4. Назовите основной критерий выбора лыж по жесткости: а) стиль передвижения; б) назначение лыж (для соревнований или для прогулок); +В) вес спортсмена.
5. Назовите особенности жесткости лыж для конькового и классического стилей: +а) лыжи для коньковых ходов должны быть несколько жестче классических; б) лыжи для классических ходов должны быть несколько жестче коньковых; в) различий нет. 6. Укажите части, на которые условно делят лыжу: а) боковая, передняя, задняя; б) скользящая, верхняя, площадка для крепления; +В) носочная часть, колодка (грузовая площадк+а), пяточная часть, желобок, весовой прогиб. 7. Объясните, что такое колодка (грузовая площадка) лыжи? а) носочная, более широкая, часть лыжи; +б) средняя, заметно утолщенная часть лыжи; в) пяточная, более тонкая, часть лыжи. 8. Каково назначение желобка на скользящей поверхности лыжи: а) сохранять лыжную мазь; б) увеличивать прочность лыжи; +В) обеспечивать прямолинейное движение. 9. Объясните основное назначение «правильной» колодки (ее достаточной длины) для классических ходов: а) обеспечение сцепления лыжи при отталкивании и при скольжении; +б) определение зоны смазки лыж держащей мазью, обеспечение сцепления лыж при отталкивании и их бесконтактности в районе колодки при скольжении на двух лыжах; в) обеспечение бесконтактного в районе колодки скольжения при отталкивании ногой. 10. Приведите пример простейшего способа подбора лыж по жесткости с учетом веса: +а) сложить лыжи скользящими поверхностями, обхватить кистью руки центральную часть колодки и сжать лыжи: при оптимальной жесткости они почти полностью соприкасаются под колодкой; б) сложить лыжи скользящими поверхностями, обхватить кистью руки центральную часть колодки, и если при сильном сжатии под колодкой остается зазор более 3 мм, то жесткость лыж соответствует весу; в) оптимальные по жесткости лыжи при легком сжатии кистью руки под колодкой соприкасаются. 11. Выделите приемлемую длину лыжных палок для классического стиля: +а) длина палок на 30 см меньше роста лыжника; б) длина палок равна росту лыжника; в) длина палок немного больше роста спортсмена. 12. Назовите рекомендуемую длину лыжных палок для конькового стиля: а) длина палок равна росту спортсмена; б) длина палок несколько превышает рост спортсмена; +В) длина палок на 20 см меньше роста лыжника. 13. Укажите правильный вариант держания лыжной палки: а) кисть продевается в ремешок сверху и опирается на рукоятку; +б) кисть продевается в ремешок снизу и опирается на него; в) правильны оба предыдущих варианта. 14. Какие лыжные крепления преимущественно используют лыжники-гонщики? а) мягкие; б) полужесткие; +в) жесткие - реже рантовые и чаще носковые. 15. Назовите место первого шурупа при постановке креплений на классические лыжи: +а) на месте пересечения поперечной оси центра тяжести лыжи с ее продольной серединой; б) в 20 см от пятки лыжи; в) в 20 см от носка лыжи. 16. Каковы существенные особенности постановки креплений на коньковые лыжи? а) первый шуруп располагают на середине лыжи; +б) первый шуруп располагают на 2-3 см впереди места пересечения поперечной оси центра тяжести лыжи с ее продольной серединой; в) первый шуруп располагают там же, где и на классических лыжах. 17. Объясните основное назначение парафинов и лыжных мазей: а) защищать лыжи от механических повреждений; +б) улучшать скольжение и обеспечивать хорошее сцепление лыж со снегом; в) обеспечивать длительное сохранение мази на скользящей поверхности. 18. Назовите цвет мази, предназначенной для температуры ниже минус 15 градусов: а) желтый; б) красный; +В) зеленый. 19. Назовите цвет мази, предназначенной для температуры минус 3-7 градусов: а) серебряный; +б) синий/голубой; в) зеленый. 20. Назовите цвет мази для плюсовой температуры: +а) красный, желтый, серебряный; б) синий/голубой; в) зеленый. 21. Назовите снежный покров, на котором отмечается лучшее скольжение: +а) на фирне - крупнозернистом снеге; б) на свежевыпавшем снеге; в) на падающем снеге. 22. На каком снежном покрове применяют грунтовые мази? +а) на жестком смерзшемся снеге; б) на свежевыпавшем снеге; в) на падающем снеге. 23. От чего зависит толщина слоя лыжной мази? а) от рельефа трассы; +б) от длины дистанции; в) от температуры воздуха. 24. Назовите трассы, на которых незначительная «отдача» компенсируется лучшим скольжением: а) сильнопересеченные; +б) равнинные и слабопересеченные; в) трассы с разнообразным рельефом. 25. Какой способ снятия мази предпочтительнее для соревновательных лыж? а) термический с использованием газовой горелки; б) химический с использованием растворителей; +в) нанесение горячего парафина или мази, которые тут же снимают скребком и очищают качественной смывкой. 26. Каковы существенные особенности смазки классических лыж? +а) носочную и пяточную части скользящей поверхности лыжи смазывают мазью для скольжения или парафинят, а колодку смазывают мазью для сцепления; б) всю скользящую поверхность лыжи смазывают мазью, обеспечивающей хорошее сцепление; в) всю скользящую поверхность лыжи смазывают мазью, обеспечивающей хорошее скольжение. 27. Каковы существенные особенности смазки коньковых лыж? а) носочную и пяточную части скользящей поверхности лыжи смазываются мазью для скольжения или парафинят, колодку смазывают мазью для сцепления. б) всю скользящую поверхность лыжи смазывают мазью, обеспечивающей хорошее сцепление;
18. Составьте перечень способов передвижения на лыжах, которыеотносят к группе простых упражнений: +а) стойки спусков, подъемы «лесенкой», «ёлочкой», «полуёлочкой», повороты на месте; б) коньковые и классические лыжные ходы; в) способы поворотов в движении и торможений. 19. К какой группе упражнений (по сложности) относится попеременный двухшажный классический ход? +а) сложные; б) простые; в) доступные.
