menu
person

Тема №9182

Ответы к тестам по истории 92 темы (Часть 2)

Раздел «Мир и Россия в средние века»
40
Тема: «ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА В V—XI вв.»
Вариант I
Выберите правильный ответ
1. Переход к соседской общине у германцев:
1) привел к возникновению неравенства;
2) укрепил родовую общину;
3) положил начало формированию централизованного государства;
4) укрепил власть народного собрания — тинг.
2. Одно из важнейших событий XI в.:
1) падение Константинополя;
2) разделение христианской Церкви на Православную и Католическую;
3) распад империи Карла Великого;
4) создание центра христианской религии — Ватикана.
3. Римский историк Тацит писал: «Знатность или выдающиеся заслуги отцов
доставляют звание вождя юношам». Это подтверждает, что:
1) власть начинает передаваться по наследству;
2) передача власти определялась на народной собрании;
3) вопрос власти решался жрецами;
4) происходило выделение знати.
4. Обязанности вассала по отношению к сеньору:
1) поставлять продукты питания и ремесленные изделия;
2) содержать войско сеньора;
3) выкупать сеньора из плена, если он в такс вой попал;
4) идти вслед за ним в военный поход.
5. В 1099 г. был взят Иерусалим. Какое государство основали там рыцари:
1) Латинское королевство;
2) Сардинское королевство;
3) Королевство Барбароссы;
4) Сарацинское королевство.
6. Крестьянин Видвард должен был раз в год доставлять господину яйца,
виноград, лен и т. Такой вид платы называется:
1) натуральный оброк;
2) барщина;
3) церковная десятина;
4) лань.
7.Человек, отлученный от Церкви:
1) предавался смертной казни;
2) не мог вступить в брак;
3) не мог быть похоронен по «христианскому обряду»;
4) считался изгоем общества и жил отшельником.
8.Зависимый крестьянин владел:
1) наделом земли;
2) орудиями труда;
41
3) пастбищами и лугами;
4) домашним скотом.
9.Коронование Карла Великого как «императора Запада» связано:
1) с победой Карла над аварами;
2) с победой при Пуатье над арабами;
3) с завоеваниями Карла Великого;
4) с завоевательным походом Карла на Византию.
10. На основе предложенного отрывка определите вооружение войска: «По
лестницам упорно лезут... пускают луки в ход и арбалеты... в них ядра шлют из
камнеметов сверху»:
1) ____________________
2) ____________________
3) ____________________
4) ____________________
Вариант II
Выберите правильный ответ
1 На основе отрывка определите, о чем идет Речь: «Там копья всадники ломают...
чтоб сбить со взмыленных коней своих противников скорей»:
1) о турнире;
2) об осаде замка;
3) о военных столкновениях племен;
4) о военных походах.
2. Римский историк Тацит писал: «Землю по-прежнему делят старейшины, но уже
между отдельными землями». Это говорит о том, что y германцев:
1) зарождается неравенство;
2) идет переход от родовой общины к соседской;
3) зарождаются элементы государственности;
4) создаются племенные союзы.
3. Выражение: <« Государство, недавно еще единое, разделено на три части» —
связано:
1) с распадом империи Карла Великого;
2) с неудачными завоевательными похода Карла Великого;
3) с распадом государства Хлодвига;
4) с завоеванием франками Галлии.
4. Высшая власть при племенном управление принадлежала:
1) вождю — королю;
2) вождю и старейшинам;
3) старейшинам;
4) народному собранию.
5. Система передачи наследства, при которой только старшему сыну доставался
феод, — это:
1) майорат;
42
2) патронат;
3) вассалитет;
4) чередование.
6. Выберите изречения, говорящие о низком уровне грамотности среди
феодалов:
1) «Пусть даст его прочесть он грамотеям»;
2) «Один посланец — он грамоте умел — прочел герою письма»;
3) «Прочел книгу от доски до доски»;
4) «И переписчик свою награду будет иметь».
7. На основе отрывка впишите музыкальные инструменты средневековья:
«Звук слышен то рожка, то флейты... у тех свирель, с волынкой —эти»:
1) ______________________;
2) ______________________;
3) ______________________;
4) ______________________.
8. Попытки ввести римские законы вместо племенных были неудачными,
потому что:
1) уровень развития у германцев был примитивным;
2) духовенство и вожди не были с ними знакомы;
3) не подходили к образу жизни германцев;
4) необходимо было принять христианство.
9. Причина господства натурального хозяйства:
1) отсутствовали центры торговли;
2) примитивная техника сельского хозяйства;
3) во всех поместьях производилась одна и та же продукция;
4) ни феодалы, ни крестьяне не были заинтересованы в торговле.
10. Папа Сильвестр II был на редкость образ ванным человеком. В Европе он:
1) ввел арабские цифры;
2) основал династию Капетингов;
3) ввел в монастырях музыкальное образовании
4) ввел астрономические инструменты.
