241. Моторная лодка проходит расстояние между двумя пунктами по течению реки за 3 часа, а плот – за 12 часов. Сколько времени моторная лодка затратит на обратный путь? 242. Автобус первые 4 км пути прошел за 12 мин, а следующие 12 км – за 18 мин. Определите среднюю скорость автобуса на всем пути. 243. Двигаясь по шоссе, велосипедист проехал 900 м со скоростью 15 м/с, а затем по плохой дороге 400 м со скоростью 10 м/с. С какой средней скоростью он проехал весь путь? 244. Турист за 25 мин прошел 1,2 км, затем полчаса отдыхал, а затем пробежал еще 800 м за 5 мин. Какова была его средняя скорость на всем пути? Какова была бы скорость, если бы он не отдыхал? 245. Из одного пункта в другой мотоциклист двигался со скоростью 60 км/ч, обратный путь был им проделан со скоростью 10 м/с. Определите среднюю скорость мотоциклиста за все время движения. 246. Мотоциклист полпути ехал со скоростью 80 км/ч, а остаток пути – со скоростью 60 км/ч. Какой была средняя скорость мотоциклиста на всем пути? 247. Поезд двигался на подъеме со средней скоростью 60 км\ч, а на спуске его средняя скорость составила 100 км/ч. Определить среднюю скорость на всем пути если учесть, что спуск в два раза длиннее подъема. 248. Велосипедист проехал первую половину пути со скоростью 12 км/ч, а вторую половину пути с какойто другой скоростью. Как велика эта скорость, если известно, что средняя скорость его движения на всем пути равна 8 км/ч? 249. Первую половину пути автобус шел со скоростью, в 8 раз большей, чем вторую. Средняя скорость автобуса на всем пути равна 16 км/ч. Определите скорость автобуса на второй половине пути. 250. Путешественник 2 часа ехал на велосипеде, а потом велосипед сломался, и путешественник 6 часов шел пешком. Какой была его средняя скорость, если он ехал втрое быстрее, чем шел, а шел он со скоростью 4 км/ч? 251. Пешеход две трети времени своего движения шел со скоростью 3 км/ч. Оставшееся время – со скоростью 6 км/ч. Определите среднюю скорость пешехода. 252. Автомобиль проехал первую половину пути со скоростью 60 км\ч, оставшуюся часть пути он половину времени шел со скоростью 15 км/ч, а последний участок со скоростью 45 км\ч. Найти среднюю скорость автомобиля на всем пути. 253. Велосипедист половину времени всего движения ехал со скоростью 20 км\ч, половину оставшегося пути со скоростью 15 км/ч, а последний участок – шел со скоростью 6 км/ч. Какова средняя скорость на всем пути? Экспериментальные задачи 254. Подсчитайте скорость своего подъема по лестнице. 255. Определите среднюю скорость движения автобуса между остановками и переведите ее в м/с. 256. Определите скорость, с которой перемещается конец минутной стрелки ваших часов. 4.2 Равномерное прямолинейное движение. Теоретическая часть Движение, при котором тело за равные промежутки времени проходит равные перемещения, называется равномерным прямолинейным. Отношение перемещения ко времени движения есть постоянная величина, называемая скоростью. Равномерное прямолинейное движение – это движение с постоянной скоростью. Качественные задачи 257. Какие тела движутся прямолинейно: поезд вдоль станции, лифт, искусственный спутник Земли? 258. Какие тела движутся криволинейно: конец минутной стрелки часов, выпущенный из рук камень, Земля по своей орбите? 259. На одной из линий метрополитена поезд каждый свой рейс в одну сторону совершает за 30 мин. Можно ли считать его движение равномерным? Каков главный признак равномерного движения? Расчетные задачи 260. В течение 30 с поезд двигался равномерно со скоростью 72 км/ч. Какой путь прошел поезд за это время? 261. Лифт поднимается равномерно со скоростью 3 м/с. За сколько времени поднимается лифт на высоту 90 м? 262. Листья, поднятые ветром, за 5 мин, двигаясь равномерно, переместились на расстояние 7500 м. Какова скорость урагана? 263. Вагон, двигаясь равномерно под уклон с сортировочной горки, проходит 120 м за 10 с. Скатившись с горки, он проходит до полной остановки еще 360 м за 1,5 мин. Определите среднюю скорость вагона за все время движения. 4.3 Графическое представление движения. На рисунке изображен график координаты тела от времени. Определите: Цену деления осей Время движения по оси ох и против оси х Время остановки Пройденный путь Среднюю скорость движения Скорость до остановки Скорость после остановки Величину перемещения 264. Из населенного пункта по одной прямой дороге вышел путник и спустя 1,5 часа выехал всадник. Скорость путника 5 км/ч, скорость всадника 30 км/ч. Постройте на одном чертеже графики зависимости пути от времени для путника и всадника и, пользуясь ими, найдите, через какое время после начала своего движения всадник догонит путника. 265. Из города вышел турист, а через 3 часа вслед за ним по той же прямой дороге выехал велосипедист. Велосипедист едет со скоростью 30 км/ч, турист идет со скоростью 6 км\ч. Постройте на одном чертеже графики зависимости пути от времени для туриста и велосипедиста и, пользуясь ими, найдите через какое время после выезда велосипедиста расстояние между велосипедистом и туристом будет равно 10 км. 4.4 График скорости. 266. На рисунке представлены графики проекций скоростей двух автомобилей, движущихся по одной прямой. Что можно сказать о направлении движения автомобилей? Меняются ли их скорости со временем? Какой из автомобилей движется быстрее?