Тема 1 «Физкультура и спорт в России. Физическое воспитание в медицинских и фармацевтических вузах» 1) Основатель отечественной системы физического образования: а) П.Ф. Лесгафт. 2) В каком году в нашей стране был введѐн предмет «физическая культура и спорт» в учебные планы как обязательный: г) 1929. 3) В каком году была впервые разработана отдельная программа по физическому воспитанию для студентов медицинских и фармацевтических вузов: а) 1987. 4) Программа по физическому воспитанию включает в себя следующие разделы: (укажите 5 правильных ответов): а) теоретический раздел; в) самостоятельный раздел; г) практический раздел; д) контрольный раздел; ж) раздел профессионально-прикладной физической подготовки. 5) Содержание учебного процесса по физическому воспитанию включает в себя следующие формы занятий: а) учебно-практические занятия, занятия в спортивных секциях, физические упражнения в режиме рабочего дня, самостоятельные занятия, массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия во внеучебное время. 6) После прохождения медицинского обследования студенты распределяются по следующим медицинским группам: а) основная, подготовительная, специальная. 7) Процесс развития двигательных качеств и приобретения двигательных навыков это: б) физическое воспитание. 49 8) Оптимальное количество активных занятий физическими упражнениями для студентов в недельном цикле должно составлять: в) 6-9 часов. Тема 2 «Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности» 1) Умственное утомление это: а) объективное состояние организма. 2) Умственная усталость это: а) субъективное ощущение человека. 3) При умственной работе в деятельности сердечно-сосудистой системы происходят (укажите 2 правильных ответа): а) увеличение кровенаполнения сосудов головного мозга; г) расширение сосудов внутренних органов. 4) В процессе продолжительной умственной работы происходят (укажите 2 правильных ответа): а) увеличение время реакции; в) снижение устойчивости внимания. 5) Факторы, влияющие на улучшение умственной работоспособности (укажите 3 правильных ответа): б) хорошее состояние здоровья; в) тишина; д) хорошая освещѐнность рабочего помещения. 6) К какой степени умственного утомления (по С.А. Косилову) относятся следующие признаки: рассеянное внимание, частая смена поз, поддерживание головы руками, неуверенные, замедленные движения, слабый интерес к новому материалу, отсутствие вопросов? б) значительное утомление. 7) Людей с устойчивой стереотипностью и последовательностью изменения работоспособности условно называют: а) «ритмики». 8) Наиболее высокий уровень работоспособности (без влияния факторов нервно- эмоциональной напряжѐнности) наблюдается в дни: в) вторник, среда, четверг. 9) В каком семестре период врабатывания будет короче? а) весеннем. 10) В каком из семестров снижение работоспособности происходит быстрее? а) весеннем. 11) Снижение двигательной активности вызывает состояние: в) гипокинезии. 50 12) Какие виды упражнения следует включать в физкультурную паузу: а) позо-тонические. Тема 3 «Естественно – научные основы физического воспитания» 1) В связи с усилением синтеза структурных белков происходит рабочая гипертрофия, а именно: б) увеличивается количество миофибрилл. 2) Вставьте пропущенные слова: «Под влиянием тренировки в мышцах увеличиваются запасы энергии необходимые для ресинтеза АТФ, а именно: увеличивается содержание миозина, гликогена, креатинфосфата; возрастает активность ферментов АТФ-азы, фосфорилазы; сукцинатдегидрогеназы; повышается интенсивность тканевого дыхания, гликолиза. 3) Под влиянием тренировки содержание костного белка оссеина и минеральных веществ: а) увеличивается. 4) Состояние перетренированности характеризуется (укажите 3 правильных ответа): б) расстройством тонкой мышечной координации; в) увеличением частоты сердечных сокращений; е) появлением диспепсических расстройств. 5) Причинами перетренированности являются (укажите 3 правильных ответа): а) неправильная организация тренировочного процесса; в) неоправданное увеличение тренировочных нагрузок; д) перенесѐнное спортсменом «на ногах» какое-либо» заболевание. 6) Под влиянием тренировки наибольшая гипертрофия мышц наблюдается при: а) силовых нагрузках. 7) Рост тренированности сопровождается: б) повышением возбудимости и лабильности нервно-мышечного аппарата. 8) Вставьте пропущенные слова: «Спортивная тренировка сопровождается урежением частоты дыхания в покое, при этом глубина дыхания возрастает». 9) Гипертрофия сердечной мышцы характеризуется (укажите основные изменения): б) увеличение общего объѐма сердца; в) увеличение ѐмкости полостей сердца; д) увеличение ѐмкости коронарных сосудов. 10) Основными физиологическими особенностями тренированного организма являются (укажите 3 правильных ответа): б) рациональное использование ресурсов организма; в) быстрая активизация функций организма в начале работы; д) быстрое снижение физиологических сдвигов до исходного уровня по окончании работы. 