1. Назовите известные вам физические явления. 2. Какие вещества вы знаете? Приведите примеры. 3. Назовите известные вам виды материи. 4. Что из нижеперечисленного является материей, а что — веществом? а) звезды, б) вода, в) океан, г) стекло. 5. Какие из перечисленных ниже явлений можно отнести к механическим? а) автомобиль подает сигнал; б) внесенный в теплую комнату снег тает; в) бутылка падает с полки. 6. Какие из перечисленных ниже явлений можно отнести к электрическим? а) потертая о шерсть пластмассовая расческа притягивает волосы; б) сверкает молния; в) при включении выключателя загорается лампочка; г) магнит притягивает к себе железные предметы. 7. Какие из перечисленных ниже явлений можно отнести к магнитным? а) автомобиль подает сигнал; б) при включении выключателя загорается лампочка; в) магнит притягивает к себе железные предметы; г) внесенный в теплую комнату снег тает. 8 8. Какие из перечисленных ниже явлений можно отнести к тепловым? а) потертая о шерсть пластмассовая расческа притягивает волосы; б) сверкает молния; в) при включении выключателя загорается лампочка; г) чайник закипает на огне. 9. Какие из перечисленных ниже явлений можно отнести к звуковым? а) автомобиль подает сигнал; б) при включении выключателя загорается лампочка; в) магнит притягивает к себе железные предметы; г) внесенный в теплую комнату снег тает. 10. Какие из перечисленных ниже явлений можно отнести к световым? а) потертая о шерсть пластмассовая расческа притягивает волосы; б) сверкает молния; в) в комнате горит свет; г) чайник закипает на огне. 11. Назовите физические тела одинаковой формы, но разного объема. 12. Назовите физические тела одинакового объема, но разной формы. 13. Приведите примеры физических тел, состоящих из одного и того же вещества. 14. Назовите, из каких веществ состоят следующие физические тела: дождевая капля, стакан, гвоздь, ластик. 15. Что из нижеперечисленного является физическим явлением? веществом? физическим телом? прибором? физической величиной? единицей физической величины? а) град; г) термометр; ж) килограмм; б) часы; д) Луна; з) водород. в) температура; е) объем; и) стакан. 16. Назовите, на основе каких физических явлений действуют следующие приборы: часы с механическим заводом, чайник, утюг, электролампа? 9 Физические величины. Измерение физических величин 17. Приведите примеры измерительных приборов. 18. Определите цену деления какого-нибудь измерительного прибора, имеющегося у вас дома. 19. На деревянной линейке число штрихов на шкале равно 201. Цифра 0 нанесена против первого штриха, а против последнего 100 см. Какова цена деления шкалы линейки? 20. Определите, какова цена деления каждого из измерительных приборов, изображенных на рисунке 1: термометра, линейки, секундомера, амперметра, спидометра. Р и с . 1 21. Как определить только с помощью линейки диаметр швейных иголок? 22. Определите длину деревяшки, изображенной на рисунке 2? г|пп нттртпрш|Л1трттт|штртнутш|тп1(нттртттуттттрн!|тш|тт1т|пп 10 11 12 13 14 15 16 17 см Р и с . 2 Р и с . 3 23. Проволока плотно намотана витками на карандаш, при этом 25 витков проволоки занимают расстояние 20 мм (рис. 3). Определите диаметр проволоки. 10 24. Как определить объем тел неправильной формы: камня, картофелины, гвоздя? 25. Определите цену деления мензурки на рисунке 4. 26. Сколько воды содержится в мензурке на рисунке 4? 27. В два одинаковых стакана налита жидкость (рис. 5). В каком стакане жидкости меньше? 28. Требуется определить объем маленького шарика от шарикоподшипников для велосипеда. Как измерить объем такого шарика при помощи мензурки? 29. В мензурку было налито 200 см3 воды. Когда в нее опустили кусок железа, вода в мензурке поднялась до деления, обозначенного цифрой 250. Определите объем железа. 