Часть А
А1.При длительном сохранении относительно постоянных условий среды в популяциях вида:
1) возрастает число спонтанных мутаций
2) проявляется стабилизирующий отбор
3) проявляется движущий отбор
4) усиливаются процессы дивергенции
А2.Популяцию считают элементарной единицей эволюции, так как:
1) она обладает целостным генофондом, способным изменяться
2) особи популяции имеют сходный обмен веществ
3) особи популяции отличаются размерами
4) она не способна изменяться во времени
А3.Какую роль в природе играет состязание самцов за самку при размножении:
1) улучшает генофонд популяции
2) способствует развитию видовых признаков
3) сохраняет плодовитость самок
4) способствует повышению плодовитости особей
А4.При географическом видообразовании формирование нового вида происходит в результате:
1) распадения или расширения исходного ареала
2) искусственного отбора
3) сужения нормы реакции признаков
4) дрейфа генов
А5.Возникают мутации, происходит борьба за существование, действует естественный отбор в популяции, поэтому ее считают:
1) структурной единицей вида 3) результатом эволюции
2) единицей эволюции 4) структурной единицей биогеоценоза
А6.Обмен генами между популяциями одного вида может прекратиться скорее всего из-за:
1) ограниченности территории, занимаемой популяциями
2) изоляции ареалов
3) различий в характере пищи
4) климатических различий между ареалами
А7.Географическая изоляция является:
1) предпосылкой видообразования 3) следствием видообразования
2) предпосылкой мутационного процесса 4) следствием мутационного процесса
А8.Экологическое видообразование более вероятно среди:
1) млекопитающих из отряда Хищных
2) млекопитающих из отряда Парнокопытных
3) лягушек
4) паразитических Плоских червей
А9.Генофонд популяции – это совокупность:
1) генов одной особи 3) фенотипов популяции
2) генов всех особей популяции 4) рецессивных генов популяции
А10.Как называется эволюционный процесс внутри вида:
1) макроэволюция 3) дивергенция
2) адаптация 4) микроэволюция
А11.Понятие «генофонд» применимо по отношению к:
1) виду синиц большая синица 3) попугаю Кеше
2) соединительной ткани дворового кота 4) митохондриям девочки Юли
А12.Особи разных популяций птиц не способны к скрещиванию между собой, если:
1)они населяют различные части ареала
2) их генофонды отличаются по ряду генов
3) они обладают разными хромосомными наборами
4) у них сильная внутривидовая конкуренция за пищу и территорию
А13.Примером вида является:
1) шалфей 3) донник
2) клевер луговой 4) сложноцветные
А14.Чтобы с уверенностью решить, относятся ли два внешне похожих жука к одному виду, следует:
1) сравнить их внешнее строение
2) сравнить их образ жизни и питание
3) попытаться скрестить их и проверить, получится ли плодовитое потомство
4) сравнить их ареалы обитания
А15.Какой путь по Ч.Дарвину лежит в основе видообразования:
1) гибридогенный 3) совершенный
2) дивергентный 4) постепенный
А16.Что относится к внезапному видообразованию:
1) географическое 3) экологическое
2) движущее 4) полиплоидия
А17.Каким критерием описывается следующий признак – выделение углекислого газа у разных видов овсянок при разной температуре:
1) географическим 3) физиологическим
2) биохимическим 4) генетическим
А18.Вид – совокупность особей, обладающих:
1) сходными генотипом и фенотипом
2) способностью образовывать пищевые связи между его популяциями
3) разным морфологическим строением
4) расчлененной территорией
А19.Почему нельзя определить вид только по генетическому критерию:
1) ареалы разных видов совпадают
2) набор хромосом у разных видов может совпадать
3) разные виды обитают в сходных условиях
4) особи разных видов сходны по строению
А20.Ареал вида является критерием:
1) физиологическим 3) географическим
2) генетическим 4) морфологическим
А21.При экологическом видообразовании, в отличие от географического, новый вид возникает:
1) в результате распадения исходного ареала
2) внутри старого ареала
3) в результате расширения исходного ареала
4) за счет дрейфа генов
