1. Учение о Боге как первооснове всего сущего называется: 1) антропоцентризм, +2) теоцентризм, 3) гуманизм, 4) космоцентризм. 2. "Наука и религия не имеют общих объектов исследования", считал: 1) Фома Аквинский, 2) Петр Абеляр, 3) Ансельм Кентерберийский, +4) Уильям Оккам. 3. "Вера и разум - два пути к Богу", - полагал: +1) Фома Аквинский, 2) Петр Абеляр, 3) Ансельм Кентерберийский, 4) Уильям Оккам. 4. "Разум объясняет веру", - утверждал; 1) Фома Аквинский, 2) Петр Абеляр, 3) Ансельм Кентерберийский, 4) Уильям Оккам. 5. Основное понятие средневековой схоластики: 1) идея, +2) универсалии, 3) человек, 4) воля. 6. Имена вещей возникли после их сотворения Богом. Так считали +1) номиналисты, 2) реалисты, 3) концептуалисты, 4) терминисты. 7. Главный способ познания мира в средневековой философии: +1) вера, 2) разум, 3) интуиция, 4) воля. 8. Историю как "борьбу двух градов" рассматривал: +1) Аврелий Августин, 2) Петр Абеляр, 3) Фома Аквинский, 4) Уильям Оккам. 9. Характерной чертой средневековой философии является: 1) гуманизм, +2) теоцентризм, 3) антропоцентризм, 4) индивидуализм. 10. Книгу "О граде Божьем" написал: +1) Аврелий Августин, 2) Фома Аквинский, 3) Петр Абеляр, 4) Ансельм Кентерберийский. 11. Принцип "вера выше разума" выдвинул: 1) Ансельм Кентерберийский, 2) Петр Абеляр, +3) Фома Аквинский, 4) Аврелий Августин. 12. "Общие понятия существуют изначально". Так утверждали: 1) реалисты, 2) номиналисты, +3) терминисты, 4) концептуалисты. 13. Центральное понятие в средневековой философии: +1) Бог, 2) человек, 3) судьба, 4) воля. 14. Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению: +1) к богословию, 2) науке, 3) этике, 4) эстетике. 15. Господствующим типом философского мировоззрения в эпоху Средневековья признается: +1) теоцентризм, 2) антропоцентризм, 3) космоцентризм, 4) наукоцентризм. 16. Важнейшей для средневековой философии была тема: +1) Бога и человека, 2) человека и природы, 3) свободы и ответственности, 4) добра и зла. 17. Основные положения христианской религии были сформулированы мыслителями эпохи "отцов Церкви", т.е.: +1) патристики, 2) схоластики, 3) эллинизма, 4) рационализма. 18. С IX до конца XV в. в европейской религиозной философии господствовала: 1) апологетика, 2) патристика, 3) диалектика, +4) схоластика. 19. Пять рациональных доказательств существования Бога сформулированы основателем томизма: +1) Фомой Аквинским, 2) Аврелием Августином, 3) Ансельмом Кентерберийским, 4) Пьером Абеляром. 20. Учение о сотворении мира Богом сразу и из ничего называется: +1) креационизмом, 2) теизмом, 3) томизмом, 4) провидеициализмом. 21. Христианская философия неразрывно связана с_, согласно которому все в истории и судьбах людей предопределено волей Бога: +1) провиденциализмом, 2) теоцентризмом, 3) креационизмом, 4) интуитивизмом. 22. Вековой спор средневековых мыслителей об "универсалиях", т.е. общих понятиях, разделил их на два основных лагеря: +1) реалистов и номиналистов, 2) монистов и дуалистов, 3) эмпириков и рационалистов, 4) диалектиков и метафизиков. 23. С точки зрения средневековой онтологии подлинным бытием обладает: 1) человек, 2) природа, +3) Бог, 4) общество. 24. В основе средневековой онтологии лежит идея: 1) множественности миров, +2) творения, 3) откровения, 4) эволюции. 25. В наибольшей степени соответствует духу средневековой философской антропологии следующая характеристика человека: +1) человек есть мера всех вещей; 2) человек - существо двойственное, в нем есть как нечто божественное, духовное, так и нечто телесное, тёмное, греховное; 3) человек есть существо политическое; 4) человек представляет собой продукт природы, абсолютно детерминированный её законами. 