359. Образуйте глаголы приставочным способом от следующих глаголов. Обозначьте приставки, укажите вид глаголов. Определите, какие новые оттенки значений имеют образованные вами глаголы.
Бежать - прибежать (первым)
смотреть - посмотреть (фильм)
гордиться - возгордиться (собой)
пылать - запылать (от стыда)
лечь - прилечь (отдохнуть)
готовиться - приготовиться (к уроку)
беречь - сберечь (для потомков)
мчаться - примчаться (на урок)
спорить - оспорить (судебное решение)
печь - запечь (мясо в духовке)
руководить - поруководить (временно заводом)
Все полученный глаголы приобрели совершенный вид. Отвечают на вопрос не что делать? (как исходные слова), а что сделать?
360. Используя суффиксы, образуйте глаголы от следующих слов. Выделите словообразовательные суффиксы глаголов.
1) морозить (-ить), парить (-ить), гневить (-ить), обедать (-ать), плотничать (-ать), думать (-ать), секретничать (-ать), токарь (хз), бродяжничать (-ать), горевать (-ева), пировать (-ова), зимовать (-ова), фотографировать (-ова), позировать (-ова), пилотировать (-ова), учитель (хз), приветствовать (-ова), зверствовать (-ова).
2) светлеть (-еть), болеть (-еть), молодеть (-еть), нервничать (-ать), подличать (-ать), скромничать (-ать), усердствовать (-ать), мудрить (-ить) или мудрствовать (-ова).
361. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. В скобках запишите глагол в форме 1-го лица единственного числа, который помогает определить, какую букву надо писать в суффиксе.
Долго путешествовал (путешествую), воевать (воюю) с комарами, захаживал (захаживаю) в гости, почитывать (почитываю) книги, атаковать (атакую) противника, аккомпанировать (аккомпанирую) на рояле, шнуровал (шнурую) ботинки, посвистывал (посвистываю) в саду.
362. Определите, от какой части речи и каким способом образованы следующие глаголы. Выделите словообразовательные морфемы.
озвучить - звук (существит), приставочно-суффиксальным способом.
вздремнуть – дремать (глагол), приставочно-суффиксальным способом.
крепчать – крепкий (прилагательное), суффиксальным способом.
скупиться – скупой (прилагательное), суффиксальным способом.
веселеть – веселый (прилагательное), суффиксальным способом
363. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов и окончаний глаголов.
1. Ты не хочешь мне зла. Ты меня предавать не захочешь. (Рожд.) 2. Впереди виднелся второй мост, как будто перехватывающий реку узким горлом; за ним она опять расширялась. (Купр.) 3. Если выйти на мол, встретишь, несмотря на яркое солнце, резкий ветер и увидишь далекие зимние вершины Альп, серебряные, страшные. (Б.) 4. То шишкой запустит в загривок, то ночью вдруг начнет голосить, как младенец. Безобразничает, понятно. (Пауст.) 5. Будучи умен не по летам, я эксплуатировал ее тайну, как хотел: не учил уроков, ходил в классной вверх ногами и говорил дерзости. (Ч.)
Ставим глагол в начальную форму, определяем спряжение и вставляем соответствующую букву, не забываем про слова исключения.