В101 По какому принципу образован ряд? Н. И. Панин, К. Г. Разумовский, Г. Г. Орлов, А. Г. Орлов, Е. Р. Дашкова ближайшие сподвижники Екатерины II в перевороте 1762 г.
В102 Что является лишним в ряду? Новые черты торговли во второй половине XVIII в.: усиление товарообмена между городом и деревней; установление ежедневной торговли в городах; начало складывания всероссийского рынка; строительство южных портов; главными экспортными товарами России становятся металл и зерно начало складывания всероссийского рынка
В103 Укажите верные утверждения: а) губернская реформа привела к усилению контроля властей над населением страны б) внутренняя политика Екатерины II проводилась в интересах всех слоев населения в) крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева — это первое крупное совместное выступ-ление крестьян, работных людей и представителей угнетенных национальных меньшинств г) успехи развития в сельском хозяйстве были связаны с применением технических новшеств и новых форм труда д) Екатерине II удалось лишь частично реализовать греческий проект е) «Ему мы обязаны Черным морем», — говорил А. С. Пушкин о Г. А. Потемкине ж) главным событием заключительного этапа русско-турецкой войны 1787—1791 гг. стала осада и взятие крепости Кинбурн з) в царствование Екатерины II по инициативе Е. Р. Воронцовой-Дашковой открывается Московский уни-верситет и) первый публичный театр был основан Ф. Г. Волковым в Ярославле к) первым мероприятием Павла I стало изменение порядка престолонаследия а, в, е, и, к
В104 Выберите правильные ответы. Основные мероприятия Екатерины II в русле политики «просвещенного абсолютизма»: а) просвещение народа, распространение научных знаний в обществе б) создание сословных судебных ор-ганов на местах в) введение права на открытие предприятий без разрешения правительства г) учреждение ука-за, по которому при продаже . помещиком земли все крепостные объявлялись свободными при покупке ее новым владельцем д) отмена правила, запрещающего крестьянам жаловаться на своего помещика е) секуляризация церковных земель ж) разрешение всем желающим заводить ткацкие станки и заниматься промыслом з) ограничение барщины тремя днями в неделю и) запрещение публичной прода-жи крепостных крестьян за долги помещиков к) разрешение создания вольных типографий а, в, е, ж, и, к
В105 Установите правильное соответствие. Архитекторы и их постройки в XVIII в.: 1) В. В. Растрелли 2) В. И. Баженов 3) М. Ф. Казаков4) И. Е. Старов а) реконструкция Александро-Невской лавры б) здание Московского университета в) Зимний дворец г) Дом Пашкова в Москве д) Смольный монастырь е) здание Сената в Московском Кремле ж) Царицынский дворцовый ансамбль под Москвой 1 — в, д, 2 — г, ж, 3 — б, е, 4 — а
В106 Вставьте вместо пропусков. В 1774 г. в местечке _______ был заключен договор между Россией и Турцией. По нему к России отходила территория между Южным Бугом и Днепром с крепостью ________ , крепости Керчь и Еникале на _______ море, Кабарда на Северном Кавказе. Турция была вынуждена признать независимость ________ _______. Кючук-Кайнарджи; Кинбурн; Азовском; Крымского ханства
В107 Восстановите последовательность событий: а) Ясский мирный договор б) изменение закона о порядке престолонаследия в) открытие Московского уни-верситета г) бой в Чесменской бухте д) «Жалованная грамота городам» г, в, д, а, б
В108 О ком идет речь? Когда увидит кто, что в царском пышном доме По звучном громе Марс почиет на соломе, Что шлем его и меч хоть в лаврах зеленеют, Но гордость с роскошью повержены у ног, И доблести затмить лучи богатств не смеют... о А. В. Суворове
В109 О чем идет речь? «1. Дабы губерня, или наместничество, порядочно могла быть управляема, полагается в оной от 300 до 400 000 душ. 2 Для управления же губернии или наместничества полагается государев наместник или генерал-губернатор. 3 В губернии или наместничестве учреждается правитель наместничества или губернатор... ...16. Наместничества (губернии) и области разделяются на уезды или округа...» о губернской реформе
