Контрольная работа №1 по теме: «Становление индустриального общества. Строительство Новой Европы» Вариант I Часть I. А.1. Период с 1804 по 1814 г. во Франции получил название: а) империя; б) реставрация; в) консульство; г) якобинская диктатура. А.2. В 1805 г. произошло сражение под: а) Аустерлицем; б) Маренго; в) Фридландом; г) Вальми. А.3. Причина ослабления наполеоновской империи: а) экономический кризис; б) выход якобинцев из правительства; в) слабый боевой дух французской армии; г) выход Англии из военного союза с Францией. А.4. Причина появления чартизма: а) экономический кризис; б) лишение королевы Виктории власти; в) отсутствие всеобщего избирательного права; г) создание Британского конгресса тред-юнионов. А.5. После прихода Карла X к власти во Франции: а) расширяются политические права и свободы; б) начинается период дворянской реакции; в) усиливаются позиции санкюлотов; г) начинается «эпоха компромиссов». А.6. Причина Февральской революции во Франции: а) ухудшение экономического положения народа; б) гонения на католическую церковь; в) сосредоточение власти в руках дворянства; г) поражение в войне. А.7. Дворян–землевладельцев в Пруссии называли: а) юнкерами; б) радикалами; в) фермерами; г) лендлордами. А.8. Главная задача революции 1848-1849 гг. в Италии: а) расширение колониальных владений; б) освобождение страны от гнета Австрии; в) ликвидация сильной центральной власти; г) передача власти в руки рабочих и крестьян. А.9. Мирный договор, заключенный между Францией и Германией в 1871 г., привел к: а) ухудшению международного положения Германии; б) присоединению к Франции Эльзаса и Лотарингии; в) экономическому усилению Германии; г) реставрации во Франции империи. А.10. Парижской коммуной называют: а) здание городской ратуши; б) центральную часть города; в) союз коммунистов Франции; г) орган городского самоуправления. А.11. Результат модернизации политической сферы: а) сохранение традиций; б) укрепление абсолютизма; в) ликвидация гражданских свобод; г) демократизация государственной жизни. А.12. «Страной иммигрантов» в XIX веке называли: а) США; б) Польшу; в) Италию; г) Бразилию. А.13. Изобретения XIX века способствовали: а) появлению новых профессий; б) укреплению традиционного общества; в) полному исчезновению ручного труда; г) сокращению продолжительности жизни населения. А.14. Особенностью реализма является: а) изображение типичных характеров в типичной обстановке; б) использование методов научного исследования; в) увлеченность античной историей; г) уход от действительности. А.15. Развитию мировой системы связи способствовало создание: а) электродуговой лампы; б) конвертера; в) паровой машины; г) телеграфа. Часть II. В.1. Установите соответствие между страной и территорией, присоединенной по решениям Венского конгресса. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого. Страна Присоединенная территория 1) Англия 2) Россия 3) Пруссия А) Рейнская область Б) остров Мальта В) Венеция Г) герцогство Варшавское Ответ: 1 2 3 В.2. Расположите в хронологической последовательности периоды истории Франции. а) Реставрация; б) консульство; в) Первая империя; г) Июльская монархия Ответ: ________________________ В.3. Установите соответствие между датой и событием. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого. Дата Событие 1) 1861 г. 2) 1870 г. 3) 1871 г. А) падение Второй империи Б) образование Германской империи В) создание Итальянского королевства Г) образование Северогерманского союза Ответ: 1 2 3 Контрольная работа №1 по теме: «Становление индустриального общества. Строительство Новой Европы» Вариант II Часть I. А.1. Период с 1799 по 1804 г. во Франции получил название: а) империя; б) реставрация; в) консульство; г) якобинская диктатура. А.2. Название «Битва народов» получило сражение: а) под Ватерлоо; б) под Лейпцигом; в) под Бородино; г) под Аустерлицем. А.3. Поражение наполеоновской армии привело к: а) созданию национального государства в Германии; б) демократизации жизни в европейских странах; в) наступления периода политической реакции; г) передачи власти в руки буржуазии. А.4. Чартисты требовали: а) разрушения машин; б) ликвидации монархии; в) ликвидации частной собственности; г) введения всеобщего избирательного права. А.5. Тред-юнионами в Англии называют: а) профессиональные союзы; б) жителей «гнилых местечек»; в) членов партии консерваторов; г) участников чартистского движения. А.6. После реставрации власти Бурбонов во Франции: а) установилась военная диктатура; б) восстановились дореволюционные порядки; в) к власти пришла мелкая и средняя буржуазия г) установился конституционно-монархический режим. А.7. Роялисты являются сторонниками: а) диктатуры; б) абсолютной монархии; в) демократии; г) буржуазной республики. А.8. Ущемление гражданских и политических прав населения характерно для режима: а) либерального; б) конституционного; в) авторитарного; г) демократического. А.9. Результатом революции 1848 г. в Германии стало: а) объединение страны; б) провозглашение парламентской монархии; в) введение конституции; г) провозглашение всеобщего избирательного права. А.10. Причина поражения Парижской коммуны: а) интервенция войск «Священного союза»; б) отказ коммунаров от военных действий; в) переход на сторону версальцев А.