А1. Клевер красный, занимающий определенный ареал, представляет собой уровень организации живой природы
1)организменный 3) биосферный
2)биоценотический 4) популяционно-видовой
А2. Нуклеиновые кислоты, в отличие от крахмала, содержат
1) азота и фосфора 3) калия и кальция
2) водорода и кислорода 4) серы и магния
A3. Наследственная информация в клетках грибов заключена в
1) рРНК 2) тРНК 3) белках 4) генах
А4. Новые соматические клетки в многоклеточном организме животного образуются в результате
1) мейоза 3) овогенеза
2) митоза 4) сперматогенеза
А5. Прокариоты — это организмы,
1) клетки которых не имеют оформленного ядра 2) содержащие в клетках одно или несколько ядер
3) состоящие из одинаковых клеток и не имеющие тканей 4) которые не имеют клеточного строения
А5. У большинства животных с прямым развитием из яйца является организм,
1) по строению похожий на родителей 2) значительно отличающийся от родителей
3) способный к автотрофному питанию 4) содержащий много рецессивных генов
А7. Парные гены, расположенные в гомологичных хромосомах и определяющие окраску цветков гороха, называют
1) сцепленными 3) доминантными
2) рецессивными 4) аллельными
А8. Какая часть особей с рецессивным признаком проявится в первом поколении при скрещивании двух гетерозиготных по иному признаку родителей?
1) 75% 2) 50% 3) 25% 4) 0%
А9. Явление полиплоидии обусловлено
1) поворотом участка хромосомы на 180° 2) кратным увеличением наборов хромосом
3) наличием в хромосоме двух хроматид 4) уменьшением числа отдельных хромосом
А10. Назовите признак, характерный только для царств Бактерий.
1) имеют клеточное строение
2) дышат, питаются, размножаются
3) в клетках есть оформленное ядро
4) в клетках отсутствует оформленное ядро
A11. На развитие растений используется энергия, которую организм получает в результате
1) роста и деления клеток
2) транспорта воды и минеральных веществ
3) расщепления органических веществ при дыхании
4) поглощения веществ из окружающей среды
А12. Растения, у которых на корнях развиваются клубеньковые бактерии, относят к семейству
1) розоцветных 3) капустных
2) бобовых 4) лилейных
А13. Клетка многоклеточного животного, в отличие от клетки простейшего,
1) покрыта оболочкой из клетчатки
2) выполняет все функции организма
3) выполняет определенную функцию
4) представляет собой самостоятельный организм
А14. Кожное и лёгочное дыхание характерно для
1) ящериц 3) змей
2) крокодилов 4) лягушек
А15. Голосовые связки у человека находятся в
1) гортани 3) трахее
2) носоглотке 4) ротовой полости
А16. Образование мочи у человека происходит в
1) мочеточниках 3) нефронах
2) мочевом пузыре 4) почечной вене
А17. В процессе энергетического обмена
1) из глицерина и жирных кислот образуются жиры
2) синтезируются молекулы АТФ
3) синтезируются неорганические вещества
4) из аминокислот образуются белки
А18. Пример рефлекса, приобретённого в течение жизни, —
1) сужение зрачка на ярком свету
2) выделение слюны у собаки на запах мяса
3) чихание при попадании пыли в носоглотку
4) рвотный рефлекс у человека
А19. При вывихе в суставе
1) повреждается суставный хрящ
2) нарушается целостность мышечной ткани
3) повреждается надкостница в головках костей, образующих сустав
4) суставная головка выходит из суставной впадины
А20. Сохранению признаков вида в природе способствует
1) изменчивость 3) метаболизм
2) мутагенез 4) наследственность
А21. Материалом для естественного отбора служит изменчивость
1) сезонная 3) определённая
2) мутационная 4) фенотипическая
А22. К эмбриологическим доказательствам эволюции относят
1) клеточное строение организмов
2) наличие сходных систем органов у позвоночных
3) сходство зародышей позвоночных животных
4) сходство процессов жизнедеятельности у животных
А23. Доказательством единства человеческих рас является
1) одинаковый набор хромосом
2) приспособленность к жизни в различных климатических условиях
3) наличие атавизмов
4) наличие рудиментов
А24. Увеличение продолжительности светового дня, вызывающее сезонные изменения у организмов, относят к факторам
1) антропогенным 3) абиотическим
2) биотическим 4) ограничивающим
А25. В биогеоценозе заливного луга к редуцентам относят
1) злаки, осоки 3) мышевидных грызунов
