53. Задание 40 . Тыкву, имеющую жёлтые плоды дисковидной формы, скрестили с тыквой, у которой были белые шаровидные плоды. Все гибриды от этого скрещивания имели белую окраску и дисковидную форму плодов. Какие признаки доминируют? Каковы генотипы родителей и потомства? Растение с каким генотипом надо выбрать, чтобы поставить анализирующее скрещивание? Какое при этом будет расщепление по генотипу и фенотипу в F2?
Пояснение.
1) А — белые плоды, а — жёлтые плоды,
В — дисковидные плоды, b — шаровидные плоды
Белый цвет плодов доминирует над жёлтым, дисковидная форма плодов — над шаровидной.
2) Генотипы родителей: ааВВ х AAbb Генотипы потомства: АаВЬ
3) Надо взять растение с генотипом aabb.
В потомстве получится 1:1 АаВЬ (белая окраска и дисковидная форма): aabb (жёлтые шаровидные плоды).
54. Задание 40 . У собак чёрный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть — над длинной. Обе пары генов находятся в разных хромосомах. Охотник купил чёрную с короткой шерстью собаку и хочет быть уверен, что его собака чистопородна. Какого партнёра по скрещиванию ему нужно подобрать, чтобы убедиться в чистоте породы? Напишите возможные генотипы собаки охотника и возможные варианты расщепления по генотипу и фенотипу при скрещивании, с помощью которого Вы будете проверять её генотип.
1) А — чёрная шерсть, а — кофейная шерсть В — короткая шерсть, b — длинная шерсть Возможные генотипы: АаВЬ, АаВВ, ААВЬ, AABB.
2) Скрестить надо с рецессивной гомозиготой по обоим генам (длинношерстная собака с шерстью кофейного цвета). Это будет анализирующее скрещивание.
3) Только в том случае, когда в потомстве е будет признаков расщепления можно говорить о чистопородности приобретенной собаки
AABB х aabb
F1 AaBb
100% чёрные короткошерстные
Остальные три варианта говорят о том, что собака не «чистая линия»
— АаВЬ х aabb
Получится 1:1:1:1 АаВЬ : Aabb: aaBb: aabb (чёрные короткошерстные : чёрные длинношерстные : кофейные короткошерстные : кофейные длинношерстные)
— AaBB x aabb
Получится 1:1 AaBb : aaBb (чёрные короткошерстные : кофейные короткошерстные)
— AABb x aabb
Получится 1:1 AaBb : Aabb (чёрные короткошерстные : чёрные длинношерстные)
55. Задание 40 . У дрозофил серая окраска тела (А) доминирует над чёрной, а нормальная форма крыльев (В) — над скрюченной (неаллельные гены расположены в разных аутосомах). При скрещивании серых мух с нормальными крыльями с серыми мухами со скрюченными крыльями одна четверть потомства имела чёрное тело. При этом в потомстве 50% особей имели нормальные крылья, а 50 % — скрюченные. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, сотношение видов фенотипов особей данного потомства. Какой тип наследования признаков проявляется в данном скрещивании?
1) генотипы родителей: P ♀ АаBb, ♂ Ааbb;
2) генотипы потомства: 1AABb: 1AAbb: 2АаBb: 2Aabb: 1aaBb: 1 aabb
Расщепление по фенотипу: 3/8 серое тело нормальные крылья; 3/8 серое тело и скрюченные крылья; 1/8 — черное тело и нормальные крылья; 1/8 чёрное тело и скрюченные крылья
3) так как гены не сцеплены, то проявляются закономерности независимого наследования признаков.
Для решения задачи используется правило единообразия гибридов первого поколения и анализирующеескрещивание.
56. Задание 40 . В брак вступают голубоглазая женщина-правша, отец которой был левшой, и кареглазый мужчина-правша, мать которого была голубоглазой левшой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей в этом браке. Какова вероятность рождения кареглазого ребёнка-левши в этом браке? Гены обоих признаков не сцеплены. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
Схема решения задачи включает:
1) В брак вступают голубоглазая женщина-правша, отец которой был левшой, и кареглазый мужчина-правша, мать которого была голубоглазой левшой.
