ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ № 7 по разделу «Эволюционное учение. Антропогенез» I вариант Часть «А» А1. Утверждение о стационарном состоянии Земли и жизни на ней называется гипотезой: 1) самозарождения и панспермии; 2) биогенеза и абиогенеза; 3) этернизма; 4) креационизма. А2. Опыты Ф. Реди доказали: 1) возможность самозарождения плесневых грибов и личинок мух в современных условиях; 2) невозможность самозарождения плесневых грибов и личинок мух в современных условиях; 3) вечность жизни, занесение жизни на Землю из космического пространства; 4) создание живого Творцом. А3. Белки коацерватов приобрели ферментативные свойства после поглощения коацерватами: 1) нуклеиновых кислот; 2) углеводов и липидов; 3) ионов металлов; 4) слабых кислот и оснований. А4. Первые аэробы появились на Земле при концентрации кислорода в атмосфере: 1) 1 %; 2) 3 %; 3) 5 %; 4) 10 %. А5. Гипотезы возникновения эукариотических одноклеточных организмов: 1) креационизма и панспермии; 2) инвагинационная и симбиотическая; 3) гастреи и фагоцителлы; 4) абиогенеза и биогенеза. А6. Согласно современным представлениям грибы и животные произошли от: 1) цианобактерий; 2) колониальных фотосинтезирующих жгутиконосцев; 3) колониальных гетеротрофных жгутиконосцев; 4) амебовидных протистов. А7. Эволюционная теория изучает: 1) общие закономерности и движущие силы исторического развития органического мира; 2) строение и функции живых систем; 3) причины и механизмы возникновения жизни на Земле; 4) химический состав живых систем. А8. Определенная изменчивость по Дарвину: 1) возникновение различных изменений у особей одного вида под действием сходных условий; 2) изменение одного органа влечет за собой изменения других органов; 3) возникновение сходных изменений у особей одного вида под действием одинаковых условий; 4) наследственная. А9. Приспособленность организмов к среде обитания по Ч. Дарвину: 1) всегда приводит к гибели малочисленных популяций; 2) усиливает шансы в борьбе за существование; 3) является следствием стремления к самоусовершенствованию; 4) препятствует возникновению мутаций. А10. Эмбриология изучает: 1) зародышевое развитие организмов; 2) ископаемые остатки организмов и общность и различия в их строении; 3) закономерности распределения организмов на Земле; 4) возможность объединения животных и растений в систематические группы. А11. Признаки аналогичных органов: 1) разное строение, сходное происхождение и функции; 2) одинаковое происхождение, сходный план строения и выполняют одинаковые функции; 3) разное происхождение, строение и функции; 4) разное строение и происхождение, но выполняют одинаковые функции. А12. Биогенетический закон сформулировали: 1) М. Шлейден и Т. Шванн; 2) Г. Мендель и Т. Морган; 3) Э. Геккель и Ф. Мюллер; 4) А. Опарин и Дж. Холдейн. А13. Палеонтологические доказательства эволюции: 1) ископаемые переходные формы и филогенетические ряды; 2) реликтовые формы; 3) атавизмы и рудименты; 4) аналогичные и гомологичные органы. А14. В математическом выражении закона Харди–Вайнберга p 2 означает: 1) частоту встречаемости доминантного гена; 2) частоту встречаемости доминантных гомозигот; 3) частоту встречаемости гетерозигот; 4) частоту встречаемости рецессивных гомозигот. А15. Стойкие, происходящие на протяжении многих поколений изменения генофонда популяций в одном и том же направлении, называются: 1) движущими факторами эволюции; 2) элементарными факторами эволюции; 3) элементарным эволюционным материалом; 4) элементарным эволюционным явлением. А16. Факторы, изменяющие частоты генов в популяциях, называются: 1) мутагенными; 2) элементарными факторами эволюции; 3) элементарными предпосылками эволюции; 4) элементарным эволюционным явлением. А17. Изоляция способствует: 1) миграции особей из одной популяции в другую; 2) расхождению признаков в пределах одного вида; 3) объединению малых популяций в большие; 4) замедлению скорости эволюционного процесса. А18. При постепенном изменении факторов среды в определенном направлении наблюдаются формы отбора: 1) дизруптивный и движущий; 2) движущий; 3) стабилизирующий и дизруптивный; 4) стабилизирующий. А19. Существование реликтовых форм является результатом действия отбора: 1) дизруптивного; 2) стабилизирующего; 3) движущего; 4) искусственного. А20. Эволюционную пластичность вида обеспечивают: 1) способность мутировать; 2) поведенческие адаптации; 3) физиологические адаптации; 4) морфологические адаптации. А21. Аллопатрическое видообразование происходит в результате: 1) освоения популяцией нового местообитания в пределах ареала данного вида; 2) естественного отбора в процессе длительного исторического развития; 3) географической изоляции разных популяций одного вида; 4) географической изоляции популяций разных видов. А22. Отдаленная гибридизация может быть причиной: 1) аллопатрического видообразования; 2) симпатрического видообразования; 3) макроэволюции; 4) дивергенции. А23. Явление, когда форма и окраска тела сливаются с окружающей средой, называется: 1) мимикрией; 2) маскировкой; 3) покровительственной окраской; 4) предупреждающей окраской. А24. Примерами физиологических адаптаций организмов являются: 1) объединение хищников в стаи для добывания пищи; 2) теплокровность млекопитающих и птиц; 3) синтез веществ, обеспечивающих защиту от врагов; 4) забота о потомстве у многих животных. А25. Способ осуществления эволюционного процесса: 1) макроэволюция; 2) конвергенция; 3) биологический прогресс; 4) ароморфоз. А26. Катагенез — это путь эволюции организмов: 1) представляющий собой мелкие эволюционные изменения, являющиеся приспособлением к конкретным условиям существования; 2) представляющий собой крупные эволюционные изменения, повышающие общий уровень их организации; 3) представляющий собой крупные эволюционные изменения, являющиеся приспособлением к конкретным условиям существования; 4) сопровождающийся упрощением строения. А27. Различные типы строения ротового аппарата у насекомых являются примером: 1) ароморфоза; 2) атавизма; 3) дегенерации; 4) алломорфоза. А28. Примерами ароморфоза у растений является: 1) яркая окраска венчика цветков у насекомоопыляемых растений; 2) разные