Контрольная работа №1 по теме: «Средневековье в VI-XI веках» Часть А. (В вопросах 1-15 выберите по одному правильному ответу) 1. Средневековьем принято называть период времени: а) I-IX вв. б) III-XI вв. в) V-XV вв. г) VI-XIV вв. 2. Наука, занимающаяся поисками и изучением вещественных свидетельств прошлого, называется: а) археологией; б) философией; в) античностью; г) древностью. 3. Причиной Великого переселения народов было стремление германцев: а) познакомиться с культурой Западной Римской империи; б) захватить плодородные земли и военную добычу; в) помочь Риму в обороне границ от гуннов; г) породниться с римской знатью. 4. Земельное владение, дававшееся при условии несения военной службы и передаваемое по наследству, называлось: а) феодом; б) обителью; в) майордом; г) общиной. 5. В битве при Пуатье франки разгромили: а) римлян; б) арабов; в) вандалов; г) лангобардов. 6. Служителей церкви называют: а) графами; б) майордомами; в) скрипториями; г) духовенством. 7. Феодальной раздробленностью называется: а) организация феодалов; б) распад единого государства на отдельные части; в) комплекс законодательных установлений и обычаев; г) вторжение варваров на территорию Римской империи. 8. Какое событие произошло раньше других: а) распад империи Карла Великого; б) начало правления Пипина Короткого; в) падение Западной Римской империи; г) возникновение Франкского королевства. 9. Причина завоевательных походов норманнов: а) отсутствие плодородных земель на родине; б) создание единого норманнского государства; в) желание норманнов принять христианство; г) желание познакомиться с культурой других народов. 10. Как назывались сочинения, в которых рассказывалось о подвигах святых? а) жития; б) хроники; в) миниатюры; г) скриптории. 11. Столицей Византийской империи являлся город: а) Рим; б) Иерусалим; в) Александрия; г) Константинополь. 12. Зажигательная смесь, которую византийцы использовали в борьбе с вражеским флотом, называлась: а) порохом; б) апсидой; в) греческим огнем; г) седьмым чудом света. 13. Создателями первого славянского алфавита были: а) Кирилл и Мефодий; б) Юстиниан и Феодора; в) святые Матфей и Лука; г) Алкуин и Аристотель. 14. Главное занятие рыцаря: а) управление зависимыми крестьянами; б) научная деятельность; в) служение Богу; г) военное дело. 15. Хозяйство, при котором продукты изготавливаются не для продажи, а для собственного потребления, называется: а) личным; б) феодальным; в) натуральным; г) средневековым. В1. Установите соответствие между историческим источником и его типом. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого. Тип Исторический источник А) вещественные Б) письменные В) изобразительные 1) монета 2) наскальная живопись 3) религиозные обряды австралийцев 4) завещание богатого человека Ответ: В2. Какие занятия, развлечения были распространены в рыцарском обществе в эпоху Средневековья? Укажите два верных ответа из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов. а) охота; б) турниры; в) земледелие; г) научные споры; д) занятия живописью. Ответ:__________________________ В3. Вспомните, что произошло раньше: А) Разгром вандалами Рима (1) или разделение Римской империи на Западную и Восточную (2) Б) Битва при Пуатье (1) или образование империи Карла Великого (2) В)Утверждение династии Каролингов (1) или династии Меровингов (2) Ответ: В4. Установите соответствие между понятием и определением. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого. Понятие Определение А) вече Б) барщина В) турниры 1) народное собрание 2) военные состязания рыцарей в силе и ловкости 3) монашеский орден 4) работы крестьян в хозяйстве феодала Ответ: В.5. Выпишите в таблицу признаки, которые присущи соседской и родовой общине: 1) земля общая; 2) каждая семья имеет пахотный надел; 3) землю возделывают сообща; 4) все имущество и инвентарь принадлежат общине; 5) каждая семья имеет свое имущество и инвентарь; 6) пользуются сообща богатствами речек, лесов, пастбищ. Соседская община Родовая община
