menu
person

Тема №9020

Ответы к тесту по философии 20 тем (Часть 3)

Тема 13. Философское учение о сознании
1. Выберите правильные варианты ответов:
Сознание – это…
а) форма отражения;
б) субъективный образ объективного мира;
в) свойство высокоорганизованной материи отражать
объективный мир, процесс познания.
2. Установите, какому из философских направлений при-
надлежит каждое из приведенных ниже определений сознания:
1) объективный идеализм Гегеля;
2) вульгарный материализм;
3) диалектический материализм;
а) сознание – такой же материальный продукт деятельно-
сти мозга, как желчь – продукт печени;
б) сознание является функцией мозга;
в) сознание – это этап в развитии Абсолютной идеи.
54
3. Определите, какому из философских направлений при-
надлежит одно из фундаментальных философских положений:
«Отражение – всеобщее свойство материи, а формы отражения
зависят от уровня её организации»?
а) объективный идеализм;
б) субъективный идеализм;
в) метафизический материализм;
г) диалектический материализм.
4. К какой философской проблеме можно отнести вопрос
об отношении материи и сознания?
а) диалектика как метод в) основной вопрос фило-
познания; софии;
б) логика; г) этика.
5. Выпишите понятия, характеризующие сущность созна-
ния и его важнейшие свойства:
вспыльчивость, идеальность, социальная обусловленность,
раздражительность, отражение, активность, первичность, субъ-
ективность, вторичность, материальность, предметность, объек-
тивность, связь с языком.
6. Вставьте пропущенное слово в следующем определении
сознания:
«Сознание это свойство высокоорганизованной материи,
высшая форма … действительности в мозгу человека».
7. Выберите правильный ответ. По своей сущности созна-
ние является…
а) материальным;
б) идеальным;
в) трансцендентальным;
г) биологическим.
8. Выберите правильный ответ. Источником нашего созна-
ния для материалиста выступает:
а) объективный мир; в) разум человека;
б) ощущения субъекта; г) Бог. 
55
9. Укажите формы психического отражения, присущие че-
ловеку:
раздражимость, чувствительность, ощущение, воспри-
ятие, представление, понятие, суждение, умозаключение.
10. Выделите формы психического отражения, присущие
высокоорганизованным животным:
ощущение, восприятие, представление, понятие, сужде-
ние, умозаключение.
11. Продолжая фразу, укажите самое яркое отличие сознания
человека от психики животного: «Только человеку присуще …».
12. Допишите фразу: «Открытие сферы бессознательного
в
психике человека связано с именем …».
13. Выберите правильный ответ. Человеческое сознание
является…
а) пассивным; г) активным;
б) индифферентным;
д) механическим;
в) творческим; е) практически-преобразую-
щим.
14. Какие мотивы определяют человеческое поведение, по
Фрейду?
а) религиозные; г) осознанные;
б) этические;
д) аффективные;
в) бессознательные; е) социальные.
15. Выделите основные виды бессознательных процессов:
а) сновидение;
д) озарение;
б) понятие; е) интуиция;
в) телепатия;
ж) умозаключение;
г) суждение; з) ясновидение.
16. Допишите фразу: «Концепция вторичности обществен-
ного сознания по отношению
к общественному бытию принад-
лежит …»
56
а) Д. Дидро;
в) К. Марксу;
б) Г. Гегелю; г) З. Фрейду.
17.
В какой сфере общества
К. Маркс обнаружил скрытые
детерминанты общественного сознания:
а) политической;
в) экономической.
б) религиозной;
18. Допишите фразу: «Представление
о коллективном бес-
сознательном было введено
в философский обиход …».
а) Р. Декартом; г) З. Фрейдом;
б) К. Марксом;
д) Э. Фроммом;
в) Ф. Ницше; е) К. Юнгом.
19. Как можно охарактеризовать следующий ряд: раздра-
жимость, возбудимость, психика, сознание?
а) атрибуты человеческого мозга;
б) ступени
в развитии отражения
в живой материи;
в) свойства любых живых существ.
20. Выберите правильный ответ. Язык является…
а) самостоятельным по отношению
к мысли;
б) мысль
и её содержание определяется языком;
в) язык есть материальный носитель мысли.
