A) в деревне появились крестьяне-арендаторы, связанные
с рынком
Б) увеличилось число централизованных мануфактур
B) уплата десятины Католической церквГ) частым явлением стали «хлебные бунты»
Д) активно развивалась торговля, в том числе и международная
Е) отсутствие единой системы меры, веса, денег
Укажите верный ответ.
1) АВД 2) БГЕ 3) АВД 4) ВГЕ
14Задания с выбором ответа
3. Какие из перечисленных ниже исторических деятелей
создали учения, оказавшие влияние на развитие революционной идеологии во Франции?
A) Жан Жак Руссо Г) Дени Дидро
Б) Рене Декарт Д) Фрэнсис Бэкон
B) Вольтер Е) Игнатий Лойола
□
1) АБВ 2) АГД 3) ГДЕ 4) АВГ
4. Кому из королей Франции принадлежит следующая фраза:
«... Интересы и права нации — все здесь, в моей руке»?
1) Генриху IV
2) Людовику XIV
3) Людовику XV
4) Людовику XVI шп
в
5. Какие из перечисленных ниже положений являются причинами Великой французской революции?
A) недовольство крестьян сеньориальными порядками в
деревне, их стремление получить землю
Б) недовольство тем, что Франция была крупной морской
и колониальной державой
B) стремление лиц, принадлежащих к третьему сословию, получить политические права
Г) недовольство широких слоев населения абсолютизмом
Д) недовольство работорговлей, которую вели богатые
купцы
Е) недовольство тем, что во время войны за независимость
британских колоний в Северной Америке французское
правительство объявило войну Англии и послало войска на помощь колонистам
^ Укажите верный ответ.
1) БГЕ 2) АВГ 3) ВГД 4) АБЕ
14Темы 25-27. Причины и начало Великой французской революции...
6. Какое из перечисленных ниже событий считается началом Великой французской революции?
1) Генеральные штаты провозгласили себя Национальным собранием
2) голодный поход бедноты на Версаль
3) падение Бастили4) Национальное собрание провозгласило себя Учредительным собранием
Я ®
ы 7. Начальником Национальной гвардии в Париже стал
1) граф де Мирабо
2) маркиз де Лафайет
3) Жак Тюрго
4) Максимилиан Робеспьер
^ 0 8. Конституция 1791 г. утвердила в стране
1) существование абсолютной монархи2) республику
3) конституционную монархию
4) военную диктатуру
^ гл
9. Санкюлот — это:
1) название патриота, революционера из числа городской
бедноты периода Великой французской революци2) значок, прикрепляемый к шляпе
3) династия французских королей
4) колпак, который носили сторонники революции во
Франци^ 4 —
1410. Прочтите отрывок из статьи, опубликованной в газете
«Друг народа», и укажите, кто был автором текста.
«Перестаньте же напрасно терять время на обдумывание средств обороны, у вас остается только одно из них...
всеобщее восстание и народная расправа. Начните с того,
Задания с выбором ответа
чтобы захватить короля, дофина и королевскую семью...
пусть они отвечают за все своими головами. Отрубите за*
тем без всяких колебаний головы контрреволюционным
генералам, министрам и бывшим министрам... Перебейте
без всякой пощады весь парижский генеральный штаб,
всех депутатов Национального собрания... возможно, потребуется отрубить пять-шесть тысяч голов, но если бы
даже пришлось отрубить двадцать тысяч, нельзя колебаться ни одной минуты...»
1) маркиз де Лафайет 3) Максимилиан Робеспьер
2) Жан Поль Марат 4) РужедеЛиль
11. Прочтите извлечение из книги «Французская революция»
французского историка Альбера Матьеза и укажите, в каком году произошло описываемое в нем событие.
«Людовик XVI добыл себе денег, заняв их у банкиров.
Он отправился 20 июня, в полночь, переодетый лакеем, в
большой дорожной карете, изготовленной специально для
этого. Граф Прованский отправился в то же время, но другой дорогой. Он достиг Бельгии без затруднений. Но Людовик XVI, узнанный в Сент-Менегу заведующим почтовой станцией Друэ, был задержан в Варение... Гусары,
расположенные в Варение, перешли на сторону народа.
Королевское семейство вернулось в Париж мимо шпалер
национальных гвардейцев, стекшихся из самых отдаленных деревень, чтобы помешать этим драгоценным заложникам попасть в руки неприятеля».
