1. Задание 8 Для получения высокого урожая картофеля его следует несколько раз в течение лета окучивать, чтобы
1) ускорить созревание плодов
2) сократить численность вредителей
3) способствовать развитию придаточных корней и столонов
4) улучшить питание корней органическими веществами
Ответ: 3
2. Задание 8 Чтобы обеспечить доступ кислорода воздуха к корням растений, почву надо
1) удобрять солями калия
2) рыхлить до полива и во время полива
3) удобрять азотными солями
4) рыхлить после полива
Ответ: 4
3. Задание 8 Верхушку главного корня рассады капусты при пересадке прищипывают с целью
1) усиления роста боковых корней
2) увеличения длины корневых волосков
3) увеличения числа придаточных корней
4) повышения устойчивости растений к неблагоприятным условиям
Ответ: 1
4. Задание 8 Внесение в почву удобрений сопровождается загрязнением среды обитания растений при
1) внесении удобрений осенью
2) внесении удобрений ранней весной
3) неправильной обработке почвы
4) нарушении норм и сроков внесения удобрений
5. Задание 8 Чтобы усилить рост боковых корней у растений, необходимо:
1) окучивать растение;
2) прищепить кончик у главного корня;
3) внести в почву минеральные удобрения;
4) внести в почву органические удобрения.
Ответ: 2
6. Задание 8 . Развитию боковых корней способствует
1) удаление верхушки главного корня
2) рыхление и полив почвы
3) пасынкование и удаление части листьев
4) прищипка верхушки побега
7. Задание 8 . Методы селекции основаны на учении о (об)
1) борьбе за существование
2) искусственном отборе
3) естественном отборе
4) движущих силах эволюции
8. Задание 8 . Какой агроприём улучшает снабжение корней культурных растений кислородом?
1) прореживание посевов
2) подкормка минеральными удобрениями
3) прополка сорняков
4) рыхление почвы
1. Задание 8 В селекции животных близкородственное скрещивание проводят для
1) акклиматизации
2) улучшения признаков
3) увеличения гетерозиготности
4) закрепления желательных признаков
2. Задание 8 Какая изменчивость обусловливает различие фенотипов однояйцевых близнецов
1) генная
2) геномная
3) модификационная
4) мутационная
3. Задание 8 Близкородственное скрещивание организмов используют в селекции для повышения
1) жизнестойкости
2) гомозиготности
3) гетерозиготности
4) доминантности
4. Задание 8 Мутации отличаются от модификаций тем, что они
1) сохраняются у потомков при отсутствии вызвавшего их фактора
2) возникают одновременно у многих особей в популяции
3) всегда имеют адаптивный характер
4) обусловливают определенную изменчивость
5. Задание 8 Выпадение участка хромосомы в отличие от перекреста хроматид в мейозе — это
1) конъюгация
2) мутация
3) репликация
4) кроссинговер
6. Задание 8 Изучение закономерностей изменчивости при выведении новых пород животных — задача науки
1) селекции
2) физиологии
3) ботаники
4) цитологии
7. Задание 8 Селекционеры используют методы клеточной инженерии с целью получения
1) эффективных лекарственных препаратов
2) гибридных клеток и выращивания из них гибридов
3) кормового белка для питания животных
4) пищевых добавок для продуктов питания
8. Задание 8 Что лежит в основе создания новых пород сельскохозяйственных животных
1) скрещивание и искусственный отбор
2) естественный отбор
3) хороший уход за животными, режим их питания
4) борьба за существование
9. Задание 8 Искусственный отбор — сохранение человеком организмов с интересующими его признаками в течение ряда поколений — способствует появлению
1) многообразия сортов растений и пород животных
2) разнообразных видов растений
3) разнообразных видов животных
4) многообразия популяций животных и растений
10. Задание 8 Индивидуальный отбор, в отличие от массового, более эффективен, так как он проводится
1) по генотипу
2) под влиянием факторов окружающей среды
3) под влиянием деятельности человека
4) по фенотипу
11. Задание 8 Сущность явления гетерозиса, используемого в селекции, составляет
