Вариант 1 1. Установите последовательность исторических типов мировоззрения: а) 3 философия; в) 4 наука; б) 1 мифология; г) 2 религия. 2. Философии присущи функции: а) мировоззренческая и познавательная; в) аксиологическая и б) методологическая и прогностическая; ориентационная; +г) все эти функции вместе взятые. 3. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но...» а) знать все и невозможно; г) попытаюсь узнать; б) знания увеличивают скорбь; +д) другие не знают и этого. в) знать что-то вовсе и не нужно; 4. Установите соответствие философских школ той или иной философской культуре: а) 3 философия Нового времени б) 4 современная западная философия в) 1 философия Античности г) 2немецкая классическая философия 1) прагматизм; 2)трансцендентальный идеализм; 3) картезианство; 4) скептицизм. 5. Определите учению какого философа принадлежат следующие первоначала: Первопричина бытия 1. Вода 2. Апейрон 3. Огонь 4. Число 5. Гомеомерии 6. Атомы Философ а) 6 Демокрит б) 2 Анаксимандр в) 5 Анаксагор г) 1 Фалес д) 3 Гераклит е) 4 Пифагор 6. Определите, в концепциях каких философов главенствующую роль играют следующие категории: Философ 1. Платон 2. Гераклит 3. Аристотель 4. Демокрит 5. Эмпедокл Основные категории а) 2 Логос б) 1 Идея г) 3 Форма д) 4 Атом е) 5 Любовь ж)5 Ненависть 7. Истинное познание по Платону есть: а) логически четкое, рациональное познание; б) мистический опыт; +в) воспоминание душой идей, виденных ею в ином мире; г) знание основанное на эксперименте; д) истинное познание невозможно. 8. Онтология Демокрита строится на принципе: +а) мир состоит из невидимых, неделимых частиц — атомов; г) первоэлементом мира является число; б) первоэлементом мира является апейрон; д) познание мира невозможно. в) любая вещь мира есть соединение материи и формы; 9. В своей этической концепции стоики выдвинули: +а) идеал мудреца, который бесстрастно переносит удары судьбы; б) анархические принципы социальной жизни; в) идеал верующего, безропотно сносящего удары судьбы в надежде на загробную жизнь; г) идеал героя, противостоящего всему миру; д) идеал «страдающего бога». 10. Этот античный философ писал: "Раз душа бессмертна, то нет ничего такого, чего бы она не познала; поэтому нет ничего удивительного в том, что она способна вспомнить то, что прежде ей было известно. И раз все в природе друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, самому найти и все остальное: ведь искать и познавать — это как раз и значит припоминать". а) Аристотель; г) Скептики; б) Зенон из Кития (стоик); д) Пифагор. +в) Платон; 11. Этот античный мыслитель впервые сформулировал понятие «философия»: +а) Пифагор; г) Аристотель; б) Платон; д) Демокрит. в) Сократ; 12. Согласно Пармениду, мы впадаем в заблуждение, когда мыслим: +а) небытие; г) сомневаемся; б) первоначало; д) материю. в) бытие; 13. По вопросу о соотношении философии и религии Фома Аквинский выдвинул тезис о том, что: а) религия и философия несовместимы; г) философия должна быть упразднена; +б) все догматы религии должны быть доказаны разумом; д) религия должна быть упразднена. в) религия не вне - и не антиразумна, она сверхразумна; 14. Новое качество человека, открытое средневековой патристикой: а) дух; г) тело; +б) душа; д) воля. в) разум; 15. В центре размышлений философов средних веков стоит: а) природа; г) идеальный мир; б) личность; д) процесс познания. +в) Бог; 16. Фома Аквинский придерживался концепции: а) о несовместимости веры и знания; +в) о гармонии веры и знания; б) о превосходстве знания над верой; г) о превосходстве веры над знанием. 17. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы: а) исследовать социальную действительность; б) исследовать природу; +в) найти рациональные доказательства веры; г) сформулировать теорию познания; д) обосновать научный метод. 18. В схоластике провозглашалось различие между: +а) верой и разумом; в) сознательным и бессознательным; б) чувством и мыслью; г) разумом и интуицией. 19. Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется: а) атомизмом; г) папизмом; +б) томизмом; д) протестантизмом. в) августинизмом; 20. Номинализм в своей атаке на строгую рационализацию религиозных догматов, тем самым: а) укрепил христианскую теологию; +б) подготовил почву для отделения теологии от философии; в) поставил на новую основу авторитарное положение церкви; г) затормозил формирование позитивизма Нового времени; д) дал толчок развитию мистики. 21. По мнению большинства историков философии, Ф. Бэкон являлся родоначальником европейского: а) идеализма и стоицизма; г) позитивизма и прагматизма; б) объективизма и скептицизма; д) панматематизма. +в) материализма и эмпиризма; 22. Личность в философии понимается как: а) синоним понятий «индивид», «человек»; б) родовое понятие, т. е. выражающее общие черты, присущие человеческому роду; +в) устойчивая система социально-значимых черт, характеристика человека как члена общества; г) совокупность физических способностей отдельного человека; д) социальная «маска». 23. Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер, привычки, особенности и т.д.), в противоположность типовым чертам, — это: а) индивид; г) субъект; +б) индивидуальность; д) особь. в) личность; 24. С точки зрения гедонизма, смысл жизни состоит в том, что: а) жизнь — это отречение от мира и умерщвление плоти ради искупления грехов; б) жизнь — это стремление к счастью как подлинному назначению человека; +в) жизнь — это наслаждения, желательно, как можно более разнообразные, здесь и сейчас; г) жить — значит из всего извлекать пользу; д) жить – это стремление к богу. 25. Специфика философской антропологии заключается в то, что она; а) исследует биологические параметры человека; б) исследует происхождение и становление человека; +в) пытается определить сущность человека, человеческое в человеке; г) исследует социальные детерминанты в поведении человека; д) пытается определить направление дальнейшего развития человечества. 26. Предметом этики является а) Общество; г) Смысл жизни; б) Человек; д) Система ценностей; +в) Мораль; е) Идеал. 27. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении: а) объективный идеализм; г) экзистенциализм; б) субъективный идеализм; д) томизм. +в) диалектический материализм; 28. «Бессознательное» в современной философии это: +а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение; б) рефлекторные процессы в организме человека; в) опыт, не поддающийся логическому анализу; г) нечто, присущее только отдельному человеку; д) общественное, социальное в личности. 29. Бессознательное в философии— это: +а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются; б) понятие, тождественное психическому; в) высший уровень психики человека; г) намеренное поведение, не соответствующее моральным и правовым нормам общества; д) часть коллективной духовной памяти человечества, проявляющаяся в пограничных состояниях отдельных индивидов. 30. Установите последовательность возникновения трактовок сознания: а) сознание - функция мозга по отражению действительности; б) сознание – свойство человеческого организма; в) сознание – божественный дар; г) сознание – душа. в – г – б - а 31. Философское понятие рефлексии относится к феномену: а) эмпирического познания; б) логического познания; в) интуитивного познания; +г) самосознания; д) подсознания. 32. Дедукция — это: +а) логический путь от общего к частному; б) передача ложного знания, как истинного; в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка. г) момент интеллектуального озарения; д) относительная, неполная истина. 33. Индукция — это: а) логический путь от общего к частному; б) подача ложного знания, как истинного; +в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка; г) момент интеллектуального озарения; д) относительная, неполная истина. 34. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях: а) слово; г) термин; б) категория; д) имя. в) дефиниция; 35. Эмпиризм — это: а) направление в теории познания, считающее мышление источником знания; +б) направление в теории познания, считающее чувственный опыт источником знания; в) направление в теории познания, считающее абсолютное сознание источником знания; г) направление в теории познания, считающее интуицию источником знания; д) направление в теории познания, считающее врожденные идеи источником знания. 36. Агностицизм — это: а) учение в онтологии рассматривающее проблемы бытия человека; +б) учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания мира; в) учение о развитии мира; г) учение о всеобщей причинной связи; д) учение о сущности человеческой истории. Вариант 2 1. Основной рабочий метод Ф. Бэкона— это: а) анализ; +г) индукция; б) синтез; д) диалектика. в) дедукция; 2. Прежде, чем заявить: «Я мыслю, следовательно, существую», Декарт утверждал: а) «верую, потому что нелепо»; г) «знание — сила»; +б) «во всем должно сомневаться»; д) «познай самого себя». в) «любовь движет солнца и светила»; 3. Основным методом получения истинных и практически полезных фактов Декарт считал: а) созерцательный анализ; г) спекулятивный синтез; б) эмпирическую индукцию; д) диалектический метод. +в) рациональную дедукцию; 4. Формулировка категорического императива Канта гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать...»: а) привычной формой твоего поведения; б) принципом инстинкта самосохранения; +в) общим законом; г) примером для подражания других; д) юридическим законом. 5. Философия К. Маркса есть: +а) диалектический материализм; г) критический реализм; б) феноменология; д) эмпиризм. в) историософия; 6. Теория познания В. Соловьева носит название: а) единое знание; г) всезнание; б) рациональное знание; д) абсолютное знание. +в) цельное знание; 7. Материалистическая концепция Л. Фейрбаха получила название: а) стихийный материализм; г) диалектический материализм; б) наивный материализм; +д) антропологический материализм. в) механистический материализм; 8. Идею сверхчеловека впервые выразил в философии: а) А. Бергсон; г) С. Кьеркегор; б) Э. Гуссерль; +д) Ф. Ницше. в) Г. Гегель; 9. Диалектика в философской системе Гегеля: а) спекулятивно-идеалистическая; г) негативная; б) экзистенциальная; д) метафорическая. +в) материалистическая; 10. Философия Гегеля — это: а) реализм; г) эмпиризм; +б) абсолютный объективный идеализм; д) трансцендентальный в) материализм; идеализм. 11. Известное утверждение прагматизма: а) истина — то, что доказано; +б) истина — то, что полезно; в) истина — то, что привычно; г) истина — то, что непостижимо; д) истина – это откровение. 12. Представителем «философии жизни» является: +а) Ницше; г) Гегель; б) Кант; д) Фихте. в) Шеллинг; 13. В философии А. Бергсона жизнь понимается как: а) изменчивый, творческий поток сознания; б) совокупность животных и растительных форм; в) процесс рационального, логического познания; г) форма состояния белка. +д) система ощущений и чувств; 14. Бессознательное по З. Фрейду есть а) божественное озарение; б) стихийные импульсы, исходящие из сферы познания; +в) «первичные влечения» с целью получения наибольшего удовольствия; г) стихийные процессы, происходящие в коллективах («коллективно бессознательное»). 15. Жизнь есть абсурд, согласно: а) Ницше; г) Фрейду; б) Дильтею; д) Сартру. +в) Камю; 16. Основная установка экзистенциализма означает: а) бытие определяет сознание; +б) существование предшествует сущности; в) отрицание реальности мира; г) сущность и существование тождественны. д) сущность предшествует существованию; 17. Фундаментальной характеристикой человеческого существования в экзистенциализме является: а) любовь; г) совесть; +б) свобода; д) разум. в) вера; 18. Понятие «пограничной ситуации» играет особую роль в: а) прагматизме; б) персонализме; в) феноменологии; г) структурализме; +д) экзистенциализме. 