1) 1789 г. 2) 1791 г. 3) 1792 г. 4) 1793 г.
12. В каком году был выдвинут лозунг «Отечество в опасно
сти!» ?
1) в 1789 г. 3) в 1792 г.
2) в 1791 г. 4) в 1793 г.
^ а
2 яя
4 _
а п
13. Где произошло сражение, победа в котором революционной армии положила начало освобождению Франции от
интервентов?
1) у деревни Вальми 3) под Лионом
2) в Нормандии 4) под Марселем
14. Укажите, по поводу какого события американский гуманист Томас Пейн заявил:
«Моя ненависть и отвращение к монархии достаточно
известны... Но столь же живо и искренне мое сострадание
к человеку, находящемуся в беде, — будь он друг илвраг...»
1) по поводу насильственной отправки короля в Париж
после его неудачного бегства
2) по поводу штурма Тюильри, ареста короля и его низвержения
3) по поводу требований парижского люда казнить короля
4) по поводу свершившейся казни короля
15. Весной 1793 г. во Франции вспыхнули контрреволюционные мятежи. Особенно сильно ими были охвачены
1) северо-западные земли — Вандея
2) район верхнего течения р. Луары
3) юг, территории вокруг г. Марселя
4) северные земли на границе с Бельгией
16. Какие из перечисленных ниже положений являются причинами установления якобинской диктатуры?
A) необходимость установления сильной власти для орган и зац и и отпора иностранны м интервентам
Б) желание установить республиканскую форму властB) необходимость подавить контрреволюционные мятежв стране
Г) необходимость решить ряд социальных проблем —
обуздать рост цен, уничтожить спекуляцию и др., решить аграрный вопрос в интересах крестьян, отменить
оставшиеся сеньориальные повинностД) желание заменить религиозные культы культом Разума
Е) желание ввести новый революционный календарь
1) АБД 2) АВГ 3) ГДЕ 4) БДЕ
17. Какие из перечисленных ниже причин привели к гибелдиктатуру якобинцев?
A) террор, казни «крайних» якобинцев и «снисходительных» оттолкнули от якобинской диктатуры народные низы и стоявшую на умеренных позициях
буржуазию
Б) разрушение якобинцами г. Лиона и других городов
B) против сторонников Робеспьера поднялись «новые богачи» — новая буржуазия, разбогатевшая за время революции на спекуляциях
Г) существование «белой» эмиграциД) крестьяне, получившие землю, считали революцию
законченной, а не получившие ее якобинцев поддерживать не хотелЕ) установление во Франции республикУкажите верный ответ.
1) АБГ 2) БВД 3) ГДЕ 4) АВД
18. Какое событие означало термидорианский переворот?
1) казнь короля и провозглашение республик2) упразднение якобинской диктатуры
3) изгнание из Конвента жирондистов
4) убийство Марата
14Мм|ы|Нь
Темы 25-27. Причины и начало Великой французской революции...
19. Какие из перечисленных ниже положений закрепила
Конституция 1795 г. ?
A) Франция оставалась республикой
Б) вводилось всеобщее для мужчин с 18 лет избирательное право
B) исполнительная власть передавалась пяти директорам
Г) законность продажи земель эмигрантов, церкви и короны
Д) женщины получили равные с мужчинами права
Е) законодательная власть вручалась однопалатному
Конвенту
1) АБВ 3) АВГ
2) БВГ 4) ГДЕ
20. Какие из перечисленных ниже положений указывают на
значение Великой французской революции?
A) уничтожила старый порядок: разрушила систему абсолютизма и остатки сеньориальных отношений в деревне
Б) в революции победило «новое дворянство»
B) революция создала условия для развития капиталистического хозяйства
Г) революция провозгласила принципы свободы и равенства, а Декларация прав человека и гражданина положила начало формированию правового государства гражданского общества
Д) крестьяне землю не получилЕ) сословный строй не был отменен
15Укажите верный ответ.
1) БГД
2) АВГ
3) ГДЕ
4) АГЕ
Задания с кратким ответом
21. Какие из перечисленных ниже положений составляли содержание взглядов Жака Тюрго?
