1. Автором философского произведения «Левиафан» является...
• Томас Гоббс
2. Вопрос об отношении мышления к бытию как основной вопрос философии был сформулирован
• Ф. Энгельсом
3. И объективный идеализм, и материализм исходят из того, что ...
• мир существует вне и независимо от человеческого сознания
4. Картина мира, возникшая на основе абсолютизации законов механики, называется ...
• механистической
5. Назовите раздел философского знания, возникший позже всех остальных:
• философия техники
6. Общей для науки и философии чертой, является ...
• рациональный характер
7. Согласно диалектико-материалистической концепции развития, случайность есть...
• реализация одной из многих возможностей
8. Создателем учения о гармонии веры и разума был ...
• Фома Аквинский
9. Сферой тождества субъекта и объекта, по Ф. Шеллингу, является ...
• искусство
10. Теория ________ отрицает возможность познания сущности предметов и процессов объективной
реальности.
• агностицизма
11. Философом, рассматривающим в качестве сверхчеловеческого духовного начала мировую волю,
является ...
• А. Шопенгауэр
12. Философская позиция, отождествляющая духовные явления с физическими состояниями головного
мозга, называется...
• вульгарный материализм
13. Философское направление, считающее, что сущность человека в своей действительности есть
совокупность общественных отношений, называется ...
• марксизм
14. Характерным свойством времени является ...
• необратимость
Предмет Философии
15. Агностицизм – это:
• учение, отрицающее познаваемость сущности объективного мира
16. Агностицизм – это:
• направление в теории познания, полагающее, что адекватное познание мира невозможно
17. Аксиология – это:
• учение о ценностях
18. Антропология – это:
• учение о человеке
19. Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:
• Пифагор
20. Высшая познавательная способность, превосходящая по своим возможностям и задачам рассудок –
это:
• Разум
21. Гносеология – это:
• учение о природе, сущности познания
22. Для дуализма характерен тезис:
• материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга
23. Для идеализма характерно утверждение:
• первично сознание, материя независимо от сознания не существует
24. Какой ответ на вопрос о том, что является источником познания, дает рационализм?
Вы всегда можете найти на странице 3/36 23 января 2015 г.
25. Какой смысл вкладывал Г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная
мыслью»?
• Мышление философов определяется социально-экономическими условиями того общества,
в котором они живут
26. Кому принадлежит данное высказывание: «Я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы просто
привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть только мое «Я» с
присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ
говорить о наших ощущениях»?
• Субъективному идеалисту
27. Мировоззрение – это:
• совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к
самому себе
28. Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные
основания бытия, включая общество и право:
• философия
29. Мировоззренческая функция философии состоит в том, что:
• философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире
30. Направление в философии, для которого характерно суждение: «Нет ничего в разуме, чего
первоначально не было в чувствах» — это:
• Сенсуализм
31. Направление западноевропейской философии, отрицающее познавательную ценность философии,
наличие у неё собственного, самобытного предмета:
• позитивизм
32. Направление, отрицающее существование Бога, называется:
• атеизм
33. Некоторые христианские богословы утверждают, что весь мир. Вся Вселенная были созданы Богом
за шесть дней, а сам Бог представляет собой бестелесный интеллект, всесовершеннейшую Личность.
Какому философскому направлению соответствует такой взгляд на мир?
• Объективному идеализму
34. О каком историческом типе мировоззрения идет здесь речь: «Это - целостное миропонимание, в
котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе
реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»?
• Мифологии
35. Образ ранее воспринимаемого предмета или явления, а также образ, созданный воображением –
• Представление
36. Онтология – это:
• учение о бытии, о его фундаментальных принципах
37. Определите время возникновения философии:
• VII-VI века до нашей эры
38. Определите, что не относится к чувственным формам познания?
• Понятие
39. Определяющим признаком религиозного мировоззрения является:
• вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на
ход событий в мире
40. Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:
41. Отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной,
производственной, научной деятельности, называется:
• Познание
42. Отрицают возможность познания мира:
• агностики
43. Признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных,
этических норм и правил – это:
• Релятивизм
44. Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания:
• Гносеология
45. Рассуждение, построенное на подмене понятий, ложных доводах и посылках называется:
• Софизм
46. С греческого языка слово «философия» переводится как:
• любовь к мудрости
47. С утверждением: «Мышление является таким же продуктом деятельности мозга, как желчь –
продуктом деятельности печени» согласился бы представитель:
• вульгарного материализма
48. Согласие с каким утверждением означает агностицизм?
• Сущность вещей принципиально непознаваема
49. Согласно марксистской философии, суть основного вопроса философии состоит в:
• движущих силах развития общества
50. Форма чувственного познания – это:
• Восприятие
51. Что характерно для эпистемной линии в философии?