11) Теоретическим обоснованием правомерности применения теста PWC 170 является: 51 б) зона оптимального функционирования сердечно-сосудистой и респираторной систем в условиях, близких к максимальному потреблению кислорода. Тема 4 «Медико-биологические основы спортивной тренировки» 1) К какой из задач относится формирование личностных качеств, общая волевая и специиальная психологическая подготовка, формирование специальных норм спортивной этики? а) воспитательной. 2) По мнению А.А. Гужаловского сложно-координационными видами спорта (спортивная и художественная гимнастика, акробатика, фигурное катание на коньках и т.д.) следует начинать заниматься в возрасте: а) 7 лет. 3) Определите возрастной период (по А.А. Гужаловскому) начала занятий для видов спорта «на выносливость» (плавание, лыжи, конькобежный, гребной спорт и т.д.): в) 10 лет. 4) По мнению А.Н. Крестовникова интенсивность работы во время тренировки по сравнению с соревнованиями должна быть: б) выше. 5) Для каких спортсменов характерно обладание способностью к предельно интенсивным усилиям импульсивного характера максимально концентрированным во времени, но не продолжительным и часто повторяющимися: б) прыгун и метатель. 6) Оперативное регулирование эмоционально-волевых проявлений в ходе состязаний это одна из задач: в) психологической подготовки. 7) В каком году вышел закон «О физической культуре и споре в Российской Федерации», где было установлено, что «профессиональный спорт – это предпринимательская деятельность, целью которой явилось удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей»? б)1999. 8) Перечислите 3 группы препаратов, относящихся к допинговым средствам: б) психотропные стимуляторы; в) наркотические и болеутоляющие; д) анаболические стероиды. 9) К циклическим упражнениям относятся (укажите 2 правильных ответа): б) плавание; в) езда на велосипеде. 10) К ациклическим упражнениям относятся (укажите 3 правильных ответа): б) единоборства; в) водные лыжи; 52 д) акробатические упражнения. 11) Для какой зоны мощности характерно: продолжительность упражнений от 40 сек до 3- 5 мин, максимальный кислородный долг в конце работы этой зоны мощности составляет 20-22 литра, накопление молочной кислоты – 250-350 мг %, рН крови снижается до 7? б) зона субмаксимальной мощности. 12) Какой вид дистанции относится к зоне большой мощности? в) велогонки 5,10 км. 13) Длительность упражнений в максимальной зоне колеблется от: а) 20-30 сек. 14) Физическими качествами человека являются (укажите 3 правильных ответа): а) сила; в) ловкость; д) выносливость. Тема 5 «Допинги и стимуляторы в спорте» 1) В каком году первый раз советские спортсмены выступили в Олимпийских играх? б) 1952. 2) Допинг это: а) фармакологический препарат, искусственно повышающий работоспособность и спортивный результат. 3) К какому виду допинга относятся алкоголь и мочегонные средства? в) специфическим видам допинга. 4) Что не является побочным эффектом, возникающем в печени при длительном применении допинга? б) гепатоцитоз. 5) Перечислите 3 побочных эффекта, возникающих в мочевыделительной системе при длительном применении допинга: а) простатиты, в) нефриты, г) мочекаменная болезнь. 6) Перечислите 3 побочных эффекта возникающих в мочеполовой системе у мужчин, вызванных применением анаболиков, угнетающих секреции гормонов гипофиза и тестостерона: б) резкое уменьшение продукции спермы; в) развитие гинекомастии; д) развитие импотенции. 7) Перечислите 3 патологии у женщин при приѐме анаболических стероидов, вызывающих быстрое развитие явлений вирилизации: а) рост волос на подбородке и верхней губе; б) развитие псевдогермафродитизма; 53 д) общая маскулинизация. 8) Альтернативные допингам вещества (укажите 3 правильных ответа): б) анаболизирующие средства растительного происхождения; д) белковые, углеводные и липидные продукты повышенной биологической ценности; е) интермедиаты и субстраты энергетического обмена и метаболизма нуклеиновых кислот. 9) Вставьте в предложение пропущенные слова: Уровень физической работоспособности зависит от наличных и резервных возможностей коры надпочечников, способный выделять главный гормон адаптации - кортизол. Чем больше эти резервы, тем выше прогнозируемая работоспособность. 10) В каком году Международный Олимпийский Комитет учредил специальную Медицинскую Комиссию по антидопинговому контролю? б) 1967. 11) При первом выявлении приема симпатомиметиков спортсмен подвергается: а) дисквалификации до 6 месяцев. 12) По каким анализам, в соответствии с правилами МОК, определяют наличие допинга в организме (укажите 2 правильных ответа)? б) моча; г) слюна. 13) При первом выявлении употребления допинговых средств спортсмен подвергается: а) дисквалификации на 2 года. 14) При повторном выявлении употребления допинговых средств спортсмен подвергается: в) дисквалификации пожизненно. 15) Укажите две группы препаратов, которые относятся к допинговым средствам: б) симпатомиметические амины; в) стимуляторы деятельности центральной нервной системы. Тема 6 «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов медицинского вуза» 1) Профессионально-прикладная физическая подготовка это: а) подсистема физического воспитания, обеспечивающая формирование и совершенствование свойств и качеств личности, имеющее существенное значение для конкретной профессиональной деятельности. 