Контрольная работа №1 по теме: «Мир в начале Нового времени» Часть I. При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ. А.1. Термин «Новое время» впервые появился в Италии в: а) XIII в.; б) XIV в.; в) XV в.; г) XVI в. А.2. Дух предпринимательства, возникший в эпоху Возрождения, отражает высказывание: а) «Я хочу наживаться, пока могу»; б) «Один за всех и все за одного»; в) «Знание – это сила»; г) «Все в руках Бога». А.3. Абсолютизм в Англии начал складываться в годы: а) войны Ало и Белой розы; б) правления Людовика XIV; в) правления Елизаветы I; г) Столетней войны. А.4. Основная черта абсолютизма: а) усиление независимости городских коммун; б) отказ от проведения политики меркантилизма; в) введение единого государственного законодательства; г) усиление роли сословно-представительных учреждений. А.5. В ходе развития капиталистических отношений в Англии формируется слой населения: а) джентри; б) дворянство; в) духовенство; г) крестьянство. А.6. Коренной переворот, перелом в жизни человеческого общества: а) Реформация; б) революция; в) обмирщение; г) гуманизация. А.7. Движение за переустройство католической церкви, возникшее в Европе XVI в.: а) Реформация; б) революция; в) обмирщение; г) гуманизация. А.8. Страной – родиной Реформации стала: а) Англия; б) Франция; в) Германия; г) Швейцария А.9. Последствия победы Реформации в ряде стран Европе: а) укрепление светской власти; б) упадок капиталистического хозяйства; в) окончательное закрепощение крестьян; г) полный отказ большинства людей от веры в Бога. А.10. Огромный флот, известный под названием «Непобедимая армада», принадлежал: а) Португалии; б) Франции; в) Испании; г) Англии. А.11. Николай Коперник и Джордано Бруно: а) скульпторы; б) художники; в) ученые; г) поэты. А.12. В честь Магеллана был назван открытый им: а) океан; б) северо-восточный берег Америки; в) материк; г) пролив между Южной Америкой и островом. А.13. Территории, потерявшие независимость и попавшие под власть завоевателей, называют: а) Новым Светом; б) компаниями; в) колониями; г) гильдиями. А.14. Для европейского общества в раннее Нового время характерно: а) высокий уровень медицины; б) преобладание в составе населения женщин; в) малая продолжительность жизни; г) проживание большой части европейцев в городах. А.15. В ходе религиозных войн во Франции на трон вступила новая королевская династия: а) Валуа; б) Бурбонов; в) Тюдоров; г) Капетингов. Часть II. При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В3)запишите ответ так, как указано в тексте задания. В.1. Установите соответствие между понятием и определением. Понятие Определение А) абсолютизм Б) индульгенция В) монополия Г) мануфактура 1) грамота об отпущении грехов; 2) исключительное право на производство или продажу чего-либо; 3) тип предприятия, основанного на разделении труда и ручной ремесленной технике; 4) форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу – монарху. Ответ: В.2. Какие события историки связывают с началом эпохи Нового времени? Обведите две цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов. 1. Великие географические открытия; 2. Великое переселение народов; 3. Появление фабрик и заводов; 4. Гибель Римской империи; 5. Возрождение. Ответ:_________________________ В.3. Установите соответствие между автором и произведением. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого. Дата Событие А) У. Шекспир Б) М.Сервантес В) Д.Алигьери 1) «Дон Кихот» 2) «Божественная комедия» 3) «Ромео и Джульетта» 4) «Разговоры запросто» Ответ: А Б В Г А Б В Критерии оценивания и ответы контрольной работы №1: Часть А. (1 балл за правильный ответ, всего 15 баллов) 1-в, 2-а, 3-в, 4-в, 5-а, 6-б, 7-а, 8-в, 9-а, 10-в, 11-в, 12-г, 13-в, 14-в, 15-в. Часть В. В1. (По одному баллу за каждый правильный ответ, всего 4 балла) Ответ:
А Б В Г 4 1 2 3 В2. (По одному баллу за каждый правильный ответ, всего 2 балла) Ответ: 1, 5. В.3. (По одному баллу за каждый правильный ответ, всего 3 балла) Ответ:
А Б В 3 1 2 Контрольная работа №2 по теме: «Революции Нового времени. Колонизация» Часть I. При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ. А.1 . Причина начала Нидерландской революции: а) преследование протестантов; б) усиление влияния католической церкви; в) подписание Утрехтской унии; г) отмена пошлин на шерсть, ввозимую в страну. А.2. В результате победы Нидерландской революции: а) в стране установилась абсолютная монархия; б) католицизм стал государственной религией; в) к власти пришли новые дворяне и буржуазия; г) пришла в упадок международная торговля. А.3. На стороне короля в ходе английской революции выступали: а) гёзы; б) джентри; в) кавалеры; г) круглоголовые. А.4. Итог «Славной революции» 1688 г. в Англии: а) окончание гражданской войны; б) восстановление абсолютной монархии; в) установление парламентской монархии; г) провозглашение кальвинизма государственной религией. А.5. Война, получившая название Тридцатилетней, велась между: а) Англией и Испанией; б) Швецией и северными странами Европы; в) Англией и Францией из-за колоний в Индии; г) странами Европы, объединенными в две коалиции. А.6. Причина международных конфликтов XVI-XVIII вв.: а) Великое переселение народов; б) распространение христианства; в) соперничество за господство на море; г) распространение идей культуры Возрождения. А.7. Начало эпохи Просвещения относится к: а) XVI в.; б) концу XVII в.; в) концу XVIII в.; г) началу XIX в. А.8. Мыслители эпохи Просвещения: а) Н.Коперник, Г.Галилей; б) Р.Декарт, Авиценна; в) Т.Мор, Эразм Роттердамский; г) Ж.-Ж.Руссо, Ш.Монтескье. А.9. Итог эпохи Просвещения: а) разрушение средневекового сознания и подготовка почвы для буржуазных революций; б) рост благосостояния жителей Европы; в) начало книгопечатания; г) начало Реформации. А.10. Промышленным переворотом называют процесс: а) создания мануфактур; б) перехода от ручного труда к машинному; в) роста численности городского населения; г) отделения ремесла от сельского хозяйства. А.11.Первый президент США: а) Оливер Кромвель; б) Джордж Вашингтон; в) Томас Джефферсон; г) Бенджамин Франклин. А.12. Автор Декларации независимости США: а) Жан-Жак Руссо; б) Джордж Вашингтон; в) Томас Джефферсон; г) Бенджамин Франклин. А.13. В отличие от Китая и Японии в Индии в Новое время: а) сохранялась раздробленность; б) господствовала одна религия; в) существовало аграрное общество; г) проживали представители одной национальности. А.14. Главная причина «закрытия» Китая: а) сохранение конфуцианства; б) стремление сохранить традиционные устои общества; в) активизация деятельности мусульманских проповедников; г) активная реформаторская деятельность китайских императоров. А.15. Вера в переселение душ характерна для: а) конфуцианства; б) синтоизма; в) буддизма; г) ислама. Часть II. При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В3)запишите ответ так, как указано в тексте задания. В.1. Какие войны велись в Европе в XVII-XVIII вв.? Обведите две цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов. 1. Крестовые походы; 2. Гуситские войны; 3. Семилетняя; 4. Столетняя; 5. Северная. Ответ:__________________________ В.2. О каком сооружении идет речь в отрывке из документа? …. Мрачный и унылый замок… был ненавистен Парижу… Не было такого сословия, такого общественного класса, из которого бы ни томился бы кто-нибудь во мраке этой тюрьмы. Третье сословие и дворянство придавали слову «свобода» неодинаковый смысл, но оба они питали одинаковую ненависть к этому памятнику министерского деспотизма. Ответ:______________________________________ В.3. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого. Страна Характерный признак А) Китай Б) Япония В) Индия 1) превращение в колонию Англии; 2) почитание императора как сына Неба; 3) использование труда чернокожих рабов; 4) лишение императора реальной власти военными правителями Ответ: В.4. Укажите два признака, характеризующие традиционное общество. Ответ запишите в указанном месте. 1. Преобладание промышленности над сельским хозяйством; 2. Господство государственной собственности на землю; 3. Отсутствие контроля государства над обществом; 4. Осуществление принципа разделения властей; 5. Разделение общества на замкнутые группы. Ответ:__________________________ В.5. Расположите в правильной хронологической последовательности события. А) Появление мануфактур; Б) Появление ремесленных цехов; В) Появление фабрик; А Б В Г) Отделение ремесла от сельского хозяйства. Ответ: _________________________ Критерии оценивания и ответы контрольной работы №2: Часть А. (1 балл за правильный ответ, всего 15 баллов) 1-а, 2-в, 3-в, 4-в, 5-г, 6-в, 7-б, 8-г, 9-а, 10-б, 11-б, 12-в, 13-а, 14-б, 15-в. Часть В. В1. (По одному баллу за каждый правильный ответ, всего 2 балла) Ответ: 3, 5. В2. (За правильный ответ 1 балл) Ответ: Бастилия. В.3. (По одному баллу за каждый правильный ответ, всего 3 балла) Ответ:
А Б В 2 4 1 В4. (По одному баллу за каждый правильный ответ, всего 2 балла) Ответ: 2, 5. В5. (По одному баллу за каждый правильный ответ, всего 4 балла) Ответ: Г, Б, А, В. Контрольная работа №3 по теме: «Россия в XVI – XVII вв» Часть I. При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ. А1. Какое из перечисленных событий произошло в правление Михаила Романова? 1) Соляной бунт 2) восстание под руководством С. Разина 3) церковный раскол 4) постройка первого железоделательного завода А2. Что из названного было одной из главных причин городских восстаний в XVII веке? 1) недовольство городских низов деятельностью приказной системы 2) ухудшение положения городских низов из-за введения новых налогов 3) преследование старообрядцев 4) введение в городах цехов и гильдий А3. Что из названного было последствием церковной реформы XVII века, проведённой Никоном? 1) церковный раскол 2) учреждение патриаршества 3) секуляризация церковных земель 4) учреждение Синода А4. Отметьте черту характерную для экономического развития России в конце XVII века: 1) распространение переложной системы 2) появление первых мануфактур 3) отделение ремесла от сельского хозяйства 4) появление двуполья А5. Первый чертеж реки Амур в XVII веке составил: 1) В.Д. Поярков 2) М.В. Стадухин 3) Е.П. Хабаров 4) С.И. Дежнев А6. Что из перечисленного свидетельствовало об укреплении самодержавной власти? 1) расширение территории на Восток 2) прекращение созыва Земских соборов 3) частые войны с Польшей и Турцией 4) увеличение количества приказов А7. Понятие «Вечный мир» связано с отношениями России в XVII веке с: 1) Турцией 2) Польшей 3) Украиной 4) Швецией А8. Новый жанр, появившийся архитектуре в XVII веке: 1) «дивное узорочье» 2) романтизм 3) классицизм 4) ампир А9. В каком документе провозглашались отмена «урочных лет и бессрочных сыск беглых крестьян»? 1) Соборное уложение 1649 г. 2) Судебник 1497 г. 3) Судебник 1550 г. 4) указ «об урочных летах» А10. Какой памятник архитектуры XVII века изображен на картинке? 1) Церковь Ильи пророка в Ярославле 2) Церковь Покрова в Филях 3) Церковь Рождества Богородицы в Путинках 4) Теремной дворец Московского Кремля Часть II. При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В3)запишите ответ так, как указано в тексте задания. В1. Кто изображён на рисунке?