Тема 14. Философское учение
о познании
1. Выберите правильное определение гносеологии:
а) теория познания;
б) изучение понятий, употребляемых только
в опреде-
ленной области человеческого познания;
в) учение
о бытии;
г) так называл Аристотель свое учение
о первоматерии.
2. Что означает термин «агностицизм»? 
57
а) мир, не доступный познанию;
б) несовершенство, изменчивость знаний;
в) познание наиболее адекватно отражает действитель-
ность.
3. Выделите типы познания:
а) научное; г) эмоциональное;
б) обыденное; д) детское.
в) художественное;
4. Какое познание основано на ощущении?
а) чувственное ;
б) логическое.
5. Отметьте формы, в которых осуществляется логическое
познание:
а) представление; г) умозаключение;
б) понятие; д) суждение.
в) восприятие;
6. Какое направление в учении о познании признает при-
оритетным познание разума?
а) сенсуализм; в) агностицизм;
б) рационализм; г) скептицизм.
7. Представители какого направления отрицают возмож-
ность познания мира?
а) рационализм; в) скептицизм;
б) сенсуализм; г) агностицизм.
8. Выделите формы чувственного познания:
а) ощущение; г) представление;
б) суждение; д) умозаключение.
в) восприятие;
9. Продолжите фразу. Интуиция – это…
а) работа сознания на бессознательном уровне, прорыв
бессознательного в сознание;
58
б) процедура познания, предполагающая использование пра-
вил и символов на основе договоренности субъектов по познанию.
10. Верно ли положение, что интуиция не только не помо-
гает в познании, но и является помехой в процессе познания?
а) да; б) нет.
11. Что является критерием истины?
а) практика; г) математическое доказательство;
б) разум; д) оценки и мнение субъекта.
в) чувства;
12. Какова цель познания?
а) постижение истины;
б) разрешение противоречий в практически-
преобразовательной деятельности конкретного человека;
в) удовлетворение потребностей в познании окружающе-
го мира.
13. Что является принципиальным в процессе познания?
а) наличие субъекта познания;
б) наличие объекта познания;
в) наличие и объекта, и субъекта познания;
г) наличие средств познания;
д) наличие самосознания.
14. Укажите представителей агностицизма в классической
философии:
а) Ф. Бэкон; д) Г. Лейбниц;
б) Дж. Беркли; е) И. Кант;
в) Г. Гегель; ж) Т. Гоббс;
г) Д. Юм; з) Ж.-Ж. Руссо.
15. Назовите философскую традицию, в которой берет на-
чало идея активности субъекта в познании:
а) немецкая классическая философия;
б) философия марксизма;
в) метафизический материализм ХVII – XVIII вв. 
59
16. Определите, какое из понятий, с точки зрения маркси-
стской теории познания, шире по своему содержанию – «прак-
тика» или «деятельность»?
17. Укажите основные формы практики в марксистской
философии:
а) научный эксперимент;
б) социальная практика;
в) духовная деятельность;
г) материальное производство;
д) религиозно-проповедническая деятельность.
18. Выделите основные функции практики в процессе по-
знания:
а) практика – основа познания;
б) практика – часть познания;
в) практика – критерий истины;
г) практика – цель познания;
д) практика – начало познания;
е) практика – предшественница познания.
19. Вставьте пропущенное слово: «Диалектико-
материалистический подход к пониманию структуры познава-
тельного процесса предполагает … чувственного и рациональ-
ного в познании».
20. Выделите отличительные особенности понимания ис-
тины в рамках диалектико-материалистической философской
традиции:
а) истина есть результат отдельного акта познания;
б) истина есть процесс;
в) истина конкретна и объективна по содержанию;
г) истина абсолютна и вечна.
21. Установите соответствие, характеризующее пони-
мание истины в классической и постклассической филосо-
фии:
60
а) истина – феномен языкового ряда;
б) истина – знание, соответствующее действительности;
в) истина – форма психического состояния личности;
г) истина – полезное знание;
д) истина – знание, соответствующее законам логики.