У детей «исчезают» признаки родителей – голубые глаза и леворукость, значит данные признаки рецессивные.
А – карие глаза, a – голубые глаза
B – праворукость , b — леворукость.
Голубоглазая женщина-правша, отец которой был левшой получает гамету b от отца, следовательно её генотип ааBb
Кареглазый мужчина-правша, мать которого была голубоглазой левшой получает гамету аb от матери и его генотип ♂ АаВb
2) Р ♀ ааBb х ♂ АаВb
G ♀аB ♂АВ
♀ аb ♂Аb
♂ аB
♂ аb
F1
АаВВ – карие глаза праворукость
2 АаВb – карие глаза праворукость
ааВВ – голубые глаза праворукость
2 ааВb – голубые глаза праворукость
Ааbb – карие глаза леворукость
aabb – голубые глаза леворукость
Вероятность рождения кареглазого ребенка – левши 1/8 (12,5 %)
3) Закон независимого наследования признаков.
57. Задание 40 . Курица с гороховидным гребнем и рябой окраской оперения была скрещена с петухом такого же фенотипа. Один цыплёнок от этого скрещивания получился с листовидным гребнем и чёрной окраской оперения. Аллели гена формы гребня расположены в аутосоме; аллели гена окраски оперения — в Х-хромосоме. Самки птиц являются гетерогаметным полом. Составьте схему скрещивания, определите все возможные генотипы и фенотипы цыплят. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?
1)
P ♀ АaXВY × ♂ АаXВXb
гороховидный гребень, гороховидный гребень,
рябая окраска оперения рябая окраска оперения
G АXВ, аXВ, АY, аY АXВ, АXb, аXВ, аXb
2) генотипы и фенотипы возможных цыплят:
гороховидный гребень, рябая окраска оперения — ААXВXВ, АаXВXВ, ААXВXb, АаXВXb, ААXВY, АaXВY
гороховидный гребень, чёрная окраска оперения — ААXbY, АaXbY
листовидный гребень, рябая окраска оперения — ааXВXВ, ааXВXb, ааXВY
листовидный гребень, чёрная окраска оперения — ааXbY;
3) закон независимого наследования признаков и наследования признаков, сцепленных с полом. (возможна иная генетическая символика, не изменяющая смысла задачи)
58. Задание 40 . В семье у резус-положительных здоровых родителей родился резус — отрицательный ребёнок с отсутствием потовых желёз. Резус-фактор (R) у человека определяется аутосомным геном, а ген отсутствия потовых желёз сцеплен с Х-хромосомой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей в этом браке. Какова вероятность рождения в этом браке детей с отсутствием потовых желёз?
P ♀ RrXВXb × ♂ RrXВY
G RXВ, rXВ, RXb, rXb RXВ, rXВ, RY, rY
2) возможные генотипы и фенотипы детей:
RRXВXВ, 2 RrXВXВ, RRXВXb, 2 RrXВXb, RRXВY, 2 RrXВY — резус-положительные здоровые
rrXВXB, rrXВXb, rrXВY — резус-отрицательные здоровые
RRXbY, 2 RrXbY — резус-положительные с отсутствием потовых желёз
rrXbY — резус-отрицательные с отсутствием потовых желёз;
3) вероятность рождения в этом браке детей с отсутствием потовых желёз составляет 25%. (возможна иная генетическая символика, не изменяющая смысла задачи).
59. Задание 40 . Пробанд – женщина, умеющая сворачивать язык в трубочку, выходит замуж за мужчину, который не умеет сворачивать язык в трубочку. У них родились сын и дочь, оба умеют сворачивать язык в трубочку. Мать пробанда умеет сворачивать язык в трубочку, а отец – не умеет.
Брат пробанда умеет сворачивать язык в трубочку.