1) кратное увеличение числа хромосом
2) изменение генофонда сорта или породы
3) переход многих генов в гомозиготное состояние
4) гетерозиготность гибридов
12. Задание 8 Явление гибридной силы, проявляющееся в повышении продуктивности и жизнеспособности организмов, называют
1) полиплоидией
2) мутагенезом
3) гетерозисом
4) доминированием
13. Задание 8 Эффект гетерозиса проявляется вследствие
1) увеличения доли гомозигот в потомстве
2) появления полиплоидных особей в потомстве
3) увеличения числа мутаций в потомстве
4) увеличения доли гетерозигот в потомстве
14. Задание 8 Искусственно выведенная человеком группа животных называется
1) породой
2) видом
3) популяцией
4) сортом
15. Задание 8 Отдаленная гибридизация (аутбридинг) приводит к
1) повышению гетерозиготности организма
2) повышению гомозиготности организма
3) нарушению процесса митоза
4) повышению плодовитости
16. Задание 8 Генетические знания используются в селекции для
1) организации правильного ухода за растениями и животными
2) создания оптимального режима питания животных
3) выведения новых сортов растений и пород животных
4) создания оптимальных условий содержания животных
17. Задание 8 Явление гетерозиса наблюдается у гибридов, полученных от
1) генетически отдаленных родительских форм
2) близкородственного скрещивания
3) особей одного сорта, но с разными фенотипами
4) особей одного сорта, но с разными генотипами
18. Задание 8 Получением гибридов на основе соединения клеток разных организмов с применением специальных методов занимается
1) клеточная инженерия
2) микробиология
3) систематика
4) физиология
19. Задание 8 Получение точных копий материнского организма стало возможно благодаря
1) генной инженерии
2) микробиологии
3) клеточной инженерии
4) клонированию
20. Задание 8 . В результате селекции были выведены
1) высокие сосны
2) линяющие осенью зайцы
3) диплоидные сорта пшеницы
4) разнообразные породы собак
21. Задание 8 . При получении чистых линий снижается жизнеспособность потомства вследствие
1) появления полиплоидов
2) нарушения процесса мейоза
3) возрастания гомозиготности
4) эффекта гетерозиса
22. Задание 8 . Многообразие пород собак — это результат
1) естественного отбора
2) селекции
3) обработки волков мутагенами
4) дифференцированного кормления
23. Задание 8 . Метод, который используется в селекции животных и не используется в селекции растений, —
1) получение геторозисного потомства
2) искусственный отбор
3) испытание производителей по потомству
4) близкородственное скрещивание
24. Задание 8 . Быстрее всего убедиться в том, что избранная в качестве родоначальника породы особь не несёт вредной рецессивной мутации, можно, скрестив её с
1) рецессивной по фенотипу особью
2) такой же по генотипу особью
3) доминантной гомозиготной особью
4) особью другой породы
25. Задание 8 . Отбор по хозяйственно ценным признакам, применяющийся в селекции животных, называется
1) массовым
2) индивидуальным
3) движущим
4) стабилизирующим
26. Задание 8 . Клеточная инженерия занимается
1) созданием чистых линий
2) пересадкой ядер соматических клеток в яйцеклетки
3) получением гетерозисных организмов
4) синтезом новых генов и внедрением их в клетки бактерий
27. Задание 8 . Популяция животных, характеризующаяся сходными наследственными особенностями, полученная в результате искусственного отбора, — это
1) род
2) сорт
3) порода
4) вид
1. Задание 8 Направление биотехнологии, в котором используются микроорганизмы для получения антибиотиков, витаминов, называют
1) биохимическим синтезом
2) генной инженерией
3) клеточной инженерией
4) микробиологическим синтезом
2. Задание 8 В биотехнологии используют способность бактерий к
1) быстрому размножению
2) накоплению в их клетках ядовитых веществ
3) спорообразованию в неблагоприятных условиях
4) развитию заболеваний при попадании в организм животного