Тьера; г) отсутствие поддержки со стороны крестьянства. А.11. В результате индустриализации в экономике: а) увеличивается численность крестьян; б) укрепляется традиционное общество; в) ручной труд вытесняется машинным; г) основной отраслью становится сельское хозяйство. А.12. Развитию автомобилестроения способствовало создание: а) азбуки Морзе; б) лампочки накаливания; в) управляемого аэростата; г) двигателя внутреннего сгорания. А.13. «Страной городов» в XIX веке называли: а) Италию; б) Мексику; в) Англию; г) Германию. А.14. Изобретения XIX века способствовали: а) усилению замкнутости общества; б) ликвидации социальных различий; в) сокращению покупательного спроса; г) увеличению комфортабельности жизни. А.15. Особенностью реализма является: а) изображение типичных характеров в типичной обстановке; б) использование методов научного исследования; в) увлеченность античной историей; г) уход от действительности. Часть II. В.1. Установите соответствие между страной и территорией, присоединенной по решениям Венского конгресса. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого. Страна Присоединенная территория 1) Франция 2) Германский союз 3) Римская область А) сохранение в границах 1792 г. Б) разделение на 39 государств В) восстановление власти папы римского Г) превращение в колонию Ответ: 1 2 3 В.2. Расположите в хронологической последовательности имена правителей Франции. а) Карл X; б) Наполеон I; в) Людовик XVIII; г) Луи Филипп Орлеанский Ответ: ____________________ В.3. Установите соответствие между датой и событием. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого. Дата Событие 1) 1852 г. 2) 1870 г. 3) 1871 г. А) провозглашение Второй империи Б) начало франко-прусской войны В) Парижская коммуна Г) провозглашение Виктора Эммануила II королем Италии Ответ: 1 2 3 Критерии оценивания и ответы контрольной работы №1: Вариант I. Часть I. (1 балл за правильный ответ, всего 15 баллов) 1-а, 2-а, 3-а, 4-в, 5-б, 6-а, 7-а, 8-б, 9-в, 10-г, 11-г, 12-а, 13-а, 14-а, 15-г. Часть II. В.1. (По одному баллу за каждый правильный ответ, всего 3 балла) Ответ:
1 2 3 Б Г А В.2. (По одному баллу за каждый правильный ответ, всего 4 балла) Ответ: Б, В, А, Г. В.3. (По одному баллу за каждый правильный ответ, всего 3 балла) Ответ:
1 2 3 В А Б
Вариант II. Часть I. (1 балл за правильный ответ, всего 15 баллов) 1-в, 2-б, 3-в, 4-г, 5-а, 6-г, 7-б, 8-в, 9-в, 10-г, 11-в, 12-г, 13-в, 14-г, 15-а. Часть II. В.1. (По одному баллу за каждый правильный ответ, всего 3 балла) Ответ:
1 2 3 А Б В В.2. (По одному баллу за каждый правильный ответ, всего 4 балла) Ответ: В, Б, А, Г. В.3. (По одному баллу за каждый правильный ответ, всего 3 балла) Ответ:
1 2 3 А Б В Контрольная работа №2 по теме: «Индустриальные и традиционные общества» Часть I. А.1. Германский рейхстаг: а) состоял из одной палаты; б) созывался по воле императора; в) обладал законодательной властью; г) обладал полной самостоятельностью. А.2. В конце XIX века Великобритания теряет мировое первенство в результате: а) потери колоний; б) континентальной блокады; в) сокращения вывоза капитала; г) слабой технической оснащенности производства. А.3. В политической жизни Франции в отличие от Великобритании: а) существовала одна партия; б) действовало много партий; в) отсутствовали политические партии; г) существовала двухпартийная система. А.4. Законодательная власть, согласно конституции Италии, осуществлялась: а) королем; б) парламентом; в) королем и парламентом; г) королем и римским папой. А.5. Результат Гражданской войны в США: а) ускорение процесса модернизации; б) распространение рабства на западные земли; в) передача земли в собственность индейцев и негров; г) переход политической власти в руки плантаторов Юга. А.6. Выражение «открытие Японии» связано с: а) научными открытиями японских ученых; б) первым посещением европейцами Японии; в) открытием в Японии новых источников энергии; г) насильственным вторжением западной цивилизации в японское общество. А.7. Административная реформа в Японии: а) увеличила власть князей; б) ввела независимое местное управление; в) привела к созданию двуединой монархии; г) разделила страну на губернии и префектуры. А.8. Причина поражения Китая в «опиумных войнах»: а) отсутствие армии; б) восстание ихэтуаней; в) предательство императора Гуансюя; г) отставание в уровне развития от стран Запада. А.9. О сохранении традиционализма в Индии свидетельствовало: а) деление общества на касты; б) разрушение крестьянской общины; в) появление индийского