Тема 15. Научное познание
1. Укажите самые главные отличительные особенности на-
учного познания:
а) предметный и объективный способы рассмотрения мира;
б) точность получения выводов;
в) строгая логика выводов;
г) сверхдальнее прогнозирование практики;
д) использование особого искусственного языка.
2. Выделите основные характеристики науки как социо-
культурного феномена:
а) наука – это знание;
б)наука – это сложная развивающаяся система, вклю-
чающая особые типы знания;
в) наука – это специфический вид познавательной дея-
тельности человека;
г) наука – это один из социальных институтов;
д) наука – это совокупность фактов.
3. Расположите в хронологической последовательности
основные вехи в развитии науки:
а) становление технознания;
б) возникновение математики;
в) формирование социальных наук;
г) появление естествознания.
4. Установите соответствие, позволяющее определить вре-
мя возникновения различных отраслей научного знания:
1) III в. до н. э.; а) становление технознания;
2) ХХ в.; б) возникновение математики; 
61
3) ХIХ в.;
4) ХVI – XVIII вв.;
в) формирование социальных
наук;
5) ХII в. г) появление естествознания.
5. Выделите основные функции науки в современном об-
ществе:
а) функция быть особой социальной силой в обществе;
б) социально-критическая функция;
в) культурно-мировоззренческая функция;
г) логическая функция;
д) функция быть производительной силой.
6. Допишите фразу: «Основными уровнями научного ис-
следования являются …»
а) наблюдение; г) эмпирический;
б) эксперимент; д) абстрактный;
в) измерение; е) теоретический.
7. Укажите методы эмпирического уровня научного иссле-
дования:
сравнение, абстрагирование, обобщение, измерение,
идеализация, знаковое моделирование, мысленный экспери-
мент, формализация, описание, аксиоматический метод, на-
блюдение, метод математической гипотезы, эксперимент.
8. Определите общелогические методы исследования:
индукция и дедукция, идеализация, сравнение, форма-
лизация, исторический и логический методы, анализ и син-
тез, абстрагирование, обобщение, знаковое моделирование.
9. Укажите основные формы научного познания:
научный факт, схема, проблема, математическое выра-
жение, доказательство, вопрос, обобщение, гипотеза, теория.
10. Определите главное различие между гипотезой и тео-
рией:
62
а) гипотеза предшествует появлению теории;
б) теория в отличии от гипотезы – знание не только на-
учно обоснованное, но и доказавшее свою истинность;
в) гипотеза – это предположение, а теория – это досто-
верное знание.
11. Установите соответствие, позволяющее охарактеризо-
вать такие методы научного исследования, как анализ и синтез:
1) анализ; а) разложение;
2) синтез; б) обобщение;
в) интегрирование;
г) разделение;
д) сочетание;
е) суммирование;
ж) расчленение.
12. Определите, как соотносятся между собой такие мето-
ды научного исследования, как аналогия и моделирование:
а) моделирование базируется на аналогии;
б) моделирование исключает аналогию;
в) аналогия базируется на моделировании.
13. Выберите наиболее точное понимание научной рево-
люции:
а) появление новых теорий;
б) появление новых методов и средств научного иссле-
дования;
в) перестройка исследовательских стратегий, задаваемых
основателями науки.
14. Установите соответствия, позволяющие определить
хронологию основных этапов развития науки:
1) классическая наука; а) XV в. – XIX в.;
2) неклассическая наука; б) XVII в. – начало XX в.;
3) постклассическая наука; в) XIX в.;
г) первая половина XX в.;
д) конец XX в.;
е) Vв.до н.э. – I в. н. э. 
63
15. Выберите наиболее точное определение техники:
а) искусство, мастерство, умение;
б) система искусственных органов деятельности общества;
в) опредмеченные в природном материале трудовые
функции, навыки, опыт и знания;
г) составная часть производительных сил общества.
16. Когда появились первые фундаментальные работы по
философии техники?
а) V в. – IV вв. до н. э.;
б) XIX в.;
в) 60 – 70 г. XIX в.
17. Попытайтесь определить признаки, отличающие разви-
тое инженерное мышление:
а) формируется на машинной основе;
б) рационально;
в) имеет тенденцию к формализации и стандартизации;
г) опирается на экспериментальную базу;
д) опирается на теорию;
е) систематично формируется профессиональными ин-
женерными дисциплинами;
ж) экономически рентабельно;
з) небезучастно к судьбе людей.
