1) грамматика
2) арифметика
3) риторика
Найдите и укажите номер позиции, лишней в этом перечне.
«Философия — служанка богословия»: в чем смысл этого выражения?
1) по мнению средневековых ученых, философия должна
подкрепить доводами разума то, что Бог открывает человеку через веру
2) современные ученые считают, что Средние века не обогатили философскую науку ни одной новой идеей
3) в Средние века философы находились на службе богословов, выполняли их задания
90
Тест 4. Школа, наука, университет
4. Установите соответствие между понятиями и их определениями. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ПОНЯТИЯ
A) схоласт
Б) декан
B) вагант
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1) странствующий студент
2) глава факультета в университете
3) средневековый философ
Ответ: А Б В
5. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.
В средние века шли поиски «философского камня», с помощью которого якобы можно любой металл превратить в золото. Этими поисками занималась особая наука —
, предшественница современной .
Вариант 2
1. Старейшим в предложенном перечне университетом был
1) Парижский
2) Пражский
3) Кельнский
2. Предметы квадривиума (« четырехпутья »)
1) арифметика
2) диалектика
3) музыка
3. «Философский камень»: в чем смысл этого выражения?
1) вещество, с помощью которого, по мнению средневековых
ученых, любой металл можно превратить в золото
2) название главного труда Фомы Аквинского
3) ересь, распространившаяся в университетских городах
^ 0
91
ТЕМА 7. Христианская церковь и средневековое общество
ПОНЯТИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
A) риторика 1) здание, в котором жили и учились сту-
Б) схоластика денты Парижского университета
B) Сорбонна 2) средневековая философия
3) одно из «семи свободных искусств», овладение приемами устной и письменной речи
Схоластика называла себя «служанкой ».
То, что Бог открыл человеку через веру, она стремилась доказать с помощью .
Тест 5. Европа соборов
Вариант 1
1.
t u n
Верно ли следующее утверждение?
Романское искусство шло навстречу потребностям людей того сурового времени: простые, необразованные, не слишком
чувствительные, они хотели видеть церковное здание мощным и величественным.
1) верно 2) невер2.
нп
и л
В Средние века люди
1) верили, что душа бессмертна
2) высоко ценили верность обычаям и традициям
3) главным для успеха считали личную свободу и независимость
92
3. Установите соответствие между названием части храма и ее
описанием. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ЧАСТЬ ХРАМА
A) портал
Б) алтарь
B) крипта
Г) роза
ОПИСАНИЕ
1) круглое разноцветное окно в готическом соборе
2) вход в собор
3) главная часть храма, где духовенство
совершает священнодействия
4) помещение под алтарем, где хоронили служителей церкви и хранили самые ценные святыни
Ответ: А Б В Г
4. Прочтите отрывок из исторического текста и укажите название архитектурного стиля, о котором идет речь.
«Суеверный страх сковал Джека... Чувство это внушали разноцветные солнечные блики на каменных стенах. Ему казалось, что где-то в своих фантазиях он уже видел эту картину;
его собор представал в воображении именно таким — с высокими сводами и широкими окнами, полным света и воздуха,
словно сотворенным по мановению волшебства».
1) готический
2) романский
3) церковный
5. «Готика» — это слово произошло
1) от названия германского племени готов
2) от имени архитектора, построившего первый готический
собор
3) от названия места, где был построен первый готический
93
з п
1. Верно ли следующее утверждение?
Готическое искусство прославляло не только могущество
церкви, но и заслуги праведников, силу и богатство городов.
1) вер2) невер2. Установите соответствие между названием части храма и ее
A) витраж
Б) фреска
B) неф
Г) апсида
1) полукруглое завершение восточной стены христианского храма
2) большое цветное стекло в готическом
соборе
3) настенная живопись, при которой краски наносятся на сырую штукатурку
4) часть внутреннего пространства собора,
образованного рядами колонн
3. Прочтите отрывок из исторического текста и укажите название архитектурного стиля, о котором идет речь.
«Церковь, древняя, приземистая, сложенная из бурого камня,
была украшена только с фасада полукруглой аркой на невысоких толстых столбах широкого портала с тонкой колонкой посредине дубовых дверей, обшитых железными полосами украшений. На арке толпились фигурки демонов и извивались
кольцом страшные драконы, кусающие свои хвосты».