У пробанда есть и сестра, которая не умеет сворачивать язык в трубочку, она дважды выходила замуж за мужчин, которые умеют сворачивать язык в трубочку. Сын от первого брака не умеет сворачивать язык в трубочку, дочь от первого брака и сын от второго брака умеют сворачивать язык в трубочку. Бабушка по материнской линии не умела сворачивать язык в трубочку, а дедушка — умеет. Определите характер наследования признака (умение сворачивать язык в трубочку) и укажите генотипы пробанда и её сестры.
1. Признак «умение сворачивать язык в трубочку» является доминантным аутосомным, т. к. проявляется в каждом поколении. Если из двух родителей только один умеет сворачивать язык в трубочку, то признак проявляется.
С одинаковой вероятностью встречается и у мужчин и у женщин (не сцеплен с Х-хромосмой).
2. Генотип пробанда: Аа, т. к. отец пробанда не умел сворачивать язык в трубочку и имеет генотип аа, а доминантную аллель (А) пробанд получает от матери.
3. Генотип сестры пробанда: аа, т. к. она не умеет сворачивать язык в трубочку – рецессивный признак проявляется только в гомозиготном состоянии.
Примечание.
Схема задачи (не требуется, т. е не обязательна, при решении)
задача про язык. JPG
60. Задание 40 . При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами и растения с морщинистыми неокрашенными семенами все гибриды первого поколения имели гладкие окрашенные семена. От анализирующего скрещивания гибридов F1 получено: 3800 растений с гладкими окрашенными семенами; 150 — с морщинистыми окрашенными; 4010 — с морщинистыми неокрашенными; 149 — с гладкими неокрашенными. Определите генотипы родителей и потомства, полученного в результате первого и анализирующего скрещиваний. Составьте схему решения задачи. Объясните формирование четырёх фенотипических групп в анализирующем скрещивании.
1) Первое скрещивание:
P ААBB × ааbb
G AB × ab
2) Анализирующее скрещивание:
P AaBb × ааbb
G AB, Ab, aВ, ab × ab
АаBb — гладкие окрашенные семена (3800);
Ааbb — гладкие неокрашенные семена (149);
ааBb — морщинистые окрашенные семена (150);
ааbb — морщинистые неокрашенные семена (4010);
3) присутствие в потомстве двух групп особей с доминантными и рецессивными признаками примерно в равных долях (3800 и 4010) объясняется законом сцепленного наследования признаков. Две другие фенотипические группы (149 и 150) образуются в результате кроссинговера между аллельными генами.
61. Задание 40 . У львиного зева красная окраска цветка неполно доминирует над белой. Гибридное растение имеет розовую окраску. Узкие листья частично доминируют над широкими (у гибридов листья имеют среднюю ширину). Какое потомство получится от скрещивания растения с красными цветами и средними листьями с растением, имеющим розовые цветки и средние листья? Напишите генотипы и гаметы родителей и используйте решётку Пеннета для решения задачи.
1. A – красные цветки; a – белые цветки; B – узкие листья; b – широкие листья. Родители: AABb (красные цветки, средние листья) и AaBb (розовые цветки, средние листья).
2. Гаметы родителей: AB и Ab у первого родителя и AB, Ab, aB и ab у второго.
AB
Ab
aB
ab
AABB
AABb
AaBB
AaBb
AAbb
Aabb
3. Потомство:
1/8 с красными цветами и узкими листьями,
1/4 с красными цветами и средними листьями,
1/8 с красными цветами и широкими листьями,
1/8 с розовыми цветами и узкими листьями,
1/4 с розовыми цветами и средними листьями,
1/8 с розовыми цветами и широкими листьями.
62. Задание 40 . У шортгорнской породы скота цвет шерсти наследуется по промежуточному типу: ген R обусловливает красную масть, ген r – белую; генотипы Rr имеют чалую шерсть. Комолость (А) доминирует над рогатостью (а). Белая рогатая корова скрещена с гомозиготным красным рогатым быком. Какой фенотип и генотип будет иметь их потомство? Какое получится потомство от скрещивания особей F1 между собой? Используйте решётку Пеннета для определения генотипов и фенотипов F2.
