17. Задание 40 . При скрещивании дигетерозиготного растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами и растения с морщинистыми (a) неокрашенными (b) семенами в потомстве получено расщепление по фенотипу: 100 растений с гладкими окрашенными семенами; 1500 — с морщинистыми окрашенными; 110 — с морщинистыми неокрашенными; 1490 — с гладкими неокрашенными. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.
Пояснение.
Дано:
А – гладкие
а – морщинистые
В – окрашенные
b — неокрашенные
♀ Аа Вb – по условию дигетерозиготное растение с гладкими окрашенными семенами
♂ ааbb – с морщинистыми неокрашенными семенами
В потомстве получаем 1490 — с гладкими неокрашенными (А_bb) и 1500 — с морщинистыми окрашенными (ааВ_) и 100 гладкими окрашенными семенами (А_В_); 110 — с морщинистыми неокрашенными (аа bb).
Такое сочетание фенотипов показывает, что признаки гладкие – неокрашенные (Аb) и морщинистые – окрашенные (аВ) сцеплены, но не полностью. Появление 4 фенотипических групп объясняется процессом кроссинговера.
Р1: ♀Аb//аВ х аавв
G: ♀Аb ♂ав
♀ аВ
♀АВ
♀аb
F1: Ааbb — 1490 — с гладкими неокрашенными
аа Вb — 1500 — с морщинистыми окрашенными
Аа Вb — 100 — гладкими окрашенными семенами
аа bb — 110 — с морщинистыми неокрашенными
Ответ:
Генотипы потомства:
Ааbb — с гладкими неокрашенными
аа Вb — с морщинистыми окрашенными
Аа Вb — гладкими окрашенными семенами
аа bb — с морщинистыми неокрашенными
В F1 проявляется закон сцепленного наследования. В потомстве получается 4 фенотипических группы, что говорит о том, что идет кроссинговер.
18. Задание 40 . При скрещивании растения душистого горошка с усиками и яркими цветками и растения без усиков и с бледными цветками в F1 все растения были с усиками и яркими цветками. От скрещивания гибрида из F1 и растения с усиками и яркими цветками были получены растения с двумя фенотипами: с усиками и яркими цветками; с усиками и бледными цветками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2. Какие законы наследственности проявляются в F1 и F2?
Схема решения задачи включает:
В F1 все потомство получилось одинаковым. Следовательно, скрещивали двух гомозигот, проявившиеся в F1 признаки являются доминантными.
A — усы, a — без усов
B — яркие цветки, b — бледные цветки
1) 1-е скрещивание:
Р ♀ ААBВ х ♂ ааbb
G АB аb
F1 АаBb
с усиками, яркие
2) 2-е скрещивание:
Р ♀ АВ//аb х ♂ ААВb
G ♀АB, ♀аb ♂АB, ♂Ab
F1 ААВВ АаBb, AaBb Aabb
по фенотипу: 3 с усиками и яркими цветками: 1 с усиками и бледными цветками
3) Гены, определяющие яркие цветки и наличие усиков, являются доминантными, так как при 1-м скрещивании всё поколение растений было одинаковым и имело яркие цветки и усики.
Гены, определяющие яркие цветки и наличие усиков (А, В), локализованы в одной хромосоме и наследуются сцеплено, так как при 2-м скрещивании образовалось только две фенотипические группы.
Примечание.
Данная задача решается и без сцепленного наследования, если во втором поколении скрещиваем с растением с усиками и яркими цветками по генотипу ААВb, образуется две фенотипические группы. Но так как генетиками было установлено, что гены, определяющие яркие цветки и наличие усиков (А, В), локализованы в одной хромосоме и наследуются сцеплено, то решаем задачу как «сцепленное наследование»
19. Задание 40 . Среди признаков, связанных с Х-хромосомой, можно указать на ген, который вызывает недостаточность органического фосфора в крови. В результате при наличии этого гена часто развивается рахит, устойчивый к лечению обычными дозами витамина D. В браках девяти больных женщин со здоровыми мужчинами среди детей была половина больных девочек и половина больных мальчиков. Определите генотипы родителей, характер наследования и причину такого расщепления признака по генотипам.
1) генотипы родителей ХFХf и ХfУ;
2) генотипы детей ХFУ, ХFХf, ХfХf, ХfY;
3) характер наследования доминантный, сцепленный с Х-хромосомой.
20. Задание 40 . Глухота — аутосомный признак; дальтонизм – признак, сцепленный с полом. В браке здоровых родителей родился ребёнок глухой дальтоник. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и ребёнка, его пол, генотипы и фенотипы возможного потомства, вероятность рождения детей с обеими аномалиями. Какие законы наследственности проявляются в данном случае? Ответ обоснуйте.
1) Так как у здоровых родителей родился глухой ребенок с дальтонизмом, то оба эти признака рецессивны. Родители гетерозиготны по первой аллели, мать - гетерозиготна по признаку дальтонима; отец здоров - значит его генотип ХDУ.