приспособления к распространению семян; 3) двойное оплодотворение; 4) глубокие корни у растений сухих мест обитания. А29. При дивергенции различие между организмами обусловлено: 1) изоляцией; 2) наличием гомологичных органов; 3) наличием аналогичных органов; 4) разными приспособлениями к разным условиям среды. А30. Коренное отличие Человека разумного от животных: 1) прямохождение, наличие изгибов позвоночника и сводчатой стопы; 2) высокая степень развития головного мозга, наличие сознания и речи; 3) способность к изготовлению орудий труда; 4) высокая степень противопоставления большого пальца на руке. А31. Характерные признаки европеоидной расы: 1) узкий выступающий нос, сильное оволосение тела; 2) плоское широкое лицо, выступающий нос; 3) широкий плоский нос, курчавые волосы; 4) жесткие прямые черные волосы, слабое оволосение тела. А32. Единство рас вида Человек разумный подтверждается: 1) разной пигментацией и обволошенностью кожи у представителей всех рас; 2) плодовитостью потомства при межрасовых браках; 3) разной окраской и формой волос у представителей всех рас; 4) противопоставлением большого пальца на руке у представителей всех рас. А33. Движущей силой эволюции органического мира по Ч. Дарвину является: 1) наследственная изменчивость; 2) борьба за существование; 3) внутреннее стремление организмов к самоусовершенствованию; 4) изоляция. А34. Примером общей дегенерации является: 1) исчезновение хвоста у головастика в процессе его превращения в лягушку; 2) отсутствие волосяного покрова на коже дельфинов и китов; 3) отсутствие органов пищеварения у ленточных червей; 4) разбросанно-узловой тип нервной системы моллюсков. А35. Найдите соответствие между достижениями наук (1 — сравнительная анатомия; 2 — эмбриология; 3 — палеонтология; 4 — биогеография) и доказательствами эволюции (А — переходные формы и филогенетические ряды; Б — биогенетический закон; В — закономерности расселения организмов на Земле; Г — гомологичные органы; Д — рудименты и атавизмы). 1) 1 – Д; 2 – ГБ; 3 – В; 4 – А; 2) 1 – В; 2 – Г; 3 – АД; 4 – Б; 3) 1 – Г; 2 – БД; 3 – А; 4 – В; 4) 1 – ГД; 2 – Б; 3 – А; 4 – В. А36. Найдите соответствие между критериями вида (1 — географический; 2 — экологический; 3 — этологический; 4 — биохимический) и их характеристиками (А — сходство в химическом составе клеток и биохимических процессов у особей одного вида; Б — совокупность факторов внешней среды, необходимых для существования данного вида; В — сходство поведенческих реакций у особей одного вида; Г — ареал, занимаемый особями одного вида). 1) 1 – А; 2 – Б; 3 – В; 4 – Г; 2) 1 – Г; 2 – Б; 3 – В; 4 – А; 3) 1 – Г; 2 – В; 3 – Б; 4 – А; 4) 1 – В; 2 – Б; 3 – А; 4 – Г. А37. Найдите соответствие морфологических приспособлений организмов (1 — покровительственная окраска; 2 — предупреждающая окраска; 3 — маскировка; 4 — мимикрия) и их примеров (А — уподобление менее защищенного организма одного вида более защищенному другого вида; Б — форма тела и окраска сливаются с окружающей средой; В — яркая окраска, наблюдаемая у некоторых относительно защищенных организмов; Г — окраска, делающая незащищенные организмы менее заметными на фоне окружающей местности). 1) 1 – В; 2 – Б; 3 – А; 4 – Г; 2) 1 – Г; 2 – Б; 3 – В; 4 – А; 3) 1 – Г; 2 – В; 3 – Б; 4 – А; 4) 1 – А; 2 – В; 3 – Б; 4 – Г. А38. Установите последовательность появления эволюционных преобразований в антропогенезе: 1) развитие мозга; 2) развитие руки; 3) прямохождение; 4) членораздельная речь; 5) коллективный образ жизни. 1) 1 → 2 → 3 → 5 → 4; 3) 2 → 1 → 3 → 5 → 4; 2) 1 → 3 → 2 → 5 → 4; 4) 3 → 2 → 1 → 4 → 5. Часть «Б» Б1. Слившиеся комплексы органических и неорганических соединений образовывали в первичном океане шарообразные структуры — … Б2. Наличие костного черепа и позвоночника доказывает принадлежность человека к подтипу … Б3. В результате конвергенции возникают … органы. Б4. Постоянная температура тела теплокровных животных, дающая возможность им жить в различных климатических условиях, является примером … адаптации. Б5. Совокупность эволюционных процессов, протекающих внутри вида, изменяющих генетический состав популяций и приводящих к образованию новых видов, называется … Б6. В примитивные живые организмы смогли превратиться только те коацерваты, которые стали способны к саморегуляции и самовоспроизведению, то есть содержали … и нуклеиновые кислоты. Б7. Выберите последовательность общей схемы процесса видообразования: 1) появление у некоторых особей прогрессирующих приспособлений; 2) репродуктивная изоляция; 3) увеличение численности популяции, существующей в определенной среде; 4) образование новых видов; 5) возникновение морфологических особенностей, изменяющих отношение особей к среде обитания. Б8. Выберите последовательность появления ароморфозов животных в истории развития жизни на Земле: 1) матка; 2) внутреннее оплодотворение; 3) четырехкамерное сердце; 4) органы воздушного дыхания; 5) осевые органы хордовых;6) образование челюстей и поясов конечностей. Б9. Найдите соответствие между человеческими расами и присущими им морфологическими особенностями: А) широкое лицо, косой разрез глаз; 1) европеоиды; Б) черные курчавые волосы; 2) негроиды; В) мягкие прямые или волнистые волосы; 3) монголоиды. Г) широкий нос и толстые губы; Д) жесткие черные прямые волосы. А Б В Г Д Б10. Найдите соответствие между видами адаптаций и соответствующие им примеры: А) образование глюкозы в процессе фотосинтеза; Б) особое строение передних конечностей у птиц; В) забота о потомстве у животных; Г) способность быстро выводить избыток солей у рептилий и птиц, пьющих соленую морскую воду. 1) морфологические; 2) физиологические; 3) биохимические; 4) этологические. А Б В Г Б11. Составьте последовательность появления признаков (органов) животных в порядке их эволюционного возникновения в виде последовательности цифр: 1) гомономная сегментация; 2) стрекательные клетки; 3) протонефридии; 4) гетерономная сегментация; 5) мантийная полость; 6) задняя кишка и анальное отверстие. Б12. Составьте последовательность появления ароморфозов растений в истории развития жизни на Земле в виде последовательности цифр: 1) расчленение тела растений на органы; 2) образование