Как направлены их скорости по отношению друг к другу? С какой скоростью движется первый автомобиль? Второй автомобиль? Постройте графики координаты и пути от времени. 4.5 Ускорение. Теоретическая часть Ускорение – это физическая величина, характеризующая изменение скорости в единицу времени, т. е. быстроту изменения скорости. ∆υ a = ——— ∆t Ускорение измеряется в м/с2. Если скорость увеличивается, то ускорение направлено в ту же сторону, что и скорость, а если уменьшается, то ускорение направлено против скорости. В первом случае движение ускоренное, во втором – замедленное. Качественные задачи 267. Взяли нить длиной 1,75 см и привязали к ней металлические шарики на расстояниях от начала нити, подобранных в соответствии с законом 1:4:9:16. После этого нить отпустили. При свободном падении шарики стали ударяться друг о друга через равные промежутки времени. Почему понадобилось привязывать шарики на неодинаковых расстояниях друг от друга? 268. При ударе кузнечного молота по заготовке его скорость за 0,05 с уменьшилась на 10 м/с. С каким ускорением происходило торможение молота во время удара? 269. За время спуска с горы, который занял 7 с, мотоциклист, двигавшийся с ускорением 0,7 м/с2, приобрел скорость 17 м/с. Какой была скорость мотоциклиста в начале спуска? 270. По графику скорости найдите ускорение и среднюю скорость за первые двадцать секунд его движения.
Расчетные задачи 271. Скорость скатывающегося с горы лыжника за 3 с увеличилась от 0,2 м/с до 2 м/с. Определить ускорение лыжника в проекции на направление скорости. 272. Скатывающийся с горы лыжник в течение 6 с двигался по равнине. При этом его скорость уменьшилась от 3 м/с до 0. Определите ускорение лыжника. 273. Какую скорость приобретет автомобиль при разгоне с ускорением 0,4 м/с2 в течение 10 с, если начальная скорость движения была равна 10 м/с? 274. Поезд движется со скоростью 20 м/с. Чему будет равна скорость поезда после торможения, происходящего с ускорением 0,25 м/с2, в течение 20 с? 275. Поезд, начиная движение, в течение 10 с развил скорость 15 м/с, двигаясь равноускоренно. В течение следующих 5 с поезд двигался равномерно. Определите ускорение поезда в первые 10 с. 276. Автомобиль в течение первых 5 с двигался равномерно со скоростью 20 м/с. В течение следующих 10 с он тормозил до полной остановки. Определите ускорение за 10 с. 277. Два поезда двигаются навстречу друг другу: один ускоренно на север, другой замедленно на юг. Как направлены ускорения? 278. Лыжник, двигаясь с горы, прошел за 15 с 85 м. С каким ускорением двигался лыжник, если начальная скорость его была равна нулю? 279. Какой путь проходит свободно падающее тело за четвертую секунду? 280. Как изменяется скорость движения тела, если ее график представляет собой прямую линию: • Параллельную оси времени • Составляющую с осью острый угол • Составляющую с осью тупой угол 281. Нарисуйте график зависимости скорости тела от времени, если оно из состояния покоя движется сначала равноускоренно, потом равномерно, потом равнозамедленно. Придумайте реальную ситуацию для этого случая. 282. Определите ускорение по графику скорости. 283. На рисунке показано, как меняется с течением времени проекция скорости тела. Пользуясь графиком, определите ускорение тела. 284. Тело в момент начала наблюдения двигалось со скоростью 12 м/с. Затем в течение 6 с оно двигалось с ускорением 2 м/с2. Постройте графики скорости и ускорения от времени. 285. На рисунке представлены девять графиков скорости от времени. • Каким было движение в случаях 1 и 9? • Чем отличались движения 4.5 и 6? • Чем отличались движения в случаях 7,8 и 9? • В чем сходство и различие движений тела в случаях 3 и 7? Экспериментальные задачи 286. Определите экспериментально ускорение, с которым шарик скатывается по наклонному желобу. Как изменяется ускорение шарика при увеличении угла наклона желоба? 287. Шарик упал со стола. Сколько времени длилось падение шарика? Какой была скорость шарика в момент, когда он коснулся пола? Какова высота стола? Тесты 1. Тело движется равномерно и прямолинейно относительно дороги. Как изменится график скорости этого тела для наблюдателя, движущегося по этой же дороге с постоянной, но меньшей по модулю скоростью в том же направлении? А) график пересечет ось скорости в другой точке Б) график, оставаясь параллельным оси времени, сместится вниз В) не изменится, так как система отсчета, связанная с наблюдателем, также будет инерциальной. 1. По графику пути равномерного движения определите скорость движения тела через 4 с после начала движения. А. 2,5 м/с. Б. 5 м/с. В. 20 м/с. Г. 40 м/с. Д. 80 м/с. 2. По графику скорости равномерного движения определите путь, пройденный телом за 2 с после начала движения. А. 24 м. Б. 30 м. В. 20 м. Г. 10 м. Д. 5м. 3. По графику пути равномерного движения определите скорость движения тела через 4 с после начала движения. А. 60 м/с. Б. 20 м/с. В. 6 м/с. Г. 0 м/с. Д. 30 м/с. 4. По графику скорости равномерного движения (смотри рисунок) определите путь, пройденный телом за 3 с после начала движения. А. 27 м. Б. 36 м. В. 45 м. Г. 9 м. Д. 3 м. 5. По графику координаты определите путь, пройденный телом за 8 с после начала движения. А. 10 м. Б. 60 м. В. 30 м. Г. 50 м. Д. 40 м. 6. По графику скорости равномерного движения определите скорость движения тела через 4 с после начала движения. А. 5 м/с. Б. 5 м/с. В. 10 м/с. Г. 0 м/с. 7. По графику равномерного движения определите путь, пройденный телом за 4 с после начала движения. А. 0 м. Б. 2 м. В. 10 м. Г. 8 м. Д. 6 м. 8.. По графику скорости равномерного движения определите скорость движения тела через 3 с после начала движения. А. 3 м/с. Б. 3 м/с. В. 0 м/с. Г. 6 м/с. Д. 18 м/с. 5.