25. Расставьте ударения в словах. В случае затруднения обращайтесь к орфоэпическому словарю.
Асимметри́я, балова́ться, валово́й (продукт), де́спот, дефи́с, диспансе́р, заброни́ровать, изы́ски, кварта́л, краси́вее, мусоропрово́д, новорождённый, обеспе́чение, облегчи́ть, упро́чение, факси́миле, феноме́н.
26. Расставьте ударения в формах слов.
Ва́жный — важна́ — ва́жны; ве́домости — ве́домостей; гнать — гнала́ — гна́ли; класть — кла́ла — кла́ли; осуди́ть — осуждённый; развести́ — разведённый — разведён — разведена́; река́ — ре́ки (мн. ч.) — ре́кам; ска́терть — ска́терти — скатерте́й; ту́фля — ту́фли.
27. Расставьте ударения в глагольных формах. Затранскрибируйте выделенные слова.
Вня́ть, вня́л, вняла́, вня́ли; гнать, гна́л, гнала́, гна́ло, гна́ли; да́ть, да́л, дала́, дало́, да́ли; кла́сть [кл`аст’], кла́л, кла́ла, кла́ло, кла́ли; обня́ть [абн’`ат’], обня́л, обняла́, обня́ло, обня́ли.
28. Составьте вопросы к предложениям с учетом логического ударения. Что помогает установить логическое ударение?
1. Снег в лесу не таял долго. Что таяло в лесу? Снег в лесу не таял долго. Где таял снег? Снег в лесу не таял долго. Что делал снег? Снег в лесу не таял долго. Как таял снег? 2. В нашей семье бабушку уважали. Кого уважали в нашей семье? В нашей семье бабушку уважали. Что делали с бабушкой? В нашей семье бабушку уважали. Где уважали бабушку? В нашей семье бабушку уважали. В какой семье уважали бабушку? 3. Учение издавалось ему легко. Что давалось ему легко? Учение давалось ему легко. Кому давалось учение легко? Учение давалось ему легко. Как давалось ему учение?
29. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте ударения. Подчеркните слова, имеющие логическое ударение.
1. Пою́т ему́ с полночи лихи́е гусля́ры. (А.К.Т.) 2. Мать леле́яла и балова́ла его́, как балу́ют еди́нственное ча́до. (Гонч.) 3. В парчу́ и же́мчуг у́брана, ждала́ она́ го́стя. (Л.) 4. Княги́ня пе́ред ним, одна́, сиди́т, не у́брана, бледна́. (П.) 5. На шесто́й версте́ от го́рода ви́жу: шага́ет он по большаку́. (Т.) 6. Выходи́в все окре́стные кусты́ и поля́, я непреме́нно к концу́ дня завора́чивал в сосе́днее боло́то. (Гонч.) 7. Верши́ны лип обагрены́ живи́тельным дождём. (Т.) В. Я ожида́л по времена́м того́ периоди́ческого ва́ла, кото́рый называ́ют девя́тым, и сра́внивал, как си́льно накрени́т он су́дно про́тив предыду́щего ва́ла. (Гонч.)
30. Назовите лишнее: фонетическая фраза, фонетический (речевой) такт, звук, слог.
Звук не является единицей речевого потока.
31. Мельчайшая единица речевого потока: звук, слог?
Мельчайшая единица речевого потока: слог.
32. Запишите в транскрипции: крапива, третий, циркуль.
[крап’`ива], [тр’`эт’ий’], [цыркул’]
33. Назовите слова: двусложные — а) с ударением на первом слоге; трехсложные — б) с ударением на втором, в) с ударением на третьем слоге.
Назовите слова: двусложные — а) с ударением на первом слоге кожа. зноем; трехсложные — б) с ударением на втором малина, воробушек, в) с ударением на третьем слоге соловей, самолет.
34. Прочитайте. О каких звуках пишет автор? Спишите первый абзац текста, вставляя пропущенные буквы в словах. Допишите рассуждение о роли звуков человеческой речи.
Звуки, доносящиеся из-за окна, обладают совершенно иной природой, чем те, которые рождаются где-нибудь в коридоре или за перегородкой. Разница не только в свойствах самого звука - громкий он или тихий, резкий или приглушенный,- сколько в том, что его одушевляет. Почти все звуки производятся людьми, но те, что возникают внутри огромного здания, воспринимаются как урчание в кишечнике или хруст суставов огромного организма - словом, не вызывают интереса из-за своей привычности и объяснимости. А то, что прилетает из-за окна,- почти единственное свидетельство существования всего остального мира, и каждый звук оттуда необыкновенно важен. Звуковая картина мира тоже успела сильно измениться со времен детства, хотя главные ее составляющие - все те же. Вот обычный заоконный звук: далекие звонкие удары железа о железо, по сравнению с пульсом - реже раза в два-три. Уних очень интересное эхо: кажется, что звук доносится не из какой-то одной точки, а сразу со всей дуги горизонта. Самое первое, чем был этот бой,- еще во времена, когда можно было спать после общего подъема,- это шкалой времени или даже внешней точкой опоры, по отношению к которой вечерние разборки и утренний мордобой взрослых приобретали необходимую протяженность и последовательность.
35. Затранскрибируйте 5 многосложных слов (по выбору) из второго абзаца текста предшествующего упражнения.
[сав’ирш`эна], [п’ир’игар`откай’], [пр’иглуш`оный’], [праизв`од’ица] [адушывл’`ай’ит]