1. Задание 22 Сигнал к началу осеннего перелета насекомоядных птиц
1) понижение температуры окружающей среды
2) сокращение светового дня
3) недостаток пищи
4) повышение влажности и давления
Ответ: 2
2. Задание 22 На численность белки в лесной зоне НЕ влияет
1) смена холодных и теплых зим
2) урожай еловых шишек
3) численность хищников
4) численность паразитов
Ответ: 1
3. Задание 22 К абиотическим факторам относят
1) конкуренцию растений за поглощение света
2) влияние растений на жизнь животных
3) изменение температуры в течение суток
4) загрязнение окружающей среды человеком
Ответ: 3
4. Задание 22 Фактор, ограничивающий рост травянистых растений в еловом лесу, — недостаток
1) света
2) тепла
3) воды
4) минеральных веществ
5. Задание 22 Как называют фактор, который значительно отклоняется от оптимальной для вида величины
1) абиотический
2) биотический
3) антропогенный
4) ограничивающий
Ответ: 4
6. Задание 22 Сигналом к наступлению листопада у растений служит
1) увеличение влажности среды
2) сокращение длины светового дня
3) уменьшение влажности среды
4) повышение температуры среды
7. Задание 22 Ветер, осадки, пыльные бури — это факторы
1) антропогенные
2) биотические
3) абиотические
4) ограничивающие
8. Задание 22 Реакцию организмов на изменение длины светового дня называют
1) микроэволюционными изменениями
2) фотопериодизмом
3) фототропизмом
4) безусловным рефлексом
9. Задание 22 К абиотическим факторам среды относят
1) подрывание кабанами корней
2) нашествие саранчи
3) образование колоний птиц
4) обильный снегопад
10. Задание 22 Из перечисленных явлений к суточным биоритмам относят
1) миграции морских рыб на нерест
2) открывание и закрывание цветков покрытосеменных растений
3) распускание почек у деревьев и кустарников
4) открывание и закрывание раковин у моллюсков
11. Задание 22 Какой фактор ограничивает жизнь растений в степной зоне?
1) высокая температура
2) недостаток влаги
3) отсутствие перегноя
4) избыток ультрафиолетовых лучей
12. Задание 22 Важнейшим абиотическим фактором, минерализующим органические
остатки в биогеоценозе леса, являются
1) заморозки
2) пожары
3) ветры
4) дожди
13. Задание 22 К абиотическим факторам, определяющим численность популяции, относят
1) межвидовую конкуренцию
2) паразитизм
3) понижение плодовитости
4) влажность
14. Задание 22 Главным ограничивающим фактором для жизни растений в Индийском океане является недостаток
3) минеральных солей
4) органических веществ
15. Задание 22 Что может стать ограничивающим фактором для жизни пятнистого оленя, живущего в Приморье на южных склонах гор?
1) глубокий снег
2) сильный ветер
3) недостаток хвойных деревьев
4) короткий день зимой
16. Задание 22 .Какой цифрой обозначен прямоугольник в котором нужно вписать слово «оптимум»?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
17. Задание 22 . К абиотическим экологическим факторам относится
1) плодородность почвы
2) большое разнообразие растений
3) наличие хищников
4) температура воздуха
18. Задание 22 . Сходство в жизненных условиях обитания разных популяций одного вида относят к критерию
1) географическому
2) экологическому
3) физиологическому
4) этологическому
19. Задание 22 . Реакция организмов на продолжительность дня называется
1) фототропизмом
2) гелиотропизмом
3) фотопериодизмом
4) фототаксисом
20. Задание 22 . Какой из факторов регулирует сезонные явления в жизни растений и животных?
1) смена температуры
2) уровень влажности воздуха
3) наличие убежища
4) продолжительность дня и ночи
21. Задание 22 . Какой из перечисленных ниже факторов неживой природы наиболее существенно влияет на распространение земноводных?
1) свет
2) содержание углекислого газа
3) давление воздуха
22. Задание 22 . Культурные растения плохо растут на заболоченной почве, так как в ней
1) недостаточное содержание кислорода
2) происходит образование метана
3) избыточное содержание органических веществ
4) содержится много торфа
23. Задание 22 . Какое приспособление способствует охлаждению растений при повышении температуры воздуха?