По описанию графика скорости движения тела найдите равноускоренное движение: А) Прямая линия, параллельная оси времени; Б) Наклонная прямая линия, выходящая из начала координат; В) Прямая линия, пересекающая оси координат и не проходящая через начало координат 6. Рассчитайте приобретенную телом скорость, если известно, что оно двигалось в течение 20 с равноускоренно с ускорением 0,3 м/с2: А) 15 м/с ; Б) 6 м/с; В) 60 м/с. 7. Как по графику скорости движущегося тела определить, что оно двигалось равнозамедленно и в какой момент времени остановилось? А) Найти значение времени, когда скорость тела стала равной нулю Б) График скорости – прямая линия, пересекающая обе координатные оси В) Нужно убедиться, что верно Б) и выполнить А). 8. Постройте график скорости, если ускорение тела равно 3 м/с2 и движение начинается из состояния покоя. Ответьте на вопросы: Вы строили график для случая, когда скорость возрастает? убывает? Какова траектория движения, график которого вы начертили? Как изменится вид графика, если начало отсчета времени не совпадает с началом движения? 5. Взаимодействия и силы 5.1 Виды взаимодействий Теоретическая часть Взаимодействие – это процесс воздействия различных объектов друг на друга. Фундаментальных взаимодействий существует четыре типа: • Гравитационное • Слабое • Электромагнитное • Сильное (ядерное) Слабое и сильное действуют на расстояниях порядка размеров ядра атома, а гравитационное и электромагнитное – на больших расстояниях. Качественные задачи 288. Какие виды взаимодействий существуют в природе? Приведите примеры. 289. Заполните таблицу, выбрав из предложенных примеров различные виды взаимодействий: Земля обращается вокруг Солнца, металлические тела притягиваются к магниту, Луна обращается вокруг Земли, электроны отталкиваются друг от друга, нуклоны притягиваются друг к другу, магнитная стрелка поворачивается вблизи проводника, по которому пропущен ток, электрон притягивается к позитрону. Гравитационное Электромагнитное Слабое Сильное 5.2 Сила. Второй закон Ньютона. Теоретическая часть Сила есть причина изменения движения тела или его формы. Различают силу тяжести, силу упругости, силу тяги, силу трения, силу сопротивления, силу электрического взаимодействия. Силу на чертеже изображают направленным отрезком. Длина отрезка зависит от величины силы, а стрелка на конце указывает ее направление. Качественные задачи 290. Сила – это мера взаимодействия материальных тел. Справедливо ли утверждение о том, что законы Ньютона верны для любых видов сил, действующих на тело? 291. Вы забиваете гвоздь в стенку. Какие тела взаимодействуют при этом? 292. Могут ли два физических тела взаимодействовать, если они не соприкасаются непосредственно друг с другом? 293. Приведите названия тел, в результате взаимодействия с которыми мяч может прийти в движение( или изменить направление своего движения)? 294. На столе лежит брусок из дерева. С какими телами он взаимодействует? Почему брусок находится в покое? 295. На нити подвешен стальной шарик. С какими телами он взаимодействует? Почему шарик находится в покое? 296. Назовите тела, с которыми взаимодействует кирпич, лежащий на поверхности горизонтального стола. Изобразите силы, действующие на кирпич. Обозначьте эти силы соответствующими буквами. Сравните эти силы по величине. 297. На тонкой шелковой нити подвешен маленький шарик из стали. С какими телами взаимодействует шарик? Изобразите силы, действующие на него. Обозначьте силы соответствующими буквами. Сравните силы между собой. 298. В широком сосуде с водой плавает деревянный брусок. С какими телами он взаимодействует? Почему брусок находится в покое? 299. На наклонной плоскости лежит поролоновая губка. С какими телами она взаимодействует? Почему находится в покое? 300. На резинке, закрепленной одним концом в лапке штатива, подвешен стальной шарик. Под шариком лежит магнит. С какими телами взаимодействует шарик? Почему он находится в покое? 301. Взаимодействием каких тел обуславливается движение облаков; стрелы, выпущенной из лука; снаряда внутри ствола пушки; вращение крыльев ветряного двигателя? 302. На горизонтальном участке пути маневровый тепловоз толкнул вагон. Изобразите все силы, действующие на вагон в момент толчка и при свободном движении. 303. Шар катится по горизонтальной поверхности стола. Изобразите силы, действующие на шар. 304. Мяч после удара футболиста летит вертикаль вверх. Изобразите силы, действующие на мяч: а)в момент удара; б)во время полета мяча вверх; в)во время полета мяча вниз; г)при ударе о землю. 