2) бактерии и грибы 4) насекомых, питающихся растениями
А26. Обмен химическими элементами между организмами и неорганической средой, различные стадии которого происходят внутри экосистемы, называют
1) круговоротом веществ 3) пищевыми цепями
2) экологической пирамидой 4) саморегуляцией
А27. Полипептидная цепь, свернутая в клубок, — это структура белка
1) первичная 2) вторичная 3) третичная 4) четвертичная
A28. В ходе пластического обмена происходит
1) окисление глюкозы 3) синтез неорганических вещества
2) окисление липидов 4) синтез органических веществ
А29. Генотип потомства является точной копией генотипа родителей при
1) половом размножении 3) вегетативном размножении
2) размножении семенами 4) оплодотворении яйцеклетки
А30. Проявления модификационной изменчивости признака зависят от генотипа, поэтому её пределы ограничены
1) нормой реакции 3) случайными мутациями
2) условиями среды 4) конвергенцией
А31. Гетерозис выражается в
1) превосходстве гибридов по ряду свойств над родительскими формами
2) подавлении действия генов одного из родителей генами, другого родителя
3) кратном увеличении числа хромосом
4) наследовании признаков родительских форм
А32. Растения семейства лилейных можно узнать по строению
1) цветков пятичленного типа, напоминающих строение мотылька
2) вегетативных органов: стебля (соломина), сидячих листьев, видоизменённого корня
3) цветков трёхчленного типа с простым околоцветником и наличию видоизменённых подземных побегов
4) вегетативных органов: стебля (соломина), видоизмененных подземных побегов
А33. Клетки соединительной ткани
1) многоядерные, имеют поперечную исчерченность
2) располагаются рыхло, между ними много межклеточного вещества
3) мелкие, веретенообразной формы, имеют миофибриллы
4) плотно прилегают друг к другу
А34. К рецепторам сумеречного зрения относят
1) палочки 3) колбочки
2) хрусталик 4) стекловидное тело
А35. Дрейф генов — это
1) случайное изменение частот встречаемости их аллелей о популяции
2) перемещение особей из одной популяции в другую
3) направленное скрещивание особей в популяции
4) результат естественного отбора
А36. Хвощ, в клетках которого накапливается кремний, выполняет в биосфере функцию
1) биохимическую 3) концентрационную
2) газовую 4) окислительно-восстановительную
ЧАСТЬ 2
Ответы к заданиям этой части записываются в бланке ответов № 1 справа от номера задания В1—В8.
В заданиях В1—ВЗ выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов.
В1. Клетки эукариотных организмов, в отличие от прокариотных, имеют
1) цитоплазму
2) ядро, покрытое оболочкой
3) молекулы ДНК
4) митохондрии
5) плотную оболочку
6) эндоплазматическую сеть
Обведенные цифры запишите в бланк ответов в порядке возрастания (не более трёх цифр).
В2. Двигательные нейроны
1) воспринимают возбуждение от вставочных нейронов
2) передают возбуждение мышцам
3) передают возбуждение вставочным нейронам
4) передают возбуждение к железам
5) передают возбуждение на чувствительные нейроны
6) воспринимают возбуждение, возникшее в рецепторах
В3. Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям?
1) развитие образовательных тканей у растений
2) наличие ловчих аппаратов у насекомоядных растений
3) отсутствие хлорофилла у растений-паразитов
4) появление триплоидного эндосперма у покрытосеменных
5) мелкая, сухая пыльца у ветроопыляемых растений
6) железистые волоски на листьях душистой герани
При выполнении заданий В4—В6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов.
В4. Установите соответствие между моллюском и средой его обитания.
МОЛЛЮСК
A) обыкновенная беззубка
Б) большой прудовик
B) голый слизень
Г) осьминог
Д) виноградная улитка
Е) мидия
СРЕДА ОБИТАНИЯ
1) водная
2) наземно-воздушная
А
Б
В
Г
д
Е
В5. Установите соответствие между значением рефлекса и его видом.
ЗНАЧЕНИЕ РЕФЛЕКСА
A) обеспечивает инстинктивное поведение
Б) обеспечивает приспособление организма к условиям окружающей среды, в которых обитали многие поколения данного вида
B) позволяет приобрести новый опыт, полученный в течение жизни
Г) определяет поведение организма в изменившихся условиях
ВИД РЕФЛЕКСА
1) безусловный
2) условный
В6. Установите соответствие между особенностью процесса у растений и его видом.
