Тест№8 Тема: «Размножение организмов» (глава12;п.30-31) Вариант I 1. Какое размножение является наиболее древним? А) половое, Б) бесполое; В) вегетативное; Г)почкование. 2. Митоз - это А) прямое деление; Б) непрямое деление; В) вегетативное размножение; Г)половое размножение 3 К генеративным органам растений относятся: А) корень; Б) побег; В) цветок; Г) листья. 4. Вегетативное размножение у растений происходит с помощью: А) корневищ; Б) семян; В) спор. 5. Что является цитологической основой полового размножения? А) митоз; Б) мейоз ; В) амитоз. 6. С помощью надземных ползучих побегов размножаются: А) дикий лук;Б) земляника; В) картофель; Г) осока. 7. Назовите основной тип размножения дрожжей: А) спорами; Б) почкованием; В) фрагментацией ; Г) амитозом. 8. В какой части растений развивается женская половая клетка - яйцеклетка: А) в завязи пестика; Б) в тычинках ; В) на рыльце пестика ; Г) в стебле. 9. Процесс образования мужских половых клеток- это: А)онтогенез; Б) овогенез; В)сперматогенез. 10.Для яйцеклеток млекопитающих характерно: А) неподвижность; Б) наличие жгутиков для передвижения; В) форма различна. . 11.Обмен участками гомологичных хромосом в процессе мейоза - это: А) дегенерация; Б) редупликация; В) кроссинговер; Г) коньюгация. 12.Мейоз включает в себя деления в количестве: А)1; Б) 2; В)3; Г)4. 13. Сколько хромосом содержится в половых клетках человека: А)47; Б) 72; В) 23. 14. В первой стадии образования половых клеток (период размножения) первичные половые клетки делятся путем: А) амитоза; Б) митоза; В) мейоза; Г) вегетативным. 15. При слиянии сперматозоида и яйцеклетки образуется: А) зигота; Б) гамета; В) семя. 16. На какой стадии происходит спирализация хромосом? А) анафазы; Б) профазы; В) метафазы; Г) телофазы. 17. Луковица лука-это видоизменённый: Л) корень; Б) побег; В) лист; Г) цветок. 18. Яйцо курицы - это: А) мужская половая клетка; Б) женская половая клетка; В) вегетативная клетка. 19. Для каких организмов свойственно вегетативное размножение? А) животных; Б) грибов; В) растений; Г) бактерий. 20. Какой учёный впервые открыл клетку? А) Р. Гук; Б) Т. Шванн; В) Ч. Дарвин; Г) М. Шлейден. Биология 9 класс Тест№8. Тема: «Размножение организмов» Вариант 2 1. Какое размножение является более прогрессивным? А) бесполое Б) половое В) вегетативное 2. К вегетативным органам растений не относится: А) корень Б) побег В) цветок Г) лист 3. Бесполое размножение происходит при участии: А) одной родительской особи Б) двух родительских особей В) половых клеток 4. Как называется образование потомства у неоплодотворённой яйцеклетки? А) сперматогенез Б) овогенез В) партеногенез 5. Гермафродиты - это организмы, в которых формируются: А) только яйцеклетки Б) только сперматозоиды В) сперматозоиды и яйцеклетки в теле одного организма. 6. С помощью корневища могут размножаться: А) земляника; Б) дикий лук; Б) картофель; Г) осока. 7. Половое размножение - это развитие организмов из: А) соматических клеток; Б) половых клеток; В) вегетативных органов . 8. К вегетативному размножению не относится размножение: А) корнями; Б) листьями; В) семенами; Г) стеблями. 9. Процесс образования женских половых клеток - это: А) овогенез; Б) сперматогенез; В) филогенез . 10.Для сперматозоидов млекопитающих характерно: А) неподвижность; Б) большой запас питательных веществ; В)большое их количество. 11.В митозе выделяют стадии деления в количестве: А) 3 Б) 4 В) 5 Г) 6 12. Сколько хромосом содержится в соматических клетках человека: А) 46 Б) 72 В) 23 13. Процесс тесного и точного сближения гомологичных хромосом в мейозе называют: А) кроссинговер Б) редупликация В) конъюгация Г) дегенерация 14. В процесс образования половых клеток не входит стадия: А) период роста ; Б) периода размножения ; В) периода созревания; Г ) периода старения. 