пыльцевой трубки и семени; 3) дифференцировка тела растений на ткани; 4) возникновение цветка и плода; 5) появление сосудов. II вариант Часть «А» А1. Утверждение о создании жизни на Земле Творцом называется гипотезой: 1) самозарождения и панспермии; 2) биогенеза и абиогенеза; 3) этернизма; 4) креационизма. А2. Опыты Л. Спалланцани доказали: 1) возможность самозарождения живого в современных условиях; 2) невозможность самозарождения живого в современных условиях; 3) вечность жизни, занесение жизни на Землю из космического пространства; 4) возможность выживания бактерий в неблагоприятных условиях. А3. Решающая роль в превращении неживого в живое, по мнению А. И. Опарина, принадлежит: 1) нуклеиновым кислотам; 2) углеводам; 3) липидам; 4) белкам. А4. Первыми фотосинтезирующими организмами, использующими воду в качестве источника водорода с выделением свободного кислорода, были: 1) анаэробные бактерии; 2) зеленые водоросли; 3) автотрофные протисты; 4) цианобактерии. А5. Согласно инвагинационной гипотезе возникновения эукариотических одноклеточных организмов, они появились путем: 1) погружения эктоплазмы в эндоплазму прокариотической клетки; 2) симбиоза одних прокариотических клеток с другими; 3) впячивания и отшнуровывания участков мембран с частями цитоплазмы, содержащими ДНК, прокариотической клетки; 4) слияния нескольких протобионтов. А6. Согласно современным представлениям растения произошли от: 1) цианобактерий; 2) колониальных фотосинтезирующих жгутиконосцев; 3) колониальных гетеротрофных жгутиконосцев; 4) амебовидных протистов. А7. Основы первого учения об эволюции органического мира были разработаны: 1) М. Ломоносовым; 2) К. Линнеем; 3) Ж.-Б. Ламарком; 4) Ч. Дарвином. А8. Неопределенная изменчивость по Дарвину: 1) возникновение различных изменений у особей одного вида под действием сходных условий; 2) возникновение сходных изменений у особей одного вида под действием одинаковых условий; 3) ненаследственная; 4) изменение одного органа влечет за собой изменения других органов. А9. Виды искусственного отбора по Дарвину: 1) определенный и неопределенный; 2) движущий и соотносительный; 3) внутривидовой и межвидовой; 4) бессознательный и методический. А10. Сравнительная анатомия изучает: 1) зародышевое развитие организмов; 2) ископаемые остатки организмов и закономерности распределения организмов на Земле; 3) общность и различия в строении организмов разных систематических групп; 4) возможность объединения животных и растений в систематические группы. А11. Признаки гомологичных органов: 1) разное строение и происхождение, но выполняют одинаковые функции; 2) одинаковое происхождение, сходный план строения, но выполняют разные функции; 3) одинаковое происхождение, разное строение и разные функции; 4) одинаковое происхождение и строение и выполняют одинаковые функции. А12. Гипертрихоз у человека — это: 1) рудимент; 2) атавизм; 3) аналог покровам тела других млекопитающих; 4) гомолог производных эпидермиса. А13. Биогеографические доказательства эволюции: 1) реликтовые формы и филогенетические ряды; 2) особенности распределения животного и растительного мира на континентах и островах; 3) переходные формы и филогенетические ряды; 4) атавизмы и рудименты. А14. В математическом выражении закона Харди–Вайнберга q 2 означает: 1) частоту встречаемости доминантного гена; 2) частоту встречаемости доминантных гомозигот; 3) частоту встречаемости гетерозигот; 4) частоту встречаемости рецессивных гомозигот. А15. Элементарным эволюционным материалом являются: 1) организмы; 2) популяции; 3) модификации; 4) мутации. А16. Роль рекомбинаций генетического материала в эволюционном процессе: 1) стабилизируют генофонд популяций; 2) служат источником наследственного разнообразия особей популяций; 3) способствуют выживанию менее приспособленных особей в популяциях; 4) способствуют элиминации более приспособленных особей в популяциях. А17. Виды изоляции: 1) географическая и биологическая; 2) физическая и географическая; 3) химическая и экологическая; 4) биологическая и химическая. А18. В результате действия движущего естественного отбора норма реакции: 1) расширяется; 2) постепенно сдвигается; 3) сужается, сохраняется ее среднее значение; 4) разрывается, происходит дивергенция. А19. Эволюционный фактор, не создающий новых генотипов — это: 1) миграции; 2) популяционные волны; 3) изоляции; 4) дрейф генов. А20. Основным критерием вида является: 1) морфологическое сходство особей; 2) сходство протекания биохимических процессов; 3) способность особей к скрещиванию; 4) совокупность факторов среды, необходимых для существования. А21. Примерами симпатрического видообразования могут служить: 1) три подвида большой синицы; 2) весенние, летние и осенние виды грибов; 3) пять рас майского ландыша; 4) значительные отличия улиток, населяющих разные водоемы. А22. Виды морфологических адаптаций организмов к среде обитания: 1) конвергенция и дивергенция; 2) покровительственная и предупреждающая окраска; 3) конкурентоспособность и фертильность; 4) жизнеспособность и дивергенция. А23. Мимикрия — это: 1) явление, когда форма и окраска тела сливаются с окружающей средой; 2) уподобление менее защищенного организма более защищенному; 3) яркая окраска относительно защищенных организмов; 4) делает организмы более заметными на фоне окружающей местности. А24. Примерами этологических адаптаций организмов являются: 1) соответствие в строении половых органов самцов и самок; 2) теплокровность млекопитающих и птиц; 3) синтез веществ, обеспечивающих защиту от врагов; 4) забота о потомстве у многих животных. А25. Основные направления эволюционного процесса: 1) биологический прогресс и биологический регресс; 2) ароморфоз и параллелизм; 3) идиоадаптация и аллогенез; 4) дегенерация и биологический регресс. А26. Аллогенез — это путь эволюции организмов: 1) представляющий собой мелкие эволюционные изменения, не повышающие общий уровень их организации, и являющиеся приспособлением к конкретным условиям существования; 2) представляющий собой крупные эволюционные изменения, повышающие общий уровень их организации; 3) представляющий собой крупные эволюционные изменения, являющиеся приспособлением к конкретным условиям существования; 4) сопровождающийся упрощением строения. А27. Большая плодовитость паразитических червей является примером: 1) ароморфоза; 2) атавизма; 3) алломорфоза; 4) дегенерации. А28. Возникновение покрытосеменных — это: 1) ароморфоз; 2) арогенез; 3) биологический прогресс; 4) аллогенез. А29. В результате дивергенции в ходе эволюции возникли: 1) роющие конечности у обыкновенного и сумчатого кротов; 2) форма тела и способы передвижения у акулы и дельфина; 3) зубные системы у млекопитающих, принадлежащих к разным отрядам; 4) сходное строение глаз у головоногих моллюсков и позвоночных животных. А30. Социальные факторы антропогенеза были описаны: 1) Ж.