Тема: «ВИЗАНТИЯ, АРАБЫ В V—XI вв.»
Вариант 1
Выберите правильный ответ
1. Столица Византийской империи:
1) Стамбул;
2) Мекка;
3) Константинополь;
4) Александрия.
2. Общие черты развития Западной Европы ж Византии:
1) образование крупных земельных владение
2) превращение свободных общинников в зависимых крестьян;
43
3) сильная центральная власть;
4) большое число чиновников.
3. В Византийской империи получили развитием
1) производство шерстяных и шелковых тканей
2) добыча пурпура;
3) производство папируса;
4) изготовление стеклянной посуды.
4. Развитию культуры Византии способствовало то, что:
1) сохранились большие города, которые являлись центрами культурной и
политической жизни
2) существовало единое государство;
3) являлись преемниками греческой культуры;
4) существовала единая религия — христианство.
5. Византия вела торговлю:
1) с Ираном;
2) с Индией;
3) с Китаем;
4) верно все перечисленное.
6. Основное занятие арабов-бедуинов:
1) скотоводство;
2) земледелие;
3) ремесло;
4) охота.
7. Каждые четыре месяца в Мекке проводились...и на это время... Укажите,
что пропущено:
1) снаряжали караваны в соседние страны;
2) ярмарки — ежегодные торги;
3) прекращались военные действия на всей территории стран Арабского
халифата;
4) Олимпийские игры.
8. Виды деятельности, с которыми связано развитие в Арабском халифате
географии, математики, астрономии:
1) торговля и ремесло;
2) охота и бортничество;
3) завоевательные походы;
4) разведение домашнего скота.
9 Слова русского языка, заимствованные из арабского:
1) басурман;
2) ура;
3) шуба;
4) река;
5) ямщик.
10. Византийская империя устояла под натиском варваров, потому что:
44
1) император мог содержать сильную армию и флот;
2) сохранился обмен между городом и деревней;
3) у варваров не было попыток завоевать Византийскую империю;
4) Византийская империя уже была завоевана арабами-бедуинами.
Вариант II
Выберите правильный ответ
1.В Византийской империи были развиты:
1) производство стеклянной посуды;
2) резьба по слоновой кости;
3) производство ювелирных изделий;
4) гончарное ремесло.
2.Наиболее известный император Византии:
1) Константин;
2) Юстиниан;
3) Хлодвиг;
4) Карл Великий.
3.Византия могла защищать свои границы даже вести завоевательные войны
благодаря тому, что:
1) император мог содержать большую армии сильный флот;
2) она была сильным государством;
3) ее окружали очень слабые государства;
4) ее армия была хорошо вооружена.
4. Достижения Византии в области науки:
1) положено начало алгебре;
2) создан первый календарь;
3) изобретена звуковая сигнализация для передачи сообщений на расстояние;
4) построена первая обсерватория.
5. Арабы проживали на:
1) Аравийском полуострове;
2) Балканском полуострове;
3) Апеннинском полуострове;
4) п-ве Индостан.
6. У арабов, так же как и у других народов, велись постоянные межплеменные
войны. Причина:
1) из-за скота;
2) из-за земли;
3) из-за власти;
4) из-за религии.
7. Название религии арабов, способствовавшей объединению государства:
1) язычество;
2) ислам;
3) христианство;
45
4) буддизм.
8. В VIII в. у арабов образовалось государство. Оно называлось:
1) каганат;
2) халифат;
3) королевство;
4) империя.
9. арабов получили развитие:
1) математика;
2) химия;
3) география;
4) история.
10. Крупнейшие города Византийской империи:
1) Милет;
2) Александрия;
3) Фессалоники;
4) Каир;
5) Адрианополь.
Тема: «РАЗВИТИЕ РЕМЕСЛА И ТОРГОВЛИ»
Вариант I
Выберите правильный ответ
1. Натуральное хозяйство — это:
1) хозяйство, при котором производится все самое необходимое для собственного
потребления;
2) хозяйство, при котором производится все для продажи;
3) хозяйство, при котором производится все для собственного потребления и для
продажи;
4) хозяйство, при котором все производится только для потребления феодала.
2.Выберите аргументы, доказывающие, что рода были не совсем благоустроены:
1) в отличие от сельской местности, эпидемии в городах не было;
2) «улица одного человека» — название одной из улиц Брюсселя;
3) помои выливались прямо на улицу, на горе-зазевавшемуся прохожему;
4) мощеные мостовые, бани были на каждой.
3.Причины разделения сельского хозяйства и ремесла:
1) развитие земледелия;
2) совершенствование орудий труда;
3) развитие огородничества;
4) развитие скотоводства.
4.Первые города основывали:
1) иноземные купцы;
2) деревенские ремесленники;
3) крестьяне и ремесленники;
4) купечество и феодалы.