26. Суть средневековой схоластики заключается: +1) в стремлении обосновать религиозные догмы и систематизировать вероучение; 2) попытках отыскания пути, ведущего к жизни, независимой от внешних обстоятельств; 3) стремлении постигнуть божественное путем ухода от чувственного мира и соединиться с Богом посредством растворения собственного сознания в Боге; 4) попытках разработки принципов справедливого общественного устройства. 27. Философия выступала служанкой богословия: 1) в античной культуре, +2) эпоху Средневековья, 3) эпоху Просвещения, 4) эпоху научно-технической революции. 28. Идея непротивления злу силой принадлежит такому учению, как: 1) философия жизни, 2) исторический материализм, 3) позитивизм, +4) христианство. 29. Мысль о духовном и смысловом единстве философии и религии принадлежит: 1) Петру Абеляру, +2) Фоме Аквинскому, 3) Августину, 4) Ансельму Кентерберийскому. 30. Эпоха Средневековья представлена мыслителями: 1) Сократ, Платон, Аристотель; +2) Иоанн Скотт Эриугена, Фома Аквинский, У. Оккам; 3) Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро; 4) 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг. 1. Родоначальником европейского рационализма является: +1) Р. Декарт, 2) Ф. Бэкон, 3) Т. Гоббс, 4) Дж. Локк, 5) Б. Спиноза. 2. Родоначальником европейского эмпиризма является: +1) Ф. Бэкон, 2) Р. Декарт, 3) Т. Гоббс, 4) Дж. Локк, 5) Б. Спиноза. 3. Человеческое сознание есть "чистая доска", которая заполняется благодаря опыту. Так считал: +1) Дж. Локк, 2) Д. Юм, 3) Т. Гоббс, 4) Р. Декарт, 5) Дж. Беркли. 4. Выберите правильное соотношение философов и их произведений: 1) "Новый Органон" Р. Декарт(3) 2) "Монадология" Ф. Бэкон(1) 3) "Рассуждение о методе" Г. Лейбниц(2) 4) "Левиафан" Дж. Локк(5) 5) "Опыт о человеческом разуме" Т. Гоббс(4) 5. Выберите правильное соотношение философов и их позиций: 1) агностицизм Дж.Локк(2) 2) эмпиризм Д.Юм(1) 3) рационализм Дж. Беркли(4) 4) субъективный идеализм Ф. Бэкон(5) 5) сенсуализм Р Декарт(3) 6. Дуалистической является философская система: +1) Р. Декарта, 1) Р. Декарта, 2) Ф. Бэкона, 3) Т. Гоббса, 4) Дж. Локка, 5) Г. Лейбница. 7. Английский философ Нового времени, высказавший мысль о том, что "быть значит быть воспринимаемым" Беркли Джордж 8. Основой агностицизма Д. Юма является ... 9. Исходный пункт, начало всякого познания, философского мышления по Р. Декарту: +1) сомнение, 2) чувственное восприятие, 3) априорные формы рассудка, 4) агностицизм, 5) "вещь в себе". 10. Субъективный идеализм характерен для: +1) Дж. Беркли, 2) Ф. Бэкона, 3) Д. Локка, 4) Р. Декарта, 5) Г. Лейбница. 11. Учение о призраках (идолах), которые являются препятствием на пути познания мира человеком, создал Ф.Бэкон 12. "Без субъекта нет объекта", - утверждал: 1) Дж. Беркли, +2) Д. Юм, 3) Г. Лейбниц, 4) Дж. Локк, 5) Ф. Бэкон. 13. Субстанция, признаваемая в философии Г. Лейбница, называется аналогичные атомам простые сущности. 14. Т. Гоббс "естественное состояние людей" понимает как: +1) война всех против всех, 2) любовь к ближнему, 3) наслаждение, 4) равновесие любви и ненависти, 5) примирение с реальностью. 15. Принцип "Я мыслю, следовательно, существую" является исходным тезисом для философии: +1) Р. Декарта, 2) Т. Гоббса, 3) Дж. Локка, 4) Дж. Беркли, 5) Д. Юма. 17. Механистическое объяснение явлений и мира характерно для философии: +1) Нового времени, 2) Античности, 3) Средних веков, 4) Возрождения. 18. Высказывание: "Роза не пахнет, если ее никто не нюхает... Материи нет, если она не воспринимается", - принадлежит: 1) Дж. Беркли, 2) Д. Юму, 3) Б. Спинозе, +4) Р. Декарту, 5) Дж. Локку. 19. Социально-политическая концепция Ш. Монтескье называется: 1) политическим реализмом, 20 географическим детерминизмом, 3) теорией общественного договора, 4) теорией естественного права. 