30. Даны два термометра с одинаковым количеством ртути в резервуарах, но с разными внутренними диаметрами трубок. На одинаковую ли высоту поднимется уровень ртути в том и другом термометре, если их оба поместить в пары кипящей воды? 31*. В университетском учебнике физики 1825 г., написанном профессором Иваном Алексеевичем Двигубским, приведено описание термометра XVI века (рис. 6). Небольшого диаметра стеклянная трубка А с шариком Е на конце погружена открытым концом в сосуд с подкрашенной жидкостью. Нагреванием шарика Е часть воздуха выгоняется. Почему? С прекращением нагревания подкрашенная жидкость поднимается по трубке до С. Почему? с : > Рис. 4 Рис. 5 Е С В Рис. 6 11 Как будет действовать такой термометр? Какое влияние окажет на показания такого термометра изменение атмосферного давления? 32. Сколько литров воды налилось в прямоугольную яму с размерами 5мх4мх2м (длина х ширина х глубина)? 33. Сколько ведер объемом 12 л вмещает аквариум, длина которого 30 см, ширина 50 см и высота 40 см? 34. На строительство плотины пошло 820000 м3 бетона. Определите толщину плотины, если ее длина 760 м, а высота 60 м. 35. Поплавок Полянского применяли во время войны для переправы бойцов через реку. Он представляет собой водонепроницаемый мешок (рис. 7), который в надутом состоянии имеет размеры 70 х 30 х 30 см. Определите объем поплавка в надутом состоянии. ,_ 0,70 м о со о Рис. 7 36. В столярной мастерской требуется изготовить доску длиною в 50 см, шириною 15 см и толщиною в 20 см. Сделайте чертеж этой доски в масштабе 1:5. 37. Длина плотины гидроэлектростанции 760 м и высота 60 м. При каком масштабе возможно сделать чертеж плотины в тетради? 38. Чему равна цена деления секундомеров на рисунке 8? Какое время показывает каждый из них? Рис. 8 12 39. Измерьте диаметры рублевой и пятирублевой монеток с помощью линейки, имеющей миллиметровые деления. Вычислите разницу между диаметрами монет. 1 Г т о н н о ~ ь и погрешность измерений 40. Какой из линеек, изображенных на рисунке 9, можно более точно измерить длину чайной ложки? 41. Каким термометром можно точнее измерить температуру — комнатным или медицинским? 42. Цена деления циферблата часов равна 1 с. С какой точностью они измеряют время? 43. Возьмите две рулетки с разной ценой деления и измерьте длину, высоту и ширину вашего кабинета физики. Являются ли результаты измерений точными числами? В каком случае измерения выполнены точнее? 44. Ошибка измерения длины карандаша — 1,25 мм, а ошибка измерения длины каната в спортзале — 5,25 мм. В каком случае погрешность измерения больше? 45. Рулеткой с ценой деления 1 см измерили длину портфеля. Она оказалась равной 55 см. Запишите длину портфеля с учетом погрешности измерения. /0 1 2 3 4 5 6 4ttlllll,lluilllllllll,llnl,/inihlnluitllllt/lltlu,illM lin 0 1 2 3 4 5 6 Рис. 9 13 Первоначальные сведения о строении вещества Строение вещества. Молекулы. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимное притяжение и отталкивание молекул 46. Камни малосжимаемы, но металлы (даже очень плотные) с помощью мощного пресса удается сжать до 0,75 от начального объема. Почему возможно такое сильное сжатие? 47. В стеклянную бутылку налили воды и поместили ее в морозильную камеру. Что произойдет с бутылкой и почему? 48. Меняется ли вместимость сосудов при изменении их температуры? 49. Отличаются ли молекулы воды в горячем чае от молекул воды в холодном лимонаде? 50. Стоит ли наливать полный чайник воды, если в нем нужно вскипятить воду? 51. Как называется физическое явление, благодаря которому можно засаливать овощи на зиму? Как происходит переход соли из воды в овощи при засолке? 52. Сильно завинченную крышку банки легче отвинтить, если ее подогреть. Почему? 53. Если перенести надутый воздушный шарик из тепла в холод, что произойдет с его объемом? Почему? 54. Горячие стеклянные стаканы не рекомендуется вставлять друг в друга. Почему? 55. Почему сложенные вместе стекла трудно разъединить? 56. Прижмите поплотнее две деревянные линейки. Легко ли их разъединить? Объясните наблюдаемое явление. 14 57. Положите в стакан крупинку марганцовки, а затем осторожно налейте в него воду. Что вы наблюдаете? Как называется это явление? 