• отождествление философии с теологией
52. Этика – это:
• учение о морали и нравственных ценностях
Природа науки, формы и методы научного познания
53. Антисциентизм толкует науку как:
• Силу, чуждую и враждебную сущности человека
54. Вид познавательной деятельности, изучающий объект как целостность, располагающей
собственным арсеналом познавательных средств, имеющих междисциплинарный характер, называется:
• Теоретическим уровнем познания
55. Высказывание, в котором нечто утверждается или отрицается:
• Опровержение
56. Высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях
и существенных связях определённой области действительности:
• Теория
57. Выявление причинно-следственных связей, подведение единичных явлений под общий закон
характерно для:
• Объяснения
58. Греческое слово «технэ» первоначально имело значение:
• искусство, мастерство
59. Данное определение: «Исследование объекта в контролируемых или искусственно созданных
условиях» относится к:
• эксперименту
60. Исследование объекта в контролируемых или искусственно созданных условиях:
• Эксперимент
61. Исходная, простейшая форма чувственного познания:
• Ощущение
62. К важнейшим функциям научной теории можно отнести:
• Систематизирующую
63. Логический вывод частных следствий из общего положения:
• Дедукция
64. Метод познания, означающий мысленное разложение объекта на составные элементы – это:
• Анализ
65. Метод приближенных вычислений наиболее широко используется в:
• Гуманитарных науках
66. Метод, не применяющийся в научно-техническом познании:
• Герменевтический
67. Мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности – это:
• Субъективность
68. Мысленное или реальное разложение объекта на составные элементы:
69. Мысль, выделяющая и обобщающая предметы на основе указания на их существенные и
необходимые свойства:
70. Мышление специальными понятиями, как инструментами познания, есть:
• Наука
71. Научная гипотеза относится к:
• Концептуальным средствам познания
72. Научное допущение, предположение, нуждающееся в дополнительном обосновании:
• Гипотеза
73. Научное познание всегда осуществляется с помощью:
• Разума
74. Некоторое предположение о возможном закономерном порядке, о существенной связи между
явлениями – это:
75. Один из основоположников философии техники:
• П. Энгельмейер
76. Одним из важнейших отличительных качеств научного познания является:
• Систематизированность
77. Определение «мысленное отвлечение от несуществующих свойств, связей, отношений предметов и
выделение сторон, интересующих исследователя», — относится к:
• Абстрагированию
78. Отображение объекта в форме какого-либо языка – это:
• Формализация
79. Отрасль философского знания, изучающая всеобщие проблемы познания, совокупность приемов
научного исследования – это:
• Методология
80. Переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предметов
рассматриваемой области – это:
• Обобщение
81. По функциональному предназначению, целям исследования знания делятся на:
• Фундаментальные и прикладные
82. Правильное отражение действительности в сознании, не зависящее по содержанию ни от человека,
ни от человечества – это:
• Истина
83. Преднамеренное, целенаправленное восприятие объекта, явления с целью изучения его свойств,
особенностей протекания и поведения:
• Наблюдение
84. Представление о научном познании, как о наивысшей культурной ценности, характерно для:
• Сциентизма
85. Произведение общего вывода на основе обобщения частных посылок:
• Индукция
86. Процедура мысленного расчленения целого на части:
87. Процесс перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях:
88. Система обобщенного, достоверного и упорядоченного знания об объекте – это:
89. Согласно Т. Куну, «признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного
времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решения»:
• Парадигма
90. Соединение выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое:
• Синтез
91. Стороной социального познания, рассматривающей ценностные ориентиры общественных явлений,
называется:
• Аксиологическая
92. Теория научного познания именуется:
• Эпистемологией
93. Утверждение, основанное на объединении множества родственных фактов:
• Эмпирическое обобщение
94. Философское направление, утверждающее, что подлинное знание – совокупный результат
специальных наук – это:
• Позитивизм
95. Форма мышления, в которой отражается наличие связи между предметом и его признаком, между
предметами, а также факт существования предмета:
• Суждение
96. Форма рационального познания:
97. Форма эмпирического познания:
• Факт
98. Частичное, неполное знание об объекте – это:
• Относительная истина
99. Что из нижеперечисленного не относится к основным чертам научного знания?
