1. Задание 19 Пример внутривидовой борьбы за существование
1) конкуренция между кротом и землеройкой из-за пищи
2) уничтожение мышей лисицами
3) отношения между лосями и зубрами из-за корма
4) отношения между волками из-за корма
Ответ: 4
2. Задание 19 Наиболее остро борьба за существование происходит между
1) особями одного вида
2) особями одного рода
3) популяциями разных видов
4) популяциями и абиотическими факторами
Ответ: 1
3. Задание 19 Пример внутривидовой борьбы за существование
1) соперничество самцов из-за самки
2) 'борьба с засухой растений пустыни
3) сражение хищника с жертвой
4) поедание птицами плодов и семян
4. Задание 19 Наиболее напряженной формой борьбы за существование считают
1) межвидовую
2) внутривидовую
3) с неблагоприятными условиями среды
4) с антропогенными факторами
Ответ: 2
5. Задание 19 Причины борьбы за существование
1) изменчивость особей популяции
2) ограниченность ресурсов среды и интенсивное размножение
3) природные катаклизмы
4) отсутствие приспособлений у особей к среде обитания
6. Задание 19 Внутривидовая борьба играет большую роль в эволюции, так как она
1) увеличивает разнообразие видов
2) насыщает популяции мутациями
3) обостряет конкуренцию
4) приводит к изоляции популяций одного вида
Ответ: 3
7. Задание 19 Резкое возрастание численности особей в популяции, при котором возникает недостаток ресурсов, приводит к
1) обострению борьбы за существование
2) пищевой специализации
3) биологическому прогрессу
4) появлению комбинативной изменчивости
8. Задание 19 Интенсивность размножения и ограниченность ресурсов для жизни организмов является причиной
1) естественного отбора
2) дрейфа генов
3) формирования приспособленности
4) борьбы за существование
9. Задание 19 Укажите неверное утверждение. Межвидовая борьба приводит к
1) обострению конкуренции между видами
2) процветанию конкурирующих видов
3) вытеснению угнетенного вида с места обитания
4) снижению численности побежденного вида
10. Задание 19 Сложные отношения между особями одного вида, разных видов и с неживой природой называют
1) естественным отбором
2) искусственным отбором
3) видообразованием
4) борьбой за существование
11. Задание 19 Борьба за существование играет большую роль в эволюции, так как
1) сохраняет особей преимущественно с полезными изменениями
2) сохраняет особей с любыми наследственными изменениями
3) поставляет материал для отбора
4) обостряет взаимоотношения между особями
12. Задание 19 . Конкуренция между растениями пшеницы на поле за свет, влагу, минеральные вещества служит доказательством проявления
1) идиоадаптации
2) взаимопомощи
3) межвидовой борьбы
4) внутривидовой борьбы
13. Задание 19 . Внутривидовая борьба более напряжённая, чем межвидовая, по причине
1) сходства потребностей особей вида
2) отсутствия полового отбора
3) высокой плодовитости особей
4) агрессивности хищников
14. Задание 19 . Внутривидовая борьба как движущая сила эволюции ведёт к
1) ослаблению конкуренции между видами
2) появлению у особей мутаций
3) естественному отбору
4) изоляции популяций
15. Задание 19 . Направляющую роль в процессе образования новых видов играет(-ют)
1) мутационный процесс
2) естественный отбор
3) изменяющиеся условия среды
4) борьба за существование
16. Задание 19 . Какой из перечисленных организмов находится на пути биологического прогресса?
