1. Выберите правильное определение экологии как науки:
1) наука, изучающая растения, животных и среду обитания;
2) наука, изучающая взаимосвязи между живыми организмами;
3) наука, изучающая взаимосвязи между живыми организмами и средой их обитания; 3
4) наука, изучающая влияние человека на окружающую среду.
2. Какие из перечисленных факторов можно отнести к абиотическим:
1) весенние разливы рек; 1
2) вырубка леса;
3) внесение в почву удобрений;
4) создание елью условий существования в ельнике.
3. В лесном массиве был создан заповедник. К какому экологическому фактору можно отнести этот факт?
1) биотический;
2) абиотический;
3) антропогенный; 3
4) эдафичечский.
4. Линька птиц и перелет в теплые страны связаны с:
1) понижением температуры воздуха;
2) изменением влажности воздуха;
3) уменьшением количества кормов;
4) изменением продолжительности дня. 4
5. Какие приспособления способствуют выживанию животных в засушливых районах?
1) анабиоз;
2) накопление жиров;
3) образование метаболической воды в организме в результате окислительных реакций; 3
4) накопление воды в тканях.
6. Из перечисленных примеров выберите антропогенный фактор:
1) свет;
2) развитие промышленности; 2
3) взаимосвязи между особями;
4) температура.
7. Отмершие листья деревьев образуют растительный опад, который служит местом обитания и пищей организмам. К каким факторам относится это явление:
1) антропогенные;
2) биотические;
3) абиотические;
4) комплексное действие факторов. 4
8. Из перечисленных факторов выберите абиотические:
1) влажность, свет, температура; 1
2) вырубка лесов;
3) влияние организмов друг на друга;
4) создание заповедников.
9. Фотопериодизм – это реакция организма на изменение:
1) температуры воздуха;
2) влажности воздуха;
3) продолжительности дня; 3
4) освещенности.
10. Большая часть энергии солнечного излучения, достигающего земной поверхности приходится на долю:
1) видимого спектра; 1
2) инфракрасных лучей;
3) ультрафиолетовых лучей;
4) теплового излучения.
11. Из перечисленных животных выберите пойкилотермных:
1) насекомые; 1
2) млекопитающие;
3) птицы;
4) грибы.
12. К каким факторам среды относятся рельеф, климат, почва, воздух:
1) антропогенным;
2) биотическим;
3) абиотическим; 3
4) гидрологическим.
13. Назовите организм, у которого физиологические процессы ускоряются в связи с повышением температуры окружающей среды:
1) воробей;
2) кошка;
3) медведь;
4) гусеница капустной белянки. 4
14. Из перечисленных абиотическим фактором является:
1) свет; 1
2) деятельность человека;
3) паразитизм;
4) конкуренция.
15. Под биотическими факторами понимают:
1) воздействия живых организмов; 1
2) воздействия человека;
3) факторы неживой природы;
4) антропогенные загрязнения.
16. Фактором(ами), ограничивающим(и) распространение растений и животных в условиях пустыни, является(ются):
1) избыток тепла;
2) недостаток влаги и пищи; 2
3) избыток тепла и пищи;
4) отсутствие почвы и недостаток пищи.
17. К гомойотермным животным относятся:
а) треска; б) кит; в) дельфин; г) лягушка; д) ящерица; е) собака.
1) б, в, е; 1
2) а, б, в;
3) а, г, д;
4) г, д, е.
18. Что относится к приспособлениям растений к засушливому климату:
1) глубокие корни и мелкие листья; 1
2) много устьиц и сочные мясистые стебли;
3) отложение жира и мелкие листья;
4) много устьиц и листья с толстой кутикулой.
19. Зоной пессимума называется диапазон экологического фактора, в пределах которого организм:
1) не растет, не развивается, но еще не погибает; 1
2) активно растет, развивается и размножается;
3) хорошо растет, развивается, но не размножается;
4) погибает.
20. Укажите правильный перечень абиотических экологических факторов:
1) свет, хищники, кислотные осадки;
2) влажность, минеральный состав почвы, сила ветра; 2
3) сила ветра, паразиты, излучения;
4) бактерии, хищники, зеленые растения.