В110 По какому принципу образован ряд? 1772г., 1793 г., 1795 г. 13: разделы Речи Посполитой
В111 Что является лишним в ряду? М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский, Н. И. Новиков, Г. Р. Державин Н. И. Новиков
В112 Укажите верные утверждения: а) внутренняя политика Екатерины II носила противоречивый характер б) крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева привела к ограничению крепостного права в) в 1775 г. была проведена губернская реформа г) по Ясскому мирному договору 1791 г. Турция признавала все завоевания России в Северном Причерноморье д) Россия не принимала участия в первом разделе Речи Посполитой е) важным направлением внутренней политики Павла I стало расширение дворянских прав и привилегий ж) в войне с Францией особенно ярко проявился талант двух великих русских военачальников — адмирала Ф. Ф. Ушакова и генералиссимуса А. В. Суворова з) бунтовщиком хуже Пугачева сочла Екатерина II А. Н. Радищева и) барокко был основным стилем, утвердившемся в архитектуре конца XVIII в. к) перемены в быте и обычаях в XVIII в. Коснулись в основном лишь верхов российского общества а, в, г, ж, з, к
В113 Выберите правильные ответы. Явления, свидетельствующие о развитии капиталистических отношений в русской экономике: а) рост помещичьего землевладения б) утрата натуральной замкнутости помещичьего и крестьянского хозяйств в) быстрый рост промышленного производства г) усиление крепостного гнета д) рост числа ману-фактур, на которых использовался только наемный труд е) начало промышленного переворота ж) увеличение отходников, крестьян, вынужденных уходить на заработки из родных мест з) появление крестьянского предпри-нимательства и) объявление дворян собственниками не только земли, но и ее недр к) усиление товарообмена между городом и деревней б, в, д, ж, з, к
В114 Установите правильное соответствие. Архитекторы и их постройки XVIII в.: 1) В. В. Растрелли 2) В. И. Баженов 3) М. Ф. Казаков 4) И. Е. Старое а) Таврический дворец б) дом князей Долгоруких в Москве в) Большой дворец в Петергофе г) Михайловский за-мок д) дворец Строгановых е) Голицынская и Павловская больницы в Москве ж) Большой Екатерининский дворец в Царском Селе 1 — в, ж, д, 2 — г, 3 — б, е, 4 — а
В115 Вставьте вместо пропусков. Основные сражения русско-турецкой войны ______ , где А. В. Суворов одержал победы над неприятелем: Кинбурн, ______, ______,______. 1787—1791 гг; Фокшаны; Рымник; Измаил
В116 Восстановите последовательность событий: а) третий раздел Польши" б) присоединение Крыма в) губернская реформа г) победа эскадры под командо-ванием Ф. Ф. Ушакова в Средиземном море д) начало крестьянской войны Под предводительством Е. И. Пугачева д, в, б, а, г
В117 О ком идет речь? Кому предназначался рескрипт Екатерины II? «Знаменитая победа в конце последней кампании Черномор-ским флотом нашим, вами предводительствуемым, над таковым же турецким одер¬жанная в самой близости столицы оттоманской, куда флот неприятельский из среды моря загнан с великим его поражением, служит но-вым доказательством усердия к службе нашей, особливо мужества и искусства вашего, и приобретает вам мо-наршее наше благоволение. В изъявлении оного всемилостивейше пожаловали вас кавалером ордена нашего свя-того Александра Невского, которого знаки, доставляя при сем, повелеваем вам возложить на себя и носить по установлению...» о Ф. Ф. Ушакове
В118 О чем идет речь? «... Выступив из пределов Италии, к общему сожалению всех тамошних жителей, где сие воинство оста-вило по себе славу избавителей, переходило оно через цепи страшных гор. На каждом шагу в сем царстве ужаса зияющие пропасти представляли отверстые и поглотить готовые гробы смерти: дремучие мрачные ночи, непрерывно ударяющие громы, льющиеся дожди и густой туман облаков при шумных водопадах с каменьями, с вершины низвергавшихся, увеличивали сей трепет...» о переходе через Альпы, или Итальянский поход А. В. Суворова
В119 По какому принципу образован ряд? П. А. Румянцев, А. Г. Орлов, Г. А. Спиридов полководцы, участвовавшие в русско-турецкой войне 1768—1774 гг.