1) романский
2) готический
94
Итоговый тест по теме «Христианская церковь и средневековое общество:
4. В Средние века люди
1) настороженно относились к новшествам
2) не придавали большого значения точному измеренвремени
3) не знали деления на «своих» и «чужих»
5. Термин «романское искусство» происходит
1) от слова «Рим» (по-латински «Рома»)
2) от слова «роман»
3) от названия места, где был построен первый романский
Итоговый тест по теме
«Христианская церковь и средневековое
общество»
Духовенство считалось в Средние века первым, высшим сословием.
1) вер2) невер2. Выдающийся средневековый философ
1) Фома Аквинский
2) Аристотель
3) Франциск Ассизский
3. Легкость, воздушность, стремительная невесомость
1) это образная характеристика романской архитектуры
2) это образная характеристика готической архитектуры
3) это образная характеристика схоластики
HID
ЛГ0
.егИ
95
„г<0
[^■ 0
E D
^■ 0
4. Нищенствующие монахи
1) бенедиктинцы
2) францисканцы
3) доминиканцы
Укажите неверный ответ.
5. Отвергнутое церковью и объявленное ложным, вредным для
веры учение
1) ересь
2) догмат
3) инквизиция
6. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены
события, в правильной последовательности в таблицу.
A) собор в Клермоне и проповедь папы Урбана II
Б) призыв Иннокентия III к крестовому походу
B) разгром Константинополя
Г) образование духовно-рыцарских орденов
Ответ:
7. Семь свободных искусств
1) риторика
3) физика
4) геометрия
8. Книгу о своей жизни он назвал «История моих бедствий». Он
знал славу и унижение, любовь и ненависть, счастье и горе.
Незадолго до смерти писал: «Всякое знание есть благо». Это
1) Петр Абеляр
2) Фома Аквинский
3) Святой Доминик
9. Установите соответствие между понятиями и их определениями. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А) проповедь 1)
Б) схоластика
В) исповедь 2)
Г) алхимия
Д) аутодафе 3)
4)
5)
ра инквизиции
исками «философского камня»
мирянам
грехах и дурных поступках
Ответ: А Б В Г д
10. Прочтите текст и найдите в нем ошибку.
Учеба в университете требовала усидчивости, напряженных
занятий, изучения сложных книг. Но школяры славились
не этим. Веселые песни, задиристые шутки, стук стаканов в
трактирах, вечные споры, перебранки и драки — вот что
вызывало раздражение добропорядочных горожан. Городские власти искали любой предлог, чтобы закрыть университет.
1) на самом деле обучение в средневековом университете было сравнительно легким делом и особой усидчивости не
требовало
2) на самом деле школяры вели замкнутую, спокойную,
тихую жизнь
3) на самом деле городские власти знали, что университет
прославляет их город, и никогда не согласились бы закрыть его
4№6414 97
j£f0 1.
^ 0 2
[^ 0 з,
зю
>еГ0 4,
£ Г 0 5,
^еГ0 6.
[Вариант 2
Католическая церковь объединяла верующих — мирян и духовенство.
1) верно 2) неверНищенствующие монахи
1) францисканцы
2) бенедиктинцы
3) клюнийцы
Выдающиеся средневековые философы
1) Франциск Ассизский
2) Пьер Абеляр
3) Святой Бернар из Клевро
Церковный суд по делам о ересях
1) инквизиция
2) интердикт
3) епархия
Массивность, громоздкость, основательная тяжеловесность
1) это образная характеристика готической архитектуры
2) это образная характеристика романской архитектуры
3) это образная характеристика университетской науки Средневековья
Семь свободных искусств
2) музыка
3) алхимия
4) астрономия
98
Итоговый тест по теме «Христианская церковь и средневековое общество»
7. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены
A) поход бедноты
Б) разгром Задара
Г) образование государств крестоносцев на Ближнем Востоке
8. Установите соответствие между понятиями и их определениями. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A) причащение
Б) вагант
B) тривиум
Г) портал
Д) витраж
1) разноцветное стекло в готическом соборе
3) церковное таинство, вкушение
хлеба и вина
4) грамматика, риторика, диалектика
5) странствующий студент
Ответ: А Б В Г Д
9. Главная его книга называлась «Сумма теологии». Считали,
что в ней отразилась вся мудрость мира. Его величали «ангельским доктором», сумевшим объединить в стройную систему разрозненные факты, идеи, положения. Это
2) Петр Абеляр
3) Роджер Бэкон
99
Учиться в школе было нелегко. Почти все приходилось заучивать наизусть. Учителя о поддержании интереса к учебе
задумывались мало. Главным стимулом был страх перед наказанием. Среди учителей преобладали люди духовного звания. Тех, кто жил за счет платы, взимаемой с учеников, было
немного. Но они жили богато, принадлежали к зажиточной
части общества.