305. На рисунке указаны тела, которые движутся в воздухе, воде или другой «вязкой» среде. Направление скорости указано. Укажите направление силы сопротивления. Расчетные задачи 306. Выразите силы в Ньютонах: 12 кН, 10 мН, 15 мкН. 307. Трактор при движении развил силу тяги 7000 Н, а электровоз 28000 Н. Изобразите эти силы в выбранном вами масштабе. 308. Сила 2,5 Н изображается на чертеже стрелкой длиной 5 см. Как велика сила, изображенная в том же масштабе стрелкой длиной 3 см? 309. Изобразите в масштабе 100 Н в см параллельно направленные силы 1 кН, 600 Н, 50Н. Экспериментальные задачи 310. Придумайте и проделайте опыты, при помощи которых можно показать, что действие сил может проявляться в деформации или изменении движения тел: для упругой силы, для силы тяжести и магнитной силы. 5.3 Действие и противодействие. Третий закон Ньютона. Теоретическая часть Взаимодействующие тела равноправны. Сила, с которой первое тело действует на второе, а второе – на первое – равны по величине, противоположны по направлению, одной природы, направлены по одной прямой и приложены к разным телам. Всякому действию есть равное и противоположно направленное противодействие. Качественные задачи 311. Почему пожарному трудно удерживать брандспойт, из которого бьет вода? 312. Рыба может двигаться вперед, отбрасывая жабрами струи воды. Объясните явление. 313. Некоторые морские животные, например, каракатицы, перемещаются в воде, выбрасывая из себя струи жидкости. Объясните явление. 314. Почему при выстреле приклад винтовки надо плотно прижимать к плечу? 315. Что произойдет с подвешенной на шнурах пружиной, если спичкой пережечь нить, связывающую ее? 316. Какое значение у водоплавающих птиц имеют перепончатые лапки? 317. Сидевшая на ветке птица вспорхнула и улетела. В какую сторону и почему отклонилась ветка? 318. Пружина, концы которой стянуты нитью, помещена между тележками. Когда нить пережгли, правая тележка приобрела большую скорость. Чем это объяснить? 319. В какую сторону вращается колесо, если белка в нем бежит в направлении часовой стрелки? 320. Из лодки, покоящейся на середине пруда, человек бросает весло в сторону кормы. Весло падает в воду. В какую сторону поплывет лодка? Будет ли ее скорость изменяться со временем? Как будет двигаться весло? 321. На одинаковом расстоянии от берега находятся лодки с грузом и без груза. С какой лодки легче спрыгнуть на берег? 322. Могут ли два неподвижных вначале тела в результате взаимодействия друг с другом приобрести одинаковые по модулю скорости? Почему? 323. Каким образом космонавт, не связанный с кораблем, может вернуться на корабль, не прибегая к помощи троса или других космонавтов? 324. Соревнуясь в перетягивании друг друга, два мальчика тянут веревку в разные стороны, прикладывая к ней силы по 500 Н каждый. Разорвется ли веревка, если она выдерживает силу натяжения 800 Н? Экспериментальные задачи 325. Расположите на столе близко друг к другу два алюминиевых бруска. Свяжите ножки пинцета и поместите его между брусками. Пережгите нить. Почему бруски приходят в движение? Одинаковы ли их скорости? Массы? 326. Повторите опыт, взяв бруски одинакового объема, но разных масс. Одинаковы ли их скорости? 5.4 Сложение сил. Теоретическая часть Так как сила имеет не только величину, но и направление, для сложения сил существуют правила. Сила, которая произвела бы такое же действие, что и все силы, действующие на тело, называется равнодействующей. Равнодействующая сил, направленных по одной прямой в одну сторону, направлена в ту же сторону и равна сумме этих сил. Равнодействующая сил, направленных в противоположные стороны, равна разности этих сил и направлена в сторону большей силы. Качественные задачи 327. Можно ли считать, что в тех случаях, когда на тело действует несколько тел, их общее действие характеризуется равнодействующей силой? 328. Мальчик держит на нити шар, наполненный водородом. Изобразите все силы, действующие на шар. 329. Изобразите все силы, действующие на подводную лодку, покоящуюся в толще воды. 330. Пружина растянулась под действием двух гирь массой по 1 кг каждая. Гирей какой массы можно заменить действие силы тяжести в этом случае? 331. Подъемный кран равномерно поднимает контейнер, на который со стороны Земли действует сила 5 кН. Изобразите на чертеже силы, действующие на него в принятом вами масштабе. Расчетные задачи 332. Тяжелый железнодорожный состав везут два электровоза: один – впереди, другой – сзади. Определите сопротивление движению состава при равномерном движении, если первый развивает силу тяги 18 кН, а второй 10 кН. 333. Бетонный блок массой 500 кг подъемный кран поднимает вертикально вверх таким образом, что трос действует на блок силой 5,9 кН. С каким ускорением движется блок? 334. На тело в горизонтальном направлении действуют две силы – 5 Н и 7 Н. Изобразите эти силы. Сколько вариантов рисунка Вы можете сделать? 335. Может ли равнодействующая двух сил 4 Н и 5 Н, действующих на тело по одной прямой, быть равной 2, 3, 8, 10 Н? 336. Изобразите графически две силы величиной 5 Н и 2 Н, приложенные к одной точке тела и действующие под углом 90 0 друг к другу. 337. Камень брошен вертикально вверх. Величина силы тяжести равна: FТ = 10 Н, величина силы сопротивления воздуха: FС = 2 Н. Найти величину и направление равнодействующей. 