menu
person

Тема №11492

Ответы к тестам по биологии 7 класс 21 тема (Часть 2)

Тема: «Класс Эволюция органического мира»


А1. Эволюционная теория признает, что организмы:
Ответы
1) не изменяются


2) приобретают только полезные изменения
3) приобретают только наследственные

4) приобретают полезные и вредные, наследственные и ненаследственные изменения
Объяснения
Нет, эволюционная теория утверждает, что организмы изменяются под влиянием условий среды Нет, не все появившиеся изменения полезны Нет, не все изменения наследуются. Есть и изменения ненаследственные изменения Да, изменения могут быть разными – вредными, полезными и безразличными, т.е. никак  не влияющими на организм. Те из них, которые затронули генетический аппарат, – наследуются, остальные – нет  
А2. Какое из представлений об эволюции ошибочно?
Ответы
1) наследуются все признаки, приобретенные в течение жизни

2) наследуются и полезные, и вредные, и безразличные признаки
3) естественным отбором сохраняются полезные в определенных условиях признаки
4) образование новых видов связано с различными условиями среды, в которых оказались предки этих видов
Объяснения
Это утверждение ошибочно, потому что наследуются признаки, которые ………....………
……………………………………………..................... Это утверждение не ошибочно, потому что
………………………………………………………....... Это утверждение не ошибочно, потому что
……………………………………………………....……… ......................................................................... Это утверждение не ошибочно, потому что
........................................................................... 
.........................................................................  
А3. Теория Дарвина подтверждает точку зрения, что все организмы:
Ответы
1) неизменны и созданы высшими силами


2) сначала были созданы, а затем эволюционировали естественным путем
3) эволюционировали естественным путем
4) были всегда в том состоянии, в котором находятся сейчас
Объяснения
Нет, теория Дарвина признает .......................... …………………………………………..................... ……………………………………………................... ........................................................................ ......................................................................... Нет, теория Дарвина считает, что виды ........... ………………...................................……………  
А4. Приспособления вида к условиям окружающей среды:
Ответы
1) возникают сразу в результате ненаследственных изменений
2) возникают постепенно в результате наследственных изменений и под влиянием окружающих условий среды 3) созданы высшими силами
4) возникают в результате стремления животного приспособиться к окружающей среде Объяснения
……, ненаследственные изменения не могут
……………………………....................................... …………………………………….................………..... .......................................................................... ......................................................................... ………………………………………………............… Нет, так как животное не может ........................ ……………………………………….........................

Часть В
В этой части мы обсудим несколько наиболее сложных заданий с выбором ответа В1. Выберите правильные утверждения:
А) все полезные изменения организмов обязательно передаются по наследству;
Б) выживание и плодовитость животных не зависят от условий внешней среды;
В) белый мех зайца-беляка всегда маскирует его от хищников;
Г) численность хищников зависит от численности растительноядных животных;
Д) различия в размерах между щенками одного помета определяются изменчивостью организмов и условиями, в которых они росли;
Е) между особями одного вида нет конкуренции за пищу и условия существования;
Ж) в природе выживают и оставляют потомство, как правило, наиболее приспособленные особи Утверждение А
Это утверждение неверно, т.к. вовсе не все изменения передаются по наследству. Так, например, умение играть на пианино по наследству не передается. Способности к музыке могут передаться, а могут и не передаться по наследству, ведь не все дети музыкантов – музыканты. Для того, чтобы изменения наследовались, они должны затронуть половые клетки Утверждение Б
Это неверное утверждение. Выживание и плодовитость зависят от условий среды. Такими условиями могут быть: наличие хищников, запасы пищи и воды, открытость территории и многие другие. Подумайте над тем, какие условия и как влияют на плодовитость и выживание потомства Утверждение В
Подумайте над тем, всегда ли заяц-беляк незаметен, и решите, правильно или нет это утверждение Утверждения Г, Д, Ж – правильные. Докажите это Утверждение Е – неверно. Докажите это

Продолжение следует
Рабочая тетрадь для 7-го класса
Тренировочная часть
1. Дайте определения следующим понятиям:
Изменчивость
Наследственность
Естественный отбор
 
2. Какова связь между понятиями «изменчивость», «наследственность», «естественный отбор»?
 

 
3. Дайте определение понятию «эволюция»

 
4. Приведите 2–3 примера относительности приспособлений животных к окружающей среде

 
5*. Почему на океанических островах встречаются насекомые либо с хорошо развитыми крыльями,
либо бескрылые, но практически не встречаются формы с промежуточной длиной крыльев?
 