46
5.Городские ремесленники изготавливали изделия:
1) на заказ;
2) на продажу;
3) на заказ и продажу;
4) для даров сеньору.
6.Объединения городских ремесленников — это:
1) союз ремесленников;
2) ратуша;
3) цеха;
4) коммуна.
7.Первые города возникали:
1) у важных торговых дорог;
2) у замков феодалов;
3) у монастырей;
4) верно все вышеперечисленное.
8.Развитию средневековых городов мешали:
1) оброк, который платили ремесленники сеньору;
2) непомерные налоги на горожан;
3) своеволие сеньоров, они делали все, что хотели;
4) усиление королевской власти.
9.Освободившиеся от власти сеньоров города назывались:
1) коммуна;
2) ратуша;
3) полис;
4) мэрия.
10. Ремесленник был:
1) мелким собственником;
2) самостоятельным работником;
3) частным собственником;
4) зависимым работником.
Вариант II
Выберите правильный ответ
1.Событие, с которым связана запись средневекового историка: «...но епископа
мучила зависть к горожанам, и он постановил уничтожить коммуну»:
1) создание органов самоуправления в городах;
2) борьба городов с сеньорами;
3) ограничение прав сеньоров;
4) усиление королевской власти.
2.В начале XI в. играли главную роль в торговле:
1) иноземные купцы;
2) местные купцы;
3) ремесленники;
47
4) крестьяне.
3.Поговорка «Что с возу упало, то пропало» связана:
1) с грабежами купеческих караванов;
2) с правом сеньора брать понравившиеся ему вещи за провоз товаров по его
земле;
3) с феодальной собственностью на землю;
4) с пошлиной за переезд из одного феодального владения в другое.
4.Укажите, что имели цеховые организации:
1) свой герб;
2) свою церковь;
3) школу для учеников;
4) торговую контору.
5.Устав цеха требовал от ремесленника:
1) совершенствования орудий труда;
2) не заниматься торговлей;
3) изготавливать вещи по определенному образцу;
4) определенное количество станков.
6.Поговорка «Городской воздух делает свободным» связана:
1) с личной свободой крестьянина, если он прожил в городе один год и один день;
2) с освобождением города от личной зависимости сеньора;
3) с личной свободой купечества;
4) с освобождением городского населения от королевской власти.
7. Укажите, что связано с возникновением и развитием городов:
1) важнейшие изменения в жизни и культуре европейских народов;
2) дальнейший процесс разложения первобытного общества;
3) начало процесса закрепощения крестьян;
4) формирование центров политической и культурной жизни общества.
8. Определите, благодаря чему стало возможно освоение новых земель:
1) изобретениям и открытиям;
2) увеличению количества железных орудий труда;
3) системе трехполья;
4) усилению королевской власти.
9. На развитие сельского хозяйства оказало влияние:
1) увеличение добычи железной руды;
2) изобретение удобного хомута;
3) в употребление вошли подковы для лошади
4) развитие оружейного дела.
10. На отделение ремесла от сельского хозяйства оказали влияние:
1) совершенствование орудий труда сельского хозяйства;
2) повышение урожайности и рост посевным площадей;
3) уход «умельцев» из деревень;
4) господство натурального хозяйства.
48
Тема: «ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ГОСУДАРСТВО В ЕВРОПЕ»
Вариант I
Выберите правильный ответ
1. Сторонники королевской власти во Франции
1) купцы;
2) горожане;
3) крупные феодалы;
4) духовенство.
2. В отличие от Франции в Англии все феодалы являлись по отношению к королю:
1) прямыми вассалами;
2) не прямыми вассалами;
3) были свободны от вассальной присяги;
4) вассальную присягу давали только английские феодалы.
3. Нормандское завоевание положило начало:
1) феодальной раздробленности;
2) образованию централизованного государства в Англии;
3) образованию централизованного государства во Франции;
4) раннефеодальному государству.
4. Французскому королю в борьбе за расширение своих владений пришлось
столкнуться:
1) с испанским королем;
2) с португальским королем;
3) с германским императором;
4) с английским королем.
5. Суд присяжных в Англии возник:
1) с проведением судебной реформы Генрихом Н;
2) с городским самоуправлением;
3) с возникновением парламента;
4) с усилением королевской власти.
6. Выберите аргументы, доказывающие усиление власти короля:
1) стала чеканиться монета, которая признавалась повсюду;
2) стали издаваться королевские законы;
3) вводится единая мера веса;
4) создается регулярное войско.
7. Понятие «Брюггская заутреня» связано:
1) с восстанием феодалов против английского короля;
2) с восстанием ремесленников против французского короля;
3) с восстанием ремесленников против английского короля;
4) с восстанием феодалов против французского короля.