1) уменьшение скорости обмена веществ
2) увеличение интенсивности фотосинтеза
3) уменьшение интенсивности дыхания
4) усиление испарения воды
24. Задание 22 . Какое приспособление у теневыносливых растений обеспечивает более эффективное и полное поглощение солнечного света?
1) мелкие листья
2) крупные листья
3) шипы и колючки
4) восковой налёт на листьях
25. Задание 22 . Какой из перечисленных факторов относят к абиотическим?
1) наличие корма
2) навоз на полях
3) сорняки
4) состав почвы
26. Задание 22 . Ярусность растений в лесу
1) повышает межвидовую конкуренцию организмов
2) снижает внутривидовую конкуренцию
3) угнетает жизнедеятельность растений
4) снижает межвидовую конкуренцию
27. Задание 22 . Какой из перечисленных экологических факторов является ограничивающим жизнедеятельность бактерий, поселяющихся на мясных продуктах?
1) влажность
2) состав солей
3) температура
4) освещённость
28. Задание 22 . Какой из факторов регулирует сезонные явления в жизни растений и животных?
29. Задание 22 . Плотные и прочные кожные покровы, редукция органов зрения, конечности роющего типа — признаки животных, обитающих в среде
1) наземно-воздушной
2) почвенной
3) водной
4) организменной
30. Задание 22 . Какой цифрой обозначен оптимум существования организма?
1) I
2) II
3) III
4) IV
31. Задание 22 . Какой цифрой обозначена на рисунке зона гибели организма?
32. Задание 22 . Главный экологический фактор, вызывающий листопад у растений, — изменение
1) состава почвенного покрова
2) влажности воздуха
3) продолжительности светового дня
4) температуры окружающей среды
33. Задание 22 . Ограничивающим фактором для жизни крота обыкновенного может служить
1) недостаток света
2) влажность воздуха
3) температура воздуха
4) плотность почвы
34. Задание 22 . К какой группе экологических факторов следует отнести прополку сорняков в посевах культурных растений?
1) абиотическим
2) антропогенным
3) физиологическим
4) оптимальным
35. Задание 22 . Приспособленность кактусов к засушливым условиям пустыни состоит в том, что у них
1) периодически прекращаются все процессы жизнедеятельности
2) устьица расположены на нижней части листа
3) имеются мощные корни, глубоко уходящие в почву
4) в стеблях имеются водоносные ткани, в которых они запасают воду
36. Задание 22 . Какой экологический фактор является ограничивающим для зерноядных птиц зимой в тайге?
1) интенсивность освещения
2) перепады атмосферного давления
3) отсутствие насекомых
4) высота снегового покрова
37. Задание 22 . Растение Венерина мухоловка «поедает» насекомых из-за
1) неспособности к фотосинтезу
2) нехватки органических веществ
3) нехватки азота
4) перехода к паразитическому образу жизни
38. Задание 22 . Внешним сигналом, вызывающим наступление листопада у растений центральной полосы России, служит
1) накопление вредных веществ в листьях
2) увеличение количества осадков
3) сокращение длины светового дня
4) уменьшение питательных веществ в почве
39. Задание 22 . Ограничивающим фактором для арктической Белоклювой гагары скорее может стать
1) сильный ветер
2) замерзание водоёмов
3) повышение температуры воздуха
4) повышение влажности
1. Задание 22 Уменьшение толщины озонового слоя связано с деятельностью
1) растений
2) микроорганизмов
3) человека
4) животных
2. Задание 22 Опасность воздействия человека на биосферу состоит в том, что в ней
1) значительно увеличивается разнообразие культурных растений
2) чрезмерно увеличивается разнообразие домашних животных
3) круговорот веществ и энергии становится более полным
4) нарушаются процессы саморегуляции, поддерживающие ее целостность
3. Задание 22 Ведущую роль в сокращении рыбных запасов Мирового океана сыграли факторы
2) абиотические
3) биотические
4) климатические
4. Задание 22 Укажите пример антропогенного фактора
1) вымерзание всходов при весенних заморозках
2) уплотнение почвы автомобильным транспортом
3) повреждение культурных растений насекомыми
4) уничтожение вредителей сельского хозяйства птицами
5. Задание 22 Среди перечисленных факторов, влияющих на обитателей экосистемы луга, укажите антропогенный
1) выпас скота
2) зарастание луга кустарником
3) заболачивание местности
4) выпадение большого количества осадков
6. Задание 22 При уничтожении ядохимикатами насекомых-вредителей иногда наблюдается их массовое размножение, так как
1) увеличивается численность хищных птиц
2) ускоряется рост сельскохозяйственных растений
