Качественные задачи 1. Какие физические величины измеряют с помощью следующих приборов: линейка, мензурка, секундомер, термометр? 2. Что означает в наименовании единиц приставки: кило, гекто, санти, милли, микро? 3. Диаметр медной проволоки меньше одного миллиметра. Как простыми средствами измерить этот диаметр как можно более точно? 4. Чем обусловлены неизбежные неточности при измерении размеров тел? 5. Какие величины можно измерить совершенно точно? 6. Часы являются измерительным прибором, а циферблат – шкала этого прибора. Имеет ли эта шкала одно определенное значение цены деления? 7. Какой из двух измерительных линеек – с большей или меньшей ценой деления – можно более точно измерить длину? 8. Какова точность измерения температуры: комнатным термометром? Медицинским термометром? 9. Есть ли разница между тремя измерениями длины одного и того же предмета, если результаты измерений записаны так: 20 см; 20,0 см и 20,00 см? 10. Рулеткой измерили высоту класса и ширину стола. Они оказались равными 2,85 м и 0,85 м. Являются ли результаты измерений точными числами? В каком случае измерение выполнено более точно? Расчетные задачи 11. Сколько секунд в минуте? В часе? 12. Сколько грамм в килограмме? Сколько килограмм в одной тонне? 13. На листе бумаги начерчены два квадрата. Сторона первого квадрата втрое больше. Во сколько раз площадь этого квадрата больше, чем площадь второго? 14. Сколько квадратных метров в квадратном километре? 15. Сколько квадратных миллиметров в квадратном сантиметре? 16. Сколько кубических сантиметров в кубическом метре? 17. Сколько квадратных сантиметров в квадратном метре? 18. На дороге отмечена дистанция 100 м. Как проще всего отмерить дистанцию 500 м, ведя по дороге велосипед? 19. Определите цену деления линейки, если между делениями, соответствующими значениям 10 см и 9 см, есть еще четыре деления. 20. Ночью температура воздуха была 60С, а днем +140С. На сколько повысилась температура воздуха? 21. Определите цену деления измерительной ленты ( см. уменьшенный рисунок). 22. Определите объем прямоугольного бруска, если его размеры таковы: длина 0,1 м, ширина 8 см и высота 50 мм. 23. Определите площадь цирковой арены, если внутренний диаметр ее равен 12 м. 24. Толщина стенок полого цилиндра равна 2 мм. На сколько внутренний диаметр цилиндра меньше внешнего? 25. Толщина стенок полого цилиндра равна 5 мм. Внутренний диаметр его равен 3 см. Каков внешний диаметр? 26. Определите цену деления каждой из мензурок (см. рис. а, б, в) и объем воды в мензурках. 27. Определите цену деления каждого из термометров и температуру, которую показывают термометры. 28. С помощью мензурки определите объем тела неправильной формы. 29. Во сколько раз объем первого кубика (см. рисунок) больше объема второго? Во сколько раз площадь поверхности первого больше площади поверхности второго? 30. Сколько секунд в сутках? В году? 31. На палубе судна имеется прямоугольная площадка размерами 10 15м . Сколько контейнеров может поместиться на площадке, если контейнер представляет собой “кубик” с длиной ребра 2 м? 32. Площадь страницы книги 300 см2. выразите это значение в квадратных метрах и квадратных дециметрах. 33. Площадь листа фанеры 0,6 м2. Выразите эту площадь в квадратных дециметрах и квадратных сантиметрах. 34. Объем бака 0,5 м3. Выразите этот объем в литрах и в кубических сантиметрах. 35. Объем кружки 0,5 дм3. Выразите этот объем в кубических сантиметрах и в кубических миллиметрах. Экспериментальные задачи 36. Измерьте размеры бруска. 37. Измерьте объем жидкости и твердого тела неправильной формы с помощью измерительного цилиндра. 38. Измерьте толщину листа вашего учебника. 39. Как сосчитать (примерно) число букв в этой книге? Проведите такой подсчет и сравните свой результат с тем, который получит при подсчете ваш товарищ. 40. Как измерить ( примерно ), сколько зерен риса помещается в стакане? Что вам для этого понадобится? 41. У вас имеется коробка канцелярских скрепок. Как измерить с помощью мензурки объем одной скрепки? 42. Как определить с помощью линейки средний диаметр одинаковых швейных иголок? 