пролетариата; г) формирование национального самосознания. А.10. Причиной активизации колонизации Африки в конце XIX в. стало стремление европейских государств: а) овладеть новыми рынками сбыта и источниками сырья; б) познакомить африканцев с достижениями Запада; в) познакомиться с верованиями африканских народов; г) оказать гуманитарную помощь пигмеям. А.11. Участников антивоенного движения называют: а) коммунистами; б) пацифистами; в) шовинистами; г) утопистами. А.12. Причина обострения международной напряженности в конце XIX – начале XX в.: а) снижение уровня жизни населения Европы; б) Великая французская буржуазная революция; в) установление авторитарных режимов в странах Запада; г) стремление империалистических стран к переделу мира. А.13. «Восточным вопросом» в XIX в. принято называть комплекс международных противоречий, связанных с: а) разделом Африки; б) исламским терроризмом; в) распространением марксизма; г) распадом Османской империи. А.14. О какой торговле идет речь в отрывке из документа? Она задержала нормальное историческое и социально-экономическое развитии континента, нарушила демографический баланс… Торговля, принесшая процветание и могущество Америке, обрекла Африку на обнищание и иностранное господство. а) нефтью; б) золотом; в) рабами; г) слоновой костью. Часть II. В.1. О каком политическом процессе XIX в. идет речь в отрывке из документа? Вместе с безвестным офицером на скамью подсудимых села вся Франция. Ответ: о «деле___________________________________________». В.2. Какие особенности отличают процесс модернизации Италии в конце XIX в.? Укажите два верных ответа из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов. 1) широкий внутренний рынок; 2) высокая квалификация рабочей силы; 3) высокие темпы промышленного развития; 4) активное вмешательства государства в экономику; 5) неравномерное развитие северных и южных районов страны. Ответ:__________________________. В.3. Каковы последствия колониального раздела Африки? Укажите два верных ответа из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов. 1) развитие местных промыслов; 2) создание гражданского общества; 3) укрепление традиционных устоев; 4) втягивание континента в мировой рынок; 5) превращение континента в сырьевой придаток Запада. Ответ: ____________________________. В.4. Какие черты присущи традиционным обществам Востока? Укажите два верных ответа из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов. 1) верховенство закона; 2) всевластие государства; 3) высокая миграция населения; 4) господство частной собственности; 5) разделение общества на замкнутые группы. Ответ:___________________________.
Критерии оценивания и ответы контрольной работы №2: Часть I. (1 балл за правильный ответ, всего 14 баллов) 1-в, 2-г, 3-б, 4-в, 5-а, 6-г, 7-г, 8-а, 9-а, 10-а, 11-б, 12-а, 13-г, 14-в. Часть II. В.1. (За правильный ответ 1 балл) Ответ: о «деле___________________________________________». В.2. (По одному баллу за каждый правильный ответ, всего 2 балла) Ответ: 4, 5. В.3. (По одному баллу за каждый правильный ответ, всего 2 балла) Ответ: 4, 5. В.4. (По одному баллу за каждый правильный ответ, всего 2 балла) Ответ: 2, 5. . Контрольная работа №3 по теме: «Правление Александра I» Вариант I Задание 1. Выберите правильный ответ: 1. Определите содержание «Указа о вольных хлебопашцах»: А) роспуск военных поселений и наделение всех поселенцев подушной нормой земли Б) освобождение крепостных крестьян при желании помещика за выкуп и с наделением их землей В) перевод части государственных крестьян в казачество с обязательным несением воинской службы Г) перевод приписанных к заводам крестьян (по их желанию) в разряд государственных крестьян 2. Негласный комитет эпохи Александра I – это: А) кружок близких друзей императора. Б) комиссия по разработке конституции Российской империи В) тайная полиция Г) государственный орган 3. Продолжите предложение: В 1815 г. Александр I даровал Конституцию … А) княжеству Финляндскому Б) царству Польскому В) прибалтийским губерниям Г) Бессарабии 4. В основу государственного устройства М.М. Сперанский предлагал положить принцип… А) православия, самодержавия, народности Б) единоначалия и коллегиальности В) демократического централизма Г) разделения властей. 5. Назовите государственного деятеля, на которого было возложено создание военных поселений: А) М.М. Сперанский Б) А.Х. Бенкендорф В) А.А. Аракчеев Г) М.И.Кутузов 6. Выберите правильный ответ и продолжите предложение: Восточный вопрос – это… А) проблема установления дальневосточной границы России и Китая в конце XVIII – XIX в. Б) борьба России и Англии за влияние в Средней Азии в XIX в. В) борьба европейских государств и России за территории, находившиеся под контролем Османской империи (конец XVIII – XIX вв.) Г) борьба России и европейских стран за влияние в Китае 7. После начала Отечественной войны 1812 года Александр I отказался от должности главнокомандующего. Временно исполнял обязанности главнокомандующего А) Кутузов Б) Барклай-де-Толли В) Багратион Г) Раевский 8. Укажите место трёхдневной «Битвы народов» в 1813 г., в которой были разбиты войска Наполеона: А) под Берлином Б) под Аустерлицем В) под Лейпцигом Г) при Ватерлоо 9. Назовите имя героя-партизана, который прославился во время Отечественной войны 1812 г.: А) Д.