3. Задание 8 Направление биотехнологии, в котором используются микроорганизмы для получения антибиотиков, витаминов, называют
2) инженерией малых размеров
4. Задание 8 Получением антибиотиков путем пересадки гена в геном бактерий занимается
2) генная инженерия
3) микробиология
4) растениеводство
5. Задание 8 Производство гормона инсулина с помощью бактерий стало возможно благодаря
2) клеточной инженерии
3) цитологии
6. Задание 8 . Для получения пищевого белка в биотехнологии используют
1) генномодифицированные продукты
2) микроорганизмы
3) животных
4) злаковые растения
7. Задание 8 . Повышение продуктивности плесневых грибов, вырабатывающих антибиотики, достигается путём
1) полиплоидизации
2) массового отбора
3) искусственного мутагенеза
4) внутривидовой гибридизации
8. Задание 8 . Создание рекомбинантного инсулина, производимого бактериями, стало возможно благодаря развитию
1) аналитический химии
2) ботаники
3) биотехнологии
4) генетики
9. Задание 8 . К биотехнологии относят процессы
1) получения лекарств с помощью бактериальных ферментов
2) выведения новых пород животных
3) получения искусственных мутаций
4) пересадки ядер из клетки в клетку
10. Задание 8 . Основной метод, применяемый в селекции микроорганизмов, —
1) индивидуальный отбор
2) отдалённая гибридизация
3) искусственный мутагенез
4) внутривидовая гибридизация
11. Задание 8 . К биотехнологии относится
1) использование в технике принципов строения живого
2) выращивание культурных растений
3) межпородное скрещивание животных
4) получение гормонов с использованием бактерий
12. Задание 8 . Искусственный мутагенез
1) неприменим в селекции растений
2) широко применяется в медицине
3) применяется только к бактериям
4) способствует появлению новых признаков у растений
13. Задание 8 . Штаммы определённого вида плесневого гриба различаются между собой
1) интенсивностью синтеза белков
2) строением клеток
3) набором органоидов
4) способом бесполого размножения
14. Задание 8 . Белки в массовых количествах получают методом
2) микробиологического синтеза
4) искусственного отбора необходимых растений или животных
15. Задание 8 . Популяция микроорганизмов, характеризующаяся сходными наследственными особенностями и определёнными внешними признаками, полученная в результате искусственного отбора, — это
1) порода
3) штамм
4) химера
16. Задание 8 . Использование микроорганизмов для получения кормов относится к
2) биотехнологии
3) генной инженерии
4) клеточной инженерии
17. Задание 8 . Введение в геном кишечной палочки гена, контролирующего синтез человеческого инсулина – это пример применения методов
2) цитологии
3) селекции
4) биохимии
18. Задание 8 . Генная инженерия
1) диагностирует наследственные заболевания
2) целенаправленно изменяет геномы организмов
3) исследует механизмы передачи наследственной информации
4) сохраняет вегетативно размножаемые сорта
19. Задание 8 . К биотехнологии относят
1) использование в технике принципов строения живых тел
2) выращивание культурных растений на полях
3) искусственное получение мутаций
4) получение гормонов с использованием микроорганизмов
1. Задание 8 Открытие Н. И. Вавиловым центров многообразия и происхождения культурных растений послужило основой для создания
1) главного ботанического сада
2) коллекции семян видов и сортов растений
3) селекционных станций
4) института генетики
2. Задание 8 В селекции растений используют метод полиплоидии для получения
1) явления гетерозиса
2) чистых линий
3) высокоурожайных сортов
4) трансгенных растений
3. Задание 8 В селекции для получения новых полиплоидных сортов растений
1) скрещивают особи двух чистых линий
2) скрещивают родителей с их потомками
3) кратно увеличивают набор хромосом
4) увеличивают число гомозиготных особей
4. Задание 8 Н. И. Вавилов определил центры происхождения растений
1) культурных
2) дикорастущих
3) светолюбивых
4) травянистых