8. «Авиньонское пленение пап» связано с борьбой:
1) Филиппа IV Красивого с папством;
2) Филиппа II Августа с папством;
3) французской и английской церквей;
49
4) французского и английского короля.
9. Укажите государственное устройство Франции в результате создания
единого централизованного государства:
1) ограниченный абсолютизм;
2) монархия;
3) абсолютная монархия;
4) империя.
10. Сословная монархия — это:
1) централизованное государство, в котором королевская власть опиралась на
собрание представителей сословий;
2) централизованное государство с неограниченной властью короля;
3) централизованное государство, где власть короля ограничивается собранием
представите
4) централизованное государство, где управляет один человек, передающий свою
власть по наследству.
Вариант II
Выберите правильный ответ
1. Имя нормандского герцога, завоевавшего в 1066 г. Англию:
1) Вильгельм Завоеватель;
2) Ричард Львиное Сердце;
3) король Артур;
4) Вильгельм Оранский.
2. Король горожан на свою сторону привлекал:
1) оказанием военной помощи городам;
2) освобождением горожан от личной зависимости;
3) выдачей грамот на самоуправление;
4) помощью в укреплении городов.
3. Факты, подтверждающие усиление королевской власти во Франции:
1) введен постоянный ежегодный налог;
2) Генеральные Штаты при Людовике XI созывались только один раз;
3) король давал грамоты на самоуправление городам, которые признавали его
власть;
4) король обещал феодалам вернуть им отобранные замки.
4« Условия, благоприятные для создания в Англии централизованного
государства:
1) развитие внутренней торговли;
2) большинство городов располагалось на королевской земле;
3) не было выступлений феодалов против короля;
4) прямая вассальная зависимость феодалов
5.«Вольными стрелками» называли:
1) беглых крестьян, охотящихся на дичь королевских лесах;
2) беглых крестьян, пасших свой скот на королевских пастбищах;
3) людей, занимающихся разбоем на дороги
50
4) наемников английской армии.
6.Территории, отвоеванные Филиппом II Августом у Англии:
1) Нормандия;
2) север Франции;
3) Аквитания;
4) юг Франции.
7.Укажите, о чем говорит тот факт, что французский король Филипп I ограбил
итальянских купцов, ехавших на ярмарку в Шампань:
1) о нежелании короля организовывать и проводить ярмарки;
2) о слабости королевской власти;
3) о нежелании чеканить монету;
4) о силе королевской власти.
8. Из приведенного отрывка определите, в была заинтересована Церковь:
«Священный долг королей — обуздывать дерзость тираня которые раздирают
страну бесконечными войнами»:
1) в сильной централизованной властью короля;
2) в сильной власти Католической Церкви!
3) в слабости королевской власти;
4) во власти крупных феодалов.
9. Последствия перевода французских крестьян, а денежный оброк:
1) усилилась эксплуатация крестьян, что привело к полнейшему обнищанию;
2) стала постепенно исчезать их личная зависимость;
3) крестьяне стали превращаться в крепостных;
4) стала постепенно исчезать поземельная зависимость.
10. Укажите, почему Людовик IX писал своему сыну: «Охраняй города своего
королевства. при силе и богатстве больших городов бароны задумаются затеять
что-нибудь против тебя»:
1) горожане поддерживали сильную королевскую власть, в том числе и в военных
вопросах;
2) города приносили большую прибыль королевской казне;
3) города являлись центрами политической и культурной жизни;
4) это была единственная опора короля в борьбе с феодалами.
Тема: «ОБОСТРЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В ОБЩЕСТВЕ В
XIV—XV вв.»
Вариант I
Выберите правильный ответ
1 Общие причины восстаний в Англии и Франции:
1) последствия роста городов и расширение торговли;
2) замена барщины денежным оброком;
3) эпидемия чумы и голод;
4) неудачи в Столетней войне.
2. Некоторые феодалы стали освобождать зависимых крестьян на основании:
51
1) выкупа;
2) денежного оброка;
3) отработок;
4) натурального оброка.
3. Английский проповедник Джон Болл доказывал, что:
1) сначала все люди были равны;
2) земля должна принадлежать тем, кто на ней работает;
3) основная задача крестьян — обеспечение жизни феодала;
4) выступления против короля — есть выступления против Бога.
4. Соотнесите исторические события и даты:
1) восстание Уота Тайлера
2) а) 1455—1485 гг.;
3) Жакерия
4) б) 1337—1453 гг.;
5) Столетняя война
6) в) 1381 г.;
7) война Алой и Белой Розы.
8) г) 1358 г.
5. Победы гуситов над противниками, превосходящими их количеством,
объясняются:
1) дисциплинированностью и организованностью;
2) обученностью и применением боевых новинок;
3) феодальное войско было очень слабо оснащено вооружением;
4) большая часть чешских дворян поддерживала восставших.