A) полная свобода частного предпринимательства
Б) ограничение свободы предпринимательства
B) отмена цеховой системы
Г) свобода конкуренциД) защита твердых цен на хлеб
Е) ограничение личных прав и свобод граждан
1) АВЕ 2) БДЕ 3) АГД 4) АВГ
ГЛ
1. Прочтите извлечения из наказа Генеральным штатам JSS
(1789). Напишите, к какому сословию принадлежали ав- -------
торы этого наказа. -------
«2. Чтобы отныне ни один налог не мог быть установ- -------
лен без согласия и содействия нации.
3. Чтобы дорожные пошлины были уничтожены полностью и чтобы никогда нельзя было требовать их исполнения натурой. Они должны быть заменены обложением,
равно падающим на все три сословия без различия...
4. Чтобы... были запрещены захват общинных земель передача их другим лицам. <...>
8. Уничтожить всякого рода десятину как в корне противоречащую свободе собственности и вредную для сельского хозяйства, а взамен ее выделить суммы, необходимые для расходов по содержанию религиозного культа...»
Ответ:___________________________________________
2. Установите соответствие между политическими группи- ^
ровками в ходе Великой французской революции и их -------
требованиями. Запишите в таблицу выбранные цифры под ____
соответствующими буквами. ____
15Темы 25-27. Причины и начало Великой французской революции...
ТРЕБОВАНИЯ
A) умеренные республиканцы, сторонники реформ, считавшие, что
к 1792 г. революция победила следует проводить реформы в
рамках КонституциБ) республиканцы, считавшие в
1792 г., что революция еще не
победила всех своих врагов следует продолжать борьбу.
Поддерживали требования городских низов
B) движение городских низов, требовавших введения твердых цен
и борьбы со спекулянтамГ) сторонники сохранения королевской власти в стране
ГРУППИРОВК1) роялисты
2) «бешеные»
3) якобинцы
4) жирондисты
5) термидорианцы
Ответ:
А Б В Г
В начале сентября 1792 г. положение на фронтах для революционной армии стало критическим. Прочтите отрывок из речи одного из министров правительства на заседании Законодательного собрания 2 сентября 1792 г. напишите фамилию выступавшего.
«Господа, для министров свободного народа очень радостно сообщить вам, что отечество будет спасено. Вся
Франция пришла в движение. Все рвутся в бой... Часть
народа пойдет на фронт, другие будут рыть окопы, третьзащищать наши города... Комиссары Коммуны торжественно призовут всех граждан вооружиться и двигаться на
защиту отечества... Мы требуем придать смерти всех, кто
откажется пойти сам или выдать имеющееся у него оружие... Мы требуем разослать курьеров по всем департа-
15Задания с кратким ответом
ментам, чтобы сообщить им изданные нами декреты. Набат, который зазвучит, будет не сигналом бедствия, а призывом к атаке на врага родины.
Господа, чтобы победить, нам нужна смелость, еще раз
смелость, всегда смелость, — и Франция будет спасена!»
4. Установите соответствие между историческими событиями и их датами. Запишите в таблицу выбранные цифры
под соответствующими буквами.
СОБЫТИЯ
A) установление якобинской диктатуры
Б) начало революционных войн
B) принятие закона о «подозрительных»
Г) переворот 9 термидора
ДАТЫ
1) 1793 г.
2) 1795 г.
3) 1793 г.
4) 1792 г.
5) 1795 г.
5. Установите соответствие между органами власти якобинской диктатуры и их названиями. Запишите в таблицу
выбранные цифры под соответствующими буквами.
ОРГАНЫ ВЛАСТA) высший законодательный орган
Б) высший исполнительный орган, правительство
B) чрезвычайные суды
Г) уполномоченные
высших органов
власти на местах
НАЗВАНИЯ
1) революционные трибуналы
2) Конвент
3) комиссары Конвента
4) Комитет общественного спасения
5) Комитет общей безопасностОтвет:
& 6. Прочтите извлечение из записок деятеля Великой фран-
цузской революции Коло д’Эрбуа и напишите, взгляды
— какой политической группировки он разделял.
— «Нас воодушевляет идея республиканского правосудия — быстрого и грозного, как воля народа. Оно должно
поражать как молния и оставлять лишь пепел».
jg$ 7. Прочтите извлечение из записок Максимилиана Робеспь-
— ера и напишите, в какой период развития Великой фран-
__ цузской революции они были созданы.
— «Каковы препятствия к установлению свободы? Война
внешняя и война гражданская.
Каковы средства закончить внешнюю войну?
