2) таможенными пошлинами внутри страны; 3) отсутствием монопольного права на промышленность; 4) наличием частной собственности на землю. 2. Установление абсолютизма стало возможным в связи: 1 ) с развитием капиталистических отношений; 2) с противоречиями между дворянством, буржуазией; 3) с неспособностью буржуазии к политической борьбе; 4) с независимостью королевской власти о Церкви. 3. Название «Учредительное собрание» означало, что собрание берет на себя: 1) ответственность и право учредить Конституцию; 2) право отменить сословия; 3) введение всеобщего избирательного права; 4) право отменить феодальную собственность. 4. Коммуна Парижа — это: 1) новый орган законодательной власти во Франции; 2) орган городского самоуправления; 3) учреждения для совместного проживания парижан; 4) отряды самообороны в Париже. 5. Ришелье, поощряя развитие промышленности и торговли: 1) ввел высокие ввозные пошлины; 2) продолжил колониальные захваты; 3) разрешил покупать землю; 4) продал монопольное право на торговлю. 6. Во время революции во Франции создавались: 1) мэрии; 2) муниципалитеты; 3) отряды Национальной гвардии; 4) парламентская армия. 7. Кальвинистов во Франции называли: 1) гугенотами; 2) протестантами; 3) преторианцами; 4) пуританами. 8. «Декларация прав человека и гражданина», принятая Учредительным собранием в 1789 г., провозглашала: 1) «Закон должен быть равным для всех»; 2) «Все, что не воспрещено законом, то дозволено»; 3) «Все люди сотворены равными и наделены от Создателя неотчуждаемыми правами»; 4) «Объявляем от имени и по поручению народа, что эти колонии суть и по праву должны быть свободными». 9. Активными гражданами называли: 1) наиболее активных граждан во время предвыборной кампании; 79 2) не получивших избирательных прав; 3) имеющих избирательные права; 4) наиболее активных граждан в Учредительном собрании. 10. Укажите законы и постановления, которые подтверждают, что во Франции начинается становление гражданского общества: 1) отмена сословного деления, наследственных титулов; 2) Церковь лишена права регистрации актов Рождения, брака и смерти; 3) принят закон о выкупе крестьянами феодальных повинностей; 4) рабочим запрещено создавать союзы и организовывать стачки. 11. Основная сила третьего сословия: 1) буржуазия; 2) крестьянство; 3) купечество; 4) ремесленничество. 12. По Конституции 1791 г. Франция стала: 1) республикой; 2) самодержавной монархией; 3) империей; 4) конституционной монархией. Тема: «РЕФОРМАЦИЯ И КОНТРРЕФОРМАЦИЯ» Вариант I Выберите правильный ответ 1. Центром Реформации церкви стала: 1) Англия; 2) Германия; 3) Франция; 4) Испания. 2. В своих тезисах Мартин Лютер утверждал: 1) грехи без покаяния отпускать нельзя, покаяние требует внутреннего перерождения человека; 2) отпущение грехов может быть без покаяния; 3) главное богатство церкви — Священное Писание; 4) главное богатство церкви — земля и люди' 3. Французских кальвинистов называли: 1) гугенотами; 2) протестантами; 3) индепендентами; 4) иезуитами. 4. Продолжите своими словами индульгенция – это…... 5. Жан Кальвин создал свое учение: 1) о «вечном свете»; 2) о предопределении; 80 3) о «царстве святых»; 4) о Реформации. 6.В программе «Двенадцать статей» восставшие выдвинули свою программу, в которой требовали: 1) выборности священников; 2) отмены десятины в пользу церкви; 3) распределить монастырские земли между крестьянами; 4) установить справедливые законы. 7.Борьба Римской Католической церкви с Реформацией вошла в историю под названием: 1) контрреформации; 2) инквизиции; 3) религиозных войн; 4) крестовых походов. 8. В период папства Павла III Католическая церковь: 1) применяла самые жестокие меры к еретикам; 2) вела открытые религиозные войны по всей Европе; 3) обучала священнослужителей вести споры и дискуссии; 4) стала следить за уровнем образования духовенства. 9.Соотнесите даты и события: 1) Тридентский собор а) 1524—1525 гг.- 2) Начало Реформации б) 1540 г.; 3) Крестьянская война в Германии в) 1545—1563 гг.- 4) Учреждение «Общества Иисуса» г) 1517 г. (ордена иезуитов) 10.Лютеранская церковь, созданная Мартином Лютером, отличалась от Католической тем, что: 1) была наставницей людей в религиозной жизни; 2) священнослужителем мог быть избран любой член религиозной общины; 3) являлась посредницей между Богом и людьми; 4) священнослужителем мог быть только человек, окончивший богословский факультет университета. 11.