ВАРИАНТ №5
Часть 1
А1. Получением высокоурожайных полиплоидных растений занимается наука
1) селекция
2) генетика
3) физиология
4) ботаника
А2. О единстве органического мира свидетельствует
1) наличие ядра в клетках живых организмов
2) клеточное строение организмов всех царств
3) объединение организмов всех царств в систематические группы
4) разнообразие организмов, населяющих Землю
A3. В процессе фотосинтеза растения
1) обеспечивают себя органическими веществами
2) окисляют сложные органические вещества до простых
3) поглощают кислород и выделяют углекислый газ
4) усваивают азот воздуха
А4. Клеточный центр в процессе митоза отвечает за
1) биосинтез белков
2) спирализацию хромосом
3) перемещение цитоплазмы
4) образование веретена деления
А5. Как называют организмы, которым для нормальной жизнедеятельности необходимо наличие кислорода в среде обитания?
1) аэробными
2) анаэробными
3) гетеротрофными
4) автотрофными
А6. Число сперматозоидов, образующихся в результате гамето-генеза, во много раз превышает число яйцеклеток, что повышает
1) жизнеспособность оплодотворенных яйцеклеток
2) вероятность оплодотворения
3) жизнеспособность сперматозоидов
4) скорость дробления зиготы
А7. Парные гены, расположенные в гомологичных хромосомах, называют
1) рецессивными
2) доминантными
3) сцепленными
4) аллельными
А8. Определите генотип родительских растений гороха, если при их скрещивании образовалось 50% растений с желтыми и 50% — с зелеными семенами (рецессивный признак).
1) АА х аа
2) Аа х Аа
3) АА х Аа
4) Аа х аа
А9. Появление осенью густого подшерстка у млекопитающих можно отнести к изменчивости
1) генотипической
2) мутационной
3) комбинативной
4) модификационной
А10. Какие грибы размножаются почкованием?
1) мукор
2) пеницилл
3) дрожжи
4) шампиньоны
А11.Пыльца цветковых растений формируется в
1) семязачатке
2) рыльце пестика
3) тычинках
4) завязи пестика
А12. Какой признак не характерен для растения — горох посевной?
1) плод — боб
2) листья видоизменены в усики
3) вступает в симбиоз с клубеньковыми бактериями
4) древовидная форма стебля
А13. Полость тела, мантию и раковину имеют
1) Кишечнополостные
3) Моллюски
2) Ракообразные
4) Членистоногие
А14. Какие позвоночные стали первыми настоящими наземными животными?
1) земноводные
3) птицы
2) пресмыкающиеся
4) млекопитающие
А15. Возбудимость и проводимость — свойства, характерные для ткани
1) нервной
2) соединительной
3) эпителиальной
4) крови
А16. При нарушении работы почек человека основанием для беспокойства является появление в моче
1) хлорида натрия
2) белка
3) мочевины
4) солей аммония
А17. Какой газ принимает участие в окислении органических веществ в клетке?
1) азот
2) водород
3) кислород
4) углекислый газ
А18. Рефлекторная дуга заканчивается
1) исполнительным органом
2) чувствительным нейроном
3) рецептором
4) вставочным нейроном
А19. Отсутствие витаминов в пище человека приводит к нарушению обмена веществ, так как они участвуют в образовании
1) углеводов
2) нуклеиновых кислот
3) ферментов
4) минеральных солей
А20. Генетическое единство особей популяции одного вида проявляется в
1) общности их местообитаний
2) сходстве процессов онтогенеза
3) равном соотношении полов
4) скрещивании особей
A21. Интенсивность размножения и ограниченность ресурсов для жизни организмов является причиной
1) естественного отбора
2) дрейфа генов
3) формирования приспособленности
4) борьбы за существование
А22. Видоизменение листьев у хвойных растений служит приспособлением к
1) улучшению минерального питания растений
2) повышению интенсивности фотосинтеза
3) экономному расходованию воды
4) улавливанию солнечного света
А23. Многообразие видов, широкое распространение и высокая плодовитость паразитических червей — показатель
1) ароморфоза
2) дегенерации
3) биологического прогресса
4) биологического регресса
А24. К абиотическим факторам среды относят
1) подрывание кабанами корней
2) нашествие саранчи
3) скопление помёта в колониях птиц
4) обильный снегопад
А25. Ведущая роль растений в природном сообществе состоит в
1) преобразовании солнечной энергии
2) обогащении почвы водой и минеральными солями
3) снабжении всех организмов минеральными веществами
4) накоплении гумуса, повышении плодородия почвы
А26. Развитие растений экосистемы луга в разные сроки — это приспособление к
1) совместному обитанию
2) сохранению влаги
3)использованию минеральных веществ почвы
4) поглощению углекислого газа
А27. Три рядом расположенных нуклеотида в молекуле ДНК, кодирующих одну аминокислоту, называют
1) триплетом
2) генетическим кодом
3) геном
4) генотипом
А28. В каких органоидах клеток человека происходит окисление пировиноградной кислоты с освобождением энергии?