3) уничтожаются их естественные враги
4) уменьшается численность культурных растений
7. Задание 22 Укажите антропогенный фактор
1) интенсивное ультрафиолетовое излучение
2) сезонные колебания температуры
3) промышленное загрязнение
4) повышенная влажность воздуха
8. Задание 22 Какой участок земли, нарушенный человеком, медленнее других зарастает растительностью
1) заброшенная лесная дорога
2) лесное пожарище
3) заброшенная пашня
4) недействующий угольный карьер
9. Задание 22 В целях устойчивого развития и сохранения биосферы человек
1) полностью уничтожает хищников в экосистемах
2) регулирует численность популяций отдельных видов
3) увеличивает численность травоядных животных
4) увеличивает численность насекомых-вредителей
10. Задание 22 Наибольшую роль в увеличении концентрации углекислого газа в атмосфере играет
1) дыхание растений
2) жизнедеятельность микроорганизмов
3) работа предприятий промышленности
4) дыхание животных
11. Задание 22 Антропогенным изменением в экосистеме степи считают
1) формирование черноземных почв
2) колебания численности грызунов
3) чередование сухих и влажных периодов
4) нарушение растительного покрова вследствие распашки степи
12. Задание 22 Загрязнение окружающей среды мутагенами, повышение уровня радиации — причины
1) увеличения числа инфекционных заболеваний
2) увеличения числа наследственных заболеваний
3) приспособленности организмов к среде
4) усложнения цепей питания
13. Задание 22 Антропогенными называют факторы
1) связанные с деятельностью человека
2) абиотического характера
3) обусловленные историческими изменениями земной коры
4) определяющие функционирование биогеоценозов
14. Задание 22 Укажите пример антропогенного фактора
15. Задание 22 . Укажите антропогенный экологический фактор.
1) наводнение
2) землетрясение
3) биологическая защита растений
4) сукцессия в биогеоценозе
16. Задание 22 . Распашка целины в целях выращивания зерновых культур — пример действия фактора
1) биотического
2) абиотического
3) антропогенного
4) ограничивающего
17. Задание 22 . Рыхление почвы под кроной плодовых деревьев — это воздействие на растения фактора
1) антропогенного
2) биотического
3) ограничивающего
4) лимитирующего
18. Задание 22 . Подкармливание копытных животных в зимний период в целях сохранения численности их популяций относят к факторам
1) антропогенным
2) абиотическим
4) эволюционным
19. Задание 22 . К антропогенным факторам относят
1) образование карьеров
2) влагоёмкость почвы
3) продолжительность светового дня
4) естественный фон радиации
20. Задание 22 . Ограничивающим антропогенным фактором для жизни крота обыкновенного может служить
4) вспашка почвы
21. Задание 22 . Какой экологический фактор оказывает сильное воздействие на изменение луговой экосистемы?
1) преобладание консументов второго порядка
2) видовой состав редуцентов
3) интенсивный выпас скота
4) обильное выпадение снега
22. Задание 22 . Какой фактор, влияющий на экосистему водоёма, относят к антропогенным?
1) повышение уровня воды после обильных осадков
2) бесконтрольный лов рыбы с помощью сетей
3) зарастание берегов озера осокой
4) размножение одноклеточных водорослей
23. Задание 22 . Примером действия антропогенного фактора служит
1) распространение гриппа
2) ультрафиолетовое излучение
3) разлив нефти в океане
4) заражение острицами
1. Задание 22 По обочинам дорог, свалкам, отвалам грунта часто поселяются виды растений, не свойственные данной местности, так как в этих условиях
1) ослаблена конкуренция с местными видами растений
2) улучшено снабжение растений водой
3) увеличена концентрация минеральных веществ
4) отсутствуют растительноядные животные
2. Задание 22 Ярусное расположение растений в сообществе луга — приспособление к
1) использованию тепла
2) сохранению влаги
3) совместному обитанию
4) опылению насекомыми
3. Задание 22 Факторы, выходящие за пределы нормы реакции вида, называют
1) оптимальными
2) антропогенными
3) ограничивающими
4) абиотическими
4. Задание 22 Какова причина сокращения численности популяции лосей в биогеоценозе леса
1) недостаток корма
2) наступление дождливой погоды
3) понижение температуры
4) наступление осени
5. Задание 22 Назовите тип взаимоотношений лисиц и полёвок в биогеоценозе
1) конкуренция
2) хозяин-паразит
3) симбиоз
4) хищник-жертва
6. Задание 22 Что необходимо сделать для ограничения роста численности популяции растительноядных рыб в водоеме?