1) пятнистый олень
2) уссурийский тигр
3) воробей
4) коала
17. Задание 19 . Наиболее ожесточённо борьба за существование происходит между
1) волками и лисами за пищу
2) елями и соснами за свет
3) клестами и дятлами за корм
4) самцами оленей за самку
1. Задание 19 Под воздействием какого фактора эволюции у организмов сохраняются полезные признаки
1) мутаций
2) внутривидовой борьбы
4) естественного отбора
2. Задание 19 Исходным материалом для естественного отбора служит
1) борьба за существование
2) мутационная изменчивость
3) изменение среды обитания организмов
4) приспособленность организмов к среде обитания
3. Задание 19 Направляющий фактор эволюции
1) дрейф генов
2) видообразование
3) естественный отбор
4) географическая изоляция
4. Задание 19 Состязание самцов в период размножения свидетельствует о проявлении формы отбора
1) стабилизирующего
2) движущего
3) полового
4) методического
5. Задание 19 Отбор, в результате которого сохраняются особи со средним проявлением признака, а выбраковываются особи с отклонениями от нормы, называют
1) движущим
2) методическим
3) стихийным
4) стабилизирующим
6. Задание 19 В засушливых условиях в процессе эволюции сформировались растения с опушёнными листьями благодаря действию
1) соотносительной изменчивости
2) модификационной изменчивости
3) естественного отбора
4) искусственного отбора
7. Задание 19 Какой процесс мог привести к формированию у ядовитых животных яркой окраски
1) привлечение противоположного пола
3) искусственный отбор
4) проявление заботы о потомстве
8. Задание 19 Эффективность естественного отбора понижается при
1) усилении внутривидовой борьбы
2) изменении нормы реакции
3) ослаблении мутационного процесса
4) усилении мутационного процесса
9. Задание 19 Согласно учению Ч. Дарвина, формирование вида в природе происходит благодаря
1) дрейфу генов
2) мутационному процессу
3) экологической изоляции
4) естественному отбору
10. Задание 19 Сохранение на Галапагосских островах вьюрков с мощным, как у дятла, клювом, с помощью которого они добывают из-под коры деревьев насекомых, обеспечивалось
3) модификационной изменчивостью
4) наследственной изменчивостью
11. Задание 19 Главная движущая сила эволюции, по Ч. Дарвину
1) естественный отбор
2) изменчивость
3) приспособленность
4) наследственность
12. Задание 19 Процесс, обеспечивающий выживание особей с полезными в данных условиях среды признаками, называют
1) искусственным отбором
2) борьбой за существование
3) естественным отбором
4) видообразованием
13. Задание 19 Исходным материалом для естественного отбора является
1) модификационная изменчивость
2) наследственная изменчивость
3) борьба особей за условия выживания
4) приспособленность популяций к среде обитания
14. Задание 19 Сохранение фенотипа особей в популяции в длительном ряду поколений является следствием
1) дрейфа генов
2) движущей формы отбора
3) стабилизирующей формы отбора
4) мутационного процесса
15. Задание 19 С позиций эволюционного учения Ч. Дарвина любое приспособление организмов является результатом
2) изоляции
3) искусственного отбора
16. Задание 19 Отбор особей с уклоняющимися от средней величины признаками называют
3) стабилизирующим
4) массовым
17. Задание 19 Естественный отбор — это
1) сложные отношения между организмами и неживой природой
2) процесс сохранения особей с полезными им наследственными изменениями
3) процесс образования новых видов в природе
4) процесс роста численности популяции
18. Задание 19 Действие естественного отбора приводит к
1) мутационной изменчивости
2) сохранению полезных для человека признаков
3) случайному скрещиванию
4) возникновению новых видов
19. Задание 19 Каковы последствия действия стабилизирующего отбора
1) сохранение старых видов
2) изменение нормы реакции
3) появление новых видов
4) сохранение особей с измененными признаками
20. Задание 19 Благодаря какой форме отбора сохранились в природе кистепёрые рыбы
1) методической
2) движущей
3) стабилизирующей
4) разрывающей
21. Задание 19 Стабилизирующий отбор, в отличие от движущего
1) способствует сохранению особей с модификационными изменениями
2) способствует сохранению особей со средним значением признаков
3) ведет к возникновению гетерозиса у растений и животных
4) ведёт к появлению новых видов растений и животных
22. Задание 19 . Под действием естественного отбора преимущественно выживают и размножаются организмы
1) сильнейшие
2) более приспособленные к данным условиям
3) наиболее сложно устроенные
4) самые плодовитые
23. Задание 19 . Появление устойчивости к ядам у тараканов — это следствие
1) несовершенства ядов
2) стабилизирующей формы отбора
3) направленной наследственной изменчивости
4) движущей формы отбора