Своей главной задачей иезуиты считали: 1) воздействие на умы людей; 2) открытие церковных школ; 3) борьбу за спасение души человека; 4) прославление Бога. 12. Укажите выдающегося деятеля народной Реформации: 1) Мартин Лютер; 2) Жан Кальвин; 3) Томас Мюнцер; 4) Мигель Сервет. Вариант II 81 Выберите правильный ответ 1. Министерская коммуна 1534—1535 гг. осуществила: 1) отмену долгов и денег в городе; 2) использование богатств князя-епископа (золото и серебро) на общественные нужды; 3) отмену монашества; 4) изъятие земель у монастырей и раздачу их крестьянам. 2. Причины Реформации церкви в Европе: 1) великие географические открытия; 2) процесс объединения государств; 3) распространение книгопечатания; 4) продажа церковью индульгенций. 3. Жан Кальвин утверждал: 1) необходимо ждать второго пришествия Христа; 2) близится день Страшного суда; 3) Бог изначально разделил всех людей на тех, кто спасется и кто погибнет; 4) никому из людей не дано знать о Господнем предопределении. 4. Неотъемлемыми чертами протестантской этики являются: 1) оправдание любых методов и средств для достижения целей; 2) бережливость и накопительство; 3) праздность и расточительство; 4) постоянное совершенствование в стремлении к прославлению Бога. 5. Задача реформы Католической церкви состояла: 1) в создании церкви, более соответствующее духу Нового времени; 2) в борьбе Католической церкви с ересью; 3) в осуществлении новых крестовых походов- 4) в борьбе со светской властью. 6. Нантский эдикт для Европы явился: 1) компромиссным решением религиозного вопроса; 2) примером бескомпромиссной борьбы с «ересью»; 3) первым примером установления веротерпимости; 4) показательным судебным процессом против гугенотов. 7. Протестантами называли: 1) сторонников создания независимых церковных общин; 2) сторонников Реформации; 3) сторонников отмены некоторых религиозных обрядов; 4) противников англиканской церкви. 8. С именем Мартина Лютера связано: 1) первое издание Библии на немецком языке; 2) организация Протестантской церкви; 3) массовые проповеди против Католической церкви; 4) организованное выступление крестьянства против Католической церкви. 9. Основателем ордена иезуитов был: 82 1) Игнасио Лойола; 2) Жан Кальвин; 3) Мартин Лютер; 4) Томас Мюнцер. 10. Анабаптисты считали: 1) что могут построить Царство Небесное на земле; 2) Божий суд должен вершить сам народ; 3) себя «святыми» и вершителями Божьего суда; 4) что человек не может спастись собственными силами, это решает Бог. 11.Столкновения между католиками и протестантами привели Европу: 1) к расколу церкви на Католическую и Православную; 2) к религиозным войнам; 3) к созданию военно-монашеских орденов; 4) к междоусобным войнам. 12.Протестанты-кальвинисты стояли на позициях: 1) борьбы против всего, что мешало успеху в ремесле, торговле, промышленности; 2) нравственности и добропорядочности человека; 3) прочности моральных устоев в обществе; 4) были уверены в том, что имеющий успех в земных делах предназначен к спасению. Тема: «ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ» Вариант I Выберите правильный ответ 1. Родиной Возрождения стала: 1) Италия; 2) Венеция; 3) Франция; 4) Англия. 2. Взгляды Вольтера: 1) выступал за уничтожение крепостного право. 2) природа очень проста и ясна для понимания; 3) «народ всегда груб и туп»; 4) разум человека ограничен. 3. Американский материк назван в честь Америго Веспуччи, потому что он: 1) открыл его во время кругосветного путешествия; 2) наиболее полно сделал его описание; 3) начал первым поиск путей в Индию; 4) открыл мыс Доброй Надежды. 4. Наибольшее внимание просветители уделяли: 1) естествознанию; 2) истории; 3) алхимии; 83 4) астрономии. 5. Франсуа Рабле как писатель-гуманист обличал: 1) средневековое образование; 2) нравы католического духовенства; 3) новые государственные порядки; 4) религиозные войны. 6. Продолжите своими словами. Просвещение - это... 7. Соотнесите имя ученого эпохи Просвещения и его открытие: 1) Исаак Ньютон а) изобрел счетную машину; 2) Пьер Лаплас б) открыл закон всемирного тяготения; 3) Днтуан Лавуазье в) обосновал схему образования Солнечной системы; 4) Годфрид Лейбниц г) раскрыл загадку горения вещества. 8. В эпоху Просвещения возрос интерес: 1) к науке; 2) к литературе; 3) к искусству; 4) к музыке. 9. К представителям искусства эпохи Возрождения относятся: 1) Микеланджело; 2) Рафаэль; 3) Ян Гус; 4) Кромвель. 10. Соотнесите представителя эпохи Просвещения и его занятие: 1) Дени Дидро а) юрист и философ; 2) Иммануил Кант б) доктор медицины; 3) Годфрид Лейбниц в) философ; 4) Доротея Акслебен г) редактор «Энциклопедии». 