• Неопровержимость
100. Чувственное познание отличается от рационального тем, что:
• Первое базируется на ощущениях, второе – на доводах разума
Гносеология
101. Абсолютность, относительность, конкретность, объективность являются основными свойствами:
• Истины
102. Автором философской концепции познания является:
• Кант
103. В современной теории познания переосмысление познающего субъекта идет по пути:
• Абстрагирования от личностных качеств человека
104. В соответствии с прагматической концепцией истинности, истина – это:
• То, что полезно, что помогает нам успешно решать проблемы
105. Гносеология рассматривает:
• Границы и возможности человеческого познания
106. Достоверное знание о мире невозможно, утверждает:
• Скептицизм
107. Если предсказанные теорией эмпирические следствия не обнаруживаются на практике, то тогда
говорят о:
• Фальсификации знания
108. Знание, соответствующее реальности, адекватно отражающее действительность:
109. Когерентность – это:
• Самосогласованность знания
110. Критерий истины в марксистской философии:
• Практика
111. Не относятся к видам средствам познания:
• Технические
112. Невозможно фальсифицировать:
• существование Бога
113. Непротиворечивость относится к следующему критерию научности:
• Логическому
114. Носитель преднамеренной, целенаправленной активности:
• Субъект
115. Поддается фальсификации гипотеза о:
• существовании жизни на Марсе
116. Познавательное отношение состоит из трех основных сторон (элементов). Укажите эти стороны:
• Объект познания
• Средства познания
• Субъект познания
117. Способность постижения истины путём непосредственного её усмотрения без обращения к
логическим аргументам:
• Интуиция
118. Эвристичность относится к:
• Вероятностным критериям научности
Диалектика
119. Внутреннее содержание предмета в единстве всех его свойств и отношений выражает категория:
• Сущности
120. Диалектика – это:
• Учение о развитии и всеобщих взаимосвязях
121. Диалектика отличается от метафизики:
• Пониманием развития
122. Диалектический источник самодвижения и развития природы, общества и познания:
• Противоречие
123. Диалектический материализм — учение:
• Марксизма
124. Закон диалектики, вскрывающий наиболее общий механизм развития:
• Единство и борьба противоположностей
125. Закон диалектики, отвечающий на вопрос об источнике развития:
• Закон единства и борьбы противоположностей
126. Закон диалектики, раскрывающий источник самодвижения и развития объективного мира и
познания:
127. Закон диалектики, характеризующий направление, форму и результат процесса развития:
• Переход количественных изменений в качественные
128. Законы диалектики впервые сформулировал:
• Г.В.Ф. Гегель
129. Ключевым моментом диалектической концепции является принцип:
• Противоречия
130. Метафизика – это:
• Взгляд, согласно которому мир или отдельная его часть рассматриваются как неизменные,
качественно постоянные
131. Назовите философа, которого считают основателем античной диалектики:
• Гераклит
132. Наиболее общие фундаментальные понятия:
• Категории
133. Направленное, качественное изменение:
• Развитие
134. Не является законом диалектики:
• Закон о взаимопереплетении причин и следствий
135. Один из основных принципов диалектики:
• Принцип развития
136. Совокупность существенных необходимых свойств вещи составляют её:
• Качество
137. Существенная, необходимая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями называется:
• Законом
138. Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей:
• диалектика
139. Теория самоорганизации сложных систем:
• Синергетика
140. Философский принцип, утверждающий, что все явления связаны друг с другом причинными
связями и обуславливают друг друга:
• Принцип единства и борьбы противоположностей
141. Философское учение о развитии бытия и познания, основанное на разрешении противоречий:
• Диалектика
Онтология
142. «Философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его
ощущениях» есть:
• Материя
143. В марксизме материя трактуется как:
• Объективная реальность
144. Важнейшее специфическое свойство биологического времени:
• Антропность
145. Важнейшее специфическое свойство биологического пространства:
• Однородность
146. Высшая форма движения материи - это:
• Социальное движение
147. К идеальным явлениям относится:
• Совесть
148. Какая из нижеперечисленных пар прилагательных не используется при философском анализе
природы?
• первозданная и рукотворная
149. Какая концепция времени не допускает возможность создания «машины времени»?
• Динамическая
150. Кто из названных учёных-философов впервые установил, что солнечная активность влияет на
самочувствие людей?
• Чижевский
151. Материя есть первоисточник бытия, утверждает:
• Материализм
152. Неотъемлемое существенное свойство вещи, явления, объекта называется:
• Атрибутом
153. Основа бытия, существующая сама по себе независимо ни от чего другого:
• Субстанция
154. Основоположником учения об атомном строении материи является ...
• Демокрит
155. Последовательность состояний отражает категория:
• Времени
156. Равноправие материального и духовного первоначал бытия провозглашает:
• Дуализм
157. Совокупность естественных условий существования человека и общества:
• Природа
158. Способ существования материи:
• Движение
159. Субстанциальную концепцию пространства и времени защищал:
• Ньютон
160. Суть космогонической гипотезы «Большого взрыва» состоит в предположении о том, что:
• Вселенная возникла в результате взрыва микроскопической частицы
161. Существование множества исходных оснований и начал бытия утверждает:
• Плюрализм
162. Сущность реляционной концепции пространства и времени заключается в том, что:
• Пространство и время зависят от материальных процессов
163. Утверждение, соответствующее метафизическому пониманию материи:
• Материя вечна, несотворённа и неуничтожима
164. Форма бытия материи, выражающая её протяженность, структурность, сосуществование и
взаимодействие элементов во всех материальных системах:
• Пространство
165. Что из нижеперечисленного относится к атрибутам материи?
• Отражение
• Структурность
Социальная философия
166. Антропосоциогенез – это:
• Процесс становления человека и общества, их выделения из мира природы
167. В марксизме главным фактором в развитии общества считается:
• Способ производства материальных благ
168. В современной России:
• Смертность значительно превышает рождаемость
169. Выделил социально-экономический класс в качестве главного элемента социальной структуры
общества:
• К. Маркс
170. Глобальные проблемы – это:
• Проблемы, от решения которых зависит выживаемость всего человечества
171. Глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или
познания, происходящие за относительно короткий период времени:
• Революция
172. Движение по направлению от более совершенного к менее совершенному:
• Регресс
173. Единой истории человечества не существует, есть только история локальных цивилизаций
согласно:
• цивилизационному подходу
174. Идеология - это:
• Теоретическое выражение интересов той или иной группы людей
175. Идеология относится к:
• Социальной сфере
176. Интерес - это:
• Конкретизированная, осознанная потребность
177. Интерес к живописи является конкретизацией:
• Эстетической потребности
178. К важнейшим функциям культуры нельзя отнести:
• Деструктивную функцию
179. Какая из нижеперечисленных проблем не относится к глобальным?
