Ответы в самом низу встроенного документа
Движение с постоянной скоростью Раздел А (1) Векторы 1.1 (1). Тело переместилось из точки с координатами х1 = 100 см, y1 = 51 см в точку с координатами х2 = 98 см, у2 = 49 см. Определите величину вектора перемещения и угол, который составляет этот вектор с осью 0х. 1.2 (2). Радиус-векторы составляют с осью 0х соответственно углы = 30° и = 135° (рис. 1.1). Величина первого вектора равна | Определите проекции на оси 0х и 0у вектора суммы Равномерное прямолинейное движение 1.5 (2). Материальная точка движется равномерно и прямолинейно параллельно относительно оси 0х. Направления скорости и оси 0х противоположны. Величина скорости равна υ = 2 м/c. В момент времени t1 = 1 с проекция радиуса-вектора на ось 0у равна 2 м, в момент времени t2 = 2 с проекция радиуса-вектора на ось 0х равна 1 м. Составьте уравнения движения для проекций на оси 0х и 0у. Рис. 1.1 1.6 (2). Два велосипедиста едут навстречу друг другу со скоростями υ1 = 18 км/ч и υ2 = 27 км/ч. В начальный момент времени расстояние между велосипедистами l = 500 м. Выберем ось 0х так, чтобы ее направление совпадало с направлением вектора , а начало отсчета совпадало с положением второго велосипедиста при t = 0. Составьте уравнение движения велосипедистов. 1.7 (1). Поезд длиной l = 180 м движется по мосту с постоянной скоростью υ = 36 км/ч. Определите время движения поезда по мосту, если длина моста L = 450 м. 1.8 (3). Человек, идущий с постоянной по величине и направлению скоростью υ = 4 км/ч, проходит под фонарем, висящим на высоте Н = 5 м над дорогой. Определите скорость перемещения по дороге края тени от головы человека, если его рост h = 1,8 м. 1.9 (4). Из двух пунктов А и В одновременно навстречу друг другу стартовали два бегуна. После того как они встретились, первый бегун финишировал в пункте В через t1 = 90 c, a второй, пробежав s = 600 м, финишировал в пункте А через t2 = 160 с. Определите скорости бегунов, если движение было равномерным и прямолинейным. Раздел С (1) Путь и перемещение 1.10 (1). Мяч упал с высоты Н = 2 м, отскочил от пола и был пойман на высоте h = 1 м. Определите отношение пути мяча к величине его перемещения. 1.11 (3). Два автомобиля выехали одновременно из пунктов А и В навстречу друг другу с различными скоростями. Через время t = = 1 ч они встретились и, не останавливаясь, продолжили движение. Прибыв соответственно в пункты В и А, автомобили сразу же повернули назад. Определите, через какое время после начала движения автомобили встретились вновь. 1.12 (3). Грибник ходит по лесу, придерживаясь следующего плана. Первую четверть каждого часа он идет строго на север, вторую – на восток, третью – на юг и наконец четвертую – на запад. В начальный момент времени скорость грибника υ0 = 4 км/ч. Через каждый полчаса скорость уменьшается на υ = 0,2 км/ч, но в остальное время величина скорости остается постоянной. Определите путь грибника и величину вектора перемещения из начальной точки через t = 3 ч после начала движения. 1.13 (4). Около вертикальной стены стоят два мальчика на расстояниях l1 и l2 от нее и на расстоянии s друг от друга (рис. 1.2). Один из мальчиков громко произносит слово. Определите время, за которое он должен произнести это слово, чтобы второй мальчик услышал его конец, совпадающий с началом эха. Скорость звука в воздухе равна υ. Раздел D (1) Средняя скорость 1.14. (2). Автомобиль выехал из города А в город В, расстояние между которыми s = 100 км. Автомобиль начал движение со скоростью υ1 = 80 км/ч, однако на середине пути заглох мотор. Ремонт занял время t = 15 мин, после чего автомобиль продолжил движение со скоростью υ2 = 100 км/ч. Определите среднюю скорость автомобиля на всем пути. 1.15(1). Поезд проехал первую половину пути со скоростью υ = =80 км/ч, а вторую – в п = 2 раз медленнее. Определите среднюю скорость поезда на всем участке. 