11. Атеистами и материалистами во Франции были: 1) Жельен Ламеттри; 2) Дени Дидро; 3) Иммануил Кант; 4) Исаак Ньютон. 2. Механистическая картина мира — это: 1) система атеистических взглядов; 2) система взглядов — мир можно познать при помощи законов механики; 3) система материалистических взглядов- 4) система взглядов на мир как на огромный механизм. Вариант II Выберите правильный ответ 1.Лавры победителя, открывшего морской путь в Индию, принадлежат: 1) Генриху Мореплавателю; 2) Васко да Гаме; 84 3) Христофору Колумбу; 4) Фернандо Магеллану. 2. Иммануил Кант, немецкий философ, стоял на позиции: 1) разумом можно понять мироздание; 2) человек не всемогущ; 3) разум человека ограничен; 4) Солнце есть центр Вселенной. 3. Культура гуманизма носила характер: 1) светский; 2) религиозный; 3) античный; 4) светско-религиозный. 4. Французский священник Жан Мелье полагал, что: 1) необходимо вернуться к первобытному состоянию человечества; 2) справедливо то общество, в котором ветераны и владеют общим имуществом; 3) необходимо отстаивать преимущества cвободной конкуренции; 4) пути достижения благополучия связав с борьбой бедных против богатых. 5. Правовое государство — это государство, в котором: 1) каждый человек, гражданин имеет неотчуждаемые права на жизнь, частную собственность и личные свободы; 2) государство не вмешивается во взаимоотношения между людьми; 3) власть стремится к разумному управлению я ограничена в своих действиях; 4) народ имеет право на восстание и свержение своих правителей. 6. Определите взгляды Н. Макиавелли: 1) государь должен быть философом; 2) человек должен подчиняться интересам государства; 3) государь должен обладать определенными характерными чертами; 4) человек должен стремиться к развитию своих духовных и физических сил. 7. Родиной эпохи Просвещения считается: 1) Англия; 2) Франция; 3) Италия; 4) Германия. Ь. Наибольшую известность Уильяму Шекспиру п Ринесли такие произведения: 1) «Укрощение строптивой»; 2) «Ромео и Джульетта»; 3 ) «Король Ричард III»; 4) «Король Лир». 9. Признаком хорошего тона в эпоху Просвещения считалось: 1) вести беседы на политические темы; 2) знание произведений Уильяма Шекспир; 3) вести беседы на научные и философские темы; 4) знание культуры эпохи Возрождения. 85 10. Многие деятели эпохи Просвещения считали 1) невежество присуще, прежде всего, простонародью; 2) недостаток образования объясняет отсутствие науки; 3) невежество присуще дворянству; 4) недостаток образования объясняет невежество и фанатизм средневековья. 11. Заслуга французских энциклопедистов заключается в том, что они: 1) сыграли выдающуюся роль в формировании общественного мнения; 2) способствовали просвещению среди простолюдинов; 3) сыграли выдающуюся роль в развитии науки; 4) способствовали развитию литературы и искусства. 12. Просветители критиковали: 1) абсолютистские порядки; 2) существующую систему образования; I 3) невежество и бездарность Католически Церкви; 4) мораль дворянства. Тема: «ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА В XVI—XVIII вв.» Вариант I Выберите правильный ответ 1. Основные черты мануфактуры: 1) крупное производство с использованием ручного труда; 2) применение наемного труда; 3) использование труда подмастерьев и учеников; 4) производство продукции на заказ. 2.Понятие «смутные времена» в Европе связано: 1) с началом разрушения устоев и ценностей традиционного общества; 2) с религиозными войнами; 3) с антигородскими восстаниями крестьян; 4) с укреплением позиций централизованных государств. 3.В Смутные времена появился такой жанр литературы, как: 1) трагикомедия; 2) социальная утопия; 3) городская; 4) гуманистическая. 4. Развитие товарного производства в сельском хозяйстве привело: 1) к расслоению крестьянства; 2) к укреплению крестьянской общины; 3) к разрушению общины; 4) к закреплению феодальной собственности за общинными землями. 5.В горнорудном деле стали применять технические приспособления. Это: 1) помпы, отсасывающие воду; 2) бурильные механизмы; 3) доменные печи; 86 4) прокатные механизмы. 6. Продолжите своими словами. Буржуазия - это... 7. Символ аграрной цивилизации: 1) земля; 2) крестьяне; 3) ремесло; 4) ремесленники. 8.Развитие мировой торговли привело к созданию: 1) бирж; 2) крупных международных банков; 3) гильдий; 4) парусного флота. 9.В XVI в. натуральное хозяйство стало вытесняться: 1) фермерским хозяйством; 2) ремесленным хозяйством; 3) промысловым хозяйством; 4) товарным хозяйством. 