1. Генотипы коровы ♀ rraa и быка ♂ RRaa
2. Генотип в F1: Rraa, фенотип 100% чалые рогатые
3. Особи F1 дают гаметы: Ra, ra
Составляем решетку Пеннета
Ra
ra
RRaa
красный, рогатый
Rraa
чалый, рогатый
rraa
белый, рогатый
В результате скрещивания в F2 получаем 25% красных, рогатых; 50% чалых, рогатых; 25 % белых, рогатых.
Между первым и вторым признаком — независимое наследование; по первому признаку (цвет) наследование по промежуточному типу.
63. Задание 40 . По изображённой на рисунке родословной определите и обоснуйте генотипы родителей, потомков, обозначенных на схеме цифрами 1, 6, 7. Установите вероятность рождения ребёнка с исследуемым признаком у женщины под ли в семье её супруга этот признак никогда не наблюдался.
1) генотипы родителей: отец — ХаY, мать — ХАХА; признак рецессивный, сцеплен с полом (Х-хромосомой), так как проявляется только у мужчин, и не в каждом поколении;
2) дочь (1) — ХАХа – носитель гена, так как наследует Ха-хромосому от отца; её сын (7) — ХаY, признак проявился, так как наследует Ха-хромосому от матери; дочь (6) — ХАХа или ХАХА;
3) вероятность рождения ребёнка с исследуемым признаком у женщины ли её генотип ХАХа, то 25% (только мальчики); если её генотип ХАХА, то 0%.
(Допускается иная генетическая символика)
64. Задание 40 . При скрещивании серых (А) самок мух дрозофил, имеющих нормальные крылья (В), с чёрными (а), короткокрылыми (в) самцами в потомстве были не только серые мухи с нормальными крыльями и чёрные с короткими крыльями, но также некоторое количество особей с серым телом и укороченными крыльями, а также с чёрным телом и нормальными крыльями. Определите генотипы родителей и потомства, если известно, что доминантные и рецессивные признаки попарно сцеплены. Составьте схему скрещивания и объясните полученные результаты.
1) генотипы родителей:
Самка АаВв. Гаметы АВ и ав; самец - аавв. Гаметы - ав;
2) генотипы потомства: АаВв - серое тело, нормальные крылья, аавв - чёрное тело, короткие крылья, Аавв - серое тело, короткие крылья, ааВв - чёрное тело, короткие крылья;
3) появление четырёх фенотипических групп обусловлено кроссинговером при образовании половых клеток у самки и образованием дополнительных гамет - Ав и аВ.
65. Задание 40 . При скрещивании безусой коротконогой мыши-самки и мыши-самца дикого типа (усатого с нормальной длиной ног) было получено потомство только дикого типа. Во втором поколении от гибридов F1 было получено 16 потомков в соответствии с третьим законом Г. Менделя. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение фенотипов во втором поколении, тип скрещивания и характер наследования признаков при условии, что гены не сцеплены. Составьте схему решения задачи.
1) генотипы родителей: самка – аавв (гаметы ав), самец дикого типа – ААВВ (гаметы АВ);
2) F1 – AaBв. Гаметы АВ, Ав, аВ, ав;
3) генотипы потомства в F2:
9A_B_ – нормальные усы и нормальные ноги
3A_вв – нормальные усы, короткие ноги
3ааВ_ – безусые, нормальные ноги
1 аавв – бесусые, короткие ноги
отношение по фенотипам 9:3:3:1;
4) закон независимого наследования признаков, дигибридное скрещивание.
66. Задание 40 . У кур аллели гена окраски кожи расположены в аутосомах; доминантный аллель рябой окраски оперения - в Х-хромосоме. Самки являются гетеро- гаметным полом; самцы - гомогаметным. Темнокожая с рябым оперением курица скрещена с темнокожим с чёрным оперением петухом. В потомстве появились светлокожие курицы с чёрным оперением. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы возможного потомства. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?
Схема решения задачи включает.