43. предложите способ определения толщины нити. 44. Как определить площадь фигуры, вырезанной из картона, если имеются весы с разновесами, ножницы, полоска бумаги шириной 1 см? 45. Как, имея лишь линейку, определить толщину дна блюдца, не разбивая его? 46. Девочка слепила снеговика, а мальчики – его точную копию, но в два раза большей высоты. Какова масса копии, если масса оригинала равна 50 кг? 2. Строение вещества 2.1 Периодический закон и периодическая система. Теоретическая часть Все вещества, из которых сделаны окружающие нас тела, состоят из элементов. Наименьшая часть элемента называется атомом. Атом состоит из протонов, нейтронов и электронов. Основными характеристиками каждой частицы является масса(m, кг) и заряд(q, Кл). Все встречающиеся элементы занесены в таблицу в порядке возрастания их атомных масс. Порядковый номер элемента в этой системе равен числу протонов в ядре атома, число нейтронов в ядре можно определить по разности массового числа и числа протонов, а число электронов, которые вращаются вокруг ядра, равно числу протонов. Заряд протона равен и противоположен заряду электрона, атом в целом нейтрален. Качественные задачи 47. Какие два типа зарядов существуют в природе, как их называют и обозначают? 48. Каков знак электрического заряда атома? 49. Из каких частиц состоят атомы вещества? 50. Какую частицу называют протоном? 51. Какого знака заряд имеет электрон? Протон? 52. Какую частицу называют нейтроном? 53. Укажите, какая часть атома несет положительный заряд, а какая – отрицательный? 54. Существуют ли атомные ядра с зарядом меньшим, чем у протона? 55. В каком случае атом превращается в положительный ион? 56. Может ли атом водорода лишиться заряда, равного 1,5 заряда электрона? 57. Атом хлора принял один электрон. Как называется полученная частица? Каков ее заряд? 58. Какой заряд приобретает атом железа, если он потеряет один электрон? 59. Является ли нейтральным атом гелия, если вокруг его ядра обращается один электрон? 60. Во что превратится атом натрия, если «убрать» из его ядра один протон, не изменяя количества электронов? Расчетные задачи 61. В ядре атома меди 63 частицы, из них 29 протонов. Сколько нейтронов и электронов находится в этом атоме? 62. В ядре атома свинца 207 частиц. Вокруг ядра обращается 82 электрона. Сколько нейтронов и протонов в ядре этого атома? 63. В ядре атома азота 14 частиц, из них 7 нейтронов. Сколько протонов и электронов содержится в этом атоме? 64. Во что превратится атом калия, если «добавить» в его ядро один протон? 2.2 Молекулы. Теоретическая часть Все вещества состоят из мельчайших частиц, обладающих его свойствами, молекул. Все молекулы непрерывно и хаотически движутся. Все молекулы взаимодействуют между собой. Силы притяжения удерживают их друг около друга, а силы отталкивания препятствуют их полному сближению. Между молекулами существуют промежутки. Качественные задачи 65. Одинаковы ли молекулы воды в горячем чае и газированной воде? 66. Является ли молекула мельчайшей частицей вещества? 67. Равны ли размеры молекул разных веществ? 68. Можно ли разделить молекулу на более мелкие части? 69. При нагревании спирт в термометре расширился. Означает ли это, что расширилась и каждая молекула спирта? 70. Как можно изменить объем тела? 71. Чем объясняется уменьшение объема тел при нагревании и охлаждении? 72. Почему газы можно легче сжать, чем жидкости? 73. Чем можно объяснить увеличение длины проводника при ее нагревании? 74. Чем отличаются молекулы воды и водяного пара? 75. Почему рельсы не кладут близко друг к другу, а оставляют зазор? 76. К резиновому шнуру подвесили груз. Его длина увеличилась. Груз сняли. Шнур принял прежнее положение. Как изменилось расстояние между молекулами шнура? 77. В какой воде – горячей или холодной – быстрее растворится сахар? 78. В каком рассоле – горячем или холодном – быстрее засолятся огурцы? 79. Можно ли газом заполнить половину пустой закрытой банки? 80. В каких веществах – твердых, жидких или газообразных – диффузия происходит быстрее при одинаковых температурах? 81. Почему сладкий сироп приобретает со временем вкус фруктов? 82. Если слить вместе 50 мл воды и 50 мл спирта, объем раствора окажется меньше 100 мл. Почему? Можете ли вы проиллюстрировать свой ответ простым примером или опытом? 83. Почему твердые тела и жидкости не распадаются на отдельные молекулы, несмотря на то, что молекулы разделены промежутками и находятся в непрерывном движении? 84. Мел оставляет хорошо видимый след на доске, а белая стеклянная палочка нет. Где больше силы взаимодействия между молекулами: в телах из мела или стекла? 85. Вода покрывает чистую поверхность стекла сплошной пленкой, а на жирной поверхности собирается в отдельные капли. Что можно сказать о притяжении между молекулами воды и стекла? Воды и жира? 86. Между молекулами существуют силы притяжения. Почему же две “половинки” сломанной ручки не соединяются, если их плотно приложить одна к другой? Почему слипаются плотно прижатые друг к другу кусочки пластилина? 