-Б. Ламарком; 2) Ч. Дарвином; 3) Н. Вавиловым; 4) Ф. Энгельсом. А31. Принципиальные отличительные признаки рас: 1) второстепенные морфологические наследственные признаки; 2) объем головного мозга; 3) способность к обучению и к трудовой деятельности; 4) степень противопоставления большого пальца на руке. А32. Характерные признаки негроидной расы: 1) плоское широкое лицо с выступающими скулами; 2) широкий уплощенный нос, цвет кожи черный; 3) цвет кожи желтовато-смуглый, черные курчавые волосы; 4) черные прямые волосы, средняя степень обволошенности. А33. Социально-экономическая предпосылка теории Ч. Дарвина: 1) эволюционное учение Ламарка; 2) развитие социализма в Англии; 3) успехи палеонтологии; 4) учение Смита о свободной конкуренции. А34. Признаки подтипа Позвоночные у Человека разумного: 1) наличие у зародыша хорды, жаберных щелей и нервной трубки; 2) парные конечности, развитие позвоночного столба со спинным мозгом; 3) теплокровность, развитие млечных желез и наличие волосяного покрова на теле; 4) появление черепа и развитие коры головного мозга. А35. Найдите соответствие между органами (1 — аналогичными и 2 — гомологичными) и их примерами (А — крылья бабочки и крылья летучей мыши; Б — жало пчелы и яйцеклад наездника; В — легочные мешки пауков и воздушные мешки птиц; Г — глаза человека и глаза осьминога; Д — хвост кошки и хвост ящерицы). 1) 1 – А, В; 2 – Б, Г, Д; 3) 1 – А, В, Г; 2 – Б, Д; 2) 1 – А, Г; 2 – Б, В, Д; 4) 1 – Б, Д; 2 – А, В, Г. А36. Найдите соответствие между видами естественного отбора (1 — движущий; 2 — стабилизирующий) и их характерными чертами (А — происходит при постепенном изменении факторов среды; Б — происходит при постоянстве факторов среды; В — норма реакции сужается; Г — норма реакции сдвигается (изменяется). 1) 1 – А, Б; 2 – В, Г; 3) 1 – В, Г; 2 – А, Б; 2) 1 – Б, В; 2 – А, Г; 4) 1 – А, Г; 2 – Б, В. А37. Найдите соответствие морфологических приспособлений организмов (1 — покровительственная окраска; 2 — предупреждающая окраска; 3 — маскировка; 4 — мимикрия) и их примеров (А — сходство насекомых, живущих на коре деревьев, с лишайниками; Б — один из видов тараканов похож на божью коровку; В — белый цвет зайца-беляка зимой; Г — яркая окраска божьей коровки). 1) 1 – Б; 2 – В; 3 – А; 4 – Г; 2) 1 – В; 2 – Г; 3 – А; 4 – Б; 3) 1 – Г; 2 – В; 3 – А; 4 – Б; 4) 1 – А; 2 – В; 3 – Б; 4 – Г. А38. Выберите последовательность эволюции предков человека на описании их образа жизни: 1) жили стадами, строили примитивные укрытия, одевались в шкуры; 2) жили первобытными стадами в пещерах, пользовались огнем; 3) жили на открытых местах, передвигались в полувыпрямленном положении на двух ногах; 4) жили большими группами, умели добывать огонь; 5) жили родовым обществом, изготавливали орудия труда, общались с помощью речи. 1) 3 → 2 → 1 → 4 → 5; 3) 5 → 2 → 4 → 3 → 1; 2) 1 → 2 → 3 → 4 → 5; 4) 2 → 3 → 1 → 4 → 5. Часть «Б» Б1. Большое количество борозд и извилин в коре переднего мозга, бинокулярное зрение, противопоставление большого пальца остальным, продолжительность беременности около девяти месяцев, сходство кариотипов доказывают принадлежность человека к отряду … Б2. Изоляция, основанная на различиях в расселении или во времени размножения, называется … Б3. В результате дивергенции возникают … органы. Б4. Повышение приспособленности к среде обитания, увеличение численности особей вида, расширение ареала и образование новых популяций, подвидов и видов — это признаки биологического … Б5. Процесс эволюционных преобразований надвидового масштаба, который приводит к возникновению высших систематических групп, называется … Б6. Первыми фотосинтезирующими организмами на Земле, использующими воду в качестве источника водорода с выделением свободного кислорода были … Б7. Выберите последовательность событий при аллопатрическом видообразовании: 1) возникновение новых видов; 2) пространственная изоляция между частями популяции; 3) расселение части особей популяции на новые территории; 4) расхождение признаков и возникновение новых подвидов; 5) естественный отбор в новых условиях среды; 6) биологическая изоляция. Б8. Выберите последовательность появления ароморфозов растений в истории развития жизни на Земле: 1) расчленение тела растений на органы; 2) образование пыльцевой трубки; 3) дифференцировка тела растений на ткани; 4) возникновение околоплодника; 5) появление сосудов. Б9. Найдите соответствие конкретных морфофизиологических эволюционных изменений и их примеров: А) отсутствие пищеварительной системы у ленточных червей; Б) появление кровеносной системы у кольчатых червей и развитие ее у хордовых животных от пульсирующей аорты до четырехкамерного сердца; В) разнообразие строения клюва и крыльев у птиц. 1) ароморфозы; 2) идиоадаптации; 3) общая дегенерация. А Б В Б10. Найдите соответствие между достижениями наук и доказательствами эволюции: А) ископаемые переходные формы; Б) закон Геккеля–Мюллера; В) закономерности расселения организмов на Земле; Г) аналогичные органы; Д) рудименты и атавизмы. 