18. Установите соответствие, позволяющее определить
хронологию основных этапов развития техники:
1) орудия ручного
труда;
а) XX в.;
б) до XVIII в.;
2) машины; в) XVIII в.;
3) автоматы; г) V в. до н.э. – I в. н. э.
64
Тема 16. Философское понимание человека
1. Укажите сферу философского знания, обращенную к
изучению человека:
а) гносеология; в) философская антропология;
б) онтология; г) социальная философия.
2. Установите соответствие между основными чертами
философского понимания человека в разные эпохи и периоды
истории, для которых они характерны:
1) космоцентризм; а) средневековье;
2) теоцентризм; б) Древний мир;
3) антропоцентризм; в) Возрождение.
3. Укажите основные подходы к изучению человека:
а) естественно-эволюционный; в) креационистский;
б) феноменологический; г) аналитический.
4. Назовите имя ученого и мыслителя, предложившего
концепцию, в которой были объединены эволюционный и рели-
гиозно-христианский подходы к проблеме происхождения чело-
века:
а) Ф. Энгельс; в) Н.К. Рерих;
б) З. Фрейд; г) П. Тейяр де Шарден.
5. Определите, сколько примерно длится процесс антропо-
социогенеза:
а) 200 тыс. лет; в) 3,5 – 5,5 млн лет;
б) 1,5 млн лет; г) 4,5 млрд лет.
6. Из приведенного перечня выделите автора идеи антро-
погенеза:
а) И.И. Мечников; в) Г. Гегель;
б) Ч. Дарвин; г) И. Кант.
7. Расположите в хронологической последовательности
основные этапы антропогенеза: 
65
а) архантропы – homo habilis;
б) австралопитековые – homo erectus;
в) неоантропы – homo sapiens.
8. Установите соответствие, позволяющее определить ос-
нователей ведущих концепций антропосоциогенеза
1) трудовая концепция; а) Э. Кассирер;
2) игровая концепция; б) Ф. Энгельс;
3) психоаналитическая концепция; в) Й. Хейзинга;
4) символическая концепция; г) З. Фрейд.
9. Назовите автора исторически первой концепции антро-
посоциогенеза:
а) Г. Гегель; б) К. Маркс; в) Ф. Энгельс.
10. Выделите социальный фактор, который, по мнению
немецкого философа XIX в. Ф. Энгельса, сыграл решающую
роль в антропосоциогенезе:
а) использование огня;
б) трудовая деятельность в коллективе;
в) освобождение верхних конечностей;
г) вмешательство внеземных цивилизаций.
11. Укажите природно-биологические предпосылки антро-
посоциогенеза:
а) возникновение речи;
б) прямохождение;
в) трудовая деятельность;
г) освобождение верхних конечностей и изменение кисти
руки;
д) похолодание, обусловившее замену тропических лесов
саваннами;
е) активный процесс мутагенеза, произошедший в ре-
зультате повышения уровня радиации;
ж) увеличение объема и усложнение организации голов-
ного мозга.
12. Назовите социальные предпосылки антропогенеза:
66
а) активный мутационный процесс;
б) возникновение мышления, языка, речи;
в) смена экономики присваивающего типа произво-
дящей;
г) социальный способ общения между индивидами;
д) слияние родов в большие родоплеменные объеди-
нения;
е) трудовая деятельность;
ж) эволюция семейно-брачных отношений;
з) возникновение первичных морально-нравственных
запретов.
13. Выберите высказывание, которое наиболее точно ха-
рактеризует природу человека:
а) природа человека определена исключительно его при-
надлежностью к миру живого;
б) природа человека определена взаимодействием биоло-
гического и социального начал;
в) человек противостоит природе и является существом
исключительно социальным;
г) природе человека присущ непреодолимый дуализм
природного и социального начал.
14. Закончите следующую фразу: «Процесс совместного
развития биосферы и человеческого общества называется …».
а) антропогенез; г) филогенез;
б) аптропосоциогенез; д) ноосфера;
в) онтогенез; е) коэволюция.
