Раздел «Мир и Россия в средние века» 40 Тема: «ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА В V—XI вв.» Вариант I Выберите правильный ответ 1. Переход к соседской общине у германцев: 1) привел к возникновению неравенства; 2) укрепил родовую общину; 3) положил начало формированию централизованного государства; 4) укрепил власть народного собрания — тинг. 2. Одно из важнейших событий XI в.: 1) падение Константинополя; 2) разделение христианской Церкви на Православную и Католическую; 3) распад империи Карла Великого; 4) создание центра христианской религии — Ватикана. 3. Римский историк Тацит писал: «Знатность или выдающиеся заслуги отцов доставляют звание вождя юношам». Это подтверждает, что: 1) власть начинает передаваться по наследству; 2) передача власти определялась на народной собрании; 3) вопрос власти решался жрецами; 4) происходило выделение знати. 4. Обязанности вассала по отношению к сеньору: 1) поставлять продукты питания и ремесленные изделия; 2) содержать войско сеньора; 3) выкупать сеньора из плена, если он в такс вой попал; 4) идти вслед за ним в военный поход. 5. В 1099 г. был взят Иерусалим. Какое государство основали там рыцари: 1) Латинское королевство; 2) Сардинское королевство; 3) Королевство Барбароссы; 4) Сарацинское королевство. 6. Крестьянин Видвард должен был раз в год доставлять господину яйца, виноград, лен и т. Такой вид платы называется: 1) натуральный оброк; 2) барщина; 3) церковная десятина; 4) лань. 7.Человек, отлученный от Церкви: 1) предавался смертной казни; 2) не мог вступить в брак; 3) не мог быть похоронен по «христианскому обряду»; 4) считался изгоем общества и жил отшельником. 8.Зависимый крестьянин владел: 1) наделом земли; 2) орудиями труда; 41 3) пастбищами и лугами; 4) домашним скотом. 9.Коронование Карла Великого как «императора Запада» связано: 1) с победой Карла над аварами; 2) с победой при Пуатье над арабами; 3) с завоеваниями Карла Великого; 4) с завоевательным походом Карла на Византию. 10. На основе предложенного отрывка определите вооружение войска: «По лестницам упорно лезут... пускают луки в ход и арбалеты... в них ядра шлют из камнеметов сверху»: 1) ____________________ 2) ____________________ 3) ____________________ 4) ____________________ Вариант II Выберите правильный ответ 1 На основе отрывка определите, о чем идет Речь: «Там копья всадники ломают... чтоб сбить со взмыленных коней своих противников скорей»: 1) о турнире; 2) об осаде замка; 3) о военных столкновениях племен; 4) о военных походах. 2. Римский историк Тацит писал: «Землю по-прежнему делят старейшины, но уже между отдельными землями». Это говорит о том, что y германцев: 1) зарождается неравенство; 2) идет переход от родовой общины к соседской; 3) зарождаются элементы государственности; 4) создаются племенные союзы. 3. Выражение: <« Государство, недавно еще единое, разделено на три части» — связано: 1) с распадом империи Карла Великого; 2) с неудачными завоевательными похода Карла Великого; 3) с распадом государства Хлодвига; 4) с завоеванием франками Галлии. 4. Высшая власть при племенном управление принадлежала: 1) вождю — королю; 2) вождю и старейшинам; 3) старейшинам; 4) народному собранию. 5. Система передачи наследства, при которой только старшему сыну доставался феод, — это: 1) майорат; 42 2) патронат; 3) вассалитет; 4) чередование. 6. Выберите изречения, говорящие о низком уровне грамотности среди феодалов: 1) «Пусть даст его прочесть он грамотеям»; 2) «Один посланец — он грамоте умел — прочел герою письма»; 3) «Прочел книгу от доски до доски»; 4) «И переписчик свою награду будет иметь». 7. На основе отрывка впишите музыкальные инструменты средневековья: «Звук слышен то рожка, то флейты... у тех свирель, с волынкой —эти»: 1) ______________________; 2) ______________________; 3) ______________________; 4) ______________________. 8. Попытки ввести римские законы вместо племенных были неудачными, потому что: 1) уровень развития у германцев был примитивным; 2) духовенство и вожди не были с ними знакомы; 3) не подходили к образу жизни германцев; 4) необходимо было принять христианство. 