А22.Каковы причины многообразия видов в природе:
1) сезонные изменения в экосистеме
2) приспособленность организмов к среде обитания
3) модификационная изменчивость и искусственный отбор
4) наследственная изменчивость и естественный отбор
А23.Процесс видообразования в дикой природе:
1) происходит в настоящее время
2) в настоящее время не происходит из-за действия антропогенных факторов
3) в настоящее время не происходит из-за отсутствия экологических ниш
4) в настоящее время не происходит из-за низкого уровня мутаций
А24.Скрытый резерв изменчивости популяции составляют:
1) доминантные мутации 3) хромосомные мутации
2) модификации 4) рецессивные мутации
А25.Критерием появления нового вида является возникновение:
1) значительных морфологических изменений
2) репродуктивной изоляции
3) существенного количества мутационных изменений
4) географической изоляции
А26.Группу особей данного вида считают популяцией на основании того, что они:
1) могут скрещиваться между собой
2) фенотипически сходны
3) на протяжении ряда поколений существуют относительно обособленно от других групп особей данного вида
4) генетически близки
А27.Свободное скрещивание особей в пределах популяции:
1) не происходит
2) происходит
3) происходит в отсутствие внутривидовой борьбы
4) затруднено географической изоляцией
А28.К отрицательным последствиям создания плотин и водохранилищ на реках можно отнести:
1) уменьшение численности хищных рыб
2) обогащение воды кислородом
3) нарушение нереста проходных рыб
4) снижение уровня воды
Часть В
При выполнении заданий В4-В6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов без пробелов и других символов.
1. Установите соответствие между признаком моллюска большого прудовика и критерием вида, для которого он характерен:
Признак большого прудовика
Критерий вида
А) органы чувств – одна пара щупалец
1) морфологический
Б) коричневый цвет раковины
2) экологический
В) населяет пресные водоемы
Г) питается мягкими тканями растений
Д) раковина спирально закручена
2. Установите соответствие между причиной видообразования и его способом.
Причина
Способ видообразования
А) освоение особями вида новых территорий
1) географическое
Б) изменение особей в пределах ареала вида
2) экологическое
В) разделение ареала вида естественными преградами (реки, горы и др.)
Г) разделение ареала искусственными преградами (железные дороги и т.п.)
Д) многообразие местообитаний в пределах стабильного ареала
3. Установите соответствие между признаком печеночного сосальщика и критерием вида, для которого он характерен.
Признак
А) личинка живет в воде
Б) тело упрощено
В) по образу жизни - паразит
Г) питается тканями хозяина
Д) имеет две присоски
Е) пищеварительная система имеет ротовое отверстие
При выполнении заданий В7-В8 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов без пробелов и других символов.
4. Установите последовательность действия движущих сил эволюции в популяции растений, начиная с мутационного процесса.
А) борьба за существование
Б) размножение особей с полезными изменениями
В) появление в популяции разнообразных наследственных изменений
Г) преимущественное сохранение особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями
Д) закрепление приспособленности к среде обитания
Часть С
1. (С4) Численность популяций мышевидных грызунов периодически резко увеличивается, а потом сокращается. С чем связано сокращение численности популяций мышевидных грызунов?
2. Как можно с максимальной степенью надежности доказать, что Африканский саванновый слон и Африканский лесной слон – это разные виды?
3. Где существуют и как возникли виды эндемики?
4. (С2) Домовая мышь – млекопитающее рода Мыши. Исходный ареал – Северная Америка, тропики и субтропики Евразии; вслед за человеком распространилась повсеместно. В естественных условиях питается семенами. Ведет ночной и сумеречный образ жизни. В помете обычно рождается от 5 до 7 детенышей. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.
5. (С4) В чем заключаются эволюционные последствия изоляции небольшой популяции?