1) рибосомах
2) ядрышке
3) хромосомах
4) митохондриях
А29. Удвоение ДНК и образование двух хроматид происходит в
1) профазе первого деления мейоза
2) профазе второго деления мейоза
3) интерфазе перед первым делением
4) интерфазе перед вторым делением
А30. Из оплодотворённой яйцеклетки развивается мальчик, если после оплодотворения в зиготе окажется хромосомный набор
1) 22 аутосомы + Y
2) 22 аутосомы + X
3) 44 аутосомы + XY
4) 44 аутосомы + XX
А31. В селекции животных практически не используют
1) массовый отбор
2) неродственное скрещивание
3) родственное скрещивание
4) индивидуальный отбор
А32. Клубень и луковица — это
1) органы почвенного питания
2) видоизменённые побеги
3) видоизмененные корни
4) видоизмененные листья
А33. За счет чего происходит рост в толщину костей человека?
1) суставного хряща
2) красного костного мозга
3) желтого костного мозга
4) надкостницы
А34. Окончательный анализ высоты, силы и характера звука у человека происходит в
1) внутреннем ухе
2) слуховом нерве
3) барабанной перепонке
4) слуховой зоне коры мозга
А35. При географическом видообразовании формирование нового вида происходит в результате
1) распадения или расширения исходного ареала
2) искусственного отбора
3) сужения нормы реакции признаков
4) дрейфа генов
А36. В чем проявляется сходство плантации сахарной свеклы и экосистемы луга?
1) имеют незамкнутый круговорот веществ
2) для них характерно разнообразие сетей питания
3) в них отсутствуют вторичные консументы (хищники)
4) в их состав входят продуценты, консументы, редуценты
Часть 2
Ответом к заданиям этой части (В1–В8) является последовательность букв или цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.
В заданиях В1–В3 выберите три верных ответа из шести.
Обведите выбранные цифры и запишите их в таблицу в порядке возрастания.
В1. Каковы свойства, строение я функции в клетке поли сахаридов?
1) выполняют структурную и запасающую функции
2) выполняют каталитическую и транспортную функции
3) состоят из остатков молекул моносахаридов
4) состоят из остатков молекул аминокислот
5) растворяются в воде
6) не растворяются в воде
В2. Растения, содержащие в семенах большое количество растительных жиров
1) кукуруза
2) пшеница
3) лен
4) рожь
5) подсолнечник
6) овес
В3. Биогеоценозы характеризуются
1) разветвленными цепями питания
2) простыми пищевыми цепями
3) отсутствием видового разнообразия
4) действием естественного отбора
5) зависимостью от деятельности человека
6) устойчивым состоянием
При выполнении заданий В4−В6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и каких-либо символов.
В4. Установите соответствие между признаком организмов и царством, для которого этот признак характерен.
ПРИЗНАК
ЦАРСТВО
A) по способу питания в основном автотрофы
Б) имеют вакуоли с клеточным соком
B) клеточная стенка отсутствует
Г) в клетках имеются пластиды
Д) большинство способно передвигаться
Е) по способу питания преимущественно гетеротрофы
1) Растения
2) Животные
А
Б
В
Г
Д
Е
В5, Установите соответствие между характеристикой иммунитета и его видом.
ХАРАКТЕРИСТИКА
ВИД ИММУНИТЕТА
A) передается по наследству, врожденный
Б) возникает под действием вакцины
B) приобретается при введении в организм лечебной сыворотки
Г) формируется после перенесенного заболевания
Д) различают активный и пассивный
1) Естественный
2) Искусственный
В6. Установите соответствие между особенностью строения организма человека и видом сравнительно-анатомических доказательств его эволюции.
ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ
ВИДЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
A) развитие хвоста
Б) аппендикс
B) копчик
Г) густой волосяной покров на теле
Д) многососковость
Е) складка мигательной перепонки
1) Атавизмы
2) Рудименты
При выполнении заданий В7–В8 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и каких-либо символов.
В7. Установите последовательность процессов, характерных для листопада.
A) образование отделительного слоя на черешке
Б) накопление в листьях вредных веществ в течение лета
B) опадание листьев
Г) разрушение хлорофилла вследствие уменьшения количества света
Д) изменение окраски листьев
В8. Установите, в какой последовательности происходит процесс редупликации ДНК.