9. Причина господства натурального хозяйства: 1) отсутствовали центры торговли; 2) примитивная техника сельского хозяйства; 3) во всех поместьях производилась одна и та же продукция; 4) ни феодалы, ни крестьяне не были заинтересованы в торговле. 10. Папа Сильвестр II был на редкость образ ванным человеком. В Европе он: 1) ввел арабские цифры; 2) основал династию Капетингов; 3) ввел в монастырях музыкальное образовании 4) ввел астрономические инструменты. Тема: «ВИЗАНТИЯ, АРАБЫ В V—XI вв.» Вариант 1 Выберите правильный ответ 1. Столица Византийской империи: 1) Стамбул; 2) Мекка; 3) Константинополь; 4) Александрия. 2. Общие черты развития Западной Европы ж Византии: 1) образование крупных земельных владение 2) превращение свободных общинников в зависимых крестьян; 43 3) сильная центральная власть; 4) большое число чиновников. 3. В Византийской империи получили развитием 1) производство шерстяных и шелковых тканей 2) добыча пурпура; 3) производство папируса; 4) изготовление стеклянной посуды. 4. Развитию культуры Византии способствовало то, что: 1) сохранились большие города, которые являлись центрами культурной и политической жизни 2) существовало единое государство; 3) являлись преемниками греческой культуры; 4) существовала единая религия — христианство. 5. Византия вела торговлю: 1) с Ираном; 2) с Индией; 3) с Китаем; 4) верно все перечисленное. 6. Основное занятие арабов-бедуинов: 1) скотоводство; 2) земледелие; 3) ремесло; 4) охота. 7. Каждые четыре месяца в Мекке проводились...и на это время... Укажите, что пропущено: 1) снаряжали караваны в соседние страны; 2) ярмарки — ежегодные торги; 3) прекращались военные действия на всей территории стран Арабского халифата; 4) Олимпийские игры. 8. Виды деятельности, с которыми связано развитие в Арабском халифате географии, математики, астрономии: 1) торговля и ремесло; 2) охота и бортничество; 3) завоевательные походы; 4) разведение домашнего скота. 9 Слова русского языка, заимствованные из арабского: 1) басурман; 2) ура; 3) шуба; 4) река; 5) ямщик. 10. Византийская империя устояла под натиском варваров, потому что: 44 1) император мог содержать сильную армию и флот; 2) сохранился обмен между городом и деревней; 3) у варваров не было попыток завоевать Византийскую империю; 4) Византийская империя уже была завоевана арабами-бедуинами. Вариант II Выберите правильный ответ 1.В Византийской империи были развиты: 1) производство стеклянной посуды; 2) резьба по слоновой кости; 3) производство ювелирных изделий; 4) гончарное ремесло. 2.Наиболее известный император Византии: 1) Константин; 2) Юстиниан; 3) Хлодвиг; 4) Карл Великий. 3.Византия могла защищать свои границы даже вести завоевательные войны благодаря тому, что: 1) император мог содержать большую армии сильный флот; 2) она была сильным государством; 3) ее окружали очень слабые государства; 4) ее армия была хорошо вооружена. 4. Достижения Византии в области науки: 1) положено начало алгебре; 2) создан первый календарь; 3) изобретена звуковая сигнализация для передачи сообщений на расстояние; 4) построена первая обсерватория. 5. Арабы проживали на: 1) Аравийском полуострове; 2) Балканском полуострове; 3) Апеннинском полуострове; 4) п-ве Индостан. 6. У арабов, так же как и у других народов, велись постоянные межплеменные войны. Причина: 1) из-за скота; 2) из-за земли; 3) из-за власти; 4) из-за религии. 7. Название религии арабов, способствовавшей объединению государства: 1) язычество; 2) ислам; 3) христианство; 45 4) буддизм. 8. В VIII в. у арабов образовалось государство. Оно называлось: 1) каганат; 2) халифат; 3) королевство; 4) империя. 9. арабов получили развитие: 1) математика; 2) химия; 3) география; 4) история. 10. Крупнейшие города Византийской империи: 1) Милет; 2) Александрия; 3) Фессалоники; 4) Каир; 5) Адрианополь. Тема: «РАЗВИТИЕ РЕМЕСЛА И ТОРГОВЛИ» Вариант I Выберите правильный ответ 1. Натуральное хозяйство — это: 1) хозяйство, при котором производится все самое необходимое для собственного потребления; 2) хозяйство, при котором производится все для продажи; 3) хозяйство, при котором производится все для собственного потребления и для продажи; 4) хозяйство, при котором все производится только для потребления феодала. 2.