87. Некоторые металлические детали прочно соединяются без клея или сварки, если их сильно прижать друг к другу. Чем это объясняется? 88. Почему слипаются мокрые листы бумаги? 89. Приведите дватри примера применения людьми явления термического расширения и сжатия тел. Назовите дватри случая, когда необходимо это явление учитывать. 90. Если краешек бумажной полоски опустить в воду, вода поднимется по полоске. Чем это объясняется? 91. Плотины водохранилища строят из самого плотного монолитного бетона. Однако при большом напоре воды происходит просачивание воды через плотину. Как это можно объяснить? 92. Почему нельзя утверждать, что объем воздуха в комнате равен сумме объемов молекул, составляющих воздух? 93. Чем отличалось бы движение молекулы в воздухе и в вакууме? 94. Можно ли заварить чай холодной водой? Расчетные задачи 95. Капля масла объемом 0,01 мм3 растеклась по поверхности воды тонким слоем, площадь которого 10 дм2. Какой вывод о размерах молекул масла можно сделать из этого факта? Экспериментальные задачи 96. Проведите пальцем по кусочку мела. Что осталось на пальце? 97. Опустите кристаллик марганцовки в пробирку с водой. Объясните происходящее с точки зрения молекулярной теории. 98. Почему изменяется цвет растворов, если в них добавлять чистую воду? 99. Прижмите друг к другу два куска пластилина. Соединились ли куски? 100. Прижмите друг к другу два куска парафина. Соединились ли куски? Нагрейте их над пламенем свечи и повторите опыт. Что вы наблюдаете? 101. Сожмите руками кусок резины и отпустите. Почему резина восстанавливает первоначальную форму? 102. Возьмите стеклянную пластинку, одна сторона которой смазана парафином и опустите ее в воду. Достаньте из воды и сделайте вывод о причинах наблюдаемого. Какая сторона была намазана парафином? 103. Капните каплю воды из пипетки сначала на одну сторону пластинки, потом на другую. Проследите за формой капель. Какую форму имеет капля воды на смачивающейся и несмачивающейся поверхности? 104. Капните дветри капли воды на ладонь и бумагу и рассмотрите форму капель. Смачивает ли вода ладонь, бумагу? 2.3 Плотность. Качественные задачи 105. Какие приборы для измерения объемов жидкости (кроме измерительных цилиндров и мензурок) вам известны? 106. Существуют ли приборы для прямых измерений плотности жидкости? 107. Что больше – плотность железа или мрамора? Гранита или латуни? Железа или алюминия? Бетона или латуни? 108. Какова масса 1 м3керосина? 1 В одной из двух одинаковых мензурок находится вода, а в другой – неизвестная жидкость. Как, располагая только рычажными весами, не имея гирь, можно определить плотность жидкости. 109. Три кубика – из мрамора, льда и латуни – имеют одинаковый объем. Какой из них имеет наибольшую массу, какой – наименьшую? 110. Во сколько раз объем, занимаемый ртутью, меньше объема нефти такой же массы? 111. Железный и алюминиевый стержень имеют одинаковые сечения и массы. Какой из стержней длиннее? 112. Увеличивается ли плотность газов при охлаждении? 113. Как меняется плотность твердых тел при нагревании? 114. Одинаковую ли массу имеют ведро с питьевой водой и с морской водой? 115. Какая из трех ложек одинаковой массы – стальная, алюминиевая или серебряная – имеет большие размеры? 116. Какая из трех ложек одинакового объема – стальная, алюминиевая или серебряная – имеют большую массу? 117. Два одинаковых ящика наполнены дробью: в одном крупная, в другом мелкая. Какой из них имеет большую массу? 118. Чем объяснить отличие плотности водяного пара от плотности воды? 119. Как определить массу стальной гайки, не взвешивая ее? Расчетные задачи 120. Какая масса керосина может быть налита в бидон емкостью 0,02 м3? 121. Из какого металла изготовлена деталь, если ее масса 3,9 кг, а объем 500 см3? 122. Рыболовное судно, отправляясь на промысел, берет с собой 120 т нефти. Какой емкости должна быть цистерна? 123. Вместимость цистерны 60 м3. Сколько тонн бензина можно в нее налить? 124. Мраморная плита имеет объем 0,02 м3. Найдите плотность мрамора, если масса плиты 54 кг. 125. Сколько штук строительного кирпича размером 250*120*65 мм допускается перевозить на автомашине грузоподъемностью 4 т ? 126. Имеются два бруска одинаковой массы – серебряный и медный. Размеры серебряного – 2*5*6 см. Длина медного бруска 7см, ширина – 4 см. Какова его высота? 127. Аквариум необходимо наполнить водой. Сколько ведер воды потребуется, если в ведро входит 10 кг воды, а размеры аквариума таковы: длина 1 м, ширина 0,5 м, а уровень воды в нем должен быть 70 см? 128. Тело имеет объем 150 см3. При взвешивании оказалось, что масса равна 900 г. Определите плотность тела, является ли тело сплошным, если оно сделано стали? Чугуна? Каков объем полости? 