1.16(2). Поезд первую половину пути шел со скоростью в п = 2 раз большей чем вторую половину. Средняя скорость движения на всем пути .1.2 равна υ. Определите скорости поезда на каждой половине пути. 1.17 (2). Звезда горнолыжного спорта идет по трассе скоростного спуска со скоростью υ = 120 км/ч. Скорость начинающего горнолыжника на этой же трассе в п = 5 раз меньше. От подножия горы спортсмены добираются до места старта с помощью подъемника, движущегося со скоростью υ = 2 м/с. Определите отношение средних скоростей спортсменов между двумя последовательными стартами, если пути подъема и спуска равны, а временем на остановки можно пренебречь. Раздел Е (2) Относительное движение 1.18 (1). У окна поезда, идущего со скоростью υ = 90 км/ч, сидит пассажир. В течение времени t = 10 с он видит встречный поезд, длина которого l = 500 м. Определите скорость встречного поезда. 1.19 (2). При горизонтальном ветре, имеющем скорость υ1 = = 10 м/с, капли дождя падают под углом = 30° к вертикали. Определите величину горизонтальной скорости ветра, при которой капли будут падать под углом = 45° к вертикали. 1.20. (3). Поселки А и В расположены на реке. Катер затрачивает на путь из А в В время t = 1 ч, а плот – t1 = 5 ч. Определите время, которое затратит катер на обратный путь из поселка В в поселок А. 1.21 (3). Пловец переплывает реку шириной l = 50 м по прямой перпендикулярной берегу за время t = 2 мин. Определите скорость течения реки, если величина скорости пловца относительно воды в п = 2 раза больше скорости течения. 1.22 (2). Два катера с различными скоростями (υ1 > υ2) плыли по течению реки. Когда они поравнялись, с одного из них бросили в воду спасательный круг. Через некоторое время после этого оба катера одновременно повернули обратно. Определите, какой из катеров встретит круг раньше. Величины скоростей катеров относительно воды оставались постоянными все время движения. 1.23 (3). Спортсмены бегут друг за другом с одинаковой скоростью υ = 15 км/ч. Длина колонны l = 15 м. Навстречу спортсменам бежит тренер со скоростью и = 12 км/ч. Каждый спортсмен, поравнявшись с тренером, поворачивает и бежит назад с той же скоростью υ. Определите длину колонны после разворота всех бегунов. 1.24 (3). Две пересекающиеся под прямым углом прямые движутся поступательно со скоростями υ1 = 3 м/c и υ2 = 4 м/с. Скорости направлены по нормалям (перпендикулярам) к соответствующим прямым. Определите скорость точки пересечения этих прямых. 1.25 (4). Два теплохода движутся прямолинейно и равномерно по направлению к точке О. В этой точке траектории теплоходов пересекаются под углом = 60°. Скорости теплоходов одинаковы по величине. Определите минимальное расстояние между теплоходами, если в начале движения они находились от точки О соответственно на расстояниях s1 = 30 км и s2 = 50 км. Задание № 2 Ускоренное прямолинейное движение Раздел А (2) Уравнение движения с постоянным ускорением 2.1 (2). Зависимость скорости материальной точки от времени описывается формулой υх = 5 – 2t, где υx выражено в м/с; t – в секундах. Найдите уравнение движения материальной точки, если в начальный момент времени (t = 0) она имела координату х0 = 2 м. 2.2 (2). Движение двух материальных точек вдоль оси 0х описывается уравнениями: х1 = 4 – 3t + 2t 2 , х2 = 2 + 5t – t 2 , где х выражено в метрах; t – в секундах. Определите скорость (υ2х – υx) и ускорение (а2х – а1х) относи- тельного движения. 2.3 (1). Два велосипедиста движутся навстречу друг другу. Величина скорости первого велосипедиста увеличивается, а второго – уменьшается. Различаются ли направления ускорений велосипедистов относительно дороги? 2.4 (3). Ленту фильма пустили в обратном направлении – с конца к началу. Определите, как изменятся на экране скорости и ускорения движущихся объектов. 2.5 (4). Два тела начинают одновременно двигаться по прямой навстречу друг другу с начальными скоростями υ01 = 8 м/с и υ02 = 10 м/с и с постоянными ускорениями, равными по величине а1 = 1 м/с2 и а2 = 0,5 м/с2 и направленными противоположно соответствующим начальным скоростям. Определите, при каком максимальном начальном расстоянии между телами они встретятся в процессе движения. Раздел В (2) Равноускоренное прямолинейное движение 2.6 (2). Тело, двигаясь равноускоренно, за время t1 = 10 с прошло путь l1 = 20 м, а за время t2 = 20 с l2 = 60 м. Определите начальную скорость тела. Обе величины t1 и t2 отсчитываются с начала движения. 