58. Возьмите две чашки. Наполните их водой и осторожно положите несколько крупинок лимонной кислоты. Одну чашку оставьте на столе, а вторую поместите в холодильник. Через некоторое время попробуйте воду. Объясните наблюдаемое явление. 59. Слишком соленую рыбу можно положить на некоторое время в воду при комнатной температуре, и рыба станет менее соленой. Почему? 60. На улице вблизи хлебозавода чувствуется запах хлеба. Почему? 61. Возле кондитерской фабрики обычно пахнет ванилью или шоколадом. Объясните это явление, используя понятие о молекулах. 62. Пятно от йода на ткани можно прогладить горячим утюгом, и оно исчезнет. Почему? 63. Почему пыль садится даже на обращенные вниз поверхности? 64. Почему при сварке металлов необходима очень высокая температура? 65. У флакончика для духов тщательно шлифуют горлышко и пробку в месте их соприкосновения. Почему? 66. Белье после стирки, вывешенное на мороз, после замерзания трудно разгибается. Почему? 67. Почему при одинаковой температуре диффузия в жидкостях идет медленнее, чем в газах? 68. Почему разбитые вазы не «срастаются» обратно, как бы сильно мы не прижимали друг к другу осколки? 69. Почему разорванный пластилин можно соединить обратно в один кусок? 70. Почему пыль с мебели устраняется мокрой тряпкой лучше, чем сухой? 71. Почему после плавания на человеческом теле остаются капельки воды? 72. Почему на стыках железнодорожных рельсов оставляют промежутки, а не соединяют их плотно? 15 73. Почему телеграфная проволока провисает летом больше, чем зимой? 74. Чтобы вынуть плотно засевшую стеклянную пробку, надо на слабом огне нагреть снаружи горлышко склянки. Почему это нагревание может помочь делу? 75. При литье расплавленный чугун выливают в формы, в которых он и застывает. Литье производят при температуре около 1300°. Зачем формы делают больше, чем будет сам предмет? 76. Можно ли сделать термометр, используя для его наполнения керосин? 77. Чтобы вывернуть старый заржавевший винт, к его головке подносят нагретый паяльник, которым нагревают винт. Когда винт остынет, он легко вывинчивается. Как объяснить это явление? 78. Почему из полного чайника вода при нагревании выливается, хотя объем чайника при нагревании тоже увеличивается? 79. Следует ли зимой покупать полный бидон керосина, если его приходится хранить дома в теплом помещении? 80. Зачем железную шину, надеваемую на обод колеса телеги, кузнец перед надеванием сильно нагревает? 81. Если склепать железную и медную полоски одинакового размера и затем нагреть их, то вся пластинка изогнется. Почему? 82. На блюдце с водой поставили опрокинутый горячий стакан. Почему через некоторое время вода внутри стакана будет стоять выше, чем в блюдце (рис. 10)? 83. Почему глубокие пруды не промерзают до дна? 84. Можно ли делать термометры, взяв вместо подкрашенного спирта подкрашенную воду? 16 Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, | жидкостей и газов ___________________________ 85. Какие из перечисленных ниже веществ могут находиться в трех агрегатных состояниях (твердом, жидком и газообразном): железо, поваренная соль, пластмасса, вода, стекло, ртуть, дерево? 86. Может ли соль находиться в жидком состоянии? 87. Может ли углекислый газ быть в твердом состоянии? 88. Перечислите известные вам вещества, которые при температуре 20 °С находятся в твердом состоянии. 89. Какие вы знаете вещества, находящиеся в жидком состоянии при 20 °С? 90. Назовите вещества, находящиеся при температуре 20 °С в газообразном состоянии. 91. Объем эфира в неплотно закрытом флаконе уменьшается. Объясните наблюдаемое явление на основе молекулярного строения вещества. 92. В каких состояниях может находиться нафталин? Почему в комнате, где находится нафталин, всегда чувствуется его запах? 93. В каком агрегатном состоянии вещества притяжение между молекулами (атомами) наибольшее? 94. В каком агрегатном состоянии вещества притяжение между молекулами (атомами) наименьшее? 17 Взаимодействие тел Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение 95. Приведите примеры равномерного движения. 