6. При встрече с королем Уот Тайлер от имени восставших потребовал:
1) отмены крепостного права;
2) беспошлинной торговли;
3) уничтожения всех судебных книг;
4) освобождения всех заключенных из тюрем.
7. Ян Гус, выступая против духовенства, предлагал:
1) проводить богослужения на родном языке;
2) прекратить продажу индульгенций;
3) упразднить Церковь;
4) раздать церковные земли крестьянам.
8. Умеренные ставили своей целью:
1) ослабить могущество Католической Церкви;
2) отобрать часть церковных земель;
3) упразднить феодальные повинности;
4) ослабить королевскую власть.
9. Соотнесите исторические личности и факт их биографии:
1) Уот Тайлер; а) английский проповедник, один из вождей восстания;
2) Гильом Каль; б) идейный вождь чешского народа;
0) Джон Болл; в) руководитель восстания в Англии;
52
4) Ян Гус; г) руководитель восстания во Франции.
10. Восставшие ставили своей целью:
1) истребить дворян;
2) уничтожить королевскую власть;
3) добиться отмены крепостного права;
4) уничтожить документы, подтверждают права феодалов на землю.
11. Продолжите своими словами. Жакерия - это...
12. Причина восстания крестьян во Франции!
1) усиление феодальной эксплуатации;
2) ухудшение положения крестьян, связанное со Столетней войной и эпидемией
чумы;
3) нападение наемников на деревню Бовези;
4) недовольство королевской властью.
Вариант II
Выберите правильный ответ
1. Выберите факты, доказывающие, что восстание жаков и английских крестьян
было стихийным:
1) отсутствие организации и дисциплины;
2) отсутствие плана действий;
3) плохое вооружение;
4) незнание военного дела.
2. Новое в области военной тактики у гуситов:
1) походные колонны из боевых возов, везущих легкие пушки;
2) неподвижные лагеря из возов;
3) использование пушек при осаде крепостей
4) использование огнестрельного оружий
3. Причины поражения восстаний в Англии Франции:
1) стихийность и неорганизованность;
2) вера в доброго короля;
3) плохое вооружение, незнание военного дела;
4) верно все перечисленное.
4. В отличие от восстания жаков в Англии крестьянам оказали помощь:
1) городские бедняки и подмастерья;
2) рыцари;
3) крупные ремесленники;
4) купцы.
5.Определите последствия восстаний XIV в.:
1) привилегии феодалов были уничтожены;
2) ускорили процесс освобождения крестьян от личной зависимости;
3) церковные земли были конфискованы и розданы крестьянам;
4) крестьяне и феодалы стали обладателями равных прав.
53
6.В отличие от Англии и Франции рост городов, развитие ремесел и торговли не
привели:
1) к освобождению крестьян от личной зависимости;
2) к подъему хозяйства;
3) к восстанию крестьян;
4) к усилению феодальной эксплуатации.
7. К положительным результатам восстания Уота Тайлера относится:
1) отмена крепостного права;
2) отказ от барщины;
3) смягчение законов против бедняков;
4) снижение налогов.
8 Позиция Яна Гуса по отношению к феодалам:
1) не выступал против собственности феодалов за землю;
2) осуждал существующие феодальные порядки;
3) не выступал против существующих феодальных порядков;
4) необходимо феодалов лишить их права на землю.
9. За проповеди Яна Гуса и его выступления против Церкви духовенство:
1) лишило его церковного сана;
2) предало анафеме;
3) отлучило от Церкви;
4) присудило к сожжению.
10. Гибель Яна Гуса была воспринята населением Чехии как:
1) сигнал к открытому выступлению;
2) поражение их дела;
3) начало борьбы против Католической Церкви;
4) протест против введения нового налога. 1
11. Некоторые проповедники, считавшие себя последователями Яна Гуса,
призывали:
1) к уничтожению частной собственности;
2) к отмене феодальных повинностей;
3) к уничтожению королевской власти;
4) к «хождению в горы», т. е. уходу кресты от своих феодалов.
12. О хорошей организации в гуситском войске свидетельствует:
1) военный устав Яна Жижки;
2) хорошее вооружение;
3) единый план ведения военных действий;
4) единое руководство у восставших.
Тема: «ДРЕВНЯЯ РУСЬ»
Вариант I
Выберите правильный ответ
1.Перелог — это:
1) система земледелия у славян;
54
2) мера веса;
3) орудие труда в земледелии;
4) вид ремесла.
2. Восточные славяне вели борьбу:
1) с германцами;
2) с гуннами;
3) с арабами;
4) с хорватами.
3. Родоплеменная знать славян — это:
1) вождь, старейшины, варяги-дружинники;
2) князь, старейшины, жрецы-волхвы;
3) вождь, дружина, бояре;
4) король, купцы, друиды.
4. Центром объединения восточнославянских племен стал город:
1) Новгород;
2) Владимир;
3) Искоростень;
4) Киев.