10. В XVIII в. усилились позиции таких стран как: 1) Пруссия и Россия; 2) Англия и Франция; 3) Испания и Португалия; 4) Польша и Голландия. 11. Буржуазия делится по размерам своего каптала на: 1) финансовую, промышленную; 2) монопольную, олигархическую; 3) крупную, среднюю, мелкую; 4) биржевую, колониальную. 12. Эпоха Великих географических открытий положила начало: 1) европейскому колониализму; 2) тесному общению Запада и Востока; 3) жестоким войнам между Западом и Востоком за колонии; 4) борьбе за рынки сырья и сбыта. Вариант II Выберите правильный ответ 1. Продолжите своими словами. Промышленный переворот — это... 2. Томас Мор в книге «Утопия» представлял справедливое общество: 1) как общество, где нет частной собственности; 2) как общество, где миром правит власть монарха; 3) как общество, где все жители острова занимаются общественно полезным трудом; 4) как общество, где восстановлены старые, милые сердцу порядки. 87 3. Разделение 'груда рабочих разных специальностей на мануфактуре способствовало: 1) повышению производительности труда; 2) улучшению качества готовой продукции; 3) усилению эксплуатации рабочих; 4) возможности повысить заработную плату рабочим. 4.Одна из ранних форм борьбы рабочего класс предпринимателями: 1) стачки, забастовки; 2) митинги и демонстрации; 3) профессиональные союзы; 4) пропаганда и агитация. 5.Производительные силы — это: 1) совершенствование средств производства; 2) совокупность средств производства и людей, приводящих их в движение; 3) обладание определенными трудовыми навыками и знаниями; 4) отношения людей, складывающиеся в процессе производства. 6.В XVII—XVIII вв. технические приспособления стали широко применять: 1) в мануфактурном производстве; 2) в сельском хозяйстве; 3) в ремесленном производстве; 4) в промысловом хозяйстве. 7.Соотнесите страны и их специализацию в об ласти производства: 1) Северная Италия, Испания а) животноводство; 2) Англия, Северная, Германия б) хлеб; 3) Польша, Россия в) бархат, атлас, парча; 4) Венгрия, Нидерланды г) хлопчатобумажные ткани. 8. Развитием городской жизни символом богатая становятся: 1) ростовщичество; 2) деньги; 3) товар; 4) банки. 9. Биржа — это: 1) форма рынка, где совершаются сделки по покупке и продаже ценных бумаг, товаров; 2) место найма рабочей силы; 3) учреждение, которое выпускает ценные бумаги; 4) место, где осуществляется только оптовая продажа. 10. К концу средневековья крестьяне все более отличались друг от друга: 1) по степени личной зависимости; 2) по экономическому положению; 3) по сословному признаку; 4) по роду деятельности. 88 11. В XVIII в. понятие «Запад» подразумевало: 1) прежде всего земли, которые заселяют европейцы; 2) мир людей, ведущих европейский образ жизни; 3) географическое пространство; 4) мир людей, которые живут по своему укладу жизни. 12. Упадок рыцарства связан: 1) с широким распространением огнестрельного оружия; 2) с изменениями рыцарского кодекса чести; 3) с развитием ремесленного производства 4) с научными открытиями и изобретения! Тема: «РОССИЯ В XVII в. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Вариант I Выберите правильный ответ 1. По отношению к семьям беглых крестьян помещики могли: 1) разделить имущество; 2) сослать на каторгу; 3) продать, обменять; 4) отдать в армию. 2. Укажите новые территории, где наблюдаете заметный рост населения: 1) Новгородские земли; 2) Поволжье; 3) Московские земли; 4) Урал и Сибирь. 3. В результате восстания в Москве в 1648 г. царь вынужден был: 1) назначить новых сборщиков налогов; 2) отстранить от власти Б. И. Морозова; 3) сократить срок беглых крестьян; 4) назначить новых начальников приказов. 4. Барщинное хозяйство характеризуется: 1) натуральным хозяйством; 2) личной зависимостью крестьянина; 3) товарным производством; 4) экономической зависимостью крестьян. 5. Ремесло — это: 1) мелкое производство промышленных изделий по заказу; 2) производство, где применяется техника; 3) промысловое хозяйство; 4) производство с разделением труда. 6.Российские мануфактуры использовали труд крепостных рабочих. Чем их труд отличался от труда наемных рабочих: 1) они получали зарплату; 89 2) ничем; 3) лучшими бытовыми условиями; 4) получали личную свободу. 7.В отличие от Запада в России на мануфактурах применялся труд: 1) крепостных крестьян; 2) наемных и крепостных рабочих; 3)батраков; 4) наемных рабочих. 8. XVII в. в России в области экономического развития характеризуется: 1) быстрым развитием капиталистических отношений; 2) дальнейшим процессом закрепощения крестьян; 3) формированием единого всероссийского Рынка; 4) появлением бирж, банков. 