966. Прочитайте пословицы о речевых отношениях и объедините их в три группы: 1) о формулах вежливости, важных для ведения беседы; 2) о правилах ведения диалога; 3) о типичных ошибках в построении диалога. Добавьте в каждую группу по собственному примеру.
1. Лошадь узнают в езде, человека — в общении. 3
2. Вежливость познается среди хамства. 2
3. Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани. 1
4. Из дурного рта выходит только скверное слово. 1
5. От приятных слов язык не отсохнет. 3
6. Учись вежливости у невоспитанного. 2
7. Умный языком, глупый руками. 1
8. Пожуй, прежде чем проглотить; послушай, прежде чем говорить. 1
9. Язык — один, уха — два, раз скажи, два раза послушай. 3
10. Умный не говорит, невежда не дает говорить. 1
11. Дед говорит про курицу, а бабка — про утку. 3
12. Вы слушайте, мы будем молчать. 2
13. Глухой слушает, как немой речь говорит. 3
14. Умей обойтись с глупым, а умный сам с тобой обойдется. 2
967. На основании приведенных пословиц и поговорок сформулируйте правила речевого поведения для говорящего. Приведите известные вам пословицы и поговорки о правилах речевого поведения говорящего.
1. Ножом убивают в безлюдном месте, словом — на людях. 2. Корову ловят за рога, а людей — за язык. 3. Будешь следить за языком — он охранит тебя, распустишь его — он тебя продаст. 4. Невысказанное высказать можно, высказанное возвратить нельзя. 5. Лучше захромать на ногу, чем на язык. 6. Не говори всего, что знаешь, но знай все, что говоришь. 7. Лучше плакать кстати, чем смеяться не вовремя, 8. Яйцо курицу уму-разуму учило. 9. Слова — жемчуг, но когда их много, они теряют цену. 10. У лжеца дом сгорел — никто не поверил. 11. Мечет бисер перед свиньями. 12. Смысл слова зависит от того, каким тоном оно сказано.
968. Прочитайте пословицы и поговорки и сформулируйте правила для адресата.
1. Сто человек — сто мнений. 2. Нет дров, которые не дымят, нет людей, которые не ошибаются. 3. Если тебе не ясно, не спеши с выводами. 4. Слону снится одно, погонщику — другое. 5. Иногда и дурак умное слово молвит. 6. Чрезмерная мудрость хуже глупости. 7. Человек спрятан за своими словами, хочешь узнать человека — вслушайся в его речь. 8. Во сне кошки — одни только мыши. 9. Если бы искренность горела, дрова были бы вполовину дешевле. 10. Начал с кувшина, кончил о бочке. 11. Ничего, что дом сгорел, зато клопы подохли. 12. Родился раньше отца и пас дедовский табун. 13. Буквы кривые, да смысл прямой. 14. Немного слов — много оговорок.
969. Прочитайте пословицы и поговорки и сформулируйте типичные ошибки в построении высказывания.
1. Танцевать не умеет, а говорит, что пол кривой. 2. Конь скачет, а всадник похваляется. 3. Его из деревни гонят, а он просится в старосты. 4. Вода всю мельницу унесла, а ты спрашиваешь, где желоб. 5. Каждый может ругать построенный дом, но не каждый может его построить. 6. Кто сам ничего не делает, тот любит поучать других. 7. Нет, нет, взять не могу, положите мне в карман. 8. Гнев шагает впереди, ум — сзади. 9. Свой ум и чужое богатство всегда преувеличивают. 10. Причину и пластырь можно приклеить куда угодно. 11. Люди не любят того, чего не знают. 12. Лучше хорошо молчать, чем плохо говорить.
970. Прочитайте фрагменты из повести В. Токаревой. Укажите, какие правила речевого этикета нарушили участники диалога. Определите, где и когда уместен такой диалог, в каком стиле речи он выдержан, какие отношения между общающимися. Помогите героям исправить ошибки.
I. В 10.15 по московскому времени в квартиру Люси позвонил сосед Женька.
— Здравствуйте, — сказала Люся, так как Женька молчал и смотрел глазами — большими и рыжими.
— Ладно, — ответил Женька. Слово «здравствуйте» он понимал как обращение и понимал буквально: будьте здоровы.
Люся удивилась, но ничего не сказала. Она была хорошо воспитана и умела скрывать свои чувства.
— У меня сломалась бритва, — сказал Женька. Голос у него был красивый. — Я бы побрился бритвой вашего мужа. Но это зависит не только от меня.
— Пожалуйста, — Люся не умела отказывать, если ее о чем-то просили.
II. — Добрый день, — поздоровался Юра.
— Да, — согласился Женька, потому что считал сегодняшний день для себя добрым.
Юра удивился этой форме приветствия <...>, но Юра был человеком воспитанным и делал вид, что все правильно...
— Как дела? — спросил Юра у Женьки.
— На работу устраиваюсь, — с готовностью откликнулся Женька. — Странная, в общем, работа, но дело не в этом. Когда человек работает, он не свободен, потому что по большей части делает не то, что ему хочется. Но, с другой стороны, человек не всегда знает, что ему хочется. — Женька вдохновился и похорошел. Он любил, когда интересовались его делами и когда при этом внимательно слушали, — Видите ли...
Женька запнулся, ему показалось — Юра что-то сказал. <...> Женька понял, что слушал Юра невнимательно, и ему самому стало неинтересно.
— Я пойду... — неуверенно проговорил Женька.
971. Почему специалист должен следить за своей речью? Составьте памятку «Как не должен говорить образованный человек».
Специалист - вне зависимости от области его специализации - это тот человек, к которому обращаются за советом и помощью. Он выполняет определенные задачи и должен быть авторитетом. Следовательно, следить за всеми аспектами своего внешнего облика и поведения. Правильная, четкая и аргументированная речь, не засоренная лишними словами - сразу же производит достойное впечатление. Если речь и манеры подкачали - даже нужный внешний вид не спасет.
972. Объясните иностранцу, какие правила речевого этикета принято соблюдать в России.
Любой разговор, как правило, начинается с приветствия, он может быть словесным и невербальным. Порядок приветствия также имеет значение: младший первым приветствует старшего, мужчина - женщине, девушка - взрослого мужчину, младший – старшему.
973. Приведите примеры использования тактик вежливости в официальной обстановке или в быту.
Приветствие: Добрый день (утро, вечер)! Здравствуйте!
Прощание: До свидания! Всего доброго! Всего хорошего! До встречи! (если назначена встреча) Позвольте попрощаться! Счастливого пути (отъезжающему)
Благодарность: Спасибо! Очень признателен вам! Благодарю! Большое спасибо! Сердечно благодарю (благодарен)! Разрешите поблагодарить вас!
Просьба: Будьте добры… Будьте любезны… Прошу вас…
Извинение: Приношу свои извинения… Извините, пожалуйста… Прошу меня простить… Простите, пожалуйста…
Предложение: Позвольте предложить… Мне хочется предложить вам… Я хотел бы предложить вам…
Приглашение: Разрешите пригласить вас на… Я приглашаю вас на… От имени…приглашаю вас на…