1) Генотипы родителей:
P ♀ АaXВY × ♂ AaXbXb
темнокожая, рябое оперение темнокожий, чёрное оперение
G AXВ, аXВ, АY, аY ; AXb, aXb
2) Генотипы и фенотипы возможного потомства:
F1 AАXВXb, AaXВXb – петухи темнокожие рябые;
аaXВXb – петухи светлокожие рябые;
ААXbY, АаXbY – куры темнокожие чёрные;
аaXbY – куры светлокожие чёрные.
3) Законы независимого наследования признаков и наследования признаков, сцепленных с полом.
1. Задание 40 . Какова сущность хромосомной теории наследственности Т. Моргана?
1) Гены расположены в хромосоме линейно.
2) Гены одной хромосомы образуют группу сцепления, и поэтому они наследуются вместе.
3) Число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом.
4) Нарушение сцепления генов происходит в процессе кроссинговера, частота которого зависит от расстояния между генами — чем больше расстояние между генами, тем больше частота кроссинговера.
2. Задание 40 . У супругов Анны и Павла, имеющих нормальное зрение, родились два сына и две дочери. У первой дочери зрение нормальное, но она родила 3 сыновей, 2 из которых дальтоники. У второй дочери и ее пяти сыновей зрение нормальное. Первый сын Анны и Павла — дальтоник. Две его дочери и два сына видят нормально. Второй сын Анны и Павла и четверо его сыновей также имеют нормальное зрение. Каковы генотипы всех указанных родственников?
1) Анна ХdXD, Павел XDY
2) Первая дочь Анны и Павла ХdXD,
3) Вторая дочь Анны и Павла ХDXD, т. к. пять сыновей имеют нормальное
зрение.
4) Первый сын XdY , его дочери ХdXD , а его сыновья XDY.
5) Второй сын Анны и Павла и его дети имеют генотипы ХDУ.
3. Задание 40 . У супружеской пары, в которой оба супруга обладали нормальным зрением, родились: 2 мальчика и 2 девочки с нормальным зрением и сын-дальтоник. Определите вероятные генотипы всех детей, родителей,а также возможные генотипы дедушек этих детей.
1) Родители с нормальным зрением: отец ♂ХУ, мать ♀ХdХ.
2) Гаметы ♂ Х, У ; ♀ Хd, Х.
3) Возможные генотипы детей — дочери ХdХ или ХХ; сыновья: дальтоник
ХdУ и сын с нормальным зрением ХУ.
4) Дедушки или оба дальтоники — ХdУ, или один ХУ, а другой ХdУ.
4. Задание 40 . У матери, не являющейся носителем гена гемофилии, и больного гемофилией отца родились 2 дочери и 2 сына. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы детей, если ген гемофилии является рецессивным и сцеплен с Х-хромосомой.
1) Генотипы родителей ХD ХD и ХdУ;
2) генотипы потомства — ХD Хd и ХDУ;
3) дочери — носительницы гена гемофилии, а сыновья — здоровы.
5. Задание 40 . У здоровых родителей сын болен гемофилией. Определите генотипы родителей, их сына, вероятность рождения больных детей и носителей гена гемофилии у этих родителей, если ген гемофилии (h) является рецессивным и сцеплен с полом.
1) Генотипы родителей: матери — ХН Хh, отца — ХHУ;
2) генотип сына — ХhУ;
3) вероятность появления больных детей — 25% (сыновья), 25% сыновей — здоровы, дочери — здоровы (ХН ХH, ХН Хh), но половина дочерей — носительницы гена гемофилии.
6. Задание 40 . Мужчина с нормальным зрение женился на женщине-дальтонике (рецессивный ген d сцеплен с Х-хромосомой). Определите генотипы родителей, соотношение фенотипов и генотипов в потомстве.
1) Генотипы родителей: матери — ХdХd, отца ХDУ;
2) генотипы потомства: все дочери являются носительницами гена дальтонизма — ХDХd, все сыновья — дальтоники — Хd У;
3) соотношение больных и здоровых детей — 1:1 или 50%:50%.