5. В результате восстания древлян против князя Игоря княгиня Ольга установила:
1) урок;
2) полюдье;
3) новый вид налога;
4) штрафы.
6. Каждый член соседской общины владел:
1) домом;
2) инвентарем (орудиями труда);
3) скотом;
4) верно все перечисленное.
7. Язычество — это:
1) религия, которую исповедовали славяне;
2) вид идолопоклонства;
3) культовый обряд;
4) религиозные обряды.
8. Великий князь — это:
1) глава великого Киевского княжества в X— XII вв. на Руси;
2) предводитель дружины;
3) член Совета старейшин;
4) глава народного собрания у славян.
9. Археология — это:
1) наука, изучающая историческое прошлое человеческого общества;
2) искусство проектировать и строить;
3) историческая дисциплина, изучающая монеты;
4) историческая дисциплина, изучающая гербы по памятникам материальной 
55
культуры, находимым в основном при раскопках.
10. Укажите название государства v славян:
1) Славянское государство;
2) Киевская Русь;
3) Русское государство;
4) Киевская Рось.
11. Свидетельством перехода славян от первобытности к феодализму является:
1) развитие ремесла и торговли;
2) система двуполья;
3) усиление княжеской и боярской власти;
4) усиление власти народного собрания.
12.Основные земледельческие орудия у славян:
1)борона;
2) гончарный круг;
3) мотыга;
4) ткацкий станок.
Вариант II
Выберите правильный ответ
1.Соседями восточных славян были:
1) печенеги;
2) германцы;
3) хазары;
4) итальянцы.
2. К основным видам деятельности восточных славян можно отнести:
1) земледелие;
2) бортничество;
3) скотоводство;
4) промыслы охотничьи и рыболовные.
3. Вече — это:
1) народное собрание;
2) феодальная верхушка;
3) родоплеменная знать;
4) Совет старейшин.
4. Соотнесите историческую личность и события:
1) восстание древлян; а) князь Олег;
2) подписание договора с византийцами в 911 г.; б) князь Игорь;
3) установление уроков и погостов; в) княгиня Ольга;
4) походы на хазар; г) князь Святослав.
5. Восточные славяне поклонялись:
1) Перуну;
3) Одину;
4) Сварогу;
56
5) Пуришу.
6. Определите, с кем из кочевников воевали славяне:
1) с хазарами;
2) с готами;
3) с арабами-бедуинами;
4) с печенегами.
7. Былина — это:
1) мифы восточных славян;
2) хроника;
3) эпическая песня, посвященная историческим событиям;
4) летопись.
8. Народное собрание восточных славян называлось:
1) геруссия;
2)вече;
3) тинг;
4) форум.
9. Заполните схему «Зарождение государства»:
1) совершенствование орудий труда
2) ____________________________________
3) ____________________________________
4) __________________________________
5) ____________________________________
10. Походы на Византию позволяли славянам:
1) обогащаться;
2) заниматься торговлей;
3) иметь рабов;
4) развивать ремесло.
11. По легенде город Киев был назван в честь:
1) Хорива;
2) Кия;
3) Щека;
4) Перуна.
12. Укажите, что подтверждает развитие земледелия у славян:
1) обнаруженные археологами при раскопках семена злаков;
2) обнаруженные археологами при раскопках огородные культуры;
3) появление ремесленников;
4) наличие у славян таких орудий труда, как плуг, серп.
Тема: «КИЕВСКАЯ РУСЬ В XI—XIII вв.»
Вариант I
Выберите правильный ответ
1. Ярослав Мудрый стремился:
1) к укреплению своего единоличного господства;
57
2) к слиянию русской и константинопольской церквей;
3) к мирному урегулированию спорных внешнеполитических вопросов;
4) к установлению международных связей киевской Руси.
2 Признаками феодального строя являются:
1) господство натурального хозяйства;
2) развитие товарно-денежных отношений;
3) феодальные повинности крестьян (оброк и барщина);
4) общинная собственность на землю.
3. Законодательство «Русская Правда» связано с именем:
1) Ивана Калиты;
2) Ярослава Мудрого;
3) Владимира Мономаха;
4) Александра Невского.
4. «Ярослав читал книги. Это вошло у него в привычку». Отрывок
свидетельствует: о стремлении Ярослава к просвещению;
1) о попытке Ярослава развивать письменность на Руси;
2) Ярослав был образованным человеком;
3) о стремлении соответствовать положению князя.
5. Прозвище Красно Солнышко носил князь:
1) Владимир Святославович;
2) Владимир Мономах;
3) Святослав Окаянный;
4) Ярослав, сын Владимира.
6. Иностранные купцы привозили на Русь для торговли:
1) шелковые ткани;
2) благовония;
3) древнегреческую литературу;
4) соль.