Тематический контроль
Часть А
А1. Теория эволюции объясняет причины:
1) происхождения органического мира;
2) возникновения разнообразия и приспособленности живых существ;
3) сходства зародышей разных классов;
4) возникновения Земли  
А2. Чарлз Дарвин обосновал свою теорию, пользуясь наблюдениями за:
1) искусственным отбором;
2) естественным отбором;
3) бессознательным отбором;
4) всеми формами отбора  
А3. Естественным отбором Дарвин назвал:
1) возникновение пород домашних голубей и других животных;
2) появление полезных приспособлений у животных и растений;
3) возникновение наследственных и ненаследственных изменений;
4) выживание наиболее приспособленных к условиям среды организмов  
А4. Сколько видов животных представлено в данном списке: лягушка озерная, тритон гребенчатый, мышь, цепень?
1) Четыре;
2) два;
3) три;
4) один  
А5. Лошадь Пржевальского и Орловский рысак – это лошади:
1) одной породы;
2) одного вида;
3) разных пород;
4) разных видов  
А6. Наиболее вероятным начальным условием для возникновения новых видов может быть:
1) появление ненаследственных изменений у членов популяции;
2) жизнь небольшой популяции в стабильных условиях среды;
3) появление новых наследственных изменений у членов популяции;
4) сосуществование двух популяций близких видов (грачей и ворон) на одной территории  
А7. Наиболее вероятная причина сохранения зеленых кузнечиков на зеленом лугу связана с тем, что:
1) зеленые кузнечики быстрее убегают от птиц, чем другие кузнечики; 
2) зеленые кузнечики менее заметны;
3) зеленые кузнечики размножаются активнее кузнечиков другого цвета; 
4) зеленые кузнечики ядовиты  
А8. Чем объяснить, что морской конек и рыба-игла одинаково хорошо приспособлены к жизни в морях?
1) Наследственной изменчивостью и естественным отбором; 
2) случайной приспособленностью; 
3) ненаследственной изменчивостью 4) необходимостью приспосабливаться  
А9. Самыми древними простейшими считаются:
1) жгутиковые;
2) саркодовые;
3 ) инфузории; 
4) споровики  
А10. Нервная система в виде взаимосвязанных и взаимодействующих клеток возникла у:
1) простейших;
2) кишечно-полостных; 
3) плоских червей;
4) насекомых  
А11. Ткани впервые появились у:
1) хордовых; 
2) кишечно-полостных;
3) плоских червей;
4) моллюсков  
А12. Сквозной пищеварительный тракт впервые появился у:
1) плоских червей; 
2) круглых червей;
3) насекомых;
4) моллюсков  
А13. Кровеносная система впервые возникла у предков:
1) печеночного сосальщика и бычьего цепня;
2) нереид и дождевых червей;
3) аскарид и остриц;
4) стрекоз и жуков  
А14. Второй круг кровообращения впервые появился у ближайших предков:
1) латимерии; 
2) черепахи каретты; 
3) жабы серой;
4) домашнего голубя  
А15. Наиболее развита кора головного мозга у:
1) древесной лягушки; 
2) песца; 
3) орла;
4) комодского варана  
А16. Впервые среди позвоночных животных внутреннее оплодотворение появилось у:
1) некоторых рыб; 
2) земноводных; 
3) пресмыкающихся; 
4) птиц  
А17. Развитие длинного кишечника у некоторых млекопитающих связано, скорее всего, с:
1) плотоядностью; 
2) растительноядностью; 
3) паразитизмом; 
4) всеядностью  
А18. Признаком, в большей степени обеспечившим выход позвоночных на сушу, можно считать появление:
1) кожного дыхания;
2) замкнутой кровеносной системы; 
3) двух кругов кровообращения; 
4) развитого мозжечка  
А19. У млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися наиболее совершенен процесс:
1) дыхания; 
2) питания; 
3) выделения; 
4) терморегуляции   Часть В
В1. Выберите правильные утверждения эволюционной теории:
А) виды, существующие в природе, изменяются под влиянием условий среды;
Б) все живые существа на Земле стремятся приспособиться к условиям среды;
В) среди организмов существует конкуренция за территорию, пищу, условия для размножения и расселения; 
Г) все наследственные изменения сохраняются естественным отбором и становятся приспособлениями;
Д) основным признаком вида является неспособность его представителей к рождению плодовитого потомства от представителя другого вида; 
Е) появившиеся приспособительные признаки выгодны в любых условиях среды  
В2. Выберите правильные утверждения:
А) развитие второго круга кровообращения связано с выходом позвоночных на сушу;
Б) сквозная пищеварительная система впервые появилась у круглых червей;
В) все личинки земноводных дышат легкими и кожей;
Г) кора головного мозга впервые появилась у млекопитающих;
Д) четырехкамерное сердце обеспечило разделение крови на венозную и артериальную;
Е) теплокровные животные распространены на Земле шире, чем холоднокровные;
Ж) внутреннее оплодотворение не дает животным никаких преимуществ в развитии и выживании потомства;
З) примитивные формы организмов сохранились благодаря их хорошей приспособленности к разнообразным условиям среды; 
И) в появлении наземных позвоночных заметную роль сыграли кистепёрые рыбы;
К) современные птицы и млекопитающие произошли от древних земноводных  
В3. Соотнесите результаты естественного и искусственного отборов Отбор
А) Естественный Б) Искусственный Результаты отбора
1) Возникновение породы 2) Возникновение сорта 3) Возникновение бесплодных гибридов 4) Возникновение в природе нового вида 5) Закрепление случайных полезных наследственных изменений 6) Неслучайное появление новых, иногда вредных для организма признаков  
В4. Выстройте правильную последовательность возникновения систематических групп животных в процессе эволюции:
А) кишечнополостные; 
Б) инфузории;
В) насекомые;
Г) плоские черви;
Д) кольчатые черви;
Е) хордовые

Часть С
С1. В чем заключается относительность приспособлений у лягушки к сухопутному образу жизни?
 