2) Факторы, определяющие содержание профессионально-прикладной физической подготовки (укажите 3 правильных ответа): а) сфера деятельности; в) содержание и условия труда; д) психофизиологические особенности труда. 3) К какой группе профессий относится труд – врача? 54 б) лѐгкий физический труд, малоподвижный, однообразный. 4) Целью профессионально-прикладной физической подготовки студентов медицинских вузов является: в) содействие освоению конкретной профессии врача, достижение необходимого уровня профессиональной дееспособности и психофизической готовности к высокопроизводительному труду. 5) Для какой из профессии врача профессионально значимыми качествами являются быстрота реакции, самообладание, большой объѐм оперативной и долговременной памяти? в) врач-хирург. 6) О какой медицинской профессии говорится в следующих предложениях: «… при этом у них сильно выражен грудной кифоз, который охватывает шейный и поясничный отделы позвоночника. Спина сильно искривлена, грудь плоская, впалая или выдвинута вперѐд»? а) врач-стоматолог. 7) Профессиональная деятельность провизора характеризуется: а) монотонностью, гипокинезией и гиподинамией, выполнением большого числа манипуляций руками (координационных движений), преобладанием умственной деятельности (переработка поступающей информации, большое число возможных вычислений). 8) Профессионально-прикладную физическую подготовку следует проводить: а) круглогодично. Тема 7 «Гигиенические основы физического воспитания. Технические средства и тренажѐры на службе здоровья». Часть 1 1) В зависимости от цели использования и конструкции технические средства и тренажѐры подразделяются на (укажите 4 правильных ответа): а) спортивные; в) оздоровительные; д) лечебные; е) профессионально-прикладные. 2) Одними из абсолютных противопоказаний к занятиям на тренажѐрной технике являются (укажите 3 правильных ответа): а) выраженная недостаточность кровообращения; г) ожирение 3-4 степени; е) заболевания крови. 3) Одними из относительных противопоказаний к занятиям на тренажѐрной технике являются (укажите 3 правильных ответа): б) нарушение сердечного ритма (экстрасистолия с частотой не выше 4:40); г) нарушение менструального цикла; д) облитерирующий эндартериит. 55 4) Затрата энергии в килокалориях на суммарный объѐм тренировочной нагрузки называется: б) интегральным показателем оптимального объѐма нагрузки. 5) Объективными и информативными критериями оценки физической нагрузки являются показатели: в) кардиореспираторной системы. 6) Укажите основные составляющие расчета суточных энергозатрат: в) основной обмен, затраты на мышечную деятельность, пищеварение, профессиональную деятельность. 7) Для медицинского работника в возрасте 18-40 лет суточные энергетические затраты должны составлять: б) мужчины 2800-3200 ккал; женщины 2600-2800 ккал. 8) Что не входит в оценку физического состояния по системе КОНТРЕКС-1 (укажите 3 правильных ответа)? в) электрокардиограмма; е) питание; л) сон. Тема 8 «Гигиенические основы физического воспитания. Вспомогательные гигиенические средства повышения и восстановления работоспособности». Часть 2 1) Что не относится к основным гигиеническим средствам, обеспечивающих укрепление здоровья, восстановление и повышение общей и спортивной работоспособности (укажите 2 правильных ответа)? б) психотерапия; г) биологически активные добавки. 2) Одними из вспомогательных гигиенических средств, обеспечивающими быстрейшее восстановление и стимуляцию общей, профессиональной и спортивной работоспособности являются (укажите 2 правильных ответа): б) воздействие ионизированным воздухом; г) бани. 3) Гидропроцедуры, оказывающие тонизирующие воздействие на организм человека (укажите 2 правильных ответа): а) шотландский душ; в) хлоридно-натриевая ванна. 4) Наиболее оптимальными условиями в сауне являются: б) температура воздуха 90-100°С и относительная влажность воздуха 5-10%. 5) Искусственное ультрафиолетовое облучение рекомендуется проводить с учѐтом свето- климатических особенностей местности в течение (укажите 2 правильных ответа): б) весеннего периода; г) осенне-зимнего периода. 6) Искусственное насыщение воздуха отрицательными ионами это: б) аэроионизация. 56 7) Закаливание это: в) повышение сопротивляемости организма к различным внешним воздействиям. 8) На первом этапе дозировка воздушных ванн осуществляется за счѐт: в) увеличения длительности при постоянной температуре. 9) Укажите правильную последовательность водных процедур: б) влажное обтирание, обливание, душ, купание в открытом водоѐме, растирание снегом, моржевание. 10) Под влиянием какого фактора закаливания повышается тонус центральной нервной системы, улучшается защитная функция кожи, активизируется деятельность желез внутренней секреции, улучшается обмен веществ и состав крови, в коже образуется витамин Д, регулирующий обмен веществ? а) солнце. 11) Массаж и самомассаж способствуют: б) увеличению эластичности и прочности сухожилий и связок. 12) Укажите правильную последовательность массажных приѐмов: в) поглаживание, растирание, выжимание, разминание, ударные приѐмы, вибрация. 13) Массажные движения выполняются: а) от периферии к центру. 