Выберите аргументы, доказывающие, что рода были не совсем благоустроены: 1) в отличие от сельской местности, эпидемии в городах не было; 2) «улица одного человека» — название одной из улиц Брюсселя; 3) помои выливались прямо на улицу, на горе-зазевавшемуся прохожему; 4) мощеные мостовые, бани были на каждой. 3.Причины разделения сельского хозяйства и ремесла: 1) развитие земледелия; 2) совершенствование орудий труда; 3) развитие огородничества; 4) развитие скотоводства. 4.Первые города основывали: 1) иноземные купцы; 2) деревенские ремесленники; 3) крестьяне и ремесленники; 4) купечество и феодалы. 46 5.Городские ремесленники изготавливали изделия: 1) на заказ; 2) на продажу; 3) на заказ и продажу; 4) для даров сеньору. 6.Объединения городских ремесленников — это: 1) союз ремесленников; 2) ратуша; 3) цеха; 4) коммуна. 7.Первые города возникали: 1) у важных торговых дорог; 2) у замков феодалов; 3) у монастырей; 4) верно все вышеперечисленное. 8.Развитию средневековых городов мешали: 1) оброк, который платили ремесленники сеньору; 2) непомерные налоги на горожан; 3) своеволие сеньоров, они делали все, что хотели; 4) усиление королевской власти. 9.Освободившиеся от власти сеньоров города назывались: 1) коммуна; 2) ратуша; 3) полис; 4) мэрия. 10. Ремесленник был: 1) мелким собственником; 2) самостоятельным работником; 3) частным собственником; 4) зависимым работником. Вариант II Выберите правильный ответ 1.Событие, с которым связана запись средневекового историка: «...но епископа мучила зависть к горожанам, и он постановил уничтожить коммуну»: 1) создание органов самоуправления в городах; 2) борьба городов с сеньорами; 3) ограничение прав сеньоров; 4) усиление королевской власти. 2.В начале XI в. играли главную роль в торговле: 1) иноземные купцы; 2) местные купцы; 3) ремесленники; 47 4) крестьяне. 3.Поговорка «Что с возу упало, то пропало» связана: 1) с грабежами купеческих караванов; 2) с правом сеньора брать понравившиеся ему вещи за провоз товаров по его земле; 3) с феодальной собственностью на землю; 4) с пошлиной за переезд из одного феодального владения в другое. 4.Укажите, что имели цеховые организации: 1) свой герб; 2) свою церковь; 3) школу для учеников; 4) торговую контору. 5.Устав цеха требовал от ремесленника: 1) совершенствования орудий труда; 2) не заниматься торговлей; 3) изготавливать вещи по определенному образцу; 4) определенное количество станков. 6.Поговорка «Городской воздух делает свободным» связана: 1) с личной свободой крестьянина, если он прожил в городе один год и один день; 2) с освобождением города от личной зависимости сеньора; 3) с личной свободой купечества; 4) с освобождением городского населения от королевской власти. 7. Укажите, что связано с возникновением и развитием городов: 1) важнейшие изменения в жизни и культуре европейских народов; 2) дальнейший процесс разложения первобытного общества; 3) начало процесса закрепощения крестьян; 4) формирование центров политической и культурной жизни общества. 8. Определите, благодаря чему стало возможно освоение новых земель: 1) изобретениям и открытиям; 2) увеличению количества железных орудий труда; 3) системе трехполья; 4) усилению королевской власти. 9. На развитие сельского хозяйства оказало влияние: 1) увеличение добычи железной руды; 2) изобретение удобного хомута; 3) в употребление вошли подковы для лошади 4) развитие оружейного дела. 10. На отделение ремесла от сельского хозяйства оказали влияние: 1) совершенствование орудий труда сельского хозяйства; 2) повышение урожайности и рост посевным площадей; 3) уход «умельцев» из деревень; 4) господство натурального хозяйства. 48 Тема: «ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ГОСУДАРСТВО В ЕВРОПЕ» Вариант I Выберите правильный ответ 1. Сторонники королевской власти во Франции 1) купцы; 2) горожане; 3) крупные феодалы; 4) духовенство. 2. В отличие от Франции в Англии все феодалы являлись по отношению к королю: 1) прямыми вассалами; 2) не прямыми вассалами; 3) были свободны от вассальной присяги; 4) вассальную присягу давали только английские феодалы. 3. Нормандское завоевание положило начало: 1) феодальной раздробленности; 2) образованию централизованного государства в Англии; 3) образованию централизованного государства во Франции; 4) раннефеодальному государству. 