20. Сторонниками механистического материализма были: 1) Ж.-0. Ламетри, 2) Р. Декарт, 3) Дж. Беркли, +4) Д. Дидро. 21. Философское направление, признающее разум основой познания поведения людей, свойственное, например, для философии Р. Декарта: +1) рационализм, 2) эмпиризм, 3) критицизм, 4) сенсуализм, 5) солипсизм. 22. Философская концепция, провозглашающая ощущение основой истинного познания, свойственная, например, для философии Дж. Локка: +1) сенсуализм, 2) иррационализм, 3) феноменологизм, 4) релятивизм. 23. Скептицизм, свойственный, например, для философии Д. Юма, есть философское направление, выражающее: 1) убежденность в познаваемости мира, 2) отношение человека к самому себе, +3) сомнение в возможности достоверного знания, 4) индифферентность человека к процессу познания. 24. Философское направление, признающее принципиальную непознаваемость мира: +1) агностицизм, 2) рационализм, 3) эмпиризм, 4) субъективизм. 25. Философское направление, признающее тезис: "Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах": +1) сенсуализм, 2) рационализм, 3) объективизм, 4) платонизм, 5) стоицизм. 26. Логический путь исследования от частного к общему, которого придерживался, например, Ф. Бэкон: +1) индукция, 2) синтез, 3) абстрагирование, 4) дедукция, 5) аналогия. 27. Представители французского Просвещения: +1) Вольтер, 2) П. Абеляр, 3) М. Монтень, 4) Ж.-П. Сартр, 5) А. Камю. 28. Философы, сторонники "теории общественного договора" происхождения государства: 1) Т. Гоббс, 2) Дж. Локк, 3) Дж. Беркли, +4) Ж.-Ж. Руссо, 5) Ш. Монтескье. 29. Логический путь исследования от общего к частному, которого придерживался, например, Р. Декарт: 1) дедукция, +2) индукция, 3) синтез, 4) абстрагирование, 5) аналогия. 30. Проблемы теории познания, поиска научного метода, противостояния эмпиризма и рационализма становятся центральными в европейской философии: 1) XVI в., 2) XVII в., +3) XVIII в., 4) XIX в.. 31. Критическое отношение философии к церкви и религии является отличительной чертой эпохи: +1) Просвещения, 2) Античности, 3) Средневековья, 4) Ренессанса. 32. Идеи философии Просвещения ярко воплощены в первой в мире "Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел", написанной: +1) во Франции, 2) Англии, 3) Германии, 4) Италии. 33. Концепцию бытия как совокупности множества субстанций -монад - разработал: +1) Г. Лейбниц, 2) Б. Спиноза, 3) Т. Гоббс, 4) Дж. Локк. 34. Идея прогресса общественного развития возникла: 1) в философии жизни, 2) футурологии, +3) философии Просвещения, 4) экзистенциализме. 35. Какие философы и ученые впервые обосновали гелиоцентрическую модель Вселенной: 1) Ф. Бэкон, Г. Лейбниц; 2) Г. Галилей, И. Кеплер; 3) Р. Декарт, Б. Спиноза; +4) Н. Коперник, Дж. Бруно. 36. Отношение к природе как к мастерской и к человеку как к работнику сформировалось в эпоху: 1) Античности, +2) Возрождения, 3) Нового времени, 4) современности. 37. К. Гельвеций утверждал: "Человек-это машина, которая будучи приведена в движение чувственными ощущениями, должна совершить все, что она совершает". Исходя из данного высказывания, можно назвать его мировоззренческую позицию: 1) волюнтаризмом, 2) механицизмом, +3) теизмом, 4) пантеизмом. 38. Философы-просветители XVIII в. к церкви относились как: 1) к обители бога на земле, 2) носительнице нравственности и просвещения, +3) оплоту фанатизма, нетерпимости и консерватизма, 4) источнику свободомыслия и человеколюбия. 39. В "Декларации прав человека и гражданина" получили воплощение общественно-политические идеи философов: 1) сциентистов, +2) просветителей, 3) схоластов, 4) софистов. 