5. Задание 8 Массовый отбор как метод селекции в отличие от индивидуального отбора
1) используется при восстановлении численности зубров
2) особенно широко используется в животноводстве
3) проводится по генотипу
4) проводится по фенотипу
6. Задание 8 Группа наиболее сходных по строению и жизнедеятельности растений, созданная путём отбора особей с полезными для человека признаками, называется
1) видом
2) сортом
3) культурным растением
4) сообществом
7. Задание 8 Получение селекционерами сортов полиплоидной пшеницы возможно благодаря мутации
1) цитоплазматической
2) генной
3) хромосомной
4) геномной
8. Задание 8 Каким путем осуществляется в селекции растений выведение новых сортов
1) выращиванием растений на удобренных почвах
2) вегетативным размножением с помощью отводков
3) скрещиванием растений разных сортов и последующим отбором потомства с ценными признаками
4) выращиванием растений на бедных почвах
9. Задание 8 Для восстановления способности к воспроизведению у гибридов, выведенных методом отдаленной гибридизации,
1) получают полиплоидные организмы
2) их размножают вегетативно
3) получают гетерозисные организмы
4) выводят чистые линии
10. Задание 8 Какое явление наблюдается при скрещивании двух чистых линий между собой и получения в результате высокоурожайного гибрида?
1) полиплоидия
2) гетерозис
3) экспериментальный мутагенез
4) отдаленная гибридизация
11. Задание 8 Снижение эффекта гетерозиса в последующих поколениях обусловлено
1) проявлением доминантных мутаций
2) увеличением числа гетерозиготных особей
3) уменьшением числа гомозиготных особей
4) проявлением рецессивных мутаций
12. Задание 8 Получением высокоурожайных полиплоидных растений занимается наука
1) селекция
2) генетика
3) физиология
4) ботаника
13. Задание 8 Для получения полиплоидов на делящуюся клетку воздействуют колхицином, который
1) разрушает ядерную мембрану
2) разрушает веретено деления
3) увеличивает скорость деления клетки
4) обеспечивает синтез ДНК в ходе митоза
14. Задание 8 Популяция растений, характеризующаяся сходным генотипом и фенотипом, полученная в результате искусственного отбора, — это
1) вид
2) подвид
4) сорт
15. Задание 8 Метод получения новых сортов растений путем воздействия на организм ультрафиолетовыми или рентгеновскими лучами называют
1) гетерозисом
2) полиплоидией
3) мутагенезом
4) гибридизацией
16. Задание 8 У растений чистые линии получают путем
1) перекрестного опыления
2) самоопыления
3) экспериментального мутагенеза
4) межвидовой гибридизации
17. Задание 8 Н. И. Вавилов разработал
1) хромосомную теорию наследственности
2) эволюционную теорию
3) гипотезу происхождения жизни
4) учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений
18. Задание 8 Знания центров происхождения культурных растений используются селекционерами при
1) создании средств химической защиты от вредителей
2) определении числа мутантных генов у сорта
3) подборе исходного материала для получения нового сорта
4) изучении дрейфа аллельных генов в популяциях
19. Задание 8 Возможность подбора родительских пар для скрещивания и получения потомства с нужными селекционеру признаками возросла благодаря открытию Н. И. Вавиловым
1) закона гомологических рядов в наследственной изменчивости
2) центров многообразия и происхождения культурных растений
3) закона независимого наследования
4) закона сцепленного наследования
20. Задание 8 Районы, где сосредоточено наибольшее разнообразие сортов растений, считают местами их происхождения, так как они
1) расположены на равнинах
2) сосредоточены в долинах рек
3) соответствуют современным регионам развитого земледелия
4) соответствуют древним очагам земледелия
21. Задание 8 Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости установил
1) Г. Мендель
2) Г. Д. Карпеченко
3) Н. И. Вавилов
4) Т. Морган
22. Задание 8 Какой вклад в генетику и селекцию внес Г. Д. Карпеченко?