4. Французскому королю в борьбе за расширение своих владений пришлось столкнуться: 1) с испанским королем; 2) с португальским королем; 3) с германским императором; 4) с английским королем. 5. Суд присяжных в Англии возник: 1) с проведением судебной реформы Генрихом Н; 2) с городским самоуправлением; 3) с возникновением парламента; 4) с усилением королевской власти. 6. Выберите аргументы, доказывающие усиление власти короля: 1) стала чеканиться монета, которая признавалась повсюду; 2) стали издаваться королевские законы; 3) вводится единая мера веса; 4) создается регулярное войско. 7. Понятие «Брюггская заутреня» связано: 1) с восстанием феодалов против английского короля; 2) с восстанием ремесленников против французского короля; 3) с восстанием ремесленников против английского короля; 4) с восстанием феодалов против французского короля. 8. «Авиньонское пленение пап» связано с борьбой: 1) Филиппа IV Красивого с папством; 2) Филиппа II Августа с папством; 3) французской и английской церквей; 49 4) французского и английского короля. 9. Укажите государственное устройство Франции в результате создания единого централизованного государства: 1) ограниченный абсолютизм; 2) монархия; 3) абсолютная монархия; 4) империя. 10. Сословная монархия — это: 1) централизованное государство, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий; 2) централизованное государство с неограниченной властью короля; 3) централизованное государство, где власть короля ограничивается собранием представите 4) централизованное государство, где управляет один человек, передающий свою власть по наследству. Вариант II Выберите правильный ответ 1. Имя нормандского герцога, завоевавшего в 1066 г. Англию: 1) Вильгельм Завоеватель; 2) Ричард Львиное Сердце; 3) король Артур; 4) Вильгельм Оранский. 2. Король горожан на свою сторону привлекал: 1) оказанием военной помощи городам; 2) освобождением горожан от личной зависимости; 3) выдачей грамот на самоуправление; 4) помощью в укреплении городов. 3. Факты, подтверждающие усиление королевской власти во Франции: 1) введен постоянный ежегодный налог; 2) Генеральные Штаты при Людовике XI созывались только один раз; 3) король давал грамоты на самоуправление городам, которые признавали его власть; 4) король обещал феодалам вернуть им отобранные замки. 4« Условия, благоприятные для создания в Англии централизованного государства: 1) развитие внутренней торговли; 2) большинство городов располагалось на королевской земле; 3) не было выступлений феодалов против короля; 4) прямая вассальная зависимость феодалов 5.«Вольными стрелками» называли: 1) беглых крестьян, охотящихся на дичь королевских лесах; 2) беглых крестьян, пасших свой скот на королевских пастбищах; 3) людей, занимающихся разбоем на дороги 50 4) наемников английской армии. 6.Территории, отвоеванные Филиппом II Августом у Англии: 1) Нормандия; 2) север Франции; 3) Аквитания; 4) юг Франции. 7.Укажите, о чем говорит тот факт, что французский король Филипп I ограбил итальянских купцов, ехавших на ярмарку в Шампань: 1) о нежелании короля организовывать и проводить ярмарки; 2) о слабости королевской власти; 3) о нежелании чеканить монету; 4) о силе королевской власти. 8. Из приведенного отрывка определите, в была заинтересована Церковь: «Священный долг королей — обуздывать дерзость тираня которые раздирают страну бесконечными войнами»: 1) в сильной централизованной властью короля; 2) в сильной власти Католической Церкви! 3) в слабости королевской власти; 4) во власти крупных феодалов. 9. Последствия перевода французских крестьян, а денежный оброк: 1) усилилась эксплуатация крестьян, что привело к полнейшему обнищанию; 2) стала постепенно исчезать их личная зависимость; 3) крестьяне стали превращаться в крепостных; 4) стала постепенно исчезать поземельная зависимость. 