Ответ:_______________________________ В2. Соотнесите дату и событие. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. СОБЫТИЕ ДАТА А) указ об «урочных летах», начало сыска крестьян 1) 1611 год Б) начало церковной реформы патриарха Никона 2) 1613 год В) образование первого ополчения 3) 1597 год Г) Медный бунт 4) 1653-1655 гг Д) избрание Михаила Романова царем 5) 1662 год Ответ: А Б В Г Д В3. Установите соответствие между историческими деятелями и их характеристиками. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ ИСТОРИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ А) украинский гетман 1) Никон Б) основатель театра в России 2) Филарет В) художник, иконописец 3) Б. Хмельницкий Г) патриарх, соправитель Михаила Романова 4) Г. Грегори Д) патриарх, автор церковной реформы 5) С. Ушаков Ответ: А Б В Г Д Часть III. Задания части III предполагают развёрнутый ответ. Прочтите отрывок из текста современного историка и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение знаний по курсу истории Российского государства. «В конце XVII века в развитии русской архитектуры появился новый стиль… Его отличительными чертами были многоярусность, устремлённость ввысь, многоцветная богатая отделка зданий (в частности, декоративной резьбой по белому камню, цветными изразцами, раскраской фасадов)». С1. Назовите стиль архитектуры, о котором идёт речь в отрывке. С2. На основе текста назовите не менее трёх отличительных особенностей данного архитектурного стиля. С3. Назовите фамилию боярского рода, в честь которого был назван данный архитектурный стиль. С4. Назовите здания, построенные в XVII веке в данном архитектурном стиле. Критерии оценивания и ответы контрольной работы №3: Часть А. (1 балл за правильный ответ, всего 10 баллов) 1-4, 2-2, 3-1, 4-2, 5-3, 6-2, 7-2, 8-1, 9-1, 10-4. Часть В. В1. (За правильный ответ 1 балл) Ответ: Степан Разин. В.2. (По одному баллу за каждый правильный ответ, всего 5 баллов) Ответ:
А Б В Г Д 3 4 5 2 1
В.3. (По одному баллу за каждый правильный ответ, всего 5 баллов)
А Б В Г Д 3 4 1 5 2
С.1. «Нарышкинское барокко». С.2. Многоярусность, устремлённость ввысь, многоцветная отделка зданий С.3. Нарышкины. С.4. Церковь Покрова в Филях, Колокольня Новодевичьего монастыря. Контрольная работа №4 по теме: «Россия в первой четверти XVIII века» Часть I. При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ. А.1. На какой картинке изображён Петр I: а) б) в) А.2. Годы царствование Петра I: а) 1676-1682гг; б) 1676-1681гг; в) 1682-1725гг. А.3. Чем были вызваны реформы в России в конце XVII-начале XVIII в.?: а) прихотью царя Алексея Михайловича; б) превращением России в крупнейшую колониальную империю; в) созданием сословно-представительных органов; г) экономическим и военным отставанием России от европейских стран. А.4. Первую половину XVIII века историки называют: а) Бунташный век; б) Смутное время; в) Петровская эпоха. А.5.Что было целью великого посольства: а) найти союзников в предстоящей войне против Швеции; б) заключить мирный договор с Польшей; в) познакомиться с государственным устройством западных стран. А.6. Северная война приходится на период: а) 1700-1706 гг; б) 1700-1711гг; в) 1700-1721гг. А.7. По итогам Северной войны был заключен: а) Абоский мир; б) Столбовский мир; в) Ништадтский мир. А.8. Абсолютизм– это: а) форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть; б) родовая знать; в) неловкое положение, оплошность. А.9. Причиной начала Северной войны было стремление России: а) присоединить Финляндию; б) получить выход к Северному морю; в) получить выход к Балтийскому морю; г) восстановить торговый путь «из варяг в греки». А.10. Провозглашение России империей: а) 1720 г.; б) 1721 г.; в) 1717 г. А.11.