21. Укажите правильный перечень биотических экологических факторов:
1) свет, температура, кислотные осадки;
2) влажность, состав почвы, высота местности;
3) сила ветра, паразиты, насекомые;
4) фитофаги, бактерии, хищники, зеленые растения. 4
22. Условиями существования называются:
1) все элементы и явления природы, которые окружают организм;
2) составные части среды обитания, без которых организм существовать не может; 2
3) составные части среды обитания, которые оказывают на организм прямое или косвенное влияние;
4) элементы среды, которые вызывают у организма приспособительные реакции.
23. Экологическими факторами называются:
2) составные части среды обитания, без которых организм существовать не может;
3) составные части среды обитания, которые не оказывают на организм никакого влияния;
4) элементы среды, которые прямо или косвенно влияют на организм. 4
24. Диапазон дозы экологического фактора, в пределах которого организм хорошо растет и развивается, называется:
1) зона оптимума; 1
2) зона пессимума;
3) зона угнетения;
4) предел выносливости.
25. Главным ограничивающим фактором для существования животных в водной среде является:
1) наличие света;
2) концентрация солей;
3) концентрация кислорода; 3
4) температура воды.
26. Лимитирующим (ограничивающим) называется экологический фактор, величина которого:
1) ограничивает передвижение организма в данной среде;
2) не позволяет организму существовать в данной среде;
3) близка к пределам выносливости организма; 3
4) превышает величины других экологических факторов.
27. К эврибионтным не относятся организмы, которые:
1) имеют широкие пределы выносливости;
2) могут существовать в относительно постоянных условиях среды; 2
3) являются экологически пластичными;
4) могут существовать при значительно изменяющихся условиях среды.
28. Совместное действие экологических факторов на организм, называется:
1) условия существования;
2) предел выносливости;
3) констелляция; 3
4) окружающая среда.
29. Летние травянистые растения дубравы:
1) гелиофиты; 1
2) теневые сциофиты;
3) теневыносливые сциофиты;
4) ксерофиты.
30. Для медведя характерен следующий путь приспособления к изменениям температуры:
1) гомойотермия;
2) гетеротермия; 2
3) пойкилотермия;
4) ни один из вариантов не верен.
31. Масса водяного пара в 1 м3 воздуха – это:
1) абсолютная влажность; 1
2) относительная влажность;
3) максимальная влажность;
4) дефицит насыщения воздуха.
32. Кактусы и алоэ относятся к:
1) мезофитам;
2) гигрофитам;
3) суккулентам; 3
4) склерофитам.
33. Выберите из перечисленных организмов стенотермный:
1) сосна;
2) заяц-русак;
3) туберкулезная бактерия; 3
4) муравей.
34. Выбрать пример гелиофитов:
1) мхи и кислица;
2) хлебные злаки; 2
3) майник и сирень;
4) земляника и черника.
35. Выбрать пример сумеречных животных:
1) волк и енотовидная собака;
2) филин и козодой;
3) бронзовка и жужелица;
4) комары и мошки. 4
36. Что изучает экология:
1) структуру клеток организма;
2) закономерности взаимодействия организмов и окружающей среды; 2
3) закономерности строения земной коры;
4) морфологические особенности строения организмов.
37. Диапазон дозы экологического фактора, в пределах которого организм не растет, не развивается, но еще не погибает, называется:
1) зона оптимума;
2) зона нормальной жизнедеятельности;
3) зона угнетения; 3
4) пределы выносливости.
38. Суточным биоритмам подчиняются:
1) кочевки и перелеты птиц;
2) образование цветков у хризантем и георгинов;
3) открывание и закрывание устьиц на листьях растений; 3
4) распускание почек и листопад на деревьях и кустарниках.
39. К пойкилотермным животным относятся: а) треска; б) кит; в) дельфин; г) лягушка;
д) ящерица; е) собака.
1) б, в, е;
3) а, г, д; 3
40. Что относится к положительным антропогенным воздействиям:
1) вырубка леса;
2) создание заповедников; 2
3) осушение болот;
4) строительство гидроэлектростанций.