• Проблема борьбы с международным терроризмом
180. Класс, способный переустроить общество, по К. Марксу:
• Пролетариат
181. Не относится к важнейшим измерениям духовности:
182. Не относится к основным типам общественного производства:
• Производство ресурсов
183. Не является проблемой, изучаемой философией истории:
• Проблема устройства (структуры) общества
184. Общественно-экономическая формация – это:
• Общество с присущим ему экономическим базисом и возвышающейся над ним политико-
юридической надстройкой
185. Общественное сознание – это:
• Отражение общественного бытия
186. Общественный прогресс – это:
• Поступательное движение общества от простых форм к более сложным
187. Определяющие отношения между людьми, в марксистской философии:
• Производственные
188. Основатель социологии как позитивной науки:
• О. Конт
189. Основной труд К. Маркса:
• «Капитал»
190. Понятие общественно-экономической формации принадлежит:
• Марксизму
191. Постепенные изменения в обществе и природе:
• Эволюция
192. Проблемы войны и мира, демографическая и экологическая в современном мире, носят название
... проблем:
• глобальных
193. Растущая взаимозависимость различных регионов мира:
• Глобализация
194. Сколько существует общественно-экономических формаций?
• Пять
195. Совокупность общественных чувств, эмоций, настроений:
• Общественная психология
196. Согласно ... подходу, единой истории человечества не существует, есть только история локальных
культур:
• Цивилизационному
197. Согласно Г. Гегелю истинный двигатель истории:
• Мировой Дух
198. Согласно марксизму, главным фактором антропогенеза является:
• Собственность
199. Согласно социологии марксизма, основной движущей силой развития общества является:
• Классовая борьба
200. Согласно Шпенглеру, цивилизация - это:
• Завершающая стадия в развитии культуры
201. Существует пять основных типов социальных общностей. Отметьте, какой из нижеперечисленных
типов общностей, назван здесь неверно?
• Государственные
202. Сущность натурализма как подхода, объясняющего общественную жизнь, состоит в положении о
том, что:
• Общественная жизнь существенно зависит от природных факторов
203. Фактор, который, согласно социал-дарвинизму, является основной движущей силой развития
• Борьба за существование
204. Феномен, к которому относится данное определение: «Совокупность материальных и духовных
ценностей, а также способов их созидания, трансляции от одного поколения к другому»:
• культура
205. Философ, понимавший общественный прогресс как развитие и смену общественно-экономических
формаций:
206. Философское направление, абсолютизировавшее законы механики применительно к социальной
философии:
• Французский материализм XVIII века
207. Формационного подхода к анализу общественного развития придерживался:
• В.И. Ленин
208. Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает, что:
• Мировая история едина, каждое общество последовательно проходит в своем развитии ряд
стадий, одинаковых для всех обществ
209. Что из нижеперечисленного не является формой общественного сознания?
• Теология
210. Что производится в рамках духовной сферы общества? Дайте наиболее полный и точный ответ.
• Информация и духовные значения
211. Эсхатология – это:
• Учение о конечных судьбах мира и человека
Философия сознания
212. В структуре личности З. Фрейд выделяет:
• Оно, Сверх-Я, Я
213. Зигмунд Фрейд выделил в структуре психического аппарата три инстанции. Среди
нижеперечисленных инстанций укажите лишнюю, т.е. ту, которую Фрейд не выделял.
• Пра-Мы
214. К основным методам исследования бессознательного в психоанализе не относится:
• Анализ убеждений
215. Мыслитель, полагавший, что человек движим, прежде всего, сексуальными инстинктами:
• З. Фрейд
216. Мыслитель, с именем которого обычно связывают открытие сферы бессознательного в психике
человека:
217. Наиболее сложной формой отражения является:
• Сознание
218. Одна из инстанций, которую Зигмунд Фрейд выделил в структуре личности:
• Оно
219. Оно в психоанализе Фрейда относится к:
• сфере бессознательного
220. Отражение – это (выберите наиболее полное и точное определение):
• Свойство материи запечатлевать характеристики воздействующих на неё объектов
221. Ощущения, восприятия, понятия, мышление входят в структуру:
• сознания
222. Разработанный З. Фрейдом метод:
• Психоанализ
223. Рефлексия – это:
• размышление личности о самой себе
224. Согласно Карлу Роджерсу, «Я-концепция» состоит из четырёх основных элементов. Что из
нижеперечисленного не входит в их число?
• Я-зеркальное
225. Сон по З. Фрейду является:
• символическим
226. Способность живых организмов ориентироваться во внешнем мире, управлять своей
деятельностью:
Философская антропология
227. «Все в мире предопределено, человек абсолютно несвободен», считают представители:
• фатализма
228. «Это – социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее
психологическое образование, представляющее собой систему социально значимых черт человека»:
• Личность
229. Автор произведений: «Иметь или быть?», «Человек для себя», «Искусство любить», «Бегство от
свободы»:
• Э. Фромм
230. Антропоиды - это:
• Человекообразные обезьяны
231. Впервые определил человека как «общественное животное» (zoon politikon):
• Аристотель
232. Высказывание: «Человек есть мера всех вещей» принадлежит:
• Протагору
233. Высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка:
234. Гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувств и проявляющаяся в формах
флирта, кокетства и пр. (в древнегреческой культуре):
• Людус
235. Для кого из нижеперечисленных мыслителей проблема смысла жизни не была центральной?
