6Темы 11-14. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства... парламентов Франции). Напишите имя французского короля, издавшего Нантский эдикт. «Странно, что вы до сих пор не можете отделаться от дурных повадок... Кто бы поверил, что люди, ставившие на карту свою жизнь, свое имущество, состояние и личное благополучие ради защиты и сохранения королевства, будут недостойны почетных общественных должностей... в то же время те, которые сделали все возможное для того, чтобы погубить государство, должны рассматриваться как добрые французы, достойные и способные занимать должности! Н е т ^ не слеп, я вижу ясно! Я хочу, чтобы протестанты жилмирно в моем королевстве и допускались к общественные должностям не потому, что они протестанты, а постольк-уг поскольку они верные слуги мне и французской короне. Я хочу, чтобы мне повиновались и чтобы мой эдикт был обнародован по всему королевству. Все мы опьянели от войны, и пора, наконец, взяться за ум!» Прочтите извлечение из исторического источника и ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода. Из воззвания Мартина Лютера «К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства» (1520) «Пресветлейшему, могущественнейшему Императорскому Величеству и христианскому дворянству немецкой нациДоктор Мартин Лютер. Выдумали, будто бы папу, епископа, священников, монахов следует относить к духовному сословию, а князей, господ, Ответ: Задания с развернутым ответом 6Задания с развернутым ответом ремесленников и крестьян — к светскому сословию. Все это измышление и надувательство. Они не должны никого смущать, и вот почему: ведь все христиане воистину принадлежат к духовному сословию и между ними нет иного различия, кроме разве что различия по должности и занятию... У нас одно Крещение, одно Евангелие, одна вера; все мы в равной степени христиане, ибо только лишь Крещение, Евангелие вера превращают людей в духовных и христиан... Поскольку светские владыки крещены так же, как и мы, у них та же вера и Евангелие, мы должны позволить им быть священниками и епископами и их обязанности рассматривать как службу, которая связана с христианской общиной и полезна ей. И вообще каждый крестившийся может провозглашать себя рукоположенным во священники, епископы и папы, хотя не каждому из них подобает исполнять такие обязанности... мы все имеем равные права. Ведь то, что принадлежит общине, никто не может, помимо воли и разрешения общины, присвоить себе... ...необходимо, чтобы священник у христиан был только должностным лицом. Пока он служит, он возвышается; когда его смещают, он такой же крестьянин или горожанин, как другие... ...они намереваются быть единственными истолкователямПисания. Не изучив в нем на протяжении жизни ни строчки, они имеют наглость считать себя единственными авторитетами; обманывают нас бесстыдными высказываниями, что папа, независимо от того — злой он или благочестивый, не может заблуждаться в вере, но подтвердить это... они не в состоянии. <...>...папа не должен быть единственным авторитетом. В противном случае наша молитва должна сводиться к словам: «Верую в папу римского». А это было бы отождествлением всей Христианской Церкви с одним человеком и не более чем дьявольским и адским заблуждением. И самое главное, мы ведь все христиане, как отмечено выше; у всех у нас одна вера, одно Евангелие, одно Причастие. 6Темы 11-14. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства... Как же можем мы не обладать и властью воспринимать и судить, что истинно или неистинно в вере?..» 1. Изложите основные положения учения Лютера, нашедшие свое отражение в этом документе. 2. Изложите положения учения Лютера, которые в этом тексте не представлены, но о которых вы знаете из учебника или из других источников. 3. Выскажите ваше суждения о значении учения Лютера для европейского общества XVI-XVII вв. Y . Прочтите извлечение из исторического источника и ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение знаний по курсу истории соответствующего периода. Из произведения немецкого гуманиста XVI столетия Ульриха фон Гуттена «Жалоба и предостережение против непомерного нехристианского насилия папы и недуховного духовенства» Я жалуюсь и обвиняю, Я правду говорить желаю, И обнаружить тот недуг, Под коим страждем мы от мук, И вся немецкая страна Жестоко отягощена... Кому же правда дорога, Тот в церкви наживет врага. Коль ей он станет докучать, Его заставят замолчать. Попы вмешаются — ив миг Он станет злейший еретик И всем урок в его судьбе. Господь, я призову к тебе! Пошли нам помощь и совет, Пошли своей нам правды свет! — 6Задания с развернутым ответом Пускай святого духа власть Как з старину не даст нам пасть... Открой же нации — зачем Так слишком милостив ты к тем, Кто о божественности пишет, А сам лишь страстью к деньгам дышит, Клянется именем твоим, А сам лишь дьяволом храним. Ко зсем, кто под покровом ряс В безмерном плутовстве погряз, Себя священником зовет, А сам мошенником слывет, И небреженьем в деле веры Дурные подает примеры... Они нас обирают всех, И не считают то за грех, Ведь им-де все разрешено. И повелось у них давно: Когда какой-нибудь священник Добудет церкви много денег, Хоть воровством и грабежом, Его не обвиняют в том. Ему и сила, и почет, Ведь всех важнее в церкви тот, Кто сундуки полней набьет. Я не коснулся всех их дел — Я слишком скромность бы задел, Когда бы вскрыл я весь позор В земле немецкой с давних пор От тех, кто сходит за духовных, Живет в роскошествах греховных, Кому не свято ничего. Как слеп наш мир! Ведь для него Они духовный сан имеют И, значит, истиной владеют. 6Темы 11-14. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства... 1. Какие упреки в адрес Католической церкви и священнослужителей существовали в европейском обществе? 2. Какими мерами Католическая церковь боролась с темверующими, которые подвергали критике ее деятельность? 