19. Установите принадлежность философа той или иной философской школе (направлению): а) 2 Сартр, Камю, Хайдеггер; б) 1 Ницше, Шопенгауэер; в) 5 Виндельбанд, Риккерт; г) 3 Фрейд, Юнг; д) 4 Миль, Спенсер 1) б «философия жизни»; 2) а экзистенциализм; 3) г психоанализ; 4) д позитивизм; 5) в неокантианство 20. Русский философ, основавший философскую школу «всеединства»: а) Бердяев; г) Сковорода; +б) Соловьев; д) Франк. в) Ильин; 21. Центральной категорией в философии Н. Бердяева является: а) разум; г) эмпирический опыт; б) бессознательное; д) мир идей. +в) свобода; 22. Установите соответствие определения тому или иному философскому направлению: а) мы не можем до конца познать мир, потому что наши чувства и разум несовершенны; б) наука является лишь описанием потока наших восприятий и не дает никакого знания о мире; в) предметы существуют лишь постольку, поскольку они воспринимаются; г) философия должна быть методом решения проблем, которые встают перед конкретными людьми в жизненных ситуациях. 1) скептицизм; 2)агностицизм; 3) прагматизм; 4) солипсизм. +а)- 1 +б)- 2 +в)- 4 +г)- 3 23. Соотнесите термин с определением: 1. Абсолютная истина 2. Относительная истина 3. Истина как откровение а) Знание, проникающее и охватывающее бесконечную духовную первооснову вселенной. б) Неполное знание о предмете (сложноорганизованной естественной системе). в) Истина, которая тождественна своему предмету, прошедшая многолетнюю проверку. 1-в 2- б 3-а 24. Какое определение истины соответствует исторической эпохе: а)Античность б) Средние века в) Новое время г) XX в. 1. Истина — это соответствие чувств и идей фактам. 2. Истина — это проявление идеи ( Платон) или сущности (Аристотель) 3. Бог, вот что является истиной. 4. Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтики) +А)- 2 +б)- 3 +в)- 4 +г)- 1 25. Какому уровню научного исследования соответствует следующая цель: а)Эмпирический б)Теоретический 1. Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой. 2. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности. 3. Добыть новые экспериментальные факты. 4. Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов. +А) -2, 3. +Б)- 1,4 26. Гносеология — это учение: а) о ценностях, об их происхождении и сущности; г) о сущности познания, о путях постижения истины; б) о развитии вселенной; д) о сущности человеческой истории. в) о бытии как таковом; 27. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она: а) абстрактна; г) абсолютна; +б) объективна; д) божественна. в) субъективна; 28. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект — это: а) чувственное отражение; г) объяснение; б) познавательный контакт с объектом познания; д) ноумен. +в) представление; 29. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии: а) пропаганда; г) предрассудок; +б) заблуждение; д) иллюзия. в) суждение 30. Детерминизм является учением: а) о божественной предопределенности; б) о всеобщей познаваемости мира; г) о непознаваемости мира; д) о сотворении мира. е) о всеобщей закономерной связи, причинно-следственной обусловленности явлений; 31. Идеалисты утверждают, что: +а) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало; б) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): материальное и духовное; в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления; г) материя состоит из вечных, неизменных и неделимых частиц – атомов; д) мир создан Богом из ничего. 32. Установите последовательность возникновения трактовок бытия: а) бытие творящее и бытие сотворенное; в) бытие как Единое; б) бытие как экзистенция; г) бытие как определенность материального мира. в – а – г - б 33. Онтология — это учение: а) о ценностях, об их происхождении и сущности; б) о развитии вселенной; +в) о бытии как таковом; г) о духовной культуре общества и человека. д) о сущности человеческой истории. 34.Фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, устойчивые и повторяющиеся связи и отношения действительности и познания. а) Термины; г) Законы; +б) Категории; д) Парадигмы; в) Символы; е) Универсалии. 35. Установите последовательность возникновения философских категорий: а) бытие; б) первоначало (архэ); в) экзистенция; г) субстанция. б – а – г – в 36. Существенная, устойчивая и повторяющаяся взаимосвязь – это а) явление; г) качество; +б) закон; д) детерминизм; в) условие; е) диалектика