• И. Лакатоса
236. Индивидуальное сознание – это:
• Отражение индивидуального бытия конкретной личности
237. К какому виду любви относится данное описание: «Это нежное и мягкое чувство, бескорыстная
любовь-самоотдача, находящая воплощение в любви матери к ребёнку или в христианской любви к ближнему»?
• Агапэ
238. Как Вы думаете, кому принадлежит следующее высказывание: «Идея романтической любви,
согласно которой только один человек в мире может быть предметом истинной любви и что главная
задача найти именно этого человека, - ошибочна. Неверно и то, что любовь к нему, уж если повезёт
встретить такого человека, будет иметь результатом отказ от любви к другим. Любовь, которая может
переживаться по отношению только к одному человеку, этим самым фактом как раз и показывает, что
это не любовь, а симбиотическое отношение»:
• Э. Фромму
239. Как Вы полагаете, кому могут принадлежать следующие строки: «Любая попытка вновь поднять
дух людей в концлагере предполагала, что нам удастся направить их на какую-то цель в будущем. Тот
же, кто уже не мог больше верить в будущее, в своё будущее, был потерян. Вместе с будущим он
утрачивал и духовный стержень, внутренне ломался и деградировал как телесно, так и душевно...
Однако мужество жить или соответственно усталость от жизни оказывались всякий раз зависящими
единственно лишь от того, имел ли человек веру в смысл жизни, его жизни. Девизом всей
психотерапевтической работы в концлагере могли бы служить слова Ницше: «У кого есть Зачем жить,
может вынести почти любое Как»?
• В. Франклу
240. Кому принадлежат следующие высказывания: «Смысл есть для каждого и для каждого существует
свой особый смысл», «Смысл не может быть создан искусственно, он может быть только найден», «В
поисках смысла нас направляет наша совесть»?
241. Личность - это:
• Личностью не рождаются, личностью становятся
• Поскольку понятие «личность» неотделимо от понятия «общество» - каждый человек
потенциальная личность
242. Личность – это:
• продукт общественных отношений
243. Наиболее древний предок человека (согласно данным современной науки):
• Австралопитек
244. Негативное отношение к земной жизни, рассмотрение её как сплошной череды страданий
• Буддизма
245. Приоритет интересов общества над интересами индивида характерен для:
• Коллективизма
246. Приоритет отдельных личностей над общественным целым утверждает:
• индивидуализм
247. Проблема смысла жизни была центральной для философии:
• В. Франкла
248. Совокупность неповторимых черт, отличающих данного индивида от всех других:
• Индивидуальность
249. Согласно данным современной науки Homo sapiens появился на земле:
• 100-150 тысяч лет назад
250. Согласно современной науке, австралопитеки не обладали:
• Членораздельной речью
251. Сущность проблемы биологического и социального в человеке состоит в вопросе:
• О взаимодействии и соотношении генов и воспитания
252. Этический смысл проблемы эвтаназии заключается в вопросе:
• Имеет ли человек право на самоубийство
Восточная философия
253. В индийской философии - общая сумма совершенных поступков и их последствий, определяющая
характер нового рождения:
• карма
254. В философии Гераклита слово Логос обозначает мировой закон, мировой порядок, которому
подчинено все существующее. Какое понятие китайской философии имеет тот же смысл:
• Дао
255. Вера в существование сверхъестественной связи группы людей и каким-то видом животных или
растений – это:
• Тотемизм
256. Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового
рождения перевоплощения:
257. Золотое правило нравственности: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим» было
впервые сформулировано:
• Конфуцием
258. Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный:
• Будда
259. Имя основателя буддизма:
• Сидхартха
260. К древнеиндийским философским текстам относятся:
• Упанишады
261. К древнекитайским философским текстам относится:
• Дао-дэ-цзин
262. Какой тип общества соответствует восточному типу цивилизационного и культурного развития?
• Традиционное общество
263. Китайский философ, основатель даосизма:
• Лао-цзы
264. Космическое духовное начало, безличный абсолют в индийской философии – это:
• Брахман
265. Перевоплощение души или личности в цепи новых рождений по закону кармы в индийской
философии – это:
• Сансара
266. Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало:
• Инь
267. Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало:
• Янь
268. Почитание различных объектов действительности, которым предписываются сверхъестественные
свойства – это:
• Фетишизм
269. Представление о «благородном муже» как идеальной личности разработал:
• Конфуций
270. Священной книгой мусульман является:
• Коран
271. Философско-религиозное направление в Китае, основателем которого считают Лао-цзы:
• Даосизм
272. Целью человеческих стремлений, состоянием «освобождения» от бесконечных перевоплощений в
индийской философии является:
• Мокша
273. Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих
стремлений:
• нирвана
274. Что обозначает понятие «дхармы» в традиционной индийской философии:
• Вечный моральный закон, предписывающий свыше каждому определённый образ жизни
275. Что обозначают понятия Брахман в веданте и апейрон в философии Анаксимандра:
• Субстанцию всех вещей
276. Что является собранием древнеиндийских источников (конца 2 – начала 1 тыс. до н.э.),
сборниками гимнов в честь богов?