В120 Что является лишним в ряду? В 1770 г. произошло сражение: у реки Ларги, при Фокшанах, у реки Кагул, в Чесменской бухте при Фокшанах
В121 Выберите правильные ответы. Мероприятия Екатерины II в интересах дворянства: а) разрешение помещикам ссылать крестьян в Сибирь и на каторгу б) право помещиков беспрепятственно расширять пашню за счет крестьян в) подтверждение привилегий, данных дворянам после смерти Петра I г) право дворянства участвовать в выборах губер¬натора д) значительное пожалование помещикам государственных крестьян е) ограничение срока дворянской службы 15 годами ж) запрет промышленникам покупать крепостных крестьян для работы на предприятиях з) объявление дворян собственниками не только земли, но и ее недр и) право дворян направлять ходатайства в выс¬шие органы власти и императрице к) передала в собственность дворян значительную часть отобранных земель у церкви и монастырских крестьян а, в, д, ж, з, и, к
В122 Выберите правильные ответы. Основные идеи французских просветителей: а) критика феодального общества б) утверждение «естественных прав» человека в) государственное управление осуществляет «просвещенный» монарх г) провозглашение дворянства главной опорой государства д) устранение средневековых форм эксплуатации е) реформирование церкви ж) установление всеобщего имущественного равенства з) отстаивание теории «общественного договора» и) устранение деспотических форм государственного управления к) отрицательное отношение к роли церкви в жизни общества а, б, д, з, и, к
В123 Установите соответствие: 1) А. П. Сумароков 2) Г. Р. Державин 3) Д. И. Фонвизин 4) А. Н. Радищев 5) Н. М. Карамзин а) комедия «Бригадир» б) повесть «Бедная Лиза» в) трагедия «Дмитрий Самозванец» г) ода «Фелица» д) коме-дия «Недоросль» е) «История государства Российского» ж) «Путешествие из Петербурга в Москву» 1 — в, 2 — г, 3 — а, д, 4 — ж, 5 — б, е
В124 Вставьте вместо пропусков. За особые заслуги перед отечеством ряд полководцев и государственных деятелей к дворянской фа¬милии и титулу специальным указом Екатерины II получили почетное наименование: князь Г. А. Потемкин — _______, граф А. Г. Орлов — _______, граф П. А. Румянцев — ________ граф А. В. Суворов — _______. Таврический; Чесменский; Задунайский; Рымникский
В125 Восстановите последовательность событий. а) Кючук-Кайнарджийский мир б) подавление крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева в) созыв Уложенной комиссии г) «Жалованная грамота дворянству» д) Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова в, а, б, г, д
В126 О ком идет речь? Из сочинения историка В. О. Ключевского: «... Он пытался заполнить дворянское выборное коронным чи-новничеством, ограничив право дворян замещать выборами известные губернские должности. Этим обозначил-ся основной мотив и в дальнейшем достижений управления — торжество бюрократии, канцелярии... Наконец (он) отменил важнейшее личное преимущество, которым пользовались привилегированные сословия по жалованным грамотам, — свободу от телесных наказаний...». о Павле I
В127 О чем идет речь? Новый раздел страны стал причиной освободительной войны, которую возглавил знаменитый генерал, ге-рой борьбы за независимость Североамериканских штатов. Восстание послужило поводом для введения в стра-ну войск России, Австрии и Пруссии. Моральный дух восставших был высок, но вооружение и организация усту-пали закаленной в боях русской армии под командованием А. В. Суворова. Выступление было подавлено, его руко-водитель попал в плен. Было решено, что государство как источник «революционной опасности» должно пре-кратить свое существование». третий раздел Речи Посполитой
В128 По какому принципу образован ряд? A. Н. Нартов, И. И. Ползунов, И. П. Кулибин выдающиеся русские изобретатели
В129 Что является лишним в ряду? Архитекторы, работавшие в стиле классицизма: B. И. Баженов, В. В. Растрелли, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов В. В. Растрелли
В130 Выберите правильные ответы. В состав России в период правления Екатерины II вошли: а) Правобережная Украина и Белоруссия б) Центральная Польша с Варшавой в) Финляндия г) Южная При-балтика д) Северное Причерноморье е) Казахские земли ж) территория на Дальнем Востоке и в Северной Амери-ке а, г, д, ж
В131Установите правильное соответствие: 1) 1770 г. 2) 1774г. 3) 1783г. 4) 1790 г. 5) 1781 г. а) Ясский мирный договор б) присоединение Крыма в) Чесменское морское сражение г) Кючук-Кайнарджийский мирный договор д) взятие крепости Измаил е) сражение у реки Кагул 1 —е, в, 2 — а, 3 — б, 4 — д, 5 — г