9. В XVII в. в Боярской думе преобладают: 1) незнатные дворяне, купечество; 2) потомки знатных московских бояр; 3) представители новгородских бояр; 4) потомки бывших удельных князей. 10. Разветвленная система приказов привела. 1) к единоначалию в области управления- 2) к совершенной системе управления; 3) к созданию огромного бюрократического аппарата; 4) к неразберихе и казнокрадству в области управления. 11. Причины церковного раскола: 1) Русская Православная Церковь стала национальной; 2) необходимость изменения обрядов и богослужебных книг; 3) борьба за подчинение светской власти; 4) начало секуляризации земель. 12. Основная причина городских восстаний XVII в.: 1) ухудшение положения населения из-за введения косвенных налогов; 2) недовольство деятельностью приказной системы; 3) дальнейшее закрепощение крестьян; 4) недовольство церковной реформой и расколом Церкви. Вариант II Выберите правильный ответ 1. Разоренное состояние России в начале XVII в. связано: 1) с прекращением династии Рюриковичей; 2) со Смутным временем; 3) с опричниной Ивана Грозного; 4) с уничтожением остатков Золотой Орды- 2. «Оно существует только в условиях натурального хозяйства и слабо связано с рынком». О ком виде хозяйства идет речь? 90 X) промысловое; 2) барщинное; 3) мелкотоварное; 4) ремесленное. 3. «Соборное уложение» 1649 г. разрешило дворянам: 1) дарить свои поместья монастырям; 2) покупать и продавать свои поместья; 3) передавать поместья по наследству; 4) дарить поместья государству. 4. Укажите новые черты в области экономики России: 1) крестьяне получают личную свободу; 2) сельское хозяйство втягивается в рыночные отношения; 3) формируется единый всероссийский рынок; 4) в городах устанавливаются цеховые правила. 5. Особенность мануфактуры в России заключается в применении: 1) вольнонаемного и крепостного труда; 2) крепостного труда; 3) вольнонаемного труда; 4) батрацкого труда. «. Экономическое развитие России сдерживалось: 1) системой крепостного права; 2) специализацией районов по выработке той или иной продукции; 3) введение начального образования для низших сословий: 4) создание русской письменности. 5. Причины поражения русских войск под Нарвой: 1) предательство иностранцев, командовавших русской армией; 2) небоеспособность русской армии; 3) количественное превосходство шведов. 6. В чем было преимущество коллегий перед приказами: 1) ведали определенными участками государственного управления; 2) деятельность была основана на инициативе и самостоятельности; 3) присутствовал принцип коллегиальности; 4) наличие огромного бюрократического аппарата. 7. Знаменитая Полтавская битва произошла: 1) в 1705 г.; 2) в 1709 г.; 3) в 1707 г.; 4) в 1708 г. 8. Отставание России от европейских стран объяснялось: 1) отсутствием у России открытого выхода в море, что мешало развитию внешней торговли; 2) наличием крепостнической системы; 3) наличием огромнейшей территории; 91 4) многонациональностью. 9. На Красной площади Петр I распорядился построить: 1) «Комедиальную храмину»; 2) Спасскую башню; 3) «Придворный театр»; 4) Лобное место. 10.Царевна Софья, добиваясь престола, опиралась на: 1) гвардию; 2)стрельцов; 3) даточных людей; 4) казачество, 11.Особенности развития русской промышленности и торговли в первой половине XVIII в.: 1) применение крепостного труда рабочих на мануфактурах; 2) освоение новых торговых путей в европейские страны; 3) интенсивное развитие крестьянских промыслов; 4) развитие мануфактурного дела в боярских вотчинах. 12. Даже после взятия Азова Россия не смогла решить вопрос Черного моря, так как: 1) Турция продолжала господствовать на Черном море; 2) не смогла отвоевать Керченский пролив; 3) Англия и Франция были категорически против; 4) помешали шведы. Вариант II Выберите правильный ответ 1. Цель «Великого посольства»: 1) найти союзников в предстоящей войне против Швеции; 2) заключить мирный договор с Польшей; 3) познакомиться с государственным устройством западных стран; 4) найти союзников в предстоящей войне против Турции. 2. Северная война приходится на период: 1) 1700—1721 гг.; 2) 1709—1721 гг.; 3) 1699—1720 гг.; 4) 1701—1721 гг. 3. Петр I начал свою реформистскую деятельность с преобразования: 1) мануфактуры; 2) армии и флота; 3) промышленности; 4) приказной системы. 4. Соотнесите название органов правления и их определение: 1) Главный магистрат а) высший орган, управляющий русской Церковью; 92 2) Земский собор б) высший законодательный, административный и судебный орган; 3) Синод в) центральное учреждение, управляющее городами; 4) Сенат г) сословно-представительное учреждение. 