7. В 988 г. на Руси князь Владимир осуществил:
1) религиозную реформу;
2) Крещение Руси;
3) создал государство Киевская Русь;
4) принял первое русское законодательство «Русская Правда».
8. Перу Владимира Мономаха принадлежит:
1) «Домострой»;
2) «Поучение детям»;
3) «Житие»;
4) «Повесть временных лет».
9. Соотнесите термин и его объяснение:
1) холоп а) крестьянин, владевший участком земли и небольшим
имуществом;
2) вервь б) разорившийся человек, который продавал себя господину за
деньги при свидетелях;
58
3) смерд в) управитель господского дома
4) тиун г) община.
10. Во времена правления Ярослава Мудрого было осуществлено:
1) возведение Софийского собора — храма, посвященного мудрости;
2) обучение грамоте, переписка и перевод книг на русский язык;
3) объединение всех восточных славян в составе Киевской Руси;
4) установление «уроков» — размера дани.
11. Наибольшую опасность для Руси XII в. представляли:
1) половцы и печенеги;
2) феодальные усобицы;
3) набеги варягов;
4) крестьянские восстания.
12. В Киеве в литературе часто встречались имена Гомера, Аристотеля, Платона,
что свидетельствует:
1) о высоком уровне развития Киевской Руси;
2) о высоком уровне университетского образования;
3) о строительстве и открытии библиотек для населения;
4) о развитии просвещения в Киевской Руси.
Вариант II
Выберите правильный ответ
1.Выберите факты, подтверждающие, что Новгород — феодальная республика:
1) за вече сохранялась власть;
2) выборы князя;
3) деление населения на граждан и неграждан;
4) власть князя передавалась по наследству.
2.К социальным группам Киевской Руси XI—XII вв. можно отнести:
1) князей, бояр, дворян;
2) князей, духовенство, крестьян;
3) бояр, крепостных крестьян;
4) князей, бояр, ремесленников.
3. Русские купцы торговали со многими странами. Они вывозили:
1) меха, мед, воск;
2) цветные металлы, железо;
3) кожу, шерсть, лен;
4) пергамент, книги, пряности.
4.Период феодальной раздробленности характеризуется:
1) обособлением земель;
2) междоусобными войнами;
3) низким развитием ремесла;
4) интенсивным развитием сельского хозяйства.
5.Внутренняя политика Ярослава Мудрого характеризуется:
1) развитием образования и просвещения Руси;
59
2) заграничными походами;
3) строительством церквей и монастырей;
4) укреплением личной власти.
6.В 1068 г. в Киеве вспыхнуло восстание, связанное:
1) с неурожайными годами и голодом;
2) с нежеланием князя Изяслава Ярославовича защищать город от половцев;
3) с неприятием населением новой веры — христианства;
4) с недовольством населения увеличением налогов на соль.
7.Ярослав Мудрый в своде законов «Русская Правда» пытался:
1) отменить кровную месть;
2) закрепить передачу княжеской власти по наследству;
3) осуществить суд на основе традиций и обычаев;
4) закрепить свою личную власть.
8 В борьбе со степняками (половцами) русские князья использовали:
1) княжескую дружину;
2) народное ополчение;
3) самих половцев;
4) наемников.
9# факты, подтверждающие, что на Руси следили за дорогами и точно знали
расстояния между городами:
1) Владимир Мономах в «Поучении детям» писал о своей поездке в Чернигов из
Киева, точно указав время пути;
2) в XI в. по новгородской дороге вестники из Киева и обратно скакали днем и
ночью;
3)в «Русской Правде» была статья, посвященная строительству дорог;
4) большая часть киевских князей выделяла специальные средства на
строительство дорог.
10. С именами Кирилла и Мефодия связывают:
1) появление славянской письменности;
2) перевод церковных книг на русский язык;
3) создание библиотек при княжеских дворах;
4) написание первого букваря.
11. Владимир I был признан святым за свои деяния. Он:
1) принял христианство и сделал эту религию государственной;
2) укрепил и защитил границы государства;
3) ввел в Киеве человеческие жертвоприношения Перуну;
4) совершал карательные походы на славянские племена.
12. Главой Православной Церкви в XIв. был:
1) константинопольский патриарх;
2) Папа Римский;
3) патриарх всея Руси;
4) киевский патриарх.


ОТВЕТЫ
ПО КУРСУ «МИР И РОССИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА»
Западная Европа в V—XI вв.
Bapиант l: 1—1; 2—2; 3—1, 4; 4—3, 4; 5—1; 6—1; I 2, 3; 8—2, 4; 9—1; 10 —
лестницы, арбалеты, луки, камнеметы.
Bapиант II: 1 — 1; 2—1,2; 3—1; 4—4; 5—1; 6—1,2;7 - рожок, флейта, свирель,
волынка; 8—1; 9—2, 3; 10—1/
Византия, арабы в V—XI вв.