Какое сражение относится к морским победам России в Северной войне: а) при Гренгаме; б) при Полтаве; в) при Лесной; г) при Нарве. А.12. В России в период с 1911 по 1917гг существовал государственный орган: а) Сенат; б) Верховный Тайный Совет; в) Государственная дума. А.13. Как назывался в XVIII в. налог, взимаемый со всех мужчин податных сословий? а) подворным; б) подушным; в) посадским; г) пошлинным. А.14. В годы правления Петра I произошло восстание под предводительством: а) Хлопка; б) Разина; в) Булавина; г) Болотникова. А.15. Какое новое явление в искусстве появилось в Петровскую эпоху? а) театр; б) гравюра; в) стихосложение; г) парсуна. Часть II. При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В4)запишите ответ так, как указано в тексте задания. В.1. Установите соответствие между понятиями их определениями: 1) мануфактура 2) ассамблея 3) протекционизм а) экономическая политика государства, направленная на поддержку отечественного производства путем ограничения ввоза товаров и оказания экономической помощи предпринимателям; б) собрание- бал с участием женщин в домах российской знати; в) предприятие с разделением труда, где каждый работник выполняет определённые операции. Ответ: В.2. Прочитайте отрывок современника и напишите, о ком идёт речь: «Самым его любимым и приятным занятием было кораблестроение и другие дела, относящиеся к мореходству. Оно развлекало его каждый день, и ему должны были уступать и самые важные государственные дела. Даже если ……. задумывал заложить новый корабль, то на несколько недель он запирался в саду и проводил время в чертежах и вычислениях соразмерности мачт и парусов, а между тем никого не пускал к себе из министров……» Ответ ____________. В.3. Расположите события в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события в правильной последовательности. а) Северная война; б) Азовские походы; в) Великое посольство. Ответ:____________________ В.4. Выберите нововведение, появившиеся в России в эпоху Петра I. 1. Первый университет 6. Первое музыкальное училище 2. Первое высшее учебное заведение 7. Первая семинария 3. Первая газета 8. Празднование Нового года 1 января 4. Первый естественно-исторический музей 9. Европейский покрой одежды для дворян 5. Летоисчисление с Рождества Христова 10. Первая печатная книга Часть III. Задания части III предполагают развёрнутый ответ. 1 2 3 С.1. Какими ремёслами владел Петр? С.2. Какие иностранные языки знал Петра I? С.3. Кто первым начал Северную войну? Критерии оценивания и ответы контрольной работы №4: Часть I. (1 балл за правильный ответ, всего 15 баллов) 1-в, 2-в, 3-г, 4-в, 5-а, 6-в, 7-в, 8-а, 9-в, 10-б, 11-а, 12-а, 13-б, 14-в, 15-б. Часть II. В.1. (По одному баллу за каждый правильный ответ, всего 3 балла) Ответ: В.2. (1 балл за правильный ответ) Ответ: Петр I. В.3. (По одному баллу за каждый правильный ответ, всего 3 балла) Ответ: Б, В, А. В.4. (По одному баллу за каждый правильный ответ, всего 5 баллов) Ответ: 3, 4, 5, 8, 9. Часть III. С.1. (1 балл за перечисление трех-четырех профессий, 2 балла – пять и более профессий) Ответ: Пётр освоил около 15 профессий, в том числе профессии плотника, слесаря, столяра, фельдшера, кузнеца, переводчика, бухгалтера, картографа, штурмана, кораблестроителя, артиллериста. С.2. (1 балл за перечисление 3 языков) Ответ: Пётр хорошо владел голландским и немецким, понимал шведский и польский, слегка знал татарский, английский, даже читал на латыни, однако писал с трудом даже на родном языке. С.3. (1 балл за правильный ответ) 1 2 3 в б а Ответ: Первыми в войну ввязались Дания и Польша. Пётр позднее к ним присоединился. Контрольная работа №5 по теме: «Россия в 1725-1801гг» Часть I. При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ. 1. Что было причиной дворцовых переворотов в XVIII в.? а) военные неудачи России; б) стремление крестьянства ограничить боярский произвол; в) усиление роли гвардии в госдарственных делах; г) перенесение столицы в Санкт-Петербург. 2. Как называется временное правление одного или нескольких лиц в случае длительного отсутствия, болезни или несовершеннолетия государя? а) регенством; б) фаворитизм; в) Смутным временем; г) «Семибоярщиной» 3. Каково было главное направление внутренней политики российских правителей в 1725-1762 гг.? а) упразднение сословного деления общества; б) увеличений привилегий дворянства; в) ослабление крепостного гнета; г) ограничение самодержавия. 