129. Стальное тело имеет объем 125 см3. Сплошное или полое это тело, если его масса равна 800 г? 130. Какова длина медной проволоки в мотке массой 176 г, если известно, что диаметр проволоки равен 0,44 мм? 131. Какой путь может проехать без заправки автомобиль, если на 100 км пути его двигатель расходует 10 кг бензина, а бак вмещает 60 л? 132. Деталь отлили из чугуна по модели, сделанной из парафина. Масса этой модели 690 г. Какова масса чугунной детали? 133. К 160 мл раствора поваренной соли, плотность которой 1180 кг/ м3, добавили 180 мл воды. Какова плотность разбавленного раствора соли? 134. Какую массу имеет куб с площадью поверхности 150 см2, если плотность вещества, из которого он изготовлен, равна 2700 кг/ м3. 135. Пробирка, наполненная водой, имеет массу 44 г. Эта же пробирка с кусочком стали 10 г, доверху наполненная водой, имеет массу 52,7 г. Определите плотность стали. Экспериментальные задачи 136. Определите плотность жидкости с помощью мензурки и весов. 137. В одной из двух одинаковых мензурок находится вода, а в другой – неизвестная жидкость. Как, располагая только рычажными весами, не имея гирь, можно определить плотность жидкости. 138. Определите плотность тела неправильной формы при помощи мензурки и весов. 139. Дан брусок. Определите его массу с помощью линейки и таблицы плотностей. 2.4 Заряд. Теоретическая часть Молекулы и атомы, из которых состоят молекулы, электрически нейтральны. Число отрицательно заряженных электронов в атоме равно числу положительно заряженных протонов. Атом, потерявший или получивший электрон, становится ионом. Если атом получит электрон, он становится отрицательным ионом, если потеряет, становится положительным ионом, т. к. равенство заряженных частиц в этих случаях нарушается. Качественные задачи 140. Каков электрический заряд ядра атома? 141. Какой знак заряда электрона? Протона? 142. Существуют ли атомные ядра с зарядом меньше, чем у протона? 143. Какими характеристиками обладают элементарные частицы? 144. Что вы можете сказать о делимости электрического заряда? 145. Каков характер взаимодействия различных пар элементарных частиц? 146. Незаряженные частицы существуют. Может ли существовать заряд без частицы? 147. При каких условиях частицы будут называться положительными, отрицательными ионами? 148. Во что превратится атом натрия, если из его ядра убрать один протон? 149. Атом хлора принял один электрон. Как называется полученная частица? Какой ее заряд? 150. Что имеет большую массу: атом лития или положительный ион лития? Атом хлора или отрицательный ион хлора? Расчетные задачи 151. В ядре атома углерода содержится 12 частиц. Вокруг ядра движутся 6 электронов. Сколько в ядре этого атома протонов и нейтронов? 152. В ядре атома азота 14 частиц, из них 7 нейтронов. Сколько протонов и электронов содержится в этом атоме? 153. Сколько протонов, нейтронов и электронов в положительном ионе лития? 154. Вокруг атома кислорода движется 8 электронов. Сколько протонов имеет ядро атома кислорода? 2.5 Простые и сложные вещества. Теоретическая часть Молекулы состоят из одного или нескольких атомов. Если молекула вещества состоит из атомов одного элемента, то говорят о простом веществе, а если молекула состоит из атомов разных элементов, то такое вещество называется сложным. Например, Н2 – водород – простое вещество, а Н2 О – вода – сложное. Определите молярную массу железа, азота, фтора, оксида кальция, воды, углекислого газа, серной кислоты. Какие из этих веществ простые, а какие – сложные? 2.6 Три состояния вещества. Теоретическая часть В природе вещества встречаются в трех состояниях – в твердом, жидком и газообразном. Одно и то же вещество может находиться в различных состояниях. Твердое тело имеет форму и объем, жидкости принимают форму сосуда, меняя форму, но сохраняют объем. Газы не имеют формы и занимают весь предоставленный им объем. Расстояния между молекулами в твердых телах и жидкостях сравнимы с размерами самих молекул, в газах расстояния между молекулами много больше размеров молекул. В твердых телах молекулам свойственны колебания, при которых положением равновесия являются узлы кристаллической решетки, в жидкостях – колебания с перескоками. Качественные задачи 155. В каких агрегатных состояниях может находиться одно и то же вещество? 156. Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел? 157. Чем отличается движение молекул во льду от движения молекул в водяном паре? 158. Почему газы не имеют собственной формы и объема? 