Ответ: Критерии оценивания и ответы контрольной работы №1: Часть А. (1 балл за правильный ответ, всего 15 баллов) 1-в, 2-а, 3-б, 4-а, 5-б, 6-г, 7-б, 8-в, 9-а, 10-а, 11-г, 12-в, 13-а, 14-г, 15-в. Часть В. В1. (По одному баллу за каждый правильный ответ, всего 3 балла)
А Б В 1 4 2 В2. (По одному баллу за каждый правильный ответ, всего 2 балла) Ответ: А, Б. В3. (По одному баллу за каждый правильный ответ, всего 3 балла)
А Б В 2 1 2 В4. (По одному баллу за каждый правильный ответ, всего 3 балла) А Б В 1 4 2 В5. (По одному баллу за каждый правильный ответ, всего 7 баллов) Соседская община Родовая община 2, 5, 6 1, 3, 4, 6
Контрольная работа №2 по теме: «Средневековье в XI-XV веках» Часть А. (В вопросах 1-15 выберите по одному правильному ответу) 1. Христианская церковь играла большую роль в Средние века, потому что: а) боролась с ересью; б) отказалась от владения землями и богатствами; в) оставалась единственной сплоченной организацией в Европе; г) использовала при богослужении национальный язык каждой страны. 2. Крестьяне приняли участие в Крестовых походах, потому что надеялись: а) получить свободу и землю; б) приобрести рыцарское звание; в) разгромить Константинополь; г) расширить торговлю с Востоком. 3. Сословно-представительная монархия – это государство, в котором: а) власть короля опирается на собрание представителей сословий; б) территория раздроблена на феодальные владения; в) общество разделено на сословия; г) вся власть принадлежит королю. 4. Общая черта, характерная для английского парламента и Генеральных штатов во Франции: а) состояли из представителей различных сословий; б) состояли из представителей крупных феодалов; в) не имели права утверждать новые налоги; г) состояли из палаты лордов и палаты общин. 5. Причина Столетней войны: а) захват турками-сельджуками Иерусалима; б) стремление французского короля захватить Англию; в) выступление против французского короля герцога Бургундского; г) стремление Англии вернуть утраченные территории во Франции. 6. Кому принадлежат слова? …Англичане будут изгнаны из Франции, кроме тех, кто найдет здесь гибель… Бог пошлет французам победу над англичанами! а) Жанне д’Арк; б) Черному принцу; в) герцогу Бургундскому; г) Вильгельму Завоевателю. 7. Результат Столетней войны: а) французы одержали победу; б) в руках у англичан осталась Фландрия; в) во Франции произошла смена династии; г) была подписана Великая хартия вольностей. 8. Последствием крестьянских восстаний XIV века в Англии и во Франции было: а) уменьшение феодальных повинностей; б) усиление феодальной раздробленности; в) закрепощение крестьян; г) уничтожение сословий. 9. Война между Алой и Белой розой велась между представителями династий: а) Капетингов и Меровингов; б) Меровингов и Ланкастеров; в) Ланкастеров и Йорков; г) Йорков и Капетингов. 10. Война Алой и Белой розы продолжалась в? а) 1096-1291гг; б) 1337-1453гг; в) 1419-1434гг; г) 1455-1485гг. 11. Реконкистой называют: а) завоевательные походы арабов; б) отвоевание крестоносцами Гроба Господня; в) поход тевтонских рыцарей на земли Прибалтики; г) основание территории Пиренейского полуострова у арабов. 12. Чешский мыслитель и проповедник Ян Гус выступал за: а) переустройство церкви; б) отмену частной собственности; в) введение платы за церковные обряды; г) предоставление немцам гражданских прав и свобод. 