1) заселить водоём хищными рыбами
2) подкармливать водоросли минеральными удобрениями
3) заселить водоём цианобактериями
4) поднять уровень воды
7. Задание 22 Ярусное расположение растений в лесу служит приспособлением к
1) перекрестному опылению
2) защите от ветра
3) использованию энергии света
4) уменьшению испарения воды
8. Задание 22 Конкурентные отношения в биоценозе возникают между
1) хищниками и жертвами
2) паразитами и хозяевами
3) продуцентами и консументами
4) видами со сходными потребностями
9. Задание 22 В водоеме после уничтожения всех хищных рыб наблюдалось сокращение численности растительноядных рыб вследствие
1) распространения среди них заболеваний
2) уменьшения численности паразитов
3) ослабления конкуренции между видами
4) сокращения их плодовитости
10. Задание 22 Взаимоотношения божьих коровок и тлей — пример
1) паразитизма
2) взаимопомощи
3) симбиоза
4) хищничества
11. Задание 22 К биотическим факторам среды относят
1) создание заповедников
2) разлив рек при половодье
3) обгрызание зайцами коры деревьев
4) поднятие грунтовых вод
12. Задание 22 При каких условиях возникает конкуренция между двумя видами?
1) если соседствуют два вида со сходными экологическими потребностями
2) если два близкородственных вида долго проживают на одной территории
3) если два близкородственных вида проживают на смежных территориях
4) если один вид выступает для другого в качестве ресурса
13. Задание 22 Благодаря непрямому развитию у животных ослабляется конкуренция между
1) особями разных видов
2) популяциями разных видов
3) личинками и взрослыми формами
4) взрослыми особями вида
14. Задание 22 Конкурентные отношения между организмами в экосистемах характеризуются
1) угнетением друг друга
2) ослаблением внутривидовой борьбы
3) созданием среды одними видами для других
4) формированием сходных признаков у разных видов
15. Задание 22 Ослаблению конкуренции между родителями и потомством способствует развитие организма
1) зародышевое
2) историческое
3) прямое
4) непрямое
16. Задание 22 Отношения между обыкновенной белкой и таежным клещом называют
1) конкуренцией
2) хищничеством
3) симбиозом
4) паразитизмом
17. Задание 22 Неограниченное истребление волков в экосистеме леса может привести к
1) распространению заболеваний среди лосей
2) смене растительного покрова
3) падению численности мышевидных грызунов
4) сокращению численности других хищников
18. Задание 22 Численность волков может быть ограничивающим фактором для
1) зайцев-русаков
2) соболей
3) медведей
4) лисиц
19. Задание 22 Какой способ уничтожения вредителей сельского и лесного хозяйства принадлежит к группе биологических методов борьбы
1) создание высокой влажности
2) внесение органических удобрений
3) уничтожение сорняков гербицидами
4) привлечение хищных животных
20. Задание 22 Воздействию экологических факторов с относительно постоянными значениями подвергается
1) домашняя лошадь
2) майский жук
3) бычий цепень
4) человек
21. Задание 22 . Определите организмы, вступающие в конкурентные взаимоотношения.