15. Выделите качества, которые отличают человека от всех
других животных:
а) наличие инстинктов;
б) наличие норм поведения;
в) функции воспроизводства рода, потомства;
г) наличие культуры;
д) способность к абстрактному мышлению.
16. В чем, на ваш взгляд, состоит сущность человека? 
67
а) в социальности;
б) в том, что он является «венцом природы»;
в) в том, что он обладает материальными и духовными
потребностями;
г) в том, что каждый человек является индивидуально-
стью и характеризуется разными способностями.
17. Определите критерии личности:
а) интересы и потребности личности;
б) моральные и этические качества;
в) здоровая психика;
г) образование.
18. Вставьте пропущенное слово в следующее предложе-
ние: «Диалектика понятий «индивид» – «индивидуальность» –
«…» отражает динамику развертывания биологического и соци-
ального в человеке как в филогенезе (истории становления чело-
века), так и онтогенезе (в процессе социализации индивида»).
а) гражданин; в) человек.
б) личность;
19. Из приведенного перечня выделите философов ХХ в.,
сделавших индивидуальное бытие человека объектом философ-
ского интереса:
а) М. Хайдеггер; е) Н.А. Бердяев;
б) Б. Рассел; ж) З. Фрейд;
в) Ж.-П. Сартр; з) Э. Мунье;
г) К. Поппер; и) Л. Витгенштейн;
д) М.М. Бахтин; к) Э. Фромм.
20. Укажите направления в философии ХХ в., сделавшие
экзистенциальные проблемы бытия человека объектом специ-
ального анализа:
а) постпозитивизм; г) экзистенциализм;
б) психоаналитическая традиция; д) структурализм;
в) неомарксизм; е) персонализм.
21. Выделите основные экзистенциальные проблемы:
68
а) смерть; д) истина; и) труд;
б) смех; е) жизнь; к) свобода;
в) гипотеза; ж) психика; л) счастье.
г) стыд; з) любовь;
Тема 17. Общество: социально-философский анализ
1. Установите соответствие, помогающее выяснить смысл,
вкладываемый в понятие «общество» в узком и широком смысле:
1) общество
(в широком смысле);
а) народ;
б) обособившаяся от природы
2) общество
(в узком смысле);
часть материального мира;
в) исторический этап развития
общества.
2. Из приведенного перечня выделите черты, присущие
обществу как социальной системе:
а) сверхсложность;
б) устойчивость в развитии;
в) рефлективность;
г) иррациональность;
д) изменчивость;
е) неустойчивость, слабая предсказуемость развития.
3. У социальной философии и социологии очень широкая
область совпадения объекта изучения. Определите, к какой нау-
ке относятся приведенные ниже характеристики:
1) соцальная
философия;
2) социология;
а) позитивная наука об обществе;
б) предметом науки являются социальные
факты;
в) наука о социальном поведении, которое
она стремится понять и исследовать;
г) раздел философии, посвященный осмыс-
лению качественного своеобразия общества
и его отличия от природы; 
69
д) наука об общих и специфических со-
циальных законах и закономерностях раз-
вития и функционирования определенных со-
циальных систем, наука о механизмах дей-
ствия и проявления этих законов и законно-
мерностей в деятельности людей, социаль-
ных общностей, классов, народов;
е) исследование общественной жизни под
углом зрения решения мировоззренческих
проблем, центральное место среди которых
занимают смысложизненные проблемы;
ж) решение общественных проблем на ос-
нове научных методов познания действии-
тельности, на основе методов эмпирической
науки.
4. Укажите, кто и когда в европейской философии поста-
вил проблему специфики исторического (гуманитарного, соци-
ально-философского) познания:
а) В. Виндельбанд и Г. Риккерт в конце ХIХ – начале ХХ вв.;
б) И. Кант в конце ХVIII в.;
в) Ф. Бэкон в ХVII в.
5. Выделите способ постижения социальной, человеческой ре-
альности, о котором говорит русский философ ХХ в. М.М. Бахтин:
«Гуманитарные науки – науки о человеке в его специфике, а не о
безгласной вещи и естественном явлении … При объяснении
только одно сознание, при понимании – два сознания, два субъ-
екта»:
а) мистическое откровение;
б) интуитивное проникновение;
в) понимание.