96. Приведите примеры неравномерного движения. 97. Мальчик скатывается на салазках с горы. Можно ли это движение считать равномерным? 98. Сидя в вагоне движущегося пассажирского поезда и наблюдая движение встречного товарного поезда, нам кажется, что товарный поезд идет гораздо быстрее, чем шел до встречи наш пассажирский поезд. Почему это происходит? 99. В движении или покое находится водитель движущегося автомобиля относительно: а) дороги; г) Солнца; б) сидения автомобиля; д) деревьев вдоль дороги? в) автозаправки; 100. Сидя в вагоне движущегося поезда, мы наблюдаем в окне автомобиль, который уходит вперед, затем кажется неподвижным, и, наконец, движется назад. Как объяснить то, что мы видим? 101. Самолет выполняет «мертвую петлю». Какую траекторию движения видят наблюдатели с земли? 102. Приведите примеры движения тел по криволинейным траекториям относительно земли. 103. Приведите примеры движения тел, имеющих прямолинейную траекторию относительно земли. 104. Какие виды движения мы наблюдаем при письме шариковой ручкой? Мелом? 105. Какие части велосипеда при его прямолинейном движении описывают относительно земли прямолинейные траектории, а какие — криволинейные? 18 106. Почему говорят, что Солнце всходит и заходит? Что в данном случае является телом отсчета? 107. Два автомобиля движутся по шоссе так, что некоторое время расстояние между ними не меняется. Указать, относительно каких тел каждый из них находится в покое и относительно каких тел они в течение этого промежутка времени движутся. 108. Санки скатываются с горы; шарик скатывается по наклонному желобу; камень, выпущенный из рук, падает. Какие из этих тел движутся поступательно? 109. Книга, установленная на столе в вертикальном положении (рис. 11, положение I), от толчка падает и занимает положение II. Две точки А и В на переплете книги при этом описали траектории ААХ и ВВХ. Можно ли сказать, что книга двигалась поступательно? Почему? Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения 110. Выразите в метрах в секунду (м/с) скорости: 60 км/ч; 90 км/ч; 300 км/ч; 120 м/мин. 111. Пассажирский самолет летит со скоростью 414 км/ч. Выразите эту скорость в м/с. 112. Скорость мотоцикла 20 м /с, а скорость гоночного автомобиля — 360 км/ч. Чья скорость больше и во сколько раз? 113. Автомобиль прошел расстояние 500 м за 25 с. Найти скорость автомобиля. 114. Танк Кристи (рис. 12) развивает скорость при движении на колесах 100 км/ч, а при движении на гусеРис. 12 I 19 ницах 60 км/ч. Определите, за какое время этот танк пройдет расстояние в 450 км. 115. Пуля, выпущенная из винтовки, долетела до цели, находящейся на расстоянии 1 км, за 2,5 секунды. Найти скорость пули. 116. Самолет развивает скорость 180 км/ч. Какое расстояние может пролететь этот самолет за 25 минут? 117. Два автомобиля движутся равномерно. Первый в течение 5 мин проходит б км, а второй в течение 3 с — 90 м. Скорость какого автомобиля больше? 118. Пароход, двигаясь против течения со скоростью 14 км/ч, проходит расстояние между двумя пристанями за 4 часа. За какое время он пройдет то же расстояние по течению, если его скорость в этом случае равна 5,6 м /с? 119. В подрывной технике для взрыва шпуров (скважин, наполненных взрывчатым веществом) применяют особый, сгорающий с небольшой скоростью шнур (бикфордов шнур). Какой длины шнур надо взять, чтобы успеть, после того как он зажжен, отбежать на расстояние 150 м, если скорость бега 5 м /с, а скорость распространения пламени по шнуру 0,8 см /с? 120. Земноводный танк может двигаться на гусеницах по суше со скоростью 70 км/ч и плавать со скоростью 10 км/ч. Сколько времени потребуется этому танку, чтобы пройти общее расстояние 61 км, если на пути будет озеро шириною в 5 км? 121. Двигаясь равномерно, пассажирский реактивный самолет ТУ-104 пролетел 8250 м за 30 с. Какова скорость самолета в м /с и км/ч? 122. Пешеход прошел 900 м за 10 мин. Вычислите его среднюю скорость движения (в м/с). 