Генотипы родителей: мать — АаХDХd, отец — АаХDУ;
2) Родители образуют по четыре типа гамет, для решения задачи необходимо построить решетку Пеннета.
Возможные генотипы и фенотипы детей:
мальчик глухой, дальтоник 1 ааХdУ :
девочки с нормальным слухом и нормальным зрением 1 ААХDХD : 1 АAХDХd : 2 АаХDХD : 2 АаХDХd :
мальчик с нормальным слухом и нормальным зрением 1 АAХDУ : 2 АaХDУ : мальчики с нормальным слухом дальтоник 1 АAХdУ : 2 АаХdУ : девочка глухая с нормальным цветовым восприятием 1 aaХDХD : 1 aaХDХd : мальчики глухие с нормальным цветовым зрением 1 aaХDХD : мальчик глухой дальтоник 1 aaХdУ
3) Ребёнок — глухой дальтоник — его генотип aaХdУ, пол — мужской (или мальчик). Вероятность рождения ребенка с обеими аномалиями — 1/16.
4) Законы наследственности: Независимое наследование между первым и вторым признаком; сцепленное с Х-хромосомой по второму признаку.
21. Задание 40 . У дрозофилы доминантные гены, контролирующие серую окраску тела и развитие щетинок, локализованы в одной хромосоме. Рецессивные аллели этих генов, обусловливающие чёрную окраску тела и отсутствие щетинок, находятся в другой, гомологичной хромосоме. Какое по генотипам и фенотипам потомство и в каком процентном соотношении можно ожидать от скрещивания дигетерозиготной серой самки, имеющей развитые щетинки, с чёрным самцом, не имеющим щетинок, при условии, что у самки 50 % гамет были кроссоверными?
1) ♀ АаВв × ♂ аавв
Гаметы
АВ/, Ав, аВ, ав/ ав
2) F1 AaBв – серые с щетинками
Аавв – серые без щетинок
ааВв – чёрные с щетинками
аавв – чёрные без щетинок
3) Отношение 1:1:1:1: или по 25 % особей с каждым из указанных фенотипов.
22. Задание 40 . При скрещивании белых кроликов с мохнатой шерстью и чёрных кроликов с гладкой шерстью получено потомство: 50% чёрных мохнатых и 50% чёрных гладких. При скрещивании других пар белых кроликов с мохнатой шерстью и чёрных кроликов с гладкой шерстью 50% потомства оказалось чёрными мохнатыми и 50% — белыми мохнатыми. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните, какой закон проявляется в данном случае.
1) 1 скрещивание:
Р кролики: белые мохнатые ааВb х чёрные гладкие ААbb
G аВ, аb Аb
F1 50% чёрные мохнатые АаBb, 50% чёрные гладкие Ааbb;
2) 2 скрещивание:
Р кролики: белые мохнатые ааВВ х чёрные гладкие Ааbb
G аВ Аb, аb
F1 50% чёрные мохнатые АаBb, 50% белые мохнатые ааВb;
3) проявляется закон независимого наследования признаков
23. Задание 40 . При скрещивании растения арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зелёные плоды, в потомстве получили растения с длинными зелёными и круглыми зелёными плодами. При скрещивании такого же арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые полосатые плоды, всё потомство имело круглые полосатые плоды. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Как называется такое скрещивание и для чего оно проводится?
Р плоды: длинные полосатые х круглые зелёные
ааbb АаВВ
G аb АВ, аВ
F1 плоды: длинные зелёные ааBb, круглые зелёные АаВb;
Р длинные полосатые плоды х круглые полосатые плоды
ааbb ААbb
G аb Аb
F2 круглые полосатые плоды Ааbb;
3) это анализирующее скрещивание, которое проводится для определения генотипа особи с доминантными признаками
24. Задание 40 . При скрещивании растений томата с округлыми плодами (А) и нормальными листьями (В) с растениями, имеющими продолговатые плоды и пятнистые листья, в потомстве получено 350 растений с округлыми плодами и нормальными листьями, 123 растения с продолговатыми плодами и нормальными листьями, 119 растений с округлыми плодами и пятнистыми листьями и 344 растения с продолговатыми плодами и пятнистыми листьями. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.
1) P АаВb × ааbb
округлый плод продолговатые плоды, нормальные листья пятнистые листья
G АВ, Аb, аВ, аbаb
2) Генотипы и фенотипы потомства:
350 растений с округлыми плодами и нормальными листьями – АаВb
123 – с продолговатыми плодами и нормальными листьями –ааВb
119 – с округлыми плодами и пятнистыми листьями –Ааbb
344 – с продолговатыми плодами и пятнистыми листьями –ааbb.
3) Присутствие в потомстве двух групп особей с доминантными (350) и рецессивными (344) признаками примерно в равных долях – результат сцепленного наследования доминантных аллелей между собой и рецессивных аллелей между собой.
Две другие фенотипические группы образуются при слиянии гамет, сформировавшихся в результате кроссинговера между аллельными генами.