В.Давыдов Б) М.И.Кутузов В) П.И.Багратион Г) М.Б.Барклай де Толли 10. Какое из событий Отечественной войны 1812 г. произошло позже остальных? А) Смоленское сражение Б) Тарутинский маневр В) совет в Филях Г) Бородинское сражение 11. Определите территорию, которая отошла к России после окончания войны с Наполеоном: А) Вестфалия Б) большая часть герцогства Варшавского В) часть Сардинского королевства Г) Силезия. Задание 2. Впишите ответ 1. Наполеон, собираясь напасть на Россию рассматривал три варианта развития событий. Он говорил: “Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму ее за голову; заняв__________, я поражу ее в самое сердце”. О каком городе говорил Наполеон? Ответ:_________________________________. 2. Военное формирование, создаваемое на добровольных началах для помощи регулярной армии. В 1812 г. основные силы этого формирования собирались и проходили военную подготовку под Тарутино. Ответ:______________________________. 3. Полевые земляные укрепления в виде наконечника стрелы, вершиной тупого угла к противнику. Использовались П.И.Багратионом для укрепления левого фланга на Бородинском поле. Ответ:_______________________________. 4.Совещание стран-победителей, созданное для решения вопросов послевоенного устройства Европы после разгрома империи Наполеона. Ответ:________________________________. 4.О каком историческом деятеле идёт речь? Военную службу начал в 15 лет. Воевал против турок, татар, поляков, французов. Был дважды, казалось, смертельно ранен. Имел почти все русские награды. Дипломат. В разные годы был послом России в Константинополе и Берлине. В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) в его честь был учреждён орден трёх степеней. Ответ:___________________________. Задание 3. Назовите причины победы России в Отечественной войне 1812 (указать не менее трёх). Ответ:
Вариант II. Задание 1. Выберите правильный ответ: 1. Какое событие произошло раньше остальных? А) учреждение министерств вместо петровских коллегий Б) введение указа «О вольных хлебопашцах» В) составление А.А. Аракчеевым проекта отмены крепостного права Г) вхождение России в состав Священного союза 2. Кто был инициатором создания в России военных поселений А) М.М. Сперанский Б) А.Х. Бенкендорф В) А.А. Аракчеев Г) Александр I 3. Какой административный орган был создан в России в первой половине XIX века А) комитет министров Б) Государственный совет В) Сенат Г) Негласный комитет 4. В.П. Кочубей, А.А. Безбородко, А.С. Строганов, А.А. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев. Что объединяет эти имена? А) это герои Отечественной войны Б) все они входили в кружок «молодых друзей» великого князя Александра Павловича – будущего императора В) все они были единомышленниками Павла I Г) русские полководцы 5. В реформаторском конституционном проекте Новосильцева предусматривалось: А) введение республиканской формы правления Б) создание двухпалатного парламента В) отмена крепостного права Г) сохранение самодержавия 6. На рассвете 12 июня 1812 года армия Наполеона вторглась в Россию, перейдя пограничную реку А) Неман Б) Висла В) Припять Г) Западная Двина 7. После начала войны русское командование приняло решение соединить силы 1-й и 2-й армии. Обе армии соединились у города А) Смоленска Б) Витебска В) Орши Г) Бобруйска 8. Чем закончилась битва под Аустерлицем в 1805 г.? А) русские войска разгромили турецкую армию Б) русские войска разгромили шведов и заняли Финляндию В) французы разгромили русско-австрийские войска Г) Суворов нанес поражение французскому генералу Массене 9. После отступления из Москвы М.И. Кутузов занял позиции у деревни А) Тушино Б) Колпино В) Тарутино Г) Шевардино 10. Во главе русской армии в войне против Турции в 1811 г. был поставлен: А) Раевский Б) Тормасов В) Кутузов Г) Багратион 11. Укажите одно из направлений внешней политики России начала XIX в. А) участие в разделах Польши Б) возвращение смоленских земель В) завоевание выхода в Азовское море Г) борьба с Турцией за Балканы и с Ираном за Закавказье Задание 2 Впишите пропущенные слова: 1.Обратная дорога для французов оказалась намного страшнее, чем дорога на Москву. Во время переправы через реку… в ноябре 1812 года французы потеряли более 30 тысяч человек. Назовите эту реку ___________________________. 2. Центральные органы государственного управления, осуществлявшие руководство определенной отраслью. Введены при Александре I в 1802 г. вместо петровских коллегий. Ответ______________________________. 