5. В результате Северной войны Россия: 1) отвоевала выход в Балтийское море; 2) лишилась части своей северной территории; 3) укрепила свое международное положение; 4) потеряла свою независимость. 6. Новое в русском быте: 1) в одежде появился европейский покрой; 2) бритье бород; 3) русские люди стали грамотными и образованными; 4) стали выпускаться книги и появились библиотеки. 7. Ухудшение положения крестьян в начале XVIII в. объясняется: 1) увеличением государственных повинностей; 2) припиской крестьян к мануфактуре; 3) насильственным переселением в Сибирь; 4) использованием крестьянского труда при строительстве флота. 8. Новое летосчисление в России было введено в: 1)1700 г.; 2) 1699 г.; 3)1701 г.; 4) 1702 г. 9. Ношение бород разрешалось: 1) крестьянам и ремесленникам; 2) священнослужителям и дворянам; 3) священнослужителям и крестьянам; 4) рекрутам и горожанам. 10. Петр I ввел ассамблею, которая представляла собой: 1) игровое заведение; 2) общественное собрание; 3) увеселительное заведение; 4) театральное представление. 11.Какие новшества были использованы во время Полтавской битвы: 1) фаланги и когорты; 2) земляные укрепления (редуты); 3) боевой клич «ура!»; 4) конная артиллерия. 12.Знаменитое морское сражение в период Северной войны: 1) Гангутское; 2) Азовское; 3) Балтийское; 4) Полтавское. 93 Тема: «РОССИЯ В ЭПОХУ ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ» Вариант I Выберите правильный ответ 1.Крупная, решающая сила при определении политики: 1)гвардия; 2) даточные люди; 3) Семеновский и Преображенский полки; 4) стрелецкое войско. 2.Понятие «бироновщина» воспринималось как 1) господство Тайной канцелярии; 2) активная борьба против русского дворянства 3) олицетворение засилья иноземцев в управлении государством; 4) упрочение позиций высших сановников. Продолжите своими словами. Дворцовый переворот-это... 3.Петр Ш подготовил указ, который решал один из важнейших вопросов России: 1) об отмене крепостного права; 2) о введении конституции; 3) о создании парламента в России; 4) о расширении прав купечества. 5. Борьба за престол в 1725 г. началась между двумя группировками: 1) высших сановников во главе с А. Меньшиковым; 2) родовитых аристократов во главе с князем Д. Голицыным; 3) гвардейцев во главе с Г. Орловым; 4) иностранцев во главе с вельможей петровского времени А. Остерманом. 6.При Елизавете Петровне государственными делами занимались: 1) Б. К. Миних; 2) А. И. Остерман; 3) П. И. Шувалов; 4) К. Г. Разумовский. 7. Целью своего царствования Елизавета Петровна провозгласила: 1) возвращение к порядкам своего отца; 2) отмену смертной казни; 3) расширение прав и привилегий дворянства; 4) ограничение прав и привилегий дворянства. 8. В ходе Семилетней войны русская армия применила новое артиллерийское оружие. Какое? 1) редуты; 2) «единороги»; 3) гаубицы; 4) пищаль. 9.Причины выдвижения на престол кандидатуры Анны Ивановны, дочери царя Ивана V: 94 1) других кандидатур просто не было; 2) отсутствие связей с русским дворянством v Анны; 3) было оказано сильное влияние со стороны Пруссии; 4) ее «бедное» существование в Курляндии. 10. В интересах дворянства и купечества было осуществлено: 1) создание Дворянского земельного банка; 2) создание Коммерческого банка; 3) установление норм приписки крестьян к мануфактурам; 4) запрещение недворянам покупать крепостных. 11. Кондиции, выработанные Верховным тайным советом, содержали требования: 1) не назначать наследников; 2) расширять полномочия Верховного тайного совета; 3) важнейшие государственные дела должны решаться только при участии верховников; 4) не приглашать иностранцев в Россию. 12. В период правления Елизаветы Петровны в области экономики: 1) отменили внутренние таможенные пошлины); 2) отменили начало разведок и добычи золота; 3) работа комиссии по созданию нового Уложения (свода законов); 4) секуляризация монастырских и церковных земель. Вариант II Выберите правильный ответ 1. Период правления Анны Ивановны вошел в историю как: 1) «правление верховников»; 2) «бироновщина»; 3) «правление временщиков»; 4) «орловщина». 2. Гвардия использовалась: 1) для личной охраны императора; 2) для организации контроля за деятельностью различных учреждений; 3) для охраны пограничных рубежей; 4) для организации военных экспедиций в другие страны. 