20. Раскройте принцип систематичности в обучении: а) регулярность занятий только в зимний период; +б) стабильная регулярность и соблюдение основных методических правил от легкого к трудному, от простого к сложному, от известного к неизвестному; в) чередование регулярных занятий и длительных перерывов. 21. Объясните, какой должна быть демонстрация (показ) изучаемого упражнения? а) демонстрируют два варианта упражнения: с характерными ошибками в технике изучаемого упражнения и без технических ошибок; +б) необходим образцовый показ без технических ошибок в обычном, затем замедленном и, наконец, в быстром(соревновательном) темпе; в) демонстрируют с акцентом на характерных ошибках. 22. Дайте общую характеристику практического метода опробования упражнения: а) опробование упражнения применяют с целью выявления характерных ошибок; +б) опробование упражнения дает возможность занимающимся как можно точнее воспроизвести (скопировать) изучаемое упражнение, зафиксировать мышечные ощущения, сконцентрировать внимание на основных элементах упражнения и ритме его выполнения, позволяет преподавателю оценить уровень подготовленности занимающихся к освоению изучаемого упражнения и выявить главные технические ошибки; в) опробование используют только при овладении подводящими и имитационными упражнениями, выполняя их в слабом и сильном темпе. 23. Выделите этап обучения, на котором целесообразно использовать учебную площадку: а) первый - образование навыка; +б) второй - закрепление навыка; в) третий - совершенствование навыка. 24. Укажите минимальное расстояние между занимающимися при подготовке учебной площадки для овладения классическими ходами: а) 1 - 3 м; +б) 6 - 7 м; в) 12-15 м. 25. Укажите минимальное расстояние между занимающимися при подготовке учебной площадки для овладения коньковыми ходами: а) 1 - 3 м; б) 6 - 7 м; +В) 9 - 10 м. 26. Каким способам передвижения обучают на учебной площадке? +а) классическим и коньковым лыжным ходам; б) повороту «плугом» и способам торможения; в) стойкам спусков и преодолению неровностей. 27. Выделите способы передвижения, которыми овладевают на учебном склоне: а) коньковыми и классическими лыжными ходами; +б) стойками спусков, способами подъемов, поворотов, торможений, преодоления неровностей; в) переходами с одного лыжного хода на другой. 28. Выберите наиболее предпочтительную крутизну учебного склона: а) крутой; +б) не больше средней крутизны; в) больше средней крутизны. 29. Назовите основные требования к подготовке учебного склона для обеспечения безопасности: +а) укатать снежное полотно, проложить маршруты спуска и подъема, подготовить внизу склона площадку для выката; б) температура воздуха при занятиях на учебном склоне должна составлять - 3-5° С; в) основой безопасности является одежда занимающихся, которая должна быть теплой, мягкой, прочной. 30. На каком этапе обучения используют учебную лыжню? а) на первом - образование навыка; +б) на втором - закрепление навыка; в) на третьем - совершенствование навыка. 31. Какой рельеф предпочительнее для учебной лыжни? а) равнинный; б) с пологим подъемом, переходящим в затяжной спуск; 34. Из каких студентов формируют специальное учебное отделение? +а) отнесенных по результатам медицинского обследования к специальной медицинской группе; б) желающих совершенствоваться в избранном виде спорта; в) физически подготовленных. 35. Из каких студентов формируется отделение спортивного совершенствования? а) зачисляют всех желающих; +б) здоровых, имеющих спортивный разряд и желающих совершенствоваться в избранном виде спорта; в) физически подготовленных студентов, имеющих материальные возможности для оплаты дополнительных тренировок. 36. Раскройте основную направленность занятий по лыжной подготовке для студентов основного отделения: а) подготовка и участие в различных по масштабу соревнованиях по лыжам; б) профилактика простудных заболеваний и укрепление организма. В) укрепление здоровья, повышение работоспособности, совершенствование способов передвижения на лыжах, подготовка к выполнению нормативных требований по технической, физической и теоретической лыжной подготовке. 