 
С2. В связи с какими изменениями в образе жизни могли возникнуть такие приспособления,
как копыта лошадей, их высокий рост?
 

 
С3. Какое свойство организмов определяет индивидуальные различия между особями одного вида?
 

 
С4. Можно ли считать простейших самостоятельными организмами? Ответ поясните

 
С5. Чем объяснить, что простейшие сохранились до настоящего времени и сосуществуют с
высокоорганизованными животными?
 

 
С6. Почему возникновение многоклеточности считается важнейшим событием в эволюции?
 

 
С7. Какие признаки строения и образа жизни доказывают сходство членистоногих с многощетинковыми кольчецами?
 

 
С8. Каковы преимущества трехслойных животных перед двуслойными?
 

 
С9. Как изменялись органы дыхания от рыб к млекопитающим?
 

 
С10. Как изменялось строение сердца в ряду рыбы – млекопитающие?
 

 
С11. Как изменялось строение кровеносной системы в ряду рыбы – млекопитающие?
 

 
С12. Как изменялось строение нервной системы от рыб к млекопитающим?
 

 
С13. Почему эволюционная теория считается одной из самых важных научных биологических теорий?
 

 
С14. Правильно ли утверждение, что в борьбе за существование выживают только самые сильные организмы?
 

 
С15. Как вы думаете: почему в потомстве таких пород, как бульдоги, боксеры, доберманы, не рождаются бесхвостые щенки? Ответ обоснуйте

 
С16. Каков результат естественного отбора в природе?
 

 
Итоговая контрольная работа по курсу зоологии
Часть А
А1. Тип питания животных сходен с питанием:
1) растений;
2) водорослей;
3) грибов;
4) железо- и серобактерий  
А2. Клетки животных в отличие от клеток растений:
1) безъядерны;
2) не имеют клеточной стенки;
3) имеют другой генетический код;
4) не имеют митохондрий  
А3. Из большого количества клеток состоит:
1) инфузория туфелька;
2) амёба дизентерийная;
3) эвглена зелёная;
4) гидра пресноводная  
А4. Хищные животные в пищевых цепях занимают место:
1) продуцентов;
2) редуцентов;
3) консументов;
4) всех указанных компонентов  
А5. Общим свойством всех животных считается:
1) многоклеточность;
2) способность к автотрофному питанию;
3) эукариотическое строение клеток;
4) наличие нервной системы  
А6. К фотосинтезу способна:
1) эвглена зелёная; 
2) амёба обыкновенная;
3) инфузория туфелька;
4) лямблия кишечная  
А7. Движется с помощью ресничек:
1) инфузория стилонихия; 
2) фораминифера;
3) эвглена зелёная;
4) малярийный плазмодий  
А8. Движется с помощью жгутиков:
1) амёба обыкновенная;
2) фораминифера;
3) трипаносома;
4) инфузория стилонихия  
А9. К типу Кишечнополостные не относится:
1) медуза-корнерот;
2) гидра пресноводная; 
3) коралловый полип;
4) белая планария  
А10. У медузы нет:
1) эктодермы;
2) мезодермы; 
3) энтодермы;
4) нервных клеток  
А11. О принадлежности медуз к типу Кишечнополостные свидетельствует:
1) свободный образ жизни;
2) наличие личиночной стадии;
3) стенка тела, состоящая из двух слоев клеток; 
4) раздельнополость  
А12. О принадлежности печеночного сосальщика к типу Плоские черви свидетельствует следующий признак:
1) замкнутый кишечник, паразитический образ жизни;
2) трехслойное строение тела;
3) наличие кровеносной системы;
4) лучевая симметрия  
А13. У ленточных червей нет системы:
1) пишеварительной;
2) нервной;
3) выделительной;
4) половой  
А14. Малый прудовик является промежуточным хозяином в цикле развития:
1) широкого лентеца;
2) бычьего цепня;
3) свиного солитера;
4) печеночного сосальщика  
А15. У бычьего цепня пищеварение:
1) кишечное;
2) внутриклеточное;
3) и кишечное, и внутриклеточное;
4) отсутствует  
А16. У аскариды:
1) двусторонняя симметрия тела и три слоя клеток;
2) лучевая симметрия и три слоя клеток;
3) два слоя клеток и лучевая симметрия;
4) два слоя клеток и двусторонняя симметрия  
А17. В легких человека аскарида:
1) размножается; 
2) находится во взрослой стадии;
3) паразитирует в виде личинки; 
4) не присутствует ни в одной из форм  
А18. Кольчатые черви отличаются от круглых:
1) двусторонней симметрией;
2) сквозным кишечником;
3) наличием полости тела;
4) наличием кровеносной системы  
А19. Какое из свойств дождевых червей использовали при строительстве подводных лодок?
1) Способность червя жить под водой;
2) его способность плавать в толще воды и на ее поверхности;
3) способность восстанавливать утраченную часть тела;
4) сегментацию тела  
А20. Доказательством трехслойного строения дождевого червя является наличие:
1) кожного эпителия;
2) кишечника;
3) мышц; 
4) нервных узлов  
А21. Главным систематическим признаком типа Членистоногие является:
1) сегментация тела и конечностей;
2) развитие с полным превращением;
3) трахейное дыхание;
4) незамкнутая кровеносная система  
А22. Новой системой органов, возникшей в процессе эволюции у членистоногих, является:
1) пищеварительная;
2) кровеносная;
3) дыхательная; 
4) нервная