14) Относительными противопоказаниями к проведению общего массажа являются (укажите 3 правильных ответа): в) кровотечения; д) кожные заболевания; е) расширение и воспаление вен. 15) Одним из абсолютных противопоказаний к применению точечного массажа является: в) онкологическое заболевание. 16) Одним из противопоказаний к занятиям аутогенной тренировкой является: в) острые соматические приступы и вегетативные кризы. Тема 9 «Спортивный массаж и самомассаж» 1) Соединительно-тканный массаж основан на: б) раздражении натяжением рецепторов кожи, подкожных тканей, соединительной ткани. 2) Биологические активные точки обладают специфическими особенностями, отличающими их от других участков кожи: а) пониженным электрокожным сопротивлением, высоким электрическим потенциалом, повышенной температурой, болевой чувствительностью, высоким уровнем обменных процессов. 3) Точечный массаж основан на: 57 г) механическом, гуморальном, рефлекторном и биоэлектрическом воздействии. 4) Массаж показан при (укажите 5 правильных ответов): а) ушибах, вывихах, растяжении связок; в) церебральном атеросклерозе; г) сахарном диабете; ж) дискенезия кишечника; з) воспалительные заболевания ЛОР – органов. 5) Массаж противопоказан при (укажите 4 правильных ответа): б) острых респираторных заболеваниях; г) психических заболеваниях; е) хронической сердечно-лѐгочной, почечной, печѐночной недостаточности; ж) чрезмерном психическом и физическом утомлении. 6) Основными правилами выполнения ручного массажа являются (укажите 2 правильных ответа): а) все массажные приѐмы следует выполнять по ходу лимфатических путей; г) массажные приѐмы не должны вызывать болевых ощущений. 7) Укажите правильный порядок выполнения приѐмов массажа: г) поглаживание, растирание, выжимание, разминание, вибрация, ударные приѐмы. 8) К успокаивающим приѐмам массажа относятся (укажите 4 правильных ответа): б) поглаживание; в) растирание; е) встряхивание; ж) вибрация. 9) К тонизирующим приѐмам массажа относятся (укажите 4 правильных ответа): а) разминание; в) растирание; г) выжимание; д) ударные приѐмы. 10) Укажите правильную последовательность выполнения массажа: б) шея, спина, нижние конечности, грудь, верхние конечности, живот. 11) Одной из задач подготовительного массажа является: а) подготовка нервно-мышечного аппарата. 12) Одной из задач восстановительного массажа является: а) инактивация продуктов метаболизма. Тема 10 «Основы врачебного контроля и самоконтроля в процессе физического воспитания» 1) Врачебный контроль это: а) раздел медицины, являющийся неотъемлемой составной частью системы физического воспитания. 2) Что не является составной частью медицинского обследования студентов? 58 в) определение умственных способностей. 3) Что не является одной из форм врачебного контроля? г) предупреждение конфликтных ситуаций в коллективе. 4) Уровень физического развития оценивается с помощью методов (укажите 2 правильных ответа): а) антропометрических стандартов; в) антропометрических индексов. 5) К субъективным показателям самоконтроля относятся (укажите 2 правильных ответа): а) самочувствие; б) аппетит. 6) К объективным показателям самоконтроля относятся (укажите 3 правильных ответа): а) артериальное давление; в) частота сердечных сокращений; г) спирометрия. Тема 11 «Специфика травматизма и заболеваний у занимающихся физической культурой и спортом» 1) «Здоровье» по определению Устава ВОЗ, это: б) состояние полного физического, психического и социального благополучия. 2) Причинами заболеваний у спортсменов являются (укажите 2 правильных ответа): а) воздействия внешней среды не связанные с занятиями спортом; б) неправильная организация тренировочного процесса. 3) Что не относится к объективным причинам травм у спортсменов? б) недисциплинированность. 4) Какое состояние не является патологическим при большой физической и эмоциональной нагрузке? б) эмоциональный подъем. 5) Что не является типичной экзогенной спортивной травмой опорно-двигательного аппарата? в) радикулит поясничного отдела позвоночника. 6) Основными средствами профилактики травм опорно-двигательного аппарата являются (укажите 3 правильных ответа): б) рационализация тренировочных нагрузок; г) повышение функциональных возможностей слабых отделов опорно- двигательного аппарата; д) активизация восстановительных процессов в упражняемых тканях. Тема 12 «Адаптивная физическая культура и спорт инвалидов» 1) В каком году была создана первая спортивная организация глухих? а) 1924. 59 2) К группам инвалидов в зависимости от характера нарушения функции не относятся: г) с патологией дыхательных путей. 3) В каком году была создана Международная спортивная организация для инвалидов (ИСОД)? б) 1963. 4) К видам реабилитации инвалидов не относятся: б) педагогическая; в) медицинская. 5) В каком году была создана Международная федерация – организация спорта для людей с нарушением интеллекта «Спешил Олимпикс»? б) 1968. 6) Укажите что не является основным направлением адаптивного спорта: г) специальное Европейское движение. 7) В каком году была создана Международная спортивная и оздоровительная ассоциация людей с церебральным параличом? в) 1976. 