1) на самом деле обучение в средневековой школе было сравнительно легким делом и особой усидчивости не требовало
2) на самом деле люди духовного звания учителями быть не
могли
3) на самом деле те, кто жил за счет платы с учеников, едва
сводили концы с концами
100
ТЕМА 8. Государства средневекового
Запада. XI — начало XIV в.
Тест 1. Английская монархия:
от завоевания до парламента
Нормандское завоевание положило начало истории английского королевства.
1) верно 2) невер2. При короле Англии Вильгельме Завоевателе
1) утвердился принцип «Вассал моего вассала — мой вассал»
2) проведена перепись всех земель
3) принята Великая хартия вольностей
3. Установите соответствие между событиями и их датами. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими
буквами.
ДАТЫ
A) 1066 г.
Б) 1215 г.
B) 1265 г.
СОБЫТИЯ
1) принятие Великой хартии вольностей
2) начало английского парламента
3) битва при Гастингсе
4. Участники заседания выездного королевского суда, решавшие вопрос о виновности или невиновности подозреваемого
1) присяжные
2) свидетели
3) судьи
2Ю
2 D
j£T0
101
ТЕМА 8. Государства средневекового Запада. XI — начало XIV в.
.£Г0
3 0
^ ■ 0
□ ю
102
5. Парламент, сословия — что объединяет эти слова?
1) эти слова никак не связаны
2) парламент в Англии был органом представительства сословий
3) сословия в Англии были созданы решением парламента
Нормандское завоевание утвердило на английском престоле
новую династию.
1) верно 2) невер2. При короле Англии Генрихе II Плантагенете
1) рыцарям разрешили заменять военную службу выплатой
щитовых денег в казну
2) укрепилось значение королевских судов
3) проведена перепись всех земель
ДАТА
A) 1265 г.
Б) 1066 г.
B) 1215 г.
1) битва при Гастингсе
2) принятие Великой хартии вольностей
3) начало английского парламента
4. Договор между королем Иоанном Безземельным и баронами
1) Великая хартия вольностей
2) конституция
3) Великое соглашение
Тест 2. Франция на пути к единству
5. Парламент, король — что объединяет эти слова?
2) парламент в Англии был органом представительства сословий, с которым король был вынужден считаться и который укреплял его власть
3) создание парламента привело к резкому ослаблению королевской власти
1. В XI-XII вв. французские короли владели очень небольшой
территорией, которую называли Иль-де-Франс или в переводе на русский язык
1) островом Франции
2) душой Франции
3) сердцем Франции
2. Король Франции Людовик XI
1) провел военную реформу
2) создал стройную систему государственного управления
3) запретил судебные поединки и частные войны
4) запретил французам участвовать в крестовых походах
3. Верно ли следующее утверждение?
В правление Людовика IX во Франции начал складываться
единый порядок управления, сбора налогов, суда.
1) верно 2) невер4. Парламент, Генеральные штаты — что объединяет эти слова?
2) это органы сословного представительства в Англии и во
Франции
3) это высшие судебные органы Англии и Франции
-Й2Г0
ю з
Установите соответствие между событиями и королями, которые в них участвовали. Запишите в таблицу выбранные
цифры под соответствующими буквами.
КОРОЛИ
A) Людовик VI
Б) Филипп II Август
B) Филипп IV Красивый
1) созыв Генеральных штатов
2) успехи в борьбе за владения
англичан во Франции
3) строительство королевских
крепостей, борьба с непокорными сеньорами
1. Установите соответствие между королями, правившими в одно время. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A) Филипп IV Красивый
B) Людовик VII
КОРОЛИ, РИМСКИИ ПАПА
1) Генрих II Плантагенет
2) Иоанн Безземельный
3) Бонифаций VIII
2.