1) сравнительно- анатомические; 2) эмбриологические; 3) палеонтологические; 4) биогеографические. А Б В Г Д Б11. Составьте последовательность появления органов дыхания животных в порядке их эволюционного возникновения в виде последовательности цифр: 1) губчатые легкие; 2) альвеолярные легкие; 3) ячеистые легкие; 4) трахеи; 5) наружные жабры; 6) жаберные щели на глотке. Б12. Составьте последовательность появления классов организмов в порядке их эволюционного возникновения в виде последовательности цифр: 1) папоротниковидные; 2) покрытосеменные; 3) голосеменные; 4) водоросли; 5) псилофиты. III вариант Часть «А» А1. Утверждение о вечности жизни называется гипотезой: 1) панспермии; 2) биогенеза; 3) этернизма; 4) абиогенеза. А2. Опыты Л. Пастера с кипячением бульона в колбах с длинными S-об-разными горлышками доказали: 1) возможность самозарождения микроорганизмов в современных условиях; 2) вечность жизни, занесение жизни на Землю из космического пространства; 3) невозможность самозарождения микроорганизмов в современных условиях; 4) возможность выживания бактерий в неблагоприятных условиях. А3. Третьим этапом возникновения жизни на Земле согласно гипотезе Опарина–Холдейна было: 1) образование мономеров и биополимеров органических соединений; 2) формирование мембранных структур и включение в состав коацерватов нуклеиновых кислот; 3) образование полинуклеотидов и полипептидов; 4) формирование клеточного ядра. А4. Выйти живым организмам на поверхность воды и сушу позволило появление: 1) эукариотических клеток; 2) многоклеточных организмов; 3) органоидов движения протистов; 4) озонового экрана. А5. Согласно симбиотической гипотезе возникновения эукариотических одноклеточных организмов, они появились путем: 1) погружения эктоплазмы в эндоплазму прокариотической клетки; 2) симбиоза одних прокариотических клеток (амебовидной) с другими (цианобактериями); 3) впячивания и отшнуровывания участков мембран с частями цитоплазмы прокариотической клетки; 4) слияния нескольких коацерватов. А6. Трихоплакс — это переходная форма между: 1) стегоцефалами и современными земноводными; 2) одноклеточными и многоклеточными; 3) стегоцефалами и рептилиями; 4) рептилиями и птицами. А7. Работа Ч. Дарвина: 1) «Происхождение видов путем естественного отбора»; 2) «Философия зоологии»; 3) «Роль труда в превращении обезьяны в человека»; 4) «Система природы». А8. Предпосылкой эволюции по Ч. Дарвину является: 1) стремление организмов к самосовершенствованию; 2) наследственная изменчивость; 3) борьба за существование; 4) естественный отбор. А9. В результате искусственного отбора человек выводит новые: 1) типы и классы животных; 2) породы животных и сорта растений; 3) виды и подвиды животных и растений; 4) новые семейства животных и растений. А10. Естественный отбор сохраняет признаки: 1) полезные для человека; 2) нейтральные для человека; 3) нейтральные и полезные для вида; 4) нейтральные и вредные для вида. А11. Рудименты — это признаки: 1) утратившие свое первоначальное значение и находящиеся в стадии прогрессивного развития; 2) утратившие свое первоначальное значение и находящиеся в стадии обратного развития; 3) являющиеся патологией для организма; 4) свойственные далеким предкам. А12. Гомологичные органы: 1) жабры рака и жабры рыбы; 2) рука человека и передние конечности крота; 3) крыло бабочки и крыло птицы; 4) глаз человека и глаз паука. А13. Палеонтология изучает: 1) общность и различия в строении организмов; 2) закономерности распределения организмов на Земле; 3) ископаемые останки организмов; 4) возможность объединения животных и растений в систематические группы. А14. В математическом выражении закона Харди–Вайнберга р означает: 1) частоту встречаемости доминантного гена; 2) частоту встречаемости доминантных гомозигот; 3) частоту встречаемости гетерозигот; 4) частоту встречаемости рецессивных гомозигот. А15. Элементарной единицей эволюции является: 1) особь; 2) популяция; 3) вид; 4) биоценоз. А16. Миграции способствуют: 1) генетическому однообразию популяций; 2) ослаблению естественного отбора; 3) обмену генами между популяциями одного вида, то есть обновлению генофонда популяций; 4) стабилизации генофонда популяций. А17. Основными движущими силами эволюции органического мира являются: 1) рекомбинации, миграции и дрейф генов; 2) искусственный и естественный отбор; 3) борьба за существование и естественный отбор; 4) мутации, популяционные волны и изоляция. А18. При постоянстве условий среды наблюдается форма естественного отбора: 1) дизруптивный и движущий; 2) движущий; 3) стабилизирующий и дизруптивный; 4) стабилизирующий. А19. Микроэволюция — это процесс: 1) надвидовых преобразований; 2) эволюционных преобразований, протекающих внутри вида, приводящий к образованию новых видов; 3) стабилизации генетического состава популяций; 4) приводящий к образованию крупных систематических групп. А20. Видообразованию способствуют: 1) большая плодовитость и широкое расселение вида в природе; 2) низкая плодовитость и ограниченное расселение вида в природе; 3) искусственный отбор; 4) способность особей к ненаследственной изменчивости. А21. Симпатрическое видообразование происходит в результате: 1) освоения популяцией нового местообитания в пределах ареала данного вида; 2) естественного отбора в процессе длительного исторического развития; 3) географической изоляции разных популяций одного вида; 4) географической изоляции популяций разных видов. А22. Организмы, способные к нормальному размножению, — это: 1) конкурентоспособные; 2) жизнеспособные; 3) стерильные; 4) фертильные. А23. Предупреждающая окраска — это: 1) явление, когда форма и окраска тела сливаются с окружающей средой; 2) делает организмы менее заметными на фоне окружающей местности; 3) уподобление менее защищенного организма более защищенному; 4) яркая окраска относительно защищенных организмов. А24. Примерами мимикрии являются: 1) зеленая окраска у певчего кузнечика; 2) ярко-красная окраска у божьей коровки; 3) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы; 4) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком. А25. Основной путь достижения биологического прогресса: 1) биологический регресс; 2) конвергенция; 3) аллогенез; 4) конкуренция. А26. Конвергенция — это: 1) схождение признаков у родственных организмов в процессе эволюции; 2) расхождение признаков у родственных организмов в процессе эволюции; 3) схождение признаков у неродственных групп организмов в процессе эволюции; 4) образование изолированной группы внутри популяции. А27. Примерами ароморфоза у позвоночных животных является: 1) позвоночник и череп; 2) форма и размеры тела; 3) две пары конечностей; 