Поставить генералов-республиканцев во главе наших
армий и покарать тех, кто нам изменил.
Каковы средства закончить гражданскую войну?
Карать изменников и заговорщиков... послать патриотически настроенные войска... чтобы обуздать аристократов Лиона, Марселя, Тулона, Вандеи... дать страшный
урок преступникам, оскорбившим свободу и пролившим
кровь патриотов...»
JSS 8. Прочтите отрывок из документа и напишите его название.
1. Все люди рождаются свободными и равными в правах.
Общественные различия могут быть основаны только
на общей пользе.
2. Целью всякого политического союза является сохранение естественных и неотъемлемых прав человека.
Права эти суть: свобода, собственность, безопасность сопротивление угнетению.
3. Источник всей верховной власти всегда находится в народе. Никакое учреждение, никакое лицо не может
осуществлять власти, не происходящей прямо от нации.
9. Прочтите извлечения из декрета Конвента, на основе которого, после взятия его революционными войсками, варварски был разрушен г. Лион, где до этого хозяйничалмятежники. Напишите фамилию главы правительства,
под руководством которого осуществлялось это «наказание».
«...3. Город Лион будет разрушен; все жилища богатых
будут уничтожены; останутся лишь дома бедняков...
4. Название «Лион» будет вычеркнуто из списка городов
республики; 5. Совокупность оставшихся домов будет носить отныне название «Освобожденная коммуна»; 6. На
развалинах Лиона будет воздвигнута колонна, которая
расскажет потомству о преступлениях и наказании роялистов этого города следующей надписью: «Лион вел войну против свободы — Лиона больше нет».
10. Установите соответствие между историческими событиями и их датами. Запишите в таблицу выбранные цифры
СОБЫТИЯ ДАТЫ
А) победа армии над Австрией 1) 1798 г.
и признание ею завоеваний 2) 1797 г.
Франции 3) 1799 г.
Б) триумфальное возвращение 4) 1797 г.
Бонапарта из Италии 5) 1796 г.
В) начало похода Бонапарта в
Египет
Г) государственный переворот
9 ноября (18 брюмера)
&
JSS 11. Прочтите извлечение из мемуаров одного из политиче-
— ских деятелей периода Французской революции Лакрете-
— ля и напишите, кого имел в виду автор.
«Вся политическая жизнь оказалась сосредоточенной в
одном человеке... Как только появлялся ... слабый отблеск
оппозиции, первый консул уничтожал своей полнотой
власти отважное меньшинство, осмелившееся предложить
кое-какие поправки к его желаниям...»
jg$ 12. Прочтите стихотворение немецкого поэта Готфрида Авгу-
— ста Бюргера (1747-1794) и напишите, о каком обществен-
— ном явлении можно сделать вывод.
— Крестьянин — своим князьям (1793)
Кто ты, коль смеет колесо
Твоей кареты, князь, давить,
Твой конь топтать меня?
Кто ты, что друг твой, гончий пес
Имеет право в плоть мою
Вонзать свои клыки?
Кто ты, что, громко в рог трубя,
Меня по рощам и полям
Гоняешь, словно дичь?
Посевы, что ты топчешь, князь,
Что пожираешь ты с конем,
Мне, мне принадлежат.
Ты не пахал, не боронил,
Над урожаем не потел;
И труд, и хлеб — мои.
Ты — власть от Бога? Вздор! Господь
Податель благ земных, а ты —
Грабитель и тиран.
Ответ: _________________________ _________________________
15Задания с развернутым ответом
Задания с развернутым ответом
ш
Прочтите текст исторического источника и ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из
источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Д’Эрбиньи, интендант1, — Кольберу (сентябрь 1665 г.)
«...Вы приказали изготовить акт о числе жителей, проживающих в этих двух округах (Шомона) и покинувших сводома, а также и об имуществе, которым они владеют...
Я тщательно старался выяснить причины, которые заставили этих несчастных покинуть свою страну, и установил, что
самая главная из них — это жестокость сборщиков налогов,
преследующих бедных жителей арестами за долги и описью
их имущества; если для отсрочки долгов не будут приняты
меры, о которых я дал распоряжение, как для общин, так для частных лиц, то в короткий срок деревня превратится в
пустыню. Кроме этой причины есть еще и другое зло, способствующее беспорядку в этой стране, особенно в округе Де-
Лангр: это налог на соль (габель); бедный люд обременен им
сверх сил, так как габель в три раза больше тальи в этом округе. Имеется еще третье зло, которое доведет страну до разорения, если своевременно не будут приняты меры, — это постосолдат. Военные отряды в полном составе размещаются в одной или двух деревнях; особенно дорого обходится крестьянам и приносит им много забот содержание кавалерии.