3. Запрет, установленный Наполеоном на экономические связи между странами Европейского континента и Англией Ответ _____________________________. 4. Условие, ограничивающее участие человека в осуществлении тех или иных прав, в частности в выборах- _______ Ответ:________________________. 5. О ком идёт речь? Укажите имя исторического деятеля. Сын сельского священника. Учился в семинарии. Домашний секретарь князя А.Б. Куракина. В 28 лет действительный статский советник (чин, равный генеральскому). Директор департамента министерства внутренних дел, заместитель министра юстиции. Разрабатывал и проводил реформы. Обвинён чуть ли не в измене Отечеству, арестован и сослан в Нижний Новгород. А.А. Аракчеев видел в нём единственного человека в России, в ком он признавал ум, намного превосходящий его собственный. Ответ_________________________. Задание 3 Назовите итоги Отечественной войны 1812 г. (не менее трёх итогов). Ответ:
Критерии оценивания и ответы контрольной работы №3: Вариант I. Задание 1. (1 балл за правильный ответ, всего 11 баллов) 1-б, 2-а, 3-б, 4-г, 5-в, 6-в, 7-б, 8-в, 9-а, 10-б, 11-б. Задание 2. (1 балл за правильный ответ, всего 5 баллов) 1. Москва 2. Ополчение 3. Флеши 4. Венский конгресс 5. М.И.Кутузов Вариант II. Задание 1. (1 балл за правильный ответ, всего 11 баллов) 1-а, 2-в, 3-а, 4-б, 5-б, 6-а, 7-а, 8-в, 9-в, 10-в, 11-г. Задание 2. (1 балл за правильный ответ, всего 5 баллов) 1. Березина 2. Министерства 3. Континентальная блокада 4. Ценз 5. М.М.Сперанский Контрольная работа №4 по теме: «Правление Николая I» Вариант I 1.Одним их основных направлений внутренней политики Николая I было: А. укрепление положения дворянства Б. введение гражданских свобод В. усиление роли общественных организаций 2. При Николае I в управлении страной более значимую роль стал(а) играть: А. Сенат Б. Государственный Совет В. Собственная Его Величества канцелярия Г. Комитет министров 3. Попытки решения крестьянского вопроса связаны с именем: А. Е.Ф. Канкрина Б. М.М.Сперанского В. П.Д. Киселева Г. А.Х. Бенкендорфа 4. Проявлением кризиса феодально-крепостнической системы во время правления Николая I НЕ было: А) упадок многих помещичьих хозяйств, усиление эксплуатации крепостных крестьян, разорение крепостных мануфактур Б) укрепление государственного аппарата, рост чиновничества В) сдерживание роста численности наемных рабочих, затруднения в развитии рынка сбыта товаров, пагубное вмешательство государства в экономику Г) значительное и быстрое развитие новых, капиталистических черт в экономике и жизни общества: увеличение численности капиталистических мануфактур, появление фабрик, начало промышленного переворота, усиление расслоения крестьянства, рост внутренней торговли 5. Указ об обязанных крестьянах был принят в А) 1828 г. Б) 1833 г. В) 1842 г. Г) 1847 г. 6. Прозвище "жандарм Европы" Николай I получил за А) победы России в Европе Б) подавление революционных движений в Европе В) введение жесткого международного цензурного устава 7. По условиям Адрианопольского мирного договора (1829) с Турцией А) Турция получила часть Сербии и Греции Б) Некоторые области Закавказья перешли Турции В) Черноморский берег Кавказа отошёл к России Г) Россия не имела права держать флот на Чёрном море 8. Укажите годы русско – иранской войны А) 1853-1856 Б) 1828 – 1829 в) 1837-1841 г) 1826 - 1828 9. Консервативное течение 30-40-х гг. было представлено: А) "Теорией общинного социализма" Б) "Теорией славянофилов" В) "Теорией официальной народности" 10. Установите соответствие : 1) Западники а) отрицательное отношение к крепостному праву 2) Славянофилы б) поддержка реформ "сверху" в) поддержка развития страны по западноевропейскому пути г) вера в исключительность исторического пути России д) история России – часть общемирового процесса е) отрицательная оценка деятельности Петра I 11. Укажите название кружка, члены которого высказывали мысли о необходимости подготовки революции в России, а после разгрома его правительством, приговорены к смертной казни, но были сосланы на каторгу и в ссылку: А) кружок Станкевича Б) кружок братьев Критских В) кружок петрашевцев Г) кружок Герцена и Огарева 12. В Крымской войне против России в союзе с Англией и Турцией выступала А) Персия Б) Франция В) Италия 13. Одним из руководителей обороны Севастополя был: А) А.С. Меньшиков Б) В.А. Корнилов В) А.П. Ермолов 14. Отметьте причины поражения России в Крымской войне: А) англо-французские десанты вселили панику в правящие российские круги Б) был слишком быстро сдан Севастополь В) вооружение армии и флота России было хуже, чем у Турции Г) организация и обученность российской армии были слишком отсталыми Д) были слабо развиты средства сообщения в стране Е) изоляция России 15. Прочитайте текст об обороне Севастополя и заполните пропуски именами ее участников: Когда союзные войска двинулись к Севастополю, он был защищен только с моря. Войска (1) покинули его. Оборону города, где оставался гарнизон и моряки, возглавил начальник штаба флота адмирал (2) . После смертельного ранения начальника штаба флота руководство обороной взял на себя (3). Его помощниками, организовавшими оборону, были адмирал (4) и военный инженер генерал (5). Имена многих героев обороны, таких, как матрос (6), прославились на всю Россию. Сотни жизней раненых спасли хирург (7) и первая русская сестра милосердия Дарья Севастопольская. Имена: а) В.