8) Активизация, поддержание и восстановление физических сил, профилактика утомления, интересное проведение досуга с инвалидами – это основные задачи: а) адаптивной двигательной рекреации. 9) Лечение верховой ездой, это: Райдтерапия или иппотерапия. 10) Перечислите 3 заболевания, при которых показано лечение верховой ездой: а) нарушение двигательной сферы в результате параличей, полимиелита и т.д; г) умственная отсталость; д) различные нарушения социальной адаптации. 11) В каком году была создана Международная спортивная ассоциация слепых? б)1981. 12) В Паралимпийских играх спортсмены не состязаются в группе: б) лица с заболеваниями кардио-респираторной системы. 2.2. «Ключи» для тестов методико-практических занятий Тема 1 «Аэрозоль-терапия, фитотерапия, искусственное ультрафиолетовое облучение» 1) Аэрозоль-терапия – это: б) лечебный метод, основанный на введении внутрь организма ингаляционным путем лекарственных веществ в виде мельчайших жидких частиц. 60 2) При лечении заболеваний бронхов и легких методом аэрозоль-терапия следует применять: в) высоко и средне дисперсные аэрозоли. 3) При заболеваниях носа, глотки и трахеи нужно применять: а) низко дисперсные аэрозоли. 4) Одним из противопоказаний для использования аэрозоль терапии является: б) эмфизема легких. 5) Фитотерапия – это: а) эффективный гигиенический метод использования биологически активных веществ, растений для профилактики и лечения простудных заболеваний. 6) Методами введения лекарственных веществ в организм при фитотерапии являются (укажите 2 правильных ответа): в) перинатально; г) наружно. 7) Под действием ультрафиолетовых лучей: а) повышается способность лейкоцитов крови противостоять болезнетворным вирусам и микробам, стимулируется образование витамина Д. Тема 2 «Дыхательная гимнастика по К. Бутейко» 1) В основе дыхательной гимнастики К. Бутейко лежит принцип: а) трехтактного поверхностного дыхания с максимальной паузой дыхания на выдохе. 2) Результатом применения методики, разработанной К. Бутейко, является: а) накопление в крови, в клетках органов тканей углекислого газа. 3) Одним из противопоказаний к использованию дыхательной гимнастики по К. Бутейко является: б) умственная отсталость. 4) Контрольная пауза определяется: а) первым дискомфортным состоянием при задержке дыхания на выдохе. 5) Максимальная пауза определяется: б) первым императивным вдохом при задержке дыхания на выдохе. 6) Волевая пауза определяется: в) разницей между максимальной и контрольной паузами. Тема 3 «Различные виды массажа» 1) Массаж – это: б) совокупность специальных приемов, посредством которых оказывают дозированное механическое и рефлекторное воздействие на ткани и органы человека. 61 2) Одним из основных требований к помещению при выполнении массажа является: а) освещение по возможности естественное. 3) Одним из основных требований к инвентарю при выполнении массажа является: а) массажный стол должен иметь размеры: длина 200 см, высота 60-80 см, ширина 50-60 см. 4) Укажите последовательность выполнения массажных приѐмов: в) поглаживание, растирание, разминание, выжимание. 5) Укажите 4 вида массажа: а) гигиенический; б) косметический; в) лечебный; е) спортивный. 6) По характеру воздействия массаж подразделяется на (укажите 4 правильных ответа): а) аппаратный; в) самомассаж; е) бесконтактный; ж) точечный. 7) Одним из основных показаний для проведения самомассажа является: а) хронические заболевания и травмы суставов. 8) Точечный массаж – это: а) своеобразный метод рефлекторного воздействия пальцами рук на строго определенные участки тела. 9) Одним из противопоказаний к применению точечного массажа является: а) болезни крови, кроветворных органов. 10) Точечный массаж следует проводить вечером при: в) пояснично-крестцовом радикулите. 11) Точечный массаж следует проводить утром при: а) бронхиальной астме. Тема 4 «Состояние опорно-двигательного аппарата» 1) Осанка это: б) привычное положение тела непринужденно стоящего человека. 2) Нормально сформированный позвоночник имеет 4 физиологических кривизны, какие? в) шейный и поясничный лордозы; грудной и крестцово-копчиковый кифозы. 3) С помощью какого метода проводится оценка физического развития? в) метод индексов. 4) Основой антропометрических стандартов является: в) рост. 62 5) Метод индексов – это: а) соотношение двух или нескольких признаков. 6) Вследствие неправильной осанки возникает (укажите 2 правильных ответа): а) недостаточность подвижности грудной клетки и диафрагмы; в) снижение рессорной функции позвоночника. 7) При кругловогнутой спине следует выбирать специальные упражнения, направленные на: а) уменьшение угла наклона таза. 8) При сутуловатости следует выбирать специальные упражнения, направленные на: б) увеличение угла наклона таза. 9) При выполнении упражнений на формирование правильной осанки, следует использовать: д) чередование статистических, динамических упражнений с элементами дыхательной гимнастики, а также упражнения на расслабление, координацию и равновесие. Тема 5 «Методики голодания по П. Бреггу, Г. Шелтону»
1) Какой этап отсутствует в классическом голодании: в) предварительный. 2) Характерной чертой третьего этапа является: а) ацидотический кризис.