20
Е О
Король Франции Людовик IX
1) провел реформу управления, учредив королевский совет,
счетную палату, королевский суд
2) заложил основы наемного профессионального войска
3) ввел правило «сорок дней короля»
4) лишил Генеральные штаты права принимать законы
104
Тест 3. Король и его долг
3. В XI-XII вв. французский король в отношениях с крупными
сеньорами считался
1) первым среди равных
2) первым и главным
3) первым среди лучших
4. Верно ли следующее утверждение?
В правление Филиппа IV во Франции был впервые созван орган сословного представительства — Генеральные штаты.
1) вер2) невер5. Генеральные штаты, суд — что объединяет эти слова?
1) эти органы были созданы во Франции Филиппом IV
2) эти слова никак не связаны
3) Генеральные штаты были высшим судом Франции
Подавляющее большинство людей в Средние века считали,
что власть над подданными вручена королю по воле и милости Бога.
1) верно 2) невер2. Посох, кольцо, держава
1) это знаки королевского достоинства, которые вручались
королю во время коронации
2) это знаки королевского достоинства, которые король
Франции получал из рук Папы
3) это знаки королевского достоинства, которые хоронили
вместе с умершим королем
^ • 0
105
^ 0 з,
^ 0 4
^ 0 5
^ г 0 1
Обряд коронации
1) возник в Средние века
2) опирался на Священное Писание
3) отвергался церковью
. Долг средневекового короля
1) защищать церковь и веру
2) хранить мир среди подданных
3) никогда не применять строгие наказания
4) не нарушать древние обычаи и законы
Король-тиран, согласно средневековым представлениям (укажите несколько позиций)
1) преследует знатных людей
2) отнимает имущество подданных
3) закрывает университеты
4) соблюдает законы
5) угнетает слабых
6) строго наказывает преступников
Власть королей, согласно средневековым представлениям,
имела священный характер.
1) вер2) невер. Долг средневекового короля
1) строго наказывать совершивших серьезное преступление
2) стремиться к внутреннему миру, улаживать распри
3) не собирать с подданных налоги
4) соблюдать законы страны
106
Итоговый тест по теме «Государства средневекового Запада»
3. Главное событие обряда коронации
1) появление короля
2) помазание на царство
3) произнесение клятвы
4. Реймс, елей, коронация — что объединяет эти слова?
1) в соборе города Реймса хранился сосуд со священным елеем, который использовали при коронации французских
королей, проходившей там же
2) в соборе Реймса проводили коронацию французских королей, сюда доставляли из Парижа чашу с елеем
3) в соборе Реймса хранился сосуд с елеем, который доставляли в Париж для проведения коронации французских
королей
5. Король-тиран, согласно средневековым представлениям (укажите несколько позиций)
1) строит козни против церкви
2) убивает невинных
3) преследует знатных людей
4) требует от советников сообщать ему всю правду о происходящем в стране
5) изгоняет ученых
6) соблюдает древние обычаи
«Государства средневекового Запада.
XI - начало XIV в.»
1. Короля, нарушающего древние обычаи и законы, преследующего знать, угнетающего народ, в Средние века называли
1) тираном
2) императором
3) диктатором
[ ^ 0
н и
107
\ ш
^ " 0
НЮ108
2. Верно ли следующее утверждение?
Создание королевских судов в Англии и Франции было важным шагом к усилению власти короля, укреплению единства
страны.
1) вер2) невер3. Органы сословного представительства
1) Генеральные штаты
2) парламент
3) королевский совет
4. Установите соответствие между событиями и королями, которые в них участвовали. Запишите в таблицу выбранные
A) Иоанн Безземельный 1)
Б) Людовик IX
B) Филипп IV Красивый 2)
Г) Вильгельм I
3)
нормандское завоевание Англии
принятие Великой хартии
вольностей
«сорок дней короля»
созыв Генеральных штатов
А Б В Г
5. Аббат монастыря Сен-Дени близ Парижа, где хранилась
древнейшая святыня французской монархии — королевское
знамя, человек выдающегося ума и энергии, пользовался заслуженной славой крупного государственного деятеля. Это
1) Сугерий
2) Томас Бекет
3) Гарольд
6. Король разрешил рыцарям вместо несения военной службы
платить в казну определенную сумму денег. Эти деньги называли
1) щитовыми
2) рыцарскими
3) откупными
7. Генеральные штаты
1) утверждали отдельные решения короля
2) принимали законы
3) утверждали налоги
8. Во время коронации королю вручали знаки королевского
достоинства (продолжите перечень)
1) меч
2) кольцо
3) скипетр(посох)
9. Прочтите текст и найдите в нем ошибку.