После того как военные отряды пройдут по всем деревням,
страна будет полностью разорена. ...Вам не следует рассчитывать на то, что эти деревни легко могут платить талью и соляную подать ».
1 Интендант — должностное лицо во Франции в XV -X V III вв.,
ведавшее отдельной отраслью государственного управления или обладавшее судебно-полицейской, финансовой и отчасти военной властью на местах.
1. О каком историческом периоде говорится в этом тексте?
2. Какие суждения о причинах, заставлявших французских крестьян покидать свои дома и свою страну можно сделать на основе данного исторического источника?
3. Сравните положение во французских деревнях с положением в английской деревне в этот же период.
2.
Прочтите отрывок из исторического источника и ответьте
на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний
по курсу истории соответствующего периода.
Из эдикта Тюрго об упразднении цехов (1776)
(эдикт написан от имени короля Людовика XVI)
«...Мы обязаны обеспечить всем нашим подданным полное
и безраздельное пользование их правами; это попечение мы
должны иметь в особенности к тому классу людей, которые не
имея никакой собственности, кроме своего труда и своего
прилежания, имеют тем большую нужду и право пользоваться во всей широте этими единственными источниками своего
существования.
Мы с прискорбием замечали многочисленные посягательства на это естественное и общее право со стороны учреждений, правда очень древних...
Почти во всех городах нашего королевства разнообразные
ремесла сосредоточились в руках небольшого количества мастеров, организованных в общества, коим одним принадлежит
исключительное право выделывать и продавать предметы той
отрасли ремесла, на которую они имеют исключительную
привилегию; и таким образом те из наших подданных, кои по
своим наклонностям или необходимости предназначают себя
к ремеслу, могут заниматься им лишь приобретя звание мастера цеха, куда они могут быть приняты лишь после испытаний... и после уплаты многочисленных налогов или поборов (в
пользу цеха), вследствие коих непроизводительно теряется
часть капитала, которая могла бы пойти на устройство их
предприятия или мастерской.
Те же, имущество которых оказывается недостаточным
для покрытия этих расходов, принуждены вести под главенством мастеров зависимое существование, пребывать в
нужде...
...Бог, давая человеку потребности и сделав для него труд
необходимым, создал из права на труд собственность каждого
человека, и эта собственность есть первая, самая священная самая неотъемлемая из всех.
Мы рассматриваем как одну из первых обязанностей
нашей справедливости и как один из достойнейших актов
нашей милости освободить наших подданных от всех посягательств, нанесенных этому неотчуждаемому праву человечества. Мы хотим вследствие этого отменить эти учреждения,
созданные произволом, не позволяющие нуждающемуся жить
своим трудом...
Эти учреждения лишают государство и искусство всех тех
знаний, которые могли бы быть принесены со стороны, задерживают развитие всех искусств благодаря многочисленным затруднениям, встречаемым изобретателями, у которых
различные цехи оспаривают право осуществлять открытия,
не ими (цехами) сделанные.
...Они (цехи) становятся орудием монополии, благоприятствуя различным махинациям, с целью поднятия цен выше
их нормального уровня на предметы потребления, наиболее
необходимые для народа...
Вследствие этих причин и т.д. и т.д. ...
Ст. 1. Разрешается всем, независимо от чина и положения,
даже иностранцам... заниматься по всему нашему государству, а также в нашем славном городе Париже, какой угодно
торговлей и ремеслом и даже сразу несколькими; вследствие
чего мы отменили и уничтожили, отменяем и уничтожаем все
корпорации и ассоциации ремесленников, равно как и цехи;
отменяем всякие привилегии, статуты и регламенты, данные
вышеуказанным корпорациям и ассоциациям, в силу чего
никто из наших подданных не будет впредь терпеть никакой
помехи в осуществлении своей торговли или своей профессипо той или другой причине, под тем или другим предлогом».
1. Какими причинами объясняет Тюрго необходимость
уничтожения традиционной цеховой системы?
2. В чем заключается главное содержание реформы, проводимой генеральным контролером финансов?