40. Дж. Локк в теорию познания Нового времени внес следующий вклад: 1) разработал теорию врожденных идей, 2) разработал теорию первичных и вторичных качеств, 3) свел качественное многообразие природы к единому основанию, +4) ввел опыт в теорию познания в качестве источника знания. 1. Перевоплощение души или личности в цепи новых рождений по закону кармы в индийской философии называется: +1) сансара. 2) дхарма, 3) мокша, 4) чарвака. 2. Состояние "освобождения" от бесконечных перевоплощений в индийской философии называется: +1) мокша, 2) карма, +3) сансара, 4) дхарма. 3. Материалистическое учение в Древней Индии: +1) чарвака, 2) джайнизм, 3) брахманизм, 4) вишнуизм. 4. Категория китайской философии, обозначающая путь нравственного совершенствования и закономерность сущего, называется: 1) инь, 2) ян, +3) дао, 4) сяо. 5. Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало, носит наименование: 1) ян, +2) инь, 3) дао, 4)жень. 6. Сопоставьте древнекитайские философские школы и их представителей: 1) моизм 2 Конфуций 2) конфуцианство 5 Хуэй Ши 3) даосизм 4 ШанЯн 4) легизм 1 Мо-цзы 5) номинализм 3 Лао-цзы 7. Индийская религиозно-философская концепция, в основе этики которой лежат так называемые "четыре благородные истины", называется: 1) джайнизм; +2) буддизм; 3) йога; 4) ведизм. 8. "Учение о благородном муже" составляет ядро этической концепции: 1) даосизма, 2) легизма, +3) конфуцианства, 4) моизма. 9. Становление философии на Древнем Востоке происходило в условиях: 1) демократии, +2) деспотии, 3) просвещения, 10. К неортодоксальным школам философии Древней Индии относятся: +1) буддизм, 2) вайшешика, 3) ньяя, 4) чарвака. 11. К ортодоксальным школам философии Древней Индии относятся: 1) буддизм 2) вайшешика, +3) ньяя, 4) чарвака. 12. Древнеиндийская философская школа, разработавшая систему специальных приемов для достижения особого духовного состояния, в котором достигается освобождение от физического мира и происходит осознание высшего "Я", называется: +1) йога, 2) веданта, 3) ньяя, 4) миманса. 13. Идея всеобщей любви - центральная для философии: 1) инь и ян, +2) моизма, 3) даосизма, 4) легизма. 14. Философская школа Древнего Китая, отстаивавшая управление на основе законов, которые должны быть жесткими и обязательными для всех, называется: 1) инь и ян, 2) моизм, 3) даосизм, +4) легизм. 15. Философская школа Древнего Китая, отстаивавшая управление на основе ритуала и традиций, называется: 1) даосизм, +2) моизм, 3) конфуцианство, 4) мин цзя. 16. На становление философии Древней Индии решающее влияние оказала такая социально-политическая особенность, как: 1) монархическая форма правления; +2) кастовый строй, 3) этническое единство, 4) система рабовладения. 17. Принцип ненасилия буддистов и индуистов, который требует равного уважения ко всем существам, называется: 1) нирвана, +2) ахимса, 3) мокша, 4) дхарма. 18. Практика отказа от физического комфорта и удовлетворения насущных потребностей, характерная для многих индийских философских систем, называется: 1) гедонизм, 2) сибаритство, +3) аскетизм, 4) эпикуреизм. 19. Сопоставьте древнеиндийские философские школы и их представителей: 1) джайнизм 5 Сиддхартха Гаутама +2) йога 3 Капила 3) санкхья 1 Вардхаман 4) чарвака 4 Брихаспати 5) буддизм 2 Патанджали 20. В учении о "благородном муже" указываются его следующие качества: +1) дао, 2) сяо, +3) жэнь, 4) ли. 1. Наилучшая форма правления по Платону: 1) монархия, +2) олигархия, 3) тирания, 4) демократия. 2. Пифагор считал основой всего: 1) идеи, +2) числа, 3) природные стихии, 4) волю. 3. В основе философии гедонизма лежит следующий принцип: 1) следуй своему идеалу и предначертанному долгу, 2) из всего извлекай пользу, 3) живи, наслаждаясь, 4) цель оправдывает средства.' 4. Учение о борьбе и единстве противоположных начал ввел в античную философию: 1) Пифагор, +2) Гераклит, 3) Платон, 4) Эпикур. 