10. Укажите, почему Людовик IX писал своему сыну: «Охраняй города своего королевства. при силе и богатстве больших городов бароны задумаются затеять что-нибудь против тебя»: 1) горожане поддерживали сильную королевскую власть, в том числе и в военных вопросах; 2) города приносили большую прибыль королевской казне; 3) города являлись центрами политической и культурной жизни; 4) это была единственная опора короля в борьбе с феодалами. Тема: «ОБОСТРЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В ОБЩЕСТВЕ В XIV—XV вв.» Вариант I Выберите правильный ответ 1 Общие причины восстаний в Англии и Франции: 1) последствия роста городов и расширение торговли; 2) замена барщины денежным оброком; 3) эпидемия чумы и голод; 4) неудачи в Столетней войне. 2. Некоторые феодалы стали освобождать зависимых крестьян на основании: 51 1) выкупа; 2) денежного оброка; 3) отработок; 4) натурального оброка. 3. Английский проповедник Джон Болл доказывал, что: 1) сначала все люди были равны; 2) земля должна принадлежать тем, кто на ней работает; 3) основная задача крестьян — обеспечение жизни феодала; 4) выступления против короля — есть выступления против Бога. 4. Соотнесите исторические события и даты: 1) восстание Уота Тайлера 2) а) 1455—1485 гг.; 3) Жакерия 4) б) 1337—1453 гг.; 5) Столетняя война 6) в) 1381 г.; 7) война Алой и Белой Розы. 8) г) 1358 г. 5. Победы гуситов над противниками, превосходящими их количеством, объясняются: 1) дисциплинированностью и организованностью; 2) обученностью и применением боевых новинок; 3) феодальное войско было очень слабо оснащено вооружением; 4) большая часть чешских дворян поддерживала восставших. 6. При встрече с королем Уот Тайлер от имени восставших потребовал: 1) отмены крепостного права; 2) беспошлинной торговли; 3) уничтожения всех судебных книг; 4) освобождения всех заключенных из тюрем. 7. Ян Гус, выступая против духовенства, предлагал: 1) проводить богослужения на родном языке; 2) прекратить продажу индульгенций; 3) упразднить Церковь; 4) раздать церковные земли крестьянам. 8. Умеренные ставили своей целью: 1) ослабить могущество Католической Церкви; 2) отобрать часть церковных земель; 3) упразднить феодальные повинности; 4) ослабить королевскую власть. 9. Соотнесите исторические личности и факт их биографии: 1) Уот Тайлер; а) английский проповедник, один из вождей восстания; 2) Гильом Каль; б) идейный вождь чешского народа; 0) Джон Болл; в) руководитель восстания в Англии; 52 4) Ян Гус; г) руководитель восстания во Франции. 10. Восставшие ставили своей целью: 1) истребить дворян; 2) уничтожить королевскую власть; 3) добиться отмены крепостного права; 4) уничтожить документы, подтверждают права феодалов на землю. 11. Продолжите своими словами. Жакерия - это... 12. Причина восстания крестьян во Франции! 1) усиление феодальной эксплуатации; 2) ухудшение положения крестьян, связанное со Столетней войной и эпидемией чумы; 3) нападение наемников на деревню Бовези; 4) недовольство королевской властью. Вариант II Выберите правильный ответ 1. Выберите факты, доказывающие, что восстание жаков и английских крестьян было стихийным: 1) отсутствие организации и дисциплины; 2) отсутствие плана действий; 3) плохое вооружение; 4) незнание военного дела. 2. Новое в области военной тактики у гуситов: 1) походные колонны из боевых возов, везущих легкие пушки; 2) неподвижные лагеря из возов; 3) использование пушек при осаде крепостей 4) использование огнестрельного оружий 3. Причины поражения восстаний в Англии Франции: 1) стихийность и неорганизованность; 2) вера в доброго короля; 3) плохое вооружение, незнание военного дела; 4) верно все перечисленное. 4. В отличие от восстания жаков в Англии крестьянам оказали помощь: 1) городские бедняки и подмастерья; 2) рыцари; 3) крупные ремесленники; 4) купцы. 5.Определите последствия восстаний XIV в.: 1) привилегии феодалов были уничтожены; 2) ускорили процесс освобождения крестьян от личной зависимости; 3) церковные земли были конфискованы и розданы крестьянам; 4) крестьяне и феодалы стали обладателями равных прав. 53 6.В отличие от Англии и Франции рост городов, развитие ремесел и торговли не привели: 1) к освобождению крестьян от личной зависимости; 2) к подъему хозяйства; 3) к восстанию крестьян; 4) к усилению феодальной эксплуатации. 7. К положительным результатам восстания Уота Тайлера относится: 1) отмена крепостного права; 2) отказ от барщины; 3) смягчение законов против бедняков; 4) снижение налогов. 