24. Задание 19 . В результате естественного отбора возникает
1) мутация гена
2) конкуренция особей
3) разнообразие организмов
25. Задание 19 . Стабилизирующая форма естественного отбора
1) сохраняет признаки, полезные в новых условиях
2) устраняет крайние значения признака
3) действует в изменяющихся условиях
4) расширяет среднюю норму реакции
26. Задание 19 . Движущая форма естественного отбора
3) действует в постоянных условиях среды
4) сужает норму реакции
27. Задание 19 . Индустриальный меланизм у бабочек появился под давлением
1) искусственного отбора
3) движущей формы естественного отбора
28. Задание 19 . Сходство естественного и искусственного отбора заключается в том, что в обоих случаях
1) отбираются только полезные для организма признаки
2) возникают приспособления к условиям среды
3) отбираются наследственные изменения
4) отбираются только приобретённые за жизнь особи изменения
29. Задание 19 . Действие естественного отбора в популяции растений приводит к
1) возникновению мутаций
2) выживанию приспособленных особей
3) популяционным волнам
4) нарушению приспособленности особей в популяции
30. Задание 19 . Естественный отбор, в отличие от искусственного,
1) проводится для создания новых сортов растений
2) способствует формированию у организмов полезных для человека признаков
3) способствует повышению плодовитости животных
4) действует в природе постоянно на все организмы
31. Задание 19 . Естественный отбор как движущая сила эволюции способствует
1) приспособленности видов
2) проявлению мутаций
3) дрейфу генов
4) фенотипической однородности популяций
32. Задание 19 . Естественный отбор, в отличие от искусственного,
1) ведёт к созданию новых сортов
2) проводится человеком исходя из своих потребностей
3) ведёт к созданию новых пород
4) происходит на протяжении миллионов лет
33. Задание 19 . Результатом естественного отбора является
1) возникновение у особей приспособлений к среде обитания
2) обострение взаимоотношений между особями популяции
3) появление различных модификаций в определённых условиях обитания
4) появление новых мутаций у особей в популяции
34. Задание 19 . Сходство естественного и искусственного отбора заключается в том, что в обоих случаях
3) отбираются наследуемые изменения
35. Задание 19 . Стабилизирующий отбор, в отличие от движущего,
1) ведёт к появлению новых видов растений и животных
2) способствует сохранению особей с модификационными изменениями
3) способствует сохранению особей со средним значением признаков
4) ведёт к возникновению гетерозиса у растений и животных
36. Задание 19 . Примером действия искусственного отбора является
1) повышение яйценоскости домашних кур
2) устойчивость бактерий к антибиотикам
3) индустриальный меланизм насекомых
4) повышение устойчивости комнатных мух к ядохимикатам
37. Задание 19 . На каком из графиков представлено схематическое изображение сути стабилизирующего естественного отбора?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
38. Задание 19 . На каком из графиков представлено схематическое изображение сути движущего естественного отбора?
39. Задание 19 . Значение теории Ч. Дарвина заключается в том, что она впервые
1) объяснила механизмы возникновения жизни на Земле
2) доказала космическое происхождение жизни
3) выявила причины разнообразия и приспособленности организмов
4) опровергла идею самозарождения организмов
40. Задание 19 . К какой группе учёных-биологов можно отнести К. Линнея, заявившего: «Видов столько, сколько их создало Бесконечное существо, то есть Бог»?
1) креационисты
2) трансформисты
3) катастрофисты
4) эволюционисты
41. Задание 19 . В чём заключается значение теории Ч. Дарвина для развития естественных наук?
1) сформулировал первое эволюционное учение
2) установил движущие силы эволюции
3) объяснил происхождение жизни на Земле
4) создал современную палеонтологию
42. Задание 19 . Сохранение в популяциях исходного вида особей со средним значением какого-либо признака связано с действием
1) движущего отбора
2) разрывающего отбора
3) стабилизирующего отбора
43. Задание 19 . Результатом внутривидовой борьбы в природе как движущей силы эволюции является
1) ослабление конкуренции между видами
2) появление мутаций у особей
4) приспособленность организмов
44. Задание 19 . Что явилось отбирающим фактором в популяции тёмных и светлых бабочек, после того как стволы берёз были закопчены сажей?
1) задымлённость воздуха
2) затемнённость стволов деревьев
3) поедание бабочек птицами
4) нехватка корма
1. Задание 19 Расширение ареала вида, изоляция входящих в него популяций, воздействие на них движущих сил эволюции — причины
1) экологического видообразования
2) географического видообразования