15. Процесс слияния сперматозоида и яйцеклетки - это: А) размножение; Б) развитие; В) оплодотворение. 16. На какой стадии хромосомы расположены на экваторе клетки: А) анафазы; Б)телофазы; В) интерфазы; Г) метафазы. 17. Клубень картофеля - это видоизменённый: А) корень; Б) стебель; В) лист; Г) цветок. 18. В яйце курицы зародыш находится в: А) желтке; Б) белке; В) воздушной камере; Г) халазе. 19. Назовите основной тип размножения бактерий: А) спорами; Б) почкованием; В) фрагментацией; Г) амитозом. 20. Кто является автором клеточной теории организмов? А) Р. Гук и А.Левенгук Б) Т. Шванн и М. Шлейден В) Р. Вихров и Б.Броун. Тест№9 Тема: «Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)» Вариант 1 (глава13;п.32-34) 1. Онтогенез – это: А) историческое развитие организмов; Б) индивидуальное развитие организмов; В) видовое развитие организмов. 2. Период образования зиготы до рождения организма – это: А) эмбриональный; Б) половой; В) зачаточный; Г) постэмбриональный. 3. В эмбриональный период не входит стадия: А) оплодотворение; Б) дробление; В) гаструляция; Г) органогенез. 4. При дроблении образующиеся клетки с каждым делением: А) не изменяются; Б) увеличиваются в размерах; В) уменьшаются в размерах. 5. Дробление завершается образованием: А) гаструлы; Б) бластулы; В) органов; Г) хорды. 6. Совокупность процессов, приводящих к образованию гаструлы называют: А) органогенез; Б) бластомер; В) гаструляция. 7. Третий зародышевый листок при гаструляции, находящийся между двумя слоями, называется: А) энтодерма; Б) эктодерма; В) мезодерма. 8. При завершении гаструляции зародыш имеет слои в количестве: А) 1; Б) 2; В) 3; Г) 4. 9. В процессе онтогенеза не образуется: А) волосяной покров; Б) нервная трубка; В) хорда; Г) кишечная трубка. 10. Как называются органы животных, развивающиеся из одних и тех же зародышевых листков? А) гомологичные; Б) аналогичные; В) противоположные. 11. Термин «эмбрион» с греческого означает: А) детёныш; Б) зародыш; В) яйцеклетка. 12. По какому принципу не может проходить постэмбриональное развитие? А) по прямому; Б) по непрямому; В) по косвенному. 13. Какие насекомые развиваются с превращением? А) жуки; Б) тараканы; В) кузнечики. 14. Метаморфоз – это: А) приключение; Б) превращение; В) переодевание. 15. При метаморфозе личинка по сравнению со взрослой особью устроена: А) проще; Б) сложнее; В) одинаково. 16. Неопределённый рост наблюдается у: А) кроликов; Б) крыс; В) человека. 17. Учёный К. Бер открыл закон: А) зародышевого сходства; Б) зародышевого отличия; В) зародышевого родства. 18. Расхождение признаков зародышей в процессе развития называется: А) эмбриональной конвергенцией; Б) видовой дивергенцией; В) эмбриональной дивергенцией. 19. У каких животных хорда остаётся на протяжении всей жизни? А) ланцетник ; Б) рыбы; В) саламандра. 20. Историческое развитие организма – это: А) онтогенез; Б) философия; В) филогенез. Тест№9. Тема: «Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)» (глава13; п.32-34) Вариант 2 21. Онтогенез делится на периоды в количестве: А) 1; Б) 2; В) 3. 22. Период от рождения до смерти организмов называют: А) эмбриональным; Б) постэмбриональным; В) зародышевым. 23. Наука, изучающая закономерности индивидуального развития организмов на стадии зародыша, называется: А) палеонтология; Б) генетика; В) эмбриология. 24. Как называют первый этап в эмбриональном периоде развития организмов: А) дробление; Б) гаструляция; В) органогенез. 