Людовик IX запретил судебные поединки. Поединок был одним
из способов решения запутанного спора. Дело затягивалось, судьи были в затруднении, и тогда взбешенные соперники брались за оружие. Протесты судьи остановить их не могли.
1) на самом деле Людовик IX разрешил определять победителя и проигравшего по результатам судебного поединка
2) на самом деле судья сам предлагал спорщикам разрешить
тяжбу поединком
3) на самом деле поединки никогда в судебных спорах не
применялись
10. «Король является говорящим законом» — это ^ 0
1) норма римского права
2) норма Салической правды
3) обычай древних германцев
109
Во Франции в XII-XIV вв. шел процесс «собирания» территории, формирования единого государства.
1) вер2) невер2. Орган сословного представительства во Франции
3) палата шахматной доски
3. Тираном в Средние века считали короля, который
1) силой захватил власть
2) отнимает имущество у подданных
3) строго карает виновных
A) Филипп II Август
Б) Генрих II Плантагенет
Г) Филипп IV Красивый
1) вступил в конфликт с Папой
Бонифацием VIII
2) вернул владения английских королей, которые они
имели во Франции
3) ввел щитовые деньги
4) участвовал во Втором крестовом походе
110
Итоговый тест по теме «Государства средневекового Запада
5. Король ввел неслыханное новшество. Сеньоры лишались
важнейшего своего права — права вести частную войну. Теперь они должны были обратиться к королю и дожидаться
его решения. Это правило получило название
1) « сорок дней короля »
2) «королевская справедливость»
3) «королевское зерцало»
6. Парламент в Англии
1) принимал законы
2) не был высшим судом страны
3) утверждал налоги
7. Он был очень привязан к своему королю, предан ему. Любил
вкусно поесть, увлекался охотой, прекрасно владел мечом.
По воле короля он стал главой английской церкви. По воле
короля — был убит. Это
1) Томас Бекет
2) аббат Сугерий
3) Гуго Капет
8. Прочтите текст и найдите в нем ошибку.
Генрих II разрешил жителям Англии — кроме самых обездоленных крестьян — требовать, чтобы их дела рассматривали
королевские судьи. На выездных судах тщательно выясняли
доказательства вины человека. Присяжные присутствовали
при судебных испытаниях, например, при опускании руки в
котелок с кипящей водой.
1) на самом деле в королевский суд могли обратиться и самые обездоленные крестьяне
2) на самом деле в королевских судах судебные испытания
не применялись
3) на самом деле присяжные в королевских судах не участвовали
111
9. Во время коронации королю вручали знаки королевского
1) державу
jgfEJ
ЗЮ
10. «Что угодно королю, имеет силу закона» — это выражение
является
1) нормой римского права
2) обычаем древних германцев
3) нормой Салической правды
112
ТЕМА 9. «Осень» Средневековья. XIV-XV вв.
Тест 1. Крестьяне требуют справедливости
1. Причины Жакерии (укажите несколько позиций)
1) последствия «Черной смерти»
2) произвол королевских слуг
3) рост налогов
4) смерть короля и отсутствие законных наследников
5) тяготы войны
2. Английский проповедник Джон Болл спрашивал: «Когда
Адам пахал, а Ева пряла, кто...
1) ...былдворянином?»
2) ...был бедняком?»
3) ...собирал налоги?»