И. Истомин б) Н.И. Пирогов в) В.А. Корнилов г) П. Кошка д) П.С Нахимов е) Э.И. Тотлебен ж) А.С. Меншиков. 16. Господствующим направлением в русской и европейском искусстве начала 19 века оставался: А) классицизм Б) романтизм В) реализм Г) сентиментализм 17. Новое направление – реализм появился в: А) перед Отечественной войной 1812 года Б) в первые десятилетия 19 века В) после Отечественной войны 1812 года Г) в 20-50 – е годы 19 века 18. 8. Основателем критического реализма в литературе является: А) И.С. Тургенев Б) Н.В. Гоголь В) Ф.М. Достоевский Г) Д.В. Григорович 19. Опера « Жизнь за царя» принадлежит: А) А.С. Даргомыжскому Б) М.И. Глинки В) К.А. Кавосу Г) А.Н. Верстовскому 20. Полотна « Кружевница», « Гитарист», « Золотошвейка» принадлежит кисти: А) О.А. Кипренского Б) В.А. Тропинину В) А. А. Иванову Г) П.А. Федотову 21. Какому архитектору принадлежит возведение храма Христа Спасителя? А) К.И. Росси Б) О.И. Бове В) Д.И. Жилярди Г) К.А. Тон Вариант II 1.Одним их основных направлений внутренней политики Николая I было: А) введение гражданских свобод Б) укрепление роли государственного аппарата В) усиление роли общественных организаций 2. Составление Свода законов Российской империи было поручено: А. В.П. Кочубею Б. П.Д. Киселеву В. С.С. Уварову Г. М.М. Сперанскому 3. Реформа системы государственного управления привела к росту чиновничества, которое увеличилось к концу царствования Николая I до А. 40 тыс. Б. 90 тыс. В. 110 тыс. Г. 200 тыс. 4. По закону об обязанных крестьянах помещик А) мог освободить крепостного по заключению с ним договора о предоставлении им надела в наследственное владение Б) был обязан предоставить освобождаемому им крестьянину надел размером в 2 десятины В) вынужден был освободить крестьянина, если его поместье продавалось за долги Г) освобождал крестьянина, если тот изъявлял желание работать на государственной мануфактуре 5. Начало промышленного переворота в России приходится на А) 20-е годы Б) 30-е годы В) 40-е годы Г) 50-е годы 6. В каком году был подписан Туркманчайский мирный договор А)1825 Б) 1828 В) 1829 7. Эта страна, стремясь ослабить влияние России на юге, попыталась использовать освободительное движение народов Кавказа, оказывая им помощь оружием и посылая туда военных советников А) Франция Б) Пруссия В) Англия Г) Австрия 8. Укажите годы русско – турецкой войны А) 1853-1856 Б) 1828 – 1829 в) 1837-1841 г) 1826 – 1828 9. Теорию «общинного социализма» разработал А) А.И. Герцен Б) В.Г. Белинский В) П.Я. Чаадаев Г) М.В. Буташевич – Петрашевский 10. Что являлось общим в идеологии и славянофилов и западников А) стремление идеализировать допетровские порядки Б) критика истории Западной Европы В) отрицательное отношение к крепостному праву, всесилию чиновничества, подавлению прав и свобод личности Г) уверенность в возможности мирного осуществления реформ 11. Автором теории «официальной народности «был А) Н.Г. Устрялов Б) Н.В. Кукольник В) М.П. Погодин Г) С.С. Уваров 12. Что стало поводом к началу Крымской войны? А) вход в черноморские проливы французского военного корабля «Шарлемань» Б) противоречия между Россией, Турцией и европейскими государствами В) спор православной и католической церквей за палестинские святыни 13. В строительстве укреплений Севастополя ведущую роль сыграл инженер: А) Меньшиков А.С. Б) Тотлебен Э.И. В) Истомин В.И. Г) Кошка П. 14. После чего пал Севастополь в сентябре 1855 г.: А) после захвата Малахова кургана Б) когда английские корабли вошли в Северную бухту В) после падения крепости Карс на Кавказе 15. Восстановите хронологическую последовательность событий Крымской войны: А) осада турецкой крепости Карс; Б) оборона Севастополя В) ввод русских войску в Дунайские княжества; Г) высадка союзных войск в Крыму; Д) Синопское сражение 16. Направление искусства, обращённое не к разуму, а к чувствам, называется: А) классицизм Б) романтизм В) сентиментализм Г) реализм 17. Главной отличительной чертой романтизма было: А) опора на чувства человека; Б) противопоставление идеального образа реальной жизни В) опора на взаимоотношения героев Г) изображение окружающей действительности в наиболее типичных её проявлениях 18. Родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве был А) В. Тропинин Б) А.Веницианов В) П. Федотов 19. Опера « Русалка» принадлежит: А) А.С. Даргомыжскому Б) М.И. Глинки В) К.А. Кавосу Г) А.Н. Верстовскому 20. Какая картина принадлежит А.