3. Выражение «словом и делом» связано: 1) с деятельностью Тайной канцелярии; 2) с Разбойным приказом; 3) с осуществлением реформ государственного аппарата; 4) с деятельностью кабинета министров. 4. В области церковной жизни Петр III: 1) запретил какие-либо другие вероисповедания; 2) прекратил преследование старообрядцев; 3) разрешил Церкви покупать дворянские земли; 95 4) объявил о секуляризации земель. 5. Престол после кончины Анны Ивановны унаследовал: 1) Иван Антонович — сын племянницы Анны Ивановны; 2) Петр Алексеевич — внук Петра I; 3) Карл Петр Ульрих — племянник Елизаветы Петровны. 6.Соотнесите имя правителя государства и время его правления: 1) Екатерина I а) 1727—1730 гг.; 2) Петр II б) 1730—1740 гг.; 3) Анна Ивановна в) 1741—1761гг.; 4) Елизавета Петровна г) 1725—1727 гг. 7.Верховный тайный совет был создан для: 1) лучшего управления государством; 2) ограничения власти Сената; 3) продолжения реформ Петра I; 4) тайного контроля за деятельностью высших сановников. 8. В период правления Елизаветы Петровны были восстановлены: 1) Сенат; 2) Синод; 3) Главный магистрат; 4) Тайная канцелярия. 9. Права и привилегии дворянства при Елизавете расширились. Это доказывает: 1) дворянство закрепило за собой право владеть землей и крестьянами; 2) дворянство освобождалось от государственной службы; 3) помещики получили право ссылать неугодных крестьян в Сибирь без суда и следствия; 4) все налоговое бремя было снято с дворян. 10 Указ Петра I о престолонаследии (1722 г.) утверждал право государя: 1) передавать престол по наследству; 2) самому выбирать и назначать наследника; 3) передавать престол по наследству как по мужской, так и по женской линии; 4) вместе с Сенатом выбирать и назначать наследника. 11.. Своим наследником Елизавета Петровна назначила: 1) Петра Федоровича; 2) Ивана Антоновича; 3) Петра Алексеевича. 12. Продолжите своими словами. Кондиции — это... Тема: «ЕКАТЕРИНИНСКАЯ ЭПОХА» Вариант I Выберите правильный ответ 1. Екатерина II пришла к власти в результате: 1) назначения ее престолонаследницей Елизаветой Петровной; 2) дворцового переворота; 96 3) выбора ее на престол Земским собором; 4) смерти ее супруга, Петра III. 2. Освоение новых плодородных земель позволило России: 1) начать экспорт зерна за границу; 2) решить проблему малоземелья крестьян; 3) начать раздачу земель дворянам; 4) совершенствовать сельскохозяйственную технику. 3.При Екатерине II в России впервые появились: 1) бумажные деньги; 2) ассигнации; 3) единая денежная единица; 4) серебряный рубль. 4.Наиболее важными событиями в период правления Екатерины II являются: 1) «Манифест о вольности дворянства»; 2) разделы Польши; 3) отмена крепостного права; 4) крестьянская война Е. Пугачева. 5.Продолжите своими словами. Просвещенный абсолютизм — это... 6. Соотнесите историческое событие и даты: 1) Русско-турецкая война а) 1767—1768 гг.; 2) Крестьянская война Е. Пугачева б) 1772—1795 гг.; 3) Разделы Польши в) 1768—1774 гг.; 4) Работа «Уложенной комиссии» г) 1773—1775 гг. 7. Основные лозунги восставших под руководством Пугачева: 1) волю крестьянам; 2) «доброго царя на престол»; 3) уничтожение помещиков и дворян; 4) «немку вон с престола». 8. В результате сенатской реформы: 1) улучшалось управление страной из центра; 2) укреплялась единоличная власть императора вводились ограничения монаршеской власти; 3) расширялись полномочия государственного аппарата. 9. Одна из причин ликвидации Запорожской Сечи: 1) опасность казачества для правительства как организованной силы; 2) казачество было правительству больше не нужно; 3) участие казаков в восстании Е. Пугачева; 4) казаки претендовали на власть на территории Украины. 10. Указ 1775 г., разрешивший крестьянскую промышленность, послужил толчком к: 1) расслоению крестьянства; 2) росту числа заводчиков из купцов и крестьян; 3) развитию крестьянского промысла; 97 4) вкладыванию капиталов в промышленность. 11. Результаты второй русско-турецкой войны: 1) Россия получила весь Крым, который стала осваивать; 2) началось строительство Черноморского флота; 3) Россия оказала помощь Балканским странам; 4) Россия потеряла Азов и часть земель между Бугом и Днепром. 12. К кому относятся слова Екатерины II «Бунтовщик хуже Пугачева»: 1) к Радищеву; 2) к С. В. Суворову; 3) к Г. Потемкину; 4) к Г. Орлову. Вариант II Выберите правильный ответ 1. Ведущей отраслью экономики России было: 1) сельское хозяйство; 2) мануфактурное производство; 3) промысловое хозяйство; 4) заводское производство. 2. Эпоха Екатерины II вошла в историю как: 1) эпоха просвещенного абсолютизма; 2) имперская эпоха; 3) «бироновщина»; 4) эпоха великих перемен. 