3. Вожди крестьянских восстаний
1) Уот Тайлер
2) Гильом Каль
3) Жак-простак
4. Участники Жакерии несли знамена с изображением белой
королевской лилии; английские крестьяне на вопрос: «Вы за
кого?» хотели услышать ответ: «За короля Ричарда и простой
люд». Это означает, что
1) крестьяне боролись против сеньоров, считая их врагами
короля и простого люда
2) король поддерживал требования крестьян
3) крестьяне пытались обхитрить короля, чтобы добиться
своих целей
113
j£5"0 5
1
□ ш
[^$■0 з
□ю
^$■0 4
т а
Восстание Уота Тайлера произошло в Англии
1) в 1381 г.
2) в 1358 г.
3) в 1348 г.
Причины крестьянского восстания Уота Тайлера в Англии
(укажите несколько позиций)
1) тяготы войны
2) рост налогов
3) ужесточение «рабочих законов»
4) введение щитовых денег
5) произвол королевских чиновников
Восставшие французские крестьяне требовали: «истребить
всех...
1) ...знатных людей»
2) ...верных королю»
3) ...купцов и торговцев»
Вожди крестьянских восстаний
1) Джон Болл
2) ГильомКаль
3) Ганс Сакс
Английские крестьяне жгли дома и бумаги лондонских юристов; они требовали отменить «все законы». Это означает, что
1) крестьяне выступали за отмену законов, ухудшавших их
положение
2) крестьяне хотели увековечить беспорядок, когда никто не
подчиняется никаким законам
3) крестьяне хотели свергнуть короля, именем которого подписаны все законы
114
Тест 2. Столетняя война
5. Жакерия произошла во Франции
1) в 1358 г.
2) в 1348 г.
3) в 1381 г.
та
13 □
1. К XIV в. англичане
1) владели большей частью Франции
2) не имели владений во Франции
3) владели небольшими территориями на севере и юго-
западе Франции
2. Установите соответствие между событиями и их датами. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими
A) 1337 г.
Б) 1356 г.
B) 1396 г.
Г) 1429 г.
Д) 1453 г.
1) снятие осады Орлеана
2) договор о перемирии
3) окончание Столетней войны
4) начало Столетней войны
5) битва при Пуатье
3. Его называли «буржским королем». Он был молод, прекрасно образован, мечтал об освобождении Франции. Он был коронован в Реймсе, но ту, которая принесла ему победу, спасти
не захотел. Это
1) Карл VII
2) Карл V
3) Филипп Добрый
115
[ 2 ] П
[зю
С появлением Жанны д’Арк Столетняя война стала для
французов освободительной, народной.
1) верно 2) невер5. В результате Столетней войны
1) Франция одержала победу
2) во Франции укрепилась королевская власть
3) Англия потеряла все владения во Франции
4) французы впервые осознали себя единым народом
1. Среди причин Столетней войны отмечают
1) стремление Франции к территориальным приобретениям
в Англии
2) стремление Англии сохранить свои владения в центре
3) противоречия между Англией и Францией по поводу
фландрских городов
A) 1346 г.
Б) 1360 г.
B) 1415 г.
1) коронация Карла VII в Реймсе
2) битва при Азенкуре
3) окончание военных действий
4) битва при Креси
5) мирный договор по итогам первого периода Столетней войны
116
Тест 3. Новые монархии
3. Он имел права на французский престол. Внук короля Франции, он предъявил свои требования. Но отказ был твердым и
жестким: не может наследовать корону женщина — а значит,
и ее сын. Он ответил войной. Это
1) Эдуард III
2) Генрих V
3) КарлУ
Жанна д’Арк появилась в тот момент, когда французский народ был готов подняться на борьбу за освобождение отечества.
1) уважение к королевской власти во Франции усилилось
2) У французов возникло новое чувство собственного единства
3) Франция получила новые земли в Англии
4) Англия потерпела поражение
ТестЗ. Новые монархии
1. В XV в. постоянная армия была создана
1) в Англии
2) во Франции
3) в Испании
2. Герцог Бургундский Карл Смелый говорил: «Я так люблю
Францию, что предпочел бы...
-£S"0
2) ...иметь в ней шесть государей вместо одного»
1) ...ее благо своему счатью» 3) ...жить в ней и умереть»
117
3. Процесс централизации включает утверждение в стране (продолжите перечень)
1) единой власти короля
2) единых законов
3) единых органов управления
5 )
4. Установите соответствие между странами и их королями. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими
КОРОЛЬ
A) Карл VII
Б) Генрих VII
B) Фердинанд
СТРАНА
1) Испания
2) Франция
3) Англия
5.