37. Раскройте основную направленность занятий по лыжной подготовке в группах специального отделения: +а) повышение уровня здоровья, профилактика заболеваний и укрепление организма; б) подготовка к участию и участие в студенческих соревнованиях по лыжным гонкам; в) подготовка к выполнению нормативных требований по теоретической подготовке лыжника. 38. Какова направленность занятий в группах спортивного совершенствования, сформированных из студентов-лыжников? а) профилактика заболеваний и укрепление здоровья; +б) укрепление здоровья, повышение спортивного мастерства, участие в соревнованиях постепенно возрастающего масштаба, овладение основами организации и проведения спортивно-оздоровительных мероприятий; в) подготовка к выполнению нормативных требований по технической, физической и теоретической подготовке лыжника. 39. Охарактеризуйте продолжительность и функциональную напряженность одного занятия на лыжах оздоровительной направленности: а) не менее 2 ч с ЧСС = 140-160 уд/мин; б) 15-20 мин с ЧСС = 100-110 уд/мин; +в) 45-60 мин с ЧСС = 120-140 уд/мин. 40. Какое минимальное количество занятий в неделю необходимо для достижения оздоровительного эффекта? а) ежедневно; +б) три; в) одно. 41. Оцените по системе Купера физическую подготовленность женщины, нагрузка которой в передвижении на лыжах составила за неделю 50 очков: +а) отлично; б) хорошо; в) удовлетворительно; г) плохо. 42. Оцените по системе Купера оздоровительный эффект лыжных занятий мужчины, набравшего за неделю 50 очков: +а) хорошо; б) удовлетворительно; в) плохо; г) очень плохо. 43. Какое общественное объединение в России организует и координирует деятельность лыжников-любителей разного возраста? а) Союз ветеранов спорта России; б) Федерация лыжных гонок России; +В) Российский любительский лыжный союз. 44. В каком году был зарегистрирован Российский любительский лыжный союз? +а) 1992 г.; б) 2002 г.; в) 1980 г. 45. Назовите возраст лыжников для начала участия в соревнованиях среди ветеранов: а) с 50 лег, б) с 40 лет; +В) с 30 лет. 46. С какого года проводят КММ среди лыжников-ветеранов? +а) с 1981 г.; б) с 1969 г.; в) с 1990 г.; г) с 2000 г. 47. Какой возрастной интервал групп участников является официально принятым в соревнованиях лыжников-ветеранов? а) 3 года; +б) 5 лет; в) 7 лет; г) 10 лет. 48. Назовите максимальное количество возрастных групп в соревнованиях лыжников-ветеранов: а) 4; б) 8; +в) 11; г) 16.
49. Когда национальная команда лыжников-ветеранов нашей страны впервые приняла участие в КММ? а) 1970 г.; б) 1980 г.; +в) 1990 г.; г) 2000 г. 50. Чем обусловлена популярность лыж среди инвалидов послуху, зрению, по заболеваниям опорно-двигательного аппарата и умственному развитию? а) возможностью участвовать в Паралимпийских играх; +б) доступностью овладения движениями на лыжах и ярко выраженным оздоровительным и реабилитационным эффектом; в) продолжительностью зимнего снежного периода набольшей части территории России.
51. Что является высшим международным спортивным форумом для лыжников-инвалидов по зрению? а) чемпионаты континентов; б) Кубок мира; +В) Паралимпийские игры. 52. Когда были проведены первые Паралимпийские игры? +а) в 1976 г.; б) в 1980 г.; в) в 1988 г.; г) в 1992 г. 53. Сколько классов (видов) соревнований выделяют в программе Паралимпийских игр среди лыжников-ампутантов? +а) соревнования проводят по 11 классам, 9 из них - для стоячих лыжников и 2 - для сидячих спортсменов; б) соревнования проводят по 7 классам, 3 из них - для стоячих лыжников и 4 - для сидячих спортсменов; в) соревнования проводят по 5 классам, 3 из них - для стоячих лыжников и 2 - для сидячих спортсменов. 54. Когда и где наши лыжники-ампутанты впервые приняли участие в Паралимпийских играх? а) в 1988 г. в Инсбруке (Австрия), на IV играх; +б) в 1992 г. в Альбервиле (Франция), на V играх; в) в 1994 г. в Лиллехаммере (Норвегия), на VI играх.