338. Каменгь брошен вертикально вниз. Величина силы тяжести равна: FТ = 10 Н, величина силы сопротивления воздуха: FС = 2 Н. Найти величину и направление равнодействующей. 339. На прочной невесомой нити подвешен стальной шар. Снизу к нему поднесли сильный магнит. Изменится ли при этом: а) масса шара; б) сила тяжести, действующая на него; в) объем шара; г) сила натяжения нити? 340. Чему равна равнодействующая сил, изображенных на рисунке? 341. На рисунке изображен металлический брусок массой 2,7 кг, погружающийся на дно водоема. На брусок действуют силы тяжести, сила сопротивления и подъемная сила. С каким ускорением движется брусок, если Fп=10 Н, а Fс=3,5 Н? 342. Изобразите графические силы, приложенные к телу ( см. рис.): в точке А горизонтально слева направо силу 4 Н, в точке В вертикально вверх силу 5 Н и в точке С вертикально вниз силу 6 Н. Масштаб: 1 см – 2 Н. 343. На рисунке в одном и том же масштабе изобразите силы, приложенные к одному телу, лежащему на горизонтальной поверхности: силу F1, равную 5 Н и направленную горизонтально, и силу F2 , направленную под углом 45 0 к горизонту и равную 10 Н. Сколько разных вариантов рисунка можно сделать при такой формулировке задачи? 344. К телу по прямой приложены три силы: 2, 3 и 4 Н. Обозначив точкой положение тела, изобразите в тетради направление сил для случаев, когда равнодействующая соответственно равна 1, 3, и 5 Н. Масштаб 0,5 см – 1 Н. 345. На рисунке изображены тело и силы, действующие на него. Чему равна равнодействующая всех сил, действующих на него? Экспериментальные задачи 346. Возьмите динамометр в руку, подвесьте к его крючку груз и запишите показания. Надавите на крючок динамометра пальцем и снова запишите показания. С какой силой вы подействовали? 347. Потяните крючок динамометра с подвешенным к нему грузом вверх, запишите показания прибора и ответьте, с какой силой вы подействовали. 5.5 Закон инерции первый закон Ньютона. Теоретическая часть Если на тело не действуют силы или равнодействующая сил равна нулю, то относительно инерциальной системы отсчета тело либо покоится, либо движется равномерно и прямолинейно. Инерциальной называется система отсчета. Которая сама покоится или движется равномерно и прямолинейно. Чаще всего за такую систему отсчета принимают Землю. Качественные задачи 348. На столе лежит книга. С какими телами она взаимодействует? Почему она находится в покое? 349. Как движется космическая станция относительно звезд и Солнца после выключения двигателей? 350. Если быстро скачущая лошадь спотыкается, всадник может вылететь из седла и перелететь через Глову лошади. Объясните, почему так происходит. 351. В чем причина разрушений при землетрясении? 352. Почему при выключении сверлильного станка патрон продолжает вращаться? 353. Почему при резком встряхивании капли дождя слетают с одежды? 354. Почему трактор, ведя на буксире автомашину, не должен резко изменять скорость движения? 355. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом? 356. Почему запрещается буксировать автомобиль с неисправными тормозами на гибком тросе? 357. Почему при поворотах машинист снижает скорость движения? 358. Почему при резком увеличении скорости автобуса пассажиры отклоняются назад, а при внезапной остановке – вперед? 359. В какую сторону отклоняются пассажиры относительно автобуса при повороте влево? Вправо? 360. Заяц, спасаясь от погони, делает резкие прыжки в сторону. Почему собаке трудно поймать зайца, хотя она бегает быстрее?
361. Почему при сплаве леса большое количество бревен выбрасывается на берег на поворотах реки? 362. Ледяные заторы во время ледохода возникают чаще всего именно на поворотах рек. Почему? 363. В какую сторону падает поскользнувшийся человек? Споткнувшийся человек? 364. Почему наковальня должна быть значительно массивнее молота? 365. Мяч, спокойно лежавший на столе вагона, покатился вперед по направлению движения поезда. Какое изменение произошло в движении поезда? 366. На полу вагона движущегося поезда лежит мяч. В какую сторону относительно вагона покатится мяч, если поезд резко ускорит ход? Каким будет при этом движение мяча относительно телеграфных столбов: по ходу движения или против? 367. Какую роль играют ремни безопасности? 368. Почему запрещается резко поднимать груз подъемным краном? 369. В чем основная причина разрушений при землетрясении? 370. Почему линейка, подвешенная на бумажных кольцах, при резком ударе по ней, переламывается, а кольца остаются целыми? 371. Почему пуля, вылетевшая из ружья, не может отварить дверь, но пробивает в ней отверстие, тогда как давлением пальца дверь отворить можно, но проделаьть отверстие невозможно? 372. С летящего самолета сбрасывают груз. Изобразите направление скорости груза в тот момент, когда он теряет связь с самолетом. 373. Аэростат опускается равномерно. Как будет направлена скорость груза, выпавшего из гондолы? 374. Аэростат плавно поднимается вверх. Укажите направление скорости предмета, выпавшего из его гондолы. 375. Почему грязь, слетевшая с обода колеса, летит по прямой? 376. Почему легче перепрыгнуть ров с разбега? 377. Зачем велосипедист, приближаясь к подъему дороги, увеличивает скорость? 378. С летящего самолета сбрасывают груз. Упадет ли он над местом сброса? 