1) гриб и водоросль в лишайнике
2) культурные и сорные растения
3) хищник и жертва
4) плотоядные и растительноядные животные
22. Задание 22 . Разложение в экосистеме органических веществ редуцентами относят к факторам
2) биотическим
3) антропогенным
4) ограничивающим
23. Задание 22 . В симбиозе живут
1) человек и пиявка
2) печеночный сосальщик и корова
3) клубеньковые бактерии и горох
4) муха и венерина мухоловка
24. Задание 22 . К биотическим экологическим факторам относится
1) влажность воздуха
2) солёность воды
3) большое разнообразие растений
4) количество солнечных дней в году
25. Задание 22 . К паразитам растений относится
1) бледная поганка
2) гриб трутовик
3) мухомор
4) ложный опёнок
26. Задание 22 . Межвидовая конкуренция приводит к
1) приспособлению видов к разным условиям в пределах ареала
2) вымиранию одного из видов
3) повышению жизнеспособности особей в популяции
4) смене типа межвидовых отношений
27. Задание 22 . Преимущество метаморфоза у насекомых перед прямым развитием проявляется в
1) снижении конкуренции между личинкой и имаго
2) питании более полезной пищей
3) большей плодовитости
4) в большем распространении
28. Задание 22 . Какой из указанных факторов является биотическим?
1) залежи каменного угля
2) парниковый эффект
3) насекомые-вредители
4) концентрация кислорода в воздухе
29. Задание 22 . Возрастание численности белок в лесу в связи с большим урожаем семян ели относят к факторам
1) климатическим
3) биотическим
4) абиотическим
30. Задание 22 . Приспособление аскариды к обитанию в организме человека —
1) развитые кровеносная и нервная системы
2) хорошо развитые органы чувств
3) плотные покровы тела
4) наличие трахей
31. Задание 22 . В основе строения и жизнедеятельности какого организма лежат симбиотические отношения?
1) лишайника
2) хвоща
3) мха
4) плауна
32. Задание 22 . Какой биотический фактор оказывает влияние на численность хищных рыб в водоёме?
1) изменение численности растительноядных рыб
2) отлов рыбы сетями
3) изменение температуры воды
4) заболачивание водоёма
33. Задание 22 . К какому типу относят межвидовые отношения между обитающими в одной экосистеме волком и лисицей?
1) комменсализму
2) хищничеству
3) конкуренции
4) симбиозу
34. Задание 22 . Примером симбиоза могут служить отношения
1) осины и подосиновика
2) березы и зайца
3) волка и лисы
4) человека и коровы
35. Задание 22 . Примером симбиоза могут служить отношения
1) лисы и зайца
2) опенка и оленя
3) человека и кишечной палочки
4) человека и пшеницы
36. Задание 22 . Консумент первого порядка обозначен цифрой
37. Задание 22 . Пчёлы по отношению к опыляемым ими цветковым растениям — пример фактора
2) ограничивающего
3) абиотического
4) антропогенного
38. Задание 22 . Какие отношения формируются в биоценозе между организмами со сходными потребностями?
1) конкурентные
2) паразит – хозяин
3) хищник – жертва
4) симбиотические
39. Задание 22 . Самая низкая биомасса продуцентов характерна для
1) лугов и болот
2) смешанных и хвойных лесов
3) тропических дождевых лесов
4) тундры и пустыни
40. Задание 22 . Какие отношения устанавливаются между актинией и раком-отшельником?
1) альтруизм
2) хищничество
4) паразитизм
41. Задание 22 . Какие отношения устанавливаются между кишечной палочкой и человеком?
1) паразитизм
2) альтруизм
3) хищничество
4) симбиоз
42. Задание 22 . Редуцентами в биогеоценозе леса являются
1) кроты
2) муравьи
3) грибы
4) личинки жуков
43. Задание 22 . К консументам первого порядка относятся
1) скворцы
2) бабочки
3) совы
4) летучие мыши
44. Задание 22 . Фактором, сдерживающим неограниченное увеличение численности популяции зайцев, может быть
1) снижение урожая капусты
2) снижение численности волков
3) увеличение числа паразитов
4) увеличение ядовитых грибов
45. Задание 22 . Продуцентом в экосистеме НЕ является
1) росянка
2) венерина мухоловка
3) раффлезия
4) кактус
46. Задание 22 . Примером нахлебничества (комменсализма) могут служить отношения между
1) кротом и дождевым червём
2) акулой и рыбой-прилипалой
3) грибом и водорослью в лишайнике
4) кукушкой и другими птицами
47. Задание 22 . Примером взаимовыгодной кооперации могут служить отношения
1) бычьего цепня и коровы
2) рака-отшельника и актинии
3) человека и мухи це-це
4) трутовика и берёзы