А23. Жабрами дышит:
1) жук плавунец;
2) паук тарантул;
3) речной рак; 
4) медуза обелия  
А24. На зеленых листьях чаще встречаются зеленые гусеницы, потому что:
1) из яиц бабочек, отложенных на эти листья, выводятся только зеленые гусеницы;
2) гусеницы, питаясь зелеными листьями, меняют окраску;
3) зеленые гусеницы менее заметны на листьях;
4) гусеницы видят цвет листьев и ползут к ним, чтобы спрятаться от врагов  
А25. Соответствие формы тела некоторых насекомых форме опыляемых ими цветков – это:
1) результат искусственного отбора;
2) результат естественного отбора;
3) случайность;
4) пример модификационной изменчивости  
А26. Четыре пары ходильных ног у:
1) клеща; 
2) бабочки;
3) кольчатого червя;
4) жука  
А27. Одинаковое число пар ходильных ног имеют:
1) паук и жук;
2) скорпион и клещ; 
3) клещ и стрекоза;
4) муха и медуза  
А28. С полным превращением развивается:
1) майский жук; 
2) постельный клоп;
3) пустынная саранча; 
4) рыжий таракан  
А29. Неполное превращение свойственно:
1) бабочке павлиний глаз;
2) жуку-пожарнику;
3) стрекозе коромыслу; 
4) мухе домашней  
А30. Куколки не бывает у:
1) овода лошадиного;
2) клопа-солдатика;
3) жука-носорога;
4) комара обыкновенного  
А31. Личинки насекомых, живущие в воде, дышат:
1) жабрами;
2) трахеями;
3) трахейными жабрами;
4) поверхностью тела  
А32. Переносчики возбудителей заразных заболеваний встречаются среди представителей отряда:
1) перепончатокрылых;
2) жесткокрылых;
3) чешуекрылых;
4) двукрылых  
А33. Колорадский жук вредит:
1) капусте;
2) свекле;
3) пшенице;
4) картофелю  
А34. Опасным вредителем сельского хозяйства является:
1) бражник мертвая голова;
2) озимая совка; 
3) большая переливница;
4) крапивница  
А35. Ланцетника сближает с позвоночными животными наличие:
1) замкнутой кровеносной системы;
2) нервной системы;
3) хорды; 
4) позвоночника  
А36. Ланцетник относится к:
1) классу Рыбы;
2) подтипу Беспозвоночные;
3) подтипу Бесчерепные;
4) подтипу Позвоночные  
А37. У бесчерепных и позвоночных общим является наличие:
1) двух кругов кровообращения;
2) теплокровности;
3) легочного дыхания;
4) внутреннего скелета  
А38. Карась отличается от ланцетника наличием:
1) жаберных щелей;
2) спинного мозга;
3) хитинового покрова; 
4) позвоночника  
А39. Одним из наиболее выдающихся зоологических открытий XX в. является поимка:
1) акулы-молота;
2) латимерии; 
3) австралийского рогозуба;
4) африканского чешуйчатника  
А40. Пара животных, у которых развитие происходит с полным превращением, – это:
1) озёрная лягушка и бабочка капустница;
2) аксолотль и стрекоза;
3) червяга и кузнечик;
4) гребенчатый тритон и саранча  
А41. Возможность существования на суше земноводным обеспечило возникновение:
1) головного мозга;
2) трехкамерного сердца и двух кругов кровообращения;
3) развития с полным превращением;
4) шейного отдела позвоночника  
А42. Представителей земноводных вряд ли можно встретить:
1) в дальневосточной тайге;
2) в Аравийской пустыне; 
3) в экваториальном лесу в бассейне Амазонки;
4) на берегах Волги  
А43. Крупным эволюционным приобретением первых пресмыкающихся было образование:
1) трехкамерного сердца с неполной перегородкой;
2) легких;
3) кожистого яйца;
4) позвоночника  
А44. Варанов относят к отряду:
1) чешуйчатых;
2) клювоголовых;
3) крокодилов;
4) черепах  
А45. Четырехкамерное сердце есть у:
1) ушастой круглоголовки;
2) гребнистого крокодила; 
3) кобры;
4) слоновой черепахи  
А46. Общим свойством пресмыкающихся и остальных классов позвоночных является:
1) живорождение;
2) развитие из неоплодотворенного яйца;
3) развитие из зиготы;
4) развитие с полным метаморфозом  
А47. Рептилии наиболее распространены в:
1) тропиках и субтропиках;
2) тундре;
3) средних широтах;
4) в Антарктиде  
А48. Непостоянство температуры тела пресмыкающихся объясняется строением:
1) пищеварительной системы;
2) центральной нервной системы;
3) дыхательной системы;
4) покровов и кровеносной системы  
А49. Важнейшим приспособлением птиц к полету является:
1) два круга кровообращения:
2) наличие ребер и грудины;
3) три пальца на передних конечностях;
4) наличие полостей в костях  
А50. Питается на деревьях:
1) жаворонок;
2) перепелка;
3) большая синица; 
4) утка-кряква  
А51. Из средней полосы России на зиму улетает:
1) сорока;
2) большой пестрый дятел;
3) стриж; 
4) большая синица  
А52. К крупнейшим эволюционным приобретениям птиц можно отнести:
1) появление цевки;
2) обтекаемость формы тела;
3) яйцо, покрытое скорлупой;
4) редукцию зубов и возникновение клюва  
А53. Место полярной совы в пищевой цепи:
1) продуцент;
2) консумент первого порядка;
3) консумент второго порядка;
4) редуцент  
А54. Выделительная система птиц представлена:
1) вторичными тазовыми почками;
2) нефридиями;
3) первичными тазовыми почками;
4) клоакой  
А55. Отличием млекопитающих от других хордовых является:
1) наличие внутреннего скелета;
2) развитый мозжечок;
3) волосяной покров;
4) наличие двух кругов кровообращения и теплокровности  
А56. Классификационным признаком отряда Хищные звери является:
1) скорость бега;
2) умение маскироваться;
3) строение зубов;
4) наличие охотничьего инстинкта  
А57. К настоящим плацентарным млекопитающим относится:
1) утконос;
2) кенгуру;
3) сумчатый волк;
4) белка-летяга  
А58. К одному отряду с дикобразом относится:
1) ёж;
2) домовая мышь; 
3) летучая мышь;
4) заяц-русак  
А59. Осел и козел относятся к:
1) разным видам, но одному роду;
2) разным родам, но одному семейству;
3) летучая мышь;
4) заяц-русак

