321. Прочитайте, объясните постановку пропущенных знаков препинания. Найдите глаголы, укажите, в форме какого наклонения они употреблены.
1. О, не вздыхайте (повелит) обо мне, печаль преступна и напрасна, я здесь на сером полотне возникла (изъяв) странно и неясно. (Ахм.) 2. За что же не боясь греха, Кукушка хвалит (изъяв) Петуха? За то, что хвалит (изъяв) он Кукушку. (Кр.) 3. Мужчины вскакивали (изъявит) со стульев и бежали (изъявит) отнимать у слуг блюда, чтобы с необыкновенною ловкостью предложить (изъявит) их дамам. (Г.) 4. — Господь с тобой!.. — через силу прошептал (изъявит) Крохин. — Подумал (условн) бы... (Наг.) 5. Я сделал (изъяв) что мог. Если б каждый что мог однажды решился (условн) и сделал (изъяв)... (Рожд.)
322. Спишите, найдите глаголы в форме изъявительного наклонения. Укажите, в каком лице (если есть), роде (если есть) и числе употреблен глагол.
1. Закатное солнце косо падало (3л, ср.р) в комнату, и в коричневой глубине дерева тлели (3л) золотые волокна. (Пауст.) 2. Ты еще ничего не знаешь, дорогая, но потерпи, отзвенят несколько часов — и путы лопнут, и стеклянный шар уныния разлетится вдребезги... (Т. Т.) 3. Горы упадут к твоим ногам, ледниками звякая. (Рожд.) 4. Быстро в полутьме разобрали (3л) лошадей, подтянули (3л) подпруги и разобрались по командам. (Л. Т.) 5. Месяц плывет тих и спокоен, а юноша воин на битву идет. (Л.) 6. Зеленеет волнистая равнина, мирно синеет море, поют жаворонки... (Б.)
323. Спишите. Выделите глаголы в форме сослагательного наклонения, укажите, как они образованы. Отметьте место расположения частицы бы по отношению к глаголу: находится перед глаголом; после глагола; отделена от глагола другими словами. Какие слова подчеркивают значение желательности выполнения действия, названного глаголом?
1. Когда бы ты, как прежде было, о муках сердца своего в своем посланье говорила, — я не сказал бы ничего... (Бл.) 2. Про мышку бедную тут поздно вспомнил он [лев], что бы помочь она ему сумела, что сеть бы от ее зубов не уцелела и что его своя кичливость съела. (Кр.) 3. Я бы глаз лучами грыз ночи — о, если б был я тусклый, как солнце! (М.) 4. Лучше б ты мне просто на глаза не показывался! — сказал Ноздре в. (Г.) 5. Тебе бы цены не было, Куркулия, если бы ты избавился от акцента... (Иск.)
324. Образуйте формы мужского, женского, среднего рода единственного числа и формы множественного числа сослагательного наклонения от следующих глаголов, выделите окончания. Объясните, как изменяются глаголы в сослагательном наклонении.
пылать – пылал бы, пылала бы, пылало бы, пылали бы
висеть – висел бы, висела бы, висело бы, висели бы
золотиться – золотил бы, золотила бы, золотило бы, золотили бы
325. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Определите, каким членом предложения являются формы сослагательного наклонения глагола и с каким словом они согласуются в числе и роде.
1. Ведь это все равно, как если бы ты вдруг мне сказала (сказ): папа, достань (дополнение) мне с неба солнце. (Купр.) 2. Что было бы со мною, богиня, без тебя? (П.) 3. А ты бы вот лучше спросил (сказ) своих хороших господ, когда война кончится (сказ)? (Б.) 4. Чтобы с ней не делали (сказ), ей все равно, и ни чего ей не нужно. (Купр.) 5. Может, проехался (сказ) бы куда-нибудь... к Мещерским, например... (Б.) 6. Если бы ты играл (сказ), как прилично честному человеку. Но теперь не могу. (Г.)
326. Укажите, в каких предложениях из предыдущего упражнения форма сослагательного наклонения глагола обозначает побуждение к действию, т.е. имеет переносное значение.
1, 3
327. Прочитайте, найдите глаголы в форме повелительного наклонения, определите, в каком числе употреблены эти глаголы. Выделите обращения.
ДОМОВОМУ
Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни (ед.ч.) селенье, лес и дикий садик мой
И скромную семьи моей обитель!
Да не вредят полям опасный хлад дождей
И ветра позднего осенние набеги;
Да впору благотворны снеги
Покроют (мн.ч.) влажный тук полей!
Останься (ед.ч.), тайный страж, в наследственной сени,
Постигни (ед.ч.) робостью полунощного вора
И от недружеского взора
Счастливый домик охрани (ед.ч.)!
Ходи (ед.ч.) вокруг него заботливым дозором,
Люби (ед.ч.) мой малый сад и берег сонных вод,
И сей (ед.ч.) укромный огород
С калиткой ветхою, с обрушенным забором!
Люби (ед.ч.) зеленый скат холмов,
Луга, измятые моей бродящей ленью,
Прохладу лип и кленов шумный кров —
Они знакомы вдохновенью.
328. Образуйте все возможные формы повелительного наклонения от следующих глаголов. Выделите формообразовательные суффиксы нулевой суффикс) и окончания. Объясните правописание ь в форме повелительного наклонения.
спать – сп-и, сп-и-те, пусть сп-ят, пусть сп-ит, пускай сп-ит, пускай сп-ят, сп-и-те-ка, сп-и-ка
рисовать – рис-у-й, рис-у-й-те, пусть рис-у-ют, пускай рис-у-ют, рис-у-й-те-ка
лечь – леж-и, ляг-т-е, ляг-те-ка, пусть ляг-ут
329. Подберите к следующим глаголам несовершенного вида парные глаголы совершенного вида в форме повелительного наклонения. Не забывайте о правописании ь в этой форме.
Одевайте - одевайтесь, бросайте - бросьте, садитесь - сядьте, отрезайте - отрежьте, отодвигайтесь - отодвигайтесь, утешайтесь - утешьтесь, назначайте - назначите, отвечайте - ответите.
330. Спишите, вставляя, где это необходимо, ь. Найдите глаголы в форме повелительного наклонения, определите, каким членом предложения является эта форма.
1. Пусть остается (сказ) в душе, вспоминается (сказ) пусть пряничный привкус восторга, счастливая грусть... (Рожд.) 2. Не пугай (сказ) нас, милый друг, гроба близким новосельем: право, нам таким бездельем заниматься недосуг. (П.) 3. Да обедайте (сказ), обедайте (сказ) без меня... (Б.) 4. И на дверь ты взглядывай (сказ) не очень, все равно калитка есть в саду... (Ес.) 5. Плюньте (сказ) на изящный ореол, даденный певцу во время оно. Жалко мне поэта, если он занят обновлением ореола. (Рожд.) 6. Сыпь (сказ) ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу. (Ес.)