25. Бластула – это: А) одноклеточный зародыш; Б) многоклеточный зародыш; В) неклеточный зародыш. 26. Гаструла – понятие, произошедшее от слова: А) нервы; Б) желудок; В) кишечник. 27. Как называют наружный зародышевый листок при гаструляции? А) эктодерма; Б) энтодерма; В) мезодерма. 28. Процесс закладки в зародыше первичных органов называется: А) дробление; Б) гаструляция; В) органогенез. 29. Из какого слоя образуется зачаток нервной системы? А) эктодерма; Б) энтодерма; В) мезодерма. 30. Развитие организмов с превращением называется: А) ароморфоз; Б) метаморфоз; В) артроз. 31. У организмов, развивающихся без превращения, детёныш: А) похож на взрослую особь; Б) не похож на взрослую особь; В) похож на соседа. 32. Млекопитающие развиваются в постэмбриональный период: А) с превращением; Б) с метаморфозом; В) без превращения. 33. Головастик – это личиночная форма: А) рыб; Б) земноводных; В) пресмыкающихся. 34. Личинки бабочек (гусеницы) напоминают своих предков: А) бактерий; Б) амёб; В) кольчатых червей. 35. В постэмбриональный период развития майского жука не входит стадия: А) яйцо; Б) эмаго; В) личинка; Г) куколка. 36. При метаморфозе личиночная стадия: А) похожая на взрослую особь ; Б) непохожая на взрослую особь; В) похожая на куколку. 37. Неопределённый рост – это: А) рост особи в течение всей жизни; Б) рост ограниченный; В) завершение роста. 38. Закон зародышевого сходства сформулировал: А) Р. Гук; Б) К. Бер; В) Ч. Дарвин. 39. «Онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза» - это: А) биологический закон; Б) биогенетический закон; В) генетический закон. 40. У всех хордовых животных в эмбриональном периоде развития закладывается осевой скелет, который называется: А) позвоночник; Б) хорда; В) рёбра. Тест № 10 Тема: "Генетика. Наследственность организмов"
Вариант 1 (глава14.п.35-40) 1. Совокупность всех генов одного организма - это: А) генетика Б) генотип В) геном 2. Ген, определяющий какой-либо признак, является участком: А) ядра Б) органоидов клетки В) молекулы ДНК 3. Скрещивание двух организмов называют: А) мутацией Б) гибридизацией В) оплодотворением 4. Преобладание у гибрида признака одного из родителей называют: А) доминированием Б) неполным доминированием В) расщеплением 5. Ген, отвечающий за рецессивный признак, обозначается: А) F1 Б) А В) а 6. Скрещивание особей, различающихся друг от друга по двум признакам, называют: А) моногибридным Б) дигибридным В) полигибридным 7. Гетерозиготный организм принято обозначать: А) АА (ВВ) Б) аа (вв) В) Аа (Вв) 8. Сколько признаков исследуется при моногибридном скрещивании: А) один Б) два В) три 9. Какую информацию несёт ген: А) синтез молекулы белка Б) образование организма В) образование органа 10. Основные законы наследования признаков были открыты: А) Ч. Дарвиным Б) Г. Менделем В) Д. Менделеевым 11. Согласно второму закону Менделя во втором поколении наблюдается расщепление признака по фенотипу в соотношении: А) 3:1 Б) 1:1:1 В) 1:2:1 12. Согласно второму закону Менделя при скрещивании двух гетерозиготных потомков первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление по генотипу: А) 3:1 Б) 1:1:1 В) 1:2:1 13. Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются друг от друг, называют: А) аутосомами Б) половыми В) вегетативными 14. У человека мужской пол обозначается: А) XY Б) XX В) YY 15. Число возможных вариантов гамет у особи с генотипом АаВВ равно: А) 1 Б) 2 В) 3 16. При скрещивании чёрной кошки (АА) с рыжим котом (аа) при полном доминировании в первом поколении будут получены: А) чёрные кошки и рыжие коты Б) рыжие кошки и черные коты В) чёрные кошки и чёрные коты 17. При скрещивании растений ночной красавицы с красными и белыми цветами в первом поколении при неполном доминировании получили: А) все розовые цветки Б) красные цветки В) белые цветки 18. Скрещивание, при котором скрещивают особь с неизвестным генотипом с особью рецессивной формы (аа), называется: А) моногибридным Б) анализирующим В) расщепляющим 19. Гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются: А) раздельно Б) вместе В) как угодно 20. Число альтернативных признаков, наследуемых при дигибридном скрещивании, равно: А) 1 Б) 2 В) 3 Тест № 10 Тема: "Генетика. Наследственность организмов" (глава14;п.35-40) Вариант2.
1. Совокупность всех признаков и генов организма - это: А) фенотип Б) фонетика В) генотип 2. Способность родителей передавать свои признаки по наследству - это: А) генетика Б) наследственность В) изменчивость 3. Г. Мендель является основоположником: А) селекции Б) гибридизации В) генетики 4. Ген, отвечающий за доминантный признак, обозначается: А) а Б) F2 В) А 5. Буквой Р в схемах скрещивания обозначают: А) родительскую особь Б) гибриды В) гаметы 6. Дигибридное скрещивание - это скрещивание особей различающихся по признакам в количестве: А) 1 Б) 2 В) 3 7. Гомозигота по рецессивному признаку обозначается: А) АА Б) Аа В) аа 8. Потомство, получаемое при скрещивании двух организмов, называется: А) доминанта Б) гибрид В) гамета 9. Г. Мендель открыл законы наследственности в количестве: А) 2 Б) 3 В) 4 10. Явление, при котором доминантный ген не полностью подавляет рецессивный, называется: А) полным доминированием Б) полудоминированием В) неполным доминированием 11. Гены, расположенные в одной хромосоме, называются сцепленными и наследуются: А) раздельно Б) совместно В) как угодно 12. Закон независимого распределения - это закон Менделя №: А) I Б) II В) III 13. У человека женская особь обозначается: А) XY Б) XX В) YY 14. Число возможных вариантов гамет у особи с генотипом АаВв: А) 2 Б) 3 В) 4 15. Если скрестить чёрного кролика (АА) с белым (аа), то получим по цвету при полном доминировании потомство: А) белого цвета Б) чёрного цвета В) серого цвета 16. Если скрестить чёрного кролика (АА) с белым (аа), то получим по цвету при неполном доминировании потомство: А) белого цвета Б) черного цвета В) серого цвета 17. Гетерохромосомы - это: А) половые хромосомы Б) соматические хромосомы В) гомологичные хромосомы 18. Если ген расположен в Y-хромосоме человека, то признак передается: А) только от отца к сыну Б) от отца к сыну и дочери В) только от матери к дочери 19. Гены, расположенные в одной хромосоме, называются: А) совместными Б) сцепленными В) гомологичными 20. Число альтернативных признаков, исследуемых при моногибридном скрещивании, равно: А) 1 Б) 2 В) 3 Тест № 11 Тема: «Закономерности изменчивости» (глава 15; §§ 41-42). 1 .Внезапное стойкое, естественное или вызванное искусственно изменение всего генотипа или отдельных его частей - это: а) мутация; б) генетика; в) фенотип. 2.Какое определение не подходит к наследственной изменчивости: а) генотипическая; б) фенотипическая; в) неопределенная. 3.По месту возникновения мутации не могут быть: а) вегетативные; б) генеративные; в) соматические. 4.Хромосомные мутации - это... а) изменения структуры гена; б) изменение числа хромосом; в) изменение структуры хромосом. 5.Присутствие трех хромосом в 21 паре у человека вызывает болезнь: а) Дауна; б) Моргана; в) бесплодие. 6.Полиплоидия-это... а) уменьшение числа хромосом; б) увеличение числа хромосом; в) увеличение числа генов. 7.Махровые сорта цветковых растений получают в результате а) изменения числа генов; б) комбинации хромосом; в) полиплоидии. 8.