379. Как располагается свободная поверхность жидкости в цистернах, когда электровоз, приводящий их в движение, набирает скорость; замедляет ход? 380. Упадет ли под местом бросания мяч, выроненный из руки в вагоне равномерно движущегося поезда? 381. Когда трогается длинный железнодорожный состав, локомотив дает сначала задний ход, чтобы сцепки между вагонами не были натянутыми. Зачем это делается? 382. Почему, когда ковер выбивают палкой, пыль не «вбивается» в ковер, а вылетает? Экспериментальные задачи 383. Положите брусок на лист бумаги и резко потяните за край листа. В каком состоянии относительно стола находился лист бумаги? В каком состоянии относительно бумаги находился стол? В каком состоянии относительно стола находился брусок? 384. Придумайте и проделайте опыты, при помощи которых можно показать проявление инерции у покоящихся и движущихся тел. 385. Придумайте опыты, при помощи которых можно показать зависимость инертности тел от массы. 386. Свойством инерции обладают не только твердые, но также жидкие и газообразные тела. Придумайте и проделайте опыты, при помощи которых можно показать проявление инерции жидких тел. 5.6 Закон всемирного тяготения. Теоретическая часть Силу, с которой Земля притягивает тела, называют силой тяжести. Ее можно рассчитать по формуле: F=mg, где g – ускорение свободного падения – постоянная для данной местности величина g≈10 м/с2. В общем случае закон всемирного тяготения гласит, что для тел, размерами которых в условиях задачи можно пренебречь или для тел шарообразной формы: m1 m2 F=G ——— (r+h)2 где m1 , m2 – массы взаимодействующих тел, (r+h) – расстояние между их центрами. Качественные задачи 387. Приведите примеры явлений, наблюдаемых на Земле, которые объясняются действием силы тяготения. 388. Каждый из двух стеклянных шаров, что лежат на столе, не касаясь друг друга, взаимодействуют со столом. Взаимодействуют ли они друг с другом? 389. Действует ли сила тяжести на водоросли, которые растут на дне водоема? 390. Действует ли на дерево, растущее во дворе, сила тяжести? 391. Действует ли сила тяжести на деревянный шар, плавающий на поверхности воды? 392. Стальной шар перенесли с поверхности стола в стакан с водой. Изменилась ли при этом сила тяжести шара? 393. Пусть между двумя деревянными шарами, лежащими на столе, действует сила тяготения, равная F. Изменится ли эта сила, если между шарами поместить массивный экран? 394. Одинаковая ли сила тяжести действует на одинаковые шары, один из которых помещен в сосуд с водой? 395. На орбите космического корабля космонавт находится в состоянии невесомости. Действует ли при этом сила тяжести на корабль? На космонавта? 396. Почему жидкость можно переливать из сосуда в сосуд? 397. Между двумя телами существует сила всемирного тяготения. Как изменится эта сила, если расстояние между телами увеличить вдвое? Что произойдет, если расстояние оставить прежним, но массу одного тела увеличить в 3 раза? 398. Если поднимать тело над поверхностью Земли,что будет происходить с силой тяжести, действующей на тело? 399. Что нужно сделать, чтобы увеличить силу притяжения между телами? 400. Изобразите схематично Землю и Луну. Как действуют между ними силы тяготения? Что можно сказать об их величине? 401. Укажите на рисунке все силы, действующие между тремя небесными телами: Землей, Луной и Солнцем. 402. Изобразите силы, действующие на искусственный спутник Земли: а)движущийся по круговой орбите вокруг Земли; б)во время старта с космодрома. 403. Гирю перенесли с поверхности Земли на Луну. Изменилась ли масса гири? Сила тяготения? 404. Стальной и пробковый шары имеют одинаковые размеры. Сравните силы тяжести, действующие на них. 405. Экваториальный радиус Земли больше полярного. Одинаковой ли будет сила тяжести, действующая на гирю массой 1 кг вблизи поверхности Земли на полюсе и на экваторе? Где больше? 406. Согласны ли вы с автором письма? А. П. Чехов «Письмо ученому соседу». «Люди, живя на Луне, падали бы вниз на Землю, а этого не бывает. Могут ли люди жить на Луне, если она существует только ночью, а днем она исчезает?». 407. Г. Уэллс. Первые люди на Луне. Можно ли утверждать, что изменилась сила тяжести, действующая на героя произведения? Герои произведения взлетают с поверхности земли к Луне. «Последний, легкий толчок, послышалось щелканье, я почувствовал огромное напряжение, мне показалось, что ноги у меня словно налиты свинцом». 408. Какой угол составляют направления сил тяготения, действующие между самолетом и Землей на Северном полюсе и самолетом и Землей над СанктПетербургом? (Широта СанктПетербурга 600). 409. И. А. Бунин. Отлив. Согласны ли вы, что причиной приливов и отливов является сила притяжения к Луне? В кипящей пене валуны, Во тьме кокосовых лесов Волна, блистая, заходила Горят стволы, дробятся тени – Ее уж тянет, тянет Сила Луна глядит – и, в блеске, в пене, Всходящей за морем Луны. Спешит волна на тайный зов. Расчетные задачи 410. Найдите силу тяжести, действующую на следующие тела: а) на человека массой 50 кг; б) щенка массой 5 кг; в) муху массой 0,1 г; г) самолет массой 98 т вблизи поверхности Земли. 411. 