2.7 (2). Тело начало двигаться равноускоренно из состояния покоя. Пройдя некоторый путь, тело приобрело скорость υ = 10 м/с. Определите скорость тела, когда оно пройдет вдвое больший путь (с начала движения). 2.8 (3). Два спортсмена бегут одинаковое время. Один бежит первую половину времени с ускорением а, вторую – с ускорением вдвое большим – 2а. Другой спортсмен первую половину времени бежит с ускорением 2а, вторую – с ускорением а. Определите отношение расстояний, пройденных спортсменами. Кто из них пробежит большее расстояние? 2.9 (4). Два спортсмена бегут одинаковую дистанцию. Один бежит первую половину дистанции с ускорением а, вторую – с ускорением вдвое большим – 2а. Другой спортсмен первую половину дистанции бежит с ускорением 2а, вторую – с ускорением а. Определите отношение времен, затраченных спортсменами на прохождение дистанции. Кто из них победит? 2.10 (3). Когда опоздавший пассажир вбежал на платформу, мимо него за время t1 прошел предпоследний вагон. Последний вагон прошел мимо пассажира за время t2. Определите время, на которое опоздал пассажир к отходу поезда, если он вбежал на платформу в месте стоянки начала поезда. Поезд движется равноускоренно, длина вагонов одинакова. 2.11 (3). Шайба скользит по льду хоккейной площадки от одних ворот к другим. Первую половину пути шайба движется с ускорением a1 а вторую – с ускорением а2. Известно, что скорости шайбы у первых ворот, в середине площадки и у вторых ворот относятся как υ1 : υ2 : υ3 = 6:4:1. Определите отношение ускорений a1 : a2. 2.12 (3). Тело начинает прямолинейно двигаться из состояния покоя с постоянным ускорением. Спустя время Т после начала движения, направление ускорения меняется на противоположное, оставаясь неизменным по величине. Определите, через какое время после начала движения тело вернется в исходное положение. Раздел С (1) Прямолинейное движение с ускорением свободного падения 2.13 (1). Тело, брошенное вертикально вверх с поверхности земли, упало через t = 5 с. Определите начальную скорость тела. 2.14 (3). Из одной и той же точки с интервалом времени = 1,2 с брошены вертикально вверх два шарика. Скорости шариков одинаковы и равны υ = 20 м/с. Определите, через какое время после вылета первого шарика они столкнулись. Размерами шариков можно пренебречь. 2.15 (2). Двигатель ракеты, запущенной вертикально вверх с поверхности земли, работал в течение t = 2 мин и сообщал ракете постоянное ускорение a = 2g. Определите высоту максимального подъема ракеты. Ускорение свободного падения предполагать не зависящим от высоты подъема и равным g = 9,8 м/с2 . Сопротивлением воздуха можно пренебречь. 2.16 (4). С крыши дома высотой h = 20 м через одинаковые промежутки времени падают капли воды. Первая капля ударяется о землю в тот момент, когда от края крыши отделяется шестая капля. Определите расстояние между третьей и четвертой каплями в момент удара первой капли о землю. Сопротивлением воздуха можно пренебречь. Раздел D (2) Путь и средняя скорость при равноускоренном движении 2.17 (2). Автомобиль начал движение с места, разгоняясь равноускоренно, и через некоторое время достиг скорости υ = 72 км/ч. После этого мотор был выключен, и автомобиль двигался равнозамедленно до полной остановки. Определите среднюю скорость автомобиля на всем пройденном пути. 2.18 (3). Тело, двигаясь равноускоренно из состояния покоя, прошло некоторый путь. Определите отношение средней скорости движения тела на второй половине пути к средней скорости на всем пути. 2.19 (3). С поверхности Земли брошено вертикально вверх тело со скоростью υ0 = 12 м/c. Определите зависимость l(t) пройденного телом пути от времени, начиная с момента броска вплоть до падения на Землю. 2.20 (2). С балкона, находящегося на высоте h = 4 м над поверхностью Земли, бросили вертикально вверх мяч со скоростью υ0 = 8 м/c. Определите средние скорости мяча: 1) за время подъема до наивысшей точки траектории; 2) за время падения из этой точки на Землю; 3) в течение всего времени полета. 