A) раскручивание спирали молекулы
Б) воздействие фермента ДНК-полимеразы на молекулу
B) отделение одной цепи от другой на части молекулы ДНК
Г) присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов
Д) образование двух молекул ДНК из одной
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.
Часть 3
Для ответов на задания этой части (С1−С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2–С6 – полный развёрнутый ответ.
С1. Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению? Ответ поясните.
С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Все представители типа Плоские черви ведут паразитический образ жизни.
2. Бычьего цепня относят к Ленточным червям.
3. Тело бычьего цепня имеет членистое строение.
4. У бычьего цепня хорошо развита пищеварительная система, и; он активно питается.
5. Основным хозяином бычьего цепня является крупный рогатый скот.
С3. Какие структуры покровов тела обеспечивают защиту организма человека от воздействия температурных факторов среды? Объясните их роль.
С4. В чём проявляется приспособленность птиц к неблагоприятным условиям зимы в средней полосе России?
С5. Белок состоит из 100 аминокислот. Установите, во сколько раз молекулярная масса участка гена, кодирующего данный белок, превышает молекулярную массу белка, если средняя молекулярная масса аминокислоты — ПО, а нуклеотида — 300. Ответ поясните.
С6. У кур встречается сцепленный с полом летальный ген (а), вызывающий гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому гену жизнеспособны. Скрестили нормальную курицу с гетерозиготным по этому гену петухом (у птиц гетерогаметный пол — женский). Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, пол, генотип возможного потомства и вероятность гибели эмбрионов.
ОТВЕТЫ ВАРИАНТА №5
За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.
Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.
№ задания
Ответ
А1
1
А19
3
А2
2
А20
4
А3
А21
А4
А22
А5
А23
А6
А24
А7
А25
А8
А26
А9
А27
А10
А28
А11
А29
А12
А30
А13
А31
А14
А32
А15
А33
А16
А34
А17
А35
А18
А36
Правильно выполненные задания В1–В8 оцениваются следующим
образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка;
0 баллов – допущены две и более ошибки или ответ отсутствует.
В1
136
В2
135
В3
146
В4
112122
В5
12212
В6
122112
В7
БГДАВ
В8
АВБГД
КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ
ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ
Элементы ответа:
1)из корня в листья вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам древесины за счет транспирации, в результате которой возникает сосущая сила.
2)восходящему току в растении способствует корневое давление, которое возникает в результате постоянного поступления воды в корень за счет разницы концентрации веществ в клетках и окружающей среде (в почве).
4. У бычьего цепня хорошо развита пищеварительная система, и он активно питается.
Элементы ответа: ошибки допущены в предложениях 1,4,5.
1-Среди плоских червей есть свободноживущие формы
4-У бычьего цепня пищеварительная система отсутствует.
5-Основным хозяином бычьего цепня является человек
1) Подкожная жировая клетчатка предохраняет организм от охлаждения.
2) Потовые железы образуют пот, который при испарении защищает от перегрева.
3) Волосы на голове защищают от охлаждения и перегрева (воздух в волосах плохо проводит тепло).
4) Кровеносные сосуды, сужаясь и расширяясь, регулируют теплоотдачу.
Ответ:
1) Линька, развитие густого перьевого покрова.
2) Запасание жира в теле
3) Запасание и смена кормов
4) Кочевки и перелеты.
С5. Белок состоит из 100 аминокислот. Установите, во сколько раз молекулярная масса участка гена, кодирующего данный белок, превышает молекулярную массу белка, если средняя молекулярная масса аминокислоты — 110, а нуклеотида — 300. Ответ поясните.
1)Генетический код триплетен, значит, белок, содержащий 100 аминокислот, кодируют 300 нуклеотидов.
2) Молекулярная масса белка 100 х 110=1100, молекулярная масса гена: 300 х 300=90 000.
Участок ДНК тяжелее, чем кодируемый им белок в 8 раз (90 000 : 11 000 = 8,1).
Дано: ген-признак
А- нормальный ген
а- летальный ген
Р –нормальная курица и гетерозиготный петух
Найти: генотипы Р-?, пол и генотипы F1 -? Вероятность % аа-?
Решение:
Р ХАУ х ХА Ха
Норм. Норм.
Гаметы ХА , У ХА , Ха
F1
Гаметы
ХА
У
ХА ХА
Жизнеспособный петушок
ХА У
Жизнеспособная курочка
Ха
ХА Ха
Ха У
Летальный эмбрион
Генотипы родителей: ХАУ, ХА Ха
Генотипы и фенотипы потомства: ХА ХА (жизнеспособный петушок), ХА Ха (жизнеспособный петушок), ХА У (жизнеспособная курочка), Ха У (летальный эмбрион курочки).
Вероятность гибели эмбрионов -25% (курочки)