1) преодолел бесплодие межвидовых гибридов
2) вывел новый сорт пшеницы
3) открыл явление гетерозиса
4) известен, как создатель новых сортов фруктов
23. Задание 8 . Межлинейная гибридизация в селекции растений способствует
1) получению чистой линии
2) проявлению эффекта гетерозиса
3) получению полиплоидов
4) проявлениию мутантных генов
24. Задание 8 . Результатом клонирования клубники становится организм, имеющий
1) исходный генотип
2) другой набор хромосом
3) новый генотип
4) новые генотип и фенотип
25. Задание 8 . Южноамериканский центр происхождения культурных растений — это родина
1) картофеля, ананасов
2) риса, сахарного тростника
3) чая, кофе
4) табака, кукурузы
26. Задание 8 . Чистую исходную линию сорта гороха можно быстрее получить
1) изоляцией самоопыляющихся линий
2) искусственным перекрестным опылением
3) отбором определенных фенотипов растений
4) межвидовым скрещиванием
27. Задание 8 . Какой из приведенных примеров служит результатом селекции?
1) полиплоидность пшеницы
2) эхолокация летучих мышей
3) линька зайцев осенью
4) высота сосен
28. Задание 8 . Каким образом размножают выведенный сорт бессемянного растения?
1) путём скрещивания
2) вегетативно
3) партеногенезом
4) семенами исходных форм
29. Задание 8 . Капустно-редечный гибрид создан методом
1) прививки
2) инбридинга
3) отдалённой гибридизации
4) радиоактивного облучения
30. Задание 8 . Что называют чистой линией?
1) потомство одной самоопыляющейся особи у растений
2) потомство от межвидового скрещивания животных
3) любое гетерозиготное потомство
4) потомство от разных пород собак
31. Задание 8 . Перед выведением гетерозисной формы растений необходимо сначала получить
1) гетерозиготные родительские организмы
2) чистые родительские линии
3) полиплоидные формы
4) гаплоидные формы
32. Задание 8 . На первом этапе создания гетерозисного сорта растения необходимо
1) провести перекрёстное опыление между исходными формами
2) провести многократное самоопыление у исходных форм и получить чистые линии
3) скрестить дикую и культурную формы
4) привить дикую форму на культурную
33. Задание 8 . Примером организма, полученного в результате отдалённой гибридизации, может служить
1) орловский рысак
2) чистая линия гороха
3) гетерозиготная форма гладкосемянного гороха
4) капустно-редечный гибрид
34. Задание 8 . Эффект гетерозиса обусловлен
1) возникновением доминантных мутаций у родителей
2) действием естественного отбора
3) увеличением гетерозиготности особей
4) накоплением в генотипе потомства рецессивных мутаций
35. Задание 8 . Гибридное потомство, полученное Г. Д. Карпеченко при скрещивании редьки и капусты, оказалось бесплодным вследствие
1) кроссинговера между негомологичными хромосомами редьки и капусты
2) разного числа половых клеток у редьки и капусты
3) гомозиготности родительских форм
4) отсутствия конъюгации хромосом у гибридов
36. Задание 8 . Для преодоления бесплодия капустно-редечного гибрида Г. Д. Карпеченко применил метод полиплоидизации, что позволило
1) сохранить способность к вегетативному размножению
2) восстановить парность гомологичных хромосом
3) обеспечить нормальный ход митоза
4) стимулировать рост и развитие клеток
37. Задание 8 . Что позволяет преодолеть бесплодие потомков, полученных путём отдалённой гибридизации растений?