8 Позиция Яна Гуса по отношению к феодалам: 1) не выступал против собственности феодалов за землю; 2) осуждал существующие феодальные порядки; 3) не выступал против существующих феодальных порядков; 4) необходимо феодалов лишить их права на землю. 9. За проповеди Яна Гуса и его выступления против Церкви духовенство: 1) лишило его церковного сана; 2) предало анафеме; 3) отлучило от Церкви; 4) присудило к сожжению. 10. Гибель Яна Гуса была воспринята населением Чехии как: 1) сигнал к открытому выступлению; 2) поражение их дела; 3) начало борьбы против Католической Церкви; 4) протест против введения нового налога. 1 11. Некоторые проповедники, считавшие себя последователями Яна Гуса, призывали: 1) к уничтожению частной собственности; 2) к отмене феодальных повинностей; 3) к уничтожению королевской власти; 4) к «хождению в горы», т. е. уходу кресты от своих феодалов. 12. О хорошей организации в гуситском войске свидетельствует: 1) военный устав Яна Жижки; 2) хорошее вооружение; 3) единый план ведения военных действий; 4) единое руководство у восставших. Тема: «ДРЕВНЯЯ РУСЬ» Вариант I Выберите правильный ответ 1.Перелог — это: 1) система земледелия у славян; 54 2) мера веса; 3) орудие труда в земледелии; 4) вид ремесла. 2. Восточные славяне вели борьбу: 1) с германцами; 2) с гуннами; 3) с арабами; 4) с хорватами. 3. Родоплеменная знать славян — это: 1) вождь, старейшины, варяги-дружинники; 2) князь, старейшины, жрецы-волхвы; 3) вождь, дружина, бояре; 4) король, купцы, друиды. 4. Центром объединения восточнославянских племен стал город: 1) Новгород; 2) Владимир; 3) Искоростень; 4) Киев. 5. В результате восстания древлян против князя Игоря княгиня Ольга установила: 1) урок; 2) полюдье; 3) новый вид налога; 4) штрафы. 6. Каждый член соседской общины владел: 1) домом; 2) инвентарем (орудиями труда); 3) скотом; 4) верно все перечисленное. 7. Язычество — это: 1) религия, которую исповедовали славяне; 2) вид идолопоклонства; 3) культовый обряд; 4) религиозные обряды. 8. Великий князь — это: 1) глава великого Киевского княжества в X— XII вв. на Руси; 2) предводитель дружины; 3) член Совета старейшин; 4) глава народного собрания у славян. 9. Археология — это: 1) наука, изучающая историческое прошлое человеческого общества; 2) искусство проектировать и строить; 3) историческая дисциплина, изучающая монеты; 4) историческая дисциплина, изучающая гербы по памятникам материальной 55 культуры, находимым в основном при раскопках. 10. Укажите название государства v славян: 1) Славянское государство; 2) Киевская Русь; 3) Русское государство; 4) Киевская Рось. 11. Свидетельством перехода славян от первобытности к феодализму является: 1) развитие ремесла и торговли; 2) система двуполья; 3) усиление княжеской и боярской власти; 4) усиление власти народного собрания. 12.Основные земледельческие орудия у славян: 1)борона; 2) гончарный круг; 3) мотыга; 4) ткацкий станок. Вариант II Выберите правильный ответ 1.Соседями восточных славян были: 1) печенеги; 2) германцы; 3) хазары; 4) итальянцы. 2. К основным видам деятельности восточных славян можно отнести: 1) земледелие; 2) бортничество; 3) скотоводство; 4) промыслы охотничьи и рыболовные. 3. Вече — это: 1) народное собрание; 2) феодальная верхушка; 3) родоплеменная знать; 4) Совет старейшин. 4. Соотнесите историческую личность и события: 1) восстание древлян; а) князь Олег; 2) подписание договора с византийцами в 911 г.; б) князь Игорь; 3) установление уроков и погостов; в) княгиня Ольга; 4) походы на хазар; г) князь Святослав. 5. Восточные славяне поклонялись: 1) Перуну; 3) Одину; 4) Сварогу; 56 5) Пуришу. 6. Определите, с кем из кочевников воевали славяне: 1) с хазарами; 2) с готами; 3) с арабами-бедуинами; 4) с печенегами. 7. Былина — это: 1) мифы восточных славян; 2) хроника; 3) эпическая песня, посвященная историческим событиям; 4) летопись. 8. Народное собрание восточных славян называлось: 1) геруссия; 2)вече; 3) тинг; 4) форум. 9. Заполните схему «Зарождение государства»: 1) совершенствование орудий труда 2) ____________________________________ 3) ____________________________________ 4) __________________________________ 5) ____________________________________ 10. Походы на Византию позволяли славянам: 1) обогащаться; 2) заниматься торговлей; 3) иметь рабов; 4) развивать ремесло. 