123. При испытании скорости револьверной пули при вылете оказалось, что расстояние между двумя картонными пластинками длиною в 20 см пуля пролетела за 0,0004 секунды. Определить по этим данным скорость пули. 124. Скоростной лифт в небоскребе поднимается равномерно со скоростью 3 м/с. За сколько времени можно подняться на таком лифте на высоту 90 м? 20 125. Длина конвейера 20 м. За какое время вещь, поставленная у начала конвейера, придет к его концу, если скорость движения конвейера 10 см/с? 126. Клеть подъемной машины в шахте опускается со скоростью 4 м/с. За какое время можно достигнуть дна шахты глубиной 300 м? 127. Автомобиль проехал равномерно участок дороги длиной 3,5 км за 3 мин. Нарушил ли правила дорожного движения водитель, если на обочине расположен дорожный знак «скорость не более 50 км/ч» (рис. 13)? 128. Какой путь пролетит реактивный истребитель, двигающийся со скоростью 3600 км/ч, за 5 ч? 129. Велосипедист едет со скоростью 5 м/с. За какое время он преодолеет 99 км? 130. Скорость автомобиля 180 км/ч, а скорость самолета 600 м/с. Сколько времени затратят автомобиль и самолет для прохождения пути в 2000 м? 131. Снаряд двигается со скоростью 500 м/с, а звук выстрела распространяется со скоростью 340 м/с. На сколько секунд быстрее снаряд пройдет расстояние 6000 м, чем звук выстрела? 132. Длина земного экватора 40000 км. За какое время самолет может облететь Землю по экватору, если его скорость равна 800 км/ч? 133*. В морском деле принимается за единицу скорости узел. Вычислите, скольким км/ч соответствует 1 узел, если известно, что 1 узел = 1 морская миля/ч и 1 морская миля равна длине дуги земного экватора, соответствующей одной минуте градусного измерения (длина дуги экватора равна 39805 км). 134. Росток бамбука за сутки вырастает на 86,4 см. На сколько он вырастает за 1 мин? 135. Спортсмен пробегает дистанцию в 60 м за 9,4 с. С какой скоростью он бежит? 21 136. В течение двух часов поезд двигался со скоростью 110 км/ч, затем сделал остановку на 10 мин. Оставшуюся часть пути он шел со скоростью 90 км/ч. Какова средняя скорость поезда на всем пути, если он прошел 400 км? 137. Автобус за первые два часа проехал 90 км, а следующие три часа двигался со скоростью 50 км/ч. Какова средняя скорость автобуса на всем пути? 138. Мотоциклист едет первую половину пути со скоростью 90 км/ч, а вторую половину пути — со скоростью 70 км/ч. Найдите среднюю скорость мотоцикла на всем пути. 139. Средняя скорость велосипедиста на всем пути равна 40 км/ч. Первую половину пути он ехал со скоростью 60 км/ч. С какой скоростью велосипедист проехал остаток пути? 140. Изобразите графически векторы скорости: 5 км/ч; 15 км/ч; 10 м/с. 141. Приняв, что сторона одной клеточки в тетради равна скорости 1 м/с, изобразите в тетради скорость 5 м/с. 142. На графике скорость 3,6 км/ч изображена стрелкой длиной 2 см. Изобразите в том же масштабе скорость 2 м/с. 143. По графику зависимости пути от времени на рисунке 14 определите скорость при равномерном движении (в м/с). 144. На рисунке 15 изображен график движения лыжника. Сколько метров он проедет за 12 мин, если его скорость останется неизменной? 145. Гоночный автомобиль мчится со скоростью 360 км/ч. Начертите в тетради график зависимости его пути от времени. 22 146. Аэроплан летит со скоростью 720 км/ч в течение 25 мин. Начертите график его движения, приняв для оси времени масштаб: 5 мин — 1 см; а для оси пути масштаб выберите самостоятельно. 147. Расстояние между двумя пристанями 144 км. Сколько времени потребуется пароходу для совершения рейса между пристанями туда и обратно, если скорость парохода в стоячей воде 18 км/ч, а скорость течения 3 м /с? 148. Самолет, летящий со скоростью 300 км/ч, пролетел расстояние между аэродромами А и В за 2,2 ч. Обратный полет из-за встречного ветра он совершил за 2,4 ч. Определите скорость ветра. 