3) В основе методики голодания П. Брегга лежит: с) очистительное действие. 4) По методике П. Брегга голодание следует начинать с: б) принятия дистиллированной воды. 5) По методике П. Брегга первой пищей после недельного голодания должен стать: б) припущенный помидор. 6) В основе методики голодания Г. Шелтона лежит: а) лечебное действие. 7) Конституция человека, в соответствии с которой выбирается разновидность голодания (укажите 2 правильных ответа): б) «Слизь»; в) «Ветер». 9) Пропущенное слово - «Ветер»: «Лицам с конституцией «Ветер» не следует голодать более 3 дней подряд и больше 24 часов в 2 недели, особенно избегать голодания в зимний период». 63 Тема 6 Дыхательная гимнастика «Боди-флекс» 1) На каком принципе основана гимнастика «боди-флекс»? а) на аэробном принципе, призванном оптимизировать кислородный обмен в организме. 2) Целью гимнастики «боди-флекс» является: в) придание здорового тонуса, упругости, эластичности и хорошей формы мышцам. 3) При выполнении гимнастики «боди-флекс» следует: а) вдыхать через нос, а выдыхать через рот. 4) Укажите лучшее время для занятия гимнастикой «боди-флекс»: б) утром натощак. Тема 7 «Оздоровительные двигательные системы по А. Микулину, Н. Амосову, К. Куперу» 1) К. Купер создал систему, согласно которой существует три основные потребности человека: а) аэробная физическая нагрузка; в) рациональное питание; е) эмоциональная гармония. 2) Укажите «золотое правило», позволяющее регулировать вес тела и контролировать количество потребляемой пищи: б) завтрак 25%, обед 50%, ужин 25%. 3) Уровень здоровья по методике К. Купера определяется: а) количеством набранных очков за неделю. 4) Оздоровительная система А. Микулина основана на: б) виброгимнастике. 5) Оздоровительная система Н.М. Амосова основана на: г) суставной гимнастике. 6) Укажите правильное название системы Н.М. Амосова: б) «1000 движений». 7) Интенсивность упражнений для суставов определяется их состоянием, укажите правильный ответ: в) суставы вне подозрения – достаточно выполнять 20 движений, при первых болях – 50-100 движений, при явных поражениях суставов – 200-300 движений. Тема 8 «Парадоксальная гимнастика А. Стрельниковой» 1) В основе дыхательной гимнастики А. Стрельниковой лежит: в) дыхание, при котором вдохи очень короткие и ограничены, а выдохи самопроизвольны. 64 2) Абсолютными противопоказаниями к использованию дыхательной гимнастики по А.Стрельниковой являются (укажите 3 правильных ответа): а) инфаркт миокарда; в) инсульт; е) открытая форма туберкулеза. 3) Темпо-ритм при выполнении гимнастики по А. Стрельниковой должен осуществляться: в) на 8, 16, 32 счета. 4) Дыхательную гимнастику по А.Стрельниковой следует выполнять следующим образом: а) сильный короткий вдох и слабый выдох. 5) Гимнастика А. Стрельниковой способствует (укажите 2 правильных ответа): б) ускоренному развитию мышц, помогающих дыханию; г) укреплению голосовых связок. Тема 9 «Точечный массаж по Н. Уманской» 1) Вставьте в предложение пропущенные слова: «При выполнении точечного массажа происходит раздражение рецепторов кожи, мышц, импульсы от которых поступают корковым анализаторам, в подкорковые структуры, а также в спинной мозг, вызывая активацию одномоментно всех важнейших нейроэндокринных образований и связанных с ними органов, тем самым, осуществляя как бы двойную регуляцию деятельности всех органов и систем». 2) Точечный массаж проводится: в) вращательными движениями. 3) Точечный массаж проводится в следующей последовательности: в) области: грудины, вилочковой железы, синокаротидных гломусов, кисти рук. 4) Укажите точку акупунктуры, которую следует массировать при работе, связанной с напряжением глаз: в) края бровей внутренних углов глаз? 5) Укажите точку акупунктуры, которую следует массировать при работе, связанной с на- пряжением слухового и вестибулярного аппарата: г) у козелка уха. 6) Укажите 5 точек акупунктуры, которые следует массировать при профилактике ОРВИ и гриппа: а) на кончике носа; б) у верхнего конца боковой борозды крыла носа; г) на 2-3 мм в сторону носа от внутреннего угла глаза; д) у начала бровей внутреннего угла глаза; ж) на середине скуловой кости. 65 Тема 10 «Функциональная музыка – помощник в учѐбе, труде, спорте, в лечебной и реабилитационной деятельности» 1) Укажите метод, основанный на древневосточной философии, согласно которому каждый орган имеет свою вибрацию: а) психосоматическая музыка. 2) Какой метод не относится к музыкотерапии по E. Galinska: в) психотерапевтический. 3) В результате продолжительной и интенсивной тренировочной работы в центрах двига- тельного аппарата и нервных клетках: а) процессы истощения начинают преобладать над процессами восстановления. 4) Для достижения позитивного результата при использовании функциональной музыки важно учитывать (укажите 2 правильных ответа): б) что функциональная музыка наиболее эффективна при выполнении простых или твѐрдо заученных упражнений; д) что суммарное время музыкальной стимуляции не должно превышать 30 – 40 % продолжительности занятий. 5) Встречающая музыка: а) поднимает настроение. 