Задание № 1. Вставьте имена философов или философское понятие.
1. Мыслитель, высказавший суждение, что: «Все сущее – число»? – это _______________.
2. Для определения состояния, в котором находится мир (постоянное изменение) ____________________ использовал образы огня и реки.
3. Древнегреческий философ, своим учением определивший «линию материализма» в философии – это ______________.
4. _____________ утверждал, что все в мире состоит из мельчайших частиц - атомов.
5. Родоначальником объективного идеализма можно назвать древнегреческого философа ______________.
6. Знаменитое изречение: «Человек есть мерило бытия …» принадлежит ______________.
7. Проект идеального государства впервые в своих работах представил _______________.
8. Философ, сформулировавший три первых закона логики и которого Гегель называл «учителем человечества» - это ____________________.
9. Философ, создавший апории, отражающие трудность описания движения – это ______________.
10. К философской школе стоицизма относились __________________________________________________________________.
11. Мировоззренческая позиция, рассматривающая всякое событие и каждый поступок как нечто неотвратимое, изначально предопределенное, исключающее случай - ___________________.
12. Искусство спора, умение вести дискуссию, плодотворно развивать обсуждаемую проблему - ____________________.
13. Первое философское понятие, введенное в оборот Парменидом и обозначавшее сущее, было _______________.
14. Одно из основных понятий древнегреческой философии, означавшее закон, порядок – это ____________________.
Задание № 3. Соотнесите:
Философ Основное понятие его философии
А) Аристотель; 1) Космос;
Б) Демокрит; 2) Бытие;
В) Парменид; 3) Форма;
Г) Гераклит; 4) Идея;
Д) Платон. 5) Атом.
Задание № 6.
Древнегреческие софисты говорили о себе – «Мы специалисты по мудрости». Попробуйте стать «специалистом по мудрости» и закончите приведённые рассуждения так, как их завершали софисты.
1. У старшего из софистов – Протагора – был ученик, обучающийся судебному красноречию. По уговору он должен был заплатить учителю после первого выигранного дела. Но ученик не спешил выступать в суде. Тогда Протагор сам подал на него в суд, рассуждая так: «Если я выиграю дело, то он заплатит по приговору. А если он выиграет дело, то он заплатит по уговору». А ученик в то же время рассуждал так:_______________
2. Вера людей в богов и поклонение им были законом греческой жизни. Между тем Протагор учил, что «человек есть мера всем вещам – существованию существующих и несуществованию несуществующих». В отношении богов это означало, что
Задание № 7. Потренируйтесь в остроумии. Попробуйте закончить фразы, принадлежащие древним мудрецам.
Тест
В каждом задании один верный ответ
1. Определение философии как науки «об умопостигаемом», о «первопричинах», «о сущем» принадлежит:
а) Демокриту;
б) Аристотелю;
в) Эпикуру;
г) Анаксагору.
2. Парменид выдвинул идею:
а) О неизменности бытия;
б) О всеобщем его изменении и противоречивости;
в) О том, что основа всего сущего – атом;
г) О том, что истинное бытие – это идеи, эйдосы.
3. Автором собрания философских работ, получивших название «Метафизика», был:
а) Сократ;
б) Платон;
в) Аристотель;
г) Марк Аврелий.
4. «Отцом» диалектики считают:
а) Фалеса;
б) Сократа;
в) Гераклита;
г) Демокрита.
5. Работы «Политик», «Законы», «Государство» принадлежат:
а) Аристотелю;
б) Платону;
в) Зенону;
г) Пифагору.