159. Газ легко сжать, а жидкость практически несжимаема. Связано ли это различие с различием в свойствах молекул газа и жидкости? 160. Можно ли наполнить газом половину закрытой банки? Обоснуйте свой ответ. 161. Может ли железо находиться в газообразном состоянии? 162. Правильно ли утверждение, что вода при комнатной температуре всегда находится в жидком состоянии? 163. В чайнике кипит вода. Действительно ли мы видим выходящий из носика чайника водяной пар? 164. Лед расплавили и превратили в воду. Эту воду нагрели до кипения и полностью испарили. Изменились ли молекулы воды при этих превращениях? Что изменилось в характере движения и взаимодействия молекул? 165. Может ли быть медь жидкой, а ртуть твердой? 166. Бывает ли кислород жидким? Твердым? 167. Бывает ли ртуть газообразной? 168. Почему приходится прилагать значительные усилия для того, чтобы разорвать нитку или проволоку? 169. Как можно объяснить, что твердые тела сохраняют форму и объем? 170. Почему твердые тела трудно не только растягивать, но и сжимать? 171. Назовите вещества, которые встречаются во всех трех агрегатных состояниях. 172. Назовите вещества, которые встречаются в двух агрегатных состояниях и в каких именно. 173. Приведите тричетыре примера перехода вещества из твердого состояния в жидкое и наоборот. Приведите тричетыре примера перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот. 174. Возможны ли переходы вещества из твердого состояния сразу в газообразное, минуя жидкое состояние, или же из газообразного сразу в твердое? Приведите примеры. 175. Известно, что если с вышки нырнуть в воду не головой вниз и не “солдатиком”, а “животиком”, то ныряльщику это событие запомнится надолго. Почему? Как это событие связанно с особенностями движения молекул жидкости? Экспериментальные задачи 176. Пронаблюдайте за изменением объема воздуха, находящегося в стеклянной пробирке, при его сжатии поршнем. До какого значения можно изменять его объем? 177. Переверните стакан вверх дном и медленно погружайте его в воду. Наблюдайте за объемом воздуха в нем при погружении. Какие выводы можно сделать? Как объяснить явление? 178. Опустите открытый конец колбы в стакан с водой. Что вы будете наблюдать при нагревании колбы? Почему? 179. У вас есть два сосуда: один с прозрачной жидкостью, другой с бесцветным газом. Сможете ли вы, глядя на них, определить, в каком сосуде находится жидкость? Как? 2.7 Диффузия. Теоретическая часть Явление проникновения молекул одного вещества между молекулами другого, называется диффузией. Скорость диффузии зависит от состояния вещества. В твердом состоянии диффузия происходит медленно, в жидкостях быстрее, в газах быстрее, чем в жидкостях. Скорость диффузии зависит и от температуры. Чем выше температура, тем больше скорость диффузии. Качественные задачи 180. На каком явлении основана засолка овощей? 181. О чем свидетельствует явление диффузии? 182. Какой физический процесс способствует попаданию кислорода и азота в листья растений? 183. Происходит ли диффузия между твердым и жидким веществом? 184. Почему диффузия в воздухе происходит гораздо быстрее, чем в воде? 185. Почему ткань, окрашенную недоброкачественной краской, нельзя в мокром состоянии держать в соприкосновении со светлым бельем? 186. Как можно объяснить распространение запахов бензина, дыма, духов и других пахучих веществ в воздухе? 187. Будут ли распространяться запахи в герметично закрытом помещении, где совершенно нет сквозняков? 188. Брынзу – соленый сыр из овечьего молока – перед употреблением в пищу на некоторое время кладут в воду. Что и как происходит с брынзой при ее вымачивании? 189. Одну бутылку с молоком оставили в комнате на столе, а другую поставили в холодильник. В какой бутылке сливки будут отстаиваться быстрее? 190. Почему различные вещества (сода, сахар, лимонная кислота и др.) после их растворения в воде не оседают на дно сосуда? 191. Почему соленая сельдь становится менее соленой, если ее подержать в воде? 192. Почему для сварки металлов необходима очень высокая температура? 193. Какое значение имеет диффузия для человека и животных? 194. Почему рыбы в реке или озере зимой могут погибнуть, если водоем покрыт сплошным слоем льда? Как можно предотвратить гибель рыб? Экспериментальные задачи 195. Откройте на короткое время пробирку с ватой, смоченной спиртом. Что вы почувствовали? Как происходящее объяснить с точки зрения строения вещества? 196. Смочите часть листа бумаги водой, положите на увлажненное место кристаллик марганцовки. Что вы наблюдаете? 