7. Задание 40 . У кур встречается сцепленный с полом летальный ген (а), вызывающий гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому гену жизнеспособны. Скрестили нормальную курицу с гетерозиготным по этому гену петухом (у птиц гетерогаметный пол — женский). Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, пол и генотип возможного потомства и вероятность вылупления курочек от общего числа жизнеспособного потомства.
1) генотип родителей: ХА Ха, ХА У,
2) генотип потомства — ХА У — курочка, ХА Ха , ХА ХА — петушки, Ха У — курочка нежизнеспособная,
3) вероятность вылупления курочек от общего числа жизнеспособного потомства — 33%.
8. Задание 40 . Женщина, носительница рецессивного гена гемофилии, вышла замуж за здорового мужчину. Определите генотипы родителей, а у ожидаемого потомства — соотношение генотипов и фенотипов.
1) Генотипы родителей ХН Хh и ХHУ;
2) генотипы потомства — ХН Хh, ХН ХH, ХН У, ХhУ;
3) дочери — носительница гена гемофилии, здоровая а сыновья — здоров, болен гемофилией.
9. Задание 40 . В семье, где родители имеют нормальное цветовое зрение, сын – дальтоник. Гены нормального цветового зрения (D) и дальтонизма (d) располагаются в Х – хромосоме. Определите генотипы родителей, сына – дальтоника, пол и вероятность рождения детей – носителей гена дальтонизма. Составьте схему решения задачи.
1) Генотипы родителей: мать — ХDХd, отец ХDУ;
2) генотип сына – дальтоника — ХdУ;
3) вероятность рождения носителей гена дальтонизма (ХDХd) — 25%.
10. Задание 40 . У здоровой матери, не являющейся носителем гена гемофилии, и больного гемофилией отца (рецессивный признак — h) родились две дочери и два сына. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства, если признак свертываемости крови сцеплен с полом.
1) генотипы родителей: мать ХH ХH (гаметы: ХH) и отец Хh Y(гаметы: Хh и Y);
2) генотипы потомства: дочери ХH Хh, сыновья ХH Y;
3) дочери — носительницы гена гемофилии, а сыновья — здоровые.
11. Задание 40 . Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.
1) генотипы родителей: (М) ааbb (гаметы: аb) , (О) АаBb (гаметы: АB, аb);
2) генотипы потомства: 1 АаBb — серое тело нормальные крылья и 1 ааbb — черное тело укороченные крылья;
3) так как гены сцеплены, а кроссинговер не происходит, то самец дает два типа гамет АВ и аb, а самка — один тип гамет аb. У потомства проявляется только два фенотипа в соотношении 1 : 1. (допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла решения задачи)
12. Задание 40 . У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А – наличие меланина в клетках кожи, а – отсутствие меланина в клетках кожи – альбинизм), а гемофилии – сцеплено с полом (XН – нормальная свёртываемость крови, Xh – гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины альбиноса, больного гемофилией. Составьте схему решения задачи.
1) генотипы родителей: (М)AAXHXH (гаметы AXH); (О)aaXhY (гаметы aXh, aY);
2) генотипы и пол детей: (М)AaXHXh; (О)AaXHY;
3) фенотипы детей: внешне нормальная по обеим аллелям девочка, но носительница генов альбинизма и гемофилии; внешне нормальный по обеим аллелям мальчик, но носитель гена альбинизма.
13. Задание 40 . У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей — дальтоников с карими глазами и их пол.
1) генотип матери — AaXDXd (гаметы: AXD, aXD, AXd, aXd), генотип отца — aaXDY (гаметы: aXD , aY);
2) генотипы детей: девочки — AaXDXD, ааXDXD, AaXDXd, ааXDXd, мальчики — AaXDY, aaXDY, AaXdY, aaXdY;
3) вероятность рождения детей-дальтоников с карими глазами: 12,5% AaXdY — мальчики.
14. Задание 40 . У человека катаракта (заболевание глаз) зависит от доминантного аутосомного гена, а ихтиоз (заболевание кожи) – от рецессивного гена, сцепленного с Х-хромосомой. Женщина со здоровыми глазами и с нормальной кожей, отец которой страдал ихтиозом, выходит замуж за мужчину, страдающего катарактой и со здоровой кожей, отец которого не имел этих заболеваний. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?