4. Каково было основное направление внешней политики России в 30-40-х гг. XVIII в.? а) борьба за выход к Балтийскому морю; б) борьба за присоединение Левобережной Украины и Киева; в) борьба за выход к Черному морю; г) борьба за господство на Волжском торговом пути. 5. Какое сражение произошло во время Семилетней войны? а) у Гренгама; б) под Смоленском; в) при Лесной; г) под Гросс-Егерсдорфом. 6. Во время чьего правления был издан указ о прикреплении к мануфактурам наемных работников и их семей? а) Екатерины I; б) Анны Иоанновны; в) Петра II; г) Петра III. 7. В результате русско-турецкой войны 1735-1739 гг. к России отошли территории: а) Правобережной Украины; б) Левобережной Украины; в) Крыма; г) Восточной Пруссии. 8. Кабинет министров был учрежден в правлении: а) Екатерины I; б) Петра II; в) Анны Иоанновны; г) Елизаветы Петровны. 9. Манифет о вольности дворянства был издан: а) Петром II; б) Елизаветой Петровной; в) Петром III; г) Анной Иоанновной. 10. В 1736 г. дворяне получили право: а) ссылать крестьян в Сибирь; б) самостоятельно определять меру наказания для крестьян; в) не служить государству; г) заниматься торговлей. 11. Усиление роли гвардии связано с эпохой, которую называют периодом: а) Смуты; б) регентства; в) фаворитизма; г) дворцовых переворотов. 12. Итог внутри- и внешнеполитической деятельности Павла I: а) расширение торговли с Англией; б) ликвидация крепостничества; в) ограничение самодержавия; г) ограничение привилегий дворян. 13. Что было одним из требований восставших пугачевцев: а) наделение крестьян землей; б) запрещение всех религий, кроме православия; в) установление республики; г) передача престола Павлу I. 14. Против кого были направлены Итальянский и Швейцарский поход Суворова? а) шведов; б) французов; в) поляков; г) турок. 15. Указ Петра I о престолонаследии (1722 г.) утверждал право государя: а) передавать престол по наследству; б) самому выбирать и назначать наследника; в) передавать престол по наследству как по мужской, так и по женской линии; г) вместе с Сенатом выбирать и назначать наследника. Часть II. При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В4)запишите ответ так, как указано в тексте задания. В.1. Расположите имена правителей Российского государства в хронологической последовательности. 1. Елизавета I 6. Петр II 2. Александр I 7. Софья 3. Екатерина I 8. Петр III 4. Павел I 9. Анна Иоанновна 5. Петр I 10. Екатерина II Ответ: _______________________________________ В.2. Вставьте нужное слово. В 1735-1739 гг. , 1768-1774 гг., 1787-1791 гг. Россия приняла участие в _______________войнах. В.3. Вставьте нужное слово: Крестьяне, уходившие с согласия помещика на заработки в город, назывались_________________ В.4. Продолжите логический ряд и укажите недостающее имя. Манифест о вольности дворянской – Иван III. Отмена Юрьева дня – Алексей Михайлович. Манифест о трехдневной барщине - ____________________. Часть III. Задания части III предполагают развёрнутый ответ. С.1. В.О.Ключевский, характеризуя эпоху дворцовых переворотов, писал: Одна особенность этих переворотов имеет более других важное политическое значение. Когда отсутствует закон, политический вопрос решается обыкновенно господствующей силой. Что было «господствующей» (движущей) силой дворцовых переворотов? Подтвердите слова историка фактами. Критерии оценивания и ответы контрольной работы №5: Часть I. (1 балл за правильный ответ, всего 15 баллов) 1-в, 2-а, 3-б, 4-в, 5-г, 6-б, 7-а, 8-в, 9-в, 10-б, 11-г, 12-г, 13-а, 14-б, 15-б. Часть II. В.1. (По одному баллу за каждый правильный ответ, всего 10 баллов) Ответ: 8, 5, 10, 6, 3, 1, 7, 2, 4, 9. В.2. (1 балл за правильный ответ) Ответ: русско-турецкие. В.3. (1 балл за правильный ответ) Ответ: отходники. В.4. (1 балл за правильный ответ) Ответ: Павел I. Часть III. С.1. (max 2 балла) С.1. Главной движущей силой дворцовых переворотов была гвардия. Возведение на трон Екатерины I, Анны Иоанновны, Елизаветы I, Екатерины II проходило при её активном участии.