3. Какие положения эдикта позволяют судить об авторе
как о последователе идеологии Просвещения?
3.
Из путевых заметок Д. И. Фонвизина«...Каждый министр есть деспот в своем департаменте. Фавориты его делят с ним самовластие и своим фаворитам уделяют... Кажется, будто все люди на то сотворены, чтоб каждый был или тиран или жертва. Неправосудие во Францитем жесточе, что происходит оно непосредственно от самого
правительства и на всех простирается. Налоги, частые и тяжкие, служат к одному обогащению ненасытных начальников;
никто не подвергаясь беде, не смеет слова молвить против сих
утеснений. Надобно точно выбрать одно из двух: или платить,
или быть брошену в тюрьму... Всякий делает что хочет.
Народ в провинциях еще несчастнее, нежели в столице.
Судьба его зависит главнейше от интенданта; но что есть интендант? Вор, имеющий полномочие грабить провинцию безотчетно. Чем дороже стала ему у двора сия привилегия, тем
для народа тягостнее. Каждый из них начинает ремесло свое
тем, что захватывает откуп хлеба... и принуждает через то
жителей покупать у него жизнь за ту цену, которую определить за благо рассуждает.
1 Д.И. Фонвизин (1745-1792) — известный русский писатель,
путешествовал по Франции и свои впечатления изложил в письмах
и путевых заметках.
16Задания с развернутым ответом
Франция вся на откупу. Невозможно выехать за несколько
шагов из Парижа, чтобы воротясь не быть остановлену таможнею. Почти за все ввозимое в город платится столько пошлины, сколько сама вещь стоит...
Другой источник казенных доходов во Франции есть продажа чинов и должностей — зло безмерное... Множество подлых людей душою и происхождением покупали себе права способы быть орудиями народных утеснений...».
1. О каком периоде истории Франции говорится в этом документе?
2. Какие явления политической и экономической жизнФранции Фонвизин характеризует как бедствие для страны ее населения?
3. Сравните организацию государственного управления,
судебной и налоговой системы во Франции с тем, как это было
организовано в эти же годы в Англии.
Прочтите отрывки из брошюры аббата Сиейеса (январь
1789 г.) с язвительным памфлетом «Что такое третье сословие?» и ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего
периода.
«План этого произведения достаточно прост. Нам надо ответить на три вопроса:
1. Что такое третье сословие? Всё.
2. Чем оно было до настоящего момента в политической
жизни? Ничем.
3. Каковы его требования? Стать чем-нибудь в политике».
«...Кто осмелился бы сказать, что у третьего сословия нет
всего необходимого, чтобы сформировать совершенную нацию? Третье сословие можно сравнить с сильным человеком,
одна рука которого закована в кандалы. И если бы его избавили от привилегированного сословия, нация от этого ничего бы
16Темы 25-27. Причины и начало Великой французской революции...
не потеряла, а, наоборот, приобрела бы нечто большее. Что же
это такое третье сословие? Всё, но «всё» самое угнетенное стесненное. Чем бы оно было без привилегированного сословия? Всем, но «всем» богатым и процветающим. Без третьего
сословия невозможно никакое движение вперед, но оно проходило бы гораздо быстрее, не будь привилегированного сословия».
1. Какие факты свидетельствуют о том, что французское
общество еще сохраняло некоторые черты общества традиционного?
2. Как вы понимаете слова автора о том, что «без третьего
сословия невозможно никакое движение вперед» ?
3. Какое суждение вы можете предложить по поводу того,
что всего лишь за месяц в стране было продано 30 000 экземпляров брошюры Сийеса?
5.
Прочитайте извлечения из исторического источника и ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических
знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из записок российской императрицы Екатерины II «О мерах восстановления во Франции королевского правительства» (1792)
«Дело французского короля есть дело всех государей.
Для Европы важно, чтобы Франция снова заняла положение, подобающее великому государству.
В настоящее время достаточно десяти тысяч войска, чтобы
пройти Францию от одного конца до другого... Кажется, что
набрать это войско было бы всего удобнее в землях прирейн-
ских... К набранному войску неминуемо присоединятся все
оставившие родину французские дворяне, а может быть, полки немецких государей. Посредством этого войска можно
освободить Францию от разбойников, восстановить монархию
и монарха, разогнать самозванцев, наказать злодеев, избавить
государство от угнетения, тотчас же объявить прощение забвение всем изъявляющим покорность и признающим законного государя... Французское духовенство получит назад,
что останется нераспроданного из его имущества, дворянство — свои права сословные...»