• Веды
Античная философия
277. Анаксимен за первооснову всех вещей принимал:
• Воздух
278. Античный философ считавший, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды:
279. Античный философ, выделявший социальность и разумность как две основные характеристики,
отличающие человека от животного – это:
280. В античной философии преобладала стихийная:
281. В античности заслуга открытия сверхчувственного мира идей принадлежит:
• Платону
282. Видными представителями эклектики в античном мире являются:
• Боэций
• Филон
• Цицерон
283. Впервые понятие бытия в философии употребил:
• Парменид
284. Высказывание о том, что душа до рождения человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе
познания она способна припоминать их, принадлежит:
285. Движение, любое изменение являются лишь иллюзией чувственного мира, утверждали:
• элеаты
286. Демокрит полагал, что в основе мира лежат:
• Атомы
287. Знание по Сократу тождественно:
• добродетели
288. Источник познания – это воспоминание души о мире идей, полагал:
• Платон
289. Как Вы думаете, гипотетический спор каких философов изобразил А.С. Пушкин в стихотворении
«Движение»?
• Зенона и Гераклита
290. Каким понятием пользовались последователи Пифагора для обозначения первоначала?
• Число
291. Какой философ был идеалом стоиков?
• Диоген Синопский
292. Кто автор афоризма «Я знаю, что я ничего не знаю»?
• Сократ
293. Кто впервые обратился к проблеме человека?
294. Кто из античных философов учил, что всё развивается, что первопричина мира и его первооснова
– это огонь?
295. Кто считается первым философом античности?
• Фалес
296. Кто считал апейрон первоначалом всего сущего?
• Анаксимандр
297. Кто считал воду первоначалом всего сущего?
298. Кто считал, что познание вечных и абсолютных истин под силу лишь философам, которые
наделены соответствующей мудрой душой?
299. Кто является автором высказывания: «Одно и то же есть мысль и бытие»?
300. Местом возникновения науки считается:
• Древняя Греция
301. Мыслитель, который ввел слово «диалектика» в философию – это:
302. Мыслитель, первым объяснивший слово «философ» — это:
303. Объективно-идеалистическая философия была основана:
• Платоном
304. Одним из первых философов-софистов являлся:
• Протагор
305. Основная проблема, решавшаяся философами милетской школы:
• проблема первоначала
306. Основным принципом античной философии был:
• космоцентризм
307. Пифагор утверждал, что мир есть ...
• Гармония чисел
308. Платон полагал, что основой мира являются:
• Идеи
309. Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит:
• Пифагору
310. Понятие «Логос» в философском учении Гераклита означает:
• Всеобщий закон, действию которого подчинено все в мире
311. Понятие, означающее невозмутимость духа:
• Атараксия
312. Последователь Пифагора, первый начертивший систему мира и поместивший в центр мироздания
Центральный Огонь:
• Филолай
313. Представители какой философской школы поставили проблему бытия, противопоставили мир
чувств миру разума и доказывали, что движение, любое изменение лишь иллюзия чувственного
иллюзорного мира:
• Элейской
314. Представители философской школы античности, утверждавшие, что важнейшее умение
философствовать то, что он считает выгодным и правильным – это:
• Софисты
315. Римский поэт, последователь Эпикура, автор поэмы «О природе вещей»:
• Лукреций Кар
316. Римский философ, воспитатель Нерона, автор «Писем к Луциллию», представитель стоицизма:
• Сенека
317. Сила, управляющая миром в философии стоиков – это:
• Фатум
318. Смысл философии, согласно Пифагору, в поиске ...
319. Согласно Аристотелю, в человеческую душу входят:
• Животная душа
• Разумная душа
• Растительная душа
320. Суть «этического рационализма» Сократа:
• добродетель есть результат знания того, что есть добро, тогда как отсутствие добродетели
является результатом незнания
321. Сущность этического учения Эпикура состоит в том, что:
• надо наслаждаться жизнью
322. Укажите тезисы, принадлежащие мыслителю Фалесу:
• «Начало всех вещей - вода»
• «Познай себя»
323. Утверждение: «Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся»
соответствует мировоззрению:
• стоиков
324. Философ, который жил в бочке, считал себя «гражданином мира» и призывал к бедности,
невежеству:
325. Философ, считавший логику главным орудием познания:
326. Философ, ученик Платона, автор книг «Метафизика», «Поэтика», «Политика»:
327. Хронологические рамки развития античной философии:
• VI век до нашей эры – VI век нашей эры
328. Хронологические рамки среднего стоицизма:
• 2-1 века до. н.э.
329. Чем в философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой, настоящей лошади?
• идея бессмертна, вечна, настоящая лошадь смертна
• идея идеальна, настоящая лошадь - материальна
• идея первична, настоящая лошадь вторична
330. Эпоха, характерная рассмотрением человека и природы как единого, гармонически
взаимосвязанного целого – это:
• Античность
Философия Средневековья
331. «Шестоднев» - это книга, в которой излагались:
• Христианская онтология и космогония
332. Выдающийся представитель патристики, автор книг «Исповедь», «О Граде Божьем»:
• Августин
333. Высшая человеческая способность, по Аврелию Августину – это:
• Вера в Бога
334. Главная задача христианских апологетов состояла в:
• В обосновании преимуществ христианства перед язычеством
335. Искусство толкования священных текстов, развившееся в эпоху средневековья:
• Экзегетика
336. Как можно по Августину, перейти от «царства земного» к «царству небесному»?