3) биологического регресса
4) биоритмов в природе
2. Задание 19 Сезонные колебания численности леммингов — это
2) популяционные волны
3) движущий отбор
4) мутационный процесс
3. Задание 19 Фактором эволюции, способствующим накоплению разнообразных мутаций в популяции, является
1) внутривидовая борьба
2) межвидовая борьба
3) географическая изоляция
4) ограничивающий фактор
4. Задание 19 Творческий характер естественного отбора в эволюции проявляется в
1) обострении конкуренции между видами
2) ослаблении конкуренции между популяциями
3) обострении конкуренции между особями одного вида
4) возникновении новых видов
5. Задание 19 Географическим барьером, препятствующим скрещиванию особей разных популяций вида, служит
1) территориальная разобщенность
2) половой диморфизм
3) различие в строении полового аппарата
4) отличие в поведении в период спаривания
6. Задание 19 В результате взаимодействия движущих сил эволюции происходит
1) размножение организмов
2) изоляция
3) мутационный процесс
4) образование новых видов в природе
7. Задание 19 Неограниченному росту численности популяции препятствует
4) искусственный отбор
8. Задание 19 На образование новых видов в природе не влияет
1) мутационная изменчивость
2) борьба за существование
4) модификационная изменчивость
9. Задание 19 Пример экологического видообразования
1) сибирская и даурская лиственница
2) заяц-беляк и заяц-русак
3) европейская и алтайская белка
4) популяции севанской форели
10. Задание 19 Географическое видообразование, в отличие от экологического, связано с
1) пространственной изоляцией популяций
2) сезонной изоляцией популяций
3) межвидовой и межродовой гибридизацией
4) генными и геномными мутациями
11. Задание 19 При экологическом видообразовании, в отличие от географического, новый вид возникает
1) в результате распадения исходного ареала
2) внутри старого ареала
3) в результате расширения исходного ареала
4) за счет дрейфа генов
12. Задание 19 Несмотря на появление мутаций в популяции, борьбу за существование между особями новый вид не может возникнуть без действия
2) движущего естественного отбора
3) механизма саморегуляции
4) стабилизирующего естественного отбора
13. Задание 19 Образование новых видов в природе происходит в результате
1) стремления особей к самоусовершенствованию
2) сохранения человеком особей с полезными для него наследственными изменениями
3) сохранения естественным отбором особей с полезными для них наследственными изменениями
4) сохранения естественным отбором особей с разнообразными ненаследственными изменениями
14. Задание 19 Направляющий фактор микроэволюции
1) дивергенция
4) относительная приспособленность
15. Задание 19 Каковы причины многообразия видов в природе
1) сезонные изменения в природе
2) приспособленность организмов к среде обитания
3) наследственная изменчивость и естественный отбор
4) модификационная изменчивость и искусственный отбор
16. Задание 19 В процессе микроэволюции образуются
1) виды
2) классы
3) семейства
4) типы (отделы)
17. Задание 19 Образование новых видов в природе происходит в результате
1) возрастного изменения особей
2) сезонных изменений
3) природоохранной деятельности человека
4) взаимодействия движущих сил эволюции
18. Задание 19 Новые виды в природе возникают в результате взаимодействия
1) приспособленности организмов и искусственного отбора
2) ненаследственных и сезонных изменений в природе
3) наследственной изменчивости и естественного отбора
4) ненаследственной изменчивости и колебаний численности популяций
19. Задание 19 . К ароморфозам пресмыкающихся относят возникновение
1) ячеистых легких и рогового покрова
2) живорождения и трехкамерного сердца
3) способности к регенерации отдельных частей тела
4) теплокровности и четырехкамерного сердца
20. Задание 19 . Искусственный отбор привел к появлению
1) песцов
2) барсуков
3) эрдельтерьеров
4) лошадей Пржевальского
21. Задание 19 . Многообразие организмов на Земле — это
1) результат эволюции
2) направление эволюции
3) движущая сила эволюции
4) причина эволюции
22. Задание 19 . Вследствие разрыва ареала происходит видообразование
1) экологическое
2) генетическое
3) географическое
4) на основе полиплоидии
23. Задание 19 . Какой процесс лежит в основе видообразования?
1) мутационный
2) конвергенция
3) оплодотворение
4) возникновение модификаций
24. Задание 19 . В экологическом видообразовании большую роль играет
1) проявление модификационной изменчивости отдельного признака
2) многообразие условий обитания в пределах исходного ареала
3) возникновение географических преград между популяциями
4) применение различных методов селекции
25. Задание 19 . К чему приводит появление новых аллелей в популяции?