Мутации, вызванные с помощью человека, называются: а) естественные; б) природные; в) искусственные. 9.Генные мутации по-другому называют: а) местными; б) точковыми; в) очаговыми. 10.Модификационная изменчивость по наследству: а) передается; б) не передается; в) передается через поколение. 11 .Организм, наследственно измененный в результате мутации - это... а) ген; б) мутант; в) бластула. 12.Кто из ученых назвал наследственную изменчивость индивидуальной: а) Дарвин; б) Мендель; в) Морган. 13.Загар у человека получается благодаря накоплению пигмента: а) хлорофилла; б) ксантофилла; в) меланина. 14.Изменения формы листьев у лотоса связаны с изменением: а) факторов внешней среды; б) количества воды; в) числа листьев. 15.При выращивании гималайского кролика при t + 300С вся шерсть у него будет: а) черная; б) белая; в) серая. 16.Изменения признаков, вызванных факторами внешней среды а) наследуется; б) не наследуется, в)проявляются по-разному. 17.Пределы изменчивости называются: а) нормой реакции; б) нормой наследственности; в) нормой изменчивости. 18.Узкая норма реакции свойственна: а) размерам спинного мозга; б) размерам желудка; в) размерам сердца и головного мозга. 19.Изменения морфологических свойств организма ведет к изменению: а) генотипа; б) фенотипа; в) генома. 20.Если мутации не проявляется в первом поколении, а проявляется лишь в дальнейшем, то они называются: а) доминантными; б) рецессивными; в)вредными. . Тест №12 Биология – 9 класс Тема: «Селекция» (глава16; п.43-45) 1. Селекция - это наука о выведении новых: А) сортов, пород; Б) сортов, штаммов; В) сортов, пород, штаммов. 2. Изучением разнообразия и распространения культурных растений занимался: А) Г. Мендель; Б)Н. Вавилов; В) Ч.Дарвин. 3. Задача селекции: А) приручение животных ;Б) выведение растений в культуру; В)создание новых сортов растений и пород животных для полного удовлетворения пищевых и технических потребностей человека. 4. Количество центров происхождения культурных растений по Н.Вавилову: А) 5; Б) 7; В) 9. 5. Какой из центров является родиной 50% культурных растений? А) Южноазиатский; Б) Восточноазиатский; В) Абиссинский. 6. Количество центров происхождения культурных растений в настоящее время: А) 7; Б) 10; В) 12. 7. Породу и сорт по-другому называют: А) чистой строкой; Б) чистой линией; В) чистым видом. 8. Порода БЕЛЫЙ ЛЕГГОРН относится к: А) кроликам; Б) гусям; В) курам. 9. Основные методы селекции: А) отбор и гибридизация; Б) отбор и подбор; В) индивидуальный отбор. 10. Сохранение группы особей с нужными признаками – это: А) индивидуальный отбор; Б) массовый отбор; В) массовый подбор. 11. Чистая линия – это: А) группа гомозиготных организмов; Б) группа гетерозиготных организмов; В) группа отмытых организмов. 12. В животноводстве используют: А) массовый отбор и гибридизацию; Б) индивидуальный отбор и гибридизацию; В) подбор и гибридизацию. 13. Явление, при котором гибриды 1 поколения отличаются мощным развитием, называется: А) гибридная мощность; Б) гетерозис; В) гемофилия. 14. Тритикале - это гибрид: А) пшеницы с рожью; Б) пшеницы с пыреем ;В) ржи с пыреем. 15. Получение продуктов из живых клеток называют: А) биотехникой; Б) биотехнологией; В) бионикой. 16. Способы внедрения в клетку определенных генов – это: А) генная инженерия; Б) биоинженерия; В) генная техника. 17. Белки, подавляющие размножение вирусов, называют: А) инертными; Б) интерферонами; В) энергетиками. 18. Полиплоидные сорта зерновых культур отличаются А) большим размером зерен; Б) малым размером зерен; В) большим размером корней. 19. Селекцией культурных растений активно занимался: А) Ч.Дарвин; Б)Б. Менделеев; В) И.