2.21 (3). Свободно падающее тело в последнюю секунду своего движения проходит п = 2/3 часть всего пути. Определите время падения и высоту, с которой тело падало без начальной скорости. Раздел Е (0) Разные задачи 2.22 (2). Камень брошен в ущелье без начальной скорости. Определите глубину ущелья, если удар камня о дно был слышен наверху через t = 12 с после броска. Скорость звука равна υ = 340 м/с. 2.23 (3). Прямо из-под ваших ног стартовала летающая тарелка. Опознанный летающий объект движется прямолинейно с ускорением а = 10 м/с2 . Определите время, в течение которого обитатели тарелки будут слышать ваш крик. Скорость звука υ = 340 м/с. 2.24 (5). Линейка длиной l = 30 см висит на высоте h над горизонтально направленным лучом лазера (рис. 2.1). В некоторый момент времени линейку отпускают. Определите величину h, если падающая линейка перекрыла луч лазера в течение промежутка времени τ = 0,6 с. 2.25 (1,5). На корте к звезде тенниса подошел маленький мальчик и спросил, не может ли тот продемонстрировать удар, после которого мяч, пролетев некоторое расстояние, остановится и начнет двигаться в обратном направлении, при этом мяч не должен стукнуться о какое-либо препятствие. Несмотря на все свое умение, теннисист был вынужден Рис. 2.1 признать свое поражение, после чего мальчик показал, как решается задача. Попробуйте повторить этот ответ. Задание № 3 Криволинейное движение Раздел А (3) Криволинейное движение с ускорением свободного падения 3.1 (2). С башни высотой Н = 10 м бросают горизонтально мяч со скоростью υ = 10 м/с. Определите величину вектора перемещения мяча в момент падения на землю. 3.2 (1). Определите угол , под которым надо бросить тело, чтобы дальность полета была максимальной. Место броска и падения находятся на горизонтальной плоскости. 3.3 (2). Тело брошено под углом = 45° к горизонту со скоростью υ = 14,1 м/с. Определите угол, который образует вектор скорости с горизонтом, через время t = 1,58 с после начала движения. Значение ускорения свободного падения приближенно равно g 10 м/с2 . 3.4 (3). Тело, брошенное с поверхности Земли под углом = =45°, побывало на высоте h = 10 м дважды с промежутком времени τ = 2 с. Определите величину начальной скорости тела. 3.5 (4). Тело брошено под некоторым углом к горизонту. За время полета его скорость изменилась на | υ | = 10 м/с. Определите наибольшую высоту подъема тела. 3.6 (3). Футболист бьет по мячу, лежащему на поле на расстоянии l = 11 м от ворот. Начальная скорость мяча направлена под углом = 45° к горизонту. Определите величину начальной скорости мяча, при которой он попадет в перекладину ворот, расположенную на высоте Н = 2,7 м. Линейными размера ми мяча и перекладины можно пренебречь. 3.7 (4). С вершины наклонной плоскости бросают горизонтально некоторое тело со скоростью υ0 = 10 м/c. Определите расстояние между точкой бросания и местом падения тела на плоскость, если она составляет с горизонтом угол = 45°. Раздел В (1) Совместное движение тел 3.8 (2). С вершины бросают одновременно два тела: первое – вертикально вверх со скоростью υ0 = 10 м/c, второе – горизонтально со скоростью и0 = 7,5 м/с. Определите расстояние между телами через время τ = 1,2 с после броска. 3.9 (2). Два тела одновременно брошены с достаточно большой высоты: первое – горизонтально со скоростью υ = 10 м/с, второе – без начальной скорости. Определите время, когда модуль угла между векторами скорости двух тел составит | | = 60°. 3.10 (4). С вершины башни высотой Н = 24 м брошено горизонтально тело со скоростью υ0 = 12 м/с. Одновременно второе тело брошено с поверхности земли вертикально вверх со скоростью υ0 = 10 м/c. Определите, при каком расстоянии на поверхности Земли между местом броска второго тела и основанием башни, тела могут столкнуться. 