• С помощью постоянного устремления к богу посредством молитвы
337. Как называется учение о конце мира?
• Эсхатология
338. Как называется философская школа в современном капитализме, исходящая из учения Ф.
Аквинского?
• Неотомизм
339. Какая из нижеперечисленных особенностей не характерна для средневековой философской
мысли?
• Сциентизм
340. Кто относится к представителям средневековой философии:
• Аврелий Августин
• Иоанн Дунс Скот
• Иоанн Росцелин
• Уильям Оккам
341. Мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворён Богом из ничего, называется:
• Креационизм
342. Название периода творческого служения «отцов Церкви» (III-VIII веков), заложивших основы
христианской философии и богословия, в их трудах в противостоянии-диалоге с греко-римской
философией идет формирование системы христианской догматики:
• патристика
343. Направление средневековой философии, отрицавшее реальное существование общих понятий,
считая их лишь словесными оболочками:
• Номинализм
344. Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли,
одиночества:
• аскетизм
345. Представитель средневековой западноевропейской философии:
346. Принцип, согласно которому Бог определяет весь ход истории и судьбу каждого человека:
• Провиденциализм
347. Проблема доказательства бытия Божия была одной из центральных для:
• Фомы Аквинского
348. Произведения раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон, т.е.
признанные официальной церковью «ложными»:
• Апокрифы
349. Протестантская этика провозгласила угодным Богу делом:
• Предпринимательскую деятельность
350. Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога:
• теология
351. Спаситель, избавитель от бед, помазанник Божий:
• Мессия
352. Средневековый автор изречения: «Верую, чтобы понимать» — это:
353. Сторонники номинализма – направления средневековой теологической философии – считали, что
реально существовали:
• Единичные понятия
354. Схоластика – это:
• тип философствования, отличающийся умозрительностью и приматом логико-
гносеологических проблем
355. Такие черты, как умозрительность, интерес к формально-логической проблематике, подчинение
теологии, присущи:
• схоластике
356. Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:
• Бога
357. Учение о спасении души:
• Сотериология
358. Философ средневековья, утверждавший независимость души и тела:
359. Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к:
• богословию
360. Фома Аквинский – крупный представитель теологии средневековой философии выдвигает:
• 5 собственных доказательств бытия Бога
361. Характерной чертой средневековой философии является:
• теоцентризм
362. Чему противопоставлялась вера в средневековье?
• Разуму
363. Эпоха, в которой ценности связывали с божественной сущностью:
• Средневековье
Философия эпохи Возрождения
364. Автор «Речи о свободе и достоинстве человека»:
• Пико делла Мирандола
365. В каком городе была в 15-м веке возрождена Платоновская академия?
• Флоренции
366. В чем выразилась антисхоластичность, как характерная черта эпохи Возрождения?
• В критике средневековой философии
367. Важнейшей чертой философской мысли и культуры эпохи Возрождения является:
• антропоцентризм
368. Для философии эпохи Возрождения характерна:
• ностальгия по античной культуре
369. Естественный порядок Вселенной, по определению Галилея, выражается в:
• Математике
370. Изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования, содержащее
нереальные планы социальных преобразований – это:
• Утопия
371. Итальянский поэт, автор сонетов к Лауре, критик схоластики:
• Петрарка
372. Какое направление появилось в христианстве в результате Реформации?
• Протестантизм
373. Кем написан утопический роман «Город Солнца»?
• Кампанелла
374. Кто был автором книги «Об обращении небесных сфер»?
• Коперник
375. Кто считается родоначальником гуманизма в эпоху Возрождения?
376. Название произведения Т. Мора, содержащее описание страны как образца общественного
устройства – это:
377. Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху Возрождения:
• человек
378. Положения о бесконечности Вселенной во времени и пространстве, о тождестве Бога и природы
обосновал:
• Джордано Бруно
379. Понятие «Возрождение» означает восстановление интереса к:
• Античности
380. Представитель философии эпохи Возрождения:
381. Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и
духовному господству церкви:
• гуманизм
382. Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания:
383. Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит
противопоставление отдельного индивида обществу:
384. Учение, развившееся в эпоху Возрождения, и утверждающее тождество Бога и природы, что
«природа – это Бог в вещах»:
• Пантеизм
385. Философ Возрождения, утвердивший свободу воли человека как определенный фактор жизни –
• Мирандола
386. Характерная черта Ренессанса – это:
• Антропоцентризм
387. Эпоха восстановления идеалов античности в Европе:
• Возрождение
Философия Нового времени
388. В вопросе о субстанции Рене Декарт придерживался:
• Дуализма
389. Деление Ф. Бэконом опытов на «плодоносные» и «светоносные» соответствует делению знания
на:
• Эмпирическое и теоретическое
390. Дуалистическая философия характерна для:
• Р. Декарта
391. Идея правового государства включает в себя положение о:
• Разделении властей
392. К числу важнейших идей французской философии эпохи Просвещения нельзя отнести:
• Идею равенства всех людей
393. Кому принадлежит фраза: «Человек рожден быть свободным, — а между тем везде он в оковах»?