Г. Венецианову: А) « Свежий кавалер» Б) « Явление Христа народу» В) « Последний день Помпеи» Г) « На жатве. Лето» 21. По проекту какого архитектора было построено здание Адмиралтейства в Петербурге? А) А.Д. Захарова Б) А.Н. Воронихина В) К.И. Росси Г) О.И. Бове Критерии оценивания и ответы контрольной работы №4: Вариант I. Ответы: 1-а, 2-в, 3-в, 4-б, 5-в, 6-б, 7-в, 8-г, 9-в, 10: 1-а, б, в, д; 2- а, б, г, е; 11-в, 12-б, 13-б, 14 – г, д, е; 15: 1-ж, 2-в, 3-д, 4-а, 5-е, 6-г, 7-б; 16-а, 17-г, 18-б, 19-б, 20-б, 21-г. Вариант II. Ответы: 1-б, 2-г, 3-б, 4-а, 5-б, 6-б, 7-в, 8-б, 9-а, 10-в, г, 11-г, 12-в, 13-б, 14-а, 15: 1-в, 2-д, 3-г, 4-б, 5-а; 16-в, 17-б, 18-в, 19-а, 20-г, 21-а. Контрольная работа №5 по теме: «Правление Александра II» Вариант I 1. Кто был наставником великого князя Александра Николаевича? а) Ф. Лагарп; б) В.А. Жуковский; в) М.Н. Погодин; г) С.С. Уваров. 2. Кому принадлежат слова о том, что «лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнет само собой уничтожаться снизу»? а) А.И. Герцену; б) Н.П. Огареву; в) Александру II; г) председателю Реакционных комиссий Я.И.Ростовцеву. 3. Что из перечисленного относится к судебной реформе 1864 г.? а) состязательность сторон в ходе судебного процесса; б) наказание розгами виновных; в) гласность суда; г) периодическая сменяемость судей; д) создание особого суда для дворян; е) зарплата судей одна из самых высоких в мире; ж) введение суда присяжных; з) бессословность суда. 4. Земские учреждения не решали вопросов… а) строительства дорог; б) строительства школ и больниц; в) организации судебных органов; г) развития торговли и промышленности. 5. Представители какого сословия преобладали в земствах? а) крестьяне; б) дворяне; в) купцы; г) мещане. 6. Какие крестьяне считались временнообязанными? а) не заключившие выкупной сделки с помещиком; б) крестьяне сибирских губерний; в) государственные крестьяне; г) все указанные под а), б), в). 7. Для чего были созданы редакционные комиссии? а) для сбора статистических данных о крестьянских наделах; б) для составления единого проекта закона об освобождении крестьян; в) для составления итогового отчета Главному комитету по крестьянскому делу; г) для редакции журналов и газет. 8. По реформе 1861 г. земля после уплаты выкупа становилась… а) собственностью крестьянской семьи; б) собственностью крестьянской общины; в) государственной собственностью; г) передавалась крестьянам помещиком в пожизненную аренду. 9. Сколько крестьяне должны были заплатить помещику за выкупаемый надел? а) сразу 20-25% стоимости надела, а 75-80% платило государство; б) сразу 100% стоимости надела; в) 100% стоимости надела в течение 59 лет; г) 50% стоимости надела, а остальное платило государство. 10. Труд крестьян на земле помещика за взятую ими в аренду землю назывался… а) месячина;б) испольщина; в) барщина; г) отработки. 11. Что отражает буржуазный характер Великих реформ? а) отмена крепостного права; б) волостной суд для решения мелких крестьянских дел; в) наделение крестьян землей; г) состязательность судебного процесса; д) общинное землевладение; е) появление отработочной системы; ж) всесословный характер земств; з) всеобщая воинская повинность; и) крестьянское малоземелье; к) отрезки. 12. Новая промышленная база, основанная на добыче нефти в 70-е годы XIX в. Была заложена: а) на Донбассе; б) в Сибири; в) в районе Баку; г) в Средней Азии. 13. Соотнесите событие и дату: 1. начало перевода крестьян на выкуп; а) 1878 г. 2. судебная реформа; б) 1 марта 1881 г. 3. убийство Александра II; в) 1863 г. 4. Берлинский конгресс; г) 1864 г. 1. 2. 3. 4. 14. Основоположником какого течения народничества был П.Л. Лавров? а) бунтарское; б) пропагандистское; в) заговорщическое; г) либеральное. 15. Как называлась первая народническая организация в России? а) «Земля и воля»; б) «Черный передел»; в) «Народная воля»; г) «Освобождение труда». 16. К какому направлению общественной мысли относились Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, отстаивавшие введение конституции, демократических свобод и продолжения реформ? а) либеральное; б) радикальное; в) консервативное; г) реакционное. 17. Какое имя лишнее и почему? а) И.В. Гурко; б) А.М. Горчаков; в) М.Д. Скобелев; г) П.С. Нахимов. _____________________________________________________________________________ 18. На Берлинском конгрессе произошло: а) пересмотр положений Сан-Стефанского мирного договора; б) укрепление позиций России; в) признание решений Сан-Стефанского мирного договора; г) создание новой коалиции против России. 19. С какой страной в 1860 г. был подписан договор, закрепивший Уссурийский край за Россией? а) с Японией; б) с Китаем; в) с США; г) с Кореей. 