3.11 (4). Несчастная утка летела параллельно поверхности земли со скоростью и . Злой браконьер выстрелил без упреждения: в момент выстрела начальная скорость пули 0 υ была направлена точно в утку под углом к горизонту (рис. 3.1). Тем не менее, пуля смогла только легко ранить утку. Определите высоту, на которой летела птица. Траектории утки и пули лежат в одной плоскости. Раздел С (3) Равномерное движение по окружности 3.12 (1). Стержень длиной l = 0,8 м вращается с угловой скоростью ω = 8 рад/с вокруг оси, проходящей через стержень и перпендикулярной к нему. Один из концов стержня движется с линейной скоростью υ = 2 м/c. Определите линейную скорость другого конца стержня. Рис. 3.1 3.13 (2). Материальная точка равномерно вращается по окружности со скоростью υ = 20 м/с. Определите величину изменения скорости материальной точки за три четверти периода вращения. 3.14 (3). Горизонтально закрепленный цилиндр, радиус которого R = 0,25 м, приводится во вращение грузом, подвешенным на нерастяжимой нити, постепенно сматывающейся с цилиндра (рис. 3.2). В начальный момент времени груз был неподвижен, а затем стал опускаться с ускорением а = 2 м/с2 . Определите угловую скорость цилиндра в момент времени, когда груз пройдет путь s = 1,2 м. Проскальзывание нити относитель- но поверхности цилиндра отсутствует. 3.15 (3). Катушка с намотанной на нее нерастяжимой нитью может катиться по горизонтальной поверхности без скольжения (рис. 3.3). Нить начали тянуть в горизонтальном направлении со скоростью υ. Определите скорость, с которой будет перемещаться ось катушки (точка 0). Внешний радиус катушки равен R, внутренний – r. Толщиной нити можно пренебречь. 3.16 (4). Плоский диск движется по горизонтальной поверхности (рис. 3.4). Скорости верхней (В) и нижней (А) точек диска равны соответственно υB и υA. Определите величины скоростей точек С и D, лежащих на диаметре CD, перпендикулярном диаметру ВА. 3.17 (2). Диаметр задних колес старинного автомобиля в п = 1,5 раза больше диаметра передних. Определите отношение угловых, скоростей вращения колес при равномерном движении автомобиля. 3.18 (3). Часы отстают в течение суток на 5 мин. Определите отношение линейных скоростей концов стрелок, если длина минутной стрелки (от оси вращения) в п = 2 раз больше длины часовой стрелки. Раздел D (2) Тангенциальная и нормальная составляющие ускорения 3.19 (2). Материальная точка равномерно вращается по окружности. Период вращения равен Т = 4 с. Определите значение отношения величин двух векторов ускорение точки при t2 = 5 с. 3.20 (2). Две материальные точки равномерно движутся по окружностям, отношение радиусов которых равно п = 3. Определите отношение периодов обращения этих точек, если их ускорения равны по величине. 3.21 (3). Автомобиль движется со скоростью υ = 108 км/ч. Определите нормальное (центростремительное) ускорение верхних точек колес, если их диаметр d = 0,8 м. Скольжения автомобиля по дороге не происходит. 3.22 (3). Поезд движется по закругленному участку пути со скоростью υ = 108 км/ч. Путь представляет собой дугу окружности радиусом R = 0,2 км. У пассажира, находящегося в одном из вагонов, выпал из рук бутерброд. Определите ускорение бутерброда относительно вагона. Сопротивлением воздуха и отчаянием пассажира можно пренебречь. 3.23 (4). Автомобиль, двигаясь со скоростью υ0 = 100 км/ч, выехал на участок трассы, представляющей собой окружность радиуса R = 1 км. На этом участке скорость автомобиля равномерно уменьшалась до тех пор, пока он не остановился. Определите величину ускорения автомобиля на середине пути по окружности, если он сделал ровно один оборот по трассе. 3.24 (2). В некоторый момент времени скорость свободно падающего тела образует угол = –60° с горизонтом. Определите величины тангенциального и нормального ускорения в этот момент. 3.25 (3). Тело брошено под углом = 30 к горизонту со скоростью υ0 = 10 м/с. Определите радиус кривизны траектории в наивысшей точке подъема. 3.8 Электронный контент Электронный контент по каждой теме составляют задания для самопроверки (с указаниями к решению, подсказками и правильными решениями), приведенные выше в разделе «Задания для самопроверки», а также разобранные решения всех задач контрольных заданий с методическими замечаниями.