Рабочая тетрадь для 7-го класса
Часть В
В1. Выберите признаки, относящиеся только к простейшим животным:
А) клетка – часть целого организма;
Б) органеллы передвижения, временные или постоянные;
В) эукариотические одноклеточные организмы;
Г) прокариотические одноклеточные организмы;
Д) способ полового размножения некоторых представителей – конъюгация (обмен ядрами)  
В2. Выберите признаки, относящиеся только к кишечнополостным животным:
А) трехслойное строение тела;
Б) двусторонняя симметрия;
В) двуслойное строение тела;
Г) в цикле развития присутствует стадия полипа;
Д) паразитирующие организмы;
Е) тело состоит из эктодермы, энтодермы и мезоглеи  
В3. Выберите признаки малощетинковых кольчатых червей:
А) являются паразитами человека и животных;
Б) тело сегментировано;
В) кишечник сквозной;
Г) гермафродиты;
Д) пищеварительной системы нет;
Е) кровеносной системы нет  
В4. Соотнесите признаки паукообразных и насекомых с классами, к которым они принадлежат Классы
А) Паукообразные Б) Насекомые Признаки
1) Тело состоит из головогруди и брюшка 2) Четыре пары ходильных ног. 
3) Тело состоит из головы, груди, брюшка. 
4) Три пары ходильных ног 5) Глаза простые и сложные 6) Несколько пар простых глаз  

В5. Соотнесите признаки отрядов насекомых Отряды
А) Чешуекрылые Б) Прямокрылые Признаки
1) Личинка и имаго занимают разные среды обитания 2) Ротовой аппарат грызущего типа. 
3) Передние крылья жесткие, задние – тонкие. 
4) Ротовой аппарат превращен в хоботок 5) Развитие прямое 6) В стадии развития присутствует куколка  
 
В6. Соотнесите ароморфозы с классами животных, в которых они произошли Классы
А) Млекопитающие Б) Пресмыкающиеся Ароморфозы
1) Возникновение амниотического яйца. 
2) Прогрессивное развитие коры головного мозга. 
3) Появление шерстного покрова. 
4) Появление ячеистых легких 5) Возникновение зачатков коры мозга 6) Вскармливание детенышей молоком  
 
В7. Установите последовательность, в которой возникли перечисленные классы животных:
А) Многощетинковые кольчецы;
Б) Насекомые;
В) Саркодовые;
Г) Сосальщики;
Д) Пресмыкающиеся;
Е) Земноводные;
Ж) Двустворчатые моллюски Часть С
С1. Какие типы вакуолей существуют у простейших животных?

 
С2. Найдите ошибки в тексте 1. Кишечнополостные – трехслойные беспозвоночные животные. 
2. Среди них встречаются как свободноживущие формы, так и прикрепленные к субстрату. 
3. Размножаются только вегетативным способом. 
4. Включают классы: Гидроидные, Сцифоидные, Жгутиконосцы  
С3. Докажите, что возникновение плацентарного развития плода – это значительный прогресс в процессе эволюции животных