ОСОБЕННОСТЬ ПРОЦЕССА ВИД ПРОЦЕССА
A) происходит в хлоропластах 1) фотосинтез Б) состоит из световой и темновой 2) гликолиз
фаз
B) образуется пировиноградная кислота
Г) происходит в цитоплазме
Д) конечный продукт — глюкоза
Е) расщепление глюкозы
Д
При выполнении заданий В7—В8 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов.
В7. Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства Растений, начиная с наименьшей.
A) Покрытосеменные
Б) Паслёновые
B) Двудольные
Г) Паслён чёрный
Д) Паслён
В8. Установите последовательность жизненного цикла вируса в клетке хозяина.
A) прикрепление вируса своими отростками к оболочке клетки
Б) проникновение ДНК вируса в клетку
B) растворение оболочки клетки в месте прикрепления вируса
Г) синтез вирусных белков
Д) встраивание ДНК вируса в ДНК клетки-хозяина
Е) формирование новых вирусов
Для ответов на задания этой части (С1—С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2—С6 — полный развернутый ответ.
С1. Какие органы растений повреждают майские жуки на разных стадиях индивидуального развития?
С2. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки. 2. Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания. 3. Белки входят в состав плазматической мембраны. 4. Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию. 5. В молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организма. 6. Молекулы белка и тРНК входят в состав рибосом.
СЗ. Чем отличается кровеносная система членистоногих от кровеносной системы кольчатых червей? Укажите не менее 3 признаков, которые доказывают эти отличия.
С4. Известно, что агроценозы менее устойчивы, чем биогеоценозы. Укажите не менее 3 признаков, которые доказывают это утверждение.
С5. Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?
Сб. При скрещивании растения арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зеленые плоды, в потомстве получили растения с длинными зелеными и круглыми зелеными плодами. При скрещивании такого же арбуза (с длинными полосатыми плодами) с растением, имеющим круглые полосатые плоды, все потомство имело круглые полосатые плоды. Определите доминантные и рецессивные признаки, генотипы всех родительских растений арбуза.
Ответы:
С1: Элементы ответа:
1) корни растений повреждают личинки;
2) листья деревьев повреждают взрослые жуки.
С2: Элементы ответа:
ошибки допущены в предложениях:
1) 2 — Мономерами белков являются аминокислоты;
2) 5 — Наследственная информация о признаках организма зашифрована в молекулах ДНК;
3) 6 — В состав рибосом входят молекулы рРНК, а не тРНК.
С3: Элементы ответа:
1) у членистоногих кровеносная система незамкнутая, а у кольчатых червей — замкнутая;
2) у членистоногих имеется сердце на спинной стороне;
3) у кольчатых червей сердца нет, его роль выполняют кольцевые сосуды.
С4: Элементы ответа:
1) круговорот веществ в них незамкнутый, т. к. первичная продукция в большей мере изымается человеком;
2) преобладают монокультуры и отсутствует биоразнообразие;
3) культурные растения не выдерживают конкуренции с дикими видами, поэтому не могут существовать без участия человека.
С5: Элементы ответа:
1) признаки древних предков (атавизмы) заложены в геноме человека;
2) в процессе эволюции некоторые древние признаки утрачивают свое значение, и контролирующие их гены не проявляются в фенотипе;
3) в редких случаях эти гены начинают функционировать, и происходит нарушение индивидуального развития организма, проявляются признаки древних предков.
С6: Схема решения задачи включает:
1) доминантные признаки — плоды круглые зеленые, рецессивные признаки — плоды длинные полосатые;
2) генотипы родителей: aabb (длинные полосатые) х АаВВ (круглые зеленые);
3) генотипы родителей: aabb (длинные полосатые) х AAbb (круглые полосатые).
(Допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла решения задачи.)
Ответы: А:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
В1
В2
В3
В4
В5
В6
В7
В8
246
124
256
112121
1122
112212
ГДБВА
АВБДГЕ
С6. При скрещивании растения арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зеленые плоды, в потомстве получили растения с длинными зелеными и круглыми зелеными плодами. При скрещивании такого же арбуза (с длинными полосатыми плодами) с растением, имеющим круглые полосатые плоды, все потомство имело круглые полосатые плоды. Определите доминантные и рецессивные признаки, генотипы всех родительских растений арбуза.