3. Выскажите и обоснуйте свое мнение: почему в заголовке произведения автор использует выражение «недуховное духовенство» . Y . Прочтите извлечение из исторического источника и ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода и умений. Люсьен Февр. «Капитализм и Реформация» «А другие — буржуа...? Они перед нами — неудовлетворенные, разочарованные, недовольные. С их культом рассудка, любознательностью, склонностью «входить в суть нового»; с их верой в себя и нетерпением сбросить старые путы. Они ходят к обедне... едят постное в предписанные дни. Онживут и умирают по закону Церкви. Они не подвергают сомнению основы того, чему учит священник. Они верят в Бога справедливого... Чувствуют себя, однако, неспокойно. В их религиозном сознании есть пустота, пробел. У них нет ощущения, что они обладают учением, приспособленным к их умонастроению, к их потребностям...Они ждут. Богатые антверпенские купцы не испытывают колебаний. Маклеры, доверенные представители, родственники или конкуренты Фуггеров — все становятся лютеранами... Ибо что для начала дает этим людям учение Лютера? То, чего они хотят больше всего: осуществление некоторых из их наиболее глубоких стремлений. Тем более что они берут это учение силою и понемногу изменяют его, приспосабливают, прилаживают к своим надобностям. Мы говорили о буржуазной склонности к простым и ясным мыслям. Этим людям нужно понимать. И религия Лютера говорит с немцами немецким языком. 7Задания с развернутым ответом А что отыщется в этой Библии, ставшей ныне доступною? Живой Бог, человечный, родной... и вот он заговорил, и все Евангелие, спихнувшее свою латынь, показывает его простым и свободным в обращении и как он странствует по Иудее и говорит со всеми кротким и ласковым голосом; и что дарует он людям, одному за другим? Уверенность. Уверенность — это сила. Это все равно что «аванс» для человека действия. Попробуем воссоздать драму совести торговцев, банкиров, охотников за золотом, чья повседневная жизнь была беспощадной войной. Церковь говорила им: «Вы грешны, но не отчаивайтесь. Придите ко мне. Исповедайтесь и покайтесь. Отпущение грехов вернет вам радость и спокойствие». Да, но «исповедайтесь»!.. ...Церковь отпускает грехи... А можно ли быть в этом уверенным? Во всяком случае, при одном условии: чтобы ей в них признались. Чтобы в них исповедались. А если не было времени? И вот встает призрак внезапной смерти. В состоянисмертного греха? В таком случае — осуждение: вечное пребывание в аду. В состоянии греха простительного? Тогда — мукв Чистилище... Поэтому понятно яростное стремление людей того времени отвергнуть это Чистилище... желание любой ценой получить полную уверенность. И в самом этом стремленипроявляется светлая воля отныне не искать в смерти главное предназначение Судьбы, но обрести его в жизни. Добавим, наконец, еще следующее. Эти люди горды. Это буржуа. Им не терпится показать всем свою полную самостоятельность. Что же говорит им Лютер? Что повторяют вместе с ним все вожди Реформации? Вот что: откройте Евангелие и читайте. Вы можете его прочесть, мы даем его вам на вашем языке. Что вы там находите? Бога, который свободно разговаривает без посредников. И которого вы понимаете без толмача, не так ли? В таком случае зачем священник-посредник, может быть, плохой толмач? Каждый из вас священник в той мере, в какой вы понимаете, любите, проповедуете учение вашего Бога. 7Темы 11-14. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства... И точно так же зачем нужны между вами и божеством посредники и заступники, которых плодит Церковь? К чему эта никчемная толпа христианских святых? Лицом к лицу с Богом. Вы один пред Ним, единым... ...Так завязывались узы между душами буржуа и новым учением, которое им несли Лютер, Кальвин. Так раскрывается смысл, которым для них, для буржуа, наполнялись эти абстрактные формулы: перевод Писания на язык народа и оправдание верой. Сотни людей подвергались преследованиям, терпелпытки и принимали смерть во имя победы этих требований... Эти лозунги нашли отклик в самой глубине души детей века — людей действующих, упорно работающих, борющихся». 1. Почему в XVI столетии учение Католической церкви перестало удовлетворять верующих? 2. Среди каких слоев европейского общества эта неудовлетворенность проявлялась особенно остро и почему? 3. Какие положения учений Лютера и Кальвина стали популярны в европейском обществе и почему? Прочтите извлечение из исторического источника и ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода и умений. Из трактата Жана Кальвина «Наставление в христианской вере»(1535) «Существует четыре степени должностей, установленных господом нашим для управления его церковью: во-первых, пасторы, затем — доктора, далее — старейшины и в- четвертых — диаконы1. ...Что касается пасторов... их обязанностью является возвещать слово Божие... совершать таинства и вместе со старейшинами и приставами налагать братские наказания. 1 Дьякон — помощник священника, участвующий в церковной службе; низшая степень священства. 7Задания с развернутым ответом Чтобы ничто в церкви не совершалось беспорядочно, никто не должен вступать в эту должность без призвания... Экзамен (на должность пастора. — А. Ю.) состоит из двух частей. Во-первых, имеет ли тот, кто подлежит посвящению, хорошее и святое знание писания... Вторая часть — о жизни, именно добрых ли он нравов. Далее, кому принадлежит право поставлять пасторов? Прежде всего пасторы изберут того, кого надлежит посвятить в сан. Затем его представят Совету, который примет его, если найдет достойным. <...>Чтобы предотвратить все житейские соблазны, надо будет позаботиться о способе исправления, которому все бы подчинялись и который также будет средством сохранять сан в почтении. Чтобы поддерживать эту дисциплину, пасторы каждые три месяца должны будут иметь специальное суждение относительно того, не заслуживает ли кто из них упреков. Что касается тех лиц второго сана, которых мы назвалдокторами, то собственно их обязанностью является наставление верных в святом учении.