В132 Восстановите последовательность событий: а) предъявление России ультиматума от турецкого султана о возвращении Крыма б) принятие Россией декларации о «вооруженном нейтралитете» в) сражение у реки Ларги г) сражение при Рымнике д) поездка Екате-рины II по Крыму е) разгром турецкой эскадры в Керченском проливе в, б, д, а, г, е
В133 О ком идет речь? Одна из самых ярких личностей из ближайшего окружения Екатерины II. Он за присоединение Крыма мир-ным путем получил титул светлейшего князя Таврического. Как губернатор Новороссии успешно руководил освоением и заселением этого края. Он много сделал для создания торгового и военного флота на Черном море. о Г. А. Потемкине
В134 О чем идет речь ? О каком сражении говорится в рапорте адмирала Г. А. Спиридова: «Турецкий флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили и оставили на том месте страшное позори-ще, а сами стали быть во всем архипелаге господствующими». В честь этой победы была выбита медаль с лаконичной надписью «Был» о разгроме турецкого флота в Чесменской бухте
В135 По какому принципу образован ряд? Австрия, Россия, Пруссия государства-участники разделов Речи Посполитой
В136 Что является лишним в ряду? Черноморский флот под командованием Ф. Ф. Ушакова выиграл морские сра-жения в русско-турецкой войне 1787—1791 гг.: у острова Тендра, в Керченском проливе, в Чесменской бухте, у мыса Камакрия в Чесменской бухте
В137 Выберите правильные ответы. Основные направления внешней политики при Екатерине II: а) обеспечение выхода России к Черному морю б) возвращение в состав России украинских и белорусских земель в) создание антитурецкой коалиции г) освобождение балканских народов от турецкого владычества д) продвижение в Среднюю Азию е) борьба с революционной Францией а, б, г, е
В138 Восстановите последовательность событий: а) русско-шведская война б) занятие Туртукая русскими войсками под командованием А. В. Суворова и форсирование Дуная в) морской бой в Чесменской бухте г) признание Турцией всех завоеваний России в Северном Причерноморье д) первый раздел Речи Посполитой е) сражение при Фокшанах в, д, б, е, г
В139 Установите соответствие между полководцами и местами важнейший сражений русско-турецких войн второй половины XVIII в.: 1) П. А. Румянцев 2) А. В. Суворов 3) Г. А. Потемкин а) взятие крепости Очаков б) сражение у реки Ларги в) сражение при Фокшанах г) сражение у реки Кагул д) сражение при Рымнике е) взятие крепости Измаил 1 — б, г, 2 — в, д, е, 3 — а
В140 О ком идет речь ? Участник Семилетней войны. Контратака его войск в ходе войны у деревни Гросс-Егерсдорф спасла от-чаянное положение русской армии.,Был назначен главнокомандующим русской армией в русско-турецкой войне 1768—1774 гг. В одном из ре¬шающих сражений 17-тысячная армия под его командованием разгромила более чем 100-тысячное османское войско. Первым получил орден Святого Владимира 1 степени. о П. А. Румянцеве
В141. О чем идет речь ? Это была мощная крепость, построенная под руководством французских и немецких инженеров. Гарнизон ее насчитывал 35 тысяч человек. Русские войска, осаждавшие крепость, имели 31 тысячу. При подготовке к штурму для тренировок русские выкопали ров и возвели крепостные стены. Коменданту был направлен ульти-матум: «24 часа на размышления для сдачи и — воля. Первые мои выстрелы — уже неволя. Штурм — смерть». После жестокого боя крепость пала. о взятии Измаила
В142 По какому принципу образован ряд? 1772г., 1793г. , 1795г. годы разделов Речи Посполитой
В143 Что является лишним в ряду? В результате третьего раздела Речи Посполитой к России отошли: большая часть Литвы, Западная Белоруссия и Западная Волынь, центральная Польша с Варшавой Центральная Польша с Варшавой
В144 Выберите правильные ответы Политика Павла I в отношении крестьянства включала в себя: а) отмену правила, Запрещающего крестьянам жаловаться на своих хозяев б) установление права помещика ссылать крестьян в Сибирь и на каторгу в) отмену права помещика применять к крестьянам любые карательные меры г) замену хлебной подати денежным сбором д) массовую раздачу государственных крестьян в частные руки - е) установление права помещика по своему усмотрению увеличивать барщину ж) ограничение барщины тремя днями з) запрет привлекать крестьян к работе в праздничные и выходные дни и) запрет на продажу дворовых людей и крестьян без земли а, г, д, ж, з, и