Отец женщины страдал ихтиозом, значит Xb она получила от него; отец мужчины не имел катаракты, значит по первому признаку мужчина аа.
Мама — ааXВXb; папа — AaXВY
Р: ааXВXb x AaXВY
G: aXВ AXВ
aXb aXВ
AY
aY
F1: AaXВXВ — девочка с катарактой и нормальной кожей
АаХВХb — девочка с катарактой и нормальной кожей
ааХВХВ — девочка с нормальным зрением и нормальной кожей
aaXВXb — девочка с нормальным зрением и нормальной кожей
АаХВY — мальчик с катарактой и нормальной кожей
ааХВY — мальчик с нормальным зрением и нормальной кожей
AaXbY — мальчик с катарактой и ихтиозом
aaXbY — мальчик с нормальным зрением и ихтиозом
В этой задаче проявляется закон независимого наследования признаков и признака, сцепленного с полом.
15. Задание 40 . Гомозиготную по обоим признакам серую (А) муху дрозофилу с нормальными крыльями (В) скрестили с чёрным (а) с зачаточными крыльями (в) самцом. От скрещивания было получено многочисленное потомство. Гены указанных признаков сцеплены и наследуются вместе. Определите генотипы и фенотипы F1 и F2. Как произошло бы расщепление, если бы признаки не были сцеплены? Объясните ответ.
1) В F1 все потомки серые и с нормальными крыльями АаВв.
2) Так как гены сцеплены, у гибридов F1 образуется два сорта гамет АВ и ав.
3) Поэтому в F2 расщепление будет по генотипу 1ААВВ : 2АаВв:1аавв, а по фенотипу 75% потомства серые с нормальными крыльями мухи и 25% — чёрные с зачаточными крыльями.
4) При несцепленном наследовании расщепление произошло бы в соответствии с третьим законом Менделя о независимом наследовании признаков в соотношении 9:3:3:1, так как в этом случае скрещиваются две особи
с генотипами АаВв.
16. Задание 40 . При скрещивании дигетерозиготного высокого растения томата с округлыми плодами и карликового (a) растения с грушевидными плодами (b) в потомстве получено расщепление по фенотипу: 12 растений высоких с округлыми плодами; 39 — высоких с грушевидными плодами; 40 — карликовых с округлыми плодами; 14 — карликовых с грушевидными плодами. Составьте схему скрещивания, определите генотипы потомства.
Объясните формирование четырёх фенотипических групп.
Дано:
А – высокие
а – карликовые
В – округлые
b — грушевидные
♀ Аа Вb – по условию дигетерозиготное высокое растение с округлыми плодами
♂ ааbb — карликовое растение с грушевидными плодами
В потомстве получаем 39 — высоких растений с грушевидными плодами (А_bb) и 40 — карликовых с округлыми плодами (ааВ_) и 12 растений высоких с округлыми плодами (А_В_); 14 — карликовых с грушевидными плодами (аа bb).
Такое сочетание фенотипов показывает, что признаки высокие – грушевидные (Аb) и карликовые – округлые (аВ) сцеплены, но не полностью. Появление 4 фенотипических групп объясняется процессом кроссинговера.
Р1: ♀Аb//аВ х аавв
G: ♀Аb ♂ав
♀ аВ
♀АВ
♀аb
F1: Ааbb — 39 — высоких растений с грушевидными плодами
аа Вb — 40 — карликовых с округлыми плодами
Аа Вb — 12 — высоких с округлыми плодами
аа bb — 14 — карликовых с грушевидными плодами
Ответ:
Генотипы потомства:
Ааbb — высоких растений с грушевидными плодами
аа Вb — карликовых с округлыми плодами
Аа Вb — высоких с округлыми плодами
аа bb — карликовых с грушевидными плодами
В F1 проявляется закон сцепленного наследования. В потомстве получается 4 фенотипических группы, что говорит о том, что идет кроссинговер.