6) Музыка врабатывания (укажите 2 правильных ответа): а) подводит организм к высоким физическим нагрузкам; в) способствует возбуждению двигательной активности. 7) Лидирующая музыка способствует: а) замедлению процессов развития утомления и повышению работоспособности спортсмена. 8) Основной задачей провожающей музыки является: б) переключение внимания к последующим действиям и ускорение процессов восстановления. 9) Музыкотерапия это: а) психотерапевтический метод, являющийся в своей основе бессловесным внуше- нием определенного настроения, поднимающего больного над своими переживаниями, помогающего преодолеть болезненные расстройства. Тема 11 «Оценка функционального состояния» 1) Оценка функционирования вегетативной нервной системы осуществляется с использованием: б) индекса Кердо. 2) Если процессы торможения преобладают над процессами возбуждения, то наблюдается: а) преобладание тонуса парасимпатической иннервации. 66 3) Если процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, то наблюдается: б) преобладание тонуса симпатической иннервации. 4) Укажите правильную формулу определения жизненного индекса (ЖИ): в) ЖИ = ЖЕЛ / масса тела. 5) Проба Ромберга является показателем деятельности: в) вестибулярного аппарата. 6) Точность мышечных усилий определяется с помощью: б) кистевого динамометра. 7) Состояние нервно-мышечного аппарата оценивается по результатам: а) теппинг-теста. 8) Для комплексной оценки уровня физического и функционального состояния, используется метод: а) тест Пироговой. 9) Точным и ранним индикатором возникновения донозологических состояний в организме человека является метод определения: б) темпов биологического старения организма. 10) Пульсовое артериальное давление определяется: б) разницей между систолическим и диастолическим артериальным давлением. 11) Для оценки психоэмоционального состояния используется тест: б) Ахмеджанова. Тема 12 «Контроль и самоконтроль на занятиях по физическому воспитанию» 1) К субъективным показателям самоконтроля относятся (укажите 4 правильных ответа): а) самочувствие; в) сон; е) аппетит; ж) положительные и отрицательные эмоции. 2) К объективным показателям самоконтроля относятся (укажите 5 правильных ответов): б) сила мышц; г) масса тела; д) жизненная ѐмкость лѐгких; ж) спортивные результаты; и) частота сердечных сокращений. 3) Наиболее удобной формой самоконтроля является: б) дневник самоконтроля. 4) Массу тела следует измерять: г) в зависимости от цели измерения. 67 Тема 13 «Аутогенная тренировка»
1) Аутогенная тренировка – это система: в) сознательно применяемых человеком психологических приемов.
2) Методы психологической саморегуляции (укажите 2 правильных ответа): а) мышечная релаксация по Э. Джекобсону; г) аутогенная тренировка И.Г. Шульца. 3) Укажите цель низшей аутогенной тренировки: а) овладеть определенными упражнениями для управления работой внутренних органов, добиться положительного психического настроя и мышечного расслабления. 4) Сколько стандартных упражнений включает аутогенная тренировка? в) 6.
5) Какие заболевания не являются противопоказаниями к применению аутогенной тренировки (укажите 3 правильных ответа)? а) повышенное артериальное давление; г) бронхиальная астма; д) нарушение периферического кровообращения. Тема 14 «Методика проведения и составления комплекса утренней гигиенической гимнастики» 1) Задачами комплекса УГГ (укажите 2 правильных ответа): а) вывести организм на более высокий уровень жизнедеятельности; г) полноценно включить организм в предстоящую работу. 2) Упражнения, которые не следует включать в комплекс УГГ (укажите 2 правильных ответа): б) со значительным отягощением; г) длительного статического характера.
3) Укажите 2 вида упражнений, которые не входят в структуру комплекса УГГ: г) прыжки в длину с разбега; е) ускорение на короткие дистанции. 4) Знания по составлению комплекса УГГ помогают составить (укажите 2 правильных ответа): б) комплекс производственной гимнастики; в) комплекс лечебной физкультуры. Тема 15 «Оценка физического состояния» 1) Оценка физического состояния человека, это: а) оценка морфологических и физических показателей.
2) Методы оценки физического развития человека (укажите 3 правильных ответа): в) индексов; 68 д) антропометрических стандартов; е) корреляций. 3) Укажите, чем не определяется характеристика телосложения человека: г) формой рук. 4) Укажите верное определение индекса Кетле: г) отношение массы тела к росту. 5) Укажите верное определение жизненного показателя: б) отношение ЖЕЛ к массе тела. Тема 16 «Ловкость. Методы развития и контроля» 1) Ловкость – это способность человека: г) быстро овладеть новыми движениями с высокой координационной сложностью. 2) Физиологические и психофизические основы ловкости (укажите 3 правильных ответа): б) запас двигательных навыков; г) быстрота и точность двигательных реакций; е) полноценное восприятие собственных движений и окружающей обстановки. 3) Виды ловкости (укажите 3 правильных ответа): а) телесная; в) сочетание телесной и предметной; д) предметная.