ОТВЕТЫ
Тема: «Надкласс Рыбы»
Часть А
А1 – 3, А2 – 1, А3 – 3, А4 – 3, А5 – 1, А6 – 4, А7 – 3, А8 – 3, А9 – 4, А10 – 3, А11 – 3, А12 – 4,А13 – 3, А14 – 4, А15 – 3, А16 – 3, А17 – 2, А18 – 1, А19 – 3, А20 – 3 Часть В
В1. А, Б, Г, Д, Ж В2. А, В, Г, Д, З В3. А – 1, 3, 5, 6; Б – 2, 4, 7, 8 В4. А, В, Д, Г, Б Часть С
С1. Кислород у костных рыб запасается в плавательном пузыре. На глубине кислорода мало, и он с трудом усваивается организмом. Поэтому и необходим такой способ накопления резерва этого газа С2. Это объясняется степенью развития заботы о потомстве. Чем она выше, тем меньше плодовитость, позже наступает половозрелость и дольше сроки развития зародыша С3. Светящимися органами или яркой окраской самцов, брачными танцами С4. Это связано с тем, что до ХХ в. не знали, как и где размножается угорь. Только в начале ХХ в. дат-
ский биолог Иоганнес Шмидт раскрыл эту тайну и выяснил, что угри размножаются в Саргассовом мо-ре в Атлантическом океане. Там речные угри откладывают икру, из которой выводятся личинки. Через три года подросшие личинки возвращаются в реки Тема: «Класс Земноводные»
Часть А
А1 – 1, А2 – 4, А3 – 4, А4 – 4, А5 – 2, А6 – 4, А7 – 4, А8 – 2, А9 – 3, А10 – 1, А11 – 2, А12 – 2, А13 – 2, А14 – 1, А15 – 2, А16 – 3, А17 – 4, А18 – 2, А19 – 4, А20 – 3, А21 – 2, А22 – 5, А23 – 3, А24 – 3, А25 – 4, А26 – 1, А27 – 4 Часть В
В1. А, Б, Г, Д, Ж В2. А, Б, Д, Е В3. А – 1, 2, 4; Б – 3, 5, 6 В4. В, А, З, Б, Г, Ж, Д, Е Часть С
С1. Сигнал о начале метаморфоза подается гормонами щитовидной железы, которые обеспечива-
ют перестройку организма. Это генетически запрограммированное событие. При удалении щитовидной железы метаморфоз не происходит, и головастик вырастает до очень больших размеров С2. Личинка перед выходом начинает выделять вещества, растворяющие оболочку яйца С3. В тропиках климатические условия непостоянны – то засуха, то дожди, поэтому у многих видов возникли различные механизмы охраны потомства. Животные тратят меньше энергии на откладывание яиц и больше – на защиту потомства С4. За движущийся, т.к. жабы и лягушки хватают только движущуюся добычу, меньшую по размерам, чем они сами С5. Язык лягушек и жаб липкий и вывернут задом наперед, т.е. прикреплен к нёбу передним концом. Задний конец свободен. Длина языка у крупных жаб – около 10 см. Язык «выстреливает» изо рта, и жертва прилипает к нему. Жаба как бы завертывает добычу в заднюю часть языка С6. Жаба – потребитель второго порядка, т.е. питается слизнями С7. Жаба пропускает червяка между пальцами, «смывая» с него грязь. Перепачканные губы она вытирает лапами Тема: «Класс Пресмыкающиеся»
Часть А
А1 – 3, А2 – 2, А3 – 3, А4 – 2, А5 – 4, А6 – 3, А7 – 4, А8 – 2, А9 – 1, А10 – 3, А11 – 3, А12 – 2, А13 – 2, А14 – 1, А15 – 2, А16 – 2 Часть В
В1. А, В, Г, Ж В2. А – 2, 4, 5; Б – 1, 3, 6 Часть С
С1. Роговые покровы, сухая кожа, легочное дыхание, появление коры головного мозга, откладывание яиц на суше, защитные оболочки у яйца, внутреннее оплодотворение, прямое развитие
С2. У пресмыкающихся, т.к. у них кожа не выполняет функций дыхания, как у амфибий С3. У змей кости правой и левой челюстей соединены подвижно, поэтому змея может свободно заглатывать добычу, как бы наползая на нее. Пища обильно смачивается слюной. Кроме того, ребра грудной клетки не замкнуты, что обеспечивает свободное продвижение пищи по пищеварительному тракту С4. У многих змей (питонов, африканских гадюк и др.) существует термолокатор, или, как его еще называют, «третий глаз». Это датчик температуры С5. Лягушки – анамнии. Их яйца не имеют плотной оболочки и воздушной камеры. Продукты обмена веществ зародыша выделяются непосредственно в воду. Пресмыкающиеся – амниоты, их яйцо имеет скорлупу и воздушную камеру, в которую выделяются продукты газообмена С6. При нахождении под водой большинство кровеносных сосудов животного сужается и основная масса артериальной крови поступает к сердцу и мозгу. Поэтому кислорода хватает на длительный срок С7*. Это объясняется относительно пассивным образом жизни, привязанностью к водной среде, частичным смешением крови, общим низким уровнем обмена веществ Тема: «Класс Птицы»
Часть А
А1 – 3, А2 – 1, А3 – 3, А4 – 3, А5 – 4, А6 – 1, А7 – 2, А8 – 1, А9 – 2, А10 – 3, А11 – 4, А12 – 3, А13 – 2, А14 – 2, А15 – 4, А16 – 4, А17 – 2, А18 – 3, А19 – 3, А20 – 3, А21 – 2, А22 – 2 Часть В
В1. А, Б, В, Е В2. А, Б, Д В3. А, Б, Г, Е В4. Б, Г, Е Часть С
С1. Перьевой покров, развитие органов зрения, слуха, координация движений. Развитие коры мозга, мозжечка; усиление обмена веществ, облегчение скелета, двойное дыхание, четырехкамерное серд-це, полное разделение кругов кровообращения, теплокровность; обтекаемая форма тела, клюв без зубов, крылья С2. У птиц развиты: насиживание яиц, охрана потомства, строительство защищенных гнезд, часто групповая защита птенцов, выкармливание, обучение выводка и т.д С3. О характере пищи, способах ее добывания и обработки – например вылущивание, долбление (дятлы), просеивание (кулики), косьба (фламинго). Длинный изогнутый вниз клюв говорит о питании червями, почвенными насекомыми; плоский (утиный) клюв – о питании водной растительностью, рыбой и т.д С4. У птиц хорошо развиты слух, зрение, у некоторых (киви) обоняние. Зрение цветное, очень острое благодаря способности изменять форму хрусталика и расстояние между хрусталиком и сетчаткой С5. Воробьи – птицы мелкие. Для того чтобы обмен веществ был достаточно эффективным, он должен быть очень быстрым. Для этого нужно много есть. Чем меньше птица, тем чаще и больше она ест С6. Нет. Воздух дважды проходит через легкие птиц, где и происходит газообмен. Воздушные мешки – это резервуары воздуха С7. Скорость работы ферментов зависит от температуры тела, количества фермента и количества расщепляемого вещества. Нормальная температура для теплокровных – 36,5–38 °C (у млекопитающих) и 42 °C (у птиц)
С8. Кровеносная система обеспечивает клетки питательными веществами, которые поставляет пищеварительная система. В клетках питательные вещества окисляются кислородом воздуха, поступающим через органы дыхания Тема: «Класс Млекопитающие»
Часть А
А1 – 3, А2 – 4, А3 – 4, А4 – 3, А5 – 4, А6 – 1, А7 – 3, А8 – 2, А9 – 2, А10 – 3, А11 – 1, А12 – 3, А13 – 3, А14 – 3, А15 – 4, А16 – 1, А17 – 2, А18 – 1, А19 – 2, А20 – 2, А21 – 4, А22 – 1, А23 – 3, А24 – 1, А25 – 1, А26 – 2, А27 – 2, А28 – 2 Часть В
В1. А, В, Д