5. К античной философии не относится философия: +1) Древнего Китая, 2) Древней Греции, 3) Древнего Рима, 4) элеатов. 6. Принято считать, что создателями древнегреческой философии являются три мыслителя, жившие в Милете: +1) Фалес, Анаксимен, Анаксимандр; 2) Ксенофан, Парменид, Зенон; 3) Сократ, Платон, Аристотель; 4) Протагор, Горгий, Продик. 7. "Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости", - заявлял античный мыслитель: +1) Демокрит, 2) Аристотель, 3) Фалес, 4) Пифагор. 8. Бытие предстает как совокупность множества неделимых материальных частиц (атомов) в учении следующего античного философа: 1) Пифагора, 2) Аристотеля, 3) Платона, 4) Демокрита. 9. Категорию "бытие" в философское знание ввели: 1) представители Эфесской школы, +2) представители Элейской школы, 3) представители Пифагорейского союза, 4) представители Милетской школы. 10. Досократическая философия представлена следующими мыслителями: 1) Пиррон,Тимон; 2) Платон, Аристотель; 3) Марк Аврелий, Сенека; 4) Гераклит, Пифагор. 11. В качестве высшей ступени бытия божественное "Единое" - первоначало, лишенное всяких свойств, понимал представитель античного неоплатонизма: 1) Лукреций, 2) Ориген, 3) Сенека, 4) Плотин. 12. Концепцию истинного бытия как сверхчувственного мира чистых сущностей (эйдосов) разработал представитель античного объективного идеализма: 1) Диоген Синопский, 2) Платон, 3) Эмпедокл, 4) Аристотель. 13. Движение порождается борьбой противоположностей. Так считал: 1) Пифагор, 2) Гераклит, 3) Зенон, 4) Платон. 14. Два способа и вида бытия – мир чувственных вещей и мир идей – впервые были открыты в Античности: +1) Платон, 2) Фалесом, 3) Гераклитом, 4) Протагором. 15. С точки зрения политического учения Аристотеля человеческим сообществом высшего рода является: 1) род, 2) семья, 3) селение, 4) государство. 16. Аристотеля принято считать родоначальником такой научной дисциплины, как: 1) геометрия, 2) география, +3) логика, 4) педагогика. 17. Стоик Марк Аврелий говорил: "Согласного судьба ведет, а несогласного она тащит". Это высказывание характеризует следующую жизненную позицию: 1) волюнтаризм, 2) фатализм, 3) скептицизм, 4) витализм. 18. Мудрость, справедливость, мужество, умеренность-основные добродетели человека в понимании философов эпохи: +1) Античности, 2) Средневековья, 3) Нового времени, 4) Возрождения. 19. Древнегреческий мыслитель Гераклит считал, что первоначалом, основанием бытия является: 1) разумный, вечный и божественный огонь -"огнелогос"; 2) вода, способная преобразовываться из одного состояния в другое; 3) невещественная, безграничная, беспредельная субстанция - "алейрон"; 4) бесчисленное множество мельчайших, неделимых, невидимых частиц, т.е. атомов. 20. Практически не существовало философии и философов: 1) в Абдере, 2) Эфесе, 3) Спарте, 4) Афинах. 21. При построении схемы идеального государства Платон в качестве образца принял: 1) модель души человека, состоящей из чувств, воли и разума; 2) модель вселенной, включающую в себя время, пространство и материю; 3) анатомическую модель живого организма; 4) модель мировой души. 22. К представителям скептицизма могут быть отнесены: 1) Ксенофан, Парменид; 2) Пиррон, Секст Эмпирик; 3) Сократ, Платон; 4) Аристотель, Теофраст. 23. Вопрос о первоначале мира был центральным в античной философии на следующем этапе: 1) классическом, 2) досократовском, 3) эллинистическом, 4) римском. 24. Идея, что пространство - это пустота, вмещающая в себя все тела и не зависящая от них, впервые высказана мыслителями: 1) Античности, 2) Средневековья, 3) Ренессанса, 4) Просвещения. 25. Первый греческий и вместе с тем первый европейский философ: 1) Фалес, 2) Ксенофан, 3) Сократ, 4) Платон. 