20. Расставьте в хронологической последовательности: а) Сан-Стефанский мирный договор; б) начало перевода крестьян на выкуп; в) раскол «Земли и воли»; г) хождение в народ; д) оборона Шипкинского перевала. _____________________________________________________________________________ Вариант II 1. Осуществление Великих реформ 1860-1870-х гг.: а) замедлило развитие капитализма в России; б) дало толчок развитию капитализма в России; в) не повлияло на темпы развития капитализма в России; г) сделало невозможным развитие капитализма в России. 2. Какие органы занимались составлением единого проекта закона отмены крепостного права? а) редакционные комиссии; б) губернские дворянские комитеты; в) крестьянские комитеты; г) все указанные под а), б), в). 3. Мировые посредники… а) проверяли правильность составления уставных грамот; б) назначались Сенатом; в) решали споры крестьян с помещиками; г) все указанное под а), б), в). 4. Как назывались крестьяне до перехода на выкуп? а) не выкупленные; б) безземельные; в) крепостные; г) временнообязанные. 5. Что из перечисленного входило в состав земской реформы 1864 г.? а) выборный характер земств; б) земства по первым двум куриям избирались на основе имущественного ценза; в) губернские чиновники могли назначаться только с согласия земств; г) в ряде губерний земства решено было не создавать; д) земства содержали больницы, школы, тюрьмы, дороги; е) во главе губернских земств стояло центральное земство; ж) депутатов земств называли гласными. 6. Какая реформа не была проведена в 60-70-е годы? а) крестьянская; б) высших органов власти; в) судебная; г) военная. 7. Какие из приведенных терминов отражают капиталистический характер развития России, а какие – сохранение феодальных пережитков? а) отработки; б) отрезки; в) аренда земли крестьянами; г) строительство фабрик и заводов; д) выкупные платежи крестьян на землю; е) крестьянское малоземелье; ж) железнодорожный бум. 1. капиталистическое развитие 2. феодальные пережитки 8. Разбором мелких уголовных и гражданских дел занимался… а) окружной суд; б) волостной суд; в) мировой суд; г) мировой посредник. 9. Присяжные заседатели – это… а) судебные чиновники; б) специально отобранные люди для вынесения вердикта; в) судья в незначительных делах; г) кандидаты в мировые судьи. 10. В 1862 г. к Александру II с адресом об отказе от всех сословных привилегий обратилось дворянство города… а) Москвы; б) Санкт-Петербурга; в) Воронежа; г) Твери. 11. Какова была цель «хождения» в народ? а) познакомиться с жизнью крестьян; б) обучить крестьян разным специальностям; в) вызвать революционный взрыв в деревнях; г) объяснить крестьянам значение отмены крепостного права. 12. Какой активный участник народнического движения высказывал идею замены революционным путем государства на свободные автономные общества? а) П.Н. Ткачев; б) М.А. Бакунин; в) П.Л. Лавров; г) Г.В. Плеханов. 13. Какая организация в России занималась террористической деятельностью? а) «Черный передел»; б) «Народная воля»; в) «Топор и расправа»; г) «Земля и воля». 14. С именем М.Т. Лорис-Меликова связано: а) создание III отделения; б) проект созыва выборных от земств с правом совещательного голоса; в) создание Департамента государственной полиции при МВД; г) проект созыва Государственной Думы. 15. Соотнесите событие и дату: 1. Манифест об освобождении крестьян; а) 1874 г. 2. «Хождение в народ»; б) 1877-1878 гг. 3. Русско-турецкая война; в) 1 января 1864 г. 4. Земская реформа; г) 19 февраля 1861 г. 1. 2. 3. 4. 16. Какие государства объединились в «Союз трех императоров»? а) Франция, Россия, Турция; б) Австро-Венгрия, Турция, Россия; в) Франция, Англия, Россия; в) Россия, Пруссия, Австро-Венгрия. 17. Какая главная внешнеполитическая задача стояла перед министром иностранных дел А.М. Горчаковым на первом этапе его деятельности? а) поиск союзников для военного реванша после поражения в Крымской войне; б) создание военного блока против Англии и Франции; в) борьба за отмену ограничительных статей Парижского мира; г) создание коалиции против Австро-Венгрии и Пруссии. 18. По Сан-Стефанскому мирному договору 1878 г…. а) провозглашалась независимость Болгарии; б) предоставлялась независимость Герцеговине; в) Россия получила контрибуцию с Турции; г) России отходили города Ардаган, Батум, Карс, Баязет. 19. Какое событие канцлер А.М. Горчаков назвал самой темной страницей в своей карьере? а) Русско-турецкую войну 1877-1878 гг. б) Лондонскую конференцию 1878 г. в) Берлинский конгресс 1878 г. г) Сан-Стефанский мирный договор. 20. Расставьте в хронологической последовательности: а) манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости; б) начало русско-турецкой войны; в) создание «Союза трех императоров»; г) земская реформа; д) Берлинский конгресс. Ответы: 1-в, 2-в, 3-а, в, г, ж, 4-в, 5-б, 6-а, 7-б, 8-б, 9-а, 10-г, 11-а, в, г, ж, 12-в, 13: 1-в, 2-г, 3-б, 4-а; 14- б, 15-а, 16-а, 17-б, 18-а, 19-б, 20-б, г, д, а, в. Вариант II. Ответы: 1-б, 2-а, 3-г, 4-г, 5-а, б, д, ж, 6-б, 7: 1-в, г, ж, 2-а, б, д, е, 8-в, 9-б, 10-г, 11-в, 12-б, 13-б, 14-в, 15: 1-г, 2-а, 3-б, 4-в, 16-г, 17-в, 18-г, 19-в, 20-а, г, в, б, д.