В145 Установите правильное соответствие: 1) Причины дворцового переворота, входе которого был свергнут Петр III 2) причины дворцового переворота, входе которого был свергнут Павел I а) стремление регламентировать частную жизнь дворян б) пренебрежение к русским национальным и религиозным традициям в) политика ограничения прав и привилегий дворян г) сведение на нет итогов Семилетней войны для России д) подготовка к войне с Данией е) недовольство дворянства сближением с Францией ж) разрыв торговых отношений с Англией з) стремление отправить пользующуюся популярностью императрицу в монастырь 1 — б, г, д, з, 2 — а, б, е, ж
В146 По какому принципу образован ряд ? Россия, Англия, Австрия, Неаполитанское королевство вторая антифранцузская коалиция
В147 Выберите правильные ответы. Мероприятия Павла I в отношении дворянства: а) восстановление указа Петра I о единонаследии б) запрет на свободный переход из армейской службы в гражданскую без особого разрешения в) восстановление обязательной службы дворян г) отмена указа Екатерины II, по которому дворяне объявлялись собственниками не только зем¬ли, но и ее недр д) введение налога на дворян для содержания местной администрации е) ограничение «свободы дворянских собраний» ж) подтверждение права дворян создавать дворян ские общества в губерниях и уездах з) отмена права дворян обращаться с просьбами и жалобами к самодержцу и) применение к дворянам телесных наказаний б, в, д, е, з, и
В148 Установите соответствие: 1) итоги внешней политики в период правления Екатерины II 2) итоги внешней политики в период правления Павла I а) создание первой военной коалиции против революционной Франции б) возвращение в состав России украинских и белорусских земель, утраченных в XVI в. в) рост территории российского государства г) от открытых военных действий против Франции к сближению с ней д) окончательное признание Швецией итогов Северной войны е) использование военной мощи России рядом европейских государств для решениях своих проблем ж) приобретение выхода в Черное море з) прекращение торговых отношений с Англией 1 — а, б, в, д, ж, 2 — г, е, з
В149 По какому принципу образован ряд? Форсирование реки Адда, освобождение от французской армии Турина, бой у реки Треббии, бой у города Нови сражения в ходе Итальянского похода А. В. Суворова
В150. Расположите в хронологической последовательности следующие события. A) Полтавская битва Б) провозглашение Российской империи B) Медный бунт Г) итальянский и швейцар-ский походы А.В. Суворова ВАБГ
В151. Расположите в хронологической последовательности их жизни и деятельности следующие имена. Укажи-те ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов. A) Осип Бове Б) Андрей Рублев B) Варфоломей Растрелли Г) Аристотель Фиораванти БГВА
В152. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Укажите ответ в виде после-довательности буквенных обозначений выбранных элементов. A) церковный раскол Б) создание Святейшего Синода B) присоединение Крыма к России Г) создание стре-лецкого войска ГАБВ
В153. Установите соответствие между событиями и датами. СОБЫТИЯ: A) открытие Московского университета Б) издание указа об учреждении Академии наук B) из-дание первой печатной газеты «Ведомости» ДАТА: 1) 1710 г. 2) 1755 г. 3) 1724 г. 4) 1728 г. 231
В154. Какие из перечисленных имен связаны с русско-турецкими войнами второй половины XVIII в.? Укажите два верных имени из пяти предложенных. 1) П.А. Румянцев 2) П.С.Нахимов 3) Г.А. Потемкин 4) М.С. Воронцов 5) А.П. Ермолов 13
В155. Установите соответствие между именами деятелей культуры и их произведениями. ДЕЯТЕЛИ: A) Аристотель Фиораванти Б) Василий Баженов B) Андрей Чохов ПРОИЗВЕДЕНИЯ: 1) Царь-колокол 2) дом Пашкова 3) Зимний дворец 4) Успенский собор в Кремле 421
В156. Расположите в хронологической последовательности вхождение в состав России следующих территорий. A) Левобережная Украина Б) Казанское ханство B) Бессарабия Г) Правобережная Украина БАГВ
В157. Расположите имена русских полководцев и флотоводцев в хронологической последовательности их дея-тельности. A) Дмитрий Пожарский Б) Алексей Ермолов B) Федор Ушаков Г) Павел Нахимов АВБГ
Часть 3. Задания уровня С
С1. Назовите основные итоги внешней политики России во второй половине XVIII в. (не менее трех итогов). При-ведите примеры (не менее трех примеров) военных триумфов России этого периода времени. 1. Могут быть названы итоги: • получение Россией выхода к Черному морю • вхождение в состав России Северного Причерноморья - вхождение в состав России Крыма приход Восточной Грузии под протекторат России • вхождение в состав России Правобережной Украины, Белорус- сии, Южной Прибалтики 2. Могут быть приведены примеры военных триумфов России: - Чесменский морской бой - взятие крепости Очаков - сражение на реке Рымник - паление коепости Измаил