1) возникновению преград для свободного скрещивания
2) усилению гомозиготности популяции
3) образованию нового вида
4) генетической гетерозиготности популяции
26. Задание 19 . Примером географического видообразования может служить формирование видов
1) вьюрков, обитающих на Галапагосских островах
2) окуней, обитающих на разной глубине водоёма
3) синиц, питающихся разными кормами на общей территории
4) воробьев, обитающих в разных районах города
27. Задание 19 . Примером конвергенции можно считать черты сходства между
1) голубем и сорокой
2) акулой и дельфином
3) синим китом и кашалотом
4) бабочкой и стрекозой
28. Задание 19 . Причиной образования новых видов, по Дарвину, является
1) постепенное расхождение в признаках у особей одного вида
3) неограниченное размножение
4) непосредственное влияние условий среды
29. Задание 19 . Дарвиновский термин «неопределённые наследственные изменения» соответствует современному термину
1) кроссинговер
2) модификации
3) рекомбинации
4) мутации
1. Задание 19 Возможными предками земноводных считают
1) осетровых рыб
2) костистых рыб
3) кистеперых рыб
4) иглокожих
2. Задание 19 Каких позвоночных называют первыми настоящими наземными животными
1) земноводных
2) пресмыкающихся
3) птиц
4) млекопитающих
3. Задание 19 Форма тела головастиков, наличие у них боковой линии, жабр, двухкамерного сердца, одного круга кровообращения свидетельствуют о родстве
1) хрящевых и костных рыб
2) ланцетника и рыб
3) земноводных и рыб
4) пресмыкающихся и рыб
4. Задание 19 Процесс исторического развития органического мира называют
1) размножением
2) эволюцией
3) онтогенезом
4) палеонтологией
5. Задание 19 Одно из доказательств происхождения млекопитающих от пресмыкающихся
1) наличие волосяного покрова
2) сходство зародышевых стадий
3) наличие потовых желез
4) формирование четырёхкамерного сердца
6. Задание 19 Какой тип животных имеет наиболее высокий уровень организации
1) Кишечнополостные
2) Плоские черви
3) Кольчатые черви
4) Круглые черви
7. Задание 19 Какие особенности организации древних кистепёрых рыб позволяют считать их предками наземных позвоночных
1) чешуя на коже, наличие плавников
2) выполнение функции лёгкого плавательным пузырем; особое строение плавников
3) обтекаемая форма тела, хорошо развитые органы чувств
4) дыхание с помощью жабр; питание другими животными
8. Задание 19 Находки ископаемых остатков археоптерикса свидетельствуют о родстве
1) земноводных и пресмыкающихся
2) пресмыкающихся и птиц
3) пресмыкающихся и млекопитающих
4) птиц и млекопитающих
9. Задание 19 Появление у земноводных в процессе эволюции трёхкамерного сердца, двух кругов кровообращения — пример развития органического мира по пути
1) ароморфоза
2) идиоадаптации
3) дегенерации
4) биологического прогресса
10. Задание 19 Какие позвоночные являются исторически более молодыми
1) хрящевые и костные рыбы
2) пресмыкающиеся
3) земноводные
4) птицы и млекопитающие
11. Задание 19 Внутренний скелет впервые сформировался в процессе эволюции у
1) паукообразных
2) насекомых
3) головоногих моллюсков
4) хордовых
12. Задание 19 В какую историческую эру появились прокариоты
1) архейскую
2) протерозойскую
3) палеозойскую
4) мезозойскую
13. Задание 19 Какие особенности появились у земноводных в процессе эволюции в связи с выходом на сушу
1) барабанная перепонка и веки
2) перепонки между пальцами ног
3) наружное оплодотворение
4) покровительственная окраска
14. Задание 19 Какие древние животные были наиболее вероятными предками позвоночных
1) Членистоногие
3) Моллюски
4) Бесчерепные
15. Задание 19 Родство беспозвоночных и позвоночных можно доказать, если изучить строение
1) хрящевых рыб
2) кольчатых червей
3) костных рыб
4) ланцетника
16. Задание 19 Усложнение строения дыхательной системы млекопитающих, по сравнению с пресмыкающимися, состоит в
1) появлении правого и левого легких
2) наличии трахеи и бронхов
3) увеличении дыхательной поверхности легких
4) наличии ноздрей и носовой полости
17. Задание 19 Внутренний скелет впервые сформировался в процессе эволюции у
3) брюхоногих моллюсков
18. Задание 19 Пресмыкающиеся произошли от
1) кистеперых рыб
2) стегоцефалов
3) ихтиозавров
4) археоптериксов
19. Задание 19 У птиц, в отличие от пресмыкающихся, в процессе эволюции
1) температура тела стала непостоянной
2) сформировался покров из рогового вещества
3) сформировалось четырёхкамерное сердце
4) размножение стало происходить с помощью яиц
20. Задание 19 Трехкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке сформировалось в процессе эволюции у
2) костных рыб
3) пресмыкающихся
4) хрящевых рыб
21. Задание 19 Какие ароморфозы позволили древним пресмыкающимся вытеснить древних земноводных?
1) роговой покров, развитые лёгкие
2) пятипалая конечность, живорождение
3) покровительственная окраска, способность к регенерации
4) четырёхкамерное сердце, теплокровность
22. Задание 19 Основные ароморфозы земноводных, позволившие им выйти на сушу
1) плавательные перепонки
2) трехкамерное сердце, дыхание легкими и кожей
3) развитие органов обоняния и осязания
4) появление поперечнополосатой мускулатуры и хорды
23. Задание 19 Усложнение строения кровеносной системы млекопитающих, по сравнению с пресмыкающимися, состоит в появлении
1) четырёхкамерного сердца
2) второго круга кровообращения
3) клапанов в сердце
4) аорты и артерий