В2. Заполненная таблица, выглядит следующим образом Таблица. Сравнение первозверей с пресмыкающимися

Признак
Пресмыкающиеся
Первозвери (утконос и ехидна)
Наличие роговых покровов
Наличие шерсти
Наличие вороньей кости и клоаки
Температура тела
Откладывание, насиживание или вынашивание яиц
Вскармливание детенышей
+

+
непостоянная
откладывают



+ (у ехидны – иглы)

непостоянная (26–36 °C)
откладывают, насиживают, вынашивают
вскармливают
В3. Б, В, Г, Е, И, К Часть С
С1. Чем меньше масса животного, тем выше скорость обмена веществ, тем больше пищи ему необходимо для получения достаточного количества энергии С2. Качество коровьего молока определяется его жирностью. Чем выше жирность молока, тем выше его качество. Вместе с тем очень жирное молоко может вести к нарушению обмена веществ, например у человека С3. Без ферментов вещества, поступающие с пищей, расщеплялись бы в организме крайне медленно, иногда сотнями лет. Понятно, что при такой скорости расщепления питательных веществ жизнь ни возникнуть, ни существовать не могла бы С4. Яйцеклетки млекопитающих защищены телом матери и снабжаются ее питательными веществами. Им не нужен дополнительный запас этих веществ, как зародышам птиц или пресмыкающихся. Родившийся плод вскармливается материнским молоком С5. Жаберные щели, хорду, нервную трубку и кишку С6. Животные являются потребителями органических веществ. В процессе жизнедеятельности они также потребляют кислород и минеральные вещест-ва, а выделяют в окружающую среду углекислый газ, воду, органические остатки. Почвенные животные включают химические элементы в круговорот веществ. Останки умерших животных минерализуются редуцентами. Минеральные вещества усваиваются растениями, а растения снова потребляются животными С7. Неограниченному размножению видов мешают следующие факторы: конкуренция, ограниченность территории, хищничество, паразитизм, недостаток пищи, климат, деятельность человека, половой отбор, эпидемии, стихийные бедствия и другие факторы Тема: «Эволюция органического мира»
Часть А
А1 – 2, А2 – 1, А3 – 4, А4 – 2, А5 – 4, А6 – 3, А7 – 2, А8 – 1, А9 – 1, А10 – 2, А11 – 3, А12 – 2, А13 – 2, А14 – 3, А15 – 2, А16 – 1, А17 – 2, А18 – 3, А19 – 4 Часть В
В1. А, В, Д В2. А, Б, Д, Е, З, И В3. А – 4, 5; Б – 1, 2, 3, 6 В4. Б, А, Г, В, Д Часть С
С1. У лягушек может высыхать кожа при перегреве. Лягушки тесно связаны с водой: размножение, развитие зародыша происходят в воде С2. Высокий рост и копыта могли возникнуть в связи с жизнью на открытых пространствах. Необходимость далеко видеть и быстро убегать привели к таким приспособлениям, как развитие третьего пальца, хорошего слуха и зрения С3. Как правило, индивидуальные различия между особями одного вида определяются наследственной изменчивостью. Так, даже две собаки одной породы отличаются друг от друга. Бывают и отличия, вызванные только влиянием внешней среды. Однако они встречаются и у однояйцовых близнецов и вызваны, например, содержанием в разных условиях С4. Да, можно. Клетки простейших обладают всеми свойствами, присущими целостному организму, – обменом веществ, способностью к росту, размножению, развитию, приспособленностью к условиям среды С5. Высокой скоростью размножения, стабильностью условий среды, в которой они обитают, хорошей приспособленностью к этим условиям, микроскопическими размерами С6. Появление многоклеточности способствовало возникновению разнообразия органического мира, появлению растений и животных разных классов, их расселению в разных средах обитания, влиянию на формирование облика Земли С7. Сегментация тела, хорошее развитие органов чувств, наличие личиночной стадии, развивающейся в воде С8. Появление третьего зародышевого листка – мезодермы обеспечило развитие