С2 Прочитайте тексты и ответьте на вопросы. Из сочинения современного историка Е.В.Анисимова. «Судьба Екатерины доказала, что человеческая воля, желание могут стать не менее реальным и могучим фактором истории, чем десятки многопушечных кораблей и тысячи солдат. Императрица Екатерина создала-таки себе славу, ставшую ей мощным оружием, как тот военный корабль, который назывался «Слава Екатерины»... Французский дипломат Корберон писал в своем донесении, что слава, которую создала себе императрица, ее решительный характер, ее способности и удача заменяют ей искусных госу¬дарственных людей и опытных генера-лов. ...Императрица вошла в историю России как выдающийся государственный деятель, и эпоха ее царствова-ния стала временем грандиозных реформ и издания важнейших законодательных актов... Перед ней были реаль-ные цели укрепления самодержавия, проведения необходимых военной, административной и сословной реформ. Она осуществляла их в едином ключе, с одной генеральной идеей — максимально способствовать развитию и совершенствованию того « регулярного » государства, основы которого заложил еще Петр Великий. ...Законодательные акты Екатерины надолго пережили ее и вместе с основными законами Петра Великого стали на долгие десятилетия основой российской государственности. Собственно, о таком выводе историка и мечтала, вероятно, честолюбивая царица-законодательница».
C2-1. О каком хронологическом периоде в истории России идет речь в документе? Укажите его рамки. Под каким названием вошел в историю этот период? В ответе может быть указано: - хронологические рамки периода 1762-1796 гг. — период вошел в историю под названием ≪золотого века дворян- ства≫ (или периода просвещенного абсолютизма)
С2-2. Используя текст документа и знания по истории, отметьте, какие реформы были проведены Екатериной II (укажите не менее четырех реформ). 1. Могут быть названы реформы: - реформа Сената - секуляризация церковных владений - ликвидация гетманства на Украине - губернская реформа • городская реформа расширение дворянких привилегий финансовая реформа введение свободы предпринимательства
С2-3. Как оценивает автор эпоху Екатерины II? Какие качества ее личности помогли, по мнению современников и историков, совершить столь грандиозные преобразования и создать себе славу? (Укажите не менее четырех по-ложений.) 1. Могут быть указаны следующие оценки: - Екатерина II вошла в историю как выдающийся государствен- ный деятель - ее время — время грандиозных реформ и издания важнейших за- - конодатедьных актов - законодательные акты Екатерины стали на долгие годы основой российской государственности • ее деятельность способствовала процветанию России 2. Могут быть быть указаны такие качества личности, как: - воля, властолюбие, трудолюбие - решительный характер, способности, удача • восприятие идей Просвещения, стремление воплотить их в жизнь
С3. Назовите основные задачи политики «просвещенного абсолютизма», проводимой Екатериной II (не менее трех задач). Приведите не менее трех примеров проявления этой политики. 1. Могут быть названы следующие задачи политики просвещенного абсолютизма: укрепление самодержавия за счет модернизации и совершенст- вования системы управления, устранения наиболее устаревших ее элементов
расширение прав и свобод дворянства в целях его превращения в привилегированное и просвещенное сословие, служащее интере- сам государства — проведение мер, призванных смягчить социальную напряженность — создание условий для экономического развития страны, приня- тие законов способствующих предпринимательству - распространение знаний, развитие европейских форм культуры и образования — стремление создать третье сословие 2. Могут быть приведены примеры проявления этой политики: — созыв и деятельность Уложенной комиссии - деятельность Вольного экономического общества - секуляризация церковного землевладения - реформа местного управления • реформа Сената - указы о свободе предпринимательства, в том числе и для крестьян
С4 Назовите основные направления и важнейшие события внешней политики России во второй половине XVIII в. Каковы были итоги внешнеполитической деятельности России этого периода?