2.8 Броуновское движение. Беспорядочное движение взвешенных в жидкости частиц под действием молекул этой жидкости называется броуновским. Скорость броуновских частиц зависит от температуры и рода вещества. Качественные задачи 197. Два юных физика Петя и Арсений наблюдали за поведением частиц, участвовавших в броуновском движении. Каждый из них на листе бумаги отмечал положения наблюдаемой частицы через каждые 20 с. Затем мальчики соединили точки отрезками прямых линий. Петя заявил, что на рисунке изображена траектория движения частицы. Арсений же не согласился с Петей. Кто из мальчиков прав? 198. Средняя скорость движения молекул газа при комнатной температуре составляет сотни метров в секунду – это скорость артиллерийского снаряда! Почему же запахи распространяются гораздо медленнее? 2.9 Температура. Скорость движения молекул характеризуется степенью нагретости тела, то есть температурой. Чем выше температура, тем молекулы этого тела движутся быстрее. Часто температуру измеряют в градусах Цельсия. Нулем этой шкалы выбрана температура, при которой плавится лед. За 100 градусов принята температура кипения воды. Для измерения температуры применяют термометры. Измерение температуры основано на том, что термометр принимает температуру той среды, в которую помещен. При нагревании тела расширяются, а при охлаждении сжимаются. Газы расширяются быстрее, чем жидкости, а жидкости – быстрее, чем твердые тела. Исключение составляет вода. Качественные задачи 199. Почему сливки на молоке отстаиваются быстрее в холодном помещении? 200. Чем отличаются друг от друга молекулы горячей и холодной воды? 201. Почему “срастаются” бруски из золота и свинца, надолго прижатые друг к другу? Как можно ускорить этот процесс? 202. Как устроен и действует медицинский термометр? Опишите медицинский термометр как измерительный прибор. Тесты 1. Какая физическая величина равна отношению массы тела к его объему? А. Сила тяжести. Б. Давление. В. Вес. Г. Плотность. Д. Длина. 2. Как взаимодействуют между собой молекулы любого вещества? А. Только отталкиваются. Б. Только притягиваются. В. Притягиваются и отталкиваются, на очень малых расстояниях силы отталкивания больше сил притяжения. Г. Притягиваются и отталкиваются, на очень малых расстояниях силы притяжения больше сил отталкивания. 3. При нагревании тела расширяются. Чем является процесс нагревания по отношению к процессу расширения тела? А. Причиной. Б. Следствием. В. Физическим явлением. Г. Опытным фактом. Д. Независимым процессом. 4. Какой научный вывод сделан учеными из наблюдений явлений расширения тел при нагревании, испарения жидкостей, распространения запахов? А. Свойства тел необъяснимы. Б. Все тела состоят из маленьких частиц – атомов. В. Каждое тело обладает своими особыми свойствами. Г. Вещества обладают способностью возникать и исчезать. 5. Изменяется ли скорость беспорядочного движения молекул при повышении температуры вещества? А. Увеличивается с повышением температуры вещества в любом состоянии. Б. Уменьшается с повышением температуры вещества в любом состоянии. В. Не изменяется. Г. Изменяется только у газов. Д. Изменяется только у газов и жидкостей. 6. В каких телах происходит диффузия? А. Только в газах. Б. Только в жидкостях. В. Только в твердых телах. Г. Только в газах и жидкостях. Д. В газах, жидкостях и твердых телах. 7. Масса газа, заполняющего шар объемом 10 м3, равна 20 кг. Какова плотность газа? А 0,5 кг/м3. Б. 2 кг/м3. В. 10кг/м3. Г. 20 кг/м3. Д. 200 кг/м3. 8. Тело объемом 0,2 м3 состоит из вещества плотностью 5 103 кг/м3. Какова масса тела? А. 104 кг. Б. 103 кг. В. 100 кг. Г. 4 105 кг. Д. 2,5 104 кг. 9. В каком состоянии вещество занимает весь предоставленный объем и не имеет собственной формы? А. Только в жидком. Б. Только в газообразном. В. В жидком и газообразном. Г. Только в твердом. Д. Ни в одном состоянии. 10. Тело А массой 40 г соединили с телом В массой 80 г и объемом 40 см3. Оба тела вместе поместили в измерительный цилиндр с водой. При полном погружении в воду тела вытеснили 140 см3 воды. Определите плотность тела А. А. 0,4 г/см3. Б. 2,5 г/см3. В. 2 г/см3. Г. 0,5 г/см3. Д. 0,8 г/см3. 11. Можно ли разделить на более мелкие частицы молекулу и атом? А. Можно разделить и молекулу, и атом. Б. Можно разделить молекулу, невозможно разделить атом. В. Можно разделить атом, невозможно разделить молекулу. Г. Невозможно разделить ни молекулу, ни атом. 12. Какое из приведенных ниже выражений используется для вычисления плотности тела? А. pV. Б. m/p. В. m/V. Г. mV. Д. V/m. 13. Как взаимодействуют между собой молекулы любого вещества? А. Только отталкиваются. Б. Только притягиваются. В. Притягиваются и отталкиваются, на очень малых расстояниях силы притяжения больше сил отталкивания. Г. Притягиваются и отталкиваются, на очень малых расстояниях силы отталкивания больше сил притяжения. 