опорно-двигательной системы – сначала мышц, а затем и скелета у хордовых животных. Это позволило животным занять различные среды обитания и достичь высокого уровня организации С9. Органы дыхания изменялись в направлении от жабр с жаберными щелями, затем жабр, прикрытых жаберными крышками, к легким. У земноводных легкие были с небольшой рабочей поверхностью, почти гладкие, а затем появились ячеистые легкие с большой рабочей поверхностью у остальных хордовых С10. Сердце в своем развитии прошло стадии двухкамерного, трехкамерного, трехкамерного с неполной перегородкой и четырехкамерного С11. Кровеносная система всех хордовых замкнутая. Однако у рыб – один круг кровообращения, у остальных классов – два круга кровообращения. В кровеносной системе изменялся и уровень смешанности крови. Так, например, у пресмыкающихся кровь более насыщена кислородом, чем у земноводных, а у птиц и млекопитающих произошло полное разделение крови на венозную и артериальную С12. Нервная система изменялась в направлении развития передних отделов головного мозга и мозжечка. У пресмыкающихся появилась кора головного мозга, которая наибольшее развитие получила у млекопитающих. Мозжечок лучше всего развит у птиц. Большие полушария мозга наибольшего развития достигли у приматов С13. Эволюционная теория, единственная из со-временных научных теорий, логично объясняющая причины и механизм появления приспособленности организмов к условиям окружающей среды. Эта теория также объясняет причины разнообразия органического мира С14. Нет, неверно. Совсем не самые сильные бактерии и простейшие выживают в самых сложных условиях. Воробей не сильнее вороны, но он вполне может опередить ее в добывании хлебных крошек. Выживает всегда наиболее приспособленный – незаметный, быстрый, умный, сильный, хитрый, т.е. тот, кто способен победить в конкурентной борьбе за существование, тот, кто что-то способен делать лучше других С15. Хвосты у этих собак купируют сразу после рождения. Отсутствие хвоста у этих пород – признак ненаследственный. А наличие хвоста – признак наследственный. Так же, как у прыгуна в высоту, совсем не обязательно рождаются прыгуны в высоту С16. В результате естественного отбора появля-ются особи с новыми, относительно полезными в определенных условиях среды, приспособлениями. Кроме того, отбор постепенно приводит к образованию новых видов Ответы к итоговой контрольной работе
Часть А
А1 – 3, А2 – 2, А3 – 4, А4 – 3, А5 – 3, А6 – 1, А7 – 1, А8 – 3, А9 – 4, А10 – 2, А11 – 3, А12 – 1, А13 – 1, А14 – 4, А15 – 2, А16 – 1, А17 – 3, А18 – 4, А19 – 4, А20 – 3, А21 – 1, А22 – 3, А23 – 3, А24 – 3, А25 – 2, А26 – 1, А27 – 2, А28 – 1, А29 – 3, А30 – 2, А31 – 3, А32 – 4, А33 – 4, А34 – 2, А35 – 3, А36 – 3, А37 – 4, А38 – 4, А39 – 2, А40 – 1, А41 – 2, А42 – 2, А43 – 3, А44 – 1, А45 – 2, А46 – 3, А47 – 1, А48 – 4, А49 – 4, А50 – 3, А51 – 3, А52 – 4, А53 – 3, А54 – 1, А55 – 3, А56 – 3, А57 – 4, А58 – 2, А59 – 3 Часть В
В1. Б, В, Д В2. В, Г, Е В3. Б, В, Г В4. А – 1, 2, 6; Б – 3, 4, 5 В5. А – 1, 4, 6; Б – 2, 3, 5 В6. А – 2, 3, 6; Б – 1, 4, 5 В7. В, Г, А, Б, Ж, Е, Д Часть С
С1. Пищеварительные и сократительные С2. 1. Кишечнополостные – трехслойные, беспозвоночные животные. 3. Размножаются только вегетативным способом. 4. Включают классы: Гидроидные, Сцифоидные, Жгутиконосцы С3. Плацентарное развитие обеспечивает следующие преимущества: защиту и вынашивание плода в теле матери, эффективное поступление питательных веществ через плаценту, относительно длительное развитие плода и последующее вскармливание детенышей молоком. Таким образом плацентарное развитие обеспечило более надежную защиту плода как во время беременности, так и в послеродовой период

Категория: Биология | Просмотров: 1 | Рейтинг: 0.0/0