1. Какое историческое событие нашло отражение в записках Екатерины II?
2. Какие суждения об отношении Екатерины II и российского дворянства к происходящим во Франции событиям
можно сформулировать на основе ее записок?
3. Прокомментируйте суждение Екатерины II «Дело
французского короля есть дело всех государей».
6 .
Прочтите извлечение из исторического источника и ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических
Закон 17 сентября 1793 г. «О подозрительных»
«Cm. 1. Немедленно по опубликованию настоящего декрета
все подозрительные лица, которые находятся на территориРеспублики и еще продолжают пользоваться свободой, будут
подвергнуты аресту.
Cm. 2. Подозрительными считаются:
1) те, которые своим поведением, либо своими связями,
либо своими речами или сочинениями проявляют себя сторонниками тирании... и врагами свободы;
2) те, которые не смогут... доказать законность своих
средств к существованию и выполнению гражданских обязанностей;
3) те, которым было отказано в выдаче свидетельств о благонадежности;
5) те из бывших дворян, так же как и их мужей, жен, отцов, матерей, сыновей или дочерей, братьев или сестер, а равным образом и агентов эмигрантов, которые не проявляли постоянно своей преданности революции;
6) те, которые эмигрировали... хотя они и возвратились во
Францию...
Cm. 3. Наблюдательные комитеты ... принимают на себя
обязанность, каждый в своем округе, составить список подозрительных лиц, изготовить приказы об их аресте...
Cm. 5. Лица, арестованные как подозрительные, подлежат
первоначальному заключению в арестных домах их местожительства. При отсутствии таковых они содержатся под надзором у себя на дому.
Cm. 6. В течение недели после ареста они пересылаются в
государственные здания, которые департаментские администрации.. обязаны... приготовить для этой цели.
Cm. 8. Расходы по охране возлагаются на самих заключенных и подлежат равному распределению между ними...»
1. О каком историческом периоде Великой французской
революции говорится в этом документе?
2. Каким органом политической власти мог быть издан
этот декрет?
3. На основании этого документа сформулируйте суждение
о характере политической власти во Франции в этот период.
Прочтите извлечения из исторического источника и ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических
Роберт Бернс (1759—1796).
Дерево свободы (1793)
Есть дерево в Париже, брат.
Под сень его густую
Друзья отечества спешат,
Победу торжествуя.
Где нынче у его ствола
Свободный люд толпится,
Вчера Бастилия была,
Всей Франции темница.
Из года в год чудесный плод
На дереве растет, брат.
Кто съел его, тот сознает,
Что человек — не скот, брат.
Его вкусить холопу дай —
Он станет благородным.
И свой разделит каравай
С товарищем голодным.
Дороже клада для меня
Французский этот плод, брат.
Он красит щеки в цвет огня,
Здоровье нам дает, брат.
Благословение тому,
Кто пожалев народы,
Впервые в галльскую тюрьму
Принес глоток свободы.
Поила доблесть в жаркий день
Заветный тот росток, брат,
И он свою раскинул сень
На запад и восток, брат.
Но верю я: настанет день, —
И он не за горами, —
Когда листвы волшебной сень
Раскинется над нами.
1. Какое историческое событие нашло отражение в произведении Бернса?
2. Как вы думаете, что автор называет «чудесным плодом», позволяющим людям ощутить свое человеческое достоинство?
3. Какое значение, по мнению автора, имеет историческое
событие, которому он посвятил свое стихотворение?
16Темы 2 8 -3 0 . Традиционные общества
Востока. Начало европейской
колонизациЗадания с выбором ответа
ип
1. Какие из перечисленных ниже характеристик являются
чертами традиционного восточного общества?
A) преобладание государственной и общинной собственности на землю
Б) стремление человека подчинить себе природу
B) господство традиций коллективизма
Г) ценность личной свободы и гражданских прав
Д) стремление человека жить в гармонии с природой
Е) господство частной собственностУкажите верный ответ.