14. При нагревании тела расширяются. Чем является процесс расширения тела по отношению к процессу нагревания? А. Причиной. Б. Следствием. В. Физическим явлением. Г. Опытным фактом. Д. Независимым процессом. 15. Наблюдения показывают, что все тела при нагревании расширяются, жидкости могут превращаться в газы, а газы могут превращаться в жидкости. Какой научный вывод можно сделать из этих наблюдений? А. Свойства тел необъяснимы. Б. Вещества обладают способностью возникать и исчезать. В. Каждое тело обладает своими особыми свойствами. Г. Все тела состоят из очень маленьких частиц – атомов. 16. Изменяется ли скорость беспорядочного движения молекул при понижении температуры вещества? А. Увеличивается с понижением температуры вещества в любом состоянии. Б. Уменьшается с понижением температуры вещества в любом состоянии. В. Не изменяется. Г. Изменяется только у газов. Д. Изменяется только у газов и жидкостей. 17. В каких телах диффузия при одинаковых температурах происходит быстрее7 А. В газах. Б. В жидкостях. В. В твердых телах. Г. Во всех одинаково. 18. Масса тела объемом 5 м3 равна 10 кг. Какова плотность вещества? А. 50 кг/м3. Б. 10 кг/м3. В. 5 кг/м3. Г. 2 кг/м3. Д. 0,5 кг/м3. 19. Тело объемом 0,2 м3 состоит из вещества плотностью 5 103 кг/м3. какова масса тела? А. 4 103 кг. Б. 2,5 104 кг. В. 104 кг. Г. 100 кг. Д. 103 кг. 20. В каком состоянии вещество не имеет собственной формы, но имеет постоянный объем? А. Только в газообразном. Б. Только в жидком. В. Только в твердом. Г. В жидком и газообразном. Д. Ни в одном состоянии. 21. Тело А массой 50 г соединили с телом В массой 100 г и объемом 20 см3. оба тела вместе опустили в измерительный цилиндр с водой. При полном погружении в воду тела вытеснили 120 см3 воды. Определите плотность тела А. А. 0,2 г/см3. Б. 0,5 г/см3. В. 2 г/см3. Г. 5 г/см3. Д. 2,5 г/см3. 22. Какую из перечисленных ниже частиц невозможно разрушить или разделить на более мелкие частицы? А. Молекулу. Б. Атом. В. Атомное ядро. В. Протон. Г. Любая из перечисленных в ответах А – Г частица может быть разделена на более мелкие части или превратиться в другие частицы. 3. Механическое движение 3.1 Система отсчета. Теоретическая часть Изменение положения одного тела относительно других тел с течением времени называется механическим движением. Тело, относительно которого рассматривается движение других тел, называется телом отсчета. С телом отсчета связывается система координат. Тело отсчета, система координат и прибор для измерения времени образуют систему отсчета. Систему отсчета чаще связывают с Землей или равномерно движущимся телом. Качественные задачи 203. Все вы знаете стихотворение А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый…». Что является телом отсчета для описания движения кота? 204. Приведите два примера тел, относительно которых движется и относительно которых покоится пассажир поезда, движущегося между станциями. 205. Движутся или покоятся относительно друг друга пассажиры метро, находящиеся на двух эскалаторах, если эскалаторы движутся А) в одном направлении Б) в разных направлениях? 206. Самолет, летящий со скоростью 900 км/ч, во время полета заправляется горючим от другого самолета. С какой скоростью движется при этом самолетзаправщик? 207. Группу самолетов выполняет одновременно фигуры высшего пилотажа, сохраняя заданный строй. Что можно сказать о движении самолетов относительно друг друга? 208. Летчикспортсмен сумел посадить самолет на крышу легкового автомобиля. При каком физическом условии это возможно? Расчетные задачи На рисунке изображено положение трех точек в пространстве относительно координатных осей. Определить: • Цену деления осей • Координаты точки А. • Координаты точки В. Экспериментальные задачи 209. Положите деревянный брусок на лист бумаги. Медленно потяните за край листа. В каком состоянии относительно стола находится лист бумаги и брусок? В каком состоянии относительно листа бумаги находился брусок? 210. Положите брусок на лист бумаги и резко потяните за край листа. В каком состоянии относительно стола находился лист бумаги? В каком состоянии относительно бумаги находился стол? В каком состоянии относительно стола находился брусок? 211. Можно ли сказать, что брусок движется относительно стола в опытах, указанных в предыдущих задачах? 