41. Под биотическим фактором понимают:
1) сумму воздействий живых организмов ; 1
2) воздействие человека на организмы;
4) разновидность климатического фактора.
42. Что такое симбиоз:
1) прямое уничтожение жертвы;
2) совместное существование организмов разных видов; 2
3) форма взаимоотношений, при котором один вид использует другого в качестве источника питания;
4) взаимовыгодное сожительство организмов разных видов.
43. Какое из перечисленных взаимодействий относится к хищничеству:
1) на теле хозяина живут вши;
2) волки поедают мелких травоядных; 2
3) насекомые питаются нектаром цветковых растений;
4) песцы доедают остатки пищи белого медведя.
44. Азотфиксирующие бактерии по отношению к бобовым растениям относятся к:
1) сапрофитам;
2) комменсалам;
3) паразитам;
4) мутуалистам. 4
45. Сороки предупреждают копытных об опасности. О каком типе взаимодействий идет речь:
1) хищничество;
2) межвидовая взаимопомощь; 2
3) симбиоз;
46. Выберите пример паразитизма:
1) повилика и растение; 1
2) береза и гриб подберезовик;
3) лишайники;
4) лев и гиены.
47. Выберите пример конкуренции:
1) акула и рыбы прилипалы;
2) деревья и микоризные грибы;
3) ель в березовом лесу; 3
4) муравьи и тли.
48. Роль хищников в природе заключается в:
1) уменьшении количества популяций жертв;
2) поддержании состава и численности популяций жертв на оптимальном уровне;
3) избирательном уничтожении животных с низкой способностью добывать себе корм;
4) все перечисленное. 4
49. Какой из данных вариантов может быть примером паразитизма:
1) вши, клещи, грибы-трутовики; 1
2) рак-отшельник и актиния;
3) береза под пологом елового леса;
4) лишайники, микориза, клубеньковые бактерии.
50. Волки ежегодно убивают около 25% оленей. К какой форме взаимодействия относится это явление?
1) конкуренция;
2) хищничество; 2
3) мутуализм;
4) синойкия.
51. Борьба внутри вида или между особями различных видов за пищу, ареал обитания – это:
1) конкуренция; 1
2) хищничество;
4) комменсализм.
52. Совместное существование, при котором каждый вид извлекает пользу от связи с другим видом, называется:
1) нейтрализм;
2) мутуализм; 2
3) конкуренция;
4) амменсализм.
53. Важное значение для хищников имеет:
1) количество пищи; 1
2) качество пищи;
3) разнообразие пищи;
4) все эти показатели одинаково важны.
54. Какое из перечисленных взаимодействий относится к мутуализму:
1) воробей поедает червей;
2) кукушка откладывает яйца в гнезда мелких воробьиных птиц;
3) в рубце одного из отделов сложного желудка жвачных животных обитает несколько килограммов бактерий; 3
4) мелкие рыбки живут в полостях коралловых полипов.
55. Что определяет наличие конкуренции:
1) ограничение общих ресурсов; 1
2) избыток общих ресурсов;
3) достаток ресурсов;
4) существует независимо от ресурсов.
56. Выберите пример мутуализма:
1) кедровая сосна и кедровка; 1
2) береза и гриб-трутовик;
3) гриб фитофтора и картофель;
4) лишайники на стволе дерева.
57. Выберите пример комменсализма:
1) осина и микориза подосиновика;
2) рыбки карапуса в полости голотурий;
3) растения семейства росянковые и насекомые;
4) белый медведь и песцы. 4
58. Из перечисленных ниже примеров адаптации найдите наиболее характерные для хищников:
1) покровительственная окраска;
2) использование убежищ;
3) быстрота реакции; 3
4) наличие шипов, игл, панциря.
59. Аллелопатия – это:
1) химическое взаимовлияние растений друг на друга при помощи продуктов метаболизма; 1
2) взаимополезные связи двух видов, предполагающие обязательное сожительство;
3) потребление остатков пищи хозяина;
4) выгодное, но не обязательное совместное существование.
60. С точки зрения экологии, конкуренция отличается от хищничества тем, что:
1) от конкуренции «страдают» оба конкурирующих вида; 1
2) результаты конкуренции сказываются очень быстро;
3) конкуренция приводит к полному истощению ресурса;
4) конкуренция не отличается от хищничества, так как это его разновидность.