4) Что учитывается при оценке ловкости (укажите 3 правильных ответа): б) координационная сложность двигательной задачи; г) точность выполнения движения; д) время выполнения движения. 5) Методами измерения координационных способностей являются (укажите 3 правильных ответа): а) хронометрия; б) вестибулометрия; д) электромиография. Тема 17 «Выносливость. Методы развития и контроля» 1) Выносливость – это способность: г) организма противостоять утомлению.
2) Виды выносливости (укажите 2 правильных ответа): б) общая; г) специальная.
3) Методы определения выносливости (укажите 2 правильных ответа): а) прямые; д) косвенные. 69 4) Укажите 2 метода развития выносливости: а) непрерывный; г) интервальный. 5) Разновидности специальной выносливости (укажите 4 правильных ответа): а) скоростная; б) силовая; г) статическая; е) скоростно-силовая. Тема 18 «Быстрота. Методы развития и контроля» 1) Быстрота – это способность человека выполнять: в) движения в минимальный промежуток времени.
2) Разновидности проявление быстроты (укажите 3 правильных ответа): а) скорость реакции; в) характеристика темпа движений; д) предельная быстрота отдельных движений. 3) Укажите не подходящее средство развития быстроты в затрудненных условиях: в) бег с закрытыми глазами. 4) Укажите не подходящее средство развития быстроты в облегченных условиях: г) бег против ветра. 5) Факторы, влияющие на быстроту (укажите 3 правильных ответа): б) врожденные способности; в) тренированность; е) биохимические механизмы. Тема 19 «Водолечение по С. Кнейппу» 1) Закаливание – это повышение: в) сопротивляемости организма к различным внешним воздействиям. 2) Средства закаливания по С. Кнейпу (укажите 3 правильных ответа): б) хождение по мокрой траве; д) хождение по выпавшему снегу; е) хождение по воде.
3) На каких свойствах воды основано водолечение по С. Кнейпу (укажите 3 правильных ответа): б) растворять; г) удалять; д) укреплять. 4) Варианты не подходящие для водолечения по С. Кнейпу (укажите 2 правильных ответа): в) купание в проруби; з) баня. 70 5) Противопоказания системы С. Кнейпа (укажите 3 правильных ответа): а) зимнее начало закаливания; г) применение холодной воды перед сном; е) озноб. Тема 20 «Гибкость. Методы развития и контроля» 1) Гибкость – это способность человека выполнять: г) движения с большой амплитудой. 2) Виды гибкости (укажите 4 правильных ответа): б) динамическая; г) активная; д) пассивная; ж) статическая. 3) В чѐм значимость гибкости для спортсмена (укажите 2 правильных ответа)? а) способствует более экономичному выполнению упражнений; в) способствует уменьшению травматизма. 4) Какие упражнения применяются для развития и сохранения гибкости (укажите 3 правильных ответа)? б) маховые; в) простые; е) пружинистые. 5) Какие из перечисленных факторов влияют на проявление степени гибкости человека (укажите 4 правильных ответа)? а) температура окружающей среды; в) ритм движений; д) спортивная специализация; е) предварительная разминка. Тема 21 «Определение физической работоспособности» 1) Укажите, чему пропорциональна физическая работоспособность? б) количеству механической работы, которую человек способен выполнять длительно, с достаточно высокой интенсивностью. 2) Методы определения физической работоспособности (укажите 2 правильных ответа): б) непрямые; д) прямые. 3) Тесты определения физической работоспособности (укажите 2 правильных ответа): б) степ-тест 170; д) велоэргометрический. 4) Укажите, какой показатель не учитывается при оценке физической работоспособности: б) ЧСС при выполнении работы за 1 минуту.
5) Укажите верную формулу В.Л. Карпмана: а) PWC 170=N1+(N2-N1)x170-ЧП1/ЧП2-ЧП1 (кгм/мин). 71 Тема 22 «Сила. Методы развития и контроля» 1) Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление: д) за счет мышечных усилий. 2) Виды силы (укажите 2 правильных ответа): а) динамическая; г) статическая.
3) Разновидности динамической силы (укажите 4 правильных ответа): б) взрывная; г) скоростная; д) быстрая; ж) медленная. 4) Укажите 2 неправильных метода развития силы: б) запредельных усилий; е) минимальных усилий.
5) Относительная сила – это величина силы: г) приходящаяся на 1 килограмм веса спортсмена. Тема 23 «Стретчинг. Применение его элементов на занятиях по физическому воспитанию» 1) Стретчинг – это упражнения: б) направленные на совершенствование гибкости и развитие подвижности в суставах. 2) Типы упражнений стретчинга (укажите 2 правильных ответа): г) изометрические; д) статические. 3) Укажите какой компонент не входит в структуру контроля физической нагрузки при выполнении комплекса стретчинга: г) характер умственной нагрузки.
4) Укажите, на какую систему организма человека не влияет стретчинг: г) выделительная.
5) Укажите главное значение стретчинга: в) удлинить мышечные волокна путем растягивания