149. С двух пристаней, расстояние между которыми 70 км, одновременно отправляются два парохода навстречу друг другу. Пароходы встретились через 2,5 ч, причем пароход, идущий по течению, прошел за это время путь 55,5 км. Скорость течения 2 м /с . Определите скорости пароходов в стоячей воде. 150. Определите по графику пути равномерного движения, изображенному на рисунке 16: а) путь, пройденный телом в течение 4,5 с, б) время, в течение которого пройден путь 15 м, в) скорость движения, если сторона клетки соответствует 1 м и 1 с. 151. Постройте на одном и том же чертеже графики путей двух равномерных движений со скоростью 7,2 км/ч и 18 км/ч. 152. Постройте график пути движения, уравнение которого s = 5t. 23 153. На рисунке 17 дан график пути движения поезда. Определите, в котором часу отправился поезд и направление его движения. 154. На рисунке 18 дан график пути движения поезда. Определите скорости движения на участках, изображенных отрезками графика ОА, АВ и ВС. Какой путь пройден поездом в течение 3 часов с начала его движения? S 155*. Постройте график пути движения поезда между двумя станциями А и Б по следующим данным. Расстояние от А до Б равно 60 км. Двигаясь от А к Б со скоростью 40 км/ч, поезд на полпути делает пятиминутную остановку, потом продолжает двигаться дальше со скоростью 60 км/ч. На станции Б поезд стоит 20 мин, затем движется обратно без остановок со скоростью 45 км/ч. 156*. От одной и той же станции в одном и том же направлении отправляются два поезда. Скорость первого 30 км/ч, второго 40 км/ч. Второй поезд отправляется через 10 мин после первого. После сорокаминутного движения первый поезд делает пятиминутную остановку, потом продолжает двигаться дальше с прежней скоростью. Определите графически, когда и на каком расстоянии от станции второй поезд догонит первый. Графическое решение проверьте вычислением. 24 157. Чем отличаются движения I и II, графики которых даны на рисунках 19 и 20? Что обозначает точка пересечения графиков и что по ней можно узнать? S S 158. По графику движения корабля, подходящего к причалу (рис. 21), определите скорость его движения на участке АВ. 159. По представленному на рисунке 21 графику движения корабля, подходящего к причалу, дайте характеристику движения корабля на участках АВ, ВС и CD. 160. По графику на рисунке 21 определите среднюю скорость движения корабля за промежуток времени между 104-й и 106-й минутами движения. 161. На рисунке 22 даны графики движения мопеда (а) и велосипеда (ft). Определите скорости их движения. Кто из них поехал раньше? Рис. 21 162. Какую скорость имеют в виду, говоря о скорости движения поезда, автомобиля или самолета между двумя какими-нибудь пунктами? 25 163. Пуля вылетела из ствола со скоростью 600 м/с. Какую скорость имеют здесь в виду? 164. Поезд прошел 25 км за 35 мин, причем первые 10 км он прошел в течение 18 мин, вторые 10 км в течение 12 мин, а последние 5 км за 5 мин. Определите среднюю скорость поезда на каждом участке и на всем пути. 165. Санки, двигаясь вниз по горе, прошли в течение первой секунды движения 2 м, второй секунды — 6 м, третьей секунды — 10 м и четвертой секунды — 14 м. Найдите среднюю скорость за первые две секунды, за последние две секунды и за все время. 166. Почему нельзя говорить о средней скорости переменного движения вообще, а можно говорить только о средней скорости за данный промежуток времени или о средней скорости на данном участке пути? 167. Постройте на одном чертеже графики скоростей двух равномерных движений: иг = 3 м/с и и2 = 5 м/с. Построить на том же чертеже прямоугольники, площади которых численно равны путям, пройденным в течение 6 с. 168. Даны графики зависимости пройденного пути от времени при равномерном движении, представленные в одном масштабе. Как по ним определить, какое тело движется с большей скоростью? Инерция Рис. 23 169. Почему, для того чтобы посадить молоток на ручку, ударяют концом ручки молотка о неподвижный предмет (рис. 23)? 170. Почему споткнувшийся человек падает по направлению движения? 171. Спрыгивая с некоторой высоты и становясь на землю, человек подгибает ноги в коленях. Почему? 172. Что труднее: сдвинуть вагон с места или уже сдвинутый вагон двигать равномерно? Почему? 