6. Выберите правильное определение общественного соз-
нания:
а) общественное сознание есть осознание того, что раз-
витие общества зависит от личности главы государства;
70
б) общественное сознание есть осознание необходимости
рационального отношения к воспитанию будущих поколений и к
самому человеку;
в) общественное сознание есть осознание обществом са-
мого себя, своего общественного бытия и окружающей действи-
тельности.
7. Выделите уровни общественного сознания:
а) обыденное и теоретическое сознание;
б) общественная психология и идеология;
в) осознание политического строя государства;
г) осознание собственных прав и обязанностей;
д) осознание места и роли личности в обществе.
8. Какие из перечисленных феноменов являются формами
общественного сознания?
а) религия;
б) жилищные проблемы гражданина;
в) наука и философия;
г) свобода;
д) нравственные отношения;
е) мораль.
9. Верно ли суждение о том, что теоретическое сознание
неспособно влиять на общественное сознание и видоизменять
его?
а) да; б) нет.
10. Что, на ваш взгляд, является критерием гуманности обще-
ства?
а) степень защищенности от преступного мира;
б) возможность получить желаемое образование;
в) степень свободы;
г) уровень удовлетворения материальных и духовных
потребностей личности.
11. Выделите наиболее точную характеристику социаль-
ных отношений: 
71
а) отношения между людьми, складывающиеся в процес-
се общения;
б) взаимоотношения людей по отношению к собственности;
в) связи, устанавливающиеся между социальными груп-
пами и внутри них.
12. Назовите основные типы социальной деятельности людей:
а) духовная; г) материальная;
б) иррациональная; д) осознанная;
в) регулятивная; г) обслуживающая.
13. Расположите этносоциальные группы в порядке их по-
явления в ходе исторического развития общества:
а) нации;
б) родоплеменные объединения;
в) народности.
14. Установите, правильно ли дано определение нации.
«Нация – это социальная общность людей, объединенных еди-
ным происхождением, культурой, языком и психологическим
складом, образом жизни, территорией».
а) да; б) нет.
15. Назовите мыслителя ХIХ в., выделившего социально –
экономический класс в качестве главного элемента социальной
структуры общества:
а) К. Маркс; в) М. Бакунин.
б) Л. Фейербах;
16. Среди приведенного перечня обозначьте критерий вы-
деления высшего, среднего, низшего классов в западной социо-
логии ХХ в.:
а) отношение к собственности;
б) размер доходов;
в) социальный престиж.
17. Из приведенного перечня выделите основу жизни об-
щества в понимании марксизма:
72
а) семейный быт;
б) общественное материальное производство;
в) сфера торговли;
г) природное окружение.
18. Расположите различные системы хозяйствования в по-
рядке исторического формирования:
а) система натурального хозяйства;
б) система рыночного хозяйства.
19. Выберите правильное, на ваш взгляд, определение по-
нятия «страта»:
а) форма научного познания;
б) элемент социальной структуры общества;
в) один из элементов атмосферы.
20. Распределите основные элементы уровней социальной
структуры:
1) макросоциальная; а) семья;
структура; б) класс;
2) мезосоциальная в) нация;
структура; г) подростковые группы;
3) микросоциальная д) студенческие группы;
структура е) африканцы, европейцы,
азиаты;
ж) средний класс;
з) социальные страты.
Тема 18. Общество как развивающаяся система
1. Расположите в хронологической последовательности
основные кульминационные точки социальной истории челове-
чества:
а) промышленная революция; в) научная революция;
б) неолитическая революция; г) научно-техническая ре-
волюция. 
73
2. Установите соответствие, помогающее определить по-
зиции названных мыслителей
в анализе проблемы направленно-
сти общественного развития:
1)
К. Маркс; а) регрессизм;
2)
О. Шпенглер; б) эсхатологизм;
3) Лао-Цзы;
в) прогрессизм;
4) Августин Блаженный; г) циклизм.
3. Расположите
в три группы имена мыслителей, понимав-
ших исторический процесс как цикличный, линеарный, спирале-
видный: Кондорсе, Маркс, Аристотель, Гегель, Тюрго, Тойнби,
Энгельс, Полибий, Платон, Конт, Данилевский, Шпенглер, Вико.