Он был жесток, лицемерен, коварен. Мастер заговора и интриг, он был уверен, что подкуп и деньги сильнее меча и копья. Это был образцовый новый король. Современники называли его иначе — «всемирным пауком». Это
1) Людовик XI
3) Генрих VII
1. Процесс централизации включает утверждение в стране (продолжите перечень)
2) единых налогов
3) постоянной армии
118
2. Наиболее важные перемены в государственном устройстве
произошли в XV в.
j^ 0
Установите соответствие между странами и их королями. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими
A) Людовик XI
Б) Изабелла
B) Ричард III
1) Англия
3) Испания
4. Он жил старинными представлениями о рыцарских добродетелях. Любил войну, пышные турниры, красивую одежду,
разговоры о старине. Современники называли его «последним рыцарем». Это
1) Карл Смелый
2) Филипп де Коммин
5. Людовик XI утверждал: «Кто не умеет притворяться, тот... ^ 0
1) ...мужественный человек»
2) ...не умеет управлять»
3) ...слабый человек»
119
,£Г0 1
[2Ю
^■ 0 2
[[З З П
^ 0 з
^ 0 4,
[ 3 ] П
120
Тест 4. «Авиньонское пленение»:
Католическая церковь в XIV-XV вв.
. Верно ли следующее утверждение?
Во время пребывания папского двора в Авиньоне влияние
папства усилилось.
1) вер2) невер. В историю Католической церкви конец XIV - начало XV в.,
когда в течение почти сорока лет в Риме и Авиньоне выбирали разных Пап, вошли под названием
1) великого раскола
2) авиньонского пленения
3) двоецарствия
. Профессор богословия Оксфордского университета Джон
Уиклиф
1) доказывал, что церковь не должна владеть землями и богатствами
2) перевел на английский язык Библ3) запрещал мирянам самостоятельно читать Священное Писание
. Профессор Пражского университета, он начал переводить на
чешский язык Библию, добивался, чтобы богослужения шли
на чешском языке. Вызванный на церковный собор, он отказался отречься от своих убеждений и был осужден как еретик. Это
1) Ян Гус
2) Джон Уиклиф
3) Фома Аквинский
Тест 4. «Авиньонское пленение»: Католическая церковь в XIV-XV вв.
5. Учение Уиклифа, лолларды — что объединяет эти слова?
1) лолларды (или бедные священники) простым языком рассказывали народу о взглядах Уиклифа
2) Уиклиф развивал идеи лоллардов
3) связи между учением Уиклифа и лоллардами нет
К середине XV в. папство восстановило влияние, которое оимело в эпоху его расцвета.
1) вер2) невер2. Папство к началу XV в. было в тупике. Римские папы и
авиньонские антипапы ругали друг друга. Выхода не было.
Именно тогда возникла идея решить все споры на представительном собрании
1) церковном соборе
2) королевском совете
3) Генеральных штатах
3. Ян Гус
1) осуждал богатство и роскошь церкви
2) осуждал продажу индульгенций
3) запрещал переводить на чешский язык БиблНайдите и укажите номер позиции, лишней в этом перечне.
4. Профессор Оксфордского университета, он перевел на английский язык Библию, осудил богатства и роскошь церкви,
горячо критиковал продажу индульгенций. Это
1) Джон Уиклиф
2) Ян Гус
3) Пьер Абеляр
.й'И
121
н а
^$■0
5. Джон Уиклиф, Ян Гус
1) выступали за реформу церкви
2) были сожжены как еретики
3) их идеи пропагандировали бедные священники — лолларды
Тест 5. На пороге новой эпохи
1. Изобретатель книгопечатания
1) Иоганн Гутенберг
2) аббат Тритемий
3) Френсис Бэкон
2. Установите соответствие между понятиями и их определениями. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A) инкунабула
Б) биржа
B) скрипторий
1) место покупки и продажи ценных
бумаг, товаров
2) мастерская по переписке книг
3) первопечатная книга
3. Изобретение книгопечатания
1) позволило резко улучшить выпуск книг
2) сделало книги доступными для более широкого круга
лиц
3) создало способы передачи информации
4) привело к вздорожанию книг
122
4. Прочтите текст и найдите в нем ошибку.