412. Найдите массу тела, если на него вблизи поверхности земли действует сила тяжести: а) 500 Н; б)80 Н; в) 2,5 Н; г) 0,8 Н. 413. Определите, во сколько раз сила тяжести, действующая на спортивный диск массой 2 кг, больше силы тяжести, действующей на футбольный мяч массой 0,4 кг. 414. Определите, какая сила тяжести больше: действующая на брусок из алюминия или из парафина, если их размеры одинаковы? 415. Найдите силу тяжести, действующую на железную отливку объемом 20 дм3. 416. Какого объема алюминиевый брусок надо взять, чтобы действующая на него сила тяжести вблизи поверхности Земли была равна 270 Н? 417. Парашютист, масса которого 70 кг, равномерно опускается. Чему равна сила сопротивления воздуха, действующая на парашютиста? 418. В бидон массой 1 кг налили 5 л керосина. Какую силу нужно приложить, чтобы приподнять бидон? Экспериментальные задачи 419. Подвесьте груз на нити. В каком направлении натягивается нить? 420. Пронаблюдайте за падением тел разной массы, но одинакового объема; разной формы. Сделайте вывод. 421. Придумать опыт, доказывающий, что свободно падающий шарик движется по вертикали. 422. Определите, горизонтальное ли положение занимает плоский лист фанеры, стекла, железа и т.д. 5.7 Закон Кулона. Теоретическая часть Если размеры заряженных взаимодействующих тел много меньше расстояний до них, такие тела называют точечными зарядами. Сила электрического взаимодействия точечных зарядов имеет вид: q1 q2 F = κ ——— r2 Качественные задачи 423. На текстильных фабриках нередко нити прилипают к гребням чесальных машин, путаются и рвутся. Для борьбы с этим явлением в цехах искусственно создается повышенная влажность. Объясните, зачем это делают. Расчетные задачи 424. В результате трения с поверхности стеклянной палочки было удалено 6,4*1010 электронов. Определить электрический заряд на палочке. На сколько уменьшилась масса палочки? Масса электрона 9,1*1031 кг. 425. Электрические заряды двух туч равны соответственно 20 и 30 Кл. Среднее расстояние между тучами 30 км. С какой силой взаимодействуют тучи? 426. Два положительных заряда q и 2q находятся на расстоянии 1 см. Заряды взаимодействуют с силой 7,2*104 Н. Как велик каждый заряд? 427. Два точечных заряда взаимодействуют в вакууме с силой 0,1 Н. Расстояние между зарядами равно 6 м. Найти величину этих зарядов. 428. Два тела, имеющие равные отрицательные заряды, отталкиваются в воздухе с силой 0,9 Н. Определить число избыточных электронов в каждом теле, если расстояние между зарядами 8 см. Экспериментальные задачи 429. К тонкой струе воды поднесите расческу, которой только что расчесывали чистые волосы. Объясните наблюдаемое явление. 5.8 Закон Гука. Теоретическая часть Изменение формы или размеров тела под действием внешней силы называется деформацией. Деформации бывают пластические и упругие. Величина упругой деформации пропорциональна приложенной силе. Коэффициент упругой деформации называется жесткостью и обозначается k. Fупр =kx Качественные задачи 430. Спортсмен встал на батут. Взаимодействием каких тел вызвано изменение его формы? 431. Если груз, висящий на пружине, оборвется, то под действием какой силы пружина вернется в свое первоначальное положение? 432. Груз висит на двух тросах. Изобразите все силы, действующие на груз. 433. Почему пружины деформированы поразному? 434. При колебательном движении шарик на пружине оказывается то выше, то ниже положения равновесия. Взаимодействием каких тел вызвано это движение? 435. На прочной невесомой нити подвешен шар. Снизу к нему поднесли такой же шар. Изменится ли при этом: а) масса верхнего шара; б) сила тяжести, действующая на него; в) объем шара; г) сила натяжения нити? 436. Брусок перемещают по шероховатому столу при помощи пружины. Изобразите все силы, действующие на брусок. 437. С помощью стального троса буксир тянет баржу. Изобразите на чертеже все силы, которые действуют на баржу. 438. Два тела, связанные нитью, соскальзывают с наклонной плоскости. Укажите все силы, приложенные к каждому телу. Расчетные задачи 439. Масса кабины лифта с пассажирами 1600 кг. Пользуясь графиком зависимости скорости от времени, найдите силу натяжения троса в начале, в середине и в конце подъема. 440. Резиновый жгутик при нагрузке 100 Н удлинился на 4 мм. Определите удлинение жгутика при нагрузке 300 Н. 441. Под действием силы 320 Н пружина амортизатора сжалась на 9 мм. На сколько миллиметров сожмется пружина при нагрузке 1,6 кН? Экспериментальные задачи 442. Положите лист картона так, чтобы он опирался на две книги. На середину листа положите мешочек с песком. Почему изменилась форма листа? Почему изменилась форма мешочка? Какие силы возникли между ними? К какому телу приложена сила упругости картона, а к какому – сила упругости мешочка? 443. Исследуйте, как зависит удлинение резинки от величины растягивающей силы. Результаты изобразите графически, сделайте выводы. 5.9 Динамометр. Теоретическая часть Прибор для измерения сил называют динамометром. Основная часть прибора – пружина, на которую действует сила, равная измеряемой. Она равна силе упругости пружины, которая пропорциональна растяжению. По величине растяжения можно судить о действующей силе. Расчетные задачи 444. Что покажет динамометр, если на него подвесить груз: а)массой 2 кг; б) из свинца объемом 200 см3? 