Мичурин. 20. Селекционер М. Иванов вывел на Украине высокопродуктивные породы: А) овец; Б) свиней; В)коров. Тест№13 Биология – 9 класс Тема: Биосфера, ее структура и функции. Вариант 1 (глава17;п.46-49) 1. Оболочка Земли, населенная живыми организмами, это: А) биология; Б) биосфера; В) биомасса. 2. Верхняя граница биосферы ограничена: А) озоновым слоем; Б) стратосферой; В) горами. 3. Газовая оболочка Земли – это: А) тропосфера; Б) стратосфера; В) атмосфера. 4. Наибольшие запасы воды содержатся в: А) поверхностных водах; Б) живых организмах; В) ледниках. 5. Литосфера – это: А) водная оболочка Земли; Б) твердая оболочка Земли; В) воздушная оболочка Земли. 6. Наибольшая биомасса живых организмов на суше представлена: А) растениями; Б) животными; В) микроорганизмами. 7. Самым низким уровнем организации живой материи является: А) клеточный ; Б) тканевый; В) молекулярный. 8. Совокупность организмов одного и того же вида, объединенных общим местом обитания, - это: А) популяция; Б) биоценоз; В) биосфера. 9. Главная функция биосферы: А) обеспечение питанием организмов; Б) обеспечение круговорота веществ; В) сохранение целостности организмов. 10. Растения поглощают фосфор: А) в чистом виде; Б) в виде фосфатов; В) в виде фосфоритов. 11. Количество материков на Земле: А) 5; Б) 6; В) 7. 12. Как назывался единый континент на Земле? А) Панацея; Б) Папарация ; В) Пангея. 13. Что не относится к причинам разнообразия живых организмов на континентах? А) история развития человечества; Б) различие климата ; В) изоляция. 14. Что изучает наука экология? А) влияние человека на окружающую среду; Б) отношения организмов между собой; В) взаимоотношения организмов между собой и окружающей средой. 15. Как называются организмы, использующие в качестве пищи неорганические вещества? А) автотрофы; Б) биогенты; В) гетеротрофы. Тест№13. Тема: «Биосфера, ее структура и функции». (глава17.п.46-53) Вариант 2 1. Биосфера – это: А) оболочка Земли; Б) оболочка Луны; В) оболочка Земли, населенная живыми организмами. 2. Время появления живых организмов: А) 10 млн. лет назад; Б) 3,5 млрд. лет назад; В) 5 тыс. лет назад. 3. Как называется вещество в составе биосферы, образующееся без участия живых организмов? А) биогенное; Б) косное; В) биокосное. 4. Верхняя граница биосферы проходит примерно на высоте: А) 20 км; Б) 40 км; В) 100 км. 5. Гидросфера – это: А) воздушная оболочка Земли ;Б) водная оболочка Земли;В) твердая оболочка Земли. 6. Наибольшая биомасса живых организмов в океане представлена: А) растениями; Б) животными; В) водорослями. 7. Самым высшим уровнем организации живой материи является: А) биосферный; Б) экосистемный; В) популяционный. 8. Круговорот каких веществ не осуществляется в биосфере? А) воды; Б) серы; В) перегноя. 9. Совокупность организмов разных видов и факторов среды их обитания, объединенных в единый природный комплекс – это: А) популяция; Б) биогеоценоз; В) биосфера. 10. Основные отношения между организмами: А) пищевые; Б) дружественные; В) природные. 11. Изоляция островов от материков привела к тому, что на островах видовой состав организмов: А) беднее ; Б) не изменился; В) разнообразнее. 12. Живое вещество распределено в биосфере: А) равномерно по поверхности суши и в океане; Б) неравномерно на суше, но равномерно на океане; В) неравномерно, максимум его приходится на приповерхностные участки суши и океана. 13. Кто разработал учение о биосфере? А) Ч. Дарвин; Б) В. Вернадский; В) Д. Менделеев. 14. Как называются организмы, питающиеся готовыми органическими веществами? А) автотрофы; Б) биогенты; В) гетеротрофы. 