Основные направления внешней политики России во вто- рой половине XVIII в.: 1. На юге — завоевание выхода к берегам Черного и Азовского морей. 2. На западе — возвращение части земель, входивших в состав Древнерусского государства и затем перешедших к Речи Посполитой (Польше). 3. Участие в борьбе европейских монархов против рево- люционной Франции. События: 4. Русско-турецкие войны последней трети XVIII в. ( 1768 — 1774 гг. и 1787—1791 гг.). 5. Участие России в разделах Речи Посполитой (1772 г., 1791 г., 1795 г.). 6. Участие России в антифранцузской коалиции и войнах против Франции. 7. Итальянский и швейцарский походы русских войск под командованием А. В. Суворова. 8. Средиземноморский поход кораблей русского флота под командованием Ф. Ф. Ушакова
Приведены следующие обобщения об итогах внешнеполи- тической деятельности России во второй половине XVIII в.: 1. Результат русско-турецких войн — закрепление в со- ставе России Северного Причерноморья, Крыма, превра- щение России в черноморскую державу. 2. В результате раздела Польши в состав России вошли Правобережная Украина и Белоруссия. 3. Во второй половине XVIII в. Россия значительно рас- ширила свою территорию и упрочила свое положение в качестве крупной европейской и морской державы
С5 Есть разные оценки историками правления Павла I. Долгие годы считалось, что это было время усиления кре-постного права и нестабильной внутренней политики. Какая другая точка зрения по этому вопросу вам известна? Какую точку зрения вы считаете более убеди-тельной? Приведите не менее трех фактов (положений), аргументирующих избранную вами точку зрения.
С6 Охарактеризуйте политику «просвещенного абсолютизма» второй половины XVIII века. В чем выразилась про-тиворечивость такой политики?
С7 Сравните положение дворянства при Петре I и Екатерине II. Укажите, что в этом положении было общим, а что - различным.
C8 Ниже приведены две точки зрения на государственную деятельность Екатерины II: 1. Екатерина II последова-тельно проводила в жизнь политику «просвещенного абсолютизма». 2. Екатерина II лишь провозгласила идеи «просвещенного абсолютизма», однако в своей реальной политике она нередко отступала от них. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не ме-нее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зре-ния. Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие ее аргу-менты, например: При выборе первой точки зрения: - изложение программы царствования в Наказе Уложенной комиссии 1767 г. с целью создания нового законо-дательства - унификация и совершенствование законодательства в целях «общественного блага» - меры «экономического либерализма» (расширение свободы предпринимательства и т.п.) - усовершенствование системы дворянского и городского самоуправления - поддержка развития культуры и образования При выборе второй точки зрения: - несмотря на идею главенства законов в обществе, Екатерина II пришла к власти в результате переворота, посягнув на власть законного императора - было сохранено крепостное право, несмотря на идеи просветителей о недопустимости рабства - крепостное право было распространено на новые территории (Украина) - неудачей завершилась деятельность Уложенной комиссии подверглись гонению российские просветители (Новиков, Радищев)
С9 Прочтите отрывок из работы В.О. Ключевского и ответьте на вопросы «Наиболее законная их всех преемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардей-скими полками, она наследовала энергию своего отца, строила дворцы в двадцать четыре часа и в двое суток проезжала тогдашний путь от Москвы до Петербурга... Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин, уложила пропасть солдат на полях Цорндорфа и Кунерсдорфа; но с правления царевны Софьи никогда на Руси не жилось так легко, и ни одно царствование до 1762 г. не оставляло по себе такого приятного воспоминания... <она> со своей 300-тысячной армией могла стать вершительницей европейских судеб; карта Европы лежала пе-ред ней в ее распоряжении, но она так редко на нее заглядывала, что до конца жизни была уверена в возможно-сти проехать в Англию сухим путем, – и она же основала первый настоящий университет в России – Москов-ский...»
С9-1. Назовите императрицу, о которой идет речь в отрывке, и укажите, когда и при каких обстоятельствах они взошла на престол.
С9-2. Используя текст и знания из курса истории, объясните, о какой войне упоминает автор и каким образом эта война завершилась.
С9-3. Как и на основании чего вы определите отношение историка к этой императрице? Какие еще особенности ее царствования вы можете отметить?
С10 Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. Петр I, изменив существовавший до него порядок престолонаследия, умирая, не оставил завещания. Кто претендовал на трон после смерти Петра I? Кто и благодаря чему взошел на трон?