1) БВЕ 2) АБГ 3) АВД 4) БДЕ
2. В Индии все должности в крестьянской общине
1) покупались у князя, на земле которого располагалась
община
2) передавались по наследству из поколения в поколение
3) покупались у деревенской общины
4) должностные лица избирались на собрании общинников
0 U
3. Под принципом круговой поруки понимается
1) ответственность всей общины за проступок одного из ее
членов
2) на собраниях общины все соседи становились в круг
для принятия важных решений
16Задания с выбором ответа
3) при совершении торговой сделки, по традиции, продавец и покупатель брались за руки, образуя круг, а затем ударяли по рукам
4) у старосты деревни имелись расположенные кругом
отпечатки пальцев всех членов общины, что помогало
при поимке преступника
4. Какие из перечисленных ниже положений подтверждают
тот факт, что на Востоке государство регулировало хозяйственную жизнь?
A) устанавливало цены на важнейшие товары
Б) в болотистых местах создавало плавучие огороды на
бамбуковых плотах
B) устанавливало монополию на некоторые отрасли ремесла и торговлГ) увеличивало налоги на ремесленников и купцов
Д) в Китае государство проводило регистрацию всех городских жителей
Е) устанавливало правила жизни для всех жителей государства
1) БДЕ 2) АВГ 3) АТЕ 4) БДВ
5. Какие из указанных ниже групп японского населения относились к первому сословию?
1) придворные 3) священнослужител2) самураи 4) врачи и ученые ^ вя
6. Какая из указанных ниже религий была одновременно
распространена в Индии, Китае и Японии?
1) индуизм
2) буддизм
3) синтоизм
4) иудаизм
шп
т
16Темы 2 8-30. Традиционные общества Востока...
^ РЛ
LUU
ш а
7. Какое из перечисленных сословий в Японии находилось в
самом низу сословной иерархической лестницы?
1) ремесленники 3) купцы
2) крестьяне 4) самура8. Прочтите отрывок из «Книги» известного путешественника венецианца Марко Поло (1254-1323) и укажите, о
какой из стран Востока идет речь.
«Остров Чипингу — на востоке, в открытом море; до
него от материка тысяча пятьсот миль. Остров очень велик; жители белы, красивы и учтивы; они идолопоклонники, независимы, никому не подчиняются. Золота, скажу вам, у них великое обилие: чрезвычайно много его тут,
и не вывозят его отсюда с материка ни купцы, да и никто
не приходит сюда, оттого-то золота у них, как я вам говорил, очень много. Жемчугу тут обилие; он розовый очень красив, круглый, крупный; дорог он также, как белый. Есть у них и другие драгоценные камни. Богатый
остров, и не перечесть его богатства».
1) Индия 3) Япония
2) Китай 4) Афганистан
9. Один из самураев (XVII в.) писал: «Когда я служил господину, я ни в малейшей степени не заботился о собственном
благе... Поскольку все исходило от моего господина, я не
имел возможности ни обрести что-то, ни потерять... Уйтсо службы (отдав ей все свои силы) и совершить
сэппуку1 — вот наилучший исход для вассала». Укажите,
в каком обществе могли существовать такие отношения?
1) рабовладельческом 3) кап итали сти ч еском
2) феодальном 4) первобытнообщинном
1 Сэппуку (харакири) — ритуальное самоубийство.
10. Какие из перечисленных ниже положений составляли содержание реформ, проводимых правителем империи Великих Моголов Акбаром?
A) провел реформу государственного управления и лично
вникал во все государственные дела
Б) запрещал изучение индуизма
B) поощрял развитие ремесел и торговли, провел налоговую реформу
Г) признал равенство индуизма и ислама, разрешал строить индуистские храмы
Д) отменил кастовый строй
Е) крестьян-должников обращал в рабов
1) АБЕ 2) БВД 3) ГДЕ 4) АВГ
^ гп
11. Кто из правителей стран Востока управлял своим государством под девизом «Мир для всех»?
1) Бабур 3) Акбар
2) Иэясу Токугава 4) императоры династии Цинн
гпп
п
12. Какие из перечисленных ниже положений являются причинами кризиса, а затем и распада империи Великих Моголов?
A) общество было разобщено кастовым строем и враждой
приверженцев индуистской и мусульманской религий
Б) правители не уделяли внимание строительству новых
городов
B) правители покровительствовали поэтам
Г) империя вела бесконечные завоевательные войны
Д) разорение крестьян непосильными налогами приводило к оскудению казны
Е) правители уделяли большое внимание развитию живописУкажите верный ответ.
1) АБВ 2) БГД 3) ГДЕ 4) АГД
ЯШ