4) четырехкамерное сердце. А28. Высокая активность процессов метаболизма, приведшая к появлению гомойотермных животных, — это: 1) арогенез; 2) алломорфоз; 3) ароморфоз; 4) аллогенез. А29. Независимое приобретение сходных черт родственными организмами — это: 1) конвергенция; 2) параллелизм; 3) дивергенция; 4) специализация. А30. Антропогенез — это процесс: 1) эмбрионального развития человека; 2) индивидуального развития человека; 3) постэмбрионального развития человека; 4) эволюционно-исторического формирования человека как вида. А31. Человеческая раса — это понятие: 1) социальное; 2) биологическое; 3) генетическое; 4) экологическое. А32. Характерные признаки монголоидной расы: 1) жесткие прямые черные волосы, сильная обволошенность тела; 2) узкий выступающий нос, косой разрез глаз; 3) цвет кожи черный, слабая обволошенность тела; 4) плоское широкое лицо, цвет кожи желтовато-смуглый. А33. Виды изменчивости по Ч. Дарвину: 1) мутационная и комбинативная; 2) определенная и неопределенная; 3) неопределенная и мутационная; 4) комбинативная и коррелятивная. А34. Признаки класса Млекопитающие у Человека разумного: 1) теплокровность и наличие перьевого покрова; 2) отсутствие млечных, потовых и сальных желез; 3) наличие четырехкамерного сердца и правой дуги аорты; 4) наличие четырехкамерного сердца и левой дуги аорты. А35. Найдите соответствие между теориями и учениями (1 — теория народонаселения; 2 — первое эволюционное учение; 3 — закон зародышевого сходства; 4 — биогенетический закон) и их авторами (А — К. Бэр; Б — Э. Геккель и Ф. Мюллер; В — Ж. Ламарк; Г — Т. Мальтус): 1) 1 – Г; 2 – В; 3 – А; 4 – Б; 2) 1 – В; 2 – Г; 3 – Б; 4 – А; 3) 1 – Б; 2 – В; 3 – А; 4 – Г; 4) 1 – А; 2 – Б; 3 – Г; 4 – В. А36. Найдите соответствие между органами (1 — аналогичными; 2 — гомологичными) и их примерами (А — корнеплод свеклы и клубень картофеля; Б — чешуи на стеблях хвоща и колючки барбариса; В — роющие конечности медведки и роющие конечности крота; Г — луковица тюльпана и корневые клубни георгин; Д — сережка березы и колос ржи): 1) 1 – А, Д; 2 – Б, В, Г; 2) 1 – В, Г; 2 – А, Б, Д; 3) 1 – В, Д; 2 – А, Б, Г; 4) 1 – Б, Г; 2 – А, В, Д. А37. Найдите соответствие конкретных морфофизиологических эволюционных изменений (1 — идиоадаптации; 2 — ароморфозы; 3 — общая дегенерация) и их характеристик (А — мелкие эволюционные изменения, приспосабливающие организмы к конкретным условиям существования и не повышающие общий уровень их организации; Б — эволюционные изменения, сопровождающиеся упрощением организации; В — эволюционные изменения, ведущие к усложнению строения и функций организма, повышающие общий уровень его организации и жизнеспособность): 1) 1 – Б; 2 – В; 3 – А; 3) 1 – А; 2 – Б; 3 – В; 2) 1 – В; 2 – А; 3 – Б; 4) 1 – А; 2 – В; 3 – Б. А38. Выберите последовательность общей схемы процесса видообразования: 1) появление новых разновидностей; 2) появление новых видов; 3) увеличение численности популяции, существующей в определенной среде; 4) появление новых подвидов; 5) возникновение морфологических особенностей, изменяющих отношение особей к среде обитания. 1) 4 → 2 → 1 → 3 → 5; 3) 5 → 3 → 4 → 1 → 2; 2) 1 → 4 → 3 → 2 → 5; 4) 3 → 5 → 1 → 4 → 2. Часть «Б» Б1. Плодовитость потомства при межрасовых браках доказывает … человеческих рас. А.1. Б2. Наличие кожных желез, волосяного покрова, четырехкамерного сердца и левой дуги аорты, диафрагмы, хорошо развитой коры переднего мозга доказывают принадлежность человека к классу … Б3. Обязательным условием абиогенного возникновения живого на Земле было отсутствие … Б4. Возникновение новых видов из популяций, занимающих разные географические ареалы, называется … видообразованием. Б5. Совокупность факторов внешней среды, необходимых для существования данного вида, — это … критерий вида. Б6. Многоклеточный организм, произошедший от колониальных жгутиковых, клетки наружного слоя которых захватывали пищевые частицы и погружались внутрь колонии, постепенно образуя второй слой клеток, называется … Б7. Выберите последовательность эволюции предков человека на описании их образа жизни: 1) жили стадами, строили примитивные укрытия, одевались в шкуры, пользовались огнем; 2) жили первобытными стадами в пещерах, пользовались огнем; 3) жили большими группами, умели добывать огонь, общались жестами и на примитивной речи; 4) жили в открытых местах, передвигались в полувыпрямленном положении на двух ногах; 5) жили родовым обществом, строили жилища и орудия труда, общались с помощью речи. Б8. Выберите последовательность появления органов (структур) растений в порядке их эволюционного возникновения: 1) зооспоры; 2) зародышевый мешок; 3) хлоропласты; 4) лист; 5) эндосперм; 6) эпидермис. Б9. Найдите соответствие между главными направлениями эволюционного процесса и их особенностями: А) уменьшение числа и разнообразия популяций; 1) биологический прогресс; Б) образование новых популяций, подвидов и видов; 2) биологический регресс. В) расширение ареала вида; Г) сокращение ареала вида; Д) увеличение численности вида. А Б В Г Д Б10. Найдите соответствие между систематическими категориями, к которым относится Человек разумный и признаками, доказывающими это: А) бинокулярное зрение, общие группы крови; 1) тип Хордовые; Б) млечные, сальные и потовые железы; 2) подтип Позвоночные; В) левая дуга аорты и четырехкамерное сердце; 3) класс Млекопитающие; Г) глотка, пронизанная жаберными щелями; 4) отряд Приматы. Д) череп и позвоночник. А Б В Г Д Б11. Составьте последовательность появления групп организмов на ранних этапах биологической эволюции в виде последовательности цифр: 1) одноклеточные анаэробные автотрофы; 2) многоклеточные авто- и гетеротрофы; 3) одноклеточные анаэробные гетеротрофы; 4) одноклеточные аэробные гетеротрофы. Б12. Составьте последовательность эволюции органов выделения у животных в виде последовательности цифр: 1) туловищные почки; 2) протонефридии; 3) мальпигиевы сосуды; 4) метанефридии; 5) тазовые почки; 6) коксальные железы. IV вариант Часть «А» А1. Сторонники гипотезы панспермии предполагают, что жизнь на Земле:1) занесена из других планет; 2) создана Творцом; 3) возникала неоднократно из неживого вещества; 4) существовала вечно. А2. Опыты