11. По легенде город Киев был назван в честь: 1) Хорива; 2) Кия; 3) Щека; 4) Перуна. 12. Укажите, что подтверждает развитие земледелия у славян: 1) обнаруженные археологами при раскопках семена злаков; 2) обнаруженные археологами при раскопках огородные культуры; 3) появление ремесленников; 4) наличие у славян таких орудий труда, как плуг, серп. Тема: «КИЕВСКАЯ РУСЬ В XI—XIII вв.» Вариант I Выберите правильный ответ 1. Ярослав Мудрый стремился: 1) к укреплению своего единоличного господства; 57 2) к слиянию русской и константинопольской церквей; 3) к мирному урегулированию спорных внешнеполитических вопросов; 4) к установлению международных связей киевской Руси. 2 Признаками феодального строя являются: 1) господство натурального хозяйства; 2) развитие товарно-денежных отношений; 3) феодальные повинности крестьян (оброк и барщина); 4) общинная собственность на землю. 3. Законодательство «Русская Правда» связано с именем: 1) Ивана Калиты; 2) Ярослава Мудрого; 3) Владимира Мономаха; 4) Александра Невского. 4. «Ярослав читал книги. Это вошло у него в привычку». Отрывок свидетельствует: о стремлении Ярослава к просвещению; 1) о попытке Ярослава развивать письменность на Руси; 2) Ярослав был образованным человеком; 3) о стремлении соответствовать положению князя. 5. Прозвище Красно Солнышко носил князь: 1) Владимир Святославович; 2) Владимир Мономах; 3) Святослав Окаянный; 4) Ярослав, сын Владимира. 6. Иностранные купцы привозили на Русь для торговли: 1) шелковые ткани; 2) благовония; 3) древнегреческую литературу; 4) соль. 7. В 988 г. на Руси князь Владимир осуществил: 1) религиозную реформу; 2) Крещение Руси; 3) создал государство Киевская Русь; 4) принял первое русское законодательство «Русская Правда». 8. Перу Владимира Мономаха принадлежит: 1) «Домострой»; 2) «Поучение детям»; 3) «Житие»; 4) «Повесть временных лет». 9. Соотнесите термин и его объяснение: 1) холоп а) крестьянин, владевший участком земли и небольшим имуществом; 2) вервь б) разорившийся человек, который продавал себя господину за деньги при свидетелях; 58 3) смерд в) управитель господского дома 4) тиун г) община. 10. Во времена правления Ярослава Мудрого было осуществлено: 1) возведение Софийского собора — храма, посвященного мудрости; 2) обучение грамоте, переписка и перевод книг на русский язык; 3) объединение всех восточных славян в составе Киевской Руси; 4) установление «уроков» — размера дани. 11. Наибольшую опасность для Руси XII в. представляли: 1) половцы и печенеги; 2) феодальные усобицы; 3) набеги варягов; 4) крестьянские восстания. 12. В Киеве в литературе часто встречались имена Гомера, Аристотеля, Платона, что свидетельствует: 1) о высоком уровне развития Киевской Руси; 2) о высоком уровне университетского образования; 3) о строительстве и открытии библиотек для населения; 4) о развитии просвещения в Киевской Руси. Вариант II Выберите правильный ответ 1.Выберите факты, подтверждающие, что Новгород — феодальная республика: 1) за вече сохранялась власть; 2) выборы князя; 3) деление населения на граждан и неграждан; 4) власть князя передавалась по наследству. 2.К социальным группам Киевской Руси XI—XII вв. можно отнести: 1) князей, бояр, дворян; 2) князей, духовенство, крестьян; 3) бояр, крепостных крестьян; 4) князей, бояр, ремесленников. 3. Русские купцы торговали со многими странами. Они вывозили: 1) меха, мед, воск; 2) цветные металлы, железо; 3) кожу, шерсть, лен; 4) пергамент, книги, пряности. 4.Период феодальной раздробленности характеризуется: 1) обособлением земель; 2) междоусобными войнами; 3) низким развитием ремесла; 4) интенсивным развитием сельского хозяйства. 5.Внутренняя политика Ярослава Мудрого характеризуется: 1) развитием образования и просвещения Руси; 59 2) заграничными походами; 3) строительством церквей и монастырей; 4) укреплением личной власти. 6.В 1068 г. в Киеве вспыхнуло восстание, связанное: 1) с неурожайными годами и голодом; 2) с нежеланием князя Изяслава Ярославовича защищать город от половцев; 3) с неприятием населением новой веры — христианства; 4) с недовольством населения увеличением налогов на соль. 7.