26 173. Что будет со всадником, скачущим на лошади, если лошадь внезапно остановится? 174. Благодаря какому физическому явлению удается удалить пыль из ковра выколачиванием? встряхиванием? 175. Для регулирования выступа лезвия рубанка из колодки рубанка (рис. 24) ударяют молотком то по задней части колодки, то по передней. В каких случаях по какой части колодки надо ударять? Почему? 176. Почему при катании на коньках, если конек зацепится за что-нибудь, человек падает? 177. В каком направлении наклоняются люди, стоящие в движущемся вагоне, при внезапной остановке вагона? Почему? 178. При легких наковальнях паровых молотов удары о наковальню настолько сильно сотрясают почву, что на соседних постройках появляются трещины. При достаточно тяжелых наковальнях сотрясение почвы меньше. Почему? 179. Какую вагонетку легче остановить при ее движении по инерции: пустую или груженую? Почему? 180. Почему при выстреле из орудия снаряд приобретает большую скорость, а само орудие — значительно меньшую? 181. Может ли ракета лететь в безвоздушном пространстве? 182. Почему при взлете птицы тонкая ветка, на которой сидела птица, сначала опускается, а потом уже поднимается? Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах 183. Железный гвоздь притягивается к магниту. Притягивается ли магнит к гвоздю? 184. Что будет, если пустить плавать магнит и гвоздь на отдельных пробках в воде? 27 185. Когда космический корабль взлетает, его двигатели с огромной скоростью выбрасывают назад газы, образующиеся при сгорании топлива. Почему космический корабль движется? 186. Во сколько раз скорость снаряда больше скорости отката орудия при отдаче? 187. Где легче разбить орех: на сиденье кресла или на деревянном столе? Почему? 188. Чтобы прибить подошву, сапожник надевает ботинок на железную лапку. Почему? 189. Два неподвижных тела после взаимодействия друг с другом начинают двигаться. При каком условии их скорости будут равны по величине? 190. Если вода замерзнет, ее масса изменится? 191. Столкнули два неподвижных деревянных шарика, и они откатились в разные стороны с одинаковыми скоростями. Что можно сказать о массах этих шариков? 192. Солому спрессовали в брикет. Изменилась ли при этом масса соломы? 193. Масса пустого артиллерийского орудия 290 кг, а масса снаряда 58 кг. Скорость снаряда при вылете из ствола равна 910 м/с. С какой скоростью откатывается орудие при выстреле? 194. На одной чашке весов лежит кусочек мела массой 10,50 г. Имеется набор гирь: 10 г, 5 г, 5 г, 20 мг, 20 мг, 10 мг. Какие гирьки нужно положить на другую чашку весов, чтобы уравновесить мел? 195. Мальчик садится в лодку с мостков, поставив одну ногу в лодку, а другой отталкиваясь от мостков. В каком случае ему удобнее сесть в лодку — когда она пустая или груженая? 196. Выразите массу тел в килограммах: 3 т; 0,5 т; 450 г; 25 г; 52,7 т. 197*. Пустая тележка А х соединена с груженой тележкой Ао сжатой пружиной П (рис. 25). Вся система катится в одну сторону с одинаковой скоростью 0,72 м/с. Когда веревку Н пережгли, пружина П распрямилась, и скорость груженой тележки А2 стала равной 28 180 см /с, а пустая тележка А х остановилась. Ответьте на вопросы: а) в какую сторону вначале катились тележки? б) у какой тележки скорость изменилась больше и во сколько раз? в) какая из тележек имеет меньшую массу и во сколько раз? Рис. 25 198. Один ученик утверждает, что целый кирпич упадет с некоторой высоты на землю вдвое быстрее, чем полкирпича, так как Земля притягивает его с вдвое большей силой; другой утверждает, что целый кирпич упадет вдвое медленнее, так как он в два раза более инертен. Кто из них прав? 199. Если взвесить одно и то же тело на рычажных весах у подножия Эльбруса и на его вершине, то каков будет результат? Одинаков ли вес тела в этих двух местах? 200. На чувствительных пружинных весах взвесили одно тело у подножия, другое на тех же весах на вершине той же горы. Показания весов оказались одинаковыми, одинаковы ли массы этих двух тел?