Вариант I: 1—3; 2—1, 2; 3—1, 4; 4—1, 4; 5—4; 6 – 1; 7—2, 3; 8—1; 9—1, 3, 4;
10—1, 2.
Вариант II: 1—1, 3; 2-2; 3—1; 4—1, 3; 5—1; 6—1; 7 – 2; 8-2; 9-1,3; 10 - 1, 2,3.
Развитие ремесла и торговли
Вариант 1:1 — 1; 2—2, 3; 3—1, 2; 4—2; 5—1; 6—3; 7— 4; 8 - 1,3; 9-1; 10-1, 2.
Вариант II: 1—2; 2—1; 3—3; 4—1, 2; 5—3, 4; 6—1; 7 - 1,4;8-2;9—2, 3; 10—1,2.
Централизованное государство в Европе
Вариант 1:1-1, 2, 4; 2—1; 3—2; 4-4; 5—1; 6—1, 2; 7 - 2; 8-1; 9-2; 10-1.
Вариант II: 1—1; 2—3; 3—1, 2; 4—1, 4; 5—1; 6—1, 2; 7-2; 8-1; 9-2; 10—1.
Обострение конфликтов в обществе в XIV—XV вв.
Вариант 1:1—1,2; 2—1; 3—2; 4—1в, 2г, Зв, 4ф, 3; 5— 1, 2; 6—1, 2, 2; 7—1, 2; 8—1,
2; 9—1в, 2г, За, 46; 10—1; 11-1, 2; 12-1, 2.
Вариант II: 1—1, 2, 2; 2—1, 4; 3—1, 2; 4—1; 5—2; 6-1; 7-2, 3; 8—1, 3; 9—2, 3; 10—
1, 3; 11—1, 2; 12—1.
Древняя Русь
Вариант 1:1—1,2; 2—2; 3—2; 4—4, 3; 5—1; 6—4; 7— 1; 8-1; 9—1; Ю—2; 11—1, 2;
12—1, 3.
Вариант II: 1—1, 3; 2—1, 3; 3—1; 4—16, 2а, Зв, 4г; 5 – 1, 4; 6—1; 7—3; 8—2, 3; 9—
1 — совершенствование орудий труда, 2 — излишки, 3 — неравенство, 4 —
классы, 5 - государство; 10—1; 11—2; 12—1, 4.
Киевская Русь в XI—XIII вв.
Вариант 1:1—3, 4; 2—1, 3; 3—2; 4—1, 3; 5—1; 6-1, 2; 7 - 2; 8-2; 9-16, 2г, За, 4в;
10—1, 2; 11—2; 12—1, 4.
Вариант II: 1—1, 2; 2—2, 4; 3—1, 3; 4—1, 2; 5—1, 3; 6—2; 7—1; 8—1, 3; 9—1, 2;
10—1; 11-1, 2; 12—1.
Удельная Русь и борьба с иноземными захватчиками
Вариант1:1—2; 2—1, 2; 3—1; 4—4; 5—1; 6—1; 7 – 1; 8—3; 9—3; 10—1, 2; 11—3,
4; 12—1, 2.
Вариант II; 1—1; 2—2, 3; 3—1; 4—2; 5—3; 6—1, 2; 7—1; 8—1, 3; 9—2; 10—2;
11—1; 12—1.
73
Образование единого Русского государства
Вариант 1:1—1, 3; 2—1; 3—1, 2; 4—16, 2в, 3г, 4а; 5-3; 6—1; 7—2, 3, 8—2; 9—1;
10—1, 3; 11—2; 12—1.
Вариант II: 1—2, 4; 2—1, 3; 3—1, 3; 4 — система распределения государственных
должностей на основе происхождения; 5—1, 2; 6—1, 3; 7—1; 8—4; 9—1; 10—2,3,
4; 11—1,2; 12—2.
Московское царство в XVI в.
Вариант 1:1—1; 2—1, 4; 3—1; 4—1, 4, 5; 5—2, 4; 6-3; 7—1, 2; 8—1, 3; 9—1, 2; 10—
3, 4; 11—2, 4; 12—1.1
Вариант II: 1—1, 2; 2—2, 4; 3—1; 4—2; 5—3; 6—1,2; 7—1; 8—1, 2; 9—4; 10—3;
11—2; 12—1.
Смутное время
Вариант I: 1—1, 2; 2—1г, 2в, 36, 4а; 3—2, 3; 4—2,4; 5—1, 2; 6—4; 7—1; 8—3; 9—1,
2; 10—1, 3; 11 — форма феодальной зависимости крестьян; 12 — 1, 2.
Вариант II: 1—1; 2—1, 3; 3—3; 4—1, 2; 5—2, 3; 6-3; 7—3; 8—1; 9—1, 2; 10—2;
11—1, 2; 12—1, 2.

Категория: История | Просмотров: 1 | Рейтинг: 5.0/1