С. Миллера доказали: 1) невозможность самозарождения жизни на Земле в современных условиях; 2) принципиальную возможность образования простых органических веществ из неорганических; 3) возможность занесения спор бактерий из космического пространства; 4) возможность образования в естественных условиях биополимеров из мономеров. А3. Первым этапом возникновения жизни на Земле согласно гипотезе Опарина–Холдейна было: 1) образование биополимеров и мембранных структур; 2) абиогенный синтез нуклеиновых кислот; 3) формирование клеточного ядра; 4) абиогенный синтез простых органических соединений из неорганических. А4. Первые автотрофы на Земле использовали энергию солнечного света для получения водорода: 1) при фотолизе воды; 2) окислении сероводорода; 3) окислении аммиака; 4) разложении солей аммония. А5. Гипотезы возникновения многоклеточных организмов: 1) креационизма и панспермии; 2) гастреи и фагоцителлы; 3) инвагинационная и симбиотическая; 4) абиогенеза и биогенеза. А6. Экспериментальные доказательства возможности синтеза биополимеров из мономеров в восстановительной атмосфере представили: 1) А. И. Опарин и Дж. Холдейн; 2) Л. Спалланцани и Л. Пастер; 3) С. Миллер и Дж. Оро; 4) Л. Орджел и С. Акабюри. А7. Научные предпосылки теории Ч. Дарвина: 1) клеточная теория и эволюционное учение Ж.-Б. Ламарка; 2) развитие капитализма в Англии и биогенетический закон; 3) учение А. Смита о свободной конкуренции и Т. Мальтуса о народонаселении; 4) рост городов и развитие селекции в сельском хозяйстве. А8. Соотносительная изменчивость по Дарвину: 1) возникновение различных изменений у особей одного вида под действием сходных условий; 2) возникновение сходных изменений у особей одного вида под действием одинаковых условий; 3) приобретение каждым организмом в ходе жизни полезных признаков и передача их потомкам; 4) изменение одного органа влечет за собой изменения других органов. А9. Примерами межвидовой борьбы за существование могут быть: 1) конкурентная борьба сосен за свет; 2) конкурентная борьба хищников одного вида за добычу; 3) взаимоотношения между американской и европейской норками; 4) гибель многих животных при холодной зиме. А10. Согласно эволюционной теории Ч. Дарвина: 1) всем организмам присуще внутреннее стремление к совершенствованию; 2) в основе преобразования видов лежат наследственность и изменчивость; 3) в природе эпизодически происходит естественный отбор; 4) изменение органов управляется законом упражнения и неупражнения органов. А11. Атавизмы — это признаки: 1) утратившие свое первоначальное значение и находящиеся в стадии обратного развития; 2) усилившие свое первоначальное значение и находящиеся в стадии прогрессивного развития; 3) являющиеся нормой для организма; 4) свойственные далеким предкам. А12. Разнообразные конечности наземных позвоночных животных — это пример: 1) аналогичных органов; 2) гомологичных органов; 3) рудиментов; 4) атавизмов. А13. Биогеография изучает: 1) ископаемые останки организмов; 2) зародышевое развитие организмов и общность и различия в их строении; 3) закономерности распределения организмов на Земле; 4) возможность объединения животных и растений в систематические группы. А14. В идеальных популяциях наблюдается постоянство частот генов и генотипов — это формулировка закона: 1) К. М. Бэра; 2) Н. И. Вавилова; 3) Г. Харди и В. Вайнберга; 4) Э. Геккеля и Ф. Мюллера. А15. Элементарным эволюционным процессом является: 1) мутация; 2) микроэволюция; 3) конвергенция; 4) макроэволюция. А16. Популяционные волны способствуют: 1) ослаблению естественного отбора; 2) изменению частот генов и генотипов в популяциях; 3) стабилизации частот генов и генотипов в популяциях; 4) замедлению эволюционного процесса. А17. В настоящее время выделяют следующие формы борьбы за существование: 1) внутривидовая и межвидовая; 2) прямая и конкурентная; 3) с неблагоприятными факторами среды; 4) борьба с антропогенными факторами. А18. Совокупность генов вида или популяции называется: 1) кариотипом; 2) генотипом; 3) генофондом; 4) геномом. А19. Макроэволюция — это процесс: 1) внутривидовых преобразований; 2) эволюционных преобразований, протекающих внутри вида, приводящий к образованию новых видов; 3) быстрых эволюционных изменений; 4) надвидовых преобразований, приводящий к образованию крупных систематических групп. А20. Движущими факторами видообразования являются: 1) мутации и изоляции; 2) модификации и поток генов; 3) популяционные волны и дрейф генов; 4) борьба за существование и естественный отбор. А21. Примерами аллопатрического видообразования могут служить: 1) три подвида большой синицы; 2) весенние, летние и осенние виды грибов; 3) разные сроки нереста у лососевых рыб; 4) полиплоидные формы картофеля и хризантем. А22. Характерные черты приспособленных организмов: 1) покровительственная и предупреждающая окраска; 2) конвергенция и дивергенция; 3) маскировка и мимикрия; 4) жизнеспособность, конкурентоспособность и фертильность. А23. Примерами маскировки являются: 1) зеленая окраска у певчего кузнечика и листьев у большинства растений; 2) сходство в окраске брюшка у мухи-жур-чалки и осы; 3) ярко-красная окраска у божьей коровки; 4) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком. А24. Нахождение пищи и забота о потомстве — это адаптации: 1) видовые; 2) организменные; 3) этологические; 4) физиологические. А25. Основной путь достижения биологического прогресса: 1) биологический регресс; 2) катагенез; 3) параллелизм; 4) конкуренция. А26. Дивергенция — это: 1) расхождение признаков у неродственных групп организмов в процессе эволюции; 2) расхождение признаков у родственных групп организмов в процессе эволюции; 3) схождение признаков у неродственных групп организмов в процессе эволюции; 4) развитие сходных признаков в эволюции близкородственных групп. А27. Примерами идиоадаптации у позвоночных животных является: 1) трех- и четырехкамерное сердце; 2) обтекаемая форма тела у водоплавающих животных; 3) два круга кровообращения; 4) три слуховые косточки у млекопитающих. А28. Возрастание приспособленности к окружающей среде А. Н. Северцов назвал: 1) прогрессивной адаптацией; 2) биологическим прогрессом; 3) арогенезом; 