1) образование гаплоидных спор
2) получение полиплоидов
3) анализирующее скрещивание
4) массовый отбор
38. Задание 8 . В агроценозах культурные растения, как и сорняки, подвергаются действию
1) популяционных волн
2) естественного отбора
3) индивидуального отбора
4) искусственного мутагенеза
39. Задание 8 . В селекции массовый и индивидуальный отбор используют для
1) создания новых пород и сортов
2) сохранения генотипа вида
3) получения новых видов
4) изменения фенотипа особей
40. Задание 8 . В клеточной инженерии проводят исследования, связанные с
1) пересадкой ядер из одних клеток в другие
2) введением генов человека в клетки бактерий
3) перестройкой генотипа организма
4) пересадкой генов от бактерий в клетки злаковых
41. Задание 8 . Какой метод позволил получить гибрид табака и картофеля?
1) искусственный мутагенез
2) гетерозис у гибридов
3) гибридизация соматических клеток
4) массовый отбор потомства
42. Задание 8 . В соответствии с законом гомологических рядов в наследственной изменчивости Н. И. Вавилова сходные ряды обнаружены у растений
1) яблони и винограда
2) томата и гороха
3) пшеницы и ячменя
4) картофеля и капусты
43. Задание 8 . Одним из эффектов, сопровождающих выведение чистых линий, является
1) бесплодие потомства
2) снижение жизнеспособности потомства
3) возникновение полиплоидов
4) повышение плодовитости и жизнеспособности организма
44. Задание 8 . На первом этапе создания гетерозисного сорта растения необходимо
1) многократно посеять исходные формы на разных площадках
2) провести многократное самоопыление исходных форм и получить инбредные линии
45. Задание 8 . В чистой линии культурных растений отбор неэффективен, так как особи
1) имеют широкую норму реакции
2) гомозиготны по большинству генов
3) гетерозиготны по многим генам
4) насыщены мутациями
46. Задание 8 . Что представляет собой явление гетерозиса?
1) повышенное число мутаций у близкородственных гибридов
2) неспособность отдалённых гибридов к размножению
3) повышенная жизнеспособность близкородственных гибридов
4) повышенная урожайность отдалённых гибридов
47. Задание 8 . Какие организмы надо скрестить для получения плодовитых гетерозисных форм?
1) близкородственные сорта
2) отдалённые сорта одного вида
3) отдалённые виды одного рода
4) растения из разных семейств
48. Задание 8 . Работы по получению полиплоидов связаны с именами
1) К. Тимирязева и Н. Вавилова
2) Б. Астаурова и Г. Карпеченко
3) А. Северцова и С. Четверикова
4) М. Шлейдена и Т. Шванна
49. Задание 8 . Работы по изучению процессов фотосинтеза связаны с именем
1) К. Тимирязева
2) Б. Астаурова
3) А. Северцова
4) А. Опарина
50. Задание 8 . Н. И. Вавилов высказал мысль о том, что
1) особей в популяции появляется гораздо больше, чем может выжить
2) межвидовая борьба за существование протекает наиболее остро, если виды нуждаются в сходных условиях
3) круговорот веществ в биосфере − необходимое условие существования жизни
4) генофонд диких видов гораздо богаче генофонда культурных пород и сортов
51. Задание 8 . Клонирование особей происходит в результате
1) выращивания спор различных грибов в одинаковых условиях
2) двойного оплодотворения у растений
3) слияния половых клеток у животных
4) черенкования растения
52. Задание 8 . Полиплоидные формы растений специально создают для
1) получения однополых форм
2) получения гетерозисных форм
3) получения отдалённых гибридов
4) преодоления бесплодия гибридов
53. Задание 8 . Для выведения чистой линии в селекции растений учёные используют
2) насекомоопыляемые растения
3) самоопыляемые растения
4) межсортовое скрещивание
54. Задание 8 . Сохранение признаков у гетерозисных гибридов растений возможно только при
1) половом размножении
2) вегетативном размножении
4) использовании метода полиплоидии
55. Задание 8 . Какой из методов лежит в основе получения генетически разнообразных плодовитых гибридов?
1) внутривидовая гибридизация
2) инбридинг
3) прививка
4) отдалённая гибридизация
56. Задание 8 . Сходные по фенотипу и генотипам розы, выведенные селекционерами, образуют
1) породу
3) вид
4) род