а) цикличность …
б) линеарность …
в) спиральность …
4. Какие из перечисленных понятий являются инородными
для формационной концепции
К. Маркса?
а) первобытнообщинный строй;
б) феодализм;
в) традиционное общество;
г) капитализм;
е) постиндустриальное общество;
ж) коммунистическое общество.
5. Какая из приведенных характеристик соответствует
взглядам Гегеля?
а) общество развивается линейно от низших ступений
к
высшим;
б) общество развивается по спирали;
в) общество развивается по кругу.
6. Укажите объективный критерий исторического прогресса?
а) состояние морали;
б) способ производства;
в) уровень демократизма
в государстве;
г) законопослушность всех членов общества.
74
7. Назовите, кто из перечисленных ниже философов явля-
ется приверженцем цивилизационной концепции общественного
развития:
а) Платон; е) Н. Данилевский;
б) Д. Локк;
ж) Г. Плеханов;
в) Дж. Вико; з) А. Тойби;
г) Ф. Вольтер;
и) П. Сорокин.
д) Л. Фейербах;
8. Укажите фундаментальные характеристики общества
как системы. Общество – это…
а) саморазвивающаяся система;
б) система индивидов;
в) самоорганизующаяся система;
г) закрытая система;
д) самодостаточная система.
9. Укажите время появления
в европейской философии по-
нятия «социальный прогресс»:
а) IV – III вв до
н. э.;
в) XVII
в;
б) XII
в; г) ХХ
в.;
д) XIX
в.
10. Соотнесите основные модели членения исторического
прогресса
и их авторов:
1) формационная; а) О. Шпенглер;
2) культурологическая;
б) А. Тойнби;
в) К. Маркс;
г) Н. Данилевский;
д) П. Сорокин.
11. Выделите основные содержательные характеристики
формационного подхода
к пониманию развития общества:
а) признание многообразия исторического процесса;
б) европоцентризм;
в) констатация закономерности
и единства истории;
г) прогрессизм; 
75
д) признание диалогизма истории;
е) утверждение экономической детерминированности
истории.
12. Выделите субъективные условия прогресса общества:
а) активизация человеческого фактора;
б) информационная поддержка трудящихся;
в) модернизация производства, обновление техники
и
технологии;
г) свобода слова, совести;
д) возможность выбора местожительства;
е) непрерывное сближение науки
и производства.
Тема 19. Общество
и культура
1. Назовите исторический период
в развитии европейской
философии, в рамках которого употребление термина «культу-
ра» приобрело устойчивый характер:
а) философия эпохи Возрождения;
б) античная философия;
в) философия эпохи Просвещения;
г) философия эпохи постмодерна.
2. Соотнесите подходы
к определению культуры
и их ос-
новные содержательные трактовки этого феномена:
1) деятельностный; а) культура – это социальный ин-
ститут, транслирующий совокуп-
ность норм
и правил человеческого
поведения, деятельности;
2) аксиологический; б) культура – это совокупность
знаковых программ поведения,
деятельности, общения, в кото-
рых закреплен социальный опыт;
3) семиотический; в) культура – это способ сохране-
ния, воспроизводства, развития об-
щества особый способ жизне-
деятельности человека;
76
 4) социологический; г) культура – это совокупность мате-
риальных
и духовных ценностей.
3. Соотнесите содержание понятий «культура»
и «общество»:
а) эти понятия тождественны по содержанию;
б) между ними есть содержательная связь, но не тождество;
в) эти понятия не обладают общим содержанием.
4. Определите, что такое «футурология»:
а) учение об общественно-экономических формациях;
б) область научных знаний
о перспективах общественно-
го развития;
в) раздел эстетики, изучающий направления
в развитии
искусства.
5. Кому из русских философов принадлежит следующее
определение философии культуры: «Это совокупность попыток
и результатов философского объяснения культуры как сферы,
растящей
и питающей личность»?
а) В. Соловьев;
б) Н. Бердяев;
в) Л. Шестов;
г) П. Флоренский.