212. Ветер несет воздушный шар на север. В какую сторону отклоняется флаг, которым украшен шар? 3.2 Поступательное и вращательное движение тела. Теоретическая часть Движение, при котором каждая точка тела описывает одинаковые траектории, называется поступательным. Движение, при котором каждая точка описывает траекторию в виде дуги окружности, называется вращательным. Любое другое движение представляет собой совокупность этих движений. Качественные задачи 213. Изобразите траекторию, по которой движется любая точка минутной стрелки часов в течении часа. 214. Какую форму имеют траектории движения детей, катающихся на карусели? 215. Какие части велосипеда движутся по криволинейным траекториям, а какие по прямолинейным, когда на нем едут по ровной прямой дороге? 216. Какую траекторию описывает при движении автомобиля его фара, точка обода колеса, центр колеса относительно прямолинейного шоссе, относительно центра колеса? 217. Нарисуйте траекторию движения произвольной точки на ободе колеса железнодорожного вагона относительно вагона и относительно земли. Экспериментальные задачи 218. Рассмотрите движение конца минутной и секундной стрелки секундомера. Что общего и в чем различие в этих движениях? 3.3 Материальная точка Теоретическая часть Тело, размерами которого в условиях данной задачи можно пренебречь, называют материальной точкой. Качественные задачи 219. Можно ли считать воздушный шар материальной точкой при подготовке его к полету (накачивании)? 220. Можно ли считать земной шар материальной точкой при определении времени восхода солнца на восточной и западной границах России? . 4. Описание движения материальной точки 4.1 Перемещение и путь. Теоретическая часть Направленный отрезок, соединяющий начальное и конечное положение тела, называется перемещением. Путь – это измеренная траектория, или ее длина. Качественные задачи 221. Одинаковый ли путь и перемещение проходит конец минутной стрелки за час? 222. Велосипедист проехал путь в 500 м. Одинаковые ли пути пройдены при этом передним и задним колесами? Расчетные задачи 223. Мяч, упав с высоты 2 м и отскочив от земли, был пойман на высоте 1 м. Определите путь и перемещение мяча за все время его движения. 224. На рисунке показано положение трех точек А, В и С, соединенных между собой кривой линией. Эта линия является траекторией движения точки из А в С. Определить: • Цену деления осей координат • Координаты точек А, В и С. • Проекции вектора АВ, ВС и АС. • Величину перемещения АС. 225. Средняя точка минутной стрелки часов находится на расстоянии 2 см от центра циферблата. Определите путь и перемещение этой точки за 30 мин, если за час она проходит путь, равный 12,56 см. Экспериментальные задачи 226. Определите путь и перемещение минутной стрелки часов за 10 минут, 30 минут и 1 час. Расчетные задачи 227. Выразите в м/с • 36 км/ч, • 108 км/ч, • 9 км/ч, • 72 км/ч, • 6 м/мин, • 5 см/с. 228. Какая скорость больше: 5 м/с или 36 км/ч? 229. Какая скорость больше: 72 км/ч или 10 м/с? 230. Современный реактивный самолет развивает скорость до 1200 км/ч. Какое расстояние он пролетит за 3 ч 30 мин? 231. Найти среднюю скорость лыжника, который прошел расстояние 24 км за 3 часа. 232. Турист прошел 2 км за 1 ч, а затем еще 3 км за 1,5 ч. Какова средняя скорость на всем пути? 233. Автомобиль проехал 60 км за 1 ч, а потом еще 240 км за 5 ч. Какова средняя скорость на всем пути? 234. Трактор за первые 5 мин проехал 600 м. Какой путь он пройдет за 0,5 ч, двигаясь с той же скоростью? 235. Один велосипедист 12 с двигался со скоростью 6 м\с, а второй проехал этот же участок пути за 9 с. Какова скорость второго велосипедиста на этом участке пути? 236. Автомобиль ехал 0,5 ч со скоростью 90 км/ч. С какой скоростью должен ехать велосипедист, чтобы проехать тот же участок пути за 1 ч 30 мин? 237. Мальчик и девочка одновременно вышли из школы и шли в одном направлении. Мальчик за 2,5 мин прошел расстояние 120 м. Девочка за 3 мин прошла 108 м. Чья скорость больше? Какое расстояние будет между ними через 60 с от начала движения? Через 80 с? 238. Поезд проходит мимо наблюдателя в течение 10 с, а по мосту длиной 400 м в течение 30 с. Определите длину и скорость поезда. 239. Человек полпути проехал на велосипеде со скоростью 25 км/ч, а остаток пути прошел со скоростью 5 км/ч. Сколько времени он шел, если весь путь занял 3 ч? 240. Из города в одну сторону выехали мотоциклист и вслед за ним через некоторое время автомобиль. Скорость автомобиля 90 км\ч, скорость мотоциклиста 30 км\ч. С какой скоростью сближаются мотоциклист и автомобиль? С какой скоростью они будут удаляться после встречи?