Ярослав Мудрый в своде законов «Русская Правда» пытался: 1) отменить кровную месть; 2) закрепить передачу княжеской власти по наследству; 3) осуществить суд на основе традиций и обычаев; 4) закрепить свою личную власть. 8 В борьбе со степняками (половцами) русские князья использовали: 1) княжескую дружину; 2) народное ополчение; 3) самих половцев; 4) наемников. 9# факты, подтверждающие, что на Руси следили за дорогами и точно знали расстояния между городами: 1) Владимир Мономах в «Поучении детям» писал о своей поездке в Чернигов из Киева, точно указав время пути; 2) в XI в. по новгородской дороге вестники из Киева и обратно скакали днем и ночью; 3)в «Русской Правде» была статья, посвященная строительству дорог; 4) большая часть киевских князей выделяла специальные средства на строительство дорог. 10. С именами Кирилла и Мефодия связывают: 1) появление славянской письменности; 2) перевод церковных книг на русский язык; 3) создание библиотек при княжеских дворах; 4) написание первого букваря. 11. Владимир I был признан святым за свои деяния. Он: 1) принял христианство и сделал эту религию государственной; 2) укрепил и защитил границы государства; 3) ввел в Киеве человеческие жертвоприношения Перуну; 4) совершал карательные походы на славянские племена. 12. Главой Православной Церкви в XIв. был: 1) константинопольский патриарх; 2) Папа Римский; 3) патриарх всея Руси; 4) киевский патриарх. ОТВЕТЫ ПО КУРСУ «МИР И РОССИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА» Западная Европа в V—XI вв. Bapиант l: 1—1; 2—2; 3—1, 4; 4—3, 4; 5—1; 6—1; I 2, 3; 8—2, 4; 9—1; 10 — лестницы, арбалеты, луки, камнеметы. Bapиант II: 1 — 1; 2—1,2; 3—1; 4—4; 5—1; 6—1,2;7 - рожок, флейта, свирель, волынка; 8—1; 9—2, 3; 10—1/ Византия, арабы в V—XI вв. Вариант I: 1—3; 2—1, 2; 3—1, 4; 4—1, 4; 5—4; 6 – 1; 7—2, 3; 8—1; 9—1, 3, 4; 10—1, 2. Вариант II: 1—1, 3; 2-2; 3—1; 4—1, 3; 5—1; 6—1; 7 – 2; 8-2; 9-1,3; 10 - 1, 2,3. Развитие ремесла и торговли Вариант 1:1 — 1; 2—2, 3; 3—1, 2; 4—2; 5—1; 6—3; 7— 4; 8 - 1,3; 9-1; 10-1, 2. Вариант II: 1—2; 2—1; 3—3; 4—1, 2; 5—3, 4; 6—1; 7 - 1,4;8-2;9—2, 3; 10—1,2. Централизованное государство в Европе Вариант 1:1-1, 2, 4; 2—1; 3—2; 4-4; 5—1; 6—1, 2; 7 - 2; 8-1; 9-2; 10-1. Вариант II: 1—1; 2—3; 3—1, 2; 4—1, 4; 5—1; 6—1, 2; 7-2; 8-1; 9-2; 10—1. Обострение конфликтов в обществе в XIV—XV вв. Вариант 1:1—1,2; 2—1; 3—2; 4—1в, 2г, Зв, 4ф, 3; 5— 1, 2; 6—1, 2, 2; 7—1, 2; 8—1, 2; 9—1в, 2г, За, 46; 10—1; 11-1, 2; 12-1, 2. Вариант II: 1—1, 2, 2; 2—1, 4; 3—1, 2; 4—1; 5—2; 6-1; 7-2, 3; 8—1, 3; 9—2, 3; 10— 1, 3; 11—1, 2; 12—1. Древняя Русь Вариант 1:1—1,2; 2—2; 3—2; 4—4, 3; 5—1; 6—4; 7— 1; 8-1; 9—1; Ю—2; 11—1, 2; 12—1, 3. Вариант II: 1—1, 3; 2—1, 3; 3—1; 4—16, 2а, Зв, 4г; 5 – 1, 4; 6—1; 7—3; 8—2, 3; 9— 1 — совершенствование орудий труда, 2 — излишки, 3 — неравенство, 4 — классы, 5 - государство; 10—1; 11—2; 12—1, 4. Киевская Русь в XI—XIII вв. Вариант 1:1—3, 4; 2—1, 3; 3—2; 4—1, 3; 5—1; 6-1, 2; 7 - 2; 8-2; 9-16, 2г, За, 4в; 10—1, 2; 11—2; 12—1, 4. Вариант II: 1—1, 2; 2—2, 4; 3—1, 3; 4—1, 2; 5—1, 3; 6—2; 7—1; 8—1, 3; 9—1, 2; 10—1; 11-1, 2; 12—1. Удельная Русь и борьба с иноземными захватчиками Вариант1:1—2; 2—1, 2; 3—1; 4—4; 5—1; 6—1; 7 – 1; 8—3; 9—3; 10—1, 2; 11—3, 4; 12—1, 2. Вариант II; 1—1; 2—2, 3; 3—1; 4—2; 5—3; 6—1, 2; 7—1; 8—1, 3; 9—2; 10—2; 11—1; 12—1. 73 Образование единого Русского государства Вариант 1:1—1, 3; 2—1; 3—1, 2; 4—16, 2в, 3г, 4а; 5-3; 6—1; 7—2, 3, 8—2; 9—1; 10—1, 3; 11—2; 12—1. Вариант II: 1—2, 4; 2—1, 3; 3—1, 3; 4 — система распределения государственных должностей на основе происхождения; 5—1, 2; 6—1, 3; 7—1; 8—4; 9—1; 10—2,3, 4; 11—1,2; 12—2. Московское царство в XVI в. Вариант 1:1—1; 2—1, 4; 3—1; 4—1, 4, 5; 5—2, 4; 6-3; 7—1, 2; 8—1, 3; 9—1, 2; 10— 3, 4; 11—2, 4; 12—1.1 Вариант II: 1—1, 2; 2—2, 4; 3—1; 4—2; 5—3; 6—1,2; 7—1; 8—1, 2; 9—4; 10—3; 11—2; 12—1. Смутное время Вариант I: 1—1, 2; 2—1г, 2в, 36, 4а; 3—2, 3; 4—2,4; 5—1, 2; 6—4; 7—1; 8—3; 9—1, 2; 10—1, 3; 11 — форма феодальной зависимости крестьян; 12 — 1, 2. Вариант II: 1—1; 2—1, 3; 3—3; 4—1, 2; 5—2, 3; 6-3; 7—3; 8—1; 9—1, 2; 10—2; 11—1, 2; 12—1, 2.