26. Греческая мысль зародилась в городах Ионии (побережье Малой Азии) и Южной Италии, а своего расцвета достигла: 1) в Афинах, 2) Спарте, 3) Дельфах, 4) Эретрии. 27. "Александром Македонским древнегреческой философии" называют выдающегося мыслителя и ученого Античности, создателя "Ликея": 1) Аристотеля, 2) Платона, 3) Демокрита, 4) Эпикура. 28. Наука, исследующая первые начала и причины, была названа Аристотелем: 1) философией, 2) метафизикой, 3) физикой, 4) риторикой. 29. Философское учение Платона, утверждающее, что мир вещей зависит от мира идей, называется: 1) объективным идеализмом, 2) субъективным идеализмом, 3) дуализмом, 4) рационализмом. 30. Господствующим типом философского мировоззрения античной эпохи признается: 1) космоцентризм, 2) теоцеитризм, 3) антропоцентризм, 4) социоцеитризм. 31. Высшим счастьем в философии кинизма считается: 1) наслаждение, 2) свобода, 3) познание истины, 4) удовлетворение инстинктов. 32. "Наслаждение - высшее счастье", - считал: 1) Диоген Сииопский, 2) Платон, 3) Эпикур, 4) Пифагор. 33. Учение об идеях как первооснове бытия в философию ввел: 1) Гераклит, 2) Платон, 3) Аристотель, 4) Парменид. 34. "Политическим животным" человека называл: 1) Платон, 2) Аристотель, 3) Диоген Сииопский, 4) Эпикур. 35. Стоицизм утверждает, что движущей силой бытия является: 1) воля, 2) судьба, 3) идея, 4) бог. 36. Целью диалектического метода Сократа было: I) достижение свободы, 2) познание истины, 3) соединение с Богом, 4) развитие мышления. 37. "Движение не существует",-считал: 1) Гераклит, 2) Зенон Элейский, 3) Платон, 4) Аристотель. 38. К этической позиции, что «нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться», склонялся античный философ: 1) Эпикур, 2) Сократ, 3) Платон, 4) Фалес Милетский. 39. Из философов Античности наибольший вклад в исследование общества внесли: 1) Фалес и Анаксимен, 2) Левкипп и Демокрит, 3) Платон и Аристотель, 4) Парменид и Зенон. 40. Создателем учения об "идеальном государстве" был: 1) Пифагор, 2) Платон, 3) Аристотель, 4) Сократ. 41. Греческие слова phileo -любовь и sophia- мудрость дали начало термину: 1) софистика, 2) философия, 3) славянофильство, 4) софийность. 42. Как самостоятельное духовно-культурное образование философия возникла: 1) в Древнем Риме, 2) Древнем Китае, 3) Древней Индии, 4) Древней Греции. 43. Согласно легенде, первым, кто отказался называть себя мудрецом, но лишь любомудром, то есть философом, был: 1) Фалес, 2) Сократ, 3) Платон, 4) Пифагор. 44. Философия возникла в период: 1) 11-1 вв. до н.э., 2) VII-VI вв. до н.э., 3) I - II вв. н.э., 4) III-IV вв. н.э. 45. В идеальном государстве Платона управляют: 1) воины, 2) философы, 3) работники, 4) средний класс. 46. Основное понятие в философии Платона: 1) идея, 2) число, 3) первоначало, 4) бог. 47. Основой общества средний класс считал: 1) Сократ, 2) Платон, 3) Аристотель, 4) Диоген. 48. Необходимость существования государства отрицал: 1) Платон, 2) Аристотель, 3) Диоген, 4) Эпикур. 49. Отказ от удовольствий и аскетизм проповедовали: 1) киники, 2) стоики, 3) скептики, 4) эпикурейцы. 50. "В одну реку нельзя войти дважды", - учил: 1) Пифагор, 2) Гераклит, 3) Сократ, 4) Платон. 51. Термином "метафизика" характеризуют философию: 1) Сократа, 2) Платона, 3) Аристотеля, 4) Диогена. 52. Фатализм полагает движущей силой бытия: 1) первоначало, 2) бога, 3) судьбу, 4) человека. 53. "Раб - говорящее орудие", - считал: 1) Сократ, 2) Платон, 3) Аристотель, 4) Эпикур. 54. Софисты утверждали, что: 1) смысл жизни - познание истины; 2) все понятия относительны; 3) цель жизни - в стремлении к наслаждениям; 4) основа мира - число. 55. Государством по Аристотелю должны управлять: 1) философы, 2) воины, 3) средний класс, 4) богачи. 