61. Биотическим фактором является:
1) радиация;
2) давление;
3) температура;
4) комменсализм. 4
62. К внутривидовому взаимодействию относятся:
2) комменсализм;
4) эффект группы. 4
63. Более всего паразитов встречается среди:
1) червей; 1
2) моллюсков;
3) позвоночных;
4) птиц.
64. Укажите видовую пару, для которой характерен факультативный мутуализм:
1) филин – рысь;
2) кулик-бегунок и крокодил; 2
3) ласка и горностай;
4) божья коровка и зеленый кузнечик.
65. Нейтрализм – это:
1) случай, когда две популяции не влияют друг на друга; 1
2) обоюдно выгодное сожительство особей разных видов;
3) случай, когда популяция одного вида сообщества извлекает пользу из другой популяции сообщества;
4) взаимный антагонизм между особями разных видов.
66. Примером конкуренции являются взаимоотношения между популяциями:
1) актинии и рака-отшельника;
2) канадской и европейской норок; 2
3) серой вороны и большой синицы;
4) человека и человеческой аскариды.
67. Примером паразитизма являются взаимоотношения между организмами:
1) березы и лишайников;
2) березы и белого гриба;
3) березы и гриба-трутовика; 3
4) клевера и клубеньковых бактерий.
68. Из перечисленных типов взаимоотношений между организмами выберите симбиотические:
а) конкуренция; б) хищничество; в) паразитизм; г) комменсализм; д) мутуализм.
1) только а и в;
2) только г и д;
3) б, г, д;
4) в, г, д. 4
69. Примером хищничества являются взаимоотношения между организмами:
1) рыжих муравьев и тлей;
2) акулы и рыбы-прилипалы;
3) березы и гриба-трутовика;
4) росянки круглолистной и комаров. 4
70. Укажите правильный перечень биотических экологических факторов:
1) свет, температура, хищники, кислотные осадки;
2) растительноядные животные, бактерии, хищники, зеленые растения; 2
3) сила ветра, паразиты, насекомые-опылители, электромагнитное излучение;
4) влажность, минеральный состав почвы, радиоактивное излучение, высота местности.
71. Жизненная форма – это:
1) комплекс требований организма к условиям существования;
2) группа организмов одного вида на однородном участке суши;
3) тип внешнего строения, отражающий приспособленность организма к специфике местообитания; 3
4) одна из стадий жизненного цикла организма.
72. Слепыша можно отнести к группе:
1) абсолютных землероев; 1
2) относительных землероев;
3) наземных форм, делающих норы;
4) древесных, лазающих форм.
73. Тюлень относится к жизненной форме:
1) чисто водных организмов;
2) полуводных организмов; 2
3) наземных организмов;
4) воздушных форм.
74. Барсук по Кашкарову – это:
1) наземная форма, делающая норы; 1
2) наземная форма, не делающая нор;
3) древесная форма;
4) плавающая форма.
75. Сколько типов жизненных форм животных выделил Кашкаров:
1) 6;
2) 4;
3) 7;
4) 5. 4
76. Древесные и кустарниковые растения по Раункиеру, относятся к:
1) эпифитам;
2) фанерофитам; 2
3) хамефитам;
4) гемикриптофитам.
77. За основу классификации жизненных форм растений Раункиер берет:
1) расположение почек возобновления; 1
2) ветвление побега;
3) строение листьев;
4) тип соцветия и плода.
78. Луговые дернообразующие растения относятся к группе:
1) терофитов;
2) криптофитов;
3) гемикриптофитов; 3
4) хамефитов.
79. Клубневые и корневищные растения с отмирающими на зиму надземными частями относятся к:
1) фанерофитам;
2) хамефитам;
3) гемикриптофитам;
4) криптофитам. 4
80. Лишайники, мхи, лианы – это:
1) эпифиты; 1
2) терофиты;
3) криптофиты;
4) гемикриптофиты.
81. 4 отдела и 8 типов жизненных форм растений выделил:
1) Раункиер;
2) Кашкаров;
3) Серебряков; 3
4) Вильямс.