3. Основные феодальные повинности крестьян данного периода: 1) десятина и отходничество; 2) барщина и оброк; 3) месячина и отработки; 4) подушная подать и барщина. 4. Продолжите своими словами. Месячина — это... 5. «Жалованная грамота дворянству» объявляла: 1) дворян привилегированным сословием; 2) свободу дворян от государственной и военной службы; 3) введение дворянского суда; 4) разрешала дворянам совершать куплю-продажу земли. 6.Екатерина II — одна из немногих монархов, кто находился в переписке: 1) с Вольтером; 2) с Монтескье; 3) с Робеспьером; 4) с Руссо. 7.В сельском хозяйстве стали использоваться такие культуры, как: 1) подсолнечник; 2) кукуруза; 3) табак; 98 4) лен. 8.Пугачев выступил под именем: 1) царевича Дмитрия; 2) императора Петра II; 3) царевича Федора; 4) императора Петра III. 9.В екатерининский период в России преобладали мануфактуры: 1) с использованием крепостного труда; 2) с использованием наемного труда; 3) с использованием труда отходников; 4) с использованием труда беглых крестьян. 10. Губернская реформа имела положительные стороны: 1) облегчала задачи управления на местах; 2) развивала самостоятельность и инициативу на местах; 3) давала центральной власти возможность полного контроля; 4) систему управления делала более гибкой и компромиссной. 11. В стране продолжалось господство: 1) крепостничества; 2) капиталистических отношений; 3) барщинного хозяйства; 4) мануфактурного производства. 12. Заслуга русского просветителя Н. И. Новикова: 1) сделал доступным для широкого круга читателей произведения французских философов-просветителей; 2) начал издавать детские, женские, экономические журналы; 3) критиковал русскую действительность; 4) пропагандировал европейский образ жизни. ОТВЕТЫ ПО КУРСУ «ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА И РОССИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ» Англия в XV—XVIII вв. Вариант I: 1—2; 2—1, 3; 3—2, 4; 4—1; 5—2, 3; 6 — наиболее острая форма борьбы между старым и новым (коренной качественный скачок); 7—1, 2; 8—1в, 2г, За, 46; 9-1; 10—1, 3; 11—2, 4; 12— 1. Вариант II: 1—1, 2; 2—1; 3—2, 3; 4—2; 5—1, 2; 6—1; Ш-2, 3; 8—1, 3, 9—1; 10—3; 11—3, 4; 12—1. Франция в XV—XVIII вв. Вариант I: 1—2, 3; 2—1, 2; 3—2; 4—1; 5—1, 3; 6—2; 7 - верховная, ни от кого не зависящая власть; 8—1, 2, 5;9—1, 3; 10—1, 2; 11—1, 3; 12—3, 4. Вариант II: 1—1, 2; 2—1, 3; 3—1; 4—2; 5—1, 2; 6—2, 3;7 - 1; 8—1, 2; 9—3; 10—1, 2; 11—1; 12—4. Реформация и Контрреформация 99 Вариант I: 1—2; 2—1, 3; 3—1; 4 — грамота об отпущении грехов; 5—2; 6—1, 2; 7—1; 8—3, 4; 9—1в, 2г, За, 46; 10—1, 2; 11 — 1; 12—3. Вариант II: 1—1, 2; 2—1, 3; 3—3, 4; 4—2, 4; 5—1;6 – 3; 7 - 2, 4; 8—1, 2; 9—1; 10-1, 3; 11—2; 12—1, 4. Эпохи Возрождения и Просвещения Вариант I: 1—1; 2—1, 3; 3—2; 4 — 1; 5—1, 2;6 — идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму; 7 — 16, 2в, 3г, 4а; 8—1; 9-1, 2; 10 —1г, 2в, За, 46; 11 – 1, 2; 12 – 2, 4. Вариант II: 1—2; 2—2, 3; 3—1; 4—2, 4; 5—1, 2;б – 2, 3; 7—1; 8—2, 4; 9—3; 10—1, 4; 11—1; 12—1, 2. Западная Европа в XVI—XVIII вв. Вариант I: 1 — 1, 2; 2—1; 3—2; 4—1, 3; 5—1, 2; 6 - класс собственников средств производства; 7—1; 8—2; 9-4; 10—1,2; 11—3; 12—1,4. Вариант II: 1 — переход от ручного труда к машинному; 2—1, 3; 3—1, 2; 4—1; 5— 2; 6—1; 7—1в, 2г, 36,4а; 8—2; 9—1; 10—1, 2; 11—2; 12—1. Россия в XVII в. Экономическое и политическое развитие Вариант 1:1—1; 2—2, 3; 3—2; 4—1, 2; 5—1; 6—1; 7-2; 8—3; 9—1; 10—3, 4; 11 — 1, 2; 12—1. Вариант II: 1—1; 2—2; 3—1; 4—2, 3; 5—1; 6-1,3; 7—1, 4; 8—4; 9—2; 10-1, 2; 11-3; 12—2, 4. Россия в Петровскую эпоху Вариант 1:1—2; 2—1; 3—1, 4; 4—1, 2; 5—1, 3; 6— 3; 7—2; 8—1, 2; 9—1; 10—2; 11—1, 2; 12—2. Вариант II: 1—1; 2—1; 3—3; 4—1в, 2г, За, 46; 5-1 3; 6—1, 2; 7—1, 2; 8—1; 9—3; 10—2; 11—2, 4; 12—1. Россия в эпоху дворцовых переворотов Вариант 1:1 — 1; 2—3; 3 — смена власти в рез борьбы группировок за власть; 4— 1; 5—1, 2; 6—3, 4;" 1; 8—2, 3; 9—2, 4; 10—1, 2; 11—1, 3; 12—1, 2. Вариант II: 1—2; 2—1, 2; 3—1; 4—2, 4; 5-1; 6-1г, 2а, 36, 4в; 7—1, 2; 8—1, 3; 9—1, 3; 10—2; 11-1; 12 - условия вступления на престол российской императриц Анны Ивановны. Екатерининская эпоха Вариант I: 1—2; 2—1; 3—1; 4—2, 4; 5 — политика XVIIIв. Для укрепления власти дворян в условиях развития капитализма; 6—1в, 2г, 36, 4а; 7—1, 3; 8—1, 2; 9—1; 10 – 2, 4; 11 – 1, 2; 12 – 1. Вариант II: 1 — 1; 2—1; 3—2; 4 — вид барщины за продовольственный паек; 5—1, 3; 6—1; 7—1, 3; 8—4; 9— 1; 10 - 1,3; 11 - 1,3; 12 - 1,2.