56. Термин "майевтика" в философию ввел: 1) Гераклит, 2) Сократ, 3) Платон, 4) Аристотель. 57. К хорошим формам правления Платон относил: 1) олигархию, 2) тиранию, 3) демократию, 4) тимократию, 5) аристократию, 6) монархию. 58. Доказательства при помощи задач-апорий в философию ввел: 1) Гераклит, 2) Зенон, 3) Сократ, 4) Платон. 59. Основой диалектического метода Сократа является: 1) интуиция, 2) диалог, 3) озарение, 4) вера. 60. Мышление-это "воспоминание о прошлой жизни". Так считал +1) Сократ, 1) Платон, 3) Аристотель, 4) Диоген Синопский. 1. Умонастроение, в основе которого лежит признание ценности человека как личности, преобладавшее в эпоху Возрождения: 1) гуманизм, 2) реализм, 3) идеализм, 4) материализм, 5) романтизм; 2. Термин "Возрождение" означает восстановление интереса: 1) к язычеству, 2) первобытности, 3) Античности, 4) Средневековью, 5) христианству. 3. Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая сила мироздания: 1) наукоцентризм, 2) космоцентризм, 3) антропоцентризм, 4) теоцентризм. 4. Характерная черта Ренессанса: 1) теоцентризм, 2) наукоцентризм, 3) природоцентризм, 4) космоцентризм, 5) антропоцентризм. 5. Основной объект исследования меры вещей и отношений при антропоцентризме: 1) природа, 2) бог, 3) общество, +4) человек, 5) космос. 6. Пантеизм объединяет и отождествляет: +1) бога и природу, 2) науку и религию, 3) бога и человека, 4) человека и природу, 5) философию и религию. 7. Сущность пантеизма выражает суждение: 1) бог растворен в природе, 2) вся природа является одушевленной, 3) бог создал мир, 4) мир является материальным. 8. Детальная разработка общества будущего в эпоху Возрождения связана с именами: 1) Т. Мора и Т. Кампанеллы, 2) Ф. Петрада и Данте, Щ. М^нтеня ц Н. Макиавелли. 9. Внимание мыслителей Возрождения направлено преимущественно: 1) на человека, 2) бога, 3) космос, 4) язык. 10. Крупный социальный философ эпохи Возрождения: 1) Н. Макиавелли, 2) Ж. Кальвин, 3) М. Лютер, 4) Н. Коперник, 5) Г. Галилей. 11. Дж. Бруно был сторонником гилозоизма. Гилозоизм - это: 1) учение о душе, 2) неодушевленная материя, 3) учение о жизни человека, 4) учение о всеобщей одухотворенности мира, 5) учение о происхождении человека. 12. Основные принципы философии эпохи Возрождения: 1) гуманизм, 2) монизм, 3) дуализм, 4) теоцентризм, 5) антропоцентризм. 13. Доминирующая тема философии Ренессанса: 1) творчество человека, 2) мораль, 3) знание, 4) бог. 14. "Земля и Солнце - рядовые небесные тела в бесконечной, одушевленной, деятельной, наполненной разумной жизнью Вселенной", -утверждал титан Ренессанса: 1) Дж. Бруно, 2) Ф. Петрарка, 3) Данте Алигьери, 4) М. Монтень. 15. Вопросы философии политики в период Возрождения разрабатывались: 1) Н. Макиавелли, 2) Н. Коперником, 3) Леонардо да Винчи, 4) Г. Галилеем. 16. Родоначальник гуманистического движения, поэт и мыслитель раннего Возрождения - это: +1) Ф. Петрарка, 2) Данте Алигьери, 3) Дж. Боккаччо, 4) Л. Валла. 17. В антропоцентрической модели мировоззрения центральное место занимает: 1) природа как неисчерпаемый источник сил, потребительных свойств, знаний; 2) человек как активное, свободное, творчески мыслящее и практически действующее существо; 3) бог как творец и господин человека и мира; 4) принципы, заимствованные из механики и физики. 18. Крупнейшие представители натурфилософии в эпоху Возрождения: 1) Н. Кузанский, 2) Л. Вала, 3) Пико делла Мирандола, 4) Дж. Бруно. 19. "Политическим реализмом" называется учение: 1) Т. Мора, 2) Т. Кампанеллы, 3) Т. Мюнцера, 4) Н. Макиавелли. 20. Философско-мистические представления в эпоху Возрождения разрабатывались в трудах: 1) Я. Беме, 2) Дж. Бруно, 3) Эразма Роттердамского, 4) М. Монтеня.