445. Пружина динамометра под действием силы 4 Н удлинилась на 5 мм. Определите величину груза, под действием которого эта пружина удлиняется на 16 мм. Экспериментальные задачи 446. Рассмотрите динамометр. Из каких основных частей он состоит? Определите его цену деления. Каков верхний предел шкалы динамометра? Какую силу измеряет динамометр? Какое условие необходимо, чтобы динамометром можно было измерить неизвестную силу? 447. Измерьте силу, необходимую для равномерного перемещения по столу бруска с грузами. 448. Измерьте силу тяжести, действующую на бруски разной массы. 449. Определите коэффициент, связывающий силу тяжести и массу тела. 450. Сконструируйте и изготовьте динамометр, в котором вместо спиральной пружины использовалась какаято упругая пластинка. 451. Необходимо проградуировать динамометр в пределах от 0 до 4 Н, причем цена деления должна составлять 0,2 Н. В распоряжении имеется только одна гирька весом 1 Н. Как бы вы поступили? 5.10 Вес. Теоретическая часть Силу. с которой тело вследствие притяжения Земли действует на горизонтальную опору или растягивает вертикальный подвес, называют весом тела. По третьему закону Ньютона сила веса равна и противоположно направлена силе реакции опоры, действующей на тело. Вес равен силе тяжести только в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения. При движении по вертикали в каждом случае необходимо делать расчеты. Вес может быть больше или меньше силы тяжести, а также равен нулю. Качественные задачи 452. Один брусок лежит на другом. Изобразите все силы, действующие на каждый брусок. 453. Свинцовый шар висит на прочной нити и действует на нее с силой в 30 Н. Как называется эта сила? К чему она приложена? Больше или меньше она силы тяжести? 454. Есть ли вес у дерева, растущего во дворе? 455. Тело массой 15 кг поместили на Луну. Изменится ли масса тела? Его сила тяжести? Изменится ли вес по сравнению с весом на Земле? 456. Рассмотрите рисунок и укажите, к чему приложен и как направлен вес изображенных на нем тел. 457. Доска лежит горизонтально на двух опорах, расположенных под ее концами. На середине доски стоит гиря. Какие силы действуют: а) на эту гирю; б) на доску; в) на каждую из опор? 458. Космонавт А. Леонов впервые в истории вышел из космического корабля в открытый космос. Имел ли он вес? 459. В начале подъема в лифте высотного здания человек ощущает, что его прижимает к полу лифта. Меняются ли при этом: а)масса человека; б)сила тяжести, действующая на человека; в)вес человека? 460. Два тела, связанные нитью, поднимают вверх равномерно. Третье тело лежит на горизонтальной поверхности. (см. рис.) Укажите все силы, действующие на эти тела. 461. На пружину подвесили груз весом 5 Н. Какова величина силы упругости, возникшей в пружине? 462. Пассажир лифта поставил на пол чемодан весом 30 Н. Когда лифт начал опускаться, сила реакции опоры, действующая на чемодан, уменьшилась до 25Н. Верно ли утверждение о том, что вес тела остался неизменным? 463. В ракете находится прибор массой 15 кг. Во время старта ракеты сила реакции опоры, действующая на прибор, увеличилась до 300Н. Верно ли, что вес при этом увеличился в 2 раза? Расчетные задачи 464. Вычислите вес спортивного ядра и мотороллера, если их массы 7,26 кг и 145 кг. 465. Автомобиль имеет массу 1,5 т и стоит на горизонтальной поверхности дороги. Каков вес этого автомобиля? К чему он приложен? Как изменится вес, если дорога станет наклонной? 466. 467. Мопед весит 490 Н. Какова его масса? 468. Мальчик массой 50 кг надел рюкзак весом 50 Н. С какой силой он давит на пол? 469. С какой силой растянута пружина, к которой подвесили брусок из латуни размером 10 х 8 х 5 см? 470. 471. Определите вес алюминиевого цилиндра объемом 200 см3, подвешенного на нити. К чему приложен этот вес? 472. Масса бензина во время поездки уменьшилась на 20 кг. На сколько уменьшился общий вес автомобиля? 473. Сколько весит бензин объемом 25 л? 474. Брусок давит на поверхность стола с силой в 50 Н. Как называется эта сила? Сравните ее с силой тяжести бруска. Какова его масса? 475. Штангист массой 140 кг поднимает над головой штангу весом 1,9 кН и 3 с удерживает ее над головой. Какова сила его давления на помост? 476. Масса школьника 60 кг. Каков вес школьника в кабине лифта, движущегося вниз с ускорением 1,5 м/с2? 477. Какой силой давит кресло на космонавта, масса которого 85 кг, во время подъема космического корабля, происходящего с ускорением 3g? 478. Известно, что на Луне на тело массой 1 кг действует сила тяжести, равная 1,62 Н. Определите, чему равен на поверхности Луны вес человека, масса которого 75 кг. 479. Пружина длиной 13 см при нагрузке 2 Н удлинилась на 8 мм. Определите длину пружины при нагрузке 12 Н.Мальчик измерял величину деформации пружины при подвешивании к ней грузов разного веса. Он получил результаты, приведенные в таблице. По этим данным постройте график зависимости величины деформации от силы упругости. Можно ли по этому графику определить, какая деформация будет, если к пружине подвесить груз весом 6 Н? В каком случае? Вес груза, Н 1 2 3 4 5 Величина деформации, см 0,5 1 1,5 2 2,5 480. Пружина динамометра под действием силы 4 Н удлинилась на 50 мм. Определите вес груза, под действием которого пружина удлиняется на 8 мм.