15. В состав биосферы в основном входит: А) только живое вещество; Б) только живое и косное вещество; В) живое, косное , биокосное и биогенное вещество. ТЕСТ № 14 ТЕМА: «Биоценозы» (глава17; п.49-53) 1. Биоценоз - это а) природное сообщество, включающее в свой состав все растения, населяющие определенную территорию; 6) природное сообщество, включающее в свой состав животных, растения, грибы, лишайники и бактерии, совместно населяющие определенную территорию; в) все растения, животные, бактерии, грибы, лишайники, населяющие Землю. 2. I ярус в хвойном лесу составляют: а) дубы, клены; б) ели, сосны; в) крушина, орешник. 3. Организмы, которые производят органические вещества из неорганических - углекислого газа и воды, используя энергию солнца, называются: а) консументами; б) редуцентами; в) продуцентами. 4. К продуцентам относятся: а) все зеленые растения; б) зеленые растения и грибы; в) животные. Б. Организмы, питающиеся остатками умерших растений и животных, называются: а) консументами; б) редуцентами; в) продуцентами. 6. Какие из факторов не являются биотическими: а) влияние растений на других членов биоценоза; б) механический состав почвы; в) влияние животных на других членов биоценоза. 7. К редуцентам относятся: а) паразиты; б) бактерии, грибы, дождевые черви; в) хищники. 8. Микроскопические водоросли водоема образуют: а) фитопланктон; б) зоопланктон; в) консумент. 9. Влияние человека на биоценозы называют а) абиотическими факторами; б) биотическими факторами; в) антропогенными факторами. 10. Естественные биоценозы: а) поле, сад, лес; б) луг, степь, водоем, лес; в) пруд, сад, тундра. Тест№15. Тема: «Биосфера и человек» ( глава 18; п.54-56.) 1.Антропогенный фактор в эволюции биосферы стал действовать с периода: а) образования Земли; б) образования биосферы Земли; в) формирования современных людей. 2.Влияние научной мысли и человеческого труда обусловило переход биосферы в новое состояние: а) ионосферу; б) ноосферу; в) стратосферу. 3.К неисчерпаемым природным ресурсам не относятся: а) энергия солнца; б) энергия ветра; в) пресная вода. 4.Исчерпаемые ресурсы это: а) возобновимые и восполнимые; б) возобновимые и невозобновимые; в) все ресурсы Земли. 5.К возобновимым ресурсам не относятся: а) растительный и животный мир; б)плодородие почв; в)атмосферный воздух. 6. К невозобновимым ресурсам относятся: а)климатические; б)водные; в)полезные ископаемые. 7. Леса в нашей стране занимают: а)1/2 часть всей суши; б)1/3 часть всей суши; 1/4 часть. 8. Основные причины загрязнения атмосферы: а) выхлопные газы автомобилей; б) металлургическое производство; в) сжигание природного топлива и металлургическое производство. 9. Самым опасным из загрязняющих веществ, попадающих в воздух, являются: а) углекислый газ; б) угарный газ; в) сернистый газ. 10. Пестициды – это: а) ядовитые вещества, выделяемые выхлопными трубами автомашин; б) ядохимикаты, используемые в сельском хозяйстве для борьбы с насекомыми-вредителями; в) вещества, способные подавлять воздействие вредных факторов. 11. Разрушение и снос почвенного покрова потоками воды или ветром – это: а) ураган; б) наводнение; в) эрозия. 12. Исчезли с лица Земли такие животные, как: а) туры; б) зубры; в) бизоны. 13. Проблема радиоактивного загрязнения возникла после: а) взрыва атомных бомб, сброшенных в 1945 году на Хиросиму и Нагасаки; б) испытания ядерного оружия в 1863 году в атмосфере; в) создания ядерной бомбы. 14. Для предотвращения загрязнения атмосферы приоритетным топливом является: а)каменный уголь; б)дрова; в)природный газ. 15. Обогащение местной фауны путём завоза новых видов организмов – это: а)интродукция; б)репродукция в)индукция.