В XV в. в Европе создавались большие состояния, вызывавшие зависть у знати и даже короля. Немцы Фуггеры, француз Жак Кер, флорентиец Козимо Медичи — вот те деловые
люди, которые главной сферой приложения своих талантов
избрали промышленность.
1) на самом деле Козимо Медичи был правителем Флоренции, и деловым человеком его назвать нельзя
2) на самом деле Жак Кер заведовал финансами Франции,
был чиновником, а не деловым человеком
3) на самом деле эти люди создали свои богатства не в промышленности, а в торговле, на банковских операциях
5. «Вексель» в переводе на русский язык означает
1) обмен
2) сделка
3) расписка
1. Крупные состояния в XV в. создавались
1) в торговле
2) в банковских операциях
3) на бирже
4) в производстве
ЭЮ
2. Прочтите текст и найдите в нем ошибку.
С изобретением книгопечатания возникла новая ситуация.
Книги подешевели, они стали доступнее, время, необходимое
для их подготовки, сократилось.
1) на самом деле печатные книги были дороже рукописных
2) на самом деле на подготовку печатных книг уходило не
меньше времени, чем на переписку рукописей
3) ошибок в тексте нет
123
-£$"0
124
3. Иоганн Гутенберг
1) изобрел книгопечатание
2) первым использовал бумагу для переписки книг
3) изобрел компас
A) вексель
Б) инициал
B) типография
1) первая, выделенная цветом и узором
буква рукописи
2) мастерская по производству печатных книг
3) письменное обязательство уплатить
определенную сумму денег в установленный срок
5. «Инкунабула» в переводе на русский язык означает
1) у колыбели
2) первая книга
3) ранняя книга
Тест 6. Начало итальянского Возрождения
1. Гуманисты эпохи Возрождения (укажите несколько позиций)
1) исследовали предназначение, судьбу, природу человека
2) занимались изучением латинского и греческого языков
3) отвергали христианское вероучение
4) утверждали, что человек сам творит свою судьбу
2. Образцом для деятелей Возрождения была
1) Античность
2) эпоха Средних веков
3) эпоха Великого переселения народов
эю
3. Установите соответствие между деятелями культуры эпохи
Возрождения и их произведениями. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ
A) Данте Алигьери
Б) Франческо Петрарка
B) Филиппо Брунеллески
Г) Мазаччо
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1) купол собора Санта Мария
дель-Фьоре
2) «Божественная комедия»
3) «Изгнание из рая»
4) «Книга песен»
4. Итальянский гуманист Гуарино Веронезе уверял, что в древности «безграмотный человек бывал изобличаем, подобно...
1) ...чудовищу»
2) ...врагу»
3) ...невежде»
5. Ему принадлежит лучшее описание «Черной смерти». Более
того, сюжет его самого знаменитого произведения связан с
нею. Это
1) Джованни Боккаччо
2) Сандро Боттичелли
3) Донателло
1. В центре интересов деятелей Возрождения стояло изучение
1) человеческого
2) Божественного
3) древности
^ Г 0
[ 125
, ^ 0
[Ц П ^ 0
с126
2. Гуманисты эпохи Возрождения (укажите несколько позиций)
1) высоко ценили свободу человека
2) призывали человека жить активно, целеустремлен3) ставили общие интересы выше личных
4) считали, что достоинство человека заключено в его личных заслугах, знаниях, успехах
A) Джованни Боккаччо
Б) Сандро Боттичелли
B) Донателло
Г) Франческо Петрарка
1) «Давид»
2) «Декамерон»
3) «Книга песен»
4) «Весна»
4. Итальянский гуманист Дж. Пикко делла Мирандола писал:
«Я ставлю тебя (человека. — Ю.М.) ,
чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в
мире».
1) в центре мира
2) выше всех
3) выше Бога
5. Его главное произведение обрело свое знаменитое название
уже после смерти творца. Мрачный ад, чистилище, в котором
живет надежда, сияющий рай — вот маршрут, которым ведет
поэт читателей. Это
1) Данте Алигьери
2) Мазаччо
3) Филиппо Брунеллески
Итоговый тест по теме «Осень» Средневековья. XIV-XV вв.»