Тема 20. Природа как предмет философского исследования.
Глобальные проблемы современности
1. Определите философскую категорию, соразмерную ка-
тегории «природа», понимаемой
в широком смысле слова:
а) бытие;
б) материя;
в) небытие.
2. Укажите, какая из приведенных составляющих фило-
софского знания исторически первой обратилась
к изучению
природы:
а) натурфилософская;
б) антропологическая;
в) социологическая. 
77
3. Укажите традицию, в рамках которой акцентируется
внимание на сотворенной природе мира:
а) эволюционизм; в) креационизм;
б) структурализм; г) космизм.
4. Назовите тип цивилизации, для которого характерна
идеология ненасилия в отношениях человека и природы:
а) западная цивилизация; в) микенская цивилизация;
б) восточная цивилизация; г) средиземноморская ци-
вилизация.
5. Укажите, что входит в содержание понятия «биосфера»?
а) неживое вещество; в) живое вещество;
б) неразумное существо; г) разумное существо.
6. Выделите имена мыслителей, разрабатывавших учение о
ноосфере: Ф. Ницше, Э. Леруа, В.И. Вернадский, Г. Гегель, В.И. Ле-
нин, П.Тейяр де Шарден, Ж.-П. Сартр, К. Поппер.
7. Укажите, что характеризует термин «ноосфера»:
а) сферу труда;
б) сферу разума;
в) сферу духа;
г) сферу человеческого общения.
8. Выделите принцип, лежащий в основе учения о ноосфере:
а) принцип господства человека над природой;
б) принцип равновесия природных систем;
в) принцип коэволюции человека и природы.
9. Чем вызван кризис современной цивилизации?
а) развитием науки;
б) отсутствием разумной стратегии развития общества;
в) дефектами социальной системы;
г) научно-техническим прогрессом.
10. Что такое «экологический императив»?
78
а) нравственный закон;
б) изучение глобальных моделей развития человечества;
в) учет экологических требований как факторов, опреде-
ляющих стратегию развития общества.
11. Что означает термин «коэволюция»?
а) взаимодействие индивида и общества;
б) совместное, взаимосогласованное развитие человека и
природы;
в) современная теория эволюции.
12. Что означает термин «ноосфера»?
а) объединение человечества в единую мировую систему;
б) сфера господства разума;
в) система глобального моделирования окружающей среды.
13. Какие проблемы относятся к глобальным проблемам
современности?
а) предотвращение войн;
б) гармонизация отношений общества и биосферы;
в) строительство туннеля под Ла-Маншем;
г) рациональное воспроизводство населения планеты;
д) обеспечение человечества ресурсами выживания.
14. Какой ученый в XIX в. ввел в научное познание поня-
тие «экология»?
а) Ч. Дарвин; в) Д. Менделеев;
б) Т. Гексли; г) Э. Геккель.
15. Кто из отечественных мыслителей разработал учение о
ноосфере?
а) К. Циолковский; в) А. Чижевский;
б) В. Вернадский; г) Н. Умов.
16. Кто из мыслителей-гуманистов ХХ в. создал Римский
клуб, «забивший колокол тревоги» по поводу возможной гибели
человечества? 
79
а) П. Пестель, в) Д. Сахаров,
б) А. Печчеи, г) М. Ганди.
17. Что является наиболее перспективным для человечест-
ва в ХХI в.?
а) диалог «локальных культур»;
б) социально-культурный изоляционизм;
в) общецивилизационное единство при сохранении со-
циокультурного разнообразия.
18. Какой вид энергии является наиболее эффективным и
экологически чистым для выживания и прогресса человечества?
а) невозобновимые ресурсы (уголь, нефть, газ, древесина);
б) возобновимые ресурсы (энергия солнца, ветра);
в) гидроэлектрическая энергия.
19. Что является в настоящее время наиболее существен-
ным критерием прогресса?
а) экономический рост;
б) экологическая безопасность;
в) экономическая эффективность.
20. Какие качества человека важны для выживания циви-
лизации в современную эпоху?
а) умеренность; в) благоразумие;
б) терпимость; г) агрессивность.

 

 
Категория: Философия | Просмотров: 1 | Рейтинг: 1.0/8