82. По Серебрякову, лещина относится к:
1) древесным растениям; 1
2) полудревесным растениям;
3) наземным травам;
4) водным травам.
83. Классификацию жуков-жужелиц по жизненным формам предложил(-а):
1) Кашкаров;
2) Шарова; 2
3) Догель;
4) Наумов.
84. Жужелиц, питающихся, в основном, растительной пищей, относят к:
1) зоофагам;
2) сапрофагам;
3) миксофитофагам; 3
4) хищникам.
85. Влаголюбивых животных Кашкаров относит к жизненным формам:
1) гигрофилов; 1
2) гидрофилов;
3) мезофиллов;
4) ксерофилов.
86. Понятие о жизненных формах растений впервые ввел:
2) Серебряков;
3) Кашкаров;
4) Гумбольдт. 4
87. Наземные и почвенные организмы по Яхонтову – это:
1) гидробионты;
2) геобионты; 2
3) аэробионты;
4) геофилы.
88. Вильямс предложил классификацию злаков, основываясь на:
1) способе кущения; 1
2) количестве колосьев;
3) возрасте злаков;
4) расположении почек возобновления.
89. Однолетние растения, переживающие неблагоприятный период на стадии семян, по Раункиеру – это:
1) фанерофиты;
2) хамефиты;
3) гемикриптофиты;
4) терофиты. 4
90. Кашкаров в группу наземных форм, не делающих норы, объединил:
1) бегающих, прыгающих и лазающих по деревьям животных;
2) бегающих, прыгающих животных и животных, высматривающих пищу с воздуха;
3) бегающих, прыгающих животных и животных, добывающих из воды пищу;
4) бегающих, прыгающих и ползающих животных. 4
91. Популяция будет растущей, если в ней:
1) рождаемость растет, и смертность растет;
2) рождаемость снижается, а смертность растет;
3) рождаемость и смертность не изменяются;
4) рождаемость растет, а смертность снижается. 4
92. Дайте правильное определение популяции:
1) совокупность особей разных видов, обитающих длительное время на определенной территории;
2) совокупность особей одного вида, способных обмениваться генетической информацией, обладающих особой внутренней структурой и существующих неопределенно длительное время на данной территории; 2
3) сложная биологическая система, состоящая из группировок организмов, обладающих характерными особенностями строения, физиологии и поведения;
4) совокупность особей разных видов, связанных между собой трофическими и пространственными отношениями в условиях определенного местообитания.
93. Какой раздел экологии занимается изучением популяций:
1) аутэкология;
2) синэкология;
3) эйдэкология;
4) демэкология 4
94. Назовите статические характеристики популяций:
1) рождаемость, смертность, миграции;
2) территориальность, групповое поведение;
3) численность, плотность, пространственное распределение; 3
4) дисперсия, обилие, частота.
95. Выберите правильный пример случайного пространственного распределения:
1) популяция свободноживущих нематод в лесной подстилке; 1
2) стая пелагических рыб;
3) светолюбивые деревья в лесу;
4) популяция медведя в смешанном лесу.
96. Выберите правильный пример группового распределения:
1) популяция белки в смешанном лесу;
2) земляничная поляна на опушке леса; 2
3) популяция тигра в Уссурийской тайге;
4) популяция колорадского жука на картофельном поле.
97. Выберите правильный пример регулярного (равномерного) распределения:
1) популяция медведя в лесу; 1
2) колония пеликанов на побережье;
3) табун лошадей;
4) популяция хирономуса в грунте дна водоема.
98. Что такое максимальная рождаемость:
1) максимальный прирост численности популяции при фактических условиях среды;
2) биотический потенциал вида;
3) максимум скорости образования новых особей в идеальных условиях среды; 3
4) рождаемость в растущей популяции.
99. Популяция может расти экспоненциально:
1) когда единственным ограничивающим рост ресурсом является пища;
2) когда она впервые попадает в подходящее незанятое местообитание; 2
3) только в случае отсутствия хищников;
4) экспоненциальный рост в естественных условиях невозможен.