• Ж.-Ж. Руссо
Вы всегда можете найти на странице 26/36 23 января 2015 г.
394. Кто считается основателем рационализма?
• Декарт
395. Кто является автором первой технократической утопии «Новая Атлантида»?
• Бэкон
396. Мысль «никогда не принимать за истинное нечто, что я не познал бы таковым с очевидностью»
принадлежит:
• Р. Декарту
397. Направление, считающее единственным источником наших знаний о мире чувственный опыт:
398. Окружающий человека предметный мир, по Спинозе – это:
• Модусы
399. Определите предложенный Локком вариант решения проблемы взаимодействия личности с
окружающей конкретно-исторической средой: учение о человеке как о ...
• чистой доске
400. Освобождение от церковного влияния:
• Секуляризация
401. Основная идея философии французского Просвещения:
• Приоритет разума как высшей инстанции при решении проблем человеческого общества
402. Основное утверждение рационализма заключается в том, что:
• Разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека
403. Основное утверждение эмпиризма:
• Всё знание человека основывается на опыте
404. Основной темой в Новое время стала тема:
• познания
405. Основным методом научного познания, по мнению Ф. Бэкона, должна стать:
• индукция
406. Основой всего мироздания, по Лейбницу, являются:
• монады
407. Основоположник эмпиризма, автор лозунга «Знание – сила»:
• Ф. Бэкон
408. Особенности рационализма XVII века обусловила:
• математика
409. Представителем субъективного идеализма является:
• Дж. Беркли
410. Представитель философии Французского Просвещения:
411. Причиной неравенства в человеческом обществе Ж.-Ж. Руссо считал:
412. Простая неделимая субстанция согласно Лейбницу:
• Монада
413. Согласно Френсису Бэкону, любое познание должно:
• опираться на опыт и двигаться от единичного к общему
414. Способ познания, у Спинозы, представляющий адекватное знание – это:
• интуиция
415. Сущность деизма состоит в:
• Сведении роли Бога к творению материи и первотолчку
416. Тенденция в философии 17-18 веков сводить все законы природы к законам механики:
• Механицизм
417. Теории «общественного договора» придерживался:
• Т. Гоббс
418. Утверждение: «Я мыслю, следовательно, я существую» высказал:
• Р. Декарт
419. Философ, взявший за основу бытия так называемые «монады»:
• Г. Лейбниц
420. Философ, рассматривающий общественные явления с позиции механистического материализма –
421. Философ, считавший естественным состоянием «войну всех против всех» - это:
422. Философ, считавший, что сознание ребёнка подобно чистой доске tabula rasa:
• Дж. Локк
423. Философское направление, представители которого признавали Бога, как мировой разум,
сотворивший природу и придавший ей движение, но не влияющий на ее бытие – это:
• деизм
424. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей:
• Рационализм
425. Французский философ, веривший во всесилие воспитания и доказывавший, что люди от рождения
обладают равными способностями:
• Гельвеций
426. Французский философ, он же создатель алгебры и аналитической геометрии:
427. Французский философ, сторонник сенсуализма:
• Кондильяк
428. Центральная проблема в философии французского Просвещения:
• Человека
429. Центральная философская проблема Д. Юма:
430. Центром европейского Просвещения в середине 18-го века была:
• Франция
431. Что означает исходный тезис философии Декарта, по-латински звучащий как «cogito ergo sum»?
• я мыслю, следовательно, я существую
Русская философия
432. «Русским Сократом» прозвали:
• Г.С. Сковороду
433. «Слово о законе и благодати» написал:
• Иларион
434. Автором работ «Смысл любви», «Красота в природе», «Оправдание добра», «Чтения о
богочеловечестве» является:
• Владимир Соловьёв
435. В «Вертограде Многоцветном» Симеон Полоцкий уподобляет мир:
• книге
436. В.И. Ленин разработал учение о России как:
• Слабом звене в цепи империализма
437. Вера в нравственную чистоту русского крестьянства характерна для:
• Славянофилов
438. Вера в то, что спасение Запада в принятии православия, наиболее близка мировоззрению:
439. Верховный бог в славянской мифологии, творец Вселенной, распорядитель дождя и грозы,
покровитель семьи и дома:
• Род
440. Вопрос о роли и месте России в истории человечества был поставлен в «Философических
письмах»:
• П. Чаадаевым
441. Выступали против владения монастырями землей, считали, что накопление богатства
противоречит монашеским обетам:
• нестяжатели
442. Высшей, наиболее совершенной формой любви, по мнению Владимира Соловьёва, является:
• Любовь между мужчиной и женщиной
443. Главное нравственное правило с точки зрения Л.Н. Толстого:
• Не противься злому
444. Город, в котором согласно «Повести временных лет» принял крещение великий князь Владимир
Святославич:
• Корсунь
445. Датой принятия православия на Руси считается:
• 988 год
446. Двуглавый орёл впервые был принят в качестве государственного символа России:
• Иваном III в 15 веке
447. Для древнерусской мысли характерна:
• Переоценка внешнего материального бытия
448. Древнерусский мыслитель, изложивший в своем труде этически кодекс поведения:
• Мономах
449. Дуализм духа и материи, Бога и природы характерен для философии:
• Н.А. Бердяева
450. Духовный лидер западников:
• А.И. Герцен