13. Культура Возрождения зародилась в: а) XIII веке; б) XV веке; в) середине XIV века; г) начале XVI века. 14. Термины «Сун», «Мин» означают название китайских: а) городов; б) провинций; в) императорских династий; г) литературных произведений. 15. Что стало причиной ослабления многих африканских государств и завоевания их соседними народами? а) отсутствие полезных ископаемых; б) распространение ислама; в) междоусобные войны; г) стихийные бедствия. В1. Расположите в правильной последовательности периоды истории. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов. А. Новое время; Б) Античность; В) Средние века; Г) Первобытность. Ответ:___________________ В2. Какие архитектурные элементы характерны для романского стиля? Укажите два верных ответа из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов. 1) окна, похожие на бойницы 2) многочисленные статуи 3) стрельчатые арки 4) массивные стены 5) богатое украшение Ответ:________________________ В3. Установите соответствие между понятием и определением. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого. Понятие Определение А) десятина Б) инквизиция В) индульгенция 1) налог в пользу церкви 2) грамота об отпущении грехов 3) монашеский орден 4) специальный церковный суд Ответ: С.1. В рыцарском романе Кретьена де Труа «Эрек и Энида» (XII в) рассказывается о турнире: Вот кони всех мастей, гнедые, И серые, и вороные, Летят друг к другу с двух сторон. На поле схватки грохот, звон. Там копья всадники ломают, С могучим треком пробивают Щиты червленые друг другу. Дырявят прочную кольчугу, Чтоб сбить со взмыленных коней Своих противников скорей. К упавшему под шум и гром Несутся с поднятым мечом Одни – в полон забрать, Другие – поживей поднять. А Б В В чем вы видите сходство турнира и битвы, а в чем отличие? Можно ли догадаться, что в приведенном отрывке описывается турнир, а не боевое сражение? Ответ:__________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ Критерии оценивания и ответы контрольной работы №2: Часть А. (1 балл за правильный ответ, всего 15 баллов) 1-в, 2-а, 3-а, 4-а, 5-г, 6-а, 7-а, 8-а, 9-в, 10-г, 11-г, 12-а, 13-в, 14-в, 15-в. Часть В. В1. (По одному баллу за каждый правильный ответ, всего 4 балла) Ответ: Г, Б, В, А. В2. (По одному баллу за каждый правильный ответ, всего 2 балла) Ответ: 1, 4. В3. (По одному баллу за каждый правильный ответ, всего 3 балла) А Б В 1 4 2 Часть С. С.1. (max 5 баллов). Ответ: сходство турнира и битвы – в вооружении рыцарей и методах ведения боя, отличие – в целях. Цель битвы – убить противника, цель турнирного поединка – сбить его с коня. Можно догадаться, что в отрывке описан именно турнир, так как рыцари, участника сражения, остались живы.
Контрольная работа №3 по теме: «Народы и государства на территории нашей страны в древности» Часть А. (В вопросах 1-15 выберите по одному правильному ответу) 1. Во II в. до н.э. балтославянские племена заселили значительную часть: а) Западной Европы; б) Центральной и Восточной Европы; в) Северной Азии; г) Поволжья. 2. Языковая группа, к которой относятся предки славян: а) индоевропейская; б) финно-угорская; в) романо-германская; г) арамейская. 3. Восточные славяне выделились в особую ветвь в: а) III в.; б) V в.; в) VI в.; г) VIII в. 4. В VII-VIII вв. у славян переходил переход: а) от соседской к родовой общине; б) от родовой к соседской общине; в) к государственному устройству; г) от племенной к кровнородственной общине. 5. Важное место в религии восточных славян занимал: а) культ вещей; б) культ предков; в) культ потомков; г) культ дождя. 6. Главными государственными центрами восточных славян в VIII-IX вв. были: а) Чернигов, Полоцк; б) Смоленск, Псков; в) Новгород, Киев; г) Итиль, Царьград. 7. Основным занятием восточных славян в VI-VIII в. было: а) собирательство; б) животноводство; в) земледелие; г) ремесло. 8. Роль денег у восточных славян выполняли преимущественно шкурки: а) куницы; б) бобра; в) норки; г) лисицы. 9. Для общественной жизни и хозяйственной деятельности восточных славян в VII-VIII вв. было(а) характерно(а): а) совместная загонная охота; б) массовое использование труда рабов на земле; в) преобладание роли религии и торговли; г) совместное владение сенокосом и лесными угодьями. 10. Столица Хазарского каганата: а) Итиль; б) Ольвия; в) Пантикапей; г) Булгар. 11. Народное собрание у восточных славян: а) вече; б) посад; в) вервь; г) полюдье. 12. Широкая крепкая доска с заостренными, раздвоенными снизу концами, на которые надевались наконечники, используемая для обработки земли у восточных славян: а) сошник; б) борона; в) соха; г) серп. 13. Религиозный культ восточных славян в VII-VIII вв.: а) вера в единого Бога; б) массовые жертвоприношения в дни религиозных праздников; в) строительство больших каменных храмов – святилищ богам; г) поклонение деревянным изображениям богов – идолам. 14. Бортничество – это: а) охота на пушного зверя; б) рыболовство; в) собирательство меда; г) скотоводство. 15. К восточнославянским племенам относятся: а) сарматы; б) дреговичи; в) черемисы; г) булгары. В.1. Установите соответствие между современными народами России и языковыми группами, к которым они относятся. Полученный ответ впишите в таблицу: НАРОДЫ ЯЗЫКОВАЯ ГРУППА 1) мордва, удмурты А) угро-финская 2) русские, украинцы Б) тюркская 3) буряты, калмыки В) славянская 4) башкиры, чуваши Г) монгольская Д) кавказская Ответ: В.2. Впишите понятие. 1) ________________________- ручное производство различных изделий, орудий труда, основанное на опыте, навыках (личном мастерстве) работника. 2) ________________________- объединение нескольких живущих по соседству родовых общин, имеющих общее управление и религиозный культ. В.3. Соотнесите науку и предмет её исследования. Наука Предмет исследования 1) Археология 2) Лингвистика 3) Фольклористика 4) Этнография А) Язык (говоры, диалекты…) Б) Жизнь и обычаи отдельных народов В) Вещественные памятники материальной культуры Г) Народное творчество (былины, сказки, танцы…) Ответ: С.1. Впишите пропущенные слова в предложенный текст. Люди научились изготавливать посуду и одежду. Сплетенную из веток и обмазанную (1)______корзину они поместили в (2)______. Прутья сгорели, остался прочный и удобный (3)____. Из (4)______животных и волокон (5)________они научились скручивать (6)______ . Затем на (7) _______они изготовили (8)________, из которой шили одежду. Критерии оценивания и ответы контрольной работы №3: Часть А. (1 балл за правильный ответ, всего 15 баллов) 1-б, 2-а, 3-б, 4-б, 5-б, 6-в, 7-в, 8-а, 9-г, 10-а, 11-а, 12-в, 13-г, 14-в, 15-б. Часть В. В1. (По одному баллу за каждый правильный ответ, всего 4 балла) Ответ: А, В, Г, Б. В2. (По одному баллу за каждый правильный ответ, всего 2 балла) Ответ: 1) ремесло; 2) племя. В3. (По одному баллу за каждый правильный ответ, всего 4 балла) 1 2 3 4 В А Г Б Часть С. С.1. (По одному баллу за каждый правильный ответ, всего 8 баллов). Люди научились изготавливать посуду и одежду. Сплетенную из веток и обмазанную (1) глиной корзину они поместили в (2) огонь. Прутья сгорели, остался прочный и удобный (3) кувшин. Из (4) шерсти животных и волокон (5) льна они научились скручивать (6) пряжу. Затем на (7) ткацком станке они изготовили (8) ткань, из которой шили одежду.