100. Число особей одного вида на единицу площади или объема местообитания показывает:
1) видовое разнообразие;
2) плодовитость;
3) плотность популяции; 3
4) обилие популяции.
101. Разделение популяций на локальные, экологические и географические предложил:
1) Наумов; 1
2) Шварц;
3) Беклемишев;
4) Шмальгаузен.
102. Чем отличается экологическая плотность популяции от средней плотности:
1) количеством особей на единицу обитаемого пространства; 1
2) количеством особей на единицу площади или объема;
3) общим количеством особей на данной территории;
4) нет понятия экологическая плотность.
103. Чем отличается удельная рождаемость от абсолютной рождаемости:
1) числом особей родившихся за определенное время на одну особь в популяции; 1
2) числом особей родившихся за определенное время;
3) числом особей погибших за определенный период;
4) нет понятия удельная рождаемость.
104. Равновесие между рождаемостью и смертностью в популяции называется:
1) гомеостазом популяции;
2) динамикой популяции;
3) регуляцией численности популяции; 3
4) половозрастной структурой популяции.
105. Приведите пример факторов, не зависящих от плотности и влияющих на регуляцию численности особей в популяциях:
1) перенаселенность, территориальное поведение;
2) конкуренция и хищничество;
3) комменсализм и мутуализм;
4) пожар, наводнение, антропогенное загрязнение. 4
106. Территориальное поведение – это:
1) фактор, зависящий от плотности популяции; 1
2) фактор, не зависящий от плотности популяции;
3) фактор, не влияющий на численность популяции;
4) абиотический фактор.
107. В каком экологическом возрастном периоде популяция наиболее уязвима:
1) в предрепродуктивном; 1
2) в субсенильном;
3) в пострепродуктивном;
4) в сенильном.
108. Что такое экологические стратегии популяции:
1) способность популяции к саморегуляции;
2) тенденция живых систем поддерживать внутреннюю стабильность;
3) приспособления организмов для поддерживания жизни в постоянно меняющихся условиях среды;
4) общая характеристика роста и размножения данного вида. 4
109. Популяция белки в смешанных лесах Беларуси – это:
1) географическая популяция; 1
2) элементарная популяция;
3) экологическая популяция;
4) локальная популяция.
110. Волны жизни – это:
1) массовые вспышки и сокращения численности видов; 1
2) годовой прирост биомассы животных в экосистеме;
3) механизм саморегуляции системы;
4) характеристика роста и размножения популяции.
111. Основной причиной демографического взрыва служит:
1) повышение рождаемости; 1
2) улучшение питания и санитарно-гигиенических условий;
3) промышленная революция;
4) антибиотики и совершенствование методов медицины.
112. Как изменится популяция видов-потребителей при выпадении одного из предыдущих звеньев пищевой цепи:
1) численность видов-потребителей сохраняется неизменной;
2) численность видов-потребителей уменьшается; 2
3) численность видов-потребителей увеличивается, т.к. они начинают в большом количестве поедать ту пищу, которая раньше была второстепенной;
4) численность видов-потребителей увеличивается, т.к. происходит снижение конкуренции в пределах сообщества.
113. В пастбищной пищевой цепи поток энергии идет от:
1) растений к животным; 1
2) животных к растениям;
3) грибов к животным;
4) мертвой органики к животным.
114. Биоценоз – это совокупность:
1) видов растений и животных;
2) организмов одного вида;
3) популяций всех видов живых организмов в определенном местообитании; 3
4) популяций всех видов живых организмов и окружающей неживой природы.
115. Укажите, какое положение верно отражает соотношение вторичной и первичной продукции экосистемы:
1) вторичная продукция в экосистемах примерно равна первичной, что объясняется полным потреблением фитофагами продукции растений;
2) вторичная продукция в экосистемах значительно меньше первичной, что объясняется потерями энергии при передаче ее с одного трофического уровня на другой; 2
3) вторичная продукция в экосистемах выше первичной, так как не зависит от потерь энергии при передаче ее с одного трофического уровня на другой;
4) ни одно из приведенных положений не соответствует истине.
116. Готовыми органическими веществами питаются:
1) низшие растения;
2) грибы; 2
3) хемосинтезирующие бактерии;
4) высшие растения.
117. Фитоценоз – это совокупность:
1) микроорганизмов на определенной территории;
2) растений на определенной территории; 2
3) растений на планете;
4) живых организмов на определенной территории.
118. Укажите правильную последовательность смены растительного покрова при вторичной сукцессии:
1) пожарище – низкорослые травы – березово-осиновый лес – высокорослые травы – смешанный лес – еловый лес;
2) пожарище – низкорослые травы – высокорослые травы – смешанный лес – березово-осиновый лес – еловый лес;
3) пожарище – низкорослые травы – высокорослые травы – березово-осиновый лес – смешанный лес – еловый лес; 3
4) пожарище – низкорослые травы – высокорослые травы – еловый лес – березово-осиновый лес – смешанный лес.
119. Когда один вид в биоценозе питается другим, возникают ... отношения.
1) трофические; 1
2) топические;
3) форические;
4) фабрические.
120. Выберите правильный вариант распространенной цепи питания, составленной из следующих компонентов: а) дождевой червь; б) саранча; в) листовая подстилка; г) дрозд; д) лягушка;
е) ястреб-перепелятник.
1) в – б – д – е;
2) в – а – г – е; 2
3) а – б – д – е;
4) в – б – д – г.
121. Термин «экосистема» был введен:
1) В.Н. Сукачевым;
2) Ч. Дарвиным:
3) К.А. Мебиусом;
4) А. Тенсли. 4
122. Экологическая пирамида состоит из следующих трофических уровней, которые перечислены в случайном порядке: наездники, капуста, ястребы, гусеницы, синицы. В цепь питания вовлечено 1000 кг капусты. Рассчитайте, какой будет масса (кг) наездников, входящих в данную цепь питания, если известно, что при переходе с одного трофического уровня на другой безвозвратно теряется 95 % энергии и отсутствуют другие источники пищи.
1) 2,5; 1
2) 0,5;
3) 0,25;
4) 0,125.
123. Укажите, какие из перечисленных примеров отношений между видами в биоценозах относятся к топическим (I), форическим (II), фабрическим (III):
а) прикрепление плодов лопуха к шерсти животных; б) поселение лишайников на коре деревьев; в) построение птицами гнезд из шерсти млекопитающих; г) поселение мелких ракообразных на коже китов; д) отсутствие растительности под кроной конского каштана; е) запасание сойками желудей на зиму.
1) I – б, д; II – а, е; Ш – в, г;
2) I – а, б; II – г, д; III – в, е;
3) I – в; II – а, е; Ш – б, г, д;
4) I – б, г, д; II – а, е; III – в. 4
124. Биотоп – это:
1) часть абиотической среды, занимаемой одним отдельным видом;
2) часть абиотической среды, занимаемой одним биоценозом; 2
3) часть биотической среды, окружающей отдельный вид животных;
4) переходная полоса между смежными сообществами
125. Основная роль в разложении органической массы принадлежит:
1) бактериям и беспозвоночным;
2) грибам и протистам;
3) протистам и бактериям;
4) бактериям и грибам. 4
126. Главным энергетическим источником жизни на Земле является:
1) внутренняя энергия;
2) космическая радиация;
3) энергия Солнца; 3
4) энергия ветра и вода.
127. Термин «биоценоз» был введен:
2) Ч. Дарвиным;
3) К.А. Мебиусом; 3
4) А. Тенсли.
128. Выберите правильный вариант распространенной цепи питания, составленный из следующих компонентов: а) дождевой червь; б) уж; в) саранча; г) лягушка; д) орел;
е) тимофеевка.
1) е – в – г – б – д; 1
2) а – г – б – д;
3) е – а – г – б – д;
4) е – г – б – д.
129. Термин «биогеоценоз» был введен:
1) В.Н. Сукачевым; 1
130. Проявлением экологической сукцессии являются: а) зарастание озера и превращение его в болото; б) поражение деревьев трутовиками; в) вырубка леса; г) зарастание гари; д) лесной пожар.
1) а, б;
2) в, д;
3) а, г; 3
4) а, в, г.
131. В пастбищной пищевой цепи первое звено составляют:
1) редуценты;
2) продуценты; 2
3) консументы;
4) конкуренты.
132. В пищевой цепи на каждой ступени питания примерно теряется:
1) 10% энергии;
2) 50% энергии;
3) 90% энергии; 3
4) 100% энергии.
133. Пищевые цепи обычно имеют не более
1) 1-2 звеньев ;
2) 2-3 звеньев;
3) 3-5 звеньев ; 3
4) 5-7 звеньев .
134. В состав биотопа не входит:
1) фитоценоз; 1
2) эдафотоп;
3) климатоп;
4) гидротоп.
135. В состав биоценоза не входит:
1) фитоценоз;
2) микробоценоз;
3) климатоп; 3
4) зооценоз.
136. Функцию консументов в экосистеме выполняют:
1) микроорганизмы;
2) животные, насекомоядные растения; 2
3) зеленые растения;
137. Если организмы одного вида в биоценозе способствуют распространению другого вида, то такая межвидовая связь называется:
1) трофической;
2) топической;
3) форической; 3
4) фабрической.
138. Совокупность популяций грибов в биогеоценозе называется:
1) зооценозом;
2) микоценозом; 2
3) фитоценозом;
4) микробоценозом.
139. Если организмы одного вида в биоценозе создают условия для существования другого вида, то такая межвидовая связь называется:
2) топической; 2
3) форической;
140. Если организмы одного вида в биоценозе используют другой вид в качестве строительного материала для своих жилищ, то такая межвидовая связь называется:
4) фабрической. 4
141. Функцию редуцентов в экосистеме выполняют:
1) грибы, простейшие, гетеротрофные бактерии; 1
2) животные;
4) насекомоядные растения.
142. Если стадо травоядных животных за лето съедает до 5 т растительной биомассы, то сколько процентов от съеденного корма будет составлять прирост их биомассы?
1) 5 %;
2) 10 %; 2
3) 20 %;
4) 50 %.
143. В состав детритных цепей не входят:
1) бактерии;
2) грибы;
3) протисты;
4) зеленые растения. 4
144. Общее количество продукции, образованное продуцентами в процессе фотосинтеза, называется:
1) валовой первичной продукцией; 1
2) вторичной продукцией;
3) тратами на дыхание;
4) чистой первичной продукцией.
1) 145. Продукция, созданная всеми гетеротрофными организмами, называется:
2) валовой первичной продукцией;
3) вторичной продукцией; 2
4) тратами на дыхание;
5) чистой первичной продукцией.
146. Укажите, какой из перечисленных ниже процессов можно назвать вторичной сукцессией:
1) формирование растительного покрова на вулканической лаве;
2) превращение заброшенного поля в лесную экосистему; 2
3) появление соснового леса на песчаных дюнах;
4) зарастание обнажившихся горных пород.
147. Компонентами экосистемы школьного аквариума могут быть: водоросли и высшие водные растения, инфузории, дафнии, моллюски, рыбы, бактерии, грибы. Исключение каких видов из этой экосистемы приведет к резкому нарушению равновесия:
1) моллюски и простейшие; 1
2) рыбы;
3) высшие водные растения;
4) водоросли.
148. Какая из перечисленных экосистем обладает наибольшей биомассой и продуктивностью:
1) океан; 1
2) тропический лес;
3) широколиственный лес;
4) болото.
149. Найдите неправильную цепь питания сообщества пруда:
1) бактерии→ простейшие→ мелкие рачки→ рыба → хищная рыба;
2) одноклеточные водоросли → инфузория туфелька → дафнии → водяной клоп → личинка стрекозы;
3) водоросли → перловица → ракообразные; 3
4) фитоплактон→ зоопланктон → нехищная рыба → хищная рыба.
150. Какая из приведенных ниже сукцессий имеет отрицательное значение для человека:
1) нетвердая почва вследствие абиотических факторов превратилось в болото, богатое торфом;
2) вследствие вырубки лесов образовалась открытая местность, что способствовало эрозии почв; 2
3) зарастание иван-чаем и другими травами пожарища;
4) восстановление сообщества леса на выгоревшем участке.