С11 Прочитайте тексты и ответьте на вопросы. Из сочинения современного историка Е.В. Анисимова. «Судьба Екатерины доказала, что человеческая воля, желание могут стать не менее реальным и могучим фактором истории, чем десятки многопушечных кораблей и тысячи солдат. Императрица Екатерина создала-таки себе славу, ставшую ей мощным оружием, как тот военный корабль, который назывался «Слава Екатерины»... Французский дипломат Корберон писал в своем донесении, что слава, которую создала себе императрица, ее решительный характер, ее способности и удача заменяют ей искусных государственных людей и опытных генера-лов. ...Императрица вошла в историю России как выдающийся государственный деятель, и эпоха ее царствова-ния стала временем грандиозных реформ и издания важнейших законодательных актов... Перед ней были реаль-ные цели укрепления самодержавия, проведения необходимых военной, административной и сословной реформ. Она осуществляла их в едином ключе, с одной генеральной идеей — максимально способствовать развитию и совершенствованию того «регулярного» государства, основы которого заложил еще Петр Великий. ...Законодательные акты Екатерины надолго пережили ее и вместе с основными законами Петра Великого стали на долгие десятилетия основой российской государственности. Собственно, о таком выводе историка и мечтала, вероятно, честолюбивая царица-законодательница».
С11-1 Используя текст документа и знания по истории, отметьте, какие реформы были проведены Екатериной II (укажите не менее четырех реформ).
С11-2 О каком хронологическом периоде в истории России идет речь в документе? Укажите его рамки. Под каким названием вошел в историю этот период?
С11-3 Как оценивает автор эпоху Екатерины II? Какие качества ее личности помогли, по мнению современников и историков, совершить столь грандиозные преобразования и создать себе славу? (Укажите не менее четырех по-ложений.)
С12 Сравните экономическое развитие России в XVIII в. и в первой половине XIX в. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее трех различий).
С13 В.О. Ключевский в характеристике Екатерины II подчеркивал, что власть в ее лице заговорила с людьми «как с гражданами, как с народом свободным», и что пробудившиеся при этом в людях новые «чувства и понятия», начавшись в ближайшем окружении власти, «разрослись в устойчивое общественное настроение». Объясните, что давало историку основание для подобной характеристики. Какие другие суждения о поли-тике Екатерины II вы можете привести? Какое суждение вы считаете более обоснованным? Аргументируйте свое мнение.
С14 Назовите основные задачи политики «просвещенного абсолютизма», проводимой Екатериной II (не менее трех задач). Приведите не менее трех примеров проявления этой политики.
С15 Назовите основные итоги внешней политики России во второй половине XVIII в. (не менее трех итогов). При-ведите примеры (не менее трех примеров) военных триумфов России этого периода времени.
С16 Прочитайте текст и выполните задания, относящиеся к внешней политике России XVIII в. В течение всего XVIII в. Российской империи пришлось решать ряд важнейших внешнеполитических задач, направленных на превращение России в ведущую европейскую державу.
С16-1. Назовите не менее трех основных направлений внешней политики России XVIII в. Могут быть названы направления: - борьба за выход в Европу через Балтийское море - борьба за выход к Черному морю и обеспечение безопасности южных границ - борьба за возвращение западнорусских земель (участие в разделах Польши)
С16-2. Укажите, какие территории были присоединены к России в этот период (не менее двух примеров). Могут быть приведены примеры: - территории Прибалтики - часть Карелии - Крым
С17 Прочитайте текст и выполните задания, относящиеся к истории русской культуры XVIII в. Русская культура XVIII в. стала важным этапом в становлении русской национальной культуры. Россия в XVIII в., не утратив своей национальной самобытности, преодолела изоляцию и вошла в круговорот мировой ис-тории и мировой культуры.
С17-1. Назовите не менее трех направлений развития русской культуры XVIII в. Могут быть названы направления: - шло формирование системы общего образования - на смену религиозному мышлению пришел рационализм, что способствовало развитию отечественной науки - искусство в XVIII в. развивается в соответствии с аналогич¬ными стилевыми течениями Западной Европы - во всех видах художественного творчества были достигнуты большие успехи - завершился процесс становления национальной культуры - во всех областях культуры утвердилось светское направление - расширились и укрепились международные культурные связи
С17-2. Приведите не менее двух примеров памятников зодчества этого периода. Могут быть названы: - Петропавловский собор - Зимний дворец - дом Пашкова в Москве - Екатерининский дворец в Царском Селе - Смольный монастырь - Московский университет - Сенат в Кремле