4) биологическим регрессом. А29. Развитие в сходном направлении неродственных групп — это: 1) параллелизм; 2) конвергенция; 3) дивергенция; 4) специализация. А30. Признаки подкласса Плацентарные у Человека разумного: 1) парные конечности, развитие позвоночного столба со спинным мозгом и черепа с головным мозгом; 2) теплокровность, развитие млечных желез и наличие волосяного покрова на теле; 3) развитие зародыша внутри организма матери, питание плода через плаценту; 4) плоские ногти, сильное развитие больших полушарий головного мозга, незамкнутость хрящевых колец трахеи. А31. Доказательствами происхождения человека от животных являются: 1) отличия в строении человека и животных; 2) общность оплодотворения; 3) наличие изгибов позвоночника и сводчатой стопы; 4) наличие рудиментов и атавизмов. А32. Различие между расами является результатом: 1) адаптации к факторам среды и географической изоляции; 2) конвергенции; 3) дивергенции; 4) возникновения ароморфозов. А33. Согласно гипотезе Опарина–Холдейна для возникновения жизни на Земле необходимо: 1) отсутствие кислорода; 2) наличие в первичном океане сложных химических соединений; 3) наличие озонового слоя в атмосфере; 4) наличие в атмосфере азота и кислорода; 5) отсутствие энергии. А34. К биологическим факторам антропогенеза относится: 1) использование огня; 2) общественный образ жизни; 3) борьба за существование; 4) половой отбор. А35. Найдите соответствие между органами (1 — аналогичными; 2 — гомологичными) и их примерами (А — семена сосны и споры папоротника; Б — столон картофеля и корневище пырея; В — початок кукурузы и шишка сосны; Г — почечные чешуи березы и листья гороха; Д — колючки кактуса и иглы ели). 1) 1 – А, Б, Г; 2 – В, Д; 2) 1 – В, Д; 2 – А, Б, Г; 3) 1 – А, Д; 2 – Б, В, Г; 4) 1 – А, В, Д; 2 – Б, Г. А36. Найдите соответствие между видами естественного отбора (1 — движущий; 2 — стабилизирующий) и их характерными чертами (А — норма реакции сдвигается (изменяется); Б — условия среды меняются в неуклонно одном направлении; В — сохраняется среднее значение признака; Г — условия среды стабильные). 1) 1 – А, Б, Г; 2 – В; 3) 1 – А, Б; 2 – В, Г; 2) 1 – В; 2 – А, Б, Г; 4) 1 – Г; 2 – А, Б, В. А37. Найдите соответствие между способами осуществления эволюционного процесса (1 — дивергенция; 2 — конвергенция; 3 — параллелизм) и их характерными признаками (А — развитие в сходном направлении неродственных групп организмов; Б — развитие сходных признаков в эволюции близкородственных групп; В — расхождение признаков в эволюции родственных организмов; Г — в результате возникают аналогичные органы; Д — в результате возникают гомологичные органы). 1) 1 – А, Г; 2 – Б, В; 3 – Д; 2) 1 – Г, Б; 2 – В, Д; 3 – А; 3) 1 – В; 2 – А, Г; 3 – Б, Д; 4) 1 – В, Д; 2 – А, Г; 3 – Б. А38. Выберите последовательность событий при симпатрическом видообразовании: 1) освоение частью особей популяции новых экологических ниш в пределах старого ареала; 2) возникновение подвидов; 3) естественный отбор в новых условиях среды; 4) биологическая изоляция; 5) возникновение новых видов; 6) постепенное расхождение признаков. 1) 1 → 3 → 6 → 4 → 2 → 5; 3) 4 → 2 → 3 → 1 → 5 → 6; 2) 1 → 6 → 3 → 4 → 5 → 2; 4) 6 → 2 → 5 → 4 → 3 → 1. Часть «Б» Б1. Факторы расогенеза: наследственная изменчивость, естественный отбор и … Б2. Высокая степень развития головного мозга и коры переднего мозга, наличие второй сигнальной системы, способность к изготовлению орудий труда, прямохождение и высокая степень противопоставления большого пальца на руке … признаки Человека разумного. Б3. Примеры ископаемых переходных форм животных: стегоцефалы, археоптерикс, … ящеры. Б4. Основные результаты эволюции: … организмов к различным условиям обитания, многообразие видов и постепенное усложнение организации живых существ. Б5. Изоляция, обусловленная разрывом единого ареала вида на разобщенные между собой части появлением новых рек, проливов и др., называется … изоляцией. Б6. Многоклеточный организм, произошедший от колониальных жгутиковых путем впячивания одного полюса внутрь колонии с образованием внутреннего слоя клеток, получил название … Б7. Выберите последовательность появления органов хордовых животных в порядке их эволюционного возникновения: 1) хорда; 2) тазовые почки; 3) спинной мозг; 4) трехкамерное сердце; 5) плавательный пузырь; 6) три слуховые косточки в среднем ухе. Б8. Выберите последовательность этапов возникновения жизни на Земле: 1) образование коацерватных капель; 2) образование первичного океана; 3) образование сложных органических веществ; 4) образование простых органических веществ; 5) образование ферментов; 6) образование биологических мембран. Б9. Найдите соответствие между гипотезами происхождения эукариотических клеток и многоклеточных организмов и их характеристиками: А) прокариотическая анаэробная гетеротрофная клетка проглатывала более мелкие клетки, которые не переваривались, а превращались в органеллы; Б) клетки одного полюса колониальных жгутиковых впячивались и образовывали второй слой клеток; 1) инвагинационная; 2) симбиотическая; 3) гастреи; 4) фагоцителлы. В) клетки наружного слоя колониальных жгутиковых поглощали пищевые частицы и погружались внутрь колонии; Г) впячивание и отшнуровывание мембранами участков цитоплазмы с молекулами ДНК. А Б В Г Б10. Найдите соответствие между видами естественного отбора и их примерами действия: А) появление бактерий, устойчивых к антибиотикам; Б) гибель в популяции бабочек особей с короткими и длинными крыльями; В) существование реликтовых растений; Г) господство насекомых со средним размером крыла. 1) движущий; 2) стабилизирующий. А Б В Г Б11. Составьте последовательность появления органов кровообращения хордовых животных в порядке их эволюционного возникновения в виде последовательности цифр: 1) четырехкамерное сердце; 2) пульсирующая брюшная аорта; 3) правая и левая дуги аорты; 4) двухкамерное сердце; 5) левая дуга аорты; 6) трехкамерное сердце. Б12. Составьте последовательность этапов развития жизни на Земле в